Хочу на обложку: как написать и издать бестселлер
Теории и практики
Редактор издательства читает около тысячи рукописей в год — и еще больше с ходу отправляет в «корзину». Авторы обижаются: «Могли бы хоть объяснить, почему моя книга вам не подходит!» Замглавреда издательства «Альпина Паблишер» объяснила — а T&P записали ее рассказ. О том, как заинтересовать издателя, из чего состоит работа над книгой и чем будет вознагражден автор, — в конспекте вебинара.
Как написать и издать бестселлер
Вебинар. 22 ноября 2018 года
Ирина Гусинская
Заместитель главного редактора издательства «Альпина Паблишер»
Многие считают, что написание книги — исключительно творческий процесс. Это не так: важно с самого начала смотреть на книгу как на проект. Понимать, для кого и зачем вы пишете. Ответственно подойти к выбору темы. Сотрудничать с издателем: не исчезать сразу после того, как рукопись сдана, а участвовать в работе над книгой и, конечно же, в ее продвижении.
За собственно написание лучше всего приниматься тогда, когда вы уже понимаете, какой будет будущая книга: структура, объем, состав. Бывает, издатель сомневается и говорит: «Вы сначала напишите, а потом посмотрим, сможем ли мы это издать». Поэтому автору полезно заранее понимать, как издатель оценивает перспективы вашей идеи, — а для этого уметь смотреть на будущую книгу его глазами.
О чем писать
Этот вопрос задают очень часто, и я каждый раз теряюсь, не зная, что ответить. Конечно, есть какие-то модные темы (блокчейн, сторителлинг и т. д.), которые идут волнами. Но станут ли читатели доверять автору, который готов писать о чем угодно, по веянию моды?
Пишите, когда гнетет или болит: 11 советов для начинающих авторов от Гузели Яхиной
Поэтому я считаю, что писать нужно о том, в чем вы разбираетесь — или готовы разобраться. Для первого случая примеров можно привести много, для второго приведу всего один: книгу «С ума сойти!», посвященную психическим расстройствам: ее написали журналист и аналитик, которые интересовались нейробиологией в силу личных причин и очень глубоко погрузились в эту тему. Так, что в 2017 году книга получила премию «Просветитель».
Надо понимать, что на книжном рынке вы не одиноки. Полезно читать книги конкурентов, чтобы уметь объяснить издателю, чем уникальна ваша рукопись. Если вы открыли абсолютно новую тему, то, с одной стороны, это преимущество, с другой — издатель будет опасаться, что для этой темы нет аудитории. Вам придется объяснять, кто ваши читатели и почему ваша книга будет им интересна.
Тема не должна быть слишком узкой. У нас был автор, который хотел написать книгу о том, как открыть бизнес по установке натяжных потолков, — нам пришлось ему отказать. И, конечно, есть темы, материал по которым очень быстро устаревает, — например, та же нейробиология, а цикл производства книги в среднем от 6 месяцев до года, так что важно обновлять устаревшую информацию до сдачи в типографию, при переиздании или на сайте книги.
Как найти того, кто издаст книгу
Приготовьтесь к тому, что сотрудничество с издателем — это долгосрочное партнерство. Вы выбираете издателя, издатель выбирает вас. Как найти «своего»? Идите в книжный магазин, найдите книги, близкие по тематике вашей, и посмотрите, кто их издает. Сходите на сайты этих издателей, посмотрите, что они пишут о своей редакционной политике и как принимают заявки. Если в сопроводительном письме вы напишете: «Я вижу, что вы издаете книги по темам, и ознакомился с вашими условиями сотрудничества», это будет конкурентным преимуществом.
«Болезненное пристрастие к сочинительству»: кто такой графоман?
Есть несколько способов издать книгу. Самый желаемый автором — за счет издателя. В этом случае издатель заключает с автором лицензионный договор и берет на себя редактуру, корректуру, оформление, печать, продвижение и работу с распространителями. Можно издать за свой счет; сумма зависит от многих факторов — объема предоставляемых услуг, тиража, требований к полиграфии. Некоторые авторы, издающиеся за свой счет, сами обеспечивают редактуру, корректуру и оформление, а издатель только печатает, ставит ISBN и занимается распространением — но не всем издателям это удобно и интересно.
