непрофильный
Смотреть что такое «непрофильный» в других словарях:
непрофильный — прил., кол во синонимов: 5 • диссонирующий (2) • не ко двору (11) • неподходящий (35) … Словарь синонимов
непрофильный — непр офильный … Русский орфографический словарь
непрофильный — … Орфографический словарь русского языка
непрофильный — *непро/фильный … Слитно. Раздельно. Через дефис.
непрофильный — ая, ое. Не соответствующий профилю, специализации какого л. предприятия. Н ая продукция. // Являющийся побочным, неосновным, второстепенным. Отказаться от непрофильного бизнеса. ◁ Непрофильность, и; ж … Энциклопедический словарь
непрофильный — ая, ое. см. тж. непрофильность а) Не соответствующий профилю, специализации какого л. предприятия. Н ая продукция. б) отт. Являющийся побочным, неосновным, второстепенным. Отказаться от непрофильного бизнеса … Словарь многих выражений
непрофильный — не/профиль/н/ый … Морфемно-орфографический словарь
Москва (футбольный клуб) — У этого термина существуют и другие значения, см. Москва (значения). ФК Москва Полное название ООО «Футбольный к … Википедия
Мединский, Владимир Ростиславович — Владимир Ростиславович Мединский В. Р. Медин … Википедия
диссонирующий — несозвучный Словарь русских синонимов. диссонирующий прил., кол во синонимов: 2 • непрофильный (5) • … Словарь синонимов
Как пишется «непрофильный» или «не профильный»?
В русском языке допустимы обе формы написания: и слитное, и раздельное. Рассмотрим как писать слово «непрофильный» с отрицательной частицей «не» правильно.
Слитно частица «не» с именами прилагательными пишется в том случае, если к слову можно подобрать синонимическую замену без данной частицы. Это может быть слово или устойчивое выражение. Прилагательное «непрофильный» можно заменить на синонимы: «дополнительный», «второстепенный», «побочный», «относящийся к другой специализации».
Непрофильный предмет в ВУЗе.
Раздельно пишется, если в предложении есть противопоставление выраженное союзом «а»; либо если союз «а» опущен, но подразумевается.
Это не профильная, а второстепенная тема для обсуждения в данной дискуссии.
Раздельно пишется, если частица «не» употребляется в предложении для выражения смыслового значения отрицания, а также со словами отрицание усиливающими. Например, такими: ещё не, больше не, точно не, далеко не, совсем не, отнюдь не, вовсе не, уже не; словами-пояснениями с приставкой ни-: нисколько не, ничуть не, никто не, ничего не, нимало не, никому не, ничто не.
Это вовсе не профильный предмет для данной специальности.
Разберем как писать правильно с отрицательной частицей «не» слово «атлетический». В русском языке возможно как слитное, так и раздельное написание слова.
Слитно с частицей «не» имена прилагательные пишутся, в том случае, если к слову можно подобрать синоним без данной частицы. Слово «неатлетический» можно заменить практически любым словом-синонимом подходящим по смыслу и контексту.
Раздельно пишутся прилагательные с частицей «не», если в предложении есть противопоставление с союзом «а», либо такой союз в нем подразумевается.
Раздельно имена прилагательные пишутся, если частица «не» используется в предложении для выражения смыслового значения отрицания, которое, как правило, устанавливает сам пишущий. В этом случае с прилагательным могут встречаться слова отрицание усиливающие. Примеры таких слов: совсем не, нисколько не, вовсе не, ещё не, отнюдь не, ничуть не, нимало не, далеко не, больше не, совершенно не, крайне не и другими подобными.
Спортсмен имел вовсе не атлетический внешний вид.
В предложениях вопросительной формы частица «не» пишется с прилагательными раздельно.
Это у Вас не атлетический спортивный костюм?
Пишется «недостойный» в тех предложениях, где можно заменить это прилагательное синонимом без «не». Таких случаев большинство. Например:
Пишется «не достойный» в предложениях, где есть противопоставление («а»), усиление отрицания («нисколько не», «ничуть не» и т.д.) и скрытое отрицание. Примеры:
Пример предложения. Непогашение кредита в установленный срок.
