Что нужно для того, чтобы разработать приложение по заказу такси
Но, вообще-то нет, это не совсем так. Если присмотреться, то простенькое приложение не такое уж простое. А конкурентоспособное приложение – это гораздо большее. Это сложная система, мощный целевой маркетинг и продажный механизм, оснащенная серверной системой, где мобильное приложение является лишь малой частью, которая напрямую взаимодействует с клиентами. И чем проще приложение выглядит на первый взгляд, тем больше вероятность того, что уйма времени была потрачена на то, чтобы оно выглядело подобным образом, увеличивая при создании серверную часть, чтобы компенсировать тем самым простоту плоского дизайна.
Давайте взглянем на наше пассажирское приложение на iOS «Saytaxi». Выглядит довольно-таки просто, не правда ли?
Ниже представлена упрощенная схема пользовательского интерфейса:
Оно все еще кажется вам простым?
И это всего лишь часть пользовательского интерфейса, а представьте себе, что происходит на стадии серверной разработки.
Довольно часто наши потенциальные клиенты утверждают, что они отдают свое предпочтение созданию приложения для бронирования с нуля, и что стоимость такого приложения будет не на много больше, но зато оно будет их собственностью и они сделают его так, как захотят.
Обычно я даже не отговариваю их от этой затеи, так как наверняка знаю, что они в любом случае вернутся, потому, что зайдут в тупик, и вот по каким причинам:
1. Нужно по крайней мере 2 версии Вашего приложения для бронирования
Для двух основных систем – Android и IOS, и конечно, на это уйдет, по меньшей мере, в два раза больше времени и средств.
2. Нужно приложение для водителей
Ну, или какой-то другой способ автоматического распределения заказов для водителей. Даже, подогнав все аппаратные и программные решения, как Вам удобно, существует вероятность неправильной интеграции с приложением для бронирования, которое само по себе:
— ненадежно- дорогое в разработке и обслуживании
— тяжело поддается настройкам
В то время, правильно разработанное приложение для водителей:
— создано для той же системы, что и Ваше приложение для бронирования
— может быть установлено непосредственно самими водителями
— является интуитивно понятным и простым в использовании.
3. Вы должны поддерживать и постоянно обновлять эти приложения
Вы должны внедрять новые возможности, новые способы оплаты, новые способы оповещения клиента, улучшать пользовательский интерфейс, отражать любые изменения во внешних системах (например, Google Maps), и многое другое. На самом деле все эти действия необходимы. Если приложение постоянно не обновляется, то за полгода оно попросту умрет.
Большинство людей не понимают, что приложение – это всего лишь верхушка айсберга, с которой клиент сталкивается непосредственно.
4. Вам нужна серверная система
Как упоминалось ранее, большинство людей даже не понимают, что приложение – это всего лишь верхушка айсберга, с которой клиент сталкивается непосредственно.
Существует целая система, оснащенная несколькими серверами в центрах обработки данных, распределяющими базы данных, постоянно выполняющими ряд процессов с целью оптимизации времени отклика приложения, и выполняющие множество различных действий в зависимости от того, какие инструменты, Вам могут понадобиться. Создать само приложение легко, а вот создать и обслуживать серверные системы на самом деле трудно и дорого.
Кроме того у диспетчерских служб такси уже есть свои IT-системы и тогда встает вопрос интеграции/переноса всего массива данных.
5. «Получаю то, что хочу» – не всегда верная тактика
Вы должны проанализировать массу информации, чтобы выяснить, что работает, а что нет, что следует изменить на каждом шагу Вашего пути, как Вы сможете залатать, возникающие «дыры», а затем постепенно внедрять и реализовывать новые возможности. А потом сделать шаг назад и проверить все еще раз, так как все Ваши «улучшения» могут в действительности сделать только хуже.
Мы проанализировали данные, полученные от тысяч первых клиентов, изучили сотни сообщений обратной связи и прошли через несколько циклов улучшений. И угадайте что? Мы все еще продолжаем делать то же самое. Постоянно, без остановок, даже в планах не имея, что мы должны остановиться в ближайшее время.
6. Да, право собственности остается за клиентом
Но это также означает, что у клиента «сохраняется право собственности» на поддержку системы и также все приложения, это не только дорого, но и отнимает уйму времени, требует определенного опыта и гарантированно доставит много проблем.