Помимо традиционных издателей, существуют всевозможные платформы «самиздата» — Amazon, Ridero. Некоторые не только позволяют напечатать тираж, но и помогают авторам с продвижением и распространением (например, у Ridero сесть программа поддержки авторов).
Есть и совсем необычные примеры, как, скажем, уже ставший хрестоматийным кейс Дмитрия Глуховского, который выкладывал свой роман в интернет по главам, собрал вокруг него целое сообщество, а потом выпустил в виде книги — издатель пришел к нему сам.
Как написать синопсис
В советах начинающим авторам я постоянно вижу требования к оформлению: шрифт Times New Roman, 12-й кегль, междустрочное расстояние такое-то… Это все ерунда: главное, чтобы файл открывался и чтобы в нем было внятное представление вашей будущей книги:
Тема и ее актуальность.
Короткий рассказ об авторе.
Иногда редакционный совет, посмотрев синопсис, продолжает сомневаться и просит прислать еще пару глав, а то и полную рукопись — или предлагает, как развернуть тему по-другому.
Некоторые боятся, что, прочитав синопсис, издатель украдет гениальную идею и выпустит книгу под другим именем. Можно попросить издателя подписать соглашение о неразглашении, но согласятся только те, кого вам удалось сразу заинтересовать, так что в большинстве случаев, отправляя синопсис, приходится верить на слово. Да и нет у издателя нужды что-то «красть»: нам и так приходит очень много заявок.
«Жду вашего ответа сегодня до 20:00!»
Письма с требованием «рассмотреть заявку срочно» вызывают недоумение. В год я читаю около тысячи рукописей. Пожалуйста, прежде чем дергать редактора, выждите хотя бы три недели с момента отправки синопсиса. И не стоит звонить секретарю и требовать личной встречи с главным редактором: не показав описания книги, ни в одном издательстве вы такого не добьетесь (а в США, например, издатель и вовсе не станет рассматривать вашу заявку напрямую — там ее можно подать только через литературного агента).
Отказывая автору, я использую стандартные формулировки: «не наш формат», «не для нашей аудитории», «не видим коммерческого потенциала». Не обижайтесь, если на ваше письмо вообще не ответили: поток заявок в издательствах действительно очень большой, ответить каждому часто бывает физически невозможно (но я стараюсь!).
Как читать договор
Если ваш синопсис понравится издателю, он предложит вам заключить договор. Многие авторы сначала молча все подписывают, а потом думают, что их обманули. Если сомневаетесь, покажите договор дружественному юристу.
Как правило, по договору автор передает издателю исключительные права на ряд действий в отношении произведения — переработку (имеется в виду редактура и корректура), «доведение до всеобщего сведения», распространение. Права передаются на определенный срок: например, права на издание — на пять лет, права на распространение — на семь. В течение этого срока автор не может публиковать то же самое произведение в другом издательстве. В обмен он получает от издателя роялти — процент с продаж.
Если вы хотите, чтобы над вашей книгой работал ваш знакомый редактор или иллюстратор, — скажите об этом издателю, и, если все пойдет хорошо, с вашим протеже заключат договор на оказание услуг (а если это графический роман или детская книга с большим количеством картинок, с иллюстратором может быть заключен авторский договор).
Подписывая договор, убедитесь, что в нем нет невыполнимых условий (например, требования летать в разные города на презентации книги за свой счет) и что это не договор отчуждения. В последнем случае издатель сможет делать с вашим произведением что угодно. Если вам дорога ваша книга, не подписывайте такой договор. Справедливости ради стоит сказать, что в последние годы я не слышала о случаях заключения подобных договоров.
