Правописание глагола «нашёл»: орфография, правила, спряжение, примеры
Слово «нашёл» правильно пишется так, как здесь: через «ё» в окончании. Написание через «о» с ударением на нём в произношении ( «нашол» ) неверно́: русских глаголов на «-о́л» не существует даже и в изолированном спряжении, см. ниже. Подобные, грамматически совершенно ошибочные, записи нередки в челобитных и т.п. доекатерининской эпохи, но с утверждением на российском троне принцессы Фике сходят на нет и в бумагах, накропанных провинциальными приказными дьячками. Которые (дьячки), по единодушному мнению их современников, трезвы бывали от силы раз в году не каждый год.
Грамматика
Слово «нашёл» – личная форма разноспрягаемого переходного глагола совершенного вида «найти». Состоит из приставки «на-», корня «-ш-» и личного окончания «-ёл». Инфинитив «найти» – из приставки «на-», корня «-й-» и личного окончания «-ти». Постановка ударения и разделение переносами най-ти́; на-шёл. Соответствующий глагол несовершенного вида «находить». Глаголы совершенного вида обозначают действие уже совершённое или совершающееся, результат которого ясно предсказуем. И обратно – глаголы несовершенного вида значат, что действие или предстоит совершить, или же его результат неоднозначен («Найду или нет?»). Переходный значит, что действие производится тем, кто действует, над чем-то или кем-то. Искомое за ищущим не бегает, его найти надо. Личные формы глагола «найти» таковы:
Действительное причастие прошедшего времени наше́дший; страдательные на́йденный (современное написание); найдённый (устаревшее). Деепричастия прошедшего времени найдя́, наше́дши (современные); наше́д (архаизм).
Правила
Сложность орфографии слова «нашёл» троякая. Во-первых, самое это слово есть личная форма инфинитива «найти» (исходной, или словарной формы глагола): единственное число прошедшего времени мужского рода – «Я нашёл», «Ты нашёл», «Он нашёл». Во-вторых, «найти» это слово, производное от «идти»: шёл, шёл и нашёл. Может быть, в буквальном смысле: наступил и почувствовал под ногой что-то не то. Для времён, когда простой народ от холодов до холодов ходил большей частью босиком, вполне естественный способ словообразования. А «идти», в свою очередь, неправильный глагол. В русском языке таких немного, но их правописание, и словоформ от них, нужно запоминать.
Пояснение к правилам
Русские неправильные глаголы подразделяются в целом на:
«Идти» глагол разноспрягаемый, т.е., так сказать, частично правильный. В единственном числе прошедшего времени его следовало бы писать на «-ел» в ударной позиции. В старину так и делали; отчасти подобное произношение сохранилось в написании причастий и деепричастий, см. далее. Однако ударное «-е́л» фонетически, на слух, очень неудобное окончание: его трудновато воспринимать и понимать значение слова с ним. Во времена, когда средств машинописи и тем более компьютерного набора текста не было, а грамотеев было мало, документы даже государственной и межгосударственной важности писались большей частью под диктовку, и вербальное (с голоса) распознавание слов было жизненно важно. «Казнить нельзя помиловать» идёт именно от тех пор.
Типичный, если можно так выразиться, выход из положения – перенос ударения: «идти́» – «вы́йти». Но корень «найти» – одно лишь «й». На букву «й» ударение никогда не падает, она полугласная, да и то может меняться на согласную, см. ниже. Ударная приставка «на-» в русском языке не употребительна, чтобы не путать её на слух с предлогом «на». В таком случае «-е́л» заменяют на «-о́л» или «-ёл». «-о́л» после шипящих ещё больше затемняет восприятие слова на слух, так что писать неправильные глаголы с корнями, оканчивающимися на шипящие, нужно с окончанием «-ёл»: «дошёл», «нашёл», «пришёл», «сошёл», и т.д. Это далеко не последняя из причин, по которым буква «ё» утвердилась в русском языке, несмотря на сопротивление церковников и прочих ретроградов.
