Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 1. Человек – общество – государство
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Общество – это совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Государство – это основной политический институт общества, осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.
Общество – это совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными производственными отношениями.
Обществознание, как учебный предмет, учит на основе знаний формировать собственное отношение к людям и их взаимоотношениям, к природе и государству в целом.
Обществознание включает знания из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика.
Знания, полученные в результате изучения обществознания, помогут вам найти своё место в мире, увидеть возможности реализации своих способностей.
1) Познавательная – это познание и понимание общественной деятельности, формирование представления о развитии общества.
2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.
3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.
В этом году в рамках курса обществознания вы узнаете, чем именно человек отличается от животного, что такое наследственность и индивидуальность, кого называют личностью и в чем заключаются основные потребности человека. Также узнаете, что называют деятельностью, каким бывает труд, все об образовании, самооценке и самосознании, о межличностных отношениях и их особенностях, о роли чувств в отношениях между людьми, о социальных группах, лидерах и многое другое.
Давайте познакомимся с ключевыми понятиями, с которыми вам предстоит встретиться.
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Первые люди появились около 2,5 млн. лет назад, с тех пор человек не перестает совершенствоваться как внутренне, так и внешне. Изучением человека занимается множество наук. Условно их можно разделить на прикладные и теоретические. Отличие прикладных наук в том, что открытия и исследования в таких науках имеют прямую ориентацию на практику. Примеры прикладных наук: генетика, социология, селекция.
Человек может развиваться полноценно только, живя в обществе. Значит следующее понятие, без которого изучение предмета обществознание невозможно, это «общество».
Вы непосредственно являетесь членами разных обществ: например, одноклассников, учеников определенной школы, жителей одного квартала, города, страны и т.д.
Любое общество обладает следующими признаками:
Выделяют следующие функции общества:
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Все мы, живущие в нашей стране, являемся гражданами своего государства.
Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.
Каждое государство обладает такими признаками, как территория, суверенитет (независимость), население, органы управления, право, правоохранительные органы, армия, система налогов.
Какие же функции исполняет государство или проще говоря для чего оно так необходимо обществу?
Во-первых, это налаживание жизни внутри общества (например, строительство дорог, развитие образования, медицины, поддержание порядка во всех областях жизнедеятельности).
Во-вторых, это внешние функции, к которым относятся оборона страны, налаживание экономических и культурных связей с другими государствами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Установите соответствие между функциями обществознания.
1) Разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.
2) Формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
3) Разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.
А. Методологическая функция. Б. Практическая функция. В. Образовательная функция.
Методологическая функция обществознания заключается в разработке общих подходов и методов изучения общественных явлений.
Практическая функция обществознания заключается в разработке принципов и способов деятельности людей в обществе.
Образовательная функция обществознания отвечает за формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы узнать какое самое маленькое государство в мире.
Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
1. Регламентирующая функция общества означает установление правил поведения людей в обществе.
2. Производственная функция общества отвечает за воспроизведение рода.
Конспект по обществознанию на тему»Человек в группе» 6 класс
Тема урока: Человек в группе
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1. Осознать, что общество необходимо человеку.
2. Получить представление о группах составляющих общество.
3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.
I. Постановка темы урока его целей и задач.
II. Изучение нового материала
3.Правила и нормы жизни в обществе.
III. Закрепление изученного.
— Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса
Вопрос к классу : Как называется наш предмет?
Вопрос к классу : Что означает название?
Знания об обществе.
Вопрос к классу : Чем это знание может помочь вам в жизни?
Поможет общаться и т. д.
Вопрос к классу : Какую общую тему мы изучали на прошлых уроках?
Как изучение отдельно взятого подростка поможет в изучении общества?
Я (мы) часть общества.
— На сегодняшнем уроке мы соединим изучение этих понятий ( общество и человек).
Сегодняшнюю тему попробуйте сформулировать самостоятельно.
