Главная » Правописание слов » Не с прилагательными как пишется упражнения

Слово Не с прилагательными как пишется упражнения - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Дидактический материал НЕ с прилагательными

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал НЕ с прилагательными»

Дидактический материал к урокам русского языка в 6 классе

по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными»

Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)молодой человек; (не) грустный, а в..сёлый товарищ; (не)широкая, но глубокая реч..нка; (не)лепый поступок; вовсе (не)интересный ра..каз; (не)отзывчивая подру..ка; (не)настный осенний день; (не)подкупный характер; (не)готов к д..алогу; (не)хитрый лисёнок; (не)глубокий, а мелкий ручей; (не)брежная запись, (не)рад встреч..; (не)радос..ное настроение; (не)молодой, а старый человек; (не)молодой, но очень весёлый человек.

Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)уклюжий прыж..к; (не)разлучные друзья; (не)высокого, а среднего роста; (не)большой кристалл; вовсе (не)скучная б..седа; (не)громкий, а тихий голос; (не)брежная работа; (не)постоянный друг; (не)ряшливый человек; нисколько (не)интересный сюжет; (не)лепое происшествие; (не)дор..гие вещи; (не)сладкий чай; далеко (не)исренние чувства; (не)готова к разговору; (не)кислый, а сладкий фрукт; (не)сладкий, но очень полезный продукт.

Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)настная осень; (не)громкий голос; (не)брежный почерк; (не)лёгкий пр..мер; (не)ряшливый вид; (не)высокого, а среднего роста; (не)большой камень; вовсе (не)трудная задача; (не)пассивные исп..лнители, а активные; трибуна (не)высока; (не)ясное изобр..жение; (не)широкая, но длинная тр..пинка; труд (не)лёгок; (не)прим..римые противоречия; (не)винные развл..чения; (не)трудная, а лёгкая задача; (не)жадный, а расчётливый человек.

Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)об..ятные просторы; (не)обычное пр..ключение; (не)уклюжий щ..нок; (не)проглядная ночь; (не)правдоподобное об..яснение; (не)избежный результат; (не)людимый х..рактер; (не)прим..римые противоречия; (не)догадливый человек; (не)опрятный вид; (не)ряшливая одежда; (не)вежливое обращение; (не)знакомый лейт..нант; (не)настный веч..р; (не)обыкновенный талант; вовсе (не)интересная повесть; (не)лёгкий, а трудный пр..мер; совсем (не)интересный рассказчик; (не)извес..ный актёр.

Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)широкая дорога; (не)большая программа; (не)лёгкая, а трудная задача; (не)готов к ответу; нисколько (не)интересный кинофильм; (не)большой, но уютный дворик; (не)большой, а маленький дворик; (не)чистое бельё; (не)брежный почерк; (не)ряшливая каморка; (не)извес..ный аппарат; (не)добрые, а равнодушные соседи; (не)удовлетворительная работа; (не)сложная задача; (не)вежлив, а груб; (не)гативная окраска; (не)мелкая, а полн..водная река; (не)хорошее предчувствие.

Источник

Урок по теме «НЕ с именами прилагательными»

2.Актуализация опорных знаний.

-Урок начнем с орфографической диктовки. (Ученик работает у доски)

-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?(Недоучка, недотепа)

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б)Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

-Какие правила правописания мы повторили?

3.Изучение нового материала.

1) Определение темы и цели урока.

-Запишите тему урока в тетради.

-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными Не с прилагательными
1.Неряха 1.Неряшливый
2.Нерешительность 2.Нерешительный
3.Не правда,а ложь. 3.Не правдивый, а лживый
4.Вовсе не вкусный
5.Пруд неширокий,а рыбный.

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Откройте страницу 123 учебника и прочитайте правило.

4.Первичная проверка понимания материала.

1)-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)

Выпишите все слова с не в два столбика.

Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами,а красна пирогами, неглубокая речонка.

5.Закрепление изученного материала.

1)Разноуровневые задания (Выполняют на карточках)

Задание: раскрыть скобки

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;

? (не)большой, но уютный

Вовсе не привлекательный человек

Не мелкая, а глубокая река

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

3)Работа с текстом.(Тексты у каждого ученика)

Приморская тайга- удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.

(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные.

Цель : проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

Вспомним задачи, которые стояли перед нами в начале урока.

Источник

Урок русского языка для 6 класса на тему «Правописание частицы «не» с именами прилагательными»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка для 6 класса на тему «Правописание частицы «не» с именами прилагательными».

(§ 62. Правописание частицы «не» с именами прилагательными).