Значение
Глагол «найти» и его словоформы в русском языке имеют всего три значения:
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Как правильно пишется слово нашёл?
Правильный вариант написания слова: нашёл
Правило
Это слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.
Буква о после шипящих ж, ч, ш, щ пишется:
1) под ударением в корнях русских слов. где нет чередования с е;
Примеры: изжога, шов, шорох
2) В безударном положении в корнях некоторых слов иностранного происхождения и имен собственных;
Примеры: шоколад, жокей, Шопен, Шотландия
3) Под ударением в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, в суффиксах наречий.
Примеры: девчонка, большого, свежо.
Буква ё пишется под ударением:
1) в корнях русских слов, если возможно чередование с е;
Примеры: печёночный (печень), чёрный (чернеть), шёпот (шептать), жёлтый (желтизна), щёлочь (щелочной)
2) в суффиксе -ёв (ыва)- и окончаниях глаголов;
Примеры: выкорчёвывать, поджёг (поджёг бумагу)
3) в суффиксе -ёр в именах существительных иностранного происхождения;
Примеры: дирижёр, ретушёр, массажёр, ухажёр (русского происхождения, но пишется по подобию с иноязычными словами).
4) в формах местоимений и образованных от них словах;
Примеры: о чём, почём, никчёмный.
5) суффиксах причастий, отглагольных имен прилагательных и имен существительных.
Примеры: тушённый, разглашённый, сожжённый, ночёвка, бечёвка, тушёнка.
Морфологический разбор слова нашёл
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: найти (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, мужской род.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Не нашел я дороги, И в дремучем лесу Все былые тревоги Осторожно несу. Все мечты успокоя, Беспечален и нем, Я заснувшего зоя Не тревожу ничем.
«Не нашел я дороги…» — Сологуб Фёдор
На вершине горы нашли мы снег. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая все еще шла в гору, хотя уже…
«Нашел» или «нашол»: как пишется?
Каждый грамотный человек знает, как правильно пишется: «нашел» или «нашол». Этот глагол употребляется в речи довольно часто, поэтому важно запомнить одно единственное правило, которое позволит избежать ошибок в будущем.
Как пишется правильно: «нашел» или «нашол»?
Согласно нормам русского языка, правильно писать «нашел».
В данном случае надо руководствоваться следующим правилом: после шипящих в корне слова под ударением пишем «е», в других случаях – «о».
Этот принцип распространяется и на другие слова, например:
К шипящим согласным относятся «ж», «ш», «ч», «щ».
Чтобы убедиться в правильности написания глагола, можно подобрать однокоренное слово «нашедший».
Морфемный разбор слова «нашел»
Глагол «нашел» разбирается по составу следующим образом:
Окончания у слова нет. В основу глагола «наше» не входит формообразующий суффикс.
Спряжение глагола «найти»
«Найти» – глагол первого спряжения. В единственном числе он будет звучать так:
Во множественном числе слово употребляют следующим образом:
Спряжение глагола определяется по личным формам, а не по инфинитиву.
Примеры предложений
Неправильное написание слова «нашел»
В сети Интернет и школьных работах можно встретить неправильное написание слова – «нашол».
Ниже приведены примеры ошибок:
Подводя итог, стоит сказать, что орфографические справочники требуют писать слово «нашел» через «е». Правило гласит, что в корне после шипящих на месте ударной гласной «о» не ставят.
Какое проверочное слово к слову «нашел»?
Как пишется правильно: нашел или нашол?
Ё в русском языке всегда ударная.Но если всё-таки хотите проверить ё или о,то нужно подобрать проверочное слово.лучше будет слышаться буква Е в слове нашЕдший.Тут уж точно с О не напишите,я надеюсь.А то получится нашОдший.
Слово Нашел оказывается глаголом прошедшего времени от инфинитива Найти.