На доске ряд иллюстраций ( люди по одиночке и группы людей). Предлагаю выйти желающему ученику и прошу его сгруппировать иллюстрации, как он считает нужным.
Прошу другого ученика прокомментировать выбор одноклассника.
— Итак, у нас две группы иллюстраций, исходя из их расположения, попробуйте дать название темы нашего урока.
Анализируем предлагаемые варианты и формулируем тему.
— Вопрос к классу Ребята, а к какой группе иллюстраций вы хотели бы отнести себя?
(вероятнее к обществу)
( весело, интересно, вместе общаться и т.д.)
— Давайте вы попробуете дать определение «Общество».
Пример учителя: новорожденный без общения никогда не станет нормально развитым человеком.
— Давайте сделаем вывод.
— Вопрос к классу Для взрослых общество так же необходимо. Как вы думаете почему?
-Только в обществе человек может проявить себя, показать, на что он способен.
— Возвращаемся к определению общества, делаю акцент на группы.
Группы, составляющие общество очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей. Количество групп намного превышает количество людей составляющих общество.
— Вопрос к классу Попробуйте объяснить почему?
Человек может быть участником разных групп одновременно- семья, группа друзей, рабочий коллектив и т.д =Как видите,групп много.Поэтому группы делятся на: большие и малые.
К большим относятся
К малым относятся (учащиеся называют)
— Но во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.
Приведите примеры (в семье, в классе ит. д.).
Ребята, а для чего нужны эти правила в группах? Для того что бы ответить на этот вопрос предлагаю вам сделать задание.
Каждая колонка обсуждает и записывает правила и нормы поведения в гостях (1-я колонка), в кинотеатре ( 2-я колонка), в школе ( 3-я колонка) 5 минут.
— Представитель от каждой колонки озвучивает ответ.
— А теперь давайте представим, что произойдет, если в каждом случае не соблюдать эти правила.
Слушаем варианты ответов.
— Мы работаем просто замечательно, но давайте немного отдохнем и проведем своего рода игру.
— Благодарю участников и поясняю суть эксперимента. Особое внимание обращаю на то
. что в подобных экспериментах ученые в большинстве случаев выявляли подверженность влиянию со стороны группы.
— мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние.
Степень влияния бывает разной, больше или меньше.
— Прошу учеников рассуждать от чего зависит степень влияния.
Ответы сводятся к следующему:
От личных качеств человека и от состава группы.
— Разным бывает не только степень влияния но и его результат
Конспект по обществознанию 6 класс
Что такое личность?
Индивидуальность – хорошо или плохо?
1. ЛИЧНОСТЬ – это совокупность качеств человека, приобретенных в процессе жизни в обществе, а также ходе деятельности и общении с другими людьми.
Только личность обладает СОЗНАНИЕМ,
СОЗНАНИЕ – это отношение человека к миру, осознание своего места в нем.
СОЗНАНИЕМ обладает только ЧЕЛОВЕК.
Любой человек является личностью, только иногда развитие личности не соответствует требованиям общества (преступная личность).
Для того, чтобы оценить личность нужно понаблюдать:
Как человек трудится (учится, работает, играет)
Как относится к окружающему миру (природе, людям, обществу).
Как оценивает самого себя (знает о своих достоинствах, недостатках).
Основное качество личности – способность к деятельности. Для успешной деятельности необходимо целеполагание, целеустремленность, воля, терпеливость, настойчивость. Ученик должен преодолевать трудности.
2. Индивидуальность – неповторимость, уникальность каждого человека.
Человек имеет внешние (цвет глаз, волос, телосложение) и внутренние признаки индивидуальности (способность к деятельности). Черты индивидуальности проявляются во всем – в деятельности, поведении, эмоциях, чувствах.
3. Сильная личность, это личность, которая готова преодолеть самого себя, заставить себя работать на максимуме возможностей. Сильная личность готова отказаться от личных благ, когда нужно помочь другим, защитить Отечество.