— повторить правописание частицы «не» с существительными, показать условия выбора слитного и раздельного написания частицы «не» с прилагательными.

— познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания частицы «не» с прилагательными;

научить правильно писать частицу «не» с прилагательными;

— развивать умение группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний;

— познакомить с правилами графического обозначения условия выбора слитного и раздельного написания частицы «не» с прилагательными.

— воспитание культуры речи (умения вести дискуссию, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка).

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: фронтальный опрос, работа с теоретическим материалом, комментированное письмо, самостоятельная работа, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

1). Рассказ учащихся о порядке морфологического разбора имени прилагательного.

Рассмотрите таблицы. Сделайте вывод о слитном и раздельном написании частицы «не» с существительными и качественными прилагательными:

Частица «не» пишется раздельно:

Условие раздельного написания

Если есть противопоставление с союзом «а» или подразумевается противопоставление

Если частица «не» входит в состав усилительных отрицаний «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не», «отнюдь не».

Не погода ему помешала приехать (а что?)

Лестница не деревянная (а какая?)

Далеко не успешный; вовсе не прихотлив.

Частица «не» пишется слитно:

Условие слитного написания

Если слово не употребляется без частицы «не»

Если слово можно заменить синонимом без частицы «не»

Если частицу «не» можно выделить как приставку

Невежливый (грубый); невнимательный (рассеянный).

С относительными и притяжательными именами прилагательными частица «не» пишется раздельно:

Упражнение № 355: комментированное письмо.

Упражнение № 356: самостоятельная работа.

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: спишите словосочетания и обоснуйте слитное или раздельное написание частицы «не» с прилагательными:

(1) (Не)громкий голос; (2) (не)взрачный вид; (3) (не)деревянная дверь; (4) (не)вкусный обед; (5) совсем (не)близкий путь; (6) (не)высокое, а низкое дерево; (7) (не)прочное сооружение; (8) вовсе (не)правильное решение; (9) (не)густые заросли.

Задание № 2: выпишите, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» раздельно:

(1) Отнюдь (не)близкий; (2) (не)разлучные друзья; (3) (не)робкий, а смелый; (4) (не)настный день; (5) (не)большой, а маленький; (6) вовсе (не)маленький; (7) (не)винный поступок; (8) (не)друг, а враг; (9) возникла (не)обходимость; (10) рассказывал (не)былицы; (11) далеко (не)правда; (12) (не)правда, а ложь; (13) (не)счастье (беда); (14) вовсе (не)поражение.

Задание № 3: спишите, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» слитно:

(1) (Не)зрелый человек; (2) (не)красивый, а безобразный; (3) (не)злобивый характер; (4) (не)ведомые страны; (5) (не)искусная работа; (6) (не)внимательный, а рассеянный ученик; (7) (не)брежный почерк; (8) (не)лестный отзыв; (9) (не)объективное суждение; (10) деревья (не)высокие, но раскидистые.

Задание № 4: образуйте такие пары словосочетаний, чтобы частица «не» писалась слитно и раздельно:

Образец: Нелегкий путь (тяжелый) – не легкий, а тяжелый путь.

(1) Несчастливый; (2) (не)знакомый; (3) (не)умный; (4) (не)известный; (5) (не)скучный.

(1) (Не)большой портфель; (2) вовсе (не)красивый поступок; (3) (не)лепый вид; (4) (не)высокий, а низкий дом; (5) (не)ровная дорога; (6) очень (не)красивый шарф; (7) (не)брежная запись; (8) путь (не)долог, а близок; (9) (не)приступная крепость; (10) дорога (не)ровная, но короткая; (11) (не)добрый человек; (12) (не)дорогой, а красивый ситец; (13) (не)громкое чтение; (14) ничуть (не)интересный фильм; (15) (не)глубокая, но широкая река.

Домашнее задание: § 62; упражнение № 357.

1 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Описание материала:

Каждое упражнение из дополнительного дидактического материала может быть использовано для создания карточки с индивидуальным заданием.

«Выдержка из материала:

Урок русского языка для 6 класса на тему «Правописание частицы «не» с именами прилагательными».

(§ 62. Правописание частицы «не» с именами прилагательными).

Методы и формы работы: фронтальный опрос, работа с теоретическим материалом, комментированное письмо, самостоятельная работа, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1). Рассказ учащихся о порядке морфологического разбора имени прилагательного.

