Инсайт: что это простыми словами, примеры, причины возникновения
Что такое инсайт?
Инсайт (от англ. «insight» означает «озарение») — это спонтанное и не имеющее ничего общего с прошлым опытом человека решение, помогающее ему осмыслить и разрешить конкретную проблему. Данный термин активно используется в психоаналитике, психологии и психиатрии, описывая сложный по составу интеллектуальный феномен, помогающий человеку внезапно и абсолютно неожиданно, часто с помощью интуиции, решить даже очень трудную задачу.
В психологии первым указанный термин стал применять в середине 20-ых гг. 20 века психолог Вольфганг Келер. В те годы он ставил опыты с участием человекообразных обезьян, предлагая им разрешить несколько достаточно сложных (для животных) задач. Во время проведения опытов Келер обратил внимание на одну интересную закономерность — после нескольких неудач при решении поставленной задачи обезьяны прекращали активность, начиная просто рассматривать предметы вокруг, а вскоре достаточно быстро находили правильный выход из сложившейся ситуации.
Затем термин «инсайт» использовали К. Дункер и М. Вертгеймер, подразумевая под ним свойство человеческого разума, помогающее индивидууму умозрительно постигать целое и таким образом находить правильные решения даже в тяжелых ситуациях. Помимо этого, данное определение применяется психологами, описывающими обстоятельства, при которых людям удается достичь озарения, формирующего не только определенный образ в их сознании, но и различные ощущения, связанные с определенными воспоминаниями.
Примеры инсайтов
В качестве примера инсайта так же можно привести ситуацию, в которой побывали многие из нас. Во время учебы в университете часто приходилось искать решения непростых задач, на что уходило большое количество времени. И бывало так, что ключ к разгадке задачи приходил вовсе не в процессе решения, а уже позднее, когда мозг переключался на иной вид деятельности. Такое озарение, приходящее позднее, когда уже отвлекаешься от задачи и занимаешься чем-то другим — это и есть настоящий инсайт.
Так же инсайты часто встречаются в сфере бизнеса. Иногда руководителям приходится придумывать способы решения проблем, мешающих продвижению бизнеса. Однако далеко не всегда решение проблемы приходит тогда, когда ломаешь голову над его поиском. Это может произойти и позднее — во время вечерней прогулки или утренней пробежки, когда креативное мышление находится на пике.
Кроме того, история знает немало фактов, когда к известным ученым, например, к Ньютону и Менделееву, озарения приходили спонтанно, а то и вовсе во сне, и данные озарения вполне можно отнести к инсайтам. Все дело в особенностях нашего мозга, который, задавшись решением определенного вопроса, уже не может успокоиться, продолжая бессознательно искать ответы даже тогда, когда сам человек об этом не подозревает. По этой причине некоторые психологи связывают инсайт с интуицией и способами неосознанного поиска решений, ведь часто ясное и верное решение наболевшего вопроса приходит к человеку тогда, когда он о нем совсем не думает.
История появления термина
Французский математик А. Пуанкаре стал первым ученым, использовавшим в научной сфере термин «инсайт» — этим понятием в 1910 г. он обозначил внезапное озарение после долгой работы. А в психологии слово «инсайт» впервые употребил в 1920-ых гг. уже упомянутый нами выше Вольфганг Келер, один из отцов гештальтпсихологии. Постепенно инсайт стал краеугольным камнем всей гештальтпсихологии, его важнейшим и основополагающим понятием.
В основу теории об инсайте легли выводы, сделанные Келером при проведении им опытов с человекообразными приматами, которым требовалось догадаться применить палку для того, чтобы достать высоко подвешенную еду. Момент выхода из сложной ситуации, когда обезьяне приходила в голову идея сбить еду находящейся рядом с ней палкой, Келер назвал эффектом «ага-реакции». Поначалу его научные изыскания подверглись резкой критике, но со временем сделанные Келером выводы получили дальнейшее развитие в работах других ученых.