Раздельно пишутся имена существительные с частицей «не», если в предложении выражено смысловое противопоставление однородных членов с союзом «а».
Пример предложения. В этом случае мы видим не только не погашение задолженности по алиментам, а самое злостное уклонение от своих обязательств.
Раздельно пишется, если частица «не» употребляется вместе со словами: совсем не, вовсе не, далеко не, ничуть не, крайне не, совершенно не, больше не, нисколько не, ничуть не, нимало не, отнюдь не и другими словами усиливающими смысловое значение отрицания частицы «не».
Частица «не» пишется раздельно в любом случае если она передает выраженное значение отрицания, которое зачастую определяет сам пишущий.
Достаточно часто слово «неуведомление» употребляется в юридических официальных текстах.
Согласно правил русского языка, существительные с частицей пишутся слитно в том случае, если употребление слова с отрицательной частицей «не» придает исходному слову некое новое противоположное смысловое значение. В данном случае новое смысловое значение, это отсутствие уведомления как такового. Поэтому в большинстве случаев употребления слово пишется с частицей «не» слитно.
Пример предложения. Неуведомление должника о цессии.
Раздельно пишется, если в предложении есть противопоставление с союзом «а».
Пример предложения. В данном случае здесь имеет место быть не уведомление должника, а оставление его в неизвестности.
Раздельно пишется, если частица «не» употребляется в значении именно отрицания, а не для того, что бы образовать новое слово противоположного смыслового значения. Часто в этом случае частица употребляется вместе со словами отрицание усиливающими, например: совсем не, крайне не, еще не, уже не, вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не, ничуть не, нимало не, отнюдь не и другими.
Пример предложения. Если на квитанции отсутствует роспись должника в получении информационного письма, то это не уведомление должника о цессии.
Плюсы и минусы профильного образования
Ваше чадо мечтает о карьере юриста или врача. Сможет ли ему помочь поступить в желаемое высшее учебное заведение профильное образование? Какой профиль ему выбрать, если он сам еще не знает, кем хочет стать? И что делать, если профильное образование будет выбрано неправильно?
Вопрос о профильном обучении в школах на сегодня является одним из ключевых в системе образования. Это спорная тема для учеников, учителей и родителей. Как помочь школьникам определиться с направлением? Как донести до них материал, если предмет не является профильным, а количество часов минимальное? Среди учителей такое новшество приобрело сторонников и противников.
Для чего необходимо профильное образование?
Выбрать для себя дальнейшее направление учебы волнует лишь учеников старших классов. Большинство школ занимается делением с 10 класса, некоторые – с восьмого. Считается, что в этом возрасте ребенок уже имеет определенные интересы и определился с профессией. Профильное образование лишь поможет ему усовершенствовать знания, чтобы поступить в нужный ВУЗ. Система профильного образования решает следующие задачи:
Когда у выпускника нет достаточных знаний по предметам, которые сдаются при поступлении в институт, они вынуждены воспользоваться услугами репетитора или записаться на подготовительные курсы. Стоит это недешево, да и гарантий нет. В этот момент и поможет профильное образование. Количество часов, отведенных нужной дисциплине, увеличивается, и ребенок полностью освоит нужный материал.
Переходя в класс с углубленным изучением конкретного предмета, школьник не только больше узнает о выбранной профессии, но и примет окончательное решение. Например, ребенок решил изучать естественные науки. Он не только будет углубленно изучать химию, биологию, но и познакомится с профессиями этой направленности.
Школьник любит один предмет, а остальные не любит? При выборе профиля он отдаст предпочтение тем дисциплинам, которые ему нравятся, и с которыми он свяжет жизнь в дальнейшем. Уделяя больше времени конкретному предмету, у него разовьется самостоятельность и возрастет стремление к учебе. Цель профильного обучения – помочь каждому выпускнику найти то, что ему по душе.