Сколько писать
От толщины книги зависят объем работы и затрат издателя (редактура, корректура, печать) и, опосредованно, цена, за которую ее можно будет продать. При этом покупательское поведение не подчиняется простой арифметике: если книга тонкая, читатель хочет платить меньше, но если книга толстая, это еще не значит, что он готов платить больше. Близкое к идеальному соотношение цены и затрат на производство у книг объемом около 400 тысяч знаков.
Что у книги внутри и снаружи
В договоре, который мы заключаем с авторами, есть пункт о том, что название книги определяет издатель. Конечно, мы согласуем его с автором, но последнее слово за нами. Издателю важно, чтобы книга продавалась, и опыт создания продающих заголовков у него больше. У нас были прецеденты, когда мы переиздавали книгу под другим названием и продажи резко шли вверх. То же касается обложки и других элементов оформления, которые могут привлечь внимание покупателей.
Отдельная головная боль — очищение прав на иллюстрации. Сейчас мы работаем над книгой о кино, в которую автор включил изображения кинопостеров и кадры из фильмов. По каждому надо найти правообладателей и выкупить права, а это всегда очень витиеватый путь. Часто проще заказать иллюстрации «по мотивам», а то и вовсе взять картинки со стоков. У нас был случай: мы купили права на книгу «Писать как Толстой», но оказалось, что права на изображения надо покупать отдельно, потому что все они принадлежат разным правообладателям. Мы по одной выкупали каждую картинку, очищение прав растянулось на несколько месяцев.
Зачем «торговать лицом»
Еще один пункт, который есть в нашем авторском договоре, — автор должен принимать участие в продвижении книги. Однажды мы организовали презентацию, книжный магазин предоставил площадку, пришли люди — а автор просто не явился. Было очень неприятно — но дело даже не в этом.
Терпение и труд: известные литераторы о борьбе с писательским ступором
У издателя, как правило, нет особого бюджета на рекламу — он ищет бесплатные способы продвижения. Это, например, публикации отрывков в СМИ. Или рецензии — многие думают, что критикам за них платят, но нет (мы просто стараемся отправлять книгу для рецензирования релевантным людям). И зачастую издателю при прочих равных экономически выгоднее выпустить книгу автора, который ведет какую-то публичную деятельность, уже работает над своим личным брендом. Когда я получаю синопсис, то первым делом гуглю автора, ищу его в соцсетях.
Кстати, хороший способ подойти к изданию книги — начать со статей в журналах или завести тематический блог. Если в синопсисе вы дадите ссылки на них, это будет конкурентным преимуществом: издатель поймет, что вы не только разбираетесь в теме, но и уже засветились в медиапространстве.
Что вам за это будет
Издатель получает деньги не когда отгружает тираж в магазины, а когда книга уже продается — и так же платит автору. Обычно от сдачи рукописи до печати тиража проходит от 6 месяцев до года, и еще через 3–6 месяцев издатель начинает отправлять автору отчеты о роялти.
Сколько можно заработать написанием книг? Раньше авторы в момент подписания договора получали аванс. Сейчас в связи с нестабильной экономической ситуацией авансы почти не платятся — остались только роялти. Это примерно 10% от оптовой цены, которая составляет приблизительно половину от розничной (да, магазины делают такую большую наценку). Грубо говоря, если в магазине книга стоит 600 рублей, значит, автор заработает на ней 30 рублей.
Если верить отчетам Российской книжной палаты, совокупные тиражи растут — но по отдельности они не велики. Тиражом более 10 тысяч экземпляров в 2017 году было издано всего 5% от всех выпущенных наименований, а средний тираж составляет чуть больше 4 тысяч экземпляров. Поэтому «бестселлерность» определяется не тиражом, а динамикой продаж — тем, как быстро книга раскупается, как часто приходится допечатывать тираж. Чтобы и автор, и издатель могли на книге заработать, она должна постоянно переиздаваться.
Есть счастливые издатели, которым не нужно заботиться о прибыли, у них есть бюджет (гранты, фонды) — они могут издавать сложные книги на узкие темы. Но для большинства финансовый аспект очень важен. Приходится постоянно искать баланс. Иногда какие-то книги издаются, что называется, «для кармы». Но обычно, если мы не верим в тираж хотя бы 5 тысяч экземпляров, мы, скорее всего, автору откажем.