Причины возникновения инсайта
Советский психолог Я. Пономарев считал человеческое мышление своеобразным сплавом интуиции и логики, которые, по его мнению, поочередно играют ведущую роль в мыслительной деятельности людей. Процесс запуска интуиции тесно связан с постановкой перед человеком определенной задачи, при этом интуитивный поиск решения этой задачи происходит уже за гранью сознания. А вот неожиданное (только на первый взгляд) решение находится уже в плоскости сознания, являясь инсайтом. В дальнейшем найденное решение логически обосновывается и становится алгоритмом, позволяющим человеку успешно разрешать подобные проблемы в дальнейшем.
Запуск интуитивных процессов при решении новых сложных задач связан с отсутствием у конкретных индивидуумов необходимых логических знаний, которые позволили бы им быстро разрешить возникшую проблему. В результате поиск решения постепенно переходит в недостаточно пока исследованную сферу бессознательного, выпадая из сознания человека, которому полезно будет на некоторое время отвлечься от решения наболевшей задачи. А затем, в момент отдыха или сна, уже готовая информация в виде инсайта придет к нему из глубин бессознательного, после чего полученный на уровне интуиции и обоснованный логически ответ получит право на жизнь.
Следовательно, поиск инсайта потребует от человека временного отвлечения от стоящего перед ним вопроса. Кроме того, достижению озарения способствуют медитации и любые монотонные действия, к примеру, чтение любимой книги, прогулка по парку или поезда на автомобиле.
Применение инсайтов на практике
В наши дни инсайты широко применяются в практической психологии, многие специалисты активно используют прием, призванный вызвать озарение, в своей повседневной деятельности. Для этого психолог накапливает необходимые сведения о клиенте, задавая ему ряд взаимосвязанных вопросов, и тем самым подталкивая клиента к выходу из сложившейся в его жизни сложной ситуации. Эта методика очень действенна, хоть и требует немалых временных и эмоциональных затрат, как со стороны психолога, так и со стороны клиента. Также описываемый феномен часто используют при проведении психологических тренингов, включая и групповые занятия, связанные с получением группой коллективного задания.
Еще одной сферой применения инсайта является психоанализ. Традиционно в психоанализе выделяют две разновидности озарения — интеллектуальное озарение и эмоциональное прозрение.
Под интеллектуальным озарением понимается способность человека верно оценить собственное поведение в конкретной обстановке, сделать нужные выводы и правильно отреагировать на происходящие вокруг него события. Обычно специалисты относят данный психологический феномен к одному из защитных механизмов личности, поскольку благодаря нему индивидуум получает возможность взять под свой контроль любые вызывающие у него опасения стороны собственной индивидуальности.
А эмоциональным прозрением психологи называют способность личности чувствовать и осмыслять не только различные проявления, но и саму суть бессознательного. В отличие от интеллектуального озарения, прозрение эмоционального характера может рассматриваться как вполне логичное доказательство способности людей проникать в сферу собственного бессознательного.
Несмотря на то, что основатель психоанализа З. Фрейд не использовал данный термин в своих трудах, в современном психоанализе инсайт применяется в качестве терапевтического средства, призванного, чаще всего, решить определенную проблему клиента. С этой целью многие психоаналитики работают над получением конкретным клиентом конкретного, необходимого именно ему, инсайта.
Практическое использование инсайта основано на предоставляемом им мощном психологическом напряжении, способном видоизменить внутренний мир человека, тем самым спровоцировав позитивную трансформацию его личности в целом. Благодаря инсайту индивидуум сможет не только лучше понять свои чувства и устремления, но и научится управлять ими, параллельно преобразовывая собственное поведение и приобретая способности нестандартно реагировать в различных сложных жизненных ситуациях.
Вывод
Таким образом, важнейшим условием достижения инсайта является уровень развития человека, а потому его стоит постоянно повышать — получать новые знания, делать выводы из собственного опыта, развиваться и самосовершенствоваться. И тогда ваше бессознательное сможет предоставить вам нужные ответы на самые сложные вопросы.
Инсайт
Часто можно услышать об инсайте в маркетинге. Но это не о внутреннем озарении, о котором говорит психология, а о потребительском инсайте. Что же это такое и как применять инсайт в рекламных кампаниях?
Что такое инсайт
Инсайт (с англ. insight) — состояние озарения, прорыва в ментальной сфере. Часто к озарению приводит продолжительный мыслительный процесс.