Ребенок хочет связать жизнь с финансами и поступает на факультет экономики? Или он хочет стать врачом и идет в медицинский институт? Хорошие высшие учебные заведения требуют от поступающих высокого уровня подготовки. Обычные общеобразовательные программы не дают достаточных знаний. На помощь придет профильная система: усовершенствует знания, уделит больше внимания нужному предмету, облегчит поступление в ВУЗ.
Типы профильного обучения
Профильное обучение набирает популярность: из года в год оно практикуется в большинстве учебных заведений. Но не нужно забывать, что типы обучения отличаются. Современные школы предлагают следующие группы:
Более продуктивная – первая система, поскольку среднее учебное заведение сотрудничает с высшим. Это не только усовершенствует знания детей, но и повысит шансы поступления на бюджет.
Преимущества и недостатки профильного обучения
Система обучения в школах по профилю неоднозначна и вызывает споры, ведь подойдет она не каждому. Например, дети, которые с детства определились с будущей профессией, освоят нужные дисциплины в полном объеме. А тем школьникам, которые сомневаются и никак не определятся с профессией, такое обучение покажется неудачным.
Преимущества профильной системы обучения:
Что приведет к раннему освоению дальнейшей профессии. Если ученик с раннего детства мечтает о профессии ветеринара, то углубленное изучение биологии поможет получить необходимые знания и навыки для работы в этой сфере. Будущие юристы, адвокаты усовершенствуют знания по истории, праву и пр.
Что может больше доставить удовольствия, чем обучение в компании единомышленников? В такой системе дух соперничества будет выше, а это послужит для выпускников дополнительной мотивацией. Также ребенок будет подготовлен к возможным профессиональным трудностям.
Когда количество любимых предметов преобладает над нелюбимыми, ребенок будет учиться с большим удовольствием. Например, будущий программист будет с желанием посещать школу, если информатики будет больше. Ученики, выбирая профиль, заинтересованы в успехе.
Профильное образование, в котором читают лекции, проводят практические занятия, схоже с системой преподавания в высших учебных заведениях. Школьникам, обучающимся по профилю, учеба в институте не покажется другой, и адаптация у них пройдет быстрее и легче.
Совершенствуя знания по конкретным предметам, шансы поступления в ВУЗ повышаются. Особенно это касается школ, обучающихся по системе «школа-ВУЗ».
Недостатки:
Часто для поступления в такие классы от учеников требуют сдачи вступительных экзаменов, что посильно не каждому. Требования могут быть и другими, важно быть морально к ним подготовленными.
Выбрав одно направление, ученик будет отдален от других. Если он в процессе обучения сменит решение, сдать экзамены для поступления в ВУЗ будет сложнее. Придется нанимать репетитора.
Полностью погрузившись в изучение профильного предмета ученик недополучает базовых знаний по другим дисциплинам, изучаемым в школах. Тяжелым это окажется для тех, кто любит изучать предметы разной направленности, к примеру, художественную литературу и химию.
Как практикуется профильное обучение заграницей
Многие развитые страны уже давно внедрили профильное образование. В Соединенных Штатах, Германии, Франции и пр. такое обучение считается действенным, благодаря чему количество учеников в этой системе увеличивается с каждым годом. Заграницей на профили делят за несколько лет до окончания среднего учебного заведения, то есть, в старших классах. Организация самого обучения может отличаться. Во Франции и Германии школьникам преподают предметы по утвержденной программе. В США, Великобритании ученики самостоятельно выбирают предметы, которые они хотят углубленно изучать. Однако, есть и дисциплины, которые обязательны к посещению. Одна из них – физическая культура.
На каких принципах строится профильное обучение
На профили делят с учетом особенностей дисциплин и направления будущей профессии. Отличается лишь количество часов, отведенных под профильные предметы. Но в некоторых программах школьникам предлагают изучать дополнительные дисциплины. Вначале существовало 4 базовых профиля: естественнонаучный, гуманитарный, математический и социально-экономический.
