Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм
Урок 7. История России 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм»
В 1920 году Россию посетил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс. Его ознакомили с планами широкой электрификации России. Но он посчитал такие грандиозные планы утопичными.
В своём очерке «Россия во мгле» Уэллс написал, что «. осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии…»
Однако, когда писатель снова приехал в Россию в 1934 году, он был поражён тем, что план был не просто выполнен, но и перевыполнен по ряду показателей.
Далее вы подробнее узнаете о внутренней политике в России, проводившейся в первые годы советской власти.
Вопросы занятия. Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.
Как вам известно, в октябре 1917 года власть в российском государстве перешла в руки профессиональных революционеров – большевиков.
Программа их партии изначально предполагала захват власти. Экономические проблемы в ней были рассмотрены лишь в общих чертах. В соответствии с программой большевиков предполагалось, что после победы революции и установления диктатуры пролетариата наступит переходный период от капитализма к социализму.
За это время необходимо было ликвидировать частную собственность, сосредоточить производство в руках рабоче-крестьянского государства, сформировать хозяйственные связи, основанные на административном распределении продукции из единого центра.
Основными мерами, которые должны были обеспечить переход к социализму, Ленин считал рабочий контроль над промышленными предприятиями, экспроприацию предприятий и национализацию банков.
Экспроприация – это принудительное отчуждение имущества индивидуальных собственников.
Рабочий контроль должен был создать условия для постепенного преобразования капиталистической экономики в социалистическую.
Согласно декрету от 14 ноября 1917 года, рабочий контроль вводился на всех промышленных, торговых, транспортных, банковских и других предприятиях с наёмными работниками. Его осуществляли рабочие данного предприятия через выборные организации.
Например, рабочие получили право наблюдать за производством, контролировать финансовую деятельность предприятий, устанавливать нормы выработки. Решения органов рабочего контроля были обязательны для предпринимателей.
Многие из предпринимателей были не согласны с вмешательством рабочих в деятельность предприятий и стали закрывать свои фабрики и заводы. В ответ большевики начали экспроприацию частных предприятий.
За ноябрь-декабрь 1917 года было национализировано несколько предприятий на Урале, Путиловский завод в Петрограде, Ликинская мануфактура.
Чтобы окончательно укрепить контроль над производством и перейти к национализации промышленности, необходимо было подорвать денежную мощь буржуазии. Для этого было решено провести национализацию банков.
Банковское дело объявлялось монополией государства. Все частные акционерные банки были объединены с Государственным банком. На этой основе был создан единый Народный банк РСФСР, который подчинялся только правительству Республики. К концу 1919 года в стране действовал только Народный банк. Все остальные были упразднены.
В соответствии с декретом о ревизии банковских сейфов, в пользу государства были изъяты денежные средства, ценные бумаги и драгоценности буржуазии. А уже к лету 1918 года железнодорожный и водный транспорт, а также внешняя торговля целиком находились в руках государства.
Опираясь на рабочий контроль и национализированную банковскую систему, советское правительство смогло контролировать процесс производства ещё не национализированной к тому моменту промышленности, а также движение капиталов в стране.
3 февраля 1918 года было принято постановление об отказе от долгов царского режима и Временного правительства.
Также декретом ВЦИК было отменено наследование по закону и по завещанию. То есть после смерти владельца движимое и недвижимое имущество переходило в собственность государства. Супруг или ближайшие родственники получали только часть наследства.
28 июня 1918 года СНК принял декрет о национализации всех важных отраслей промышленности. В нём собственностью республики были объявлены не отдельные предприятия, а целые отрасли хозяйства.
Также в декрете указывалось, что до особого распоряжения ВСНХ владельцы национализируемых предприятий могут по-прежнему финансировать их и получать прибыль.
Вся городская недвижимость, в том числе дома и квартиры горожан, перешла в собственность государства в августе 1918 года.
Начало социалистическому преобразованию в сельском хозяйстве положил Закон о социализации земли от 19 февраля 1918 года. Согласно ему, земля перешла в собственность республики и стала общенародным достоянием. Государство, в свою очередь, безвозмездно и навечно наделяло землёй крестьян по уравнительно-трудовой норме.