II. Работа с теоретическим материалом в учебнике на странице 25.

NB! Орфограмма № 36:Рассмотрите таблицы. Сделайте вывод о слитном и раздельном написании частицы «не» с существи-тельными и качественными прилагательными:Частица «не» пишется раздельно:№ Часть речи Условие раздельного написанияЕсли есть противопоставление с союзом «а» или подразумевается противопостав-ление Если частица «не» входит в состав усилительных отрицаний «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не», «отнюдь не».

1. Имя существительное Не ветер, а мороз.Не погода ему помешала приехать (а что?) Вовсе не успех.

2. Имя прилага-тельное Не ветреный, а морозный день.Лестница не деревянная (а какая?)Далеко не успешный; вовсе не при-хотлив.

Частица «не» пишется слитно:№ Часть речи Условие слитного написанияЕсли слово не употребляется без частицы «не» Если слово можно заменить синонимом без частицы «не» Если частицу «не» мож-но выделить как пристав-ку

1. Имя существительное Ненастье, небрежность. Невежливость (грубость); невнимательность (рассеян-ность). Необходимость, неуто-мимость.

2. Имя прилага-тельное Ненастный, небрежный.Невежливый (грубый); невни-мательный (рассеянный). Необходимый, неутоми-мый; необходим, неуто-мим.

NB!С относительными и притяжательными именами прилагательными частица «не» пишется раздельно:Не железная (крыша), не шерстяное (платье), не мамина (книга), не осиное (гнездо).

III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 355: комментированное письмо.

Упражнение № 356: самостоятельная работа.

IV. Работа с дополнительным дидактическим материалом.

Дополнительный дидактический материал

«Задание № 1: спишите словосочетания и обоснуйте слитное или раздельное написание частицы «не» с прилагательными:(1) (Не)громкий голос; (2) (не)взрачный вид; (3) (не)деревянная дверь; (4) (не)вкусный обед; (5) совсем (не)близкий путь; (6) (не)высокое, а низкое дерево; (7) (не)прочное сооружение; (8) вовсе (не)правильное решение; (9) (не)густые заросли.

«Задание № 2 : выпишите, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» раздельно: (1) Отнюдь (не)близкий; (2) (не)разлучные друзья; (3) (не)робкий, а смелый; (4) (не)настный день; (5) (не)большой, а маленький; (6) вовсе (не)маленький; (7) (не)винный поступок; (8) (не)друг, а враг; (9) воз-никла (не)обходимость; (10) рассказывал (не)былицы; (11) далеко (не)правда; (12) (не)правда, а ложь; (13) (не)счастье (беда); (14) вовсе (не)поражение.

«Задание № 3 : спишите, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» слитно:(1) (Не)зрелый человек; (2) (не)красивый, а безобразный; (3) (не)злобивый характер; (4) (не)ведомые страны; (5) (не)искусная работа; (6) (не)внимательный, а рассеянный ученик; (7) (не)брежный почерк; (8) (не)лестный отзыв; (9) (не)объективное суждение; (10) деревья (не)высокие, но раскидистые.

«Задание № 4 : образуйте такие пары словосочетаний, чтобы частица «не» писалась слитно и раздель-но:Образец: Нелегкий путь (тяжелый) – не легкий, а тяжелый путь.(1) Несчастливый; (2) (не)знакомый; (3) (не)умный; (4) (не)известный; (5) (не)скучный.

Домашнее задание: § 62; упражнение № 357.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Не с прилагательными

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Слитное написание частицы не с именами прилагательными.

2. Раздельное написание частицы не с именами прилагательными; особые случаи раздельного написания.

3. Повторение правописания имён существительных с частицей не.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и изменяются по числам, в единственном числе – по родам: бел, бела, бело, белы.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

Теоретический модуль для самостоятельного изучения

Правописание частицы не с прилагательными зависит от следующих условий.

Не пишется слитно, если:

1) слово не употребляется без не (нерадивый, небрежный);

2) слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый – злой, нехороший – плохой).

не пишется раздельно, если:

1. у прилагательного есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

2) есть слова-усилители далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

3) прилагательные употреблены в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

4) с кратким прилагательным (не могучи).

Запомним: раздельное написание не с именами прилагательными повторяет раздельное написание не с именами существительными, но лишь отчасти.

не с именами прилагательными, как и не с именами существительными, пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом а. Квартира не большая, а маленькая (прилагательное не большая пишется раздельно, так как оно при помощи союза а противопоставляется своему антониму – прилагательному маленькая).

Выберите один правильный вариант ответа.

Как напишете не с прилагательным в предложении:

(Не)дорогой, но удобный портфель.

1) раздельно, так как есть противопоставление с союзом но;

2) можно писать и слитно, и раздельно в зависимости от значения в контексте;

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.

