не узнать
Смотреть что такое «не узнать» в других словарях:
УЗНАТЬ — УЗНАТЬ, узнаю, узнаешь, совер. (к узнавать). 1. кого что. Увидеть, обнаружить, найти в ком чем нибудь какого нибудь знакомого или что нибудь знакомое. «Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала.» Пушкин. «Народ узнал колокольчик… … Толковый словарь Ушакова
узнать нельзя — родная мама не узнает, не узнать, неузнаваемый Словарь русских синонимов. узнать нельзя прил., кол во синонимов: 3 • не узнать (3) • … Словарь синонимов
узнать — См … Словарь синонимов
Узнать, где раки зимуют — Узнать, ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ. Прост. Экспрес. 1. Узнать настоящие лишения, трудности. Нет, уж лучше я сначала сделаю и буду спокойна. Ведь уроки у нас нелёгкие, Не то что у вас. Вот перейдёшь в четвёртый класс, тогда узнаешь, где раки зимуют (Н. Носов … Фразеологический словарь русского литературного языка
УЗНАТЬ — УЗНАТЬ, см. узнавать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Узнать (понять) почём фунт лиха — Узнать (понять) ПОЧЁМ ФУНТ ЛИХА. Разг. Экспрес. (Узнать, понять), как тяжело в горе, как тяжелы испытания, беды и т. п. А фронт надо глазами повидать, чтобы понять, почём фунт лиха и что такое тот партизанский колхоз (В. Панова. Ясный берег).… … Фразеологический словарь русского литературного языка
узнать из первых уст — узнать (или услышать) из первых уст узнать непосредственно от очевидца, от непосредственного участника … Словарь многих выражений
УЗНАТЬ — УЗНАТЬ, аю, аешь; узнанный; совер. 1. что. Получить какие н. сведения, знания о чём н. У. всю правду. Узнал, что едет ревизор. У. о чьих н. проделках. 2. кого (что). Испытать, познать, понять до конца. У. радость материнства. Хорошо у. чей н.… … Толковый словарь Ожегова
Узнать, почем фунт лиха — узнать сполна горе. ФСВЧиЭ … Термины психологии
узнать — правду узнать • начало, знание узнать голос • оценка узнать жизнь • начало, знание узнать истину • начало, знание узнать историю • начало, знание узнать мнение • начало, знание узнать некоторые подробности • начало, знание узнать новости • начало … Глагольной сочетаемости непредметных имён
узнать — глаг., св., употр. наиб. часто Морфология: я узнаю, ты узнаешь, он/она/оно узнает, мы узнаем, вы узнаете, они узнают, узнай, узнайте, узнал, узнала, узнало, узнали, узнавший, узнанный, узнав 1. см. нсв. узнавать … Толковый словарь Дмитриева
Как пишется «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно?
Слово «не знаю» пишется раздельно в два слова как глагол с отрицательной частицей «не».
Чтобы понять, как правильно пишется слово «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно, выясним часть речи и компоненты, составляющие это сочетание.
Часть речи слова «не знаю»
Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит интересующая нас словоформа, воспользуемся высказыванием:
Я не знаю, что предпринять в этой ситуации.
Я (что делаю?) не знаю.
Анализируемое слово обозначает действие или состояние человека. Значит, это глагол, начальной формой которого является слово «знать».
Понаблюдаем, как он изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:
Выяснено, что существует самостоятельная словоформа глагола 1 лица единственного числа настоящего времени «знаю», которая обладает утвердительным значением:
Я знаю, сколько сил потребуется для решения этой задачи.
Я знаю, что ответить на этот каверзный вопрос преподавателя.
И вот в этой глагольной форме появляется «не». Что это за компонент, приставка или нечто иное?
«Не» — это частица, которая, напротив, создает отрицательный смысл любого высказывания:
Я не зна́ю, в чем суть этой проблемы.
