Требование ИФНС по встречной проверке,но с контрагентом, с которым не работали
И ещё вопрос : Достаточно будет ответа-пояснения на требование ИФНС, что деятельности с данным контрагентом не было? В требовании просят предоставить книги покупок и продаж за 2014год, штатное расписание на 2014год, карточки бухгалтерских счетов и т.п. Надеюсь, это всё же не надо предоставлять в ИФНС?
уже ранее писала, была аналогичная ситуация, по списку предоставили что надо, а остальное нет, за каждый не представленный по 200 р насчитали, обязательно укажите что такие-то доки и далее по их списку не предоставляем, так как они не содержат информацию по данному контрагенту и тд
Налоговая инспекция правомерно требует дополнительные документы, но только если они касаются проверяемого контрагента, тогда у Вас нет права не представлять данные документы.
А истребованное штатное расписание никакого отношения к контрагенту не имеет. К аналогичным выводам в случае спора приходят и судьи многих регионов (постановления федеральных арбитражных судов Дальневосточного округа от 19.09.12 № А37-2213/2011, Северо-Западного округа от 30.07.10 № А56-59024/2009,Поволжского округа от 15.01.09 № А12-10258/2008. Вы можете его не предоставлять.
В ходе камеральной проверки организации налоговая инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению.
Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации. Это подтверждается письмами Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209. Правомерность такого подхода подтверждают некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7052-09,Северо-Западного округа от 23 июня 2009 г. № А42-6216/2008).
Статья: Выездные, встречные и камеральные проверки
При встречной проверке у нас помимо счетов-фактур, накладных, книг покупок и продаж и договоров также запросили штатное расписание. Причем с расшифровкой Ф. И. О. и должностей сотрудников. В типовом штатном расписании по форме Т-3 никаких расшифровок нет. Вправе ли мы отказать в подобной расшифровке?
Да, вправе. При встречной проверке инспекторы вправе требовать данные исключительно о деятельности проверяемого налогоплательщика. Основание — пункт 1 статьи 93.1 НК РФ. А истребованное штатное расписание никакого отношения к покупателю не имеет. К аналогичным выводам в случае спора приходят и судьи многих регионов (постановления федеральных арбитражных судов Дальневосточного округа от 19.09.12 № А37-2213/2011, Северо-Западного округа от 30.07.10 № А56-59024/2009,Поволжского округа от 15.01.09 № А12-10258/2008).
Как составить ответ на требование ФНС о даче пояснений
Компания, работающая не первый год, наверняка хоть раз сталкивалась с требованиями ФНС. Требования инспектор ФНС может выставить по различным причинам: из-за ошибок в декларациях, низкой налоговой нагрузки или при встречной проверке вашего контрагента.
Какой бы ни была причина, не стоит игнорировать требование из налоговой инспекции. В противном случае у компании могут заблокировать счет или прийти с проверкой.
Форма и сроки ответа на требование налоговой инспекции
Обычно ФНС указывает в требовании срок, в течение которого нужно представить документы или/и письменное пояснение.
Требования приходят как в бумажном виде по почте, так и в электронном. Формат требований зависит от того, как отчитывается конкретный налогоплательщик.
Следуя нормам законодательства, ответ на требование налоговой нужно подготовить и отправить в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). Чаще всего ответ пишется в произвольной форме, но налогоплательщики могут взять за основу рекомендуемую форму ответа (Письмо ФНС РФ от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752).
Если требование налоговой о представлении документов или пояснений пришло в электронном виде, не забудьте отправить квитанцию о приеме. На это организации отводится шесть рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Срок ответа на требование ИФНС о даче пояснений фиксированный. В исключительных случаях налоговая инспекция может его изменить. Также увеличить срок для представления документов ФНС может по просьбе налогоплательщика, но для этого должны быть веские причины (болезнь ответственного лица, большой объем истребуемых документов и пр.).
Для удобной работы в Экстерне можно определить доступ к требованиям для пользователей. В таблице требований можно посмотреть у кого из пользователей есть доступ к требованию, передать или ограничить доступ.
Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Основные причины требований и варианты ответов
Обычно требованию налоговой предшествует камеральная проверка какой-либо декларации.