Выпускать книгу только в электронном виде невыгодно: да, затраты меньше (потому что не надо тратиться на полиграфию), — но и цена ниже, и доходы меньше. Хотя тем, кто хочет издаваться за свой счет, полезно учитывать, что где-то 40% затрат на производство бумажной книги — полиграфия. В России сейчас все плохо с бумажным производством, и, чтобы напечатать цветную книгу на «меловке», бумагу надо покупать, например, в Финляндии, а печатать в Латвии (это ЕС, а значит, евро) или в Китае (это долго, и есть свои особенности с растаможкой). Альтернатива — цифровые типографии, которые только развиваются и пока не могут похвастаться чрезмерным ассортиментом услуг.
В рубрике «Конспект» мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.
Как легко написать и издать бестселлер за 60 дней
За два часа вы увидите весь процесс создания художественной книги, от идеи до продажи тиража, глазами профессионального издателя. На мастер-классе вы получите пошаговую инструкцию, авторскую формулу бестселлера, знание которое поможет вам избежать большинства ошибок, которые в процессе работы над книгой допускают авторы (как начинающие, так и бывалые). Уникальный алгоритм от заместителя главного редактора крупного издательства для авторов художественной литературы.
Для кого этот мастер-класс:
И любой человек, которому есть, что сказать.
Возможно, вы и хотите написать свою книгу, но:
Существует специальный алгоритм, благодаря которому уже появилось более 300 бестселлеров. И он доступен для всех.
За два часа вы получите ответы на следующие вопросы:
На мастер-классе вы получите авторскую формулу бестселлера, знание которой поможет вам избежать большинства ошибок, которые в процессе работы над книгой допускают авторы (как начинающие, так и бывалые).
Вы поймёте, что безграничный полёт мысли и творческий процесс создания текста можно структурировать, а музу вызывать по своему желанию. И для издания своего произведения не нужно продавать душу дьяволу (читай, издателю) — достаточно только знать, как к этому процессу подступиться.
Зарегистрируйтесь и получите подарок:
Вебинары
Вебинары — это концентрированный опыт моей индивидуальной работы с авторами. И стоят намного дешевле личной консультации. Рекомендую вам начать с них. Приятного просмотра!
Оплата вебинаров и курсов происходит в евро. Если вы хотите оплатить в рублях или гривнах, напишите нам на inspire.writing.vopros@gmail.com – и мы вышлем вам реквизиты Сбербанка или Приватбанка.
Какими простыми приемами сделать текст для соцсетей легким, динамичным и – главное – вашим? В этом вебинаре нет шаблонов, но есть вдохновение и работающие техники, которые вы сможете сразу применить к своим текстам (или черновикам). Кроме теории и инструментов, вы также найдете в нем много конкретных примеров превращения посредственного текста в живой.
Из отзыва: «Слушала, останавливала запись и писала. В итоге за день написала два текста».
Из отзыва: «Я впервые за 20 лет в интернете не боюсь писать, а предвкушаю: напишите мне, я поупражняюсь в искусстве ответов!»
Как строить отношения со своей аудиторией так, чтобы она ждала выхода вашей книги? Как рассказывать о своем произведении без стеснения и манипуляций? Этот вебинар подходит и тем, кто уже издал книгу, и тем, кто только пишет ее. Неважно, публикуетесь ли вы в издательстве или самостоятельно: он даст вам инструменты для экологичного продвижения. Это набор простых и естественных действий, которые я делала для своей книги “Держись и пиши!” и которые вы можете сделать прямо сейчас.
Из отзыва: «На волне этого вебинара я написала в СМИ и блогерам – и у меня за 10 минут раз! – и договоренности на интервью»
Говорят, издательства отвечают только «своим». Говорят, они не отвечают вообще. Говорят, сейчас нужно платить, чтобы тебя издали. На самом деле издательства заинтересованы в том, чтобы найти ярких авторов. Это правда, что они получают десятки рукописей и заявок ежедневно. Но отказывают они часто потому, что заявки составлены непрофессионально и вызывают массу вопросов и сомнений.