Приложения служб такси – это довольно-таки молодое направление, именно поэтому я так тщательно все объясняю. Вам же не стоит объяснять, почему Вы не должны разрабатывать собственную систему учета или собственный сервис электронной почты, не так ли? То же самое должно касаться и приложений по бронированию, но, к сожалению, в данной отрасли еще не пришли к общему пониманию основных направлений.
Поэтому, прежде чем погрузиться в ад разработки, я предлагаю Вам поупражняться и для начала посчитать, сколько же будет стоить разработать лишь ОДНО приложение, а затем оставить свои результаты в комментариях ниже. Давайте сравним.
И еще несколько слов о нас:- Работаем 5 лет в 35 странах мира;- Лидирующие позиции в других странах мира (Франция, Бахрейн, Коста-Рика, Перу)- Whitelabel мобильное приложение под Android/iOS и интеллектуальная диспетчерская система
Архитектура агрегаторов: паттерны веб-сервисов (Часть 1)
Сегодня создано много веб приложений и сервисов, у которых одинаковая цель, но различный подход к исполнению. Так как информация разбросана по сети, пользователям приходится посещать множество аналогичных сервисов для того, чтобы увеличить эффект работы. К примеру, заказчик хочет разместить задачу на тендерной площадке. Для того, чтобы увеличить количество поданных заявок, он тратит время на повторяющуюся работу: создание офера и заполнение данных о проекте — на различных фриланс-биржах. Появляются сайты агрегаторы, которые пытаются решить эту проблему, но их поддержка становится все более затруднительной с появлением новых сервисов тематики агрегатора. Необходимо интегрировать все новые функции, и структуры данных, которые отличаются от сервиса к сервису. К счастью, мы не первые, кто создает и поддерживает подобные вещи: уже существуют паттерны, которые упрощают поддержку таких приложений и позволяют создавать гибкую архитектуру. В этой статье я хотел бы привести пример архитектуры агрегатора, который позволяет объединить тендерные площадки для фрилансеров — такие как Odesk, Freelancer, Elance и другие.
в то время как Odesk отвечает следующим образом:
Для простоты понимания, я решил описать решение каждой из проблем в отдельной статье. В данной статье я покажу, как унифицировать работу с различными сервисами на примере двух популярных фриланс бирж Odesk и Freelancer. Исходный код написан на языке PHP5 с использованием фреймворка Yii.
Создаем интерфейс
Итак, первое, что необходимо сделать — создать интерфейс для того, чтобы скрыть реализацию в каждом конкретном классе и дать возможность вызывать единый набор методов для различных сервисов.
Создаем сервис адаптеры
Далее, для каждого сервиса мы создаем сервис адаптеры (вариация паттерна «Adapter» применительно к веб сервисам), которые будут реализовывать этот интерфейс. Оба класса работают с сервисами через API, но скрывают разницу в реализации вызовов.
Freelancer Service Adapter:
Odesk Service Adapter:
Обратите внимание, что оба класса имплементируют интерфейс ServiceInterface, но реализация метода authorize различна для каждого. Тут необходимо упомянуть также модель ModelCredential, которая хранит данные для авторизации. При Oauth авторизации это token и secret.
Создаем фабрику
В будущем нам необходимо легко добавлять новые сервисы, не изменяя кода существующих классов (Следуем OCP принципу). Для этого воспользуемся паттерном «Factory Method».
Мы также добавили проверку на то, что данный класс реализует ServiceInterface. Для чего здесь используется интерфейс и проверка на его реализацию классами сервисов? В случае, если разработчик ошибется и забудет имплементировать какой либо метод интерфейса, php не даст возможности запустить код в принципе. Это дает нам уверенность в том, что метод реализован. Также это дает понимание, какие конкретно методы необходимы будут системе для работы. По этому поводу поделюсь своей историей.
На одном из проектов, над которым я работал, была поставлена задача имплементировать сервис адаптер для Google+. В проект уже были интегрированы Facebook и Twitter адаптеры. Когда я открыл класс одного из них, я ужаснулся от количества кода внутри. Я не понимал, какие из методов мне необходимо реализовать, для того чтобы сервис заработал, а какие были вторичными. Пришлось сравнивать несколько классов, уточнять у тех разработчиков, которые писали этот код. Это заняло время. Если бы у нас был один интерфейс для таких сервис адаптеров — было бы сразу понятно какие из методов нужно было создать.
Собираем все вместе
Итак, мы подготовили классы сервис-адаптеры и фабрику, которая будет создавать их. Давайте посмотрим как эти части работают вместе:
Данная архитектура позволяет интегрировать новые сервисы более прозрачно и разработчику нет необходимости помнить различия в названиях методов или их вызовах.
В следующей статье я расскажу, что делать с неоднородностью возвращаемых ответов и структур данных.
Блог компании
Рубрики
Как создать агрегатор такси
По данным исследования аналитического центра при Правительстве России, доля агрегаторов на рынке такси составляет 32,8% и с каждым годом только растет. Хотя лет пять назад для вызова такси мы звонили диспетчерам или ловили на дороге “бомбил”. Цены на услуги извоза тогда были завышены, а время ожидания машин невозможно было предугадать. С развитием технологий вызвать такси стало проще, только сделать пару кликов в приложении на смартфоне. Такие онлайн-сервисы называются агрегаторами такси.
Как работают агрегаторы
Большинство агрегаторов работают по одной схеме: подключают к своей программе таксопарки или лицензированных частных водителей, предоставляют приложение для приема заказов и за это взимают с них установленную комиссию.
Таксопарки становятся партнерами агрегаторов и могут не думать над привлечением клиентов и постоянным количеством заказов. Компании отвечают только за водителей, а водители обеспечены постоянным количеством заказов.
Партнеры отмечают ряд преимуществ:
Со временем начинают выявляться недостатки. По отзывам компаний-партнеров, топовые агрегаторы поглощают небольшие службы такси, делая их зависимыми от бренда, без согласования меняют тарифные расценки не в пользу водителей. После таких самовольных действий недовольные таксопарки хотят снова работать на себя, но уже не в состоянии выдержать конкуренцию с топ-компаниями по стоимости поездки. В такой ситуации выходом может стать создание собственного агрегатора под своим брендом.
Как создать собственный агрегатор
Чтобы открыть бизнес такси с собственным брендом, стоит здраво оценить силы, в том числе по части финансов, поскольку бизнес напрямую связан с рисками. Важно учесть востребованность на рынке услуг. Например, агрегаторы такси в эконом-классе будут востребованы в регионах нашей страны, тогда как в Москве таких переизбыток.
Когда решение по открытию бизнеса принято, для организации работы потребуется программное обеспечение. Разработчиками создано много программ, среди которых выделяется Гутакс. В программный комплекс Гутакс входит панель управления программой, приложение для клиентов и для водителей. Предлагается использование уже готовой облачной платформой в аренду или приобретение программы и приложений с исходными кодами в собственность. В программе доступны инструменты для:
Стартап дня: агрегатор такси-сервисов «СравниТакси»
Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.
Сервисы такси почти идентичны: вбил куда-откуда, нажал кнопку, машина приехала, по навигатору доехала до точки назначения, пассажир вышел, деньги с карточки списались.
Как называется компания, не имеет никакого значения, у них даже водители часто одни и те же. Зато цены одинаковых поездок различаются, у каждого приложения свои алгоритмы вычисления коэффициента повышенного спроса, да и базовые тарифы тоже не совсем под копирку.
«СравниТакси» агрегирует крупнейших игроков и показывает пользователю, кто дешевле в данный момент времени на конкретном маршруте. Прямо сейчас, в субботу днем, поездка в офис Mail.Ru Group стоила бы мне 635 рублей в RuTaxi, 759 в Gett, 829 в «Яндексе» и 1170 на Uber – разброс неожиданно большой, да и порядок брендов не интуитивный.
Как в любом маркетплейсе, пользователь волен выбирать и не самый экономный вариант, мало ли какие у него личные предпочтения. Клик открывает нужное приложение, дальше обычно нужно только нажать кнопку ОК, но с кем-то интеграции ещё не доделаны, с ними требуется опять адрес вводить, бывает неудобно.
Деньги «СравниТакси» берет с партнеров, и тут, конечно, риск бизнес-модели: сервисов мало, все клиенты их и так знают, пользы от поездки по самой дешевой цене мало. С другой стороны, у Trivago похожая модель получается, букинги ругаются, но все всё равно платят.
Кроме того, стартап может формировать поток заказов для каршеринга, его проникновение куда меньше, чем у такси, значительная часть клиентов будет новыми и ценными. Сейчас к «СравниТакси» подключена BelkaCar, и она, конечно, в Москве всегда самая дешевая.
Об инвестициях стартап рассказывает противоречиво, но вложений много и не нужно было, приложение простое, маркетинг быстро окупается.
Агрегатор агрегаторов — новый тренд в сфере такси
Когда-то давно, были частные извозчики. Затем, через некоторое время, предприимчивые люди решили открыть таксопарки.
Через некоторое время эволюция продолжилась и появились диспетчерские — службы, которые не имеют собственных автомобилей, а привлекают водителей со своим авто, либо сотрудничают с таксопарками.
Эволюция продолжалась и начали появляться агрегаторы — компании, которые сотрудничают с множеством таксопарков в определенном регионе.
На сегодняшний день существует несколько различных бизнес-моделей.
1. Диспетчерские. Эти ребята не имеют собственные авто, работают исключительно с частниками на собственном авто. Довольно часто с ними работают водители без лицензий.
2. Яндекс.Такси. Работают исключительно с таксопарками, в которых должны быть либо собственные автомобили, либо водители на своих авто, имеющие лицензию.
3. Uber. Работают исключительно через партнеров, которые подключают частных водителей на своем авто.
4. Рутакси. Работают как с диспетчерскими, так и открывают свои офисы и набирают водителей.
5. Такси Максим. А вот эти ребята создают собственную инфраструктуру: в каждом городе открывают свое представительство, к которому подключаются частные водители на своем авто.
И в принципе, данные схемы все имеют право на жизнь: ведь есть люди, которые могут открыть таксопарк и поставить этот бизнес правильно, но при этом они не разбираются в маркетинге и есть люди, которые хорошо разбираются в маркетинге. Да, эти маркетологи могут и таксопарк свой открыть, да им проще привлекать клиентов и отдавать заказы исполнителям.
И вот, новая мода — агрегаторы агрегаторов!
Один из первых сервисов в России — это Taxovik.
Сервис предоставляет информацию по стоимости поездки из точки А в точку Б среди агрегаторов.
Сервис имеет веб-сайт. Правда, на данный момент веб-сайт не столь удобен и информативен, однако, они работают над совершенствованием своего сервиса и в ближайшее время обещают редизайн своего сайта.
А так же мобильное приложение, которое мне понравилось на много больше.
Для желающих, в приложении есть промокоды, дающие скидку на первую поездку Uber и Gett.
Особенное внимание заслуживает тот факт, что сервис считает стоимость поездки довольно точно. К примеру, расчет поездки на Яндекс.Такси очень точный (другие сервисы не тестировал)
Продолжаем подсчитывать.
Gett комфорт, 1059 руб.
Считаем:
Подача: 50 руб.
Время в пути: 45 х 18 = 810 руб.
Итого, 50 + 810 = 860 руб.
Вопрос: почему в приложении указано 1059 руб?
Почему это значение на 19% выше?
Начинаю ковырять приложение дальше.
Вижу самые дешевые цены и пытаюсь заказать такси
Мне сложно как-то прокомментировать эту ситуацию. Версия приложения 1.0 и надеюсь, в ближайшее время выйдет обновление, в котором устранят эти неприятные баги.
Update. Спустя сутки, владелец сервиса Taxovik поведал мне, что это досадный глюк, который обнаружили после выкладки приложения в релиз. Приложение Android у них уже обновлено, а приложение для iOS в данный момент на модерации. Ждем обновленную версию приложения, протестирую и сразу отпишу в статье.
Идею начали активно подхватывать и другие. Например, сервис Taxmeta, на разработку которого потратили 3 млн. руб. и на маркетинг собираются потратить 24 млн. (по информации с пресс-релиза на vc.ru)
Естественно, я решил и этот сервис протестировать, однако, довольно быстро разочаровался. Оказалось, что сервис не правильно считает стоимость поездки Яндекс.Такси (другие службы не проверял).
Стоимость поездки оказалась заниженной на 15% от реального просчета.
Веб сайт Taximeta представляет из себя всего лишь простенький лендинг, без каких-либо функций, с предложением загрузить мобильное приложение.
Основатели сервиса — ребята серьезные, с большими деньгами, которые реально могут влить 24 млн. в развитие сервиса, а вот сам сервис — не айс.
Третий сервис из протестированных мной — Tammi.
Сайт сервиса представляет как и у Taximeta — простой лендинг, с предложением загрузить мобильное приложение.
Немного ввела меня в ступор ситуация, при которой есть только лишь iOS приложение и отсутствие приложения для Android…
Благо, пользуюсь «яблоком», что позволяет мне протестировать их приложение.
Как и в предыдущих случаях, ввожу два адреса в диаметрально противоположных концах Москвы: Лескова 6 — Ореховый бульвар 53 и гляжу на результат
И начинаю смущаться..
Отсутствует Яндекс.Такси. Эмм.. где сервис, доля которого по Москве свыше 50%?
Блин, что-то здесь явно не то. Может действует какой-то повышающий коэффициент на данный момент?
Ладно, приложение Uber и Tammi показывают примерно один результат, можно сказать тест пройден.
Вот только меня смущает весьма высокая стоимость Citi-Mobil. Что-то уж слишком завышенная стоимость поездки. Просчитываю на их сайте и получаю
Хм, интересно. Дороже, чем Яндекс.Такси? Не логично. Где подвох? Смотрю тарифы на сайте.
Считаю: общее время — 45 минут.
0-10 минут = 199 руб.
11-45 мин. = 35 х 15 = 525 руб.
Итого, 199 + 525 = 724 руб.
Что-то не клеится. Считаем по ночному тарифу.
0-10 минут = 199 руб.
11-45 минут = 35 х 17 = 595 руб.
Итого, 199 + 595 руб. = 794 руб.
Тогда, почему на сайте у них 1250 руб?
Может они в выходные дни добавляют плату за расстояние и умалчивают об этом?
Но вернемся к нашему Tammi.
Указана сумма в 1466 руб, которая заметно выше, чем по нашим калькуляторам.
Получается, либо Tammi не правильно считает, либо у Tammi плохие отношения с City-Mobil и они специально завышают стоимость поездки в данном сервисе, создают антирекламу.
Резюме.
1. Сфера пока новая и приложения у всех пока сырые. Правильно считает лишь Taxovik.
2. Мне совершенно не понятна монетизация этих проектов. Я могу понять, когда предоставляют информацию по таксопаркам, поскольку их внутренние тарифы могут заметно различаться и с ними можно договориться о партнерском проценте за каждого предоставленного им клиента, но смысл подавать инфу о ценах Gett и Uber? На сколько я знаю, у них нет партнерских программ и они не платят за привлечение клиентов. Вероятно, суть проектов в том, что есть договоренность с таксопарками/сервисами, у которых самая низкая стоимость такси (следовательно, высока вероятность заказа авто именно у них), но я не заметил, чтобы подобная схема работала корректно у кого-либо.
3. Лично мне сама идея кажется утопической. В подобных сервисах сравнивают сервисы сугубо по цене и данное сравнение не является объективным. К примеру, цена на Uber получается как бы самой низкой, однако, во многих случаях авто, заказанное от Яндекс.Такси, может оказаться дешевле, просто потому что водитель Uber будет толкаться в общей пробке, а водитель Яндекс.Такси, который на желтом авто и с шашечками, проедет пробку по полосе для общественного транспорта, всех обгоняя.
4. Сервисы ориентированы на тех, кто ищет минимальную стоимость авто, однако, клиенты, которые ищут минимальную стоимость авто, как правило — это клиенты, которые ездят на авто очень редко, только в случае крайней необходимости, если не успели в метро или на последний автобус. Те клиенты, которые ездят на такси регулярно, на которых и держится бизнес — они готовы переплачивать 10-15-20% тому сервису, который для них более удобен: подает авто быстро, либо автомобили свежие, не старые ведра с гайками, как в Рутакси, либо по иным причинам.