План урока пасхальной акростихи
Вам нужно быстрое пасхальное мероприятие для ваших учеников? Попробуйте предложить своим ученикам сочинить пасхальную поэму-акростих. Их так легко писать, и они могут быть на любую тему. Уровень оцен
Содержание:
Вам нужно быстрое пасхальное мероприятие для ваших учеников? Попробуйте предложить своим ученикам сочинить пасхальную поэму-акростих. Их так легко писать, и они могут быть на любую тему.
Задачи / цели обучения
Необходимые материалы
Предварительный набор
Обзор плана урока
Каждого ученика просят написать короткое стихотворение-акростих, используя слово, связанное с Пасхой. Они должны создавать фразы и / или предложения, относящиеся к теме, чтобы выполнить задание.
Прямая инструкция
Управляемая практика
Закрытие
Когда они завершат свои стихи, дайте им время проиллюстрировать картинку, а затем поделиться своими стихами вслух со своими одноклассниками.
Независимая практика
В качестве домашнего задания предложите учащимся создать стихотворение акростиха, используя другое слово, связанное с Пасхой. В качестве дополнительной награды или практики они могут создать стихотворение, используя буквы своего имени.
Оценка
Заключительное письменное и домашнее задание будет оцениваться по рубрике, созданной учителем.
Образцы пасхальных стихотворений-акростихов
СЧАСТЛИВОЙ ПАСХИ
ПАСХА
ЯЙЦА
ВЕСНА
Сборник пасхальных стихотворений
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресению запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь».
Христос Воскрес! Скворцы поют,
И, пробудясь, ликуют степи.
В снегах, журча, ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи.
Еще задумчив темный лес,
Не веря счастью пробужденья.
Проснись! Пой песню Воскресенья –
Христос Воскрес!
Христос Воскрес! В любви лучах
Исчезнет скорби мрачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод!
Заветом благостных Небес
Звучит нам песня Воскресенья,
Любви, и счастья, и прощенья,-
Христос Воскрес!
Христос Воскрес! Он, Царь миров,
Царей могучих Повелитель,
Он – весь смиренье, весь – любовь,
За грешный мир святую кровь
Пролил как ангел – искупитель!
Христос Воскрес! Он людям дал
Завет святого всепрощенья,
Он падшим милость даровал
И за святые убежденья
Велел страдать, как сам страдал!
Христос Воскрес! Он возвестил,
Что на земле все люди – братья,
Он мир любовью обновил,
Он на кресте врагов простил,
И нам открыл свои объятья!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Пусть эти радостные звуки,
Как пенье ангелов с небес,
Рассеют злобу, скорби, муки!
Соединим все братски руки,
Обнимем всех! Христос Воскрес!
Христос Воскрес! – всего два слова,
Но благодати сколько в них!
Мы неземным блаженством снова
Озарены в сердцах своих.
Забыты скорби и страданья,
Забыты горе и нужда,
Умолкли стоны и роптанья,
Исчезли зависть и вражда…
Все лица радостью сияют,
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей.
Христос Воскрес.
О миг священный.
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной.
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи…
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи,
Еще темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес.
И радостно друг другу повторяем:
«Христос Воскрес!»
«Воистину Воскрес!»
Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы,
Но некогда весна бессменная придет.
Жив Бог! Жива душа! И царь земной природы,
Воскреснет человек: у Бога мертвых нет!
День наступил, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица…
Пришли взглянуть – гроб опустел.
И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес:
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: «Воскресну!» – и Воскрес!
Гулко звуки колокольные
Улетают в твердь небес
За луга, за степи вольные,
За дремучий темный лес.
Миллиардом звуков радостных
Льет певучая волна…
Вся мгновений дивных, сладостных
Ночь пасхальная полна,
В них, в тех звуках – миг прощенья,
Злобе суетной – конец.
Беспредельного смиренья
И любви златой венец,
В них – молитвы бесконечныя,
Гимнов дивные слова.
В них печаль и слезы вечныя
Смытый кровью Божества.
В них земли восторг таинственный
И святой восторг небес,
В них Бессмертный и Единственный
Бог воистину Воскрес!
Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос Воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос Воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы –
Христос Воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос Воскрес!
Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос Воскрес!
На полях черно и плоско,
Вновь я Божий и ничей!
Завтра Пасха, запах воска,
Запах теплых куличей.
Прежде жизнь моя текла так
Светлой сменой точных дней,
А теперь один остаток
Как-то радостно больней.