Например, ребенок увлекается информатикой и математикой – предпочтение стоит отдать математическому профилю с соответствующим количеством уроков, если иностранными языками и историей – то гуманитарному. В настоящее время количество направлений увеличилось. Ребенок хочет стать стоматологом – необходимо поступать в класс медицинского уклона, переводчиком – в лингвистический класс.
Как быть, если ребенок до сих пор не определился со специальностью? Как ему помочь сделать выбор, чтобы не ошибиться? Немало есть таких школьников, которые не знают, с какой профессией связать жизнь. Много учеников, которым сегодня интересна одна специальность, завтра – другая, а послезавтра – третья. За период обучения в школе интересы детей меняются по несколько раз, поэтому выбрать профильный класс им нелегко.
Еще одна проблема, волнующая старшеклассников – сложность выбора одного из нескольких интересующих направлений. Как быть, когда ученик изъявляет желание углубленно изучать сразу биологию и литературу, или географию и информатику? По направленности предметы разные, в один профиль их не объединишь, поэтому приходится выбирать один из них.
Как не ошибиться с выбором направления?
При выборе подходящего направления обучения необходимо учитывать талант, желание и ожидания школьника. Чтобы помочь старшекласснику выбрать один из профилей, в учебном заведении можно провести одно из мероприятий:
Проведение тестирований, анкетирований поможет определить, к какому направлению у школьника имеются большие наклонности, и какое из них необходимо развивать. Отличный вариант – проведение теста на профориентацию.
Встречи с психологами, педагогами и работниками различных сфер покажут, к чему у школьника есть способность, и к чему ему нужно стремиться. В ходе бесед удастся отделить непригодные варианты и набросать многообещающие пути развития.
Один из способов определения подходящего профиля – составление портфолио. В нем отмечаются имеющиеся грамоты, заслуги, интересы ученика, его участие во внешкольной деятельности и в дополнительном образовании. Собрав всю информацию, будет проще определить направление, к которому у старшеклассника имеются способности. Ученик стал призером шахматного турнира или дома занимается сборкой компьютеров – предпочтение нужно отдать математическому профилю. Школьник любит выращивать цветы на подоконнике или ухаживать за питомцами – выбор стоит остановить на естественнонаучном профиле.
Мероприятия, посвященные выбору профессии, помогут понять, какое направление больше подходит школьнику. На стенде размещается необходимая информация о каждой профессии, а приглашенные профессионалы дадут ответы на интересующие вопросы.
Упростить выбор специальности поможет экскурсия на работу, куда выпускник хочет трудоустроиться после окончания высшего учебного заведения. С ребенком можно сходить в больницу, учреждения государственного типа, офисы и пр. Школьник собственными глазами увидит, как люди работают в каждой сфере. Это поможет ему найти себя. Может быть, кто-либо из детей, побывав в музее, осознает, что ему нравится история, и нужно развиваться в этом направлении. Другие, увидев работу рекламного агента, поймут, что им это нравится.
Стоит учесть, что для поступления в класс с углубленным изучением отдельных предметов придется сдавать сложные экзамены.
Подводные камни профильного образования
Профильная система не так проста, как кажется. Организация обучения по такой системе часто вызывает трудности, разногласия. Большая их часть была рассмотрена выше. Родители хотят, чтобы их ребенок не покидал стен любимой школы, но и не чувствовал себя некомфортно. Впадать в отчаяние в такой ситуации не нужно – любая проблема имеет свое решение. И мы поможем в этом. Рассмотрим основные проблемы, с которыми могут столкнуться старшеклассники:
К школам часто выдвигают следующее требование: для открытия профильного класса необходимо набрать конкретное количество учеников, выбравших это направление. Приведем пример: ваш ребенок решил связать жизнь с фармацевтикой, а ее одноклассники и ученики из параллельных классов остановили свой выбор на ВУЗах технической или экономической направленности. Что делать, если естественнонаучное направление выбрали мало учеников? Некоторые родители решают проблему тем, что переводят ребенка в другую школу с подходящим профилем. Необходимо помнить, что подобные переводы могут послужить причиной дополнительных стрессов – новая школа, незнакомые люди, необходимо заново вливаться в коллектив. В этом случае лучшим вариантом станет посещение индивидуальных занятий или приход репетитора на дом, открытие элективных курсов для всех желающих.
