зубрёжка
Смотреть что такое «зубрёжка» в других словарях:
зубрёжка — зубрёжка … Русское словесное ударение
зубрёжка — зубрёжка, и … Русский орфографический словарь
Зубрёжка — Зубрёжка метод обучения[источник не указан 541 день], заключающийся в запоминании текста наизусть. Основой этого метода является повторение («повторение мать учения»). Содержание 1 История 2 Достоинства … Википедия
зубрёжка — зубрёжка, зубрёжки, зубрёжки, зубрёжек, зубрёжке, зубрёжкам, зубрёжку, зубрёжки, зубрёжкой, зубрёжкою, зубрёжками, зубрёжке, зубрёжках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ЗУБРЁЖКА — ЗУБРЁЖКА, зубрёжки, мн. нет, жен. (школ.). Действие по гл. зубрить. От зубрежки совсем отупел. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
зубрёжка — (школьн. арго) … Словарь употребления буквы Ё
зубрёжка — см. зубрить II; и; ж. Отупляющая зубрёжка … Словарь многих выражений
зубрёжка — зубр/ёжк/а … Морфемно-орфографический словарь
зубрёжка — и, ж. разг. Действие по знач. глаг. зубрить 2. Зубрежка распространялась и на такой предмет, как геодезия. Приходилось заучивать проверки и поправки ко всем сложным геодезическим инструментам. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю … Малый академический словарь
зубрёжка — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
Можно ли проверить это слово? Составьте пример предложения с ним
Имя существительное «зубрёжка» образовано суффиксальным способом от глагола «зубрить» (правда, можно допустить, что сначала «зубрёж», а потом «зубрёжка», тоже суффиксальное производное).
Следовательно, проверить написание суффикса нельзя, просто нужно запомнить глагольное происхождение таких слов.
Пример употребления: Тяжело студентам дается латынь, видимо, без зубрёжки не обойтись.
Построим словообразовательную цепочку: мысль => мысл/ить => с/мыслить => смысл => бес/смысл/енн/ый.
Как видно из построенной цепочки, в заданном прилагательном две приставки, в одной из которых (первой) есть орфограмма, связанная с правописанием приставок на «з» и «с».
Здесь приставка пристыковывается ко второй приставке, состоящей из одной глухой согласной «с».
В этом случае правилами орфографии русской регламентируется приставки перед глухими согласными писать тоже с глухой согласной «с», например: беспримерный, нисходить, растревожить, бесконечность.
В заданном прилагательном также правильно писать приставку «бес-«.
Бессмысленный разговор оставил у меня неприятный осадок.
Фразеологизм «мартышкин труд» характеризует именно бессмысленный труд.
Приставка за означает законченность действия.
Разберём слово «закорючка» на морфемы :
корючить, корюка, корчить, корча.
Значит, безударную гласную о в слове закорючка можно проверить, поставив ее под ударение :
Возможны все три варианта.
Стоит еще вспомнить фразеологизм «вверх ногами», где «вверх» такое же наречие, что и «кверху», такого же происхождения. Разница лишь в том, что оно, как мне кажется, больше употребляется для обозначения направления движения (куда?), в то время как «кверху» указывает преимущественно на место или образ действия (где? как?). Но грань довольно тонкая.
«НАПРАСНЫЙ» — проверочное слово к букве «Т»
Проверочное слово к слову «напрасный» — «напрасен».
Выясним, как правильно написать слово «напрасный», с буквой «т» в корне слова или без нее? Для этого подберем проверочное слово.
Непроизносимые согласные в словах
Во многих словах русского языка существуют труднопроизносимые сочетания согласных «вств», «здн», «ндск», «стл», «стн», из которых при их произнесении выпадают согласные звуки «в», «д», «т». Эти звуки называются непроизносимыми:
И, напротив, в некоторых словах в похожих сочетаниях согласных нет непроизносимого согласного звука, например:
Как проверить непроизносимый согласный в слове?
Чтобы правильно написать слова с непроизносимыми согласными, нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово с целью, чтобы после проблемного согласного звука появился гласный звук. Гласный звук усилит позицию непроизносимого согласного в слове. И тогда проблемный звук станет слышен ясно и отчетливо, например:
«Напрасный» или «напрастный», как правильно?
Воспользуемся этим орфографическим правилом и проверим написание интересующего нас слова.