Ведь зима, весна и лето,
Пасха, пост и Рождество,
Если сможешь вникнуть в это,
В капле малой – Божество.
Пусть и мелко, пусть и глупо,
Пусть мы волею горды,
Но в глотке грибного супа –
Радость той же череды.
Как украсить пасхальный кулич и написать ХВ, Христос Воскрес
В Великую субботу православные христиане продолжают готовиться к Пасхе. В преддверии праздника приводят в порядок жилище, пекут куличи и красят яйца. Кулич – обрядовый хлеб, который обязательно есть на пасхальном столе. Его украшают различными способами, и в большинстве случаев делают надпись «ХВ», что означает «Христос Воскрес».
Испечь кулич – одно делать, а красиво его украсить – головоломка. Украшая обрядовый хлеб, важно использовать церковную символику. Это и буквы «ХВ», и целая надпись, а также цветы, птички, гнезда, яйца, листочки, кролики. Потратив достаточно времени, проявив фантазию, можно приготовить самые оригинальные куличи.
Как на куличе красиво написать «ХВ», «Христос Воскрес»
В качестве украшений для пасхального кулича в основном используют сахар с красителями. Декорируют верхушку орехами, цукатами, сухофруктами, шоколадом. Многие делают красивую надпись «ХВ» или «Христос Воскрес». Сделать ее можно разными способами:
Шоколадный декор для пасхального кулича
Шоколадом украшают различные кондитерские изделия, в том числе, пасхальные куличи. Он будет хорошо смотреться на контрасте с сахарной пудрой. Чаще покупают молочный шоколад, растапливают на водяной бане и наносят рисунок, буквы «ХВ» или «Христос Воскрес», узоры с помощью кондитерского мешка. Можно сделать корзинку.
Необходимо из кальки или пергаментной бумаги вырезать полоску 4 см шириной и длиной, как окружность кулича. Сделать рисунок – узор, полоски, сеточку. Затем набрать в кондитерский мешок растопленный на водяной бане шоколад, и нанести его на узоры по шаблону. Работу надо выполнять быстро, поскольку шоколад застывает.
Когда масса схватиться, но не высохнет полностью, бумагой надо обмотать кулич, поставить в холодильник на 1 час, а потом снять полоску.
Если полоска снимается плохо, то, перед тем, как наносить шоколад, надо ее смазать маслом.
Украшения для кулича на Пасху из теста
Для пасхального кулича уместными будут украшения из теста. Например, те самые буквы «ХВ» или же кресты. Также можно вылепить косичку, спираль, цветы, листочки, лепесточки.
Способ 1. Когда тесто в форме подойдет, вырезаем украшения из теста и прикрепляем к верхушке. «Клеем» служит белок. Смазываем яйцом, взбитым со сливочным маслом. Когда кулич будет готовым и еще горячим, можно полить сиропом.
Способ 2. Можно отдельно испечь кулич и украшения. Декор прикреплять белком. Источник
Стихотворения о Пасхе
Подборка стихов о Пасхе, Светлом Христовом Воскресении
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Как поэтически осмыслить главный православный праздник – Воскресение Христово? В стихотворениях русских поэтов пасхальная тема звучит очень часто, и эти строки – настоящее поэтическое откровение, искренний диалог с Богом. Для вас мы собрали несколько стихотворных шедевров, посвященных Пасхе.
Сергей Бехтеев (1879–1954)
Воскресенье
Христос воскресе, сестры-братья.
Прошла печаль и скорбь поста,
Раскроем жаркие объятья,
Сомкнем горячие уста.
Сегодня праздник Воскресенья,
Сегодня благовест гласит
О дне великом всепрощенья,
Забвенья горя и обид.
Ликует лес, поля и долы,
Весенней негою дыша,
И слышит тайные глаголы
Благоговейная душа.
И эта радость Воскресенья
Звучит и в рокоте ручья,
И в каждом шорохе растенья,
И в каждой трели соловья.
Иван Бунин (1870–1953)
Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
Сергей Городецкий (1884–1967)
У Гроба Воскресшего Господа
Солнце плыло из-за утренней зари,
Мироносицы ко гробу тихо шли.
Скорбь овеяла их облаком седым:
Кто у входа камень тяжкий сдвинет им?
Ароматы держат в трепетных руках.
Выплывает солнце в медленных лучах,
Озаряет солнце темный, низкий вход.
Камня нет. Отвален камень. Ангел ждет,
Ангел белый над гробницей Божьей встал,
Мироносицам испуганным сказал:
– Не ищите Иисуса: Он воскрес,
Он на Небе и опять сойдет с Небес.