Ваш ребенок планирует поступать учиться на психолога. Для освоения этой профессии требуется углубленно изучать биологию и обществознание. В то же время усиленно биологию изучают те школьники, которые выбрали естественнонаучный профиль. Обществознание входит в гуманитарный и социально-экономический профиль. В такой ситуации отдать предпочтение необходимо тому направлению, в котором у ученика меньше знаний, и которое дается ему сложнее. Освоение второй дисциплины можно оставить на самостоятельное изучение, в качестве самообразования. Актуальными в профильном образовании остаются услуги репетитора.
Часто бывает, что в последний год обучения выпускник меняет свое мнение по поводу профессии, с которой хотел связать свою жизнь. Он выбирает другую специальность – не ту, которой отдал предпочтение в самом начале обучения. Например, выпускник учился в классе с углубленным изучением физики и математики, но в 11 классе решил, что станет экономистом. Перевестись в выпускном классе в класс с другим профилем не всегда возможно. Проблема решается просто – необходимо ввести в среднем учебном заведении дополнительные занятия для школьников-непрофильников. К примеру, ввести такую дисциплину, как обществознание в классе с уклоном на математику и естественные науки.
При нехватке в школе квалифицированных учителей, которые смогут дать ученикам глубокие знания по профильному предмету, выход один – пригласить педагогов из высших учебных заведений. Например, в классе с углубленным изучением гуманитарных наук основной упор делается на русский язык, английский и литературу. В то время как остальные предметы изучаются второстепенно. Пригласив педагогов из ВУЗов или записавшись на специализированные курсы, удастся полностью устранить проблему.
Профильное образование – новаторская модель обучения, позволяющая решить множество вопросов, волнующих учеников выпускных классов. Главное его преимущество в том, что оно дает возможность школьникам сосредоточиться на предметах, которые необходимы им в будущем в первую очередь. При этом ученики получают достаточный объем знаний для поступления в ВУЗ. Профильное образование направлено на развитие у детей самостоятельности и на стимуляцию желания учиться. Разделение в школах на профили становится актуальным и популярным не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах.
Человек? Мы его теряем! Чем грозит профильное обучение
«Потерянный Человек в образовании» — так называлась статья в одном из американских журналов. В образовательных инновациях Человек с его жизненными проблемами «теряется» с фатальной периодичностью. Так же неизбежно, как зима сопровождается эпидемией гриппа. И теперь, с введением профильного обучения, мы вновь ощущаем симптомы знакомой болезни.
О том, что профильное обучение необходимо и перспективно, написано довольно много. В отечественном образовании накоплен достаточный опыт такого обучения — прежде всего в гимназиях и лицеях. Именно анализ этого опыта позволяет понять, что часть проблем обостряется, а некоторые внезапно возникают, когда профильное обучение распространяется из специализированных образовательных учреждений (профильных школ, гимназий, лицеев) в массовую школу. И если в вашей школе открываются профильные классы, педагоги должны очень хорошо представлять себе проблемы и возможные подводные камни такого нововведения.
Гуманитарным называется все, что связано с правами и интересами человека, с сохранением его самобытности. Гуманитарность в образовании — это утверждение права ребенка (и педагога!) на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений. Гуманитарная стратегия предполагает педагогическую деятельность как совместное преодоление проблем в развитии.
В обыденной речи термин «проблема» воспринимается только в негативном смысле как ситуация, требующая разрешения. Но внимательный анализ позволяет обнаружить в проблеме и позитивное начало: противоречие мы обнаруживаем в сопоставлении реального положения дел с желаемым, возможным, с перспективами. Без такого сравнения проблему обнаружить невозможно.
Среди гуманитарных проблем, возникающих при переходе к профильному обучению, можно выделить семь основных. Трудно сказать, какая из них более значима, но все они закономерны. В то же время они разрешимы.
