V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
3) негодующий взгляд;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
10) далеко не легкое дело;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
VIII. Напишите диктант.
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
В школе мы учили массу правил, по которым «не» пишется слитно или раздельно с разными частями речи. На самом деле есть довольно простые принципы, которые помогут вам не ошибаться. Главное — запомнить правильную цепочку рассуждений.
Ненастье застигло лешего Дебря врасплох. Букет из одуванчиков, собранный для кикиморки Выпи, разлетелся по ветру, зато костюм-тройка из свежайшего мха радостно зазеленел и стал выглядеть необычайно эффектно.
Слов «настье» и «обычайно» в русском языке нет, поэтому написание может быть только слитным.
Любая часть речи пишется с «не» слитно, если не употребляется без него. Если же слово без «не» существует в русском языке самостоятельно, то необходимо обратить внимание на то, какая перед нами часть речи.
О написании с «не» деепричастий и глаголов и об исключениях из этого правила мы сделали отдельную статью. А в этой разберем остальные части речи.
Если к слову относится усиление «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не», а также местоимение или наречие, которое начинается с ни-:
«Никогда не поздно начать тренироваться», — заявил спросонья Заяц и выкинул будильник в окно. Чем испортил макушку и настроение Волку, пришедшему позвать его на пробежку.
Есть или подразумевается противопоставление с союзом «а»:
«Не друг ты, а раздолбай, — рявкнул обиженный Волк. — А ну бегом вокруг дома!»
Обратите внимание, что противопоставление должно быть именно с союзом «а». Если же оно с союзом «но», то слово пишется с «не» слитно, поскольку в таких конструкциях нет отрицания.
Если отрицается какое-либо утверждение:
— Это не липовый мёд! — возмущался Медведь. — Вы что мне подсунули?!
— Ж-ж-ж-ж-ж, — ответили ему из улья.
Сравните с утверждением отрицания:
— Это вообще мёд непонятно какой! — продолжал доказывать Медведь.
— Ж-ж-ж-ж-ж, — упорно стояли на своём пчёлы.
Когда нет перечисленных выше предпосылок для раздельного написания, выбирать нужно по смыслу.
Слитно пишутся слова, когда вместо них можно без искажения смысла употребить синонимы без «не»:
«Я неважно чувствую себя», — заявил Заяц, сошел с дистанции, лег передохнуть под деревом и принялся вплетать одуванчики в мохнатый куст.
Здесь однозначно можно заменить «неважно» на «плохо», «небольшим» на «маленьким», а «нехомяков» на «всех остальных».
Но такая замена не всегда очевидна.
«Не смешно ты шутишь, — рыкнул отдыхавший под деревом леший Дебрь, вычесывая одуванчики из прически. — Дари цветы кому-нибудь другому».
Как ни странно, если написать слитно «несмешно», это тоже будет правильно. Важно, какой смысл вы сами вкладываете во фразу. Если отрицаете (в этом примере — удачность шутки), пишите раздельно, если утверждаете (что шутка неудачная) — слитно.
И о возможном противопоставлении с союзом «а»: вы сами должны понимать, имеется ли в виду, что Заяц шутит не смешно, а плоско, или вы не подразумеваете этого. Поскольку это ваше личное мнение, ошибкой его считать нельзя.
Здесь всё зависит от наличия или отсутствия зависимых слов: если они есть — пишем раздельно, если нет — слитно. Главное — определить, что перед вами действительно причастие.
И еще два важных правила, которые помогут вам не ошибиться.
«Не» всегда пишется раздельно, если между ним и словом, к которому относится отрицание, есть союз, предлог или частица:
«Не от хорошей жизни я только с тобой дружу, — жаловался по утрам душевный парень Никифор приходящей к нему белочке. — Не с кем больше. Давай по одной?»
В приставке недо-. Как ее узнать, читайте в материале про «не» с глаголами.
Предыдущую часть истории читайте здесь. Продолжение — здесь.
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Не учащийся как пишется слитно или раздельно, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Не учащийся как пишется слитно или раздельно", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.