Ударение в нем падает на второй слог: нашЁл.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Ё после шипящей, которая слышится как О, а вторая безударная гласная есть в приставке, а само слово можно ошибочно написать как нОшОл.
Проверить гласную можно с помощью слова нашЕдший, ведь по правилу для подтверждения написания после шипящей Ё следует показать чередование Е/Ё в корне.
Гласная А в слове является частью исторической приставки НА, а как известно приставки НО не существует.
В данном слове «нашёл» могут возникнуть затруднения, какую букву писать после «ш», «о» или «ё», чтобы не сделать орфографической ошибки, следует подобрать однокоренное проверочное слово, коим, например, будет являться слово «нашедший», следовательно, искомое слово «нашёл» пишется через букву «ё».
Проверочным словом будет являться причастие «нашедший» (или другие формы, например, «нашедший», «нашедших» и т.д.).
Удивительно, но корнем в этом слове будет являться всего лишь «ШЕ», впрочем, как и в слове «шел». Хотя в глаголе «шла» корень вообще состоит из одной только согласной «Ш».
Только пишется это слово не через «е», или «о», а через «ё».
Насчет написания буквы «е», скорее всего, на клавиатуре нет буквы «ё» или ее по умолчанию заменяют на букву «Е».
А вот букву «о» в этом слове писать не следует, так как можно легко найти проверочное слово, как, например, «нашедшие».
Поэтому писать правильно: нашёл.
Слово Алюминий оказывается существительным второго склонения и мужского рода с нулевым окончанием: Алюминий-Алюминия-Алюминием.
Ударение в нем падает на третий слог: алюмИний.
Корнем слова оказывается морфема АЛЮМИН-: Алюминиевый-Алюминат-Алюминировать.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А и гласная Ю, а само слово можно ошибочно написать как Олюминий.
Проверить эту гласную однокоренным словом не получается, слово латинского происхождения и его следует запомнить. Также запоминаем, что в этом слове всего одна буква Л, и написать его как аЛЛюминий будет грубой, но очень распространенной ошибкой.
Лизать,слизнул,слизать-безударная гласная в корне слова «и».Для того,чтобы проверить безударную гласную в корне слова,нужно подобрать такое слово,чтобы данная буква была под ударением.В этом случае проверочным словом будет неопределённая форма глагола(инфинитив)-слИзывать.
Ударение в нем падает на третий слог: аристокрАтия.
Корнем слова оказывается морфема АРИСТОКРАТ-: Аристократический-Аристократ.
Обратим внимание, что в этом корне имеются безударные гласные А, И и О, а само слово можно ошибочно написать как ОрЕстАкратия.
Проверить эти гласные можно с помощью однокоренных слов невозможно, слово целиком заимствованное вероятно из немецкого языка,в который пришло из латыни, и потому его правописание запоминаем.
Эти слова хоть и произносятся почти одинаково, но значение у них совсем разное. Проверочные слова выбираем с ударением на сомнительной гласной из однокоренных слов.
В слове ПРОЖИВАТЬ проверим гласную И с помощью слова ЖИТЬ,
в слове ПРОЖЕВАТЬ проверим гласную Е словом ПРОЖЁВЫВАТЬ, здесь чередование гласных е//ё.
Выясним сначала, к какой части речи относится предложенное в задании слово.
«Надо» может быть как предлогом (надо мной плыли белые пушистые облака), так и предикативным наречием (нам надо срочно купить новую стиральную машину).
Буква «а» в первом слоге находится под ударением и слышится четко и отчетливо. Здесь каких-либо сложностей при написании не возникает.
А вот гласная второго слога уже вызывает сомнения. Это может быть как «а», так и «о».
Проверочное слово нам подобрать в данном случае не получится.
Поэтому придется просто запомнить, что правильно пишется надо.
Проверочное слово – что это такое, как правильно его подобрать и к каким словам проверочные слова подбирать нельзя
Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.
Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.
Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.
Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.
Как подбирать проверочное слово
Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.