Это качественное прилагательное образует краткие формы, различающиеся категорией рода и числа:
В краткой форме прилагательного единственного числа мужского рода появилась беглая гласная «е», которая находится как раз между согласными «с» и «н» и ясно показывает, что между ними нет согласного «т».
Как видим, в корне прилагательного «напрасный» не пишется буква «т», как и в словах:
ВыводПроверочное слово «напрасен» доказало, что в корне слова «напрасный» не пишется буква «т».
Некоторое время загонщики и собаки состязались, кто поднимет больше шуму; и всадники, стоявшие на опушке, скоро убедились, что это труд не напрасный (Майн Рид. Охотники за жирафами).
5 приемов запоминания информации, с которыми зубрежка станет не нужна
Софья Бурназова
Заучивание определений, правил и текстов часто становится причиной ненависти к определенным предметам или даже учебе в целом. Кроме того, зубрежка без понимания сути заучиваемого редко бывает по-настоящему эффективна. Часто люди, узнавая, что я учитель русского и литературы, вздыхают: «Не любил ни русский, ни литературу в школе. Все время нужно было зубрить термины, правила и стихи, а понятнее не становилось».
С таким настроем ко мне в репетиторство часто приходят ученики — они, переступая порог квартиры, честно предупреждают меня о том, что не могут учить правила. А потом удивляются, когда я говорю, что в 90 процентов случаев зубрежку можно обойти. Мне в этом помогают пять приемов.
Прием 1. Определить свой доминирующий тип восприятия информации и пользоваться этим
Хорошо известно, что люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Хотя большинство обладает смешанным типом восприятия, какой-то из них все равно доминирует над остальными. Некоторые исследователи также выделяют четвертый тип — дигиталов (дискретов), для которых важнее прочего логические связи и анализ. Однако среди детей дигиталов не выделяют, поскольку ими становятся в течение жизни. Если узнать тип восприятия ребенка, то можно существенно облегчить ему жизнь, подобрав для него технику запоминания из упомянутых выше.
Для визуалов рекомендуется в первую очередь создать комфортную обстановку — им важна тишина и порядок на рабочем месте. Также важна визуальная составляющая учебных пособий или дополнительных материалов — если есть возможность, лучше подобрать стильные и яркие плакаты, словари, сборники (такие часто продаются в книжных магазинах). В ходе изучения материала учителю рекомендуется прибегать к построению схем и таблиц, выделять заголовки и смысловые блоки цветом, а в качестве метода контроля можно предложить ученику ментальную карту.
Для аудиалов важен процесс живого общения — чтение учебника и заучивание по нему определений для них может оказаться мучением. Аудиалы обычно хороши в объяснениях, поэтому после изучения и обсуждения нового материала стоит попросить ребенка пересказать все своими словами. Если необходимо выучить, например, стихотворение по литературе, можно найти запись его чтения в интернете и после нескольких прослушиваний и повторений вслух аудиал будет знать его наизусть. Обычные книги можно заменить на аудиоспектакли, а также можно приучать ребенка к подкастам и лекциям в записи, которые он будет слушать с удовольствием.
Для кинестетиков важно находиться в движении и переключаться, поэтому процесс обучения стоит разбить на периоды, которые будут чередоваться с паузами. Можно взять за основу технику Pomodoro или придумать свою — например, после каждого пройденного параграфа играть в подвижную игру (ее можно совместить с обучением, что для кинестетика является дополнительным преимуществом). Также в обучении кинестетика необходимо делать упор на мышечную память (переписывание от руки), но чередовать такие упражнения с интерактивными, чтобы избежать переутомления. Интерактивные упражнения по любым предметам можно создавать на Learningapps.
Прием 2. Использовать мнемотехники
Мнемотехники — совокупность приемов, которые позволяют лучше запоминать информацию с помощью намеренного образования ассоциаций. Мнемотехника, которую наверняка знает каждый — соотнесение количества дней в месяцах с костяшками пальцев:
Что предлагает мнемоника? Запомнить всего одну фразу, которая содержит в себе все буквы, после которых в суффиксе пишется ч:
Я тоже здесь.
Иногда этой фразы достаточно для того, чтобы перестать делать ошибки, иногда требуются дополнительные ассоциации — например, придумать ситуацию, в которой эта фраза произносится. Чем больше ассоциаций (связей) с разных сторон ученик сможет придумать, тем больше вероятность, что в нужный момент информация всплывет в памяти.
