Как написать жалобу в прокуратуру на бездействие полиции?
Основной целью полиции является оперативное реагирование на нарушение прав граждан. Однако поведение сотрудников органов внутренних дел зачастую не только не соответствует нашим ожиданиям, но и нарушает закон. Чтобы защитить свои права, в данном случае можно написать заявление в прокуратуру на полицию.
В статье расскажем:
Когда можно жаловаться в прокуратуру на ОВД?
Основанием для обращения в прокуратуру с заявлением о противоправных действиях органов внутренних дел может служить любое нарушение со стороны сотрудников полиции. Возможность обжалования действий сотрудника полиции прямо предусмотрена статьей 53 ФЗ «О полиции». Тем не менее жаловаться прокурору имеет смысл только после обращения во все доступные инстанции в рамках органов МВД. В противном случае прокуратура все равно перенаправит жалобу в полицию. Поэтому обращению прокурору должны предшествовать следующие этапы:
Если все предшествующие действия не дали результата, можно обращаться к прокурору по месту жительства.
Какие нарушения со стороны сотрудников полиции рассматривает прокуратура?
Прокуратура занимается общим контролем за соблюдением законодательства и обязана рассматривать все обращения граждан о нарушенных правах. Поэтому в данный надзорный орган можно обращаться в случае, если сотрудниками ОВД были нарушены права заявителя, вне зависимости от степени тяжести нарушения.
Сотрудники полиции обязаны действовать в соответствии с законом. Нормативную базу, регулирующую права и обязанности полицейских, составляют:
Наиболее распространенными случаями несоблюдения полицейскими законодательства являются:
Как писать жалобу в прокуратуру?
Хотя установленной законом формы заявления в прокуратуру на бездействие ОВД не существует, и его можно составлять в свободной форме, определенные законодательные требования к его содержанию все же имеются. При их несоблюдении жалоба прокурором не рассматривается и возвращается заявителю. Так, в соответствии с «Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), обращение прокурору должно содержать:
Далее пишется название документа (к примеру, «Жалоба на бездействие сотрудников полиции»), после которого излагается суть жалобы. В конце в обязательном порядке ставятся подпись заявителя и текущая дата. При необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства.
Также, в заявлении не могут содержаться нецензурная брань, оскорбления и угрозы, в противном случае прокурор оставит обращение без рассмотрения.
Другие требования
Кроме законодательных требований существуют и некоторые «неписанные» правила, вытекающие из делового этикета и сложившейся практики обращений в прокуратуру. Соблюдение данных правил поможет значительно повысить вероятность восстановления справедливости действиями прокуратуры.
Так, при написании жалобы в прокуратуру на полицию лучше придерживаться делового стиля письма, лаконично излагать суть обращения и не придавать ему эмоциональную окраску. Все обстоятельства нужно описывать в хронологическом порядке, указывая:
Кроме того, в обращении лучше ссылаться на нормы закона, которые были нарушены сотрудниками полиции. Прокуратура реагирует именно на нарушение законодательства, а жалоба должна носить конкретный характер.
Документы прилагаемые к жалобе
К заявлению в прокуратуру о бездействии полиции необходимо приложить все документы, имеющие отношение к предмету жалобы и упомянутые в заявлении. Набор документов зависит от конкретного обращения, однако с наибольшей долей вероятности нужно будет приложить следующие документы:
Следуя вышеуказанным правилам, можно составить жалобу на полицейского в прокуратуру, на основании которой будет проведена прокурорская проверка. Если же с составлением документа возникают трудности, можно воспользоваться нашим образцом жалобы в прокуратуру на бездействие полиции.
Порядок рассмотрения жалобы
Заявление следует подавать в районную прокуратуру по месту нахождения отделения полиции, на которое подается жалоба.
Жалобы на действия (бездействия) следователей и дознавателей рассматриваются в ускоренном порядке в срок до 10 дней (статья 124 УПК РФ). В течение этого времени проводится прокурорская проверка, включающая изучение материалов дела, проверку документов и т.д.
Если обращение не связано с действиями следователя или дознавателя, оно будет рассматриваться в общем порядке, т.е., согласно п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, в течение 30 дней со дня их регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявителю направляется мотивированный ответ по существу заявления.
В случае, если заявитель не согласен с принятым по жалобе решением, он может обжаловать его вышестоящему прокурору.
Заключение эксперта
Прокурор разберется: как подать жалобу в прокуратуру?
Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.
Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.
На кого и за что можно пожаловаться?
Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:
Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.
Требования к составлению жалобы
Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):
По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:
Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.
Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?
Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):
То есть, принципиальных отличий всего 2:
Можно ли направить жалобу анонимно?
Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.
Как подать жалобу в прокуратуру?
Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:
Порядок и сроки рассмотрения
В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:
Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.
Когда жалоба остается без ответа?
По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:
Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.
Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.
Обращение в прокуратуру
Прежде, чем направить обращение, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»)
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение, в органах прокуратуры регулируются:
К обращению могут быть приложены необходимые документы и материалы в электронной форме.
Общий объем прикрепленных файлов не должен превышать 15 Мб.
Допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, docx, rtf, xls, xlsx, pps, ppt, pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv, sig.
Обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации
Просим Вас руководствоваться установленными требованиями:
Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.
Если в заявлении не указаны фамилия или адрес гражданина ответ на обращение не дается (ст. 11 Закона № 59-ФЗ, п. 2.8. Инструкции);
Обращение должно быть изложено на русском языке с разбивкой текста на предложения
К обращению заявитель вправе приложить необходимые документы и материалы в электронной форме. Общий объем прикрепленных файлов не должен превышать 15 Мб;
Допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, docx, rtf, xls, xlsx, pps, ppt, pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv, sig;
Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при изложении заявителем сути жалобы.
Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и возможность привлечения к установленной законом ответственности в этой сфере общественных отношений. В случае указания в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с заявителя (ст. 16 Закона № 59-ФЗ).
Продолжить без авторизации
Если Вы не принимаете настоящие правила, Вы не сможете воспользоваться сервисом подачи обращения в электронном виде сообщения.
Перед подачей обращения рекомендуем Вам пройти процедуру авторизации.
Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и возможность привлечения к установленной законом ответственности в этой сфере общественных отношений. В случае указания в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с заявителя (ст. 16 Федерального закона № 59-ФЗ).
Обращения граждан, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, а также подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля с одновременным уведомлением заявителя (п.п. 3.2., 3.4., 3.5. Инструкции).
Справочную информацию по обращениям, направленным в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Вы можете получить по тел.: 8 (800) 250-79-78, 8 (495) 987-56-56.
В целях оперативного разрешения поставленных вопросов и эффективного принятия мер прокурорского реагирования, исходя из компетенции соответствующих прокуроров, а также во избежание увеличения сроков рассмотрения обращений (с учетом пересылки по компетенции либо подведомственности) рекомендуем адресовать жалобу непосредственно на сайт соответствующей прокуратуры либо соответствующего федерального органа (из приведенного ниже списка), в случаях:
Обращение в орган прокуратуры:
Вернуться в раздел «Обращения»
Справочную информацию по обращениям, направленным в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Вы можете получить по тел.: 8 (800) 250-79-78, 8 (495) 987-56-56
Образец жалобы в прокуратуру на бездействие следствия в порядке ст. 124 УПК РФ
Прокурору Промышленного района г. Самары
Бобровскому Вячеславу Николаевичу
Адрес: 443016, г. Самара, ул. Средне-Садовая, д. 72
рег. № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области
Адрес для корреспонденции: 443080, г. Самара, проспект Карла Маркса,
д. 192, оф. 619, тел. 8-917-151-82-72
В интересах ООО “НАЗВАНИЕ1”
(в порядке статьи 124 УПК РФ)
В производстве следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Промышленного района СУ Управления МВД России по городу Самаре, находилось уголовное дело № НОМЕР1 по факту завладения мошенническим путем автомобилем марки “INFINITI Q70” г/н НОМЕР2, стоимостью 3 124 125 рублей, принадлежащим ООО “НАЗВАНИЕ1”. Ущерб причинен ООО “НАЗВАНИЕ1” в лице законного представителя ФИО1 на сумму 3 124 125 рублей, что является особо крупным размером.
На основании ордера НОМЕР3 от 03.07.2019 г., доверенности от 15.07.2019 г. я представляю интересы ООО “НАЗВАНИЕ1” по данному уголовному делу.
Основания для применения мер прокурорского реагирования и контроля по материалу следующие:
1) Бездействие (действие) должностных лиц следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Промышленного района СУ Управления МВД России по городу Самаре, выразившееся в неисполнении своих процессуальных полномочий в соответствии с уголовно-процессуальным законом РФ.
— По результатам расследования указанного уголовного дела должностными лицами органа предварительного следствия неоднократно принимались процессуальные решения о приостановлении производства по делу на основании п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ, в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого (обвиняемого) по делу.
С вынесенными постановлениями я не согласен, считаю их незаконными и необоснованными. Так как основанием для приостановления служит неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого (обвиняемого) по делу, хотя органу предварительного расследования достоверно известно, что автомобиль брал в аренду ФИО2, после чего автомобиль пропал как и сам арендатор, что подтверждается показаниями потерпевшего ФИО1 Также следствию из допроса потерпевшего ФИО1 известно, что ранее до ФИО2 с автомобилем пытался произвести мошеннические действия ФИО3 Все лица проходящие по делу установлены.