Для гласных
Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».
В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».
Слово должно быть обязательно однокоренным. Нельзя существительное «водитель» проверять существительным «воды», потому что «водитель» – это тот, кто «вОдит». Он с водой вообще никак не связан.
Для согласных
Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:
Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».
То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим [здраствуйти].
Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.
Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим [рапы].
А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».
Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?
Для каких гласных не существует проверочных слов
В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:
Давайте еще раз эти три типа проанализируем.
С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.
Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.
Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.
Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.
Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.
Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.
Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.
Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова
Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.
Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».
Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».
Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.
Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».
Как графически оформлять проверочное слово
Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?
Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.
«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.
«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.
В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:
Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.
Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:
Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.
Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.
Как научиться быстро находить проверочные слова
Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.
Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:
Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов
Нет. Есть, конечно, люди с очень хорошим языковым чутьем. И они часто «автоматически» пишут правильные буквы и даже знаки препинания расставляют верно. Спросишь их: «А почему здесь вот такая буква?» Они говорят: «Не знаю». Но пишут правильно.
Однако русский язык чудовищно коварен и сложен. И я вам советую не полагаться на интуицию, а стараться подбирать проверочные слова, чтобы убеждаться в правильности написания той или иной буквы.
К тому же одно проверочное слово – это ключ к написанию сразу нескольких слов. Вот вспомнили вы про слово «ход» – теперь сможете грамотно писать и «выходить» и «входить», и «переходить», и «находить».
И еще момент. Если вы вот никак не можете найти проверочное слово – не торопитесь писать «словарное» или «запомнить». Откройте интернет и прямо так и напишите: «проверочное к …». В интернете сейчас полно сайтов с проверочными словами – вы там найдете весь необходимый материал.
С какими проблемами вы можете столкнуться в школе
Пишете вы упражнение по русскому. Там слово «р…бота». Вы что делаете? Вы пишете его с «а» и рядом в скобочках добавляете проверочное слово «раб». Ведь работа – это удел рабов, верно?
А учитель вам ставит ошибку. Ну, может, и не ошибку, но подчеркивает это объяснение как неправильное.
Потому что в современном русском языке «работа» – это не удел рабов. Рабов вообще нет. Обычные свободные люди типа нас с вами работают. Бизнесмены работают. Творческие люди типа поэтов и художников тоже работают.
Что произошло? Связь между словами «работа» и «раб» разорвалась. И проверять первое слово вторым нельзя. «Работа» теперь – словарное слово, его проверить вообще невозможно.
Другой пример. Слово «б…гатый». Вы в нем пишете букву «о» и проверяете словом «бог». Тоже вроде правильно, но учитель ставит ошибку.
Здесь проблема примерно та же, что и с рабами. Давным-давно было в нашем языке слово «бог». Оно обозначало человека, который кому-то что-то отдает. От «бога» образовалось прилагательное «богатый». Богатый – это тот, кому «бог» (вот этот самый человек) многое дал.
А потом переводчики стали делать переводы церковных книг. И они не знали, как перевести нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. И взяли для перевода два слова: «господь» (господин) и «бог» (отдающий что-либо, податель благ). И перевели.
Прошли столетия. И первое значение у слова «бог» исчезло. Сейчас кого ни спроси «Кто такой бог?» – все подумают о боге в религиозном смысле. Про человека, который кому-то что-то отдает, никто вообще не вспомнит. Связь между «богатым» и «богом» разорвалась. И нельзя вот это прилагательное проверять вот этим существительным.
Как быть? В школе надо писать, что эти слова словарные. Но при письме надо все же помнить и про раба, и про бога. Чтобы не ошибиться.
Что еще читать
Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.
Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:
Заключение
Наш разговор о проверочных словах подошел к концу. Понятно ли вам теперь, как правильно находить проверочные слова, как их графические оформлять? Запомнили ли вы, что к чередующимся гласным проверочное слово находить категорически запрещено?
Если остались вопросы – обязательно их пишите в комментариях, отвечу.