Тихий ужас, сладкий трепет и восторг
Вестник чуда из сердец всех жен исторг.
Лобызают ткани светлые пелен.
Солнце встало. В небе светлый, вечный звон…
К. Р. (Константин Романов, великий князь) (1858–1915)
Хвала Воскресшему
***
Тебе, Воскресшему, благодаренье!
Минула ночь, и новая заря
Да знаменует миру обновленье,
В сердцах людей любовию горя.
Александр Солодовников (1893–1974)
На Пасхе
Хоть он теперь не богомолен,
Наш заблудившийся народ,
И звон умолкших колоколен
Его к молитве не зовет,
Но голос сердца изначальный
В его душе еще звучит,
И в светлый день первопасхальный
«Христос воскресе» говорит.
Тогда, покорный древним силам,
В распах кладбищенских ворот
Идет народ к родным могилам,
Идет, идет, идет, идет.
И на могилах теплит свечи,
И крошит хлеб, и кормит птиц,
И молится, и чает встречи
С заветным сонмом милых лиц.
Тот голос сердца не задушишь!
Его ничем не истребить!
И каждый, кто имеет уши,
Достоин веровать и жить.
Константин Бальмонт
Благовест
Я ждал его с понятным нетерпеньем,
Восторг святой в душе своей храня,
И сквозь гармонию молитвенного пенья
Он громом неба всколыхнул меня.
Издревле благовест над Русскою землею
Пророка голосом о небе нам вещал;
Так солнца луч весеннею порою
К расцвету путь природе освещал.
К тебе, о Боже, к Твоему престолу,
Где правда, Истина светлее наших слов,
Я путь держу по Твоему глаголу,
Что слышу я сквозь звон колоколов.
Николай Гнедич
У Бога мертвых нет
Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы,
Но некогда весна бессменная придет.
Жив Бог! Жива душа! И царь земной природы,
Воскреснет человек: у Бога мертвых нет!
Константин Случевский
Воскрес!
Яков Полонский (1819–1898)
Пасхальные вести
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи…
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи…
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз…
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На Кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем…
Поднялись – морями стали реки,
И в горах поднялся первый гром.
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Аполлон Майков (1821–1897)
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Алексей Плещеев (1825–1893)
Христос воскрес!
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола!
Немолчно в Божьих храмах
Поют: «Христос воскрес!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес.
Сергей Есенин (1895-1925)
Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою,
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Михаил Кузмин (1872-1936)
Пасха
На полях черно и плоско,
Вновь я Божий и ничей!
Завтра Пасха, запах воска,
Запах теплых куличей.
Прежде жизнь моя текла так
Светлой сменой точных дней,
А теперь один остаток
Как-то радостно больней.
Ведь зима, весна и лето,
Пасха, пост и Рождество,
Если сможешь вникнуть в это,
В капле малой – Божество.
Пусть и мелко, пусть и глупо,
Пусть мы волею горды,
Но в глотке грибного супа –
Радость той же череды.
Будут трепетны и зорки
Бегать пары по росе
И на Красной, Красной горке
Обвенчаются, как все.
Пироги на именины,
Дети, солнце… мирно жить,
Чтобы в доски домовины
Тело милое сложить.
В этой жизни Божья ласка
Словно вышивка видна,
А теперь ты, Пасха, Пасха,
Нам осталася одна.
Уж ее не позабудешь,
Как умом ты не мудри.
Сердце теплое остудишь –
Разогреют звонари.
И поют, светлы, не строги:
Дили-бом, дили-бом бом!
Ты запутался в дороге,
Так вернись в родимый дом.
Федор Тютчев
День Православного Востока
День Православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,
Своею дальнею волною
И ту долину захватя,
Где бьется с немощию злою
Мое родимое дитя, –
Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачебство лишь пьет она.
О, дай болящей исцеленья,
Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово Воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней.
Алексей Толстой
Утешенье
Тот, Кто с вечною любовью
Воздавал за зло добром,
Избиен, покрытый кровью,
Венчан терновым венцом,
Всех с Собой страданьем сближенных
В жизни долею обиженных,
Угнетенных и униженных
Осенил Своим крестом.
Вы, чьи лучшие стремленья
Даром гибнут под ярмом,
Верьте, други, в избавленье,
К Божью свету мы грядем.
Вы, кручиною согбенные,
Вы, цепями удрученные,
Вы, Христу, сопогребенные,
Совоскреснете с Христом.