Работа учебником, задания на странице 24-25.
Конспект урока по обществознанию 6 класс
Урок обществознания 6 класс. Тема урока «Человек в обществе»
Учитель : Давыдова О.В. МОУ «СОШ№20» г.Энгельс, Саратовской области.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели и задачи: познакомить учащихся с причинами образования групп и законами их существования; характеризовать виды групп, санкции, действующие в группе.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать виды и законы различных групп; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (человек, группа, лидер, санкции) для раскрытия сущности положения человека в группе; выделять различные виды групп; исследовать роли человека в группе, причины и следствия санкций поощрения и наказания в группе; анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы познания; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде схемы; метапредметные —
1) коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
4) личностные: осознание того, с какой группой тебе по пути; высказывать свое мнение о проявлении лидерства; формирование навыков анализа.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытие нового знания.
Организационный момент. Здравствуйте, садитесь.
—Здравствуйте, мои дорогие! Начинаем урок. Повернитесь к друг другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам, работать дружно, открыть что-то новое, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!
-А сейчас, проверим знания по теме прошлого урока «Межличностные отношения» у вас на столе задания на верхней части листа пишем фамилию, внимательно читаем задание и выполняем работу ( только на 1 стороне листа). Время работы 5 минут.
Работа дается дифференцированно, по уровню сложности.
Работа на 5 мин. Минут.
Уч: Отложили работы.
Вопрос к классу: Давайте вспомним. Как называется наш предмет?
Вопрос к классу: Что означает название?
Знания об обществе.
Вопрос к классу: Чем это знание может помочь вам в жизни?
Поможет общаться и т. д.
Вопрос к классу : Какую общую тему мы изучали на прошлых уроках?
Как изучение отдельно взятого человека поможет в изучении всего общества?
Я (мы) часть общества.
— На сегодняшнем уроке мы соединим изучение этих понятий (общество и человек).
Сегодняшнюю тему попробуйте сформулировать самостоятельно.
На доске ряд иллюстраций ( люди по одиночке и группы людей).
Предлагаю выйти желающему ученику и прошу его сгруппировать иллюстрации, как он считает нужным.
Прошу другого ученика прокомментировать выбор одноклассника.
— Итак, у нас две группы иллюстраций, исходя из их расположения, попробуйте дать название темы нашего урока.
Анализируем предлагаемые варианты и формулируем тему.
— Предлагаю записать тему в тетрадь.-5 минут
Тема урока «Человек в группе». На какие вопросы нам бы хотелось узнать ответы на этом уроке?
Почему люди объединяются в группы? Что дает человеку группа?
Какие бывают группы
Группы, которые мы выбираем
Что можно, чего нельзя и что за это бывает
О поощрениях и наказаниях
С какой группой мне по пути.
— Вопрос к классу Ребята, еще раз посмотрите на доску, а к какой группе иллюстраций вы хотели бы отнести себя?
(вероятнее к обществу)
( весело, интересно, вместе общаться и т.д.) – Как называются все люди на земле? Общество.
Давайте вы попробуете сказать, какие ассоциации приходят на ум при слове общество, но так, чтобы слова начинались с начальной буквы.
Слушаем варианты, формулируем. Все о чем мы говорили, так или иначе имеет отношение к объединению людей. А как иначе можно назвать большие и не очень объединения людей?
Группы. Определение группы записали в тетрадь. Слайд №4
Вы сели по группам, по цвету стикеров и каждая группа будет получать свои здания.
Пример учителя: новорожденный без общения никогда не станет нормально развитым человеком.
-Приведите общеизвестный пример, подтверждающий это утверждение. Ученики приводят в пример- Маугли. Слайд №5
Вспомните из истории Древнего мира. Мог ли выжить в древности человек в одиночку? И какие у «одиночки» могли возникнуть проблемы? В какие группы в древности объединялись люди?
А возможно ли в современном мире выжить человеку вне общества?
— Какие мы можем сделать из этого выводы?
Запишем в рабочую тетрадь
Человек не может существовать вне общества.
Тема, которую мы сегодня будем рассматривать, очень важна. Как важно человеку знать, что он не один, что его любят и поддерживают. Сразу и настроение улучшается. И так давайте познакомимся какие бывают группы?
Какие бывают группы.
Работаем в микро-группах
1- 2 группа.(красные, оранжевые) Задание. Прочтите текст пар. 7 стр. 58-59, пункт «Какие бывают группы», «Виды групп» (ответ: семья, городские жители, сельские жители, школьный класс, спортивная секция, кружки, клубы, спортивные команды, профессиональные группы, народ)
Запишем в тетрадь Виды групп:
3-4-группы (зеленые, жёлтые) Задание. Прочтите текст параграф 7 стр. 59-60, пункт «Группы, которые мы выбираем» выделите причины, по которым люди вступают в группы. Для чего? (ответ: для общения; общие интересы; приносить пользу людям; найти взаимопонимание)
Запишем в тетрадь Причины:
Вопросы для обсуждения:
Можно ли самому подобрать для себя группу? Коллектив друзей, кружок, секция.
А может ли группа выбрать вас? Семья, класс.
А еще, количество групп намного превышает количество людей составляющих общество.
— Вопрос к классу Попробуйте объяснить почему? Можем ли мы принадлежать сразу к нескольким группам одновременно?
Человек может быть участником разных групп одновременно- семья, группа друзей, рабочий коллектив и т.д. А к каким группам относитесь лично вы? 5мин
Как видите, групп очень много. Поэтому группы делятся на: большие и малые. По количеству участников.
А как вы думаете, что обязательно должно быть в группе? (Ответы детей) Цель, люди, привила.
— Но во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.
А теперь немного, отдохнем и проведем физминутку.
— А теперь, представитель от каждой команды озвучивает ответ. Какой мы можем сделать вывод?
В каждой группе есть свои правила.
Записать определение в тетрадь.
Правила- по которым живет группа называются-групповые нормы.
-А представьте, что произойдет, если в каждом случае не соблюдать эти правила.
Слушаем варианты ответов.
Какой вывод мы можем сделать из ваших рассказов?
Нарушение правил и норм поведения ведёт к отторжению человека от общества.
Чтобы правила группы не нарушались, группа использует методы поощрения и наказания.
Задание: прочитать пункт «О поощрениях и наказаниях» параграф 7 на стр.62-63 учебника.
1-2 группы выпишут и добавят сами какие бывают поощрения.
3-4 группы выпишут и добавят сами какие бывают наказания.
Как называются наказания и поощрения одним словом-санкции. Для чего группа применяет, поощрения и наказания?
Охраняет правила группы
Наказания и поощрения-( охранные нормы).-5 мин
— Мы работаем просто замечательно, но давайте немного отдохнем и проведем своего рода игру.
Приглашаю пятерых желающих (четверо из них в курсе эксперимента). Прошу по внешности портрета определить основные черты характера человека и вид его деятельности. Классу демонстрируется портрет пожилого афроамериканца. Первый добросовестно описывает этот портрет самостоятельно. Четверо других зачитывают полученный текст: «Перед нами человек среднего возраста, с ярко голубыми глазами, прямым носом, красиво очерченными губами. Это человек, имеющий серьезный жизненный опыт, переживший немало на своем веку. Но он остается вечно молодым, так как глаза его блестят задором и молодостью». Смысл эксперимента: проверка испытуемого на изменение своего мнения под влиянием давления со стороны других членов группы.
Первыми высказываются четверо подготовленных учеников, они говорят одно и тоже, притом заведомо негативно и необъективно, пятый поддается или нет влиянию группы в своих ответах.
— Большое спасибо участникам игры. Это не совсем игра-это эксперимент. Суть эксперимента в том, что в большинстве случаев человек подвержен влиянию со стороны группы.
— мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние.
Степень влияния бывает разной, больше или меньше.
— Подумайте, ребята от чего зависит сильно на вас влияет группа или нет?
Ответы сводятся к следующему:
От личных качеств человека и от состава группы.
— Разным бывает не только степень влияния но и его результат
( положительный и отрицательный).
Итак, сейчас мы увидели с вами на практике проявление особой формы поведения в ответ на групповое давление, а именно подчинение группе.
— Влияние группы на человека. Это хорошо или плохо? Позицию обоснуйте.
(После ответов учеников составляется схема.)
Обратите внимание на таблицу на доске:
«Влияние группы на человека»
1Помогает избежать конфликтов
1Мешает независимости человека
Первые примеры формулируем вместе. Остальные формулируют дети. Придумать еще по 2 аргумента положительного и отрицательного влияния группы на человека.
Слайд 14 «Тимур и его команда»
Стр.65 учебника рублика « Жил на свете человек» прочитать текст по цепочке. Посмотреть отрывки ( видеоролики-10 мин.)
Задание к просмотру фильма
Определите цель группы (чем занимались)
Признаки группы (что позволяет этих ребят считать группой)
Кто являлся лидером этой команды? Какими качествами должен обладать настоящий лидер?
— На следующем уроке мы с вами будем более подробно характеризовать группы общества и роли людей в группе, а сейчас давайте повторим, что мы изучили сегодня.
Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.
Так зачем люди объединяются в группы?
Что дает человеку группа?
Какие бывают группы?
Как группа следит за соблюдением правил?
Подберите синоним к словам нормы и санкции.
Какие роли есть лично у вас?
Скажите, ребята, что нового для себя вы узнали на уроке, насколько вам было интересно, насколько эти знания нужны? Где эти знания могут пригодиться в жизни?
За активную работу выставляются оценки, за письменную работу, оценки на следующем уроке.
1группа красные-«Проверим себя» №1
2 группа оранжевые-№4
4 группа-зеленые « В классе и дома» №3 под звездочкой.
Рефлексия «Радуга настроения»-2 мин
Конспект по обществознанию на тему «Общение» часть 1 (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г. Вилючинск
Глава 2. Человек среди людей. Общение. Часть 1
Гудзишевская Нина Валентиновна
Цель: Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей
· выяснить цели общения, иллюстрировать их с помощью примеров; характери-зовать различные средства и стили общения, проводить их сравнение;
· выяснить особенности общения со старшими, сверстниками и младшими, рассмот-реть примеры из собственного опыта; оценивать собственное умение общаться;
· развивать навыки анализа различной социальной информации, личного опыта.
Тип урока: комбинированный с применением технологии развития критического мышления, игровых и здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Межпредметные связи: история, русский язык, литература.
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний.
2.1. Что такое групповые нормы? Каково их значение?
3. Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. Немецкий писатель Людвиг Бёрне писал: «Без многого может обходиться человек, но только не без человека». Что он имел в виду? (обсуждение вопроса).
Обобщение учителя: потребность в общении – одна из важнейших потребностей человека.
Поиграем: за 2 минуты подберите как можно больше однокоренных слов к понятию общение. (проверка выполнения задания).
Обобщение учителя: обобщающим всех однокоренных слов является, на мой взгляд, слово «общий». Что и каким образом становится «общим», для чего это нам нужно, как это сделать правильно – выясним сегодня на уроке.
4. Изучение нового материала.
Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.
1. Что такое общение.
3. Средства общения.
Слайд 4. Что такое общение.
Комментарии к схеме:
Для объединения усилий и организации совместной деятельности люди должны были по-нимать её смысл, цели, свои задачи в ней, уметь сотрудничать с другими участниками деятельности.
Слайд 5. Задание: стр. 67, выясните, какую роль играет общение в жизни человека?
(Проверка выполнения задания).
Обобщение учителя (анимация):
· познание окружающего мира и себя
· развитие человека, становление личности
· обретение опыта решения разнообразных задач
· передача накопленных знаний, навыков практической деятельности, системы ценностей последующим поколениям.