Потребительский инсайт — инструмент для маркетологов, часть стратегии продвижения товара/услуги, позволяющий выделить продукт компании на фоне конкурентов и добиться успеха. Инсайт лежит в основе любого бренда, на него нанизываются остальные стратегии.
Рекламные «озарения» решают следующие задачи:
Привлекают внимание покупателя;
Повышают доверие к торговой марке;
Основа инсайта в рекламе — простая формула «Я хочу то-то, но не могу, потому что. ». Первая часть указывает на желания и мотивацию, а вторая на проблему, решить которую должен маркетолог, найти скрытые мотивы потребителя, чего ему не хватает, чтобы сделать покупку. Рассмотрим несколько примеров удачных инсайтов.
Примеры
«Just do it» — рекламный слоган всемирно известного бренда Nike. Ни слова не сказано о кроссовках самого лучшего качества, о потребительском комфорте, доступной стоимости или призыве купить по скидке. В основе слогана — сильный мотивационный заряд для тех, кто откладывает свои желания, испытывает неуверенность. Эта реклама как «волшебный пинок», который помогает двигаться дальше и, разумеется, только в кроссовках Nike.
Еще один пример успешного инсайта от MasterCard. В основе лежит направленность на чувства, а не на мысли. Люди думают о том, где и как больше заработать. А инсайт показывает, что есть более стоящие вещи, которые не покупаются. Их сложно заметить в ежедневной гонке, которая напоминает день сурка. Лаконичный слоган точно отражает это: «Увидеть мир глазами ребенка — бесценно. Для остального есть MasterCard».
Особенности инсайта
Для потребительского инсайта характерны следующие особенности:
Неожиданное решение проблемы;
Попадание в «боль» или мечту покупателя;
Новый взгляд на привычные вещи;
Решение основных задач торговой марки.
Как искать и создавать инсайты
Инсайт в рекламе — это то, что можно искать и создавать, пользуясь специальными инструментами. Чтобы его найти, требуется:
Подробный портрет потребителя.
Для успешной продажи товара, услуги, нужно изучить потребителя и его потребности. Когда речь идет не о новом продукте, необходимо проанализировать уже имеющиеся данные. Одной статистики недостаточно. Чтобы понять, почему синяя ваза пользуется большим спросом, чем красная, нужно копнуть глубже, начать вести диалог с аудиторией.
Лучший способ — опросы. Помогут хорошо составленные вопросы, которые помогут выявить скрытые мотивы потребителей, например: «Чем занимается?», «Как отдыхает?», «Как проводит свободное время?», «Какие книги читает?», «Что смотрит?» и т.д.
Задумайтесь, каким образом предлагаемая услуга, товар поможет облегчить жизнь.
Важно: Потребительский инсайт необходимо искать, он не лежит на поверхности. Это истинные мотивы, которые, в большинстве случаев, скрыты. Обнаружить их поможет метод «Insight mining» — детальные вопросы.
Правила создания инсайта:
Предлагать решение конфликта: обнаружить противоречия и устранить их посредством собственных услуг, продуктов.
Затрагивать вечные ценности человека.
Мыслить нестандартно. Это позволит опередить конкурентов и уловить будущие тенденции.
Полностью погружаться в проблему потребителя.
Где искать инсайт
Потребительский инсайт рождается из уникальных, нестандартных идей, повседневной жизни покупателей. Рассмотрим подробнее средства для поиска вдохновения.
Потребитель заявляет одно, а на практике поступает по-другому. Например: человек пропагандирует здоровый образ жизни, но сам потакает своей вредной привычке.
Образы прошлого часто оказывают сильное влияние на человека, его выбор. Рекламные компании пользуются этим, используя образы из детства определенной категории потребителей. Ведь большинство ассоциируют детство с беззаботностью, легкостью, отсутствием проблем и защищенностью.
Это убеждения и мысли, которые не дают человеку расслабиться. Например, индустрия красоты навязывает эталоны идеальной внешности. Фирма Dove взяла это на вооружение уже давно и проводит кампании, пропагандируя естественность, натуральность, принятие природной красоты. Результат — высокий спрос.