«Зря вы думаете, уважаемая ворона, – сказала лисица, – что голос у вас (не)приятный. Он нисколько (не)резкий и противный». (Крылов)

1) это сложное предложение;

2) в данном отрывке есть обращение;

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-«магнит»: нисколько не;

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-усилитель нисколько не

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.

Источник

Тест «Слитное и разделное написание НЕ с прилагательными» 6 класс

Тест «Слитное и разделное написание НЕ с прилагательными»

6 класс

I вариант.

а) слово не употребляется без не;

б) если в предложении есть противопоставление с союзом а;

в) если прилагательное с не можно заменить синонимом без не;

г) если к прилагательному относятся слова: ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ.

2Отметь строку, в которой все прилагательные пишутся с «НЕ» раздельно :

а) вовсе (не) глупый ; (не) интересный; (не) ряшлив;

б) далеко (не) робкий; ничуть (не) интересный; нисколько (не) привлекательный;

в) отнюдь (не) трудный; не глубокий, а мелкий; (не)брежный.

3Укажи предложение, в котором «НЕ» пишется раздельно:

а) Ответ был (не)правильный.

б) Речонка эта была (не)глубокая, но широкая.

в) Этот человек вовсе (не)оригинален.

г) Решение было (не)удачно.

а) (не) брежность; (не) приязнь; ……………………………

б) говорить (не)правду; сразится с (не)приятелем; ……………………

в) (не) вежливость, а грубость ……………………………

а) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

б) Мне в этот день (не) здоровилось.

в) (Не) достает храбрости, можно превратиться в труса.

г) С людьми браниться, никуда (не)годится.

д) Толпа (не)доумевала.

е) (Не) лаяли собаки, (не) было видно и людей.

а) (не) знать (ни)чего; (ни) (о) ком (не ) заботился; (ни)чего (не) видел;

б) (ни) (о) чём (не) думал; (ни)кем (не) интересовался; (ни) кто (не) знал;

в) (ни)кому (не) писал; (ни)какие открытия (не) интересовали его; (ни) (к) кому (не) обращался.

а) (не)лепый; (не)годовал; (не)красивый;

б) (не) (с) кем; (не) думал; далеко (не) робкий;

в) (не)широкая, но глубокая; (не) понял; (не) вразумительный.

II вариант.

I. Выбери правильные утверждения:

а) если в предложении есть противопоставление с союзом а;

б) если слово без не не употребляется;

в) если к прилагательному относятся слова: ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ.

г) если прилагательное с не можно заменить синонимом без не;

а) (не) здоровый человек; далеко (не) спокойный разговор; (не)суразное пальто;

б) вовсе (не) сложная задача; (не)дорогой; (не)объятный;

в) (не)вредимый; (не)вероятные приключения; (не) громкая песня..

а) (Не)дорогие вещи зачастую бывают очень интересны.

б) Дом был (не)высокий, а низкий.

в) Ничуть (не) интересную передачу нам пришлось посмотреть.

г) Мальчик был далеко (не) скромный.

а) (не)уклюжесть; (не)забудка; ……………………………

б) выразить (не)согласие; выразить (не) доверие; ……………………

в) (не) счастье, а горе; ……………………………

а) Кто (не) работает, тот (не) ест.

б) Вьюга (не)истовствовала всю ночь.

в) Серпилин её сразу (не)взлюбил.

г) Лодырю всегда (не)можется да (не) здоровится.

д) Неправдой весь свет пройдёшь, да назад (не) воротишься.

е) От работы руки (не) отнимутся..

а) (ни)кому (не) сочувствовать; (ни) (о) ком (не) думать; (ни) (с) (не) встречаться;;

б) (ни)каких (не)приятностей; (ни) (с) чем (не) соглашался; (ни) (в) чём (не) нуждался;

в) (ни) (к) кому (не) ездил; (ни) чего (не)видел; (ни) (в) чём (не) замечен.

а) (не) брежность; (ни)чуть (не) привлекательный; (не)взгоды;

б) (не)доумение; (не)понимание; (не) видел;

в) (не)доразумение; (не)кем; (не)взлюбил.

I вариант I вариант

I. а, в I а, в

II. б II в

III в III а

IV сделать полностью

V б, в, г, д V а, д, е VI ни о ком СДЕЛАТЬ ВСЕ VI никому ни о чём никаких ни к кому ничего

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Не с прилагательными как пишется упражнения, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Не с прилагательными как пишется упражнения", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Не с прилагательными как пишется упражнения:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *