Жалоба в трудовую инспекцию
Случаи, когда работники обращаются с жалобами в трудовую инспекцию по тем или иным проблемам, связанным с работой, встречаются не так уж и редко. Закон практически всегда на стороне сотрудников, чьи права были ущемлены работодателем.
В каких случаях нужно писать жалобу
Причин для написания заявлений в трудовую инспекцию множество.
Куда и когда подавать жалобу
Документ пишется на адрес местной территориальной трудовой инспекции (ее отделения действуют во всех крупных городах и населенных пунктах).
Срок для подачи жалобы составляет три месяца со дня наступления трудового спора.
После этого, жалоба к рассмотрению принята не будет и у работника останется один путь – для восстановления справедливости подать на компанию в суд.
Следует отметить, что жалобу можно подавать как в период работы на предприятии, так и после увольнения.
Сколько времени отводится для рассмотрения жалобы
Законодатель четко регулирует период рассмотрения таких заявлений. В большинстве случае он не превышает тридцати дней, но иногда по каким-либо причинам (обоснованным) может быть продлен, но также на срок не более одного месяца.
Можно ли писать жалобу в инспекцию анонимно
Трудовая инспекция – государственный орган, который призван разбирать сложные ситуации, сложившиеся в отношениях между работником и работодателем, поэтому как любая другая госструктура она не принимает анонимные жалобы.
Для сохранения конфиденциальности, в жалобу можно прямо внести пункт с просьбой о том, чтобы информация о жалобщике не дошла до работодателя.
Кроме того, в нем нужно указать контактные данные заявителя, его адрес и телефон для обратной связи.
По закону, специалисты трудовой инспекции должны принять необходимые меря для урегулирования конфликта и по результатам разбирательства направить ответ составителю жалобы.
Каких результатов ждать
Написание жалобы не гарантирует того что она будет удовлетворена в полном объеме, возможно частичное удовлетворение, или вовсе отказ, но в любом случае решение должно быть вынесено строго в соответствии с действующим законодательством РФ. В процессе рассмотрения жалобы юристы трудовой инспекции (а именно эти специалисты принимают прямое участие в расследовании трудовых споров) обратятся к работодателю с требованием предоставить им всю необходимую информацию для разбирательства. Затем, при выявлении нарушений в какой-либо части, работодателю будет выдано требование об их устранении, а также наложены штрафные санкции.
Если заявитель не будет согласен с решением территориальной трудовой инспекции, он имеет право обжаловать его в вышестоящем органе (например, написав заявление главному инспектору по труду РФ) или же в судебном порядке.
Правила составления документа
Законодательно установленного унифицированного образца жалобы нет, так что работник может писать ее в произвольной форме. Однако при этом необходимо придерживаться некоторых стандартов написания подобного рода документов, а именно:
Если с составлением жалобы возникают проблемы, можно обратиться за помощью к независимому юристу (но это услуга платная), или же воспользоваться консультацией сотрудника трудовой инспекции.
При составлении заявления нужно ссылаться на нарушенные нормы закона (желательно указывать конкретные статьи), а также внести к него список прилагаемых документов.
К написанию жалобы следует относиться крайне внимательно, поскольку она имеет статус юридически значимого документа и в дальнейшем может послужить при обращении в судебную инстанцию.
Все сведения изложенные в ней должны быть достоверными, допускать ошибки, а уж тем более включать в документ заведомо ложные сведения нельзя. В противном случае при выявлении таких фактов работник может понести заслуженное наказание (к примеру, за клевету).
Как оформлять жалобу
Вне зависимости от того, какой вариант будет выбран, нужно
Составлять жалобу лучше в двух экземплярах, оба нужно визировать у принимающего специалиста, а затем один передавать в инспекцию, а второй оставлять себе.
Образец жалобы в трудовую инспекцию
Как отправить жалобу
Документ можно передать лично из рук в руки специалисту трудовой инспекции, а можно переправить через Почту России. В этом случае жалобу нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении, правда, не надо забывать о том, что данный способ довольно затратный по времени. На сегодняшний день получил распространение и третий путь: направление жалобы через электронные средства связи.
Как подать жалобу в трудовую инспекцию
Как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя:
Когда обращение в трудовую инспекцию правомерно
На какие нарушения надо жаловаться
Подача жалобы при личном посещении ГИТ
На сайте Роструда найдите адреса Гострудинспекций вашего региона. Подготовьте 2 экземпляра заявления. На одном из них инспектор поставит отметку о приеме и вернет вам. Можете приложить к заявлению документы, доказывающие факт нарушения.
Если вы живете в отдаленном месте или другие обстоятельства не дают обратиться в ГИТ лично, вам поможет почта. В этом случае придется написать жалобу в трудовую инспекцию на работодателя с уведомлением о вручении и описью вложения, если письмо содержит дополнительные документы.
Куда подавать онлайн
Самый быстрый способ — это жалоба в трудовую инспекцию онлайн на сайтах Роструда, Онлайнинспекция.рф.
1. Роструд — официальный сайт федеральной службы по труду и занятости. Здесь вы сможете написать жалобу двумя способами. На главной странице вы увидите активное окно — направить обращение. При нажатии на него вы попадете на форму, которую надо заполнить. Затем выбираете на домашнем ПК написанный заранее текст, прикрепляете его и дополнительные документы, если есть. Выбираете способ получения ответа, заполняете персональные данные и отправляете обращение.
2. Второй способ предполагает обращение в ГИТ через сервис Онлайнинспекция.рф. На главной странице портала выбирайте окно «Работнику». Система сама подскажет, как подать жалобу на официальном сайте трудовой инспекции, и перенаправит вас на выбор проблемы. Это либо навигатор с пошаговой инструкцией, либо возможность сразу отправить заявление о нарушении законодательства о труде.
3. Сайт Онлайнинспекция.рф позволит вам не только отправить жалобу на работодателя. Здесь размещены памятки, разъясняющие требования ТК, есть возможность записаться на прием к инспектору, узнать наиболее частые нарушения и их решения.
Жалоба в трудовую инспекцию
Лучший способ наказать работодателя при нарушении трудовых прав — жалоба в трудовую инспекцию. Трудовой инспектор обладает полномочиями привлечь работодателя к административной ответственности. Вопросы восстановления на работе он не решит. Работник в данном случае должен идти в суд с иском о восстановлении на работе. Но сама жалоба и ответ на нее часто являются хорошим доказательством при рассмотрении трудовых споров.
Куда лучше жаловаться на работодателя
Как правило, работники обращаются с жалобами на работодателя в 3 инстанции:
В суд следует обращаться, когда работник хочет получить конкретный материальный результат. По решению суда или судебному приказу работник взыщет деньги. Можно отменить приказ или восстановиться на работе.
Прокуратура реагирует на серьезные нарушения законодательства, когда имеются основания для возбуждения уголовного дела или происходит массовое нарушение прав. В остальных случаях прокуратура рекомендует обратиться в суд или написать жалобу в трудовую инспекцию (могут сами передать туда поступившую жалобу).
Жаловаться в трудовую инспекцию имеет смысл, когда есть желание привлечь работодателя к административной ответственности. Чтобы этот орган выдал предписание или назначит штраф. Еще одним из преимуществ обращения в инспекцию труда является возможность конфиденциальной проверки сведений. То есть работодателю не будет сообщено, кто из работников на него жаловался.
Как написать жалобу в трудовую инспекцию
Специальных требований к составлению жалобы нет. Мы рекомендуем обязательно указать следующие сведения:
Имейте в виду, что если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ на обращение не дается. Анонимные жалобы трудовая инспекция не рассматривает.
Подача жалобы в трудовую инспекцию
Подать жалобу можно лично или по почте заказным письмом с уведомлением. В первом случае сотрудник инспекции труда, принявший жалобу, обязан поставить число и подпись на втором экземпляре, который останется у заявителя. Если жалоба отправлена по почте, у заявителя будет уведомление о дате доставки жалобы в инспекцию труда. В случае необходимости в подтверждение своих доводов приложите к жалобе документы и материалы (либо их копии).
Жалобу можно подать в форме электронного документа. Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Работник вправе просить проведения конфиденциальной проверки. Это означает, что при проведении проверки работодателю не сообщат имя работника-подателя жалобы. В таком случае работник может избежать преследования со стороны работодателя
Особенностью обращения в трудовую инспекцию является то, что закон не устанавливает сроки для обращения. В то время как иск в суд работник может подать только в ограниченные сроки. Если работник пропустил срок обращения в суд и не восстановил его, то единственным вариантом останется составление жалобы в трудовую инспекцию.
Анонимная жалоба в трудовую инспекцию
При подаче жалобу в трудовую инспекцию на действия работодателя работники часто не хотят, чтобы руководство узнало об их обращении, не оказывало на них давления и не принуждало к увольнению. Одним из выходов из этой ситуации работники видят в подаче анонимной жалобы в трудовую инспекцию. Однако анонимные жалобы в трудовой инспекцией не рассматриваются. Это правило содержит статья 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ. И этой статьей будет руководствоваться государственный инспектор в этой ситуации.
Выходом из этой ситуации является подача жалобы с просьбой провести конфиденциальную проверку. Обязанность инспектора соблюдать в тайне личные данные обратившегося работника устанавливает статья 358 Трудового кодекса РФ.
Рассмотрение жалобы на действия работодателя в инспекции
Письменное обращение подлежит регистрации в течение трех дней с момента поступления в инспекцию труда.
Жалобы рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. При необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом заявитель должен быть поставлен в известность о продлении сроков рассмотрения жалобы.
На основании жалобы государственная инспекция труда обязана провести проверку. Во время проверки инспектор устанавливает факты нарушения трудовых прав работника, указанные в жалобе, либо их отсутствие. В полномочия государственного инспектора входит непосредственный осмотр и истребование копий документов от работодателя. Он может прибыть на место исполнения трудовых обязанностей и лично убедиться в имеющихся нарушениях. По результатам проверки составляется акт. При подтверждении фактов нарушения трудовых прав руководителю организации-работодателя выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Например, так может быть решен вопрос по заявлению о выдаче документов, связанных с работой.
Заявителю дается мотивированный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов. В нем инспектор укажет, какие факты нарушений подтвердились в ходе рассмотрения жалобы и проведения проверки. А также опишет результат: какие меры реагирования приняты к работодателю. Инспекция может выдать предписание, возбудить дело об административном правонарушении. Также работнику разъяснят порядок дальнейших действий для восстановления нарушенных прав или оспариваемых интересов (если в соответствии с полномочиями государственной инспекции труда разрешить поставленные в жалобе вопросы не представилось возможным).
Документы, которые будут собраны при проведении проверки, а также ответ инспектора по труду можно будет использовать в качестве письменных доказательств при подаче искового заявления в суд.
Гражданин, права которого нарушены действиями (бездействием) трудового инспектора, вправе обратиться в суд с административным иском, обжаловав его действия.
Образец жалобы в трудовую инспекцию
Жалоба в трудовую инспекцию
Я состою (состоял) в трудовых отношениях _________ (указать наименование работодателя и его адрес) с «___»_________ ____ г. Руководителем организации является _________ (указать наименование должности и ФИО руководителя, его телефоны). В данной организации я работаю (работал) в качестве ______ (должность) по трудовому договору № _____ от «__» _____ ____ г.
Работодателем допущены следующие нарушения моих трудовых прав: _________ (подробно перечислить допущенные нарушения, указать когда и что произошло, как действовал при этом работодатель, о чем возник трудовой спор).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 127, 140, 236, 365-360, 419 Трудового кодекса РФ,
Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии их у работника):
Дата подачи жалобы «___»_________ ____ г. Подпись _______
Скачать образец жалобы:
Жалоба в трудовую инспекцию (общий образец)
Жалоба в трудовую инспекцию по заработной плате
Жалоба в трудовую инспекцию после увольнения
Жалоба в трудовую инспекцию коллективная
Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!
Санкт-Петербург: +7 (812) 935-52-63
Нарушения работодателей, которые не прощает трудовая инспекция
С 1 июля 2018 года все плановые проверки ГИТ проходят с применением проверочных листов. Если вы увидели свою компанию в плане проверок на очередной год, то сразу начинайте к ней готовиться. Но большая часть проверок — внеплановые. И для их проведения есть свои специфические основания.
Каждая компания должна знать о том, что существуют плановые и внеплановые проверки. Их главное отличие — в основаниях. Для плановой проверки таким основанием является план, который согласуется с прокуратурой и ежегодно публикуется на сайте ГИТ соответствующего субъекта.
Плановая проверка должна ограничиваться вопросами из проверочных листов. Начинается проверка с распоряжения о проверке, в котором указано, кого к вам направляют, и вы можете сравнить написанное с удостоверением, которое предъявляется уже на месте. В распоряжении также указываются номера проверочных листов.
Более подробно вы можете ознакомиться:
Если вас интересуют проверки не только инспекции по труду, но и МВД, Роспотребнадзора, то лучше смотреть сразу сводный план проверок на сайте Генпрокуратуры.
Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев
О чем вам обязательно нужно знать:
Задача бизнеса — проводить профилактические мероприятия в плане соблюдения законодательства, чтобы не попасть в категорию работодателей с высоким и значительным риском.
Если деятельность компании или ИП отнесли к категории низкого риска, то плановые проверки у них не проводятся.
Но работодатель может повлиять на то, к какой категории риска его отнесут — все зависит от того, какого рода нарушения у него выявляются в ходе проверки.
Основания для внеплановых проверок ГИТ
Большая часть проверок — это все же внеплановые проверки. И на их проведение есть разные основания — все они перечислены в ст. 360 ТК РФ.
Как правило, информация, которая служит основанием для внеплановых проверок, поступает не только от работников, чьи права нарушаются. На компанию или ИП могут жаловаться другие инспекционные органы — например, ФНС. Вопросы могут вызвать нулевые значения по спецоценке. ФНС с этой информацией сделать ничего не может, но зато она вправе передать ее ГИТ. В свою очередь Пенсионный фонд обязан сигнализировать ГИТ о нарушениях в передаче сведений о трудовой деятельности.
Конечно, работодателю важно не только узнать о самой внеплановой проверке, но и понять, что послужило основанием для ее проведения.
О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить работодателя заранее. И сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала. Но также есть региональные сайты ГИТ, где в начале месяца публикуется информация о старте проверок. Поэтому полезно периодически мониторить такие ресурсы.
Есть только несколько оснований для проведения внеплановой проверки без уведомления:
Основание № 1. Известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Чем интересен новый регламент Роструда
В 2019 году появился новый административный регламент Роструда от 13.06.2019 № 160, в котором объясняется, что означает вред жизни и здоровью в понимании ГИТ.
Ранее под этим понимали исключительно нарушение правил охраны труда. Но впервые в п. 91 Приказа Роструда РФ от 13.06.2019 № 160 прописано, что это понятие включает:
Основание № 2. Зявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).
Какие нарушения допускают работодатели
Остановимся на наиболее распространенных нарушениях, которые не останутся без внимания инспекторов.
1. Вы не соблюдаете перечень документов, которые требуются при приеме на работу.
Перечень документов, обязательных для приема на работу, обозначен в ст. 65 ТК РФ. Работодатели часто совершают большую ошибку, когда оформляют на работу человека еще до того, как он предоставляет весь комплект необходимых документов.
В результате возникают два серьезных риска:
Работать с такими рисками нужно только на предупреждение.
Чтобы не допускать нарушений при приеме на работу, нужно в правилах внутреннего трудового распорядка компании обратить внимание на раздел «Прием на работу». Важно, чтобы в перечне документов, которые вы запрашиваете у соискателя, не оказалось тех, которые не предусмотрены законодательством. Так, например, нельзя просить ИНН работника, свидетельство о рождении ребенка.
2. Вы забываете о том, что работника нужно ознакомить с локальными нормативными актами.
В данном случае речь идет о локальных нормативных актах, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. С ними, согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ, сотрудник должен ознакомиться до подписания трудового договора.
Электронный формат ознакомления пока предусмотрен только для дистанционных работников. С 5 мая 2020 года такой формат также могут применять компании, которые участвуют в пилотном проекте по внедрению электронного кадрового документооборота. Все остальные работодатели должны знакомить сотрудников с документами под роспись.
Реализовать это требование можно разными способами. Наиболее приемлемый — с помощью листов ознакомлений под текстом локального нормативного акта.
Евгения Конюхова, эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, советует в начале листов ознакомлений предусмотреть такую преамбулу: «До подписания трудового договора с ознакомлен. ФИО, дата, подпись».
Возможен и другой вариант ознакомления — когда работник ставит роспись в отдельном листе ознакомлений в журналах ознакомлений.
Некоторые работодатели предпочитают брать заявление от работников, в нем перечисляются все акты, с которыми он ознакомился.
Электронные трудовые книжки, штатное расписание, учет личных дел сотрудников, кадровая отчетность, списочная и среднесписочная численность и другие возможности в одной программе.
3. Вы не прописываете в договоре трудовую функцию.
Инспекторы часто просят, чтобы в трудовом договоре была указана не просто должность, профессия, специальность, но и конкретный вид поручаемой работы.
Есть два варианта, как это можно сделать:
4. Вы неправильно прописываете в трудовом договоре оплату труда.
Если в компании безналичный способ выплаты заработной платы, то об этом обязательно нужно упомянуть в трудовом договоре. При этом важно упомянуть о том, что выплаты осуществляются в кредитную организацию, указанную в заявлении работника. А вот привязку к зарплатному проекту в трудовом договоре лучше не делать.
В трудовом договоре важно сделать акцент на то, что деньги переводятся в ту кредитную организацию, которая указана в заявлении работника. Это необходимо для соблюдения ст. 136 ТК РФ, которая запрещает «зарплатное рабство». Ведь с недавних пор компанию могут оштрафовать за то, что она отнимают у работника право выбрать другую кредитную организацию для перевода зарплаты.
5. В документах вы не вносите ясность в вопрос о тарифных ставках, размерах окладов.
Если для работников предусмотрены надбавки, то они прежде всего должны быть хорошо прописаны в локальных нормативных актах, как того требует ст. 135 ТК РФ.
В трудовом договоре достаточно обозначить название этих выплат: премия по итогам работ, доплата за работу в ночное время и т.д.
6. Вы используете один шаблон документов для всех сотрудников, забывая об особенных категориях.
В частности, есть такие категории работников, как водитель, экспедиторы, курьеры, у которых разъездной характер работы. Эту деталь часто забывают указывать в документах.
7. Вы забываете о том, что содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора.
Часто в ст. 65 ТК РФ работодатели игнорируют два важных требования:
8. Вы не затрагиваете вопрос индексации заработной платы.
Коммерческие организации производят индексацию зарплаты в порядке, установленном локальным нормативным актом, соглашением, коллективным договором.
Однако соглашения, коллективного договора может не быть. При этом должен быть любой локальный нормативный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение по индексации и т.д.). В этом акте вам нужно самостоятельно ответить на ряд вопросов: какова периодичность индексации в вашей компании, какой размер индексации, какая часть заработной платы будет индексироваться.
9. Вы путаетесь в сроках выплаты заработной платы.
Прежде всего вы должны установить сроки выплаты. Конкретная дата выплаты зарплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
10. Вы перечисляете зарплату не в те дни, в которые нужно.
Если у вас безналичный способ выплаты, деньги нужно перечислять строго в те дни, которые указаны как дни выплаты зарплаты. Исключение, согласно ст. 136 ТК РФ, может быть только одно — когда день выплат совпадает с выходным или праздничным нерабочим днем. Тогда выплаты производятся накануне этого дня.
Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Куда обратиться с жалобой на работодателя?
Куда обратиться с жалобой на работодателя — частый вопрос, возникающий у сотрудников организаций, в отношении которых допускаются нарушения требований трудового законодательства. Перечень инстанций, уполномоченных контролировать соблюдение норм права, рассмотрим в предложенной статье.
Кому и куда пожаловаться на работодателя: способы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ
Вопрос о том, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, возникает у работников достаточно часто, и законодательство предусматривает значительное количество надзорных инстанций, которые имеют право проводить проверки соблюдения требований трудового законодательства. Перечень способов, при помощи которых гражданин может защитить свои трудовые права, перечислен в ст. 352 ТК РФ.
Как подать жалобу в профсоюз
В соответствии со ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы, а также уполномоченные ими представители (инспекторы) вправе производить проверку условий труда, охраны труда, а также фактов нарушения трудового законодательства со стороны руководства организации.
Важно помнить, что работник может обратиться как в организацию, действующую непосредственно в пределах его компании, так и в территориальное или отраслевое объединение профсоюзных ячеек. Как профсоюзные работники, так и инспекторы, направляемые отраслевыми либо территориальными объединениями, обладают правом беспрепятственного прохода на территорию деятельности компании в целях проведения контроля за соблюдением прав работающих.
По результатам проверок обращений граждан либо контрольных мероприятий профсоюз направляет в администрацию организации требования по устранению выявленных нарушений. Соответственно, администрация обязана принять необходимые меры, а также в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения и проделанной работе по ликвидации нарушений.
При этом в случае бездействия руководства компании профсоюзные работники вправе самостоятельно обращаться в государственные органы или суды, а также иными способами защищать членов своих организаций.
Следует помнить, что ст. 370 ТК РФ не определяет способы подачи жалобы в профсоюз, поэтому при наличии такой необходимости можно как обратиться лично к соответствующему профсоюзному работнику, так и направить свою жалобу по почте. Срок рассмотрения жалобы определяется уставом каждой конкретной организации и не может превышать одного месяца.
Как обратиться в комиссию по рассмотрению трудовых споров
Обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС) — еще один способ защитить свои права сотруднику компании. Согласно требованиям ст. 384 ТК РФ такая комиссия может быть образована по инициативе как администрации, так и трудящихся. При этом администрация не вправе уклониться от делегирования в комиссию своих представителей.
КТС образуется на основе равного участия представителей администрации и работающих, которые делегируются общим собранием работников. В ходе работы комиссии избирается ее председатель, заместитель и секретарь. Решения комиссии оформляются письменно в форме протокола.
Согласно ст. 385 ТК РФ комиссия уполномочена рассматривать споры между администрацией и работниками, которые не были разрешены путем самостоятельных переговоров сторон. При этом работник может обратиться в КТС в течение 3 месяцев с момента нарушения его прав.
Поданное заявление должно быть рассмотрено комиссией в течение 10 дней. При этом согласно ст. 387 ТК РФ жалоба рассматривается в присутствии работника. Также комиссия вправе пригласить представителя администрации, свидетелей, экспертов, затребовать необходимые документы и материалы у администрации.
По итогам рассмотрения жалобы комиссия тайным голосованием принимает решение. После принятия решения у сторон спора имеется 10 дней на его обжалование в судебном порядке. Если оно не обжаловано, то должно быть исполнено администрацией в течение 3 дней.
В том случае, если виновная сторона затягивает с исполнением решения, работник согласно ст. 389 ТК РФ может получить специальный документ — удостоверение, которое может быть отнесено судебным исполнителям для принудительного исполнения решения КТС.
Как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя, можно ли подать жалобу онлайн
Самый частый ответ практиков на вопрос о том, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, — в Государственную инспекцию труда. ГИТ в силу положений ст. 354 ТК РФ является единым и специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением именно трудового законодательства.
Статья 357 ТК РФ наделяет инспекторов данной службы широкими полномочиями. В частности, инспекторы вправе:
Основным способом реализации полномочий по надзору за соблюдением администрациями организаций норм трудового права является проведение документарных и выездных проверок конкретных компаний. Одним из оснований для проведения проверки является жалоба в трудовую инспекцию на работодателя.
Порядок подачи и рассмотрения жалоб
Нормы ТК РФ не определяют специальных особенностей подачи обращений в инспекцию. В связи с чем практикам в этом вопросе следует руководствоваться положениями закона «О порядке…» от 2.05.2006 № 59-ФЗ. Согласно ст. 8 закона № 59 жалоба должна быть подана письменно в соответствующее территориальное подразделение инспекции. В течение 3 дней жалоба подлежит обязательной регистрации, после чего гражданину должен быть дан ответ по существу поставленных вопросов в месячный срок.
Второй способ обращения в инспекцию, согласно ст. 13 закона № 59, — в ходе личного приема граждан руководством либо уполномоченными сотрудникам инспекции. График личного приема указывается на сайте подразделения инспекции.
В рамках личного приема устная жалоба регистрируется в карточке регистрации обращений. Соответственно, ответ на жалобу может быть дан по желанию заявителя устно либо письменно. Также в ходе личного приема может быть принято и письменное обращение, которое будет рассматриваться в указанные выше сроки.
Еще один способ обращения в инспекцию — онлайн-жалоба в трудовую инспекцию на работодателя. Данная жалоба подается посредством заполнения электронного формуляра на сайте инспекции. При необходимости приложить какие-либо документы они также направляются в электронной форме.
Ответ на онлайн-обращение может быть получен либо в традиционной письменной форме, либо путем отправки электронного документа на указанный пользователем адрес. Порядок рассмотрения электронных жалоб аналогичен порядку рассмотрения письменных обращений.
Жалоба в прокуратуру
На вопрос о том, куда подать жалобу на работодателя, отвечают также нормы закона «О прокуратуре…» от 17.01.1992 № 2202-I. Проводить проверки соблюдения требований законодательства вправе также прокурорские работники в соответствии со ст. 21 закона № 2202-I. Основанием для проведения проверки в организациях является информация, поступившая в органы прокуратуры (в том числе содержащаяся в жалобах граждан), о нарушениях законодательства о труде.
Статья 22 закона № 2202-I определяет полномочия прокурорского работника при проведении проверки. В частности, прокурор вправе:
По результатам проверок организаций при выявлении нарушений прокурор выносит представление, требования которого должны быть исполнены в течение одного месяца. О результатах принятых мер прокурору, согласно ст. 24 закона № 2201-I, должно быть сообщено в письменной форме.
Что касается процедуры подачи жалобы в прокуратуру на работодателя, то она аналогична обращению в трудовую инспекцию и регулируется ст. 8 и 13 закона № 59.
Обращение в суд
Один из самых частых ответов практиков на вопрос о том, куда можно пожаловаться на работодателя, — в суд. Компетенция судебных органов по рассмотрению жалоб на администрацию организации определена в ст. 391 ТК РФ. Соответственно, в суде могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения органов и должностных лиц, которые ранее рассматривали жалобы работника (КТС, трудовых инспекторов и т. д.).
Кроме того, в ч. 2 ст. 391 ТК РФ содержится перечень вопросов, которые могут быть разрешены только судом. К ним относятся:
Сроки и порядок обращения в суд
Согласно требованиям ст. 392 ТК РФ обратиться в суд с жалобой на администрацию организации следует в течение 3 месяцев с момента, когда работник узнал о нарушении своих прав. При этом для разрешения споров об увольнении установлен еще более короткий срок — 1 месяц.
Рассматривать трудовые споры в силу требований ст. 24 ГПК РФ полномочен районный (городской) суд.
Обращение в суд производится при помощи подачи искового заявления. Требования к нему и прилагаемым документам перечислены в ст. 131 и 132 ГПК РФ. Следует также помнить, что в силу положений ст. 393 ТК РФ работнику нет необходимости уплачивать пошлину за обращение в суд, а также прочие судебные расходы.
Как пожаловаться в налоговую на работодателя
В отличие от всех перечисленных выше инстанций, налоговая инспекция обладает специальной компетенцией в отношении организаций и ИП. Согласно п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС наделена полномочиями по контролю за полнотой и правильностью начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Соответственно, ФНС не уполномочена рассматривать собственно трудовые споры.
Поэтому обращаться в ФНС имеет смысл только тогда, когда незаконные действия администрации организации связаны с налоговыми нарушениями, которые могут затрагивать интересы работника в части выплаты НДФЛ или страховых взносов либо касаться иных налогов, не связанных с трудовой деятельностью (налога на прибыль, НДС, акцизов и т. д.).
ВАЖНО! Следует помнить, что основная форма контроля со стороны ФНС — это проведение документарных и выездных проверок, регламентируемых гл. 14 НК РФ. Обращение в налоговую инспекцию осуществляется также в соответствии с требованиями ст. 8 и 13 закона № 59.
Можно ли пожаловаться анонимно
Поскольку подача жалобы может повлечь впоследствии негативное отношение администрации организации к сотруднику, то вопрос о том, куда можно пожаловаться на работодателя анонимно, имеет принципиальное значение для последнего. При решении данного вопроса следует помнить о положениях ст. 7 закона № 59, которая определяет требования к жалобе.
Так, в жалобе требуется указать следующие данные о заявителе:
В случае если в обращении не обозначены сведения о заявителе, то должностное лицо, принявшее жалобу, должно руководствоваться правилами ч. 1 ст. 11 закона № 59. Данные правила, в свою очередь, предписывают не отвечать на анонимное обращение.
Так что ответа на вопрос о том, куда пожаловаться на работодателя анонимно, нет, поскольку госорганы с анонимными обращениями не работают. В то же время на практике вопрос о принятии мер по анонимной жалобе будет решаться в каждом случае индивидуально, исходя из фактических обстоятельств дела.
При этом следует помнить, что если в обращении указаны факты, которые позволяют установить, что администрацией организации совершено или готовится к совершению противоправное деяние, то принявший такое обращение сотрудник обязан направить его по подведомственности для принятия необходимых мер.
Итоги
Подводя итоги, отметим, что действующее законодательство достаточно четко отвечает на вопрос о том, кому пожаловаться на работодателя, определяя список инстанций и порядок обращения к ним с жалобами на администрацию организации. Предложенная же читателям статья позволит оперативно определить, куда и каким способом лучше всего обращаться по конкретному вопросу.