Из письма моего издателя мне: «Пожалуйста, больше никому не предлагай! Мы это точно издадим».
Записать историю своей семьи – в форме рассказа или книги – мечта многих. Но как не утонуть в этом огромном материале, когда пишешь о нескольких поколениях? Но как построить структуру книги? Как написать правду, но остаться в рамках этических норм? Как написать про жизнь, а не про идеальную картинку? Как не погрешить против фактов, но и не написать сухую автобиографию для отдела кадров? Как делать историю объемной, давая высказаться всем ее участникам? Как превратить поток сознания в увлекательный текст?
Из отзыва: «Открыла для себя, что, если освоить техники писательского мастерства, я тоже смогу написать книгу».
Психологичный вебинар, развеивающий мифы о писательстве, которые блокируют творческий поток. Почему текст в голове отличается от текста на бумаге, у всех ли так, меняет ли ваш текст мир, что делать, если вы пишете несерьезно или мало, страдаете синдромом самозванца или прокрастинируете?
Из отзыва: «Теперь, когда внутренний критик мне говорит: “Да кто ты такая чтобы писать?”, я отвечаю: “А кто я такая, чтобы не писать?”»
Как легко написать и издать бестселлер за 90 дней
На вебинаре вы получите авторскую формулу написания бестселлера и сможете избежать грубых ошибок, которые допускают 98% авторов. Уникальные рабочие алгоритмы напрямую от заместителя главного редактора издательства «Альпина Паблишер». Вы поймёте, что написание книги — это увлекательный творческий процесс, который доставляет радость и удовольствие.
Я помогла более 300 авторам написать и издать книгу. Многие произведения стали бестселлерами, а их авторы — настоящими звездами в своих сферах.
Поэтому и провожу эту онлайн-встречу, чтобы познакомиться с новыми людьми, которые имеют опыт в своём деле (даже небольшой), чтобы передать дорожную карту создания книги.
Даже если вы никогда не думали об этом и сама мысль «Я написал книгу» кажется вам чем-то из разряда фантастики. Поверьте, все не так сложно!
Возможно, вы и хотите написать свою книгу, но:
Существует методика, благодаря которой уже появилось более 300 бестселлеров.
Запишитесь на бесплатный вебинар, который проведёт Ирина Гусинская — заместитель главного редактора «Альпина Паблишер».
В течение двух часов вас ждет много интересного:
Для кого этот вебинар:
И любой человек, обладающий интересным жизненным опытом.
Зарегистрируйтесь и получите бесплатно 3 PDF-алгоритма:
12 бесплатных онлайн-курсов писательского мастерства
Для начинающих с нуля в 2021 году. До уровня PRO. ?
1. «Писательское мастерство — как научиться писать тексты правильно» от 4BRAIN
Описание курса
Данный курс собрал в себе полезные советы, предназначенные для того, чтобы помочь начинающим писателям. Из уроков вы узнаете об искусстве письма, а также сможете освоить базовые навыки для создания качественных текстов. В первую очередь программа направлена на практическое применение навыков.
Об авторе курса
Ксения Галанина
2. «Ваш первый текст» от GeekBrains
Описание курса
Вы не знаете, как написать статью, которая будет интересна читателю? Тогда этот курс идеально подойдёт вам. Материал включает в себя 11 уроков, обучающих пользователей писательскому мастерству с нуля и до первого качественного текста. Вы пройдёте все этапы, начиная со вступления и заканчивая отличным оформлением.
Об образовательной площадке
GeekBrains
Соцсети проекта
3. «Шаг к писательскому мастерству. Фанфикшн» от Stepik
Описание курса
Образовательная программа предназначена для начинающих авторов, увлечённых творческим письмом. Уроки состоят из ёмких видеороликов, в которых присутствуют советы по проектированию и созданию авторских текстов. Для закрепления материала пользователям предоставляются практические задания.
О проекте
Stepik
Соцсети проекта
4. «Creative Writing: The Craft of Plot» от Уэслианского университета
Сертификат: выдаётся (платно).
Описание курса
В этом курсе начинающие писатели познакомятся с самым элементарным, но при этом наиболее сложным элементом истории — сюжетом. Вы узнаете о том, что заставляет его двигаться, как он манипулирует чувствами читателя, его ожиданиями и желаниями. В уроках будут рассмотрены приёмы, которые используются писателями для воздействия на аудиторию
Об авторе курса
Брэндо Скайхорс
5. «Creative Writing: The Craft of Character» от Уэслианского университета
Сертификат: выдаётся (платно).
Описание курса
В центре хорошей истории находятся её персонажи. Из этого курса вы узнаете, как создавать и воплощать в жизнь сложных, ярких и незабываемых персонажей. Материал поможет вам познакомиться со способами, которые помогут оживить историю и привлечь читателя. Письменные упражнения помогут вам развить навыки создания персонажей.
Об авторе курса
Эми Блум
6. «Creative Writing: The Craft of Setting and Description» от Уэслианского университета
Сертификат: выдаётся (платно).
Описание курса
В этом курсе начинающие писатели познакомятся с методами, которые мастера художественной литературы используют для обоснования своей истории. Материал содержит различные примеры, начиная от самых реалистичных и заканчивая крайне фантастическими вариантами. Вы узнаете о том, как описывать физический мир самыми острыми словами.
Об авторе курса
Эмити Гейдж
7. «Creative Writing: The Craft of Style» от Уэслианского университета
Сертификат: выдаётся (платно).
Описание курса
Стиль вашего письма должен быть таким же уникальным, как и ваше лицо и голос. Главное отличие заключается в том, что у вас есть возможность выбора стилистики и её улучшения. В этом курсе преподаватель познакомит вас с искусством давления на читателя при помощи письменной речи.
Об авторе курса
Сальваторе Скибона
8. «Capstone: Your Story» от Уэслианского университета
Сертификат: выдаётся (платно).
Описание курса
Последняя часть специализации по писательскому мастерству от Уэслианского университета. В ней будут собраны воедино предыдущие 4 курса, после чего вы напишете полный рассказ, эссе или мемуары объёмом 8-15 страниц. Приобретённые вами навыки помогут в создании оригинального произведения искусства.
Об авторе курса
Сальваторе Скибона
9. «Уроки писательского мастерства» от проекта «Курсы писательского мастерства»
Описание курса
Плейлист состоит из всех курсов, посвящённых писательскому мастерству, которые выкладывались на канале проекта. Длительность большинства уроков превышает 1 час, что гарантирует вам полное раскрытие темы и получение качественных знаний.
О проекте
«Курсы писательского мастерства»
Соцсети проекта
10. «Писательское мастерство» от Эльвиры Барякиной
Описание курса
Образовательная программа состоит из отрывков лекций, которые были прочитаны Эльвирой Барякиной. Этот материал поможет вам начать изучение писательского мастерства, после чего вы сможете написать качественный рассказ или перейти к более сложному курсу.
Об авторе курса
Эльвира Барякина
Соцсети автора
11. «Школа писательского мастерства» от Ирины Щегловой
Описание курса
Курс состоит из 15 обширных уроков, которые помогут вам познакомиться с основами писательского мастерства. Благодаря этому материалу вы сможете прокачать свои навыки, а также получите возможность к изучению более серьёзной образовательной программы.
Об авторе курса
Ирина Щеглова
12. «30 дней писательства» от Александра Шаравара
Описание курса
Курс, состоящий из 30 пятиминутных уроков, которые помогут вам окунуться в мир писательства. Концепция программы состоит в том, чтобы каждый день вы смотрели по одному уроку, медленно прокачивая себя в качестве писателя. Такой формат позволит вам погрузиться в деятельность без отрыва от других занятий.
Об авторе курса
Александр Шаравар