Однако важнейшей проблемой для советской власти оставалось разрешение продовольственного вопроса. Крестьяне не хотели продавать государству зерно по низким ценам. Кроме этого, после подписания Брестского мира Россия лишилась своих хлеборобных районов. Вследствие чего в городах сократилось количество хлебного пайка. Возникла угроза голода. В Москве и Петрограде начались голодные бунты. Поэтому 13 мая 1819 года СНК установил нормы потребления продовольствия – 12 пудов зерна и 1 пуд крупы в год на человека.
Пуд – устаревшая единица измерения массы русской системы мер, равная 16 килограммам.
Всё, что было сверх обозначенной нормы, объявлялось излишками. Для изъятия их в счёт государства в хлебные районы страны летом и осенью 1918 года посылались вооружённые продовольственные отряды.
Также в сельской местности были созданы чрезвычайные организации – комитеты бедноты. Они были организованы для распределения хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий среди живущих в деревне бедняков, а также для помощи продотрядам изымать излишки у кулаков.
Постепенно комбеды начали конфликтовать с местными Советами и перенимать их полномочия. А к осени 1918 года комитеты бедноты стали одной из причин серии крестьянских выступлений против большевиков. Поэтому 2 декабря 1918 года комбеды были распущены.
А роспуск комбедов стал первым шагом в новом «политическом курсе» властей. А поскольку основная масса хлеба была сосредоточена в руках крестьян-середняков, то новый политический курс советской власти был направлен на союз именно со средним крестьянством.
11 января 1919 года Совет народных комиссаров принял декрет о продовольственной развёрстке.
Согласно ему, всё количество хлеба и фуража, необходимого для удовлетворения государственных потребностей, распределялось (развёрстывалось) между производящими хлеб губерниями, уездами, волостями, деревнями и крестьянскими дворами в виде плана хлебозаготовок.
Выполнение плана было обязательным, поэтому у крестьян зачастую изымали не только излишки, но и необходимые для жизни запасы.
При проведении продразвёрстки учитывалось социальное положение крестьян. То есть больше всего зерна изымалось у богатых крестьян, при этом с бедных ничего не брали.
В 1920 году продразвёрстка распространилась на картофель и другие сельскохозяйственные продукты.
Продразвёрстка позволила большевикам решить проблему снабжения продовольствием Красной Армии и жителей городов. Но в то же время в деревне значительно сократились посевные площади, поскольку крестьяне не были заинтересованы выращивать хлеб, который у них практически отбирался.
Экономическая и социальная политика в Советской России 1918—1921 годов позднее стала называться военным коммунизмом.
«Военный» – потому что эта политика проводилась в чрезвычайных условиях Гражданской войны; «коммунизм» – потому что она основывалась на коммунистической идеологии. В соответствии с ней, труд должен быть всеобщим, материальные блага распространяются по уравнительной системе, а производство подчинено единому плану. В таком обществе пропадает необходимость в частной собственности, торговле, рыночных отношениях.
Кроме ликвидации частных банков, конфискации вкладов, национализации промышленности, монополии на внешнюю торговлю, продовольственной диктатуры в виде продразвёрстки, военный коммунизм включал в себя также всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию населения в возрасте от 16 до 50 лет. Большевиками был провозглашён лозунг «Кто не работает, тот не ест!».
По итогам курса на ускоренную национализацию всех отраслей промышленности к 1 января 1919 года было национализировано 3668 предприятий, а к 20 ноября 1920 года были национализированы все частные промышленные предприятия с числом рабочих более десяти или более пяти, но с использованием механического двигателя.
Теперь вся промышленность стала подчиняться нуждам фронта, предприятия, не связанные с этим, закрывались.
Программа партии, принятая в марте 1919 года на 8 съезде Российской коммунистической партии (большевиков), – как с 1918 года стала называться РСДРП(б) – напрямую связывала «военно-коммунистические меры» с теоретическими представлениями о коммунизме.