«Специалист подобен флюсу»
Однонаправленность воздействий при профильном обучении, когда усилия концентрируются на узком круге предметов, когда и внеурочная работа подчинена специфике этих предметов, когда (спонтанно и осознанно) ребенку навязывается образ «физика», «лирика», «естественника», «технаря», — все это провоцирует разрушение целостности развития ребенка.
Педагог переходит в режим функциональной подготовки — ребенок для него становится обучаемым, а себя педагог представляет в роли реализатора программы.
Из всего многообразия педагогической деятельности учитель выбирает лишь одно направление — специалист в предметной области. Недаром для преподавания зачастую в школы стремятся приглашать представителей спецкафедр вузов с научными степенями.
В педагогической науке эту тенденцию провоцирует официальный подход: сведение оценки результативности работы школы к проценту победителей олимпиад и поступивших в вуз выпускников школы.
Непосильный труд
Воспитание в условиях профильного обучения всё более сводится к профориентации, а фактически — к профадаптации. Причем «проф-» все более означает не профессию, а профиль обучения, т.е. приспособление ребенка к особенностям изучения соответствующих предметов.
Среди педагогов такая ситуация приводит к кастовости. Статус педагога определяется уже не его мастерством, а преподаваемым предметом. Классный руководитель подбирается из числа специалистов по профильным предметам, чтобы понимал педагогов из своей «касты» и понуждал к пониманию других предметников. В результате создается атмосфера, в которой ребенок живет с постоянным комплексом «недоосвоения» профильных предметов.
Большинство старшеклассников (да и учеников средних и даже младших классов) занимаются с репетиторами, причем именно по профильным предметам, по которым они (казалось бы) получают углубленную подготовку в школе, посещая кроме уроков дополнительные занятия (в последние годы даже появился термин «обязательные факультативы»). Такая система приводит к перегрузкам, стрессам, нервным срывам.
Предметы второго сорта
Жесткое разделение предметов на «профильные» и «непрофильные» ведет к разделению предметов на «перво-», «второ-» и «проче»-сортные.
Преподаватели «непрофильных», видя пренебрежительное отношение к своему предмету и к себе самим, стремятся перебороть его повышенными требованиями. При сокращении количества уроков они сохраняют (а часто увеличивают!) объем изучаемого материала. Причем делается это за счет увеличения доли самостоятельной работы (по 2–4 реферата в день — обычное задание для ученика профильной школы). А на проверку этих заданий уходит все время урока, который в результате превращается в контроль за выполнением самостоятельных заданий. «Чтобы не портить отношения», а по сути — оценку, ученик нередко вынужден выполнять эти задания не только за счет уменьшения времени сна (другого отдыха у него уже нет), но и в ущерб профильным дисциплинам.
Так зависимость от спонтанных внешних условий ведет к потере смыслов, к разрушению индивидуальности, самосознания, самореализации, самоутверждения.
Выбор без выбора
Профильное обучение в педагогической науке связывается с профессиональным или профессионально-личностным самоопределением. На практике же в школе организуется один-два профильных класса. Причем один из них становится «престижным» (потому что в него собираются наиболее авторитетные учителя и подбираются наиболее успешные ученики), а другой — «отстойным».
Даже если девятиклассникам предоставляют возможность выбора, то это «выбор без выбора». По сути дела, им дают возможность проситься в престижный класс. Делается это не для того, чтобы принизить учеников. При попытке предоставить реальный выбор педагоги обнаруживают неготовность выбирать у абсолютного большинства девятиклассников.
Недоодаренность
Как это ни парадоксально звучит, профильное обучение провоцирует учителей на применение преимущественно репродуктивных методов обучения, не развивающих, а снижающих уровень способностей учеников.
Профильное обучение провоцирует учителей на применение репродуктивных методов обучения
В профильных классах учитель предполагает, что в учениках развиты способности, необходимые для освоения соответствующих предметов, поэтому не заботится об использовании развивающих методов обучения. Вместо этого многократно увеличивается объем выполняемых заданий (к примеру, вместо двух задач за урок предлагается решить восемь – десять). Причем этот объем постоянно возрастает, доходя до таких размеров, при которых дети физически не успевают выполнить предлагаемые задания. От учеников требуется, чтобы они выполняли эти задания «как семечки щелкали», а если они не успевают сделать это или затрудняются в выполнении, учитель обвиняет их в неспособности: «Зачем тогда шли в гуманитарный (физико-математический, естественно-научный) класс, если нет способностей?! Тупых понабирали, что мне с вами делать?»
А в непрофильных классах учитель сразу же объявляет учеников неспособными к усвоению своего предмета («Вы же гуманитарии, какая вам математика!»). Если методика углубленного изучения предмета хоть сколько-нибудь разработана, то методика непрофильного преподавания (типа «математики для гуманитариев») остается экзотикой.
Жить или готовиться к жизни?
Профильное обучение, совершенно очевидно, задумано и реализуется как подготовка к поступлению в вуз соответствующего профиля. Не освоение основ наук, не формирование научной картины мира, не самоопределение учеников — подготовка становится основным содержанием образовательной деятельности школы. В связи с этим вспоминается устоявшееся выражение «подготовка к жизни, к труду».
В системе профильного обучения под жизнью понимается обучение в вузе (то есть опять подготовка, но уже к профессиональной деятельности).
Эта логика из старших классов распространяется на средние как «предпрофильная подготовка», затем на начальную школу («подготовка к систематическому изучению основ наук») и дошкольное образование («подготовка к школе»).
В результате обесценивания жизни в образовательных учреждениях она вытесняется из сферы образования, то есть из сферы внимания педагогов, из сферы культуры. И разве удивительны в связи с этими тенденциями многочисленные случаи вандализма, немотивированной агрессии, жестокости, проявляемых учениками «престижных» (профильных) школ?
Быть, а не иметь
Кому не знаком призыв древних, что «ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который следует зажечь»? Но при массовом внедрении профильного обучения как подготовки к поступлению в вуз ученик предстает исключительно в виде «сосуда»: дискутируются вопросы о том, какое содержание он должен усвоить, какими компетенциями овладеть, что знать и уметь… Эти дискуссии совсем заглушили мысли о том, как себя чувствует ребенок, что ценит, какие смыслы вкладывает в свои действия и поступки…
Э. Фромм указывает на две кардинально противоположные жизненные позиции всех живущих на земле: позиция «иметь» и позиция «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек состредотачивается на средствах существования, при второй — на содержании жизни.
Профильное обучение в теории и практике образования большей частью рассматривается с позиций обладания: знаниями, умениями, компетенциями… Только воспитательный характер педагогической деятельности переводит восприятие человека в сферу активности, деятельности, субъектности — в сферу бытия. Однако и здесь обнаруживаются все более настойчивые попытки «приспособить» воспитание под задачи обучения, перевести его из бытийного пространства в плоскость функциональной подготовки. Яркий пример этого — критерии, предлагаемые для оценки эффективности воспитания при аттестации школы. Такой «накопительный» подход делает воспитание не только излишним, но и вредным.
Очевидно, что выделенные проблемы взаимосвязаны и даже «перекрывают» друг друга. Объединяет их ориентация не на ребенка, не на закономерности и особенности его становления и развития, а на программу, которую учитель реализует в обучении. При этом в образовательном процессе теряется Человек — не только ребенок, но и педагог тоже, поскольку его личность, профессионализм, педагогическая подготовка оказываются невостребованными.
Делается это под лозунгами «технологизации», «управления качеством образования», «диагностичности», а по сути — образование сводится к обучению. Даже видя эти проблемы и соглашаясь с ними, часть педагогов справедливо замечают, что они относятся к недостаткам, которые являются продолжением достоинств профильного обучения. Это, несомненно, так. Однако, игнорируя проблемы профильного обучения, мы рискуем не только снизить его эффективность, но и не получить никаких преимуществ.