Слитное и раздельное написание НЕ
теория по русскому ? орфография
Слитное и раздельное написание слов с НЕ зависит от части речи самого слова.
Если слово НЕ употребляется без НЕ, то пишем его слитно.
(например, негодовать, небрежный, не существует слов «брежный» или «годовать»).
НЕ с глаголами и деепричастиями
НЕ всегда пишется раздельно, кроме случаев с приставкой НЕДО- в значении «не соответствовать норме»: недосыпать, недовыполнив, не мог, не любуясь.
НЕ с числительными
НЕ всегда пишется раздельно: не второй, не трое.
НЕ с существительными
Соблюдаются все три пункта:
неправда (ложь); недруг (враг)
Соблюдается хотя бы один из пунктов:
Упомянутые выше конструкции далеко не, вовсе не и т.п. следует отличать от наречий меры и степени, никак не влияющих на написание слова с НЕ: абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, очень, полностью, почти, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно.
НЕ с прилагательными
Соблюдаются все пункты:
Соблюдается хотя бы один из пунктов:
Не с местоимениями
Местоимение является неопределённым либо отрицательным и не имеет предлога внутри слова: некому предложить, нечто удивительное
Соблюдается хотя бы один из пунктов:
Не с причастиями
Соблюдаются все три пункта:
недвижимое имущество, крайне необдуманный поступок
Соблюдается хотя бы один из пунктов:
Не с наречиями
Соблюдаются все три пункта:
Не с союзами
Пишется всегда раздельно, кроме уступительного союза несмотря на то что (=хотя)
Не с частицами
Пишется всегда раздельно, кроме частицы неужели.
Не с предлогами
Пишется всегда раздельно, кроме производных предлогов несмотря на, невзирая на (=вопреки).
Поиск ответа
Вопрос № 278908 |
Доброго дня! Подскажите, пожалуйста, «»Небывшие до сих пор в Пятигорске представляют его таким. «. НЕ слитно или раздельно? Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Для русских такой акцент нехарактерен. Подскажите, пожалуйста, НЕ слитно или раздельно надо писать? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно слитное написание, если не требуется подчеркнуть отрицание интонационно.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, справочная служба Грамоты.Ру, подскажите, как правильно написать: Действия молдавских судов признаны (не) правомерными за дискриминацию русского языка. Не слитно или раздельно?
Ответ справочной службы русского языка
Слово неправомерными следует писать слитно. Однако смысл сочетания признаны неправомерными за что-то не вполне ясен. Фразу нужно перестроить.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, употребление слова «некорретный», «некорректно». В каких случаях слово пишется слитно, а в каких раздельно. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Здесь не будет ошибкой ни слитное, ни раздельное написание. Какое предпочесть – решать Вам. В принципе, факторов, требующих раздельного написания, здесь нет; если вкладываемый Вами смысл – утверждение несогласия, Вы можете оставить слитное написание.
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно пишется наречие с не слитно или раздельно в данном предложении:
«Ваше участие будет невозможно»?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день!
«Можно долго об этом говорить, и всё равно будет (не)понятно, куда нам идти». Не слитно или раздельно?
Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
как правильно пишется: непризнанный пригодным для проживания? ( НЕ слитно или раздельно и почему?)
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать раздельно: не тепличные.
Подскажите, пожалуйста, пишется ли не слитно в данной ситуации:
«В случае неподписания договора. «?
Ответ справочной службы русского языка
переход легкой формы в тяжелую небезопасен ( НЕ слитно или раздельно?) Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Слитное написание корректно, но при подчеркивании отрицания можно писать и раздельно.
Ответ справочной службы русского языка
«Не» с различными частями речи.
Слитно или раздельно?
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно:
– с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);
– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);
– с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);
– в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).
– в словах, которые без не не употребляются (невежа, непобедимый);
– в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);
– в отглагольных прилагательных на —мый (независимый);
– в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
– в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть
– зависимое слово: не погашенные никем огни;
– противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.
Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица не пишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.
С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи
1. Не употребляется без не-:
неженка, нелепый, нелепо
2. Можно заменить синонимом без не-:
3. В отрицательных наречиях:
1. Есть противопоставление:
2. Отрицание усилено словами
далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:
не по-товарищески
После не и ни нет предлога:
После не и ни есть предлог:
не у кого, ни у кого
недомогая (не употр. без -не)
не замечая (деепричастие)
Нет зависимого слова или противопоставления:
незаконченная работа
1. Есть зависимое слово:
не законченная вовремя работа
2. Есть противопоставление:
не законченная, а начатая работа
3. С краткими причастиями:
работа не закончена
III. Слова, которые без не не употребляются.
недосмотреть (за ребенком)
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
3) негодующий взгляд;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
10) далеко не легкое дело;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
VIII. Напишите диктант.
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
Как пишется «не» со словами: слитно или раздельно?
В школе мы учили массу правил, по которым «не» пишется слитно или раздельно с разными частями речи. На самом деле есть довольно простые принципы, которые помогут вам не ошибаться. Главное — запомнить правильную цепочку рассуждений.
Слова всегда пишутся слитно с «не»
Если без «не» не употребляются
Ненастье застигло лешего Дебря врасплох. Букет из одуванчиков, собранный для кикиморки Выпи, разлетелся по ветру, зато костюм-тройка из свежайшего мха радостно зазеленел и стал выглядеть необычайно эффектно.
Слов «настье» и «обычайно» в русском языке нет, поэтому написание может быть только слитным.
Правило
Любая часть речи пишется с «не» слитно, если не употребляется без него. Если же слово без «не» существует в русском языке самостоятельно, то необходимо обратить внимание на то, какая перед нами часть речи.
О написании с «не» деепричастий и глаголов и об исключениях из этого правила мы сделали отдельную статью. А в этой разберем остальные части речи.
Раздельно
Если к слову относится усиление «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не», а также местоимение или наречие, которое начинается с ни-:
«Никогда не поздно начать тренироваться», — заявил спросонья Заяц и выкинул будильник в окно. Чем испортил макушку и настроение Волку, пришедшему позвать его на пробежку.
Есть или подразумевается противопоставление с союзом «а»:
«Не друг ты, а раздолбай, — рявкнул обиженный Волк. — А ну бегом вокруг дома!»
Обратите внимание, что противопоставление должно быть именно с союзом «а». Если же оно с союзом «но», то слово пишется с «не» слитно, поскольку в таких конструкциях нет отрицания.
Если отрицается какое-либо утверждение:
— Это не липовый мёд! — возмущался Медведь. — Вы что мне подсунули?!
— Ж-ж-ж-ж-ж, — ответили ему из улья.
Сравните с утверждением отрицания:
— Это вообще мёд непонятно какой! — продолжал доказывать Медведь.
— Ж-ж-ж-ж-ж, — упорно стояли на своём пчёлы.
Слитно
Когда нет перечисленных выше предпосылок для раздельного написания, выбирать нужно по смыслу.
Слитно пишутся слова, когда вместо них можно без искажения смысла употребить синонимы без «не»:
«Я неважно чувствую себя», — заявил Заяц, сошел с дистанции, лег передохнуть под деревом и принялся вплетать одуванчики в мохнатый куст.
Здесь однозначно можно заменить «неважно» на «плохо», «небольшим» на «маленьким», а «нехомяков» на «всех остальных».
Но такая замена не всегда очевидна.
«Не смешно ты шутишь, — рыкнул отдыхавший под деревом леший Дебрь, вычесывая одуванчики из прически. — Дари цветы кому-нибудь другому».
Как ни странно, если написать слитно «несмешно», это тоже будет правильно. Важно, какой смысл вы сами вкладываете во фразу. Если отрицаете (в этом примере — удачность шутки), пишите раздельно, если утверждаете (что шутка неудачная) — слитно.
И о возможном противопоставлении с союзом «а»: вы сами должны понимать, имеется ли в виду, что Заяц шутит не смешно, а плоско, или вы не подразумеваете этого. Поскольку это ваше личное мнение, ошибкой его считать нельзя.
«Не» с причастиями
Здесь всё зависит от наличия или отсутствия зависимых слов: если они есть — пишем раздельно, если нет — слитно. Главное — определить, что перед вами действительно причастие.
«Не» с остальными словами
Пишутся слитно с «не»
И еще два важных правила, которые помогут вам не ошибиться.
Всегда раздельно
«Не» всегда пишется раздельно, если между ним и словом, к которому относится отрицание, есть союз, предлог или частица:
«Не от хорошей жизни я только с тобой дружу, — жаловался по утрам душевный парень Никифор приходящей к нему белочке. — Не с кем больше. Давай по одной?»
Всегда слитно
В приставке недо-. Как ее узнать, читайте в материале про «не» с глаголами.
Предыдущую часть истории читайте здесь. Продолжение — здесь.
Морфологический разбор слова «необучающимися»
Морфологический разбор «необучающимися»:
«Необучающимися»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «необучающимися»
Фонетический разбор слова «необучающимися»
Карточка «необучающимися»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;