Благословить на подвиг?
Благословить на подвиг.
Иди ибо грешный своим чередом.
Что значит для вас подвиг?
Что значит для вас подвиг?
Составить сложные предложения со словами : расширять, благословить, создавать, сжалиться, распространить, приходить, хвалить?
Составить сложные предложения со словами : расширять, благословить, создавать, сжалиться, распространить, приходить, хвалить.
Помогите заменить слово подвиг, чтобы не было повтора?
Помогите заменить слово подвиг, чтобы не было повтора.
Подвиги люди совершали на протяжении всей истории.
Подвиги многих героев становились легендами.
Что объединяет эти слова?
Что объединяет эти слова?
Дополните Группу своими примерами.
Словесами, словом, благословят, благословение.
Что такое подвиг?
Способен ли обычный человек на подвиги?
Нужно ли готовиться к подвигу?
Действительно ли прошло время для подвигов?
Продолжите данную группу слов своими примерами?
Продолжите данную группу слов своими примерами.
Слова : cловесами словом благословят благословение.
Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены) : а) Благослови нас на подвиг родная земля?
Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены) : а) Благослови нас на подвиг родная земля.
Г) Берег мой покажись вдали.
Благословить проверочное слово?
Благословить проверочное слово.
Срочно пожалуйста, как написать аргументы «в чем разница между «бессмысленным подвигом» и настоящим подвигом»?
Срочно пожалуйста, как написать аргументы «в чем разница между «бессмысленным подвигом» и настоящим подвигом»?
Подвиг – это повседневный труд, когда человек и не думает, что совершает подвиг?
Подвиг – это повседневный труд, когда человек и не думает, что совершает подвиг.
благословить на подвиг
1 благословить
2 благословить
3 благословить
4 благословить
5 подвиг
6 герой (1.совершивший подвиг)
7 подвиг
8 подвиг
соверши́ть по́двиг — κάνω κατόρθωμα ( или ανδραγάθημα)
9 подвиг
10 благословить
11 благословить
12 подвиг
13 благословить
14 подвиг
15 подвиг
16 подвиг
17 благословить
18 подвиг
19 подвиг
20 подвиг
См. также в других словарях:
БЛАГОСЛОВИТЬ — БЛАГОСЛОВИТЬ, влю, вишь; совер., кого (что). 1. У христиан: осенить крестным знамением, выражая этим покровительство, согласие. Б. хлеб и воду. Б. жениха и невесту (давая согласие на брак). Благослови, владыка! (просьба, обращённая к архиерею). 2 … Толковый словарь Ожегова
благословить — влю, вишь; св. 1. кого. Перекрестить (рукой, крестом, иконой), произнося слова молитвы, напутствия, пожелания благополучия, успеха. Б. детей перед сном. Б. молодых под венец. Благослови тебя Бог! Б. на дорогу (отправляя в путь). 2. кого, на что… … Энциклопедический словарь
благословить — влю/, ви/шь; св. см. тж. благословлять, благословляться, благословение 1) кого Перекрестить (рукой, крестом, иконой), произнося слова молитвы, напутствия, пожелания благополучия, успеха … Словарь многих выражений
БРАК — общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия
Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия
Иван Грозный — Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Об имени и названиях, связанных с ним Иван Грозный (значения) Иван IV Васильевич … Википедия
Грозный Иоанн — Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III [1]. Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия
Иван 4 — Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III [1]. Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия
Иван IV Грозный — Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III [1]. Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия
Иван IV — Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III [1]. Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия
Иван IV (Грозный) — Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III [1]. Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия
Пишем правильно: «благословлять», «благасловлять» или «благославлять»
Данное слово является глаголом, а употребляется в значении «совершать обрядовое действо — знамение креста, произнося слова молитвы, призывающие Бога оказать покровительство или помощь кому-либо в новых жизненных обстоятельствах или в каком-либо важном, трудном деле». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «благ осл овлять», «благ асл овлять» или «благ осл авлять»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
Почему напишем слово таким образом?
Стоит отметить, что сомнительные буквы находятся в корне слова.
В русском языке для проверки сомнительных гласных и согласных необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором эти безударные гласные смогут занять ударную позицию, а сомнительные согласные будут звучать более отчётливо.
Но в нашем случае это сделать невозможно, так как глагол «благословлять» является словарным словом.
А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.
