Помогите, пожалуйста, в каких предложениях необходимо поставить дефис и кавычки : 1?
Помогите, пожалуйста, в каких предложениях необходимо поставить дефис и кавычки : 1.
Раздвигаются на небе хмурые морщины тучи.
Солнце всходит, и ложатся вокруг него золотые борозды лучи 2.
В осеннюю позднюю пору ягодами рябины кормятся рябинники дрозды
На горе береза свечка в лунных перьях серебра.
Помогите?
Разбери предложение по членам предложения, выпиши словосочетания.
Золотого солнца луч Заплутал средь серых туч.
Помогите пожалуйста : ) Укажите предложение, в котором приложение пишется через дефис а)На бугре береза свечка в лунных перьях серебра б)Старик отец сидел на завалинке и грелся на солнце в) Город Лонд?
Помогите пожалуйста : ) Укажите предложение, в котором приложение пишется через дефис а)На бугре береза свечка в лунных перьях серебра б)Старик отец сидел на завалинке и грелся на солнце в) Город Лондон стоит на реке Темзе.
Какое предложение сложноподчинённое?
Какое предложение сложноподчинённое?
1. Я решил узнать, состоится ли завтра премьера.
2. Луны не было на небе : она в ту пору поздно всходила.
Под музыку осеннего дождя иду во тьме?
Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
Люблю я вечер золотой,
Лесов задумчивый покой
И лёгкий рой румяных туч,
Луны стыдливый, первый луч,
И первый ропот соловья,
Дрозды пестрели на рябине,
Клевали спелую зарю.
Помогите пожалуйста, найдите здесь слова, употреблённые в переносном значении.
Напишите в комментарии) Буду очень признательна *.
Составить предложени из этих словосочетаний?
Составить предложени из этих словосочетаний.
Поздняя осень, хмурое небо, ночные заморозки, хмурая пора, ноябрьские снегопады, мокрый снег.
Осень (какая?
Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила?
Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила.
Синтактический разбор предложение.
Луны не было на небе : она в ту пору поздно сходила синтаксический разбор предложения?
Луны не было на небе : она в ту пору поздно сходила синтаксический разбор предложения.
Рябины гнутся под тяжестью спелых ягод над ними со свистом проносятся стаи дроздов?
Рябины гнутся под тяжестью спелых ягод над ними со свистом проносятся стаи дроздов.
Выпишите из этого предложения все словосочетания.
«Вера» – одна из лучших егокартин, написанных в этом жанре. Напортрете изображена дочьхудожника. И. С. Глазуновмного и охотнописал свою дочку ; его, очевидно, привлекало выразительное, своеобразное лицо девочки, ее удивительно глубокие глаза. Кар..
Посад лишний потому.
А) молодой, солёный, садовый, гроза, страна. Б) храбрый, узкий, сладкий, ловкий, резкий, грядка, репка.
Р— [р’] — согласный, непарный звонкий, парныймягкий е— [и] —гласный, безударный б— [б’] — согласный, парный звонкий, парныймягкий ё— [о] —гласный, ударный н— [н] — согласный, непарный звонкий, парныйтвёрдый о— [а] —гласный, безударный к— [к] — соглас..
_______ ____ сущ. С. прил. Сущ. мачеха и голубые подснежники. ______
Помогите пожалуйста : ) Укажите предложение, в котором приложение пишется через дефис а)На бугре береза свечка в лунных перьях серебра б)Старик отец сидел на завалинке и грелся на солнце в) Город Лонд?
Помогите пожалуйста : ) Укажите предложение, в котором приложение пишется через дефис а)На бугре береза свечка в лунных перьях серебра б)Старик отец сидел на завалинке и грелся на солнце в) Город Лондон стоит на реке Темзе.
Как пишется на солнце пёке в месте или через дефис помогите?
Как пишется на солнце пёке в месте или через дефис помогите.
В каком предложении приложение пишется через дефис 1) Старик (князь) сидел перед камином?