Приведите примеры, иллюстрирующие эти выводы. Примеры могут быть из истории, литературного произведения или вашего личного опыта.
Слайд 6. Цели общения.
Общение – одна из форм деятельности человека, а значит, предполагает достижение опре-деленной цели.
Цель общения – то, ради чего человек проявляет активность. Животные также общаются друг с другом, однако в основе этого общения лежат инстинкты, четко ограниченные био-логической программой.
Удовлетворение биологических потребностей
Удовлетворение разнообразных потребностей:
ü социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, др.
Слайд 7. Комментарии к схеме:
Приведите примеры, иллюстрирующие виды общения.
Слайд 8. Комментарии к схеме:
Слайд 9. Главная цель общения – общение ради самого общения. Общение необходимо человеку само по себе, без личной практической выгоды. В этом случае люди общаются, чтобы:
· разделить эмоциональное состояние, проблемы другого человека
· поделиться своими радостями или огорчениями
· получить совет и т.д.
Слайд 10. Средства общения.
Задание: посмотрите короткий мультфильм, сюжет которого вам наверняка известен. Объясните ситуацию с позиций общения.
Просмотр мультфильма «Лебедь, рак и щука» («клик» по картинке на слайде) https://www.youtube.com/watch?v=U9x6dw2LhkA. (обсуждение задания)
Обобщение: Аллегорический смысл этой басни заключается в том, что для достижения цели нужно действовать сообща, уметь слушать и слышать друг друга, вырабатывать общий план действий. А это можно сделать, только выбрав правильные средства общения.
Назовите известные вам средства общения (ответы учащихся).
Слайд 11. Комментарии к схеме:
Какое средство общения, по вашему мнению, самое эффективное и почему?
Слайд 12. Главным средством общения людей является речь. Речь, как средство общения, универсальна – мы сообщаем о своих мыслях, чувствах и переживаниях, просто передаем информацию собеседнику и получаем ответную информацию от него.
Большое значение имеют не только сами слова, в которые мы облекаем нашу информа-цию, но и интонация. Интонация позволяет передать наши чувства и эмоции – радость и печать, восхищение и неприязнь, восторг и разочарование, др. Интонация – мощное средство общения, при помощи интонации можно нейтральными или вежливыми словами «здравствуйте», «пожалуйста» и напугать, и оскорбить человека.
Слайд 13. Но можно здороваться, прощаться, привлекать к себе внимание и без помощи речи.
Элемент драматизации: предложить при помощи жеста, мимики продемонстрировать одобрение, несогласие, приветствие, привлечение внимания, прощание.
Обратить внимание учащихся на необходимость осторожного использования жестов в об-щении, так как один и тот же жест может иметь разное значения в разных странах, в том числе и неприличное.
Слайд 14. При неречевом общении огромное значение имеет взгляд человека.
Глаза умеют говорить.
Кричать от счастья или плакать.
Глазами можно ободрить,
С ума свести, заставить плакать.
Словами можно обмануть,
Глазами это невозможно.
Омар Хайям, персидский философ, математик, астроном и поэт.
Слайд 15. Герой культового подросткового японского мультсериала Наруто говорил: «Когда люди ненавидят кого-то и не признают его существования, глаза их смотрят на него. пугающе холодно».
Настоящие чувства, эмоции, которые испытывает человек, можно «прочитать» в глазах человека. Например,
· если у вашего собеседника расширились зрачки, можно предположить, что ваше сообщение его заинтересовало;
· считается, что у человек, который не смотрит во время разговора собеседнику в глаза, нечиста совесть или он что-то скрывает.
Слайд 16. Попробуем определить, какие чувства и эмоции испытывают люди на фотогра-фиях. Ответы учащихся.
( анимация) 1.Интерес, удивление; 2. страх; 3. радость; 4. горе, печаль.
4.Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.