Что вызовет подозрение инспектора и заставит его прислать требование:
Мы привели наиболее распространенные причины требований ФНС. На практике их гораздо больше. Для ответа на требования о представлении пояснений по НДС в Экстерне есть отдельная инструкция.
Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Если вы считаете, что требование налоговой несправедливо, нужно все равно написать пояснение. В пояснении вы можете сослаться на статьи НК РФ и обосновать свою позицию. Случается и такое, что налоговый инспектор неправ. Нужно отстаивать свою позицию.
Иногда к требованию нужно приложить опись документов. Делается это, если документы налогоплательщик приносит лично или отправляет «Почтой России».
Образец описи документов в налоговую по требованию:
Как сшить документы для налоговой по требованию? Налогоплательщик обычно сшивает представляемые документы вместе с описью. Правил сшивания нет. Главное, заверить все копии документов для налоговой инспекции соответствующим образом.
Как такового образца пояснительной записки в налоговую по требованию не существует. Вид пояснения будет напрямую зависеть от содержания требования и его причин.
Подведем итоги. Сроки представления пояснений по требованию налоговой инспекции закреплены в НК РФ. Также эти сроки ФНС дублирует в выставляемом требовании. Ответы на требования налоговой о представлении пояснений представляются как на бумаге, так в электронном виде. Исключение — пояснения к декларации по НДС. Их обычно нужно подавать в электронном виде по ТКС.
Образец составления ответа на требование налоговой о представлении пояснений
Приведем пример ответа, если ФНС выявила расхождения выручки в двух источниках полученной информации: в декларации по НДС и декларации по налогу на прибыль.
Образец пояснения на требование в налоговую инспекцию
Заместителю начальника межрайонной ИФНС № 4
Зайковой Т. И.
От ООО «Кнопка», ИНН 6656543210
04.08.2020
На Ваше требование № 569 от 31.07.2021 поясняем следующее.
Сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг), показанная в декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, действительно меньше, чем сумма выручки от реализации, показанная в декларациях по НДС за I, II кварталы 2021 года. Такая ситуация возникла в связи с отражением во II квартале 2021 года операции по возврату товара поставщику (НДС в сумме 569,24 руб. был восстановлен).
К данному письму прилагаем счет-фактуру № 23 от 11.05.2021 года, подтверждающий возврат товара.
Директор ООО «Кнопка» ______________________И. Б. Останин
Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование
В прошлой статье мы подробно обсудили вопрос о законности требований, выставляемых налоговиками в рамках выездных и камеральных проверок (см. «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать»). Однако бухгалтерам приходится исполнять и те запросы, которые поступают вне рамок проверок их организаций. Речь идет о предоставлении сведений по контрагентам и в отношении конкретных сделок. Какие полномочия Налоговый кодекс дает налоговикам по истребованию документов и информации в таких ситуациях? Какие последствия грозят тем, кто проигнорирует подобные требования? Давайте разбираться.
Два основания для запроса документов
«Внепроверочные» запросы могут поступать в бухгалтерию в двух ситуациях.
Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, связанного с адресатом запроса).
Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, при проверке данных учета и отчетности или во время проведения предпроверочного анализа (определение Верховного суда РФ от 23.09.20 № 307-ЭС20-13138 по делу № А56-51770/2019, постановление ФАС Уральского округа от 25.06.12 № Ф09-5408/12 по делу № А71-11479/11). Но в подобных случаях круг интересов проверяющих законодательно органичен конкретной сделкой.
Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.
Запросы при проверке контрагента
Порядок запроса у налогоплательщика информации о его контрагенте урегулирован статьей 93.1 НК РФ. В этой статье установлено, что можно требовать в такой ситуации, а также определена процедура направления запроса. Начнем с описания данной процедуры.
Направление требования
В подавляющем большинстве случаев инициатором запроса выступает не «родная» ИФНС, а тот налоговый орган, в котором контрагент состоит на учете. Однако само требование по правилам статьи 93.1 НК РФ направляет «своя» инспекция. К этому требованию должна прилагаться копия поручения от инспекции-инициатора запроса.
Без этой копии требование может быть направлено только в одном случае: когда проверяