10 самых известных картин Виктора Михайловича Васнецова
Васнецова Виктора Михайловича называют первооткрывателем. Он был первым художником, который изображал сцены из сказок, русских былин, поэм и стихотворений.
Родина художника – небольшое село Лопьял в Вятской губернии. Виктор с самого детства общался с «простым людом». Впрочем, он и сам не отличался высоким происхождением. Его отец был священником.
Жили небогато, но родители старались дать своим детям то, что ценится гораздо больше денег – образование. Васнецов учился в духовной семинарии, попутно брал уроки рисования у одного из учителей – Чернышова. Он то и посоветовал юноше всерьез задуматься о профессии художника. Васнецов уехал в Санкт-Петербург, начал учиться и заниматься любимым делом.
Творчество Виктора Михайловича довольно противоречиво. Ему понадобилось время, чтобы найти себя. Сначала он рисовал картины на бытовые темы, потом предметом его интереса стали исторические факты и сюжеты из сказок и былин.
В 1890-х годах художник увлекся религиозной темой, стал расписывать храмы. Все же настоящую славу ему принесли картины. Ниже представлен рейтинг самых знаменитых картин Васнецова с фото и названиями.
10. Три царевны подземного царства
Произведение «Три царевны подземного царства» написано по сюжету русской народной сказки о трех царевнах в 1881 году. Правда, Васнецов взял на себя смелость и немного ее переделал.
Подразумевалось, что картина будет украшать кабинет правления Донецкой железной дороги, поэтому художник добавил нового персонажа – угольную царевну. К сожалению, работу не приняли, так как посчитали ее неподходящей для служебного помещения.
Каждая царевна представляет собой какую-то отрасль: медную, золотую и угольную. Картина имеет много символов и знаков, русская народная сказка приобретает другой смысл.
9. Сирин и Алконост
Существует славянское поверье о двух птицах. Черная Сирин приносит плохие вести, тоску и печаль. Светлая Алконост несет радость и наслаждение. Они прилетают в яблоневый сад во время праздника – Яблочного спаса.
В знаменитой картине «Сирин и Алконост» художнику удалось создать необычные красочные и яркие образы птиц. Сирин символизирует прошлое, Алконост – будущее. Такие же птицы сопровождают каждого человека, уравнивая его горе и радость, принося в его жизнь гармонию.
8. После побоища Игоря Святославича с половцами
Сюжетом для известной картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» стала битва, вернее ее исход.
7. Царевна Несмеяна
Над картиной «Царевна Несмеяна» Васнецов работал 10 лет, в период с 1916 до 1926 года. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.
Молодая девушка сидит, подперев голову. Она грустит, ей ничего не хочется. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, лекарь, бабка-ведунья, заморские послы. Никто не может ее развеселить.
Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что этим полотном Васнецов пытался показать истинное положение России.
Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну-Несмеяну», можно просто наслаждаться этим произведением художника и не искать в нем глубинный смысл.
Все же следует обратить внимание на детали. С помощью них Васнецов сумел отразить пропасть между Царевной и остальными персонажами картины.
6. Встреча Олега с кудесником
Васнецов написал картину «Встреча Олега с кудесником» в 1899 году. В то время он занимался оформлением знаменитой поэмы Пушкина «Песнь о вещем Олеге», создавал иллюстрации.
Князь Олег и его войско стоят на краю леса, напротив старец – волхв. Он сообщает им что-то важное, видно, что старец совершенно не боится князя и его воинов.
Олег задумчив и сосредоточен, он внимательно слушает волхва. Это предсказание ему совсем не нравится.
5. Аленушка
Картина «Аленушка» была написана в 1871 году. Художника вдохновила природа у реки Воря в Сергиево-Посадском районе и пруд деревни Ахтырка.
Васнецов рассказывал, что картина давно «жила в его голове», но четкого представления не было. Оно появилось, когда Виктор Михайлович встретил в селе обычную девушку. Она поразила его воображение. Чтобы воплотить свой замысел в реальность художнику потребовался один год.
Через некоторое время у большинства людей картина стала ассоциироваться со сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
Васнецов мастерски сумел передать чувства героини. Это печаль и грусть, даже окружающая природа спокойна и неподвижна. Все-таки здесь есть место надежде, ее символизирует группа ласточек, которые кружатся над головой Аленушки.
4. Царь Иван Грозный
Полотно «Царь Иван Грозный» создано в 1897 году. Васнецов изобразил царя, который прогуливается по дворцу. Вокруг него дорогое убранство, богатство и роскошь.
Под ногами красная ковровая дорожка, которая символизирует кровь. На дорожке изображен герб державы. Еще мгновение, и Иван Грозный наступит на него. Таким способом художник показывает, что царь смог подмять под себя всю страну и многое в ней изменить.
Ивана Грозного Васнецов изображает как мудрого царя. По его мнению, он был суровым правителем, но в нем не было ярости, беспричинной жестокости.
3. Иван-Царевич на сером волке
Год создания – 1989. Картину «Иван-Царевич на сером волке» считают самой сказочной среди всех произведений русского изобразительного искусства.
Иван похищает Елену Прекрасную и скрывается от похитителей на огромном сером волке.
Художник смог сделать невозможное, он наполнил картину чудом, сказкой. Все это благодаря различным деталям: удивительный цвет шерсти волка, яблоня в лесу, яркие наряды героев.
2. Богатыри
«Богатыри» – одна из самых знаменитых картин Васнецова, символ отечественного искусства. Была написана в 1898 году.
Здесь изображены три богатыря, каждый из них символизирует черты русского народа. Илья Муромец умный и неторопливый, это традиции народа, его опыт и сила.
Добрыня Никитич воплощает гордый дух и стремление защитить свою Родину от обидчиков. Алеша Попович – молодость и красота, любовь к прекрасному, веселый нрав.
Васнецов работал над своей картиной около двух десятков лет, но это время не потрачено впустую, он создал настоящий шедевр.
1. Витязь на распутье
Год создания «Витязя на распутье» – 1882, первые наброски появились еще в 1872 году.
На картине изображен витязь, который не может определиться, какой путь ему выбрать. Он опечален пророчеством, склонил голову.
Васнецова нередко сравнивали с этим витязем. Художник словно уходил от проблем и погружался в сказку. Его не волновали остросоциальные темы и прочие проблемы того времени.
Сюжет этой картины воспроизвели на надгробии Виктора Михайловича.
Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках
Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.
Детские годы в деревне Рябово
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.
Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Академия художеств в Петербурге
Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876
Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».
Сказочный мир Васнецова
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.
Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.
Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.
Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.
Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.
Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.
Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»
В.М. Васнецов о своем творчестве
Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.
Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.
Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881 — 1898
Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин.
Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.
Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.
Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.
Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».
Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.
В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.
Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Список работ Виктора Васнецова
Contents
1866 [ edit ]
Русские пословицы и поговорки. 1866—1867
Русские пословицы и поговорки. 1866—1867
1867 [ edit ]
1868 [ edit ]
1869 [ edit ]
Купеческое семейство в театре. 1869
Портрет художника А. И. Куинджи. 1869
1870 [ edit ]
Девочка с лукошком. 1870
Портрет М. В. Васнецова. 1870
Дети разоряют гнезда. Начало 1870-х
Монах-сборщик. Начало 1870-х
На завалинке. Начало 1870-х
Игра в преферанс. 1870-е
Черновые наброски к картине «Витязь на распутье». 1870-е
1871 [ edit ]
Брюсов календарь. 1871
1872 [ edit ]
Портрет Апполинария Васнецова. 1872
1873 [ edit ]
Нищие-певцы (Богомольцы). 1873
1874 [ edit ]
Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874
1876 [ edit ]
Книжная лавочка. 1876
С квартиры на квартиру. 1876
Балаганы в окрестностях Парижа. 1876—1877
1877 [ edit ]
Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877
Крестьянин за столом. 1877
Крестьянин с шестом. 1877
Битва скифов со славянами. Конец 1870-х
В парке. Конец 1870-х
1878 [ edit ]
Витязь на распутье. 1878
Военная телеграмма. 1878
Известие о взятии Карса. 1878
Портрет А. В. Васнецовой, жены художника. 1878
Портрет художника А. М. Васнецова. 1878
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1878
1879 [ edit ]
Павший рыцарь. 1879—1880
Три царевны подземного царства. 1879—1881
1880 [ edit ]
Аленушкин пруд (Пруд в Ахтырке). 1880
Долина речки Вори у деревни Мутовка, пейзаж с детьми. 1880
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880
Пруд в Ахтырке. 1880
Ахтырский дуб. Начало 1880-х
Богоматерь с Младенцем. Начало 1880-х
Букет. Абрамцево. Начало 1880-х
Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Начало 1880-х
После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880—1890-е
Песнь о Сальгаре. Эскиз, 1880
1881 [ edit ]
Опушка елового леса. 1881
Пейзаж под Абрамцевым. 1881
1882 [ edit ]
В костюме скомороха. 1882
Витязь на распутье. 1882
Сергий Радонежский. 1882
Каменный век. Деталь фриза. 1882—1885
Каменный век. Деталь фриза. 1882—1885
1883 [ edit ]
Дубовая роща в Абрамцеве. 1883
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883
Каменный век. Пиршество. 1883
Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой. 1883
Иван Грозный. 1883—1884
1884 [ edit ]
Боярышня (Портрет В. С. Мамонтовой). 1884
Подводный терем. 1884
Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой. 1884
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1884
Три царевны подземного царства. 1884
1885 [ edit ]
Бобыль и Бобылиха. 1885
Брусила и берендеи ребята. 1885
Заречная слободка Берендеевка. 1885
Палаты царя Берендея. 1885
Премудрый царь Берендей. 1885
Ярилина долина. 1885
Снегурочка и Лель. 1885—1886
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885—1893
Княгиня Евдокия. 1885—1893
Княгиня Ольга. 1885—1893
Князь Александр Невский. 1885—1893
Крещение князя Владимира. 1885—1893
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора. 1885—1893
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора. 1885—1893
Ангел с лампой. 1885—1896
Блаженство рая. 1885—1896
Бог Саваоф. 1885—1896
«Единородный сын Слово Божие». 1885—1896
Искушение Евы змием. 1885—1896
Князь Андрей Боголюбский. 1885—1896
Крещение Руси. 1885—1896
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая. 1885—1896
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая. 1885—1896
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая. 1885—1896
Распятый Иисус Христос. 1885—1896
Собор святителей Вселенской церкви. 1885—1896
Собор святителей Вселенской церкви. 1885—1896
Страшный суд. 1885—1896
1887 [ edit ]
Воины Апокалипсиса. 1887
Портрет В. Н. Гошкевича, основателя историко-археологического музея в Херсоне. 1887
1888 [ edit ]
Снятие с креста. 1888—1901
1889 [ edit ]
Иван-Царевич на Сером Волке. 1889
Портрет Бориса Васнецова, сына художника. 1889
1890 [ edit ]
Крещение князя Владимира. 1890
1891 [ edit ]
Часовня над могилой А. С. Мамонтова в Абрамцеве. 1891
1894 [ edit ]
Портрет Елены Адриановны Праховой. 1894
1896 [ edit ]
Богатыри на конях. 1896
Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896
Эскиз оформления меню банкета по случаю коронации императора Николая II и императрицы Алесандры Федоровны. 1896
Сошествие во ад. 1896—1904
1897 [ edit ]
Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника. 1897
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
1898 [ edit ]
Гамаюн — птица вещая. 1898
Проект русского павильона на Парижской выставке. 1898
1899 [ edit ]
Встреча Олега с кудесником. 1899
Олег у костей коня. 1899
Оформление «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина. 1899
Песнь о вещем Олеге. 1899
Портрет Владимира Васнецова, сына художника. 1899
Прощание Олега с конем. 1899
1900 [ edit ]
Проект фасада Третьяковской галереи. 1900
Проект фасада Третьяковской галереи. 1900
Иван-царевич и лебедь. Начало XX века
Спящая царевна. 1900—1926
1901 [ edit ]
Богоматерь с младенцем. 1901
М. И. Рязанцева. 1901
Портрет Т. В. Васнецовой. 1901
Рисунок для хоругви. 1901
1902 [ edit ]
Распятие Христа. 1902
1906 [ edit ]
Спаситель в терновом венце. 1906
1909 [ edit ]
Портрет Зинаиды Срединой. 1909
1910 [ edit ]
1912 [ edit ]
Портрет Ольги Полетаевой. 1912
Бой Ивана Царевича со Змеем. 1912
1913 [ edit ]
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913—1918
1914 [ edit ]
Богатырский скок. 1914
Единоборство Пересвета с Челубеем (Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году). 1914