Новая Программа определила задачи партии на переходный период от капитализма к социализму. В соответствии с этими задачами партия должна была продолжать курс, направленный на общегосударственное распределение продуктов и уничтожение денег.
В результате военного коммунизма в РСФСР были упразднены товарно-денежные отношения – торговля находилась под запретом, а продукты и товары широкого потребления распределялись государством.
Также большевики отменили плату за жильё, транспорт, коммунальные и прочие услуги.
На полном довольствии у государства находились рабочие. То есть им выдавались предметы первой необходимости, талоны на питание в столовой, а вместо заработной планы они получали продуктовый паёк.
Для руководства национализированной промышленностью было введено жёсткое сверхцентрализованное управление производствами. Ещё 1 декабря 1917 года в Российской Советской Республике был создан Высший совет народного хозяйства.
В первые годы советской власти ВСНХ являлся органом осуществления экономической диктатуры пролетариата. Он вырабатывал общие нормы регулирования экономической жизни страны, согласовывал деятельность центральных и местных учреждений.
Ключевую роль в социальном преобразовании общества Ленин отводил электричеству.
Достаточно известны его слова о том, что «коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно…»
Однако к началу 1918 года в Российской Советской Республике, в первую очередь в Москве и Петрограде, ощущалась категорическая нехватка нефтяного и угольного топлива.
Поэтому в ноябре Ленин отдал распоряжение о начале строительства вблизи Москвы Шатурской электростанции, работающей на торфе.
В феврале 1920 года Ленин поручил создать Государственную комиссию электрификации России (ГОЭЛРО). Её возглавил инженер-энергетик Глеб Максимилианович Кржижановский.
Комиссия разработала грандиозный план по электрификации России и созданию новых предприятий и промышленных районов. Он стал первым перспективным планом развития российской экономики, который был реализован после революции.
Подведём итоги. В результате политики военного коммунизма в первые годы советской власти в стране были национализированы все частные промышленные предприятия, банки, железнодорожный и водный транспорт. Вводилась монополия государства на внешнюю торговлю. Земля в Советской России перешла в собственность республики и стала общенародным достоянием. В государстве действовала продовольственная диктатура. Была объявлена всеобщая трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет. Создавались государственные органы для управления экономикой на основе планирования. Первым перспективным планом развития российской экономики, который был реализован после революции, стал план ГОЭЛРО.
Билет №61
61. Начало формирования политической системы Советской России. Политика военного коммунизма: причины, сущность, результаты (конец 1917 – начало 1921 гг.)
• социально-экономические мероприятия Советской власти в 1917-1918 гг.
Экономическая и социальная политика. Исходя из своей политической доктрины в экономической политике большевистское руководство проводило линию на полное уничтожение частной собственности. Планировалось постепенное обобществление производства и создание централизованного управления экономикой. Национализировались банки, железнодорожный транспорт, средства связи. Казенные предприятия были поставлены под государственный контроль. Первоначально частные промышленные предприятия не были национализированы. На них декретом от 14 ноября 1917 г. вводился рабочий контроль через фабзавкомы. Они следили за производством, продажей продукции и финансовой деятельностью администрации.
В руководстве партии существовали разные точки зрения по вопросу о методах и темпе социалистического, строительства. Под влиянием «левых» коммунистов и в связи с обострившимися отношениями между правительством и предпринимателями в конце 1917 г.— начале 1918 г. был национализирован ряд крупных предприятий и отраслей промышленности. Таким образом, было положено начало создания государственного сектора в экономике. Им руководил Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), образованный 2 декабря 1917 г. Переход предприятий под контроль государства отстранял рабочих от участия в управлении производством и закладывал основы «государственного социализма». Лозунг «фабрики — рабочим» оказался социальной демагогией.
В феврале ВЦИК принял «Основной закон о социализации земли», по которому весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Крестьяне должны были безвозмездно получить 150 млн десятин земли, освобождались от задолженности банкам и от платежей за аренду.
При распределении земли советская власть поддерживала бедноту, что вызвало недовольство и сопротивление кулаков. Они стали придерживать хлеб. В городах возникла угроза голода. В связи с этим Совнарком перешел к политике жесткого давления на деревню. В мае 1918 г. была введена продовольственная диктатура. Это означало запрещение хлебной торговли и изымание запасов продовольствия у зажиточных крестьян путем посылки в деревню продовольственных отрядов (продотряды). Они опирались на помощь комитетов бедноты (комбеды), созданных в июне 1918 г. Местные Советы, в которых преобладали кулаки, были распущены; их функции были переданы комбедам. Все эти меры породили на селе социальную напряженность, противостояние зажиточного крестьянства большевистской власти и явились одной из причин гражданской войны.
Широкие демократические мероприятия были проведены в социальной сфере. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины, титулы и награды. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание.
• причины введения политики военного коммунизма: социальные, экономические, политические аспекты;
В апреле 1918 г. В. И. Ленин, воспользовавшись заключением мира с Германией, предложил план постепенного построения основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предпринимателей, старой технической интеллигенции («Очередные задачи Советской власти»). Однако план политики «государственного капитализма» не был реализован. Наоборот, руководство партии, переименованной в Российскую коммунистическую партию большевиков в марте 1918 г., осуществило попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных политических мер. «Военный коммунизм». Внутренняя политика Советского правительства летом 1918 г.— в начале 1921 г. получила название «военный коммунизм». Предпосылки для ее реализации был заложены широкой национализацией промышленности, созданием мощного централизованного государственного аппарата (в том числе ВСНХ), введением продовольственной диктатуры, опытом военно-политического нажима на деревню (продотряды, комбеды). Таким образом, черты политики «военного коммунизма» прослеживались еще в первых экономических и социальных мероприятиях Советского правительства.
С одной стороны, политика «военного коммунизма» была вызвана представлением части руководства РКП(б) о возможности быстрого построения безрыночного социализма. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная крайней разрухой в стране, нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, а также необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне. Впоследствии многие большевики признали ошибочность политики «военного коммунизма», пытались оправдать ее тяжелым внутренним и внешним положением молодого Советского государства, обстановкой военного времени.
Декретом от 28 июня 1918 г. предписывалась ускоренная национализация крупных и средних предприятий. В последующие годы она была распространена и на мелкие, что привело к ликвидации частной собственности в промышленности. Одновременно формировалась жесткая отраслевая система управления. Весной 1918 г. Была установлена государственная монополия внешней торговли.
Логическим продолжением продовольственной диктатуры стала продразверстка. Государство определяло свои потребности в сельскохозяйственной продукции и заставляло крестьянство поставлять ее без учета возможностей деревни. 11 января 1919 г. Продразверстка была введена на хлеб. К 1920 г. она распространилась на картофель, овощи и др. За изъятые продукты крестьянам оставляли квитанции и деньги, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Установленные твердые цены на продукты были в 40 раз ниже рыночных. Деревня отчаянно сопротивлялась и поэтому продразверстка реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.
В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест». В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г.— всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению населению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг.
В период «военного коммунизма» в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан.
• результаты этой политики, причины свертывания; антоновское, Кронштадтское восстания и их значение.
Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. С ее помощью не удалось преодолеть разруху, порожденную 4 годами участия России в Первой мировой войне и усугубленную 3 годами Гражданской войны. Население уменьшилось на 10,9 млн. человек. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города, и уезжали в деревню. Петроград потерял 60% рабочих, когда закрылись Путиловский, Обуховский и другие предприятия, Москва — 50%. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция. Сельскохозяйственной продукции производилось только 60% довоенного объема. Посевные площади сократились на 25%, так как крестьяне не были заинтересованы в расширении хозяйства. В 1921 г. из-за неурожая массовый голод охватил город и деревню.
Провал политики «военного коммунизма» большевистское правительство осознало не сразу. В 1920 г. Совнарком продолжил меры по усилению безрыночных, распределительно-коммунистических начал. Национализация промышленности была распространена на мелкие предприятия. В декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов утвердил План восстановления народного хозяйства и его электрификации (план ГОЭЛРО). В феврале 1921 г. Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственною развития страны. Расширился ассортимент продуктов сельского хозяйства; подлежащих продразверстке. Готовился декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в противоречие с требованиями рабочих и крестьян. Параллельно с экономическим в стране нарастал социальный кризис.