Правописание безударных гласных в корне
Благословить на подвиг, воплотить мечту в реаль-
ность, задрожать от страха, изображать в произведе-
нии, наслаждение искусством, непримиримый против-
ник, страшная нищета, обвинять во всех грехах, обна-
жать недостатки, обличать пороки, обогащение новыми
материалами, обстоятельства жизни, объединение
предприятий, очаровать собеседника, покарать пре-
ступника, покорить обаянием, посвятить стихи, эпоха
Просвещения, прославлять победителя, волосы разве-
вались на ветру, промышленность быстро развивалась,
раздражать по пустякам, роскошный прием, угрожать
войной, умалять заслуги, умолять о помощи, уплатить
долги, уплотнить сроки сдачи строительства.
Правописание чередующихся гласных в корне слова
1. Занимать, зачинать, непромокаемый, отрасль, пред-
полагать, равняться, равнение, равноправие, разровнять
землю, расстелить, расстилать, ростовщик, росток, соче-
тание, сочетать, уровень, жук-плавунец, проращивать,
творец, вычесть, уравниловка, предположить, угореть,
озарить, догорать, подгоревший, расстилаться, вычита-
ние, обмакнуть, разрастаться.
2. Блестеть на солнце, блистать красотой, загореть на
солнце, выгореть дотла, новый поплавок, превосходная
пловчиха, придираться по пустякам, замереть от восхи-
щения, натворить бед, проращивать семена, наращение
мощи, непромокаемый плащ, предполагаемая встреча,
удирать без оглядки, пожимать плечами, склониться в
поклоне, легкое прикосновение, бесплатное приложение.
Правописание гласных после шипящих и ц
1. Желтый, жернов, зачет, печенка, пчелка, капю-
шон, шелк, желоб, учеба, расческа, черный, крыжовник,
сгущенка, тушенка, ночевка, щеголь, джоуль, печеный,
шорты, учет, щетка, крюшон, прошел, нипочем, сожжен-
2. Трущоба, чопорный, образцовый, еще, дешевый,
мажорный, общо, шоколад, шов, шомпол, трещотка, ше-
пот, шорох, шоссе, черт, молодожены, жердочка, четный,
черствый, чеботы, чечетка, шоптур, харчо.
Буквы и и ы после ц
Инициатива, циклон, куцый, медицина, плебисцит,
цыган, цинизм, инцидент, цивилизация, цыпочки, ци-
ферблат, цигейка, дефицит, цитадель, цитата, цыпленок,
Царицыно, Куницын, Ельцин.
Гласная э
Эпитет, пионер, эпиграмма, пациент, ваучер, аксессу-
ары, эрудиция, пенсне, менеджер, эхо, эволюция, маэстро,
аэробика, траектория, экскурсия, поэт, видео, поэма, дуэт,
диета, бифштекс, реквием, кафе, чартер, полисмен, сер-
вис, бизнес, адаптер, эксклюзивный, презентация, энту-
зиазм, фильмотека, энергия, турне.
Звонкие и глухие согласные в корне слова
Везти дрова, вести беседу, изморось моросит, измо-
розь морозит (на деревьях), свадьба, шефствовать над
школой, мокрая варежка, занимательная сказка, гибкий
шланг, меткое определение, блестящая пряжка, мелкий
воришка, искусная наездница, модная стрижка.
Согласные в приставках и корнях слов
Сберечь, сдать, сделать, сжечь, списать, здание, здо-
ровье, здесь, не видно ни зги, исследовать, исчезать, рас-
крыть, распустить, рассчитывать, расчет, нисходить,
низвергать, ниспровержение, чересчур, исподтишка.
Двойные согласные
1. Агрессор, аккуратный, аннотация, апелляция,
аппарат, ассоциация, аттестат, баррикада, беллетристи-
ка, иммунитет, коллоквиум, кристалл, оккупация, па-
раллель, пассивный, программа, профессия, режиссер,
территория, тонна, целлюлоза, эффект.
2. Алюминий, галерея, десант, пятитонка, дифирамб,
драма, карикатура, коридор, ресурсы.
Непроизносимые согласные в корне слова
1. Гигантский, доблестный, крепостнический, нена-
вистный, праздный, сверстники, счастливый, честный,
захолустный, чувствовать, явственно.
2. Блеснуть, вкусный, гнусный, искусный, косный
взгляд, опасный, прежний, ресницы, ровесники, ужас-
ный, участвовать, чествовать, шествие, яства.
Сложные слова
1. Авиапочта, газификация, агропромышленный,
общественно-политическая, общественно полезный,
лироэпический, тысячелетний, электростанция, элек-
трификация, сорокакилометровый, сороконожка,
полкилометра, пол-озера, полутьма, полукеды, время-
исчисление, вице-президент, выставка-продажа, двух-
сотпятидесятилетие, редколлегия, Ростов-на-Дону,
школа-интернат, блок-схема, жар-птица.
2. Дальневосточный, взаимовыгодный, военнообязан-
ный, вышеуказанный, военно-полевой, народнохозяйствен-
ный, зимостойкий, трагикомедия, Комсомольск-на-Аму-
ре, мясо-молочный, электроснабжение, высокоидейный,
бледно-лиловый, полуфинал, научно-исследовательский,
чистошерстяной, искренне преданный, пятнадцатилетний,
3. Горнолыжный, жизнерадостный, многомилли-
онный, глубокоуважаемый, чисто русский, тяжело-
больной, гоголь-моголь, вертихвостка, весенне-поле-
вой, вицмундир, вице-консул, водоочистительный, вре-
мяпрепровождение, бортпроводник, военачальник,
иван-да-марья, ясновидящий, всемирно известный,
низкопоклонник, иссиня-черный, высоко образован-
Приставки пре-, при-
1. Пребывать в неведении, прибывать в Москву, пре-
дать интересы, придать значение сказанным словам,
преемник традиций классика, купить новый приемник,
презирать труса, призреть бедного родственника, прекло-
няться перед талантом ученого, приклонить ветки яб-
лонь, преступить законы, приступить к работе, претворить
планы в жизнь, притворить форточку, притвориться спя-
щим, преходящий успех, приходящий работник, вопрос
явился камнем преткновения, превратный смысл, пре-
данья старины глубокой, преимущество нападающего,
призвание художника, приемлемый вариант, привилеги-
рованные слои общества, власть предержащие.
2. Президент страны, президиум государственно-
го совета, пренебрегать советами коллег, преодолеть
трудности, преподнести неожиданный подарок, пресле-
довать благородные цели, пресмыкаться перед выше-
стоящими, претендент на пост директора, преувеличить
свои заслуги, приумножить состояние, прийти к нуж-
ному выводу, необыкновенное приключение, приобре-
сти необходимый опыт, приобретатель ценных бумаг,
приукрасить достоинства, обрисовать обстановку без
прикрас, пристрастный судья, притерпеться к обстоя-
тельствам, необоснованные притязания, приходящая
прислуга, приумножать доставшиеся капиталы.
Буквы ь и ъ
Адъютант, безъядерный, межъярусный, подъезд, сэ-
кономить, сверхъестественный, трехъязычный, сагити-
ровать, отъявленный, бульон, трельяж, объективный,
съязвить, сузить, обязан, подоконник, суметь, детясли,
объемный, фортепьяно, шампиньон, грузоподъемник, ки-
носъемка, жнивье, лосьон, неотъемлемый, инъекция, ба-
рьер, арьергард, пьедестал, подъем, изъян, бурьян, фель-
Благословение на подвиг
Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский)
В этом году наша страна отмечает скорбную дату — 80 лет начала Великой Отечественной войны. В первый же день к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви, а по сути ко всему народу, обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий. Будущий Патриарх призывал всех сплотиться перед сильным и беспощадным врагом, стараясь пробудить в пастве историческую память и силу духа. О всех деталях событий, связанных с написанием и публикацией послания, «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук Михаил Шкаровский.
«Включите радио! Война!»
Годы Великой Отечественной войны стали тем уникальным периодом в советской истории, когда подавляющее большинство верующих жителей СССР поддержало правительство страны, проявив глубокое чувство патриотизма и желание отстоять свою Родину от нацистских захватчиков. Это произошло несмотря на то, что религиозные организации в Советском Союзе подвергались длительное время сильнейшим репрессиям, достигшим своего пика в конце 1930-х годов. Правда, к 1940-м годам сталинское окружение, в основном под влиянием внешнеполитических обстоятельств, уже отказалось от запланированного полного уничтожения Церкви в стране. Однако ее положение оставалось по-прежнему трагичным — множество запретов опутывало со всех сторон, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. Подавляющее большинство районов страны к лету 1941 года оказалось вообще без действующих храмов, а ведь согласно переписи 1937 года более половины населения считали себя верующими.
Двадцать второго июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Казалось бы, начавшаяся война должна была еще сильнее обострить существовавшие противоречия между государством и Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения (можно вспомнить, что в конце 1930-х годов планировался и арест Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского Сергия), верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором.
По традиции в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий (Страгородский) служил утреннюю Божественную литургию в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. О нападении на СССР владыка узнал, вернувшись после Литургии, завершившейся около десяти часов утра, в свою скромную резиденцию — небольшой деревянный домик в Бауманском переулке. Встречавшиеся в некоторых современных публикациях утверждения о том, что владыка Сергий написал свое послание еще до начала совершения Литургии и огласил его с амвона после окончания богослужения в соборе, опровергаются свидетельствами очевидцев. Келейник митрополита Сергия архимандрит Иоанн (Разумов) писал: «Святейший узнал об этом [начале войны], когда после службы вернулся из кафедрального собора»[1].
Зоя Вениаминовна Пестова, жена проректора Московского химико-технологического института и известного богослова Н.Е. Пестова, вспоминала: «Начало войны застало нас в Москве. Накануне, в субботу 21 июня, я была у всенощной в Елоховском (Богоявленском) соборе. Служил отец Николай Колчицкий. Служил и плакал, а после окончания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закрывается и ключи сдаются в исполком. Дома я с плачем рассказала Николаю Евграфовичу о том, что узнала. Лицо мужа стало еще более серьезным. Он тяжело вздохнул, перекрестился и сказал: «На все Божия воля». Ночью он долго молился, стоя на коленях перед шкафом с иконами. На другой день [22 июня] рано утром я уже была в храме. Народу было немного. Все стояли грустные и печальные. После окончания Литургии все ждали, что вот сейчас придут представители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой. Дома стала собирать вещи и продукты, чтобы ехать на дачу. Внезапно с лестничной площадки раздался шум. В дверь стучала соседка: «Зоя Вениаминовна! Включите радио! Война!»»[2].
Послание Патриаршего Местоблюстителя
В своем обращении владыка Сергий нигде не упомянул ни Советский Союз, ни его правительство. Он писал: «В последние годы мы, жители России, надеялись, что пожар войны, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. » (в этих словах можно найти упрек советским властям, еще в начале лета 1941 года уверявшим, что войны не будет). Местоблюститель Патриаршего престола призывал священников не оставаться молчаливыми свидетелями и тем более не предаваться «лукавым соображениям» о «возможных выгодах» по другую сторону фронта, что было бы, по его словам, «прямой изменой Родине и пастырскому долгу»[5]. Понятно, что после страшных репрессий сталинского режима у некоторых священнослужителей могли появиться подобные мысли.
Митрополит Сергий призвал всех вспомнить святых вождей русского народа: Александра Невского, Дмитрия Донского, «полагавших свои души за народ и родину», как и «неисчислимые тысячи простых православных воинов». Таким образом, в воззвании Патриаршего Местоблюстителя было предвосхищено обращение И.В. Сталина к святым русским князьям в более поздней ноябрьской речи 1941 года. Послание митрополита Сергия заканчивалось горячим призывом: «Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу!»[6].
Послание, несомненно, имело исторический характер. Это был однозначный призыв Предстоятеля Русской Православной Церкви к своей многомиллионной пастве проявить патриотизм и в словах, и в делах. Архипастырское послание указало тот путь, которым должна идти Церковь, разделяя со своим народом все трудности и невзгоды. Оно было размножено на ротаторе и разослано по всем немногим сохранившимся приходам страны, где зачитывалось настоятелями с амвона прихожанам после богослужений. Следует учесть, что по советским законам того времени, запрещавшим Церкви всякую деятельность, кроме богослужебной, а тем более вмешательство в политические и государственные вопросы, этот поступок формально был наказуем. Правда, по некоторым сведениям, послание, составленное 22 июня, советские власти разрешили зачитать лишь 6 июля, через три дня после выступления И.В. Сталина.
Позднее этот исторический документ был опубликован в двух официально изданных сборниках: «Правда о религии в России» (М., 1942) и «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов» (М., 1943), которые распространялись в значительной степени за границей — в странах антигитлеровской коалиции. Ротаторные экземпляры послания от 22 июня 1941 года с автографом митрополита Сергия, присланные в различные епархии, сохранились во многих областных и городских архивах России, например в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга[7].
Сила слова
Послание Патриаршего Местоблюстителя, несмотря на опасность жестокого наказания, активно распространялось и на оккупированной нацистской Германией территории СССР. Несколько священнослужителей погибли в связи с этим от рук оккупантов. Так, в сводке службы безопасности Германии от 5 декабря 1941 года говорилось, что 7 ноября в Киеве под председательством митрополита Алексия (Громадского) проводилось собрание духовенства Автономной Украинской Православной Церкви с участием 49 священников, двое из которых были изобличены как советские агенты, у них нашли и воззвание митрополита Сергия. Арестованных настоятеля Николо-Набережной церкви архимандрита Александра (Вишнякова) и настоятеля Байковской кладбищенской церкви Киева протоиерея Павла Остринского нацисты расстреляли за распространение воззвания в ноябре 1941 года, а с остальных взяли подписку о неучастии во враждебной Германии работе[8].
В докладе протоиерея Александра Архангельского митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому) от 13 июля 1944 года говорилось, что во время оккупации Крыма протоиерей кладбищенской церкви г. Симферополя Николай Швец зачитал прихожанам антифашистское воззвание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), распространять которое среди верующих помогал диакон Александр Бондаренко. «Их патриотический подвиг поддержал старец Викентий, бывший обновленческий епископ. Все они были расстреляны немецким гестапо. о. Н. Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев»[9].
Через четыре дня после начала войны, 26 июня, в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен «О даровании победы». С этого времени во всех храмах Московского Патриархата стали совершаться подобные молебствия по специально составленному тексту «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны»[10].
В проповеди, произнесенной Патриаршим Местоблюстителем после молебна 26 июня, также содержалось прямое указание на то, что положение в СССР перед войной было неблагополучно: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы. Да послужит и наступающая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной. Мы уже видим некоторые признаки этого очищения»[11].
Так началось активное участие Русской Православной Церкви в патриотической борьбе. В речи на Архиерейском Соборе 1943 года митрополит Сергий, вспоминая июнь 1941-го, говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумываться. »[12].
Получив послание Патриаршего Местоблюстителя, Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) сразу же сделал его достоянием всех православных города. Послание зачитывалось в храмах Северной столицы, и люди уходили на фронт как на подвиг, благословленный Церковью. А 26 июля митрополит сам написал обращение к верующим и духовенству «Церковь зовет к защите Родины». Отмечая горячий отклик ленинградцев на послание Патриаршего Местоблюстителя, владыка Алексий поддержал инициативу приходских советов и многих верующих по оказанию помощи обороне страны[13].
Послание митрополита Сергия от 22 июня 1941 года вызвало ответные патриотические чувства со стороны его многомиллионной паствы. В письмах в Московскую Патриархию верующие и приходские священники сообщали о проводимых в храмах сборах денежных средств, облигаций, предметов из драгоценных металлов, разнообразных вещей, которые передавались ими на нужды фронта и тыла, в помощь раненым бойцам и семьям красноармейцев. Уже с лета 1941 года большинство приходов страны начали сбор денежных пожертвований и ценных предметов в фонд обороны, хотя всецерковный призыв «трудами и пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам» митрополит Сергий огласил 14 октября[14].
На эти средства строились танковая колонна «Димитрий Донской», эскадрильи (от 8 самолетов в каждой) «Александр Невский», «За Родину» и т. д. По подсчетам Московской Патриархии, к лету 1945 года было собрано более 300 млн рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов (танк Т-34 стоил в 1942 году 193 тыс. рублей).
Всего за годы войны Патриарший Местоблюститель, а затем Святейший Патриарх Сергий обращался к верующим с патриотическими посланиями 24 раза, откликаясь на все основные события в военной жизни страны. Послания главы Русской Православной Церкви не только призывали русский народ сплотиться для борьбы с фашистами, но и разъясняли позицию Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом, независимо от положения на фронте и т. д. Однако самым важным из всех посланий владыки Сергия, определившим позицию Церкви в первый день Великой Отечественной войны, было его искреннее и взволнованное воззвание от 22 июня 1941 года.