Прием 3. Найти или сочинить песню или стихотворение
На самом деле, этот прием также является мнемоническим, но в нем составление ассоциаций требует от школьника меньше личного труда. Четкий ритм стихотворения или песни позволяет знанию «засесть» в голове на долгие годы. Многие взрослые и сейчас вспомнят стишок про биссектрису или закон Архимеда. А в массовой культуре песни, помогающие запомнить правителей страны, получили очень широкое распространение, например, «Президентский рэп» из фильма «Триумф: История Рона Кларка»
или ставшее популярным видео «Правители СССР»
Прием 4. Флеш-карточки
Метод хорош в случаях, когда от зубрежки отказаться нельзя, но хочется, чтобы после контрольной или экзамена знания не покинули ученика. Особенно эффективен при изучении иностранных слов: на лицевой стороне карточки находится слово, перевод которого нужно вспомнить, на обратной — русский перевод. Такой же способ подходит для изучения определений — с двух сторон карточки находятся термин и его толкование.
Преимущество такого метода в том, что человек не привязывается к последовательности изученного, ведь карточки можно перемешать и продолжать учить их в другом порядке.
Для тех, кто не хочет делать карточки вручную или желает иметь их при себе все время, есть специальный сервис Quizlet, который доступен в веб-версии и приложении для смартфонов. Виртуальные карточки также может сделать учитель и «раздать» своим ученикам, чтобы у каждого в телефоне был комплект.
Прием 5. Объяснить нужную тему кому-то другому
«Объясните мне, пожалуйста, как будто бы мне 11 лет», — так известный автор подкаста и популяризатор науки Илья Колмановский часто начинает свою беседу с серьезными учеными. Умение объяснить сложное просто — это не дар свыше, а навык, который можно развить. Даже если тема сложная, можно ее переработать так, чтобы объяснить ее даже ребенку — неважно, будет ли это младший брат или сестра, сын или дочь, или же внутренний ребенок, которому нужно понятное объяснение.
Играя роль учителя, человек ищет пути наиболее понятного объяснения прежде всего для себя. И этот инструмент будет очень эффективным, если нужно самому понять какую-то тему. Более того, хороший учитель всегда заглянет за пределы учебника — посмотрит лекцию или послушает подкаст, пролистает энциклопедию или хотя бы погуглит. Часто, если рассмотреть тему при помощи нескольких источников и пересказать кому-то, можно усвоить ее гораздо лучше, чем вызубрив два параграфа.
Об автор: Софья Бурназова, учитель русского языка и литературы, журналист.
Вступайте в клуб педагогов в Фейсбук
5 приемов запоминания информации, с которыми зубрежка станет не нужна
Софья Бурназова
Заучивание определений, правил и текстов часто становится причиной ненависти к определенным предметам или даже учебе в целом. Кроме того, зубрежка без понимания сути заучиваемого редко бывает по-настоящему эффективна. Часто люди, узнавая, что я учитель русского и литературы, вздыхают: «Не любил ни русский, ни литературу в школе. Все время нужно было зубрить термины, правила и стихи, а понятнее не становилось».
С таким настроем ко мне в репетиторство часто приходят ученики — они, переступая порог квартиры, честно предупреждают меня о том, что не могут учить правила. А потом удивляются, когда я говорю, что в 90 процентов случаев зубрежку можно обойти. Мне в этом помогают пять приемов.
Прием 1. Определить свой доминирующий тип восприятия информации и пользоваться этим
Хорошо известно, что люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Хотя большинство обладает смешанным типом восприятия, какой-то из них все равно доминирует над остальными. Некоторые исследователи также выделяют четвертый тип — дигиталов (дискретов), для которых важнее прочего логические связи и анализ. Однако среди детей дигиталов не выделяют, поскольку ими становятся в течение жизни. Если узнать тип восприятия ребенка, то можно существенно облегчить ему жизнь, подобрав для него технику запоминания из упомянутых выше.
Для визуалов рекомендуется в первую очередь создать комфортную обстановку — им важна тишина и порядок на рабочем месте. Также важна визуальная составляющая учебных пособий или дополнительных материалов — если есть возможность, лучше подобрать стильные и яркие плакаты, словари, сборники (такие часто продаются в книжных магазинах). В ходе изучения материала учителю рекомендуется прибегать к построению схем и таблиц, выделять заголовки и смысловые блоки цветом, а в качестве метода контроля можно предложить ученику ментальную карту.