Восстание в Кронштадте. В марте 1921 г. моряки и красноармейцы военно-морской крепости Кронштадт потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов и изгнания из них коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землей и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т. е. ликвидации продразверстки. Кронштадтцев поддержали рабочие.
В ответ правительство ввело осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами X съезда РКП(б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. 2,5 тыс. матросов было арестовано, 6—8 тыс. эмигрировало в Финляндию.(Кронштадтское восстание матросов как бы послужило сигналом для ряда крестьянских восстаний. Особенно опасным для большевиков было Антоновское восстание (Тамбовское восстание 1918—1921 — одно из самых крупных во время гражданской войны в России народных восстаний против власти Советов). Только к концу 1921 года большевики смогли подавить его при помощи 2 кавалерийских и 3 стрелковых дивизий.
Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов— все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.
«Советская страна в годы НЭПа»
Цель: Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроке истории.
Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога
1. Раздаточный материал (документ: “Резолюция Х съезда РКП(б) о замене продразвёрстки продналогом ”; карточки для первичного закрепления пройденного материала).
2. Сравнительная таблица “Социально-экономическая политика Советской республики с 1918- к.20-х гг. ХХ в.”. (“военный коммунизм ” и НЭП).
3.Диск CD “Кирилл и Мефодий”: “История России. ХХ век”, урок № 31: “Советская страна в годы НЭПа ( ч. 1-8).
4..Учебник: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожин Россия и мир. ХХ век. 11 кл. – М.: Дрофа, 2006.
Ход урока
Вступительное слово учителя: После прихода большевиков к власти коренным образом изменилось место России в мировой истории. В результате революции 1917 г. появился новый, уникальный политический строй – советская власть, прикрывавшая диктатуру партии. Правящая партия поставила целью построение невиданного общества – “бестоварного, бесклассового, безгосударственного”.
Как называлась политика большевиков, проводимая ими в условиях гражданской войны? (“военный коммунизм”).
Какова была цель этой политики? (реализация социалистических идей в экономической сфере в условиях гражданской войны).
Объявление темы урока: Тема сегодняшнего урока (учащиеся списывают её в тетради как и план изучения нового материала со слайда учебного диска) особенно актуальна сегодня, т. к. мы живем в условиях широкомасштабных экономических преобразований общества.
Проверка выполнения опережающего задания.
При подготовке к уроку вам было дано задание заполнить левую часть сравнительной таблицы: “Социально-экономическая политика Сов. Республики с 1918 – к. 20-х гг. ХХ в.”: характерные черты “военного коммунизма”. В ходе урока мы вместе заполним правую часть таблицы: “Характерные черты НЭПа”.
К концу урока у учащихся в тетради выполнена таблица №1:
“Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х годов XX века”.
Характерные черты “Военного коммунизма” ( с лета 1918-н 1921 года) | Характерные черты НЭПа ( нач. 1921-кон. 20 годов XX века) |
1.Продразвёрзка (продовольственная диктатура) |
2.Уравнительная оплата труда (трудовая повинность).
3.Прямой продуктообмен, уравнительность в распределении.
4.Полная национализация промышленности.
5.Запрет наёмного труда.
7.Бесплатные коммунальные услуги.
9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности.
3.Отмена трудовой повинности.
4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам.
5.Ведение принципа оплаты по труду.
6.Разрешение наёмного труда.
7.Переход к рыночным отношениям (разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке).
8.Существование нескольких форм собственности.
9.Децентрализация управления отдельными отраслями экономики.
10. “Командные высоты сохранились в руках государства”
11.Монополия внешней торговли.
Основная часть: Учащиеся отвечают в ходе урока на пункты плана темы, анализируя слайды CD диска (урок 31) и параллельно обращаются к тексту учебника параграф №17.
Причины перехода к НЭПу (слайд №1, учебник стр. 116)
— После гражданской войны кризисное состояние хозяйства, финансов, прод.кризис;
— Демобилизация армии (за 1921 г. сократилась на 2,5 милл.человек);
— Деклассирование рабочих (ослабление полит.основы власти пролетариата);
Переход к НЭПу: (слайд№2, учебник стр.117).
— 28 февраля 1921 года – выступление моряков в Кронштадте (требовали пересмотра хозяйственной политики и демократизации советского строя: “Советы без коммунистов!”);
— март 1921 года- Х съезд РКП (б) – решение перейти к НЭПу.
Многоуровневый анализ исторического документа “Резолюция Х съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом”. ( раздаточный материал)
Вопросы к документу (учащиеся отвечают, пользуясь текстом): 1. Для чего вводится налог. 2. Принцип его взимания.3. Способствовало ли это повышению заинтересованности их в труде?.4. Какова позиция автора по данному вопросу? Соотнеси документ и текст учебника. 5. Ваше отношение к позиции автора?
Противоречия НЭПа: Анализ слайда №5 и №6. Запись в тетрадях: Между экономической и политической системой, рассчитанной на использование административно-командных методов управления (государство объявило НЭПманов своими главными врагами) и было главное противоречие.
Результаты НЭПа: слайд №8, учебник стр.118-120. Самостоятельная работа с текстом учебника по группам. Учащиеся составляют сравнительную таблицу “результаты НЭПа”
I группа: положительные.
II группа: отрицательные.
Выступают представители групп. Ответы обобщаются в виде таблицы №2.
Положительные результаты | Отрицательные результаты |
1.Большевики удержались у власти. |
2.Востановлено разрушенное народное хозяйство, превзойдён довоенный уровень ( к 1925 году в сельском хозяйстве. К 1927 году в промышленности).
3. Созданы условия для нового этапа индустриализации.
4.Пробудилась частная инициатива (возродилась рыночная экономика).
5.Национальный доход возрос на 18 % в год; рост промышленной продукции составил 30 % в год.
7.Инвестирование иностранного капитала(концессии).
2. Социальная и имущественная дифференциация крестьянства.
4. “Ножницы цен” мешали наладить прочный товарообмен между городом и деревней.
5. Борьба с инакомыслием: а) 1922 год – “Философский пароход”. б) Уничтожено 200 тыс. священнослужителей.
6. Инфляция второй половины 20-х годов
К концу 1920-х годов НЭП закончил своё существование, и страна продолжила строительство социализма путём большевистской модернизации.
Выводы по теме: Учащимся предлагается сделать самостоятельный вывод о значении НЭПа, исходя из двух точек зрения на переход Советского государства к НЭПу.
1.При переходе к НЭПу некоторые руководители советского государства утверждали, что это станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения Советской власти.
2. НЭП – это особая политика, рассчитанная на значительные сроки, направленная на построение основ социализма.
Предлагается написать эссе по вопросу “Какую из двух точек зрения на НЭП вы считаете более убедительной?”. “Привести не менее трёх фактов положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения”. Это одно из домашних заданий.
Закрепление. Учащиеся заполняют двойные карточки, розданные на каждого ученика. Вносят соответствующие цифры, перечисляя характерные черты “Военного коммунизма” и НЭПа.
1.Продразверстка. 2.Оплата по труду. 3. Продналог. 4. Переход к товарообмену.5.Национализация промышленности. 6. Запрет наёмного труда. 7. Запрет торговли. 8. Отмена трудовой повинности. 9. Уравнительная оплата. 10. Бесплатные коммунальные услуги. 11. Отмена денег. 12. Разрешение государством открыть мелкие частные предприятия.
Домашнее задание. Параграф 17 (стр.116-118); Эссе; Ассоциативные рисунки (творческое задание).
Оценивание работы учащихся: За устные ответы, за работу в тетрадях (таблица №1, таблица №2), за карточки по закреплению материала, эссе, ассоциативные рисунки.
Таким образом, урок построен с целью работы над успешностью каждого ученика.