Пункт 4 ст. 7 УПК РФ требует, чтобы постановления были законными, обоснованными и мотивированными. В определении от 25.01.2005 № 42-О Конституционный Суд РФ признал, что ст. 7 УПК РФ в ее конституционно-правовом истолковании не допускает отказа дознавателя, следователя, прокурора, а также суда от исследования и оценки всех приводимых в заявлении, ходатайстве или жалобе доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные основания, по которым эти доводы отвергаются.
— На протяжении практически пяти лет по данному уголовному делу не предпринимаются достаточных и эффективных мер, направленных на активизацию производства необходимых следственных действий, которые могли бы привести к скорейшему завершению предварительного расследования и принятию законного и обоснованного решения.
Пункт 2 ст. 21 УПК РФ требует от следователя в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
— В настоящее время уведомления о приостановление или продления уголовного дела № НОМЕР1 в адрес адвокатского бюро и потерпевшего не поступало, что происходит по уголовному делу заявителю и представителю заявителя не известно.
Органом предварительного следствия полностью игнорируются положения ч.8 ст.162, ст. 209 УПК РФ, согласно которым: 1) следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия; 2) приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения.
— Также потерпевшему ФИО1 известно о том, что несколько свидетелей прямо указывают на ФИО3, как на человека, который после пропажи машины передал ее для перегона в другой город. Лица, которые совершили мошеннические действия с автомобилем марки “INFINITI Q70” г/н НОМЕР2 регион, стоимостью 3 124 125 рублей, известны следствию и их причастность отражена в допросах свидетелей.
На основании вышеизложенного, до настоящего времени лицам причастным к совершению преступления ФИО2, ФИО3 не предъявлено обвинение (заочно) в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, указанные лица не объявлены в розыск.
Таким образом, бездействие (действие) должностных лиц следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Промышленного района СУ Управления МВД России по городу Самаре по неисполнению своих процессуальных полномочий в соответствии с уголовно-процессуальным законом РФ влечет нарушение законных прав и интересов потерпевшего.
2) Волокита допущенная по уголовному делу № НОМЕР1.
Расследование данного уголовного дела началось 24.08.2015 года, практически пять лет назад.
В течение длительного срока предварительное следствие по уголовному делу не завершается, что свидетельствует о допущенной волоките и непринятии законных решений, что является грубым нарушением требований ст. 6.1 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 16 УПК РФ,
Адвокат __________________________ А.П. Антонов
Порядок обжалования действий сотрудников полиции
Гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению в правоохранительные органы решение или на действия (бездействие) сотрудника полиции в связи с рассмотрением обращения в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Если в обращении усматриваются признаки неправомерных действий (бездействия) сотрудников органов внутренних дел, служебная проверка в отношении них продолжается в рамках ведомственных нормативных правовых актов.
Гражданин в праве подать заявление в суд о возмещении убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения.
Руководитель органа внутренних дел несет персональную ответственность за организацию работы по приему граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством срок. В случае необходимости он обеспечивает рассмотрение обращения с выездом на место.
Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в орган внутренних дел или к должностному лицу с критикой деятельности указанного подразделения или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересом других лиц.
Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»
ПРАВИЛА
Подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Действие настоящих Правил распространяется на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3. Жалоба должна содержать:
а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего;
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
4. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
5. Прием жалоб в письменной форме осуществляется органами, предоставляющими государственные услуги, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
7. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
8. Жалоба рассматривается органом, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федеральных государственных служащих. В случае если обжалуются решения руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
При отсутствии вышестоящего органа жалоба подается непосредственно руководителю органа, предоставляющего государственную услугу, и рассматривается им в соответствии с настоящими Правилами.
9. В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с настоящими Правилами органом, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
11. Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
а) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
б) нарушение срока предоставления государственной услуги;
в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ж) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
12. В органах, предоставляющих государственные услуги, определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
а) прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями настоящих Правил;
б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
13. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
14. Органы, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:
а) оснащение мест приема жалоб;
б) информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на их официальных сайтах, на Едином портале;
в) консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
г) заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи заявителям результатов рассмотрения жалоб;
д) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
15. Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, уполномоченным на ее рассмотрение.
В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
16. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение органа.
При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
17. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.
18. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
г) основания для принятия решения по жалобе;
д) принятое по жалобе решение;
ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
19. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа, предоставляющего государственные услуги.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
20. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящих Правил в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
21. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.