Правописание слова «не знаю»
Частица «не» — это слово, принадлежащее к служебной части речи. И как всякое самостоятельное слово, эта частица пишется отдельно от той лексемы, с которой она употребляется в предложении.
В выборе написания слова «не знаю» или «незнаю» воспользуемся орфографическим правилом русского языка:
Понаблюдаем:
Примеры
Не знаю, кто побывал здесь с утра.
Я не зна́ю пока, что ответить на ваше заманчивое предложение.
Слитное написание не- с глаголами
1. Начальное не- пишется слитно с теми глаголами, в морфемном составе которых оно является частью корня или приставкой. Без не- эти слова, как правило, не употребляются.
Перечислим их:
2. Укажем слитное написание слов со сложной приставкой недо-, которая придает им значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-то нормой. Эти глаголы обладают уже новым лексическим значением по сравнению с однокоренными словами без приставки.
Отличаем их от созвучных слов с приставкой до- и отрицательной частицей «не», которые обозначают неоконченное действие, не доведенное до конца.
Сравним:
Правописание слова «не знаю»: всегда ли раздельно, грамматика, примеры употребления
Знать как высший слой общества, обладающий наследственными привилегиями, не есть предмет рассмотрения в этой статье. Равно как и наречие «знать», (см., впрочем, в конце). Мы займёмся словом «знать» с отрицательной частицей «не», поскольку иные наши современники в данном случае демонстрируют поистине вопиющее незнание русского языка: «незнаю», «незнала», и т.п. – это грубейшие ошибки!
Отчего ошибаются
В русском языке имеется приставка «не-», также имеющая отрицательное значение: «невежа», «невежда», «невозможно», «нежить», «некто», «нелепый», «немного», «неправильно», «нестабильность», «нечаянно», и мн. др. Часть слов подобного строения (пишущихся слитно) сообразно контексту и построению фраз заменяется на выражения с частицей «не», которые пишутся раздельно, например «нежилой» – «не жилой»; «нечаянно» – «не чаяно»; «ненароком» – «не нарочно», и т.п.
Отличительный признак такого рода сочетаний слов: они наделены собственным смыслом, употребляются в речи достаточно часто, или даже превратились во фразеологизмы – устойчивые, не изменяющиеся словосочетания. Изредка, чтобы подчеркнуть отрицание или различие, приставка «не» пишется через дефис; применительно к предмету статьи «не-знать» это простонародье, простолюдины, все незнатные.
Ни то, ни другое к «не знаю» никак не относится: это одна из форм глагола «знать» с частицей «не», означающей отрицание. Их сочетание не является устойчивым: исходный глагол в нём спрягается, образует причастия и деепричастия (см. далее), а всё выражение употребляется в различных значениях (см. ниже). Поэтому «не знаю» правильно пишется только раздельно. (Не с глаголами в русском языке в принципе пишется раздельно!)
Значения
«Не знать», ясное дело, по существу прямо противоположно «знать». Слово это очень богатое, употребляется в самых разных смыслах (в том числе и с отрицанием), имея при том множество синонимов, общих и специфических:
Примечание: «не ведать», «не разуметь» и «не уразумевать» являются полными синонимами к значениям «не знать» по пп. 1-9. «Не понимать» также полный синоним к значениям по пп. 1-4 и частичный к п. 9 («не понимать меры»). «Не осознавать» – полный к пп. 1, 2 и 4; частичный – к п. 9 («не осознавать последствий»).
Грамматика
Выражение «не знаю» состоит из частицы «не» и глагола несовершенного вида «знать» в настоящем времени единственного числа 1-го лица; соответствующий совершенный глагол – «узнать». Постановка ударения не зна́ю. Вариантов переноса нет, так как частицы, в отличие от предлогов, от слов не отрываются, а однобуквенные слоги из строки в строку не переносятся. Варианты переноса морф (словоформ) появляются при спряжении и приведены ниже:
Действительное причастие настоящего времени не зна́ющий; прошедшего не зна́вший. Страдательное причастие настоящего времени не зна́емый; наречие от него незна́емый. Страдательное причастие прошедшего времени – архаизм не зна́мый. Деепричастия: настоящего времени не зна́я, не зна́ючи; прошедшего не зна́в, не зна́вши.
Будущее время
Будущее время производных от «не знать» образуется вставкой морф будущего времени глагола «быть» после «не»: «Я не буду знать»; «Вы не будете знать», «Они не будут знать», и т.п. Однако для гладкости речи желательнее употреблять соответствующие формы совершенного вида того же глагола: «Я не узнаю»; «Ты не узнаешь», «Она не узнает», и т.д.
Сомнительное нововведение – не_знающий?
В последнее время распространяется слитное написание действительного причастия настоящего времени, превращающее его в отглагольное прилагательное: «незнающий». Формально оно правильное; программы и онлайн-ресурсы для проверки грамматики «на него не ругаются». Подобная до обратного ситуация наблюдается с «по-видимому» и «повидимому»: первое соответствует ортодоксальной («школьной») грамматике, но вот второе нередко отмечается как ошибочное. Хотя «повидимому» проще в написании, а во всех прочих отношениях ничуть не хуже канонической формы.
О слиянии частицы в корнем в «незнающий», т.е. о замене частицы приставкой, того же сказать нельзя. Это новое слово плохо укладывается и в голове, и в строй русского языка. Оно какое-то, простите за выражение, фриковатое. Лучше вяжется с «маскулинность», «хайпануть», «брутальный объективатор» (по-русски – приставала, бабник) и т.п. Скорее всего, «незнающий» есть продукт эпохи всетолерантной неолиберальной политкорректности, когда ясность и простота выражения отступают перед тем, что выглядит не так грубо и страшно. Сравните: «смертельный удар» – «травма, несовместимая с жизнью»; «проституция» – «эскорт»; «Мы работаем сами на себя, дотаций из казны не огребаем, так за что получает свою зарплату этот, простите, голубой незнайка?!» – «Данный незнающий молодой человек нетрадиционной ориентации назначен на свою должность по протекции члена совета директоров вследствие его покладистости в личном плане».
А. С. Пушкину довелось присутствовать на чтении его двойным тёзкой А. С. Грибоедовым отрывков из новой трагедии. Не законченной и не опубликованной – автора убили в Персии. Пушкин, прослушав, вынес свое суждение: «Это просто, почти библия. Завидую вам. Какой стих: “Нет друга на земле и в небесах”». (цитата по Ю. Н. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара. Рассказы». М.: Правда, 1984).
Технологии «промывки мозгов» с тех пор ушли далеко вперёд. Но, если ощущается некоторая пустота в разумении, то заполнять образовавшуюся полость во всех смыслах лучше внятными полезными сведениями, а не мусором. Как бы «продвинут» и привлекателен он ни был.
Касательно темы статьи – пока что по традиционным правилам писать «не знающий» нужно раздельно.
Наречие
В заключение коснёмся ещё одного значения исходного для предмета нашего разбора слова – «знать». Викисловарь определяет его также как и вводное слово. Это понятие уже рассмотрено (напр., в статье о «во избежание»). «Знать» под него не подходит по главным признакам вводных слов: оно лишено эмоциональной окраски и не даёт предоценки событий.
«Знать», кроме того, что глагол, ещё и просторечное, а также художественное (чаще всего поэтическое) сокращение обстоятельственного наречия «значит»: «Знать, столица та была/Недалече от села». (П. Н. Ершов, «Конёк-горбунок»). Синонимы к нему тоже наречия: «поскольку», «потому», «следовательно», и др. той же группы. «Знаете ли» может быть вводным словом и междометием («Ну, знаете ли!»), но у «не знаете ли» иной смысл, см. выше.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Как пишется «Не знаю, не знает, не знают, не зная» слитно или раздельно и почему
Чтобы разобраться, как пишется слово «не знаю» раздельно или вместе, нужно понять, к какой части речи относится данное слово (слова) и применить правило.
НЕ — отрицательная частица.
ЗНАЮ, ЗНАЮТ — глаголы, ЗНАЯ — деепричастие.
Правило «Не с глаголами и деепричастиями
НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не знаю, не знаешь, не знает, не зная — не знаю пароль, не знаешь правило, не знает значение, не зная человека.
Частица НЕ + глагол или деепричастие = раздельное написание.
Т.е. пишется раздельно! Всегда!
Правильное написание:
Не знаю
Не знает
Не знают
Не зная
Примечание 1
1. НЕ с глаголами и деепричастиями пишется слитно (вместе), если слово без НЕ не употребляется:
невзлюбить, нездоровится — недоумевая, ненавидя.
2. С глаголом хватать (хватить) в значении «быть достаточным» частица НЕ во всех формах пишется раздельно:
Времени на досуг не хватает. Книг на всех не хватило. Этого еще не хватало!
Примечание 2
Следует различать глаголы (деепричастия) с приставкой недо- (в значении неполноты действия) и глаголы с приставкой до-, употребленные с частицей НЕ.
Сравните примеры:
Дети недоедают.
За ребенком недосмотрели.
Ему серьезности недостает.
Работаем недосыпая.
Завтрак дети не доели.
Фильм так и не досмотрели.
Сын не достает отцу до плеча.
Уснул, не дочитав до конца.
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание наречий
Наречие – часть речи, вокруг которой в отечественном языкознании на протяжении последних трех веков идут непрекращающиеся дискуссии. Еще А. А. Барсов (1730–1791), автор первой «Российской грамматики», считал, что этимологический смысл термина «наречие» (по-латыни ADVERBUM – «предглаголие», от слова VERBUM – «глагол») не соответствует реальным функциям этой части речи в языке, ведь наречия употребляются также перед прилагательным и перед другими наречиями. Рассмотрите примеры:
КРАСИВО НАРИСОВАТЬ (наречие + глагол)
ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ (наречие + прилагательное)
ОЧЕНЬ ТРУДНО (наречие + наречие)
В XIX веке мнения ученых об этой части речи разделились более радикально. К. С. Аксаков и Ф. И. Буслаев считали, что такой части речи вообще не существует. Но А. А. Потебня «вернул» наречие в морфологию русского языка, а академик А. А. Шахматов даже считал, что наречие занимает центральное место в системе частей речи. Причина этих споров в том, что слова, которые принято называть наречиями, образуются из слов других частей речи (из существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов) и очень похожи на них. Рассмотрите несколько примеров:
Иногда при переходе слова из какой-либо части речи в наречие оно полностью сохраняет свое написание. Так произошло с наречием КРАСИВО. Но бывает, что вновь образованное наречие меняет свой графический облик по сравнению с исходным словом или сочетанием слов: пишется через дефис (ПО-НАШЕМУ) или слитно (НАВСТРЕЧУ). Именно с этим связаны трудности при выборе правильного варианта написания наречий.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий зависит от того, как они образовались. Рассмотрим по порядку каждый из вариантов написания.
СЛИТНО наречия пишутся в шести случаях :
Необходимо запомнить слова-исключения, которые пишутся иначе, чем указано в правиле: В ОТКРЫТУЮ, НА-ГОРА, ПО-ЛАТЫНИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ.
К выходу надо готовиться за_ранее (особенно, если много пассажиров). [Правила поведения в наземном транспорте]
Стали они с Валюшей жить-поживать, и по_тихоньку до них стало доходить, что они напрочь чужие друг другу люди. [В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала]
Мне сразу становится холодно, хотя одет я в теплую обезьянью дошку и меховую шапку, поверх которой натянут еще башлык–буденновка, и крест_накрест обвязан шерстяной шалью. [А. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени]
Ему надоело каждый день собираться за_границу и уж хотелось домой, к себе в Новоселки. [А. П. Чехов. Расстройство компенсации]
Катавшаяся по льду детвора бросилась в_рассыпную на берег, как воробьи. [Д. Мамин-Сибиряк. Дурной товарищ]
Связи прерваны, секрет на_всегда утерян. тайна – рождена! [А. Битов. Записки гоя]
Директор школы написал ему по_немецки пропуск в город, в штаб армии. [А. Н. Толстой. Странная история]
По мостовой в_притык друг к другу, отливая лаком и оглашая ночь гомоном клаксонов и магнитол, медленно, в несколько рядов ползли бесконечные вереницы автомобилей диковинных иноземных пород. [С. Гандлевский. ]
Со_всем недавно в центре Ленинграда, на Каменном острове, отправлявшиеся в школу ребята увидели утром двух бродивших под деревьями лосей. [И. Соколов-Микитов. Лоси]
Михаил Храбрый шел на_ряду с другими, как простой воин. [Н. М. Карамзин. Марфа Посадница]
Они все меж собой за_панибрата ; платьем пообносились, так не узнаешь, кто капрал, кто генерал. [М. Н. Загоскин. Рославлев]
По_немногу ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала. [В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе]
Небось не за_даром пишешь, за деньги! [А. П. Чехов. На святках]
В глазах у него была тоска, а под_мышкой – шахматная доска. [В. Высоцкий. Об игре в шахматы]
Она стучала по ним, и они отлетали, точь_в_точь как краска со старых манекенов. [Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света]
Различны их виды и образы, но корень благ по_всюду одинаков ибо природа себе неизменна нигде. [А. Н. Радищев. Положив непреоборимую преграду. ]
Во_истину останавливается кровь и отравляется мозг от одной мысли, что люди со столь преступными намерениями дышат одним воздухом и похожи на нас своим внешним образом. [Н. Эйдельман. Письмо царю]
Дело в диспансере, как и в любом другом учреждении, было поставлено до_нельзя рутинно и бессмысленно. [Л. Улицкая. Дочь Бухары]
Наконец_таки я буду бухгалтером! [А. П. Чехов. Из дневника помощника бухгалтера]
Когда еще государь был в Вильне, армия была разделена на_трое … [Л. Н. Толстой. Война и мир]
Когда они умирали, ему было горько и тяжко, а когда вырастали, то уходили от него, чтобы в_одиночку биться с тяжелою нуждой. [В. Г. Короленко. Сон Макара]
Иной обозник где_нибудь на выезде из завода прихватит барашка, да и ведет его потихоньку за своим возом. [П. П. Бажов. Васина гора]
Сидит Мальчиш у трубы на крыше, и видит Мальчиш, что скачет из_далека незнакомый всадник. [А. Гайдар. Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово]
Последовал приказ выдавать Хабарову в_добавок к жалованью по двести рублей в год. [И. А. Гончаров. Превратность судьбы]
Бабы громко ругались и толкали друг_друга кошелками. [Д. Хармс. Начало очень хорошего летнего дня]
В носу судна за_под_лицо заделан кубрик с двумя круглыми фрамугами, застекленными авиационным стеклом. [В. Астафьев. Царь-рыба]
Сидя высоко на сучке дерева, держа шишку в передних лапах, белки быстро_быстро выгрызают из неё семена, роняя вертящиеся в воздухе чешуйки, бросают на снег обгрызенный смолистый стержень. [И. Соколов-Микитов. Белки]
А дальше две куропатки, перевернувшись в воздухе через голову, за_мертво ударились о землю. [В. Бианки. Лесные были и небылицы]
Отец, в_отместку за переключение программы, рассказывал о космических пришельцах – самая ненавистная для матери тема. [А. Битов. Лес]
А я вот в_двое старше вас, а не могу разобраться в жизни. [А. Аверченко. Знаток женского сердца]