Для аудиалов важен процесс живого общения — чтение учебника и заучивание по нему определений для них может оказаться мучением. Аудиалы обычно хороши в объяснениях, поэтому после изучения и обсуждения нового материала стоит попросить ребенка пересказать все своими словами. Если необходимо выучить, например, стихотворение по литературе, можно найти запись его чтения в интернете и после нескольких прослушиваний и повторений вслух аудиал будет знать его наизусть. Обычные книги можно заменить на аудиоспектакли, а также можно приучать ребенка к подкастам и лекциям в записи, которые он будет слушать с удовольствием.
Для кинестетиков важно находиться в движении и переключаться, поэтому процесс обучения стоит разбить на периоды, которые будут чередоваться с паузами. Можно взять за основу технику Pomodoro или придумать свою — например, после каждого пройденного параграфа играть в подвижную игру (ее можно совместить с обучением, что для кинестетика является дополнительным преимуществом). Также в обучении кинестетика необходимо делать упор на мышечную память (переписывание от руки), но чередовать такие упражнения с интерактивными, чтобы избежать переутомления. Интерактивные упражнения по любым предметам можно создавать на Learningapps.
Прием 2. Использовать мнемотехники
Мнемотехники — совокупность приемов, которые позволяют лучше запоминать информацию с помощью намеренного образования ассоциаций. Мнемотехника, которую наверняка знает каждый — соотнесение количества дней в месяцах с костяшками пальцев:
Что предлагает мнемоника? Запомнить всего одну фразу, которая содержит в себе все буквы, после которых в суффиксе пишется ч:
Я тоже здесь.
Иногда этой фразы достаточно для того, чтобы перестать делать ошибки, иногда требуются дополнительные ассоциации — например, придумать ситуацию, в которой эта фраза произносится. Чем больше ассоциаций (связей) с разных сторон ученик сможет придумать, тем больше вероятность, что в нужный момент информация всплывет в памяти.
Прием 3. Найти или сочинить песню или стихотворение
На самом деле, этот прием также является мнемоническим, но в нем составление ассоциаций требует от школьника меньше личного труда. Четкий ритм стихотворения или песни позволяет знанию «засесть» в голове на долгие годы. Многие взрослые и сейчас вспомнят стишок про биссектрису или закон Архимеда. А в массовой культуре песни, помогающие запомнить правителей страны, получили очень широкое распространение, например, «Президентский рэп» из фильма «Триумф: История Рона Кларка»
или ставшее популярным видео «Правители СССР»
Прием 4. Флеш-карточки
Метод хорош в случаях, когда от зубрежки отказаться нельзя, но хочется, чтобы после контрольной или экзамена знания не покинули ученика. Особенно эффективен при изучении иностранных слов: на лицевой стороне карточки находится слово, перевод которого нужно вспомнить, на обратной — русский перевод. Такой же способ подходит для изучения определений — с двух сторон карточки находятся термин и его толкование.
Преимущество такого метода в том, что человек не привязывается к последовательности изученного, ведь карточки можно перемешать и продолжать учить их в другом порядке.
Для тех, кто не хочет делать карточки вручную или желает иметь их при себе все время, есть специальный сервис Quizlet, который доступен в веб-версии и приложении для смартфонов. Виртуальные карточки также может сделать учитель и «раздать» своим ученикам, чтобы у каждого в телефоне был комплект.
Прием 5. Объяснить нужную тему кому-то другому
«Объясните мне, пожалуйста, как будто бы мне 11 лет», — так известный автор подкаста и популяризатор науки Илья Колмановский часто начинает свою беседу с серьезными учеными. Умение объяснить сложное просто — это не дар свыше, а навык, который можно развить. Даже если тема сложная, можно ее переработать так, чтобы объяснить ее даже ребенку — неважно, будет ли это младший брат или сестра, сын или дочь, или же внутренний ребенок, которому нужно понятное объяснение.
Играя роль учителя, человек ищет пути наиболее понятного объяснения прежде всего для себя. И этот инструмент будет очень эффективным, если нужно самому понять какую-то тему. Более того, хороший учитель всегда заглянет за пределы учебника — посмотрит лекцию или послушает подкаст, пролистает энциклопедию или хотя бы погуглит. Часто, если рассмотреть тему при помощи нескольких источников и пересказать кому-то, можно усвоить ее гораздо лучше, чем вызубрив два параграфа.
Об автор: Софья Бурназова, учитель русского языка и литературы, журналист.
Вступайте в клуб педагогов в Фейсбук