В каком предложении приложение пишется через дефис 1) Старик (князь) сидел перед камином.
2) Врач (Прокофьева) пригласила в кабинет очередного больного.
3) Пьеса («ревизор») была поставлена на сцене Малого театра 4) В одну ночь вышла из берегов Воронеж (река).
Помогите дописать предложение На дне Темзы в центре Лондона нашли?
Помогите дописать предложение На дне Темзы в центре Лондона нашли.
Помогите, пожалуйста, в каких предложениях необходимо поставить дефис и кавычки : 1?
Помогите, пожалуйста, в каких предложениях необходимо поставить дефис и кавычки : 1.
Раздвигаются на небе хмурые морщины тучи.
Солнце всходит, и ложатся вокруг него золотые борозды лучи 2.
В осеннюю позднюю пору ягодами рябины кормятся рябинники дрозды
На горе береза свечка в лунных перьях серебра.
Закончить предложение : Старый медвежонок сидел на завалинке и пиликал на?
Закончить предложение : Старый медвежонок сидел на завалинке и пиликал на.
64 бала за ответ?
Пример : Лондон, столица Великобритании, располагается на берегах реки Темзы.
Приложения напишите большими БУКВАМИ.
Сделайте пожалуйста, начинается 8?
Сделайте пожалуйста, начинается 8.
Укажите, в каких предложениях приложения присоединяется дефисом :
2) Белые чайки рыболовы с криком носились над морем.
4) Деревья утопали в серебряном инее.
Разберите слово «серебре» как часть речи Под березой спят метели, Греясь в лунном серебре?
Разберите слово «серебре» как часть речи Под березой спят метели, Греясь в лунном серебре.
«Вера» – одна из лучших егокартин, написанных в этом жанре. Напортрете изображена дочьхудожника. И. С. Глазуновмного и охотнописал свою дочку ; его, очевидно, привлекало выразительное, своеобразное лицо девочки, ее удивительно глубокие глаза. Кар..
Посад лишний потому.
А) молодой, солёный, садовый, гроза, страна. Б) храбрый, узкий, сладкий, ловкий, резкий, грядка, репка.
Р— [р’] — согласный, непарный звонкий, парныймягкий е— [и] —гласный, безударный б— [б’] — согласный, парный звонкий, парныймягкий ё— [о] —гласный, ударный н— [н] — согласный, непарный звонкий, парныйтвёрдый о— [а] —гласный, безударный к— [к] — соглас..
_______ ____ сущ. С. прил. Сущ. мачеха и голубые подснежники. ______
2) Белые чайки рыболовы с криком носились над морем.
4) Деревья утопали в серебряном инее.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 2 ТОЧНО ИНФА СОТКА.
Помогите пожалуйста : ) Укажите предложение, в котором приложение пишется через дефис а)На бугре береза свечка в лунных перьях серебра б)Старик отец сидел на завалинке и грелся на солнце в) Город Лонд?
Помогите пожалуйста : ) Укажите предложение, в котором приложение пишется через дефис а)На бугре береза свечка в лунных перьях серебра б)Старик отец сидел на завалинке и грелся на солнце в) Город Лондон стоит на реке Темзе.
Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке : а) серебристый, серебро, серебряный б) серебро, серебряный, серебристый в) серебряный, серебро, серебристый?
Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке : а) серебристый, серебро, серебряный б) серебро, серебряный, серебристый в) серебряный, серебро, серебристый.
В эту осень на заре роет норы крот в горе?
В эту осень на заре роет норы крот в горе!
На рассвете вся гора в грудах злата серебра, в белом инее гора в белом инее нора на заре крот в норе утопает в серебре Найти словарные слова!
Сделайте пожалуйста тест 1?
Сделайте пожалуйста тест 1.
Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
1) Наступила ранняя осень.
2) Возьми эту книгу.
3) Это был дом из дерева.
4) Столовая находилась в том же здании.
2. Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
1) Он специалист высокого класса.
2) Поездка в Петербург переносится на неделю.
3) Он был одет в рабочий костюм.
4) Рабочие объявили забастовку.
3. Укажите предложение с несогласованным определением.
1) Ранней весной хорошо выйти в поле!
2) Этот случай удивил многих.
3) Встреча с одноклассниками состоится в эту субботу.
4) Прозрачный лес один чернеет.
4. Укажите предложение с согласованным определением.
1) Грозовая туча прошла мимо.
2) Недалеко был особняк в три этажа.
3) Недалеко был особняк с лепниной.
4) Этот рассказ интересней.
5. Укажите предложение, в котором есть приложение.
3) Дедушка был добрейший человек.
4) Около дома рос огромный дуб.
6. Укажите предложение, в котором нет приложения.
3) Часов в одиннадцать к нам пришел Егор Лизунов, сосед, школьный завхоз.
4) Деревья утопали в серебряном инее.
7. Укажите предложение, в котором на месте пропуску нужно поставить дефис.
1) Художник 0 Левитан писал прекрасные картины.
2) Композитор 0 Чайковский известен на весь мир.
3) Вьется улица () змея.
4) Над рекой () Волгой льется тихая песня.
8. Укажите предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить дефис.
1) Мальчик () киргиз проводил нас до дома.
2) Девочки 0 старшеклассницы исполнили песню.
3) Профессор 0 математик выступил с докладом.
4) Профессор () математики выступил с докладом 9.
Укажите предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить тире.
2) Скала () гигант закрывала часть пейзажа.
3) Цветок () незабудка имеет интересную легенду.
10. Укажите предложение, в котором нет приложения.
1) Бабушка выписывает журнал «Крестьянка».
2) Врач Кузнецова начала прием.
СРОЧНО?
Составить из этих слов предложение : иней, искрами, блестел, осыпался, и, с, берез, на, серебряными, снегу.
В эту осень На заре Роет норы крот в горе.
На заре Крот в норе Утопает в серебре.
Белые чайки с криком носились над домом?
Белые чайки с криком носились над домом.
1. Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке : А) серебристый, серебро, серебряный Б) серебро, серебряный, серебристый В) серебряный, серебро, серебристый?
1. Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке : А) серебристый, серебро, серебряный Б) серебро, серебряный, серебристый В) серебряный, серебро, серебристый.
Назвать слова с приставками?
Назвать слова с приставками.
В эту осень на заре роет норы крот в горе.
На заре крот в норе утопает в серебре.
Укажите приложения?
«Вера» – одна из лучших егокартин, написанных в этом жанре. Напортрете изображена дочьхудожника. И. С. Глазуновмного и охотнописал свою дочку ; его, очевидно, привлекало выразительное, своеобразное лицо девочки, ее удивительно глубокие глаза. Кар..
Посад лишний потому.
А) молодой, солёный, садовый, гроза, страна. Б) храбрый, узкий, сладкий, ловкий, резкий, грядка, репка.
Р— [р’] — согласный, непарный звонкий, парныймягкий е— [и] —гласный, безударный б— [б’] — согласный, парный звонкий, парныймягкий ё— [о] —гласный, ударный н— [н] — согласный, непарный звонкий, парныйтвёрдый о— [а] —гласный, безударный к— [к] — соглас..
_______ ____ сущ. С. прил. Сущ. мачеха и голубые подснежники. ______
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Неолог. и окказ. Есенина. Часть I
II.9.17. Неологизмы и окказионализмы Есенина
II.9.17. 1 Сложносоставные неологизмы и окказионализмы Есенина
В Словарь неологизмов Сергей Толстой включил всего 5 сложностоставных новообразований Есенина: легкодумный, молитвословный, псалмопенье, стозвонный, шишкоперый (377). На самом деле подобных сновых слов в стихах поэта гораздо больше. Рассмотрим их, вместе с добавленными нами, как и в предыдущих разделах о неологизмах русских поэтов, в алфавитном порядке и постараемся отделить действительные неологизмы от окказионализмов.
БЕЛОНОГИЙ ТЕЛОК
[1070]
Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О БЕЛОНОГОМ телке.
«Корова» (1915)
Окказионализм-эпитет к слову телок (то же, что телёнок) (198) белоногий образован сложением основ прилагательного белый и существительного ноги по аналогии со словом босоногий (761).
На бугре БЕРЁЗА-СВЕЧКА
В лунных перьях серебра.
«Темна ноченька, не спится…» (1911)
Из поэмы «Инония» (1918) процитируем ещё раз следующее четверостишие:
И в провал, отененный бездною,
Чтобы мир весь слышал тот треск,
Я главу свою власозвЕздную
Просуну, как солнечный блеск.
В прилагательном власозвездная, использованном в качестве эпитета в синклесе «власозвездная глава» мы обращали внимание на составляющие его архаизмы: власы вместо волосы и звезды вместо звёзды. Нужно отметить, что это прилагательное является поэтизмом, который в обычной литературной речи употребляться не может. В связи с указанными особенностями это словообразование Есенина следует считать окказионализмом.
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске ВОЛООКОЙ,
Телеграфными столбами давясь.
[1071]
«Мир таинственный, мир мой древний…» (1921)
Прилагательное волоокий, использованное поэтом как эпитет к слову тоска, является устаревшим книжным поэтизмом (25, 198), в значении «имеющий большие выразительные глаза с поволокой (25, 184,198).
Есенин использовал это слово, образованное сложением слов вол и архаизма око, как эпитет к слову тоска, но, в то же время, применительно не к живому существу, не к красавице (198), а, наоборот, к неприглядному, ужасному городу, что являлось в таком выражении городской тоски авторской поэтической метафорой и окказионализмом Есенина (761).
У околицы
ГУЛЯЙ-ПОЛЕВОЙ
Собиралися
Буйны головы.
«Песнь о великом походе» (1924)
ЗЕЛЕНОКОСАЯ,
В юбчонке белой
Стоит берёза над прудом.
«Мой путь» (1925)
Выделенное слово нужно рассматривать не отдельно, а в словосочетании-синклесе «зеленокосая берёза», в котором оно только и имеет смысл, и ещё, может быть, может быть применено как эпитет в сочетании с другими зелёными деревьями. Поэтому его нужно рассматривать как окказиональную поэтическую метафору, но нельзя считать неологизмом. Может быть именно поэтому оно и не было включено в Словарь неологизмов Сергея Толстого (377).
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
«Зелёная причёска…» (1918)
Где пляшет, сняв порты,
ЗЛАТОКОЛЕННЫЙ дождь.
«Октоих» (1917)
Мы уже отмечали в разделе о архаизмах, что новое словообразование златоколенный является авторским поэтизмом и окказионализмом Есенина, выражающем метафорический образ плящущего дождя, который, «сняв порты» (штаны), как бы демонстрирует свои золотые или яркие как золото, наверное при солнечном свете во время дождя, свои колени, которые поэт поэтическим взглядом увидел в струях такого дождя. Понятно, что и это новообразованное слово не нашло места в указанном Словаре неологизмов (377).
Скачет КРАСНОГРИВЫЙ жеребенок?
«Сорокоуст» (1920)
«Ехали мы из Тихорецкой в Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно и что же видим, за паровозом, что есть силы, скачет маленький жеребёнок, так скачет, что нам сразу стало ясно, что он вздумал почему-то обогнать его. Бежал он долго, но под конец стал уставать и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит многое. Конь стальной победил коня живого, и этот маленький жеребёнок был для меня наглядным, дорогим, вымирающим образом деревни и ликом Махно. Она и он в революции нашей страшно походит на этого жеребёнка тягательством живой силы с железной.
Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений…» (762).
Не обольщен я
Гимнами герою,
Не трепещу
КРОВОПРОВОДОМ жил.
«Капитан Земли» (1925)
Неологизм кровопровод не был включён в Словарь неологизмов, составленный Сергеем Толстым (377), но напрасно, так как это слово, синонимом которого явлется анатомический и физиологический термин «кровеносный сосуд», действительно заслуживает внимания как удачное новое слово, составная часть которого «провод» более точно выражает функцию проводника крови от сердца к другим органам и тканям организма, чем сосуд, указывающий только на соответствующую ёмкость, наполняемую кровью, но не на движение крови по нему.
[1074]
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
«Голубень» (1916)
Окказионализм крутосклон, составленный из выражения «крутой склон», образован по аналогии со словом небосклон (761).
ЛЕГКОДУМНЫЙ (ЛЕГКОДУМНЫХ ЖЕНЩИН)
Я всегда хотел, чтоб сердце меньше
Вилось в чувствах нежных и простых,
Что ж ищу в очах я этих женщин —
ЛЕГКОДУМНЫХ, лживых и пустых?
«Может, поздно, может, слишком рано…» (1925)
Прилагательное легкодумный, использованное поэтом как эпитет применительно к женщинам. Оно было включено в Словарь неологизмов, составленный Сергеем Толстым (377), на мой взгляд, не совсем оправдано, так как по определению Словаря Ефремовой (184) это прилагательное считается разговорным словом, т.е., как можно полагать, бывшее известным в народных говорах.
Литературным синонимом этого прилагательного является легкомысленный (184,216). В Словаре Даля есть похожее по смыслу слово легкоумный (119), синонимом которого указано прилагательное безрассудный.
Смысл, который поэт вкладывал в названное им слово тот же, поэтому его следует считать всё-таки окказионализмом, а не неологизмом, который должен отличаться новым значением, обогащающим русский язык.
[1075]
Там синь и полымя воздушной
И ЛЕГКОДЫМНЕЙ пелена.
Я буду ласковый послушник,
А ты – разгульная жена.
«Опять раскинулся узорно…» (1916)
Окказионализм легкодымный (761), использованный в сравнительной степени, образован от выражения «лёгкий дым», как эпитет к слову пелена.
Эта пелена в начале стихотворения ещё наззвана «затуманенною дымкой», а в конце превращается в глухой туман.
Мне нравится запах травы, холодом подожжённой,
И сентябрьского ЛИСТОЛЁТА протяжный свист.
«Пугачёв» (1922)
Неологизм листолёт образован по типу известного слова листопад.
И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
МОЛИТВОСЛОВНЫМ ковылем.
«Запели тесаные дроги…» (1916)
Прилагательное, молитвословный, использованное Есениным и включённое в Словарь неологизмов Сергеем Толстым (377), по существу несёт ту же смысловую нагрузку, что и причастие молитвословящий, введённое Клюевым в стихотворении «Я был прекрасен и крылат…» (1910, 1918), но в указанный Словарь неологизмов не попавшее (см. раздел о неологизмах и окказионализмах Клюева) :
Люблю я сосен перезвон,
МОЛИТВОСЛОВЯЩИЙ пустыне.
Обратим внимание, что и у Клюева, и у Есенина указанные относились к звону, у Клюева –сосен, а у Есенина – степного ковыля, и таким образом эти неологизмы не следует понимать буквально как что-то связанное с чтением молитв. На самом деле в указанных стихах это примеры поэтизмов-метафор.
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткёт ей саван НЕЖНОПЕННАЯ волна.
«Зашумели над затоном тростники…» (1914)
Эпитет-окказионализм нежнопенная от выражения «нежная пена» использован в синклесе «нежнопенная волна» (525,761).
Уведу тебя под склоны
В шелкопряные поля.
Ой ли гусли-самозвоны,
ПСАЛМОПЕНЬЯ ковыля.
«Темна ноченька, не спится…» (1911)
Существительное псалмопение является известным церковным словом (656) и Сергей Толстой напрасно включил его в Словарь неологизмов (285).