Инна Кабыш
А женщине чего бояться?
Она не царь и не народ.
Ей Пасхи ждать и красить яйца
и не загадывать вперед.
Где страх уста мужчине свяжет,
где соблазнит мужчину бес,
там женщина придет и скажет
Тиберию: «Христос воскрес!»
СпасиБо за прекрасную подборку стихотворений!
Исправьте пожалуйста, в тексте «К. Р. (Константин Романов, великий князь) (1858–1915)
Хвала Воскресшему»
«Да смолкнут вСякая печаль. »
«вСякая», а не «вЯкая»
Очень круто спасибо вам
Чтоб радость наша стала полной,
И вера крепкою была,
Под купола, в глухую полночь,
Святая Церковь созвала.
Как мироносицы к пещере
Спешил на празднество народ,
С благоговейным ощущеньем
Объединился в Крестный ход.
В священный миг, в часы ночные,
Раскрылись Царские Врата!
Благоуханием Святыни
Дохнуло в нас со алтаря!
На смену песне поминальной,
Запел торжественно хорал.
Сменилась радостью Пасхальной
Благочестивая печаль!
Спасён от власти душегуба
Прельщенный сотворенный мир!
Теперь идёт не просто служба,
А огненный веселый пир!
До стен Небесного Чертога
Святая Пасха возросла!
Переполняя всех восторгом,
Гудят, гудят колокола!
И даже солнце веселится,
Пылая радужным огнем,
Цветными красками струится
Во всем сиянии своём!
Душа трепещет и ликует,
Звенит победно благовест,
И православные целуют
Животворящий Божий Крест!
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Техника написания акростиха
Введение.
В работе исследуется несколько проблем, связанных с акростихом. В ней семь глав. В первой главе дан пример анализа акростиха, не как образец, а как первый опыт подобного анализа. Во второй главе рассмотрен вопрос классификации акростихов, причём предлагаемая классификация не является традиционной. В следующих трёх главах уже даны конкретные методики, сопровождаемые примерами. В шестой главе рассмотрена проблема количества акростихов, которые можно написать на одно и то же слово. Наконец, в последней, седьмой, предлагается новая акроформа.
Глава 1. Анализ стихотворения Н.С.Гумилёва «Акростих» (1911).
Николай Гумилёв в своём акростихе «Анна Ахматова» показал некоторые интересные черты характера и жизни.
«Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьёв прозрачных,
Небесный див тебя принёс,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад. Там пилигрим
Хранит завет любви неясной,
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов».
1911
Гумилёв был достаточно религиозен, хотя его мировоззрение во многом отходило от ортодоксальных взглядов. У него была идея о том, что за жизнь в человека вселяется много душ с их новыми душевными качествами. Ясно, что Гумилёв не мог ожидать православной души. Поэтому напоминание о лукавом духе в завуалированной форме, том, чей взор полон «отравы» и «обманов», никак не может подразумевать вполне православного к нему отношения (тем более вследствие слов «. пилигрим//хранит завет любви неясной»). Более того, это распространяется в его психологии и на всю грядущую жизнь. Ясно тогда, что слово «пилигрим» в стихотворении не означает увлечения монастырской жизнью. Гумилёв здесь упоминает его только, чтоб показать обратное.
Так как акростих адресован Анне Ахматовой, и она к тому времени уже была его женой, следует предположить, что Гумилёв был в этот момент в отъезде. Весь текст акростиха в целостности рождает тот образ, который поэт не только видит в своём сознании, но и желает передать. Таким образом является образ, близкий в той или иной степени и Гумилёву, и Ахматовой. Так как и Гумилёв, и Ахматова являются к тому времени оба акмеистами, то вполне вероятно утверждать, что Гумилёв рассчитывал на положительную реакцию Ахматовой. Значит, в то время отношения Гумилёва и Ахматовой были хорошими. Тем более в момент самого написания стиха. Тогда слова «А розы душны, розы красны» являются скорее не метафорой, а просто образом. Может быть, впрочем, что Гумилёв выразил этим, чем место ему не нравится. Ведь таких черт меньше, чем таких, какие ему нравились.
Итак, стихотворение относится к концу 1911 года (хотя более точная его дата мне неизвестна), когда, начиная с осени, Гумилёв утверждается в акмеистическом направлении.
Данный акростих Гумилёва подчёркивает его неправославную позицию и свидетельствует о неравнодушном отношении Николая Гумилёва к любви во время написания акростиха.
Глава 2. Новая классификация акростихов. Проблема рифмовки и количества строк в акростихе.
Авторская классификации по системе рифмовки: рифмически завершённые, т.е. такие в которых каждая рифма имеет свою пару; рифмически незавершённые, т.е. такие, в которых не каждая рифма имеет свою пару; рифмически перенасыщенные, т.е. такие, в которых есть рифма, повторяющаяся больше двух раз; наконец, акробелый стих.
Чаще всего к стихотворениям первого типа относятся такие акростихи, которые имеют делящееся на четыре количество строк. Или хотя бы просто чётное. В случае нечётного числа строк акростих может относиться к рифмически перенасыщенным, рифмически незавершённым акростихам либо к акробелому стиху. Последний, конечно, может быть при любом количестве строк.
Из всех вышеназванных типов сам автор советует избегать рифмически незавершённых акростихов, так как последние оставляют сильное ощущение недосказанности. Либо ровно три незавершённые рифмы можно расположить в конце. В данном случае автор имеет в виду семистишия из четырёх срифмованных строк и трёх белых. Это ещё достаточно красиво.
Вот пример подобной рифмовки (в этой главе даны примеры только из акростихов автора)
Семицветный венок, где листы разноцветны,
Естество их одно, но различен окрас,
Дни проходят осмысленно, но незаметно,
Много сотен седмиц—и пришёл смертный час.
Имя ниже—неделя, оно пусть напомнит
Центр наших исканий—от смерти восстанье,
«Аллилуия» пение в Царстве Христовом.
Дадим теперь примеры остальных типов акростиха по новой классификации.
Рифмически завершённый акростих.
Ликуют снова христиане,
Источник жизни обретая,
Творится ныне в каждом храме
Устав, где агнца заклают..
Рубиновые капли крови
Грехи и страсти все врачуют,
И вот душа выходит новой;
Явился Бог—и все ликуют!
Рифмически перенасыщенный акростих.
Свет, только свет—вот цель одна
Часов томительных и трудных.
Адамов грех сковал нас, блудных,
Спасителем любовь дана,
Творенью рай несёт она,
Знак мягкий средь скорбей, гонений.
Едино счастье у творенья!
Исцелённые прокажённые
Сеть врага не все миновать смогли:
Целых девять ведь, да из тех же мест
Естеству Христа не воздали честь;
Лучший был один из других земель:
Еле он достиг благодетеля,
Ноги опустил, славя Господа.
И сказал Христос: что же девять те,
Если лишь один благодарен был?
Глава 3. Проблема ввода редких букв в акростих.
Прежде, чем начать главу, автор указывает на общий способ вводить любую букву—через обозначение, которое она имеет в алфавите, поставив вокруг неё кавычки. Но лучше такой способ не практиковать. В главе будут рассмотрены более интересные способы. При написании этой главы автор опирался на работу И.Чудасова «от акростиха к акроконструкции».
Буква «Ь» вводится тремя путями: словами «Знак мягкий»; словом, начинающимся на две или более букв «акростируемого» слова (иногда даже это слово целиком совпадает со словом ключа); введением мягкого знака в середине одной из строк так называемого «акромесостиха». Приведём примеры (из творчества автора этой статьи).
Счастье
Свет, только свет—вот цель одна
Часов сомнительных и трудных,
Адамов грех сковал нас, блудных,
Спасителем любовь дана,
Творенью рай несёт она,
Знак мягкий средь скорбей, гонений.
Едино счастье у творенья!
12 февраля 2013
Её звучание и мне
Красивый храм напоминает,
Тень скорби сердце покидает:
Я в церкви, значит, не в огне!
Стекло прозрачно, осени печаль
Покорному поэту быть в печали
Велит; раскрылась перед взором даль,
Больное сердце в созерцанье впало.
Процентов девяносто, всё равно
Смотреть и завтра буду я в окно.
26 сентября 2014
Ввод остальных редких будет объяснён без примеров.
Буква «Ы» вводится тремя способами, включая два, совпадающие с двумя последними способами введения буквы «Ь» и третий способ—через слова марийского языка.
Буква «Й» может быть введена тремя способами: через несколько редких русских слов, через месостих и через слова марийского языка (а может, и других; например, автор предлагает слова «yes» и «yellow»).
Букву «Ъ» можно ввести двумя основными способами: через месостих и словами «знак твёрдый». Есть ещё уникальный пример зеркального написания дореволюционного слова в начале строки (фемъ—ъмеф).
Как Вы уже, наверное, заметили, метод ввода редких букв через месостих универсальный.
Глава 4. Композиция акростиха.
Традиционный акростих, написанный на одно-два слова, краток по форме, поэтому в нём обычно бывает только две композиционные части, реже—три. Поскольку число строк в таком акростихе может являться любое число от 3 до 20-30, то среди этих чисел могут встретиться и числа простые. Такие слова не поддаются делению на равные части. Следовательно, в этом случае стоит позаботиться о том, чтобы часть, в которой сказано самое главное, была выражена как можно более сильно, и, желательно, большим количеством строк.
Если касаться менее традиционных форм, первое замечание про традиционный акростих к ним может и не относиться. А второй комментарий вполне относится.
В заключение главы скажем, что, чем сложнее акроформа, тем более важно, чтобы стихи, написанные с использованием такой акроформы, были ясны по содержанию.
Глава 5. Аллитерация в акростихе.
В этой главе будет рассмотрена специальная методика введения аллитерации в акростихе.
Можно проводить аллитерацию в определённых строках акростиха именно на те буквы, на которые они начинаются. Можно проводить аллитерацию в строке, предваряющей строку, начинающейся на данную букву, на ту же букву. Можно, наконец, провести аллитерацию в строке, следующей за строкой, начинающейся на данную букву, на ту же букву. Приведём пример из творчества автора, в котором применены сразу две различные аллитерации.
Разумной твари мир откроет,
Алмазов, золота дороже взор,
Законы мира мысль освоить
Уму явится, словно метеор,
Мечтателям не дав побыть в покое.
26 сентября 2014
Глава 6. Проблема существования предела для количества акростихов, написанных на одно и то же слово, и написание двух и более акростихов на одно и то же слово.
Чисто теоретически, когда мы пишем акростих, мы почти всегда так или иначе пишем определение слова, являющегося ключом этого акростиха. Но ещё надо учитывать, что определение, во-первых, стихотворное, во-вторых, ограниченное по форме, в-третьих, вольное. Исключение из этого правила—это акростих-посвящение. Ясно, что данный вид стиха не определяет явно лица, к которому обращён, и потому одному и тому же лицу можно написать сколько угодно посвящений. В остальных же случаях формально акростихов на данное слово можно написать в некоторое количество раз меньше, чем число его определений (если учитывать всё вышесказанное).
На практике же акростих редко определяет слово в точности. Чаще это наблюдение дедуктивного характера либо же аналогия. Поэтому общий ответ на поставленный вопрос звучит так: столько, сколько существует систем смысловых связей слова-ключа и объектов, к которым оно относится. Ясно, что этот ответ является чистым фактом существования и не даёт конкретных методик для создания подобных акростихов-повторений.
Однако нетрудно понять, что достаточно подумать, к каким областям жизни применимо слово, какие у него могут быть определения, также есть ли в нём редкие буквы, чтобы написать несколько акростихов на одно и то же слово.
Глава 7. Акростишный венок—новая форма в поэзии.
Форму под названием «акростишный венок» автор придумал сам.
Сначала задаётся акростих-ключ. Затем на каждую букву акростиха-ключа придумывается слово, на которое пишется свой акростих. При этом тематика этих акростихов должна соответствовать акростиху-ключу.
Пример (специально короткий, причём в начале дана композиционная схема—для ясности).
ВЕРА->ВОЛЯ; ЕДИНСТВО; РОДИНА; АЛМАЗ.
1
Вера без воли не может явиться,
Очень усердно о воле молитесь,
Лучше совета я дать не могу,
Ясно одно: мы не верим врагу!
Естество в нас так сходно, но мы во вражде,
Далеко нам до Божьей любви;
Иссушила нас страсть, вера гаснет везде,
Надо веру нам восстановить.
Сердце жаждет любви, но не может достичь,
Так попросим же Бога её!
Воскреси нас и милость Свою возвеличь,
Одари нас, дав Царство Своё!
3
Рожденье в мир—в стране рожденье,
Отдай всю жизнь за свой народ;
Делами совершай боренье,
И Бог тогда тебя спасёт!
Нас, русских, погубить хотят,
А мы—Господни, нам—не в ад!
4
Алмаз, в большом сокрытый поле
Легко ли грешнику найти?
Молитву станешь поневоле,
Адам, у Господа просить.
Зато блаженна с верой доля!
20-е числа сентября 2014
В работе было рассмотрено несколько проблем, связанных с написанием акростиха и дано около десятка примеров, поясняющих текст. В перспективе методики, данные в этой работе, можно объединять между собой. Это даст колоссальный эффект.