Шутки, смешные картинки, получившие большое количество откликов и комментариев — то, что нужно маркетологу, ведущему охоту за инсайтом. Часто именно посредством картинок, гифок и мемов можно обнаружить ценную информацию. Недостаток мемов в том, что они быстро устаревают. Придется постоянно отслеживать новые.
Форумы, популярные блоги.
Форумы устарели, но женские форумы до сих пор активны и там можно найти что-то интересное. Более популярны площадки блогеров в социальных сетях. Здесь сотни, а то и тысячи комментариев, которые помогут увидеть мысли аудитории и получить несколько «озарений».
Фильмы, сериалы, книги.
В этом секторе очень много информации. Стоит делать акцент на самые популярные фильмы и книги, так как именно они показывают потребности и интересы широкой аудитории. Придется проделать непростую работу, чтобы отыскать взаимосвязи между самыми популярными книгами и собственным продуктом. Это получилось у IKEA, когда компания воссоздала комнаты популярных героев и сделала предложение приобрести товары для интерьера, как у полюбившихся книжных персонажей. В результате — рост продаж.
Социальные сети и конкуренты.
Необходимо провести мониторинг собственной торговой марки в соцсетях и анализ самих пользователей. Достаточно параметров — «возраст», «пол» и «местонахождение».
Обратите внимание на тех, кто фанатеет от бренда и тех, кто ненавидит его. Выявите причину этих крайностей, кто эти противники, что у них общего.
Еще одно полезное мероприятие для инсайта — анализ популярности конкурентной продукции в социальных сетях, сравнение политики конкурентов со своей. Прочитайте положительные и отрицательные отзывы потребителей конкурентной продукции. Узнайте, что покупателю не нравится, чтобы восполнить эти минусы и привлечь людей к вашим товарам или услугам.
Заключение
Поиск инсайта — это увлекательная работа, сочетающая аналитическую и творческую деятельность. Главное — не бояться новых, нестандартных и даже дерзких идей, найти собственную аудиторию и уметь слушать ее. Доверие и расположение аудитории важно для создания потребительского инсайта.
Как искать и использовать инсайты? Рассказывает студия брендинга Deza
Сегодня слово «инсайт» можно услышать из каждого более менее диджитального утюга. И не по одному разу. Так что сегодня поговорим (понимая, что мы далеко не первые, и даже не вторые, и совсем не последние) о том, что такое инсайт, зачем он нужен, как его применять, и почему все вдруг стали его искать? Он что, потерялся?
Начнем с того, что такое инсайт. Инсайт — порой неочевидная, но самая точная правда, исходя из которой выстраивается стратегия, рекламная кампания или любая другая креативная разработка. Важно, чтобы в этой правде люди узнавали себя, тогда идея сработает.
Если еще четче, то, например, в маркетинге инсайт — это знание, которое помогает понять, какая потребность, чаще всего не закрытая, есть у человека, и построить на ней обещание бренда.
Поиск инсайта — увлекательный процесс, сочетающий анализ и творчество. При этом искать инсайты нелегко как новичкам, так и опытным креаторам. Нелегко в первую очередь потому, что зачастую сам не знаешь, что ищешь. В этом вся головоломка: на старте не очевидно, что окажется инсайтом на конкретном рынке или проекте. Поэтому зачастую поиски инсайта — из разряда: «не знаю, что мне нужно, но когда найду, сразу пойму, что это оно».
Вторая причина стандартна для любой интеллектуальной деятельности: процесс требует фокусировки и ресерча, а мозг не всегда хочет напрягаться (= никогда).
Но в случае с брендами усилия оправданы. Если использовать яркие и крепкие инсайты, то и сам бренд, и его истории будут ощущаться как что-то близкое, честное, человеческое. «Вот это точно про меня», — подумает человек и запомнит идею (а вместе с ней и ваш продукт).