[1077]
Кроме того обратим внимание, что и в указанном примере из варианта стихотворения Есенина, как и в предыдущем с прилагательным молитвословный, это слово было отнесено поэтом к ковылю, что является поэтической метафорой.
Всё сильней и крепче,
Ветер СИНЬ-СТУДЁНЫЙ.
С нами храбрый Ворошилов.
Удалой Будённый.
«Песнь о великом походе» (1924)
Как мы отмечали ранее в разделе о разговорных словах Есенина, окказионализм синь-студёный является биликсемой Есенина, в котором поэт соединил дефисом существительное синь с прилагательным студёный и применил это новообразование в качестве эпитета к слову ветер.
До Египта раскорячу ноги,
Раскую с вас подковы мук.
В оба полюса СНЕЖНОРОГИЕ
Вопьюся клещами рук.
«Инония» (1918).
Выделенное слово является окказиональным и его нужно рассматривать в словосочетании-синклесе «снежнорогие полюса», в котором, как и в целом в указанном отрывке, оно приобретает смысл поэтической метафоры.
Колокольчик СРЕБРОЗВОННЫЙ,
Ты поёшь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
«Колокольчик среброзвонный. » (1917)
Архаичная составляющая выделенного слова «сребро-» вместо современной серебро не позволяет отнести указанное сложносоставное слово к неологизмам и его следует определить как окказионализм (761) и в то же время поэтизм Есенина.
СТОЗВОН и СТОЗВОННЫЙ
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
«Поёт зима-аукает…» (1910)
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих СТОЗВОННЫХ.
«Край любимый! Сердцу снятся…» (1914)
Существительное-оккказионализм стозвон (761) – то же, что многоголосье.
Прилагательное стозвонный, соответственно, означает многоголосый.
Это не неологизм, хотя именно так указал его Сергей Толстой (377). Он является окказионализм (761). так как по сути не может стать более значимым для русского словаря, чем указанные его синонимы, в значении «наполняющие звоном».
По тучам иду, как по ниве, я,
Свесясь головою вниз.
Слышу плеск голубого ливня
И светил ТОНКОКЛЮВЫХ свист.
«Инония». Часть 4. (1918)
[1079]
Прилагательное тонкоклювая указано в Словаре Даля в словосочетании «тонкоклювая птица» (119). Кроме эпитета к названиям соответствующих видов птиц с тонким клювом, это прилагательное в других словосочетаниях в русском языке не встречалось. У Есенина же оно использовано как эпитет к светилам, что является окказионализмом-метафорой.
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с богом
В белой ТУЧЕ-БОРОДЕ.
«Микола» (1913-1914)
Новообразованное Есениным сложносоставное слово туча-борода является авторской билексемой-неологизмом (403) и в то же время метафорой.
Серебристая дорога,
Ты зовёшь меня куда?
Свечкой ЧИСТОЧЕТВЕРГОВОЙ
Над тобой горит звезда.
«Серебристая дорога…» (1917 или 1918)
Прилагательное чисточетверговая яваляется неологизмом, образованным от выражения «Чистый четверг», отмечаемый христианами за три дня до Пасхи.
Свечка-звезда – не просто образ или метафора, но и подразумеваемая здесь билексема.
У голубого водопоя
На ШИШКОПЁРОЙ лебеде
Мы поклялись, что будем двое
И не расстанемся нигде.
«Весна на радость не похожа…» (1916)
Шишкопёр –дикий чеснок, который растёт в горах, на холмах и в болоте, но это не лебеда (763). Шишкопёрая лебеда- это придуманный Есениным окказионализм (525), не являющийся реалией или действительно существующим растением.
В связи с отмеченным можно утверждать, что слово шишкопёрый не является неологизмом и напрасно включено в соответствующий Словарь неологизмов Сергея Толстого (377).
[1080]
Примечание: Этот раздел из работы «О литературных нормах в русской поэзии». Автор будет признателен читателям, которые могут внести свои замечания и предложения к этому разделу (нумерация страниц и сносок продолжается).