В основе здесь лежит обращение к чувствам, а не к мыслям и разуму. Большинство людей находятся в постоянной гонке за успехом, деньгами и материальными благами. А инсайт подсказывает, что есть более стоящие вещи, которые никогда и никто не сможет купить. О них непросто вспомнить в каждодневной суете. Текст точно отражает это, напоминая: «Увидеть мир глазами ребенка — бесценно. Есть вещи, которые нельзя купить». А дальше — предложение, позволяющее проще решать насущные проблемы, уделяя больше внимания тем самым непродающимся ценностям: «Для всего остального есть MasterCard».
Чтобы найти классный инсайт, агентство обычно проводит маркетинговые исследования. Команда загружается информацией, анализирует ее — и наталкивается на неожиданные выводы, которые вполне могут стать инсайтами. Но исследования, как правило, дорогие и долгие. Часто у клиента нет на них бюджета, а у агентств — времени. Тогда креативщикам приходится использовать все вокруг.
Не претендуя на звание «Профессиональные сыщики инсайтов», мы составили для вас небольшой список, где их можно искать. Намеренно говорим «искать», а не «находить», потому что нет совершенно никаких гарантий, что они там найдутся.
Юмор, в особенности стендап, чаще всего строится на том, что юморист подмечает в нашей жизни что-то интересное, наболевшее, актуальное, острое. Шутки стендаперов строятся на обстоятельствах реальной жизни, а поиск тем для шуток очень похож на поиск инсайтов для рекламы.
Постарайтесь оценивать не сами шутки или отыгрыши, а анализировать, почему именно вам смешно.
Продолжая тему юмора. Мемы — точное жизненное наблюдение. Это самый, наверное, спорный на первый взгляд поисковик. Но причина, по которой мемы есть в этом списке, все та же — люди смеются над тем, что их беспокоит. Актуальные новости, наблюдения, самоирония — отличные источники инсайтов, причем порой удивительно глубоких.
Инсайт в работе креативного стратега: зачем использовать, как формулировать, где искать
Про инсайт сказано и написано немало, но четкого определения термина и понимания, как работает этот инструмент, на рекламном рынке до сих пор нет.
Зачем вообще нужен инсайт? Инсайт и сообщение — самая ценная часть креативного брифа, то, что останется в голове креативной команды, когда они пойдут придумывать идеи. Сколько бы стратег ни рассказывал про USP бренда, барьеры и драйверы потребителей, ценности и лайфстайл ЦА, креатив возьмет в работу именно инсайт и сообщение, поэтому так важно уметь сформулировать инсайт одновременно понятно и вдохновляюще.
У инсайта существует множество определений: это и всем известная скрытая правда о потребителе, и ключевая потребность ЦА. На мой взгляд, для правильной разработки инсайтов нужно не знание формального определения, а понимание структуры инсайта.
Самый простой формат инсайта — это конструкция «Я хочу…, но…». В первой части стратег формулирует потребность ЦА, во второй — проблему, которая мешает эту потребность осуществить. А уже в сообщении бренд обещает потребителю удовлетворить существующую потребность через решение проблемы.
Кажется, что все просто, но на практике очень часто инсайтами называют общие рассуждения о потребителях. При разработке инсайтов в Red Keds мы руководствуемся несколькими простыми критериями эффективности:
Всё, что нужно знать о рекламе в мобильных играх
Аналитический обзор Gameloft: рекламные форматы, портрет аудитории, надёжные бенчмарки.
Для примера давайте рассмотрим стандартную задачу по разработке инсайта: стратегу необходимо сформулировать инсайт для бренда, продающего развивающие детские игры, в которые ребенок может играть самостоятельно, без участия взрослого. Ядро ЦА — женщины 25–40, работающие, с доходом средний+.
Сначала рассмотрим пример неэффективного, бесполезного, но так часто встречающегося типа инсайта: «Для меня важно, чтобы развивающие игры помогали моему ребенку учиться решать логические задачи и раскрывали его творческий потенциал». В данном случае это просто рассуждение о потребителе. В нем нет вдохновляющей зацепки для креатива, нет реальной проблемы потребителя, наконец, в нем нет жизни: настоящие люди так не думают.
Теперь попробуем сформулировать инсайт для той же задачи в соответствии с предложенными выше критериями: «Я хочу, чтобы мой ребенок вырос гением, но после работы у меня просто физически не хватает сил и времени заниматься с ним развивающими играми». В такой формулировке у нас есть четкая и вдохновляющая креатив потребность и понятная проблема, отвечающие профайлу нашей ЦА — работающих мам.
Полезным упражнением для стратега может стать разработка инсайтов в обратном порядке. Для этого нужно взять готовый рекламный материал и попробовать сформулировать инсайт, который использовался при его создании. Проще всего тренироваться на ТВ-роликах, рассмотрим для примера два из них.
Невозможно угадать первоначальную точную формулировку инсайта, но можно предположить такой вариант: «Все вокруг твердят, что у меня отличная работа и за нее надо держаться, но я мечтаю найти свое настоящее призвание».
В этом случае инсайт мог звучать, например, так: «Я хочу быть уверенным в своем будущем, но так трудно отказаться от удовольствия потратить деньги здесь и сейчас».
Теперь, когда мы разобрались со структурой инсайта, перейдем к главному вопросу: где и как его искать? На мой взгляд, существует 5 основных источников, которые могут помочь стратегу при разработке инсайта.
1) Клиентский бриф
Вряд ли вы сможете найти инсайт в колонке с таким названием, чаще всего там будет общее рассуждение о ЦА. Но в самом брифе, описании ЦА и ее потребностей вы можете найти какую-то интересную особенность, которая в дальнейшем станет отправной точкой для формулировки инсайта. Поэтому клиентский бриф нужно читать медленно и много раз.
2) Исследования потребителей
150 слайдов с пузырьковыми диаграммами на английском языке часто являются не только головной болью для стратега, но и эффективным плацдармом для поиска инсайтов. Так же как и в случае с клиентским брифом, не ждите, что найдете готовый инсайт, но шанс найти правдивую потребность или проблему потребителей в исследованиях довольно высок.
3) Базы данных
Не всегда у клиента есть возможность поделиться с агентством данными исследований. В этом случае для анализа ЦА стратег сделает выгрузку данных о потребителях: их медиа-предпочтениях, ценностях, лайфстайле и т. д. При работе с выгрузкой используйте такой же принцип, как и в первых двух случаях: смотрите на все необычное, странное, выбивающееся из привычного профайла сегмента «домохозяек» или «молодых и активных менеджеров».
4) Форумы и социальные сети
Даже если стратег работает в маленьком креативным бутике, и у него нет доступа ни к исследованиям, ни к базам данных, остается возможность проанализировать релевантные форумы. Их можно выбирать как по типу продукта (например, форум автолюбителей), так и по ядру ЦА (например, женские тематические форумы). Ищите любые темы, связанные с вашим брендом, продуктом или категорией в целом. Для лучшего понимания ЦА проанализируйте профили подписчиков странички бренда в соцсетях. Главное при работе с этими инструментами — не забывать, что мнение конкретного человека не равно мнению ЦА, и любую гипотезу обязательно нужно проверить на большем количестве потребителей. Также важно уметь фильтровать проплаченные отзывы и сообщения.
5) Разговоры с представителями ЦА
Вспомните, не является ли кто-то из ваших друзей фанатом бренда из клиентского брифа, или, может быть, ваши родители подходят под описание возрастной ЦА. Расспросите подробнее подходящего знакомого про его любимые марки, узнайте, чем он руководствуется при совершении покупки, поинтересуйтесь, чего ему не хватает в существующих продуктах. Но помните о недостатке этого способа — недостаточной выборке. Обязательно проверьте возникшую гипотезу на других представителях ЦА.
Завершающий этап в разработке инсайта — сессия стратега с креативным директором, на которой отбираются лучшие варианты инсайта-сообщения для креативного брифа. Всегда внимательно прислушивайтесь к комментариям креативного директора, который смотрит на инсайт не только с точки зрения соответствия брифу, но и с точки зрения потенциала для создания идей креативной командой и возможности раскладки идеи в коммуникацию 360.
В завершение хочу еще раз подчеркнуть: поиск инсайта — не только аналитическая, но и творческая задача. Не бойтесь острых проблем, живых формулировок, необычных точек зрения. И тогда ваш инсайт станет полезным топливом для креативной команды и платформой для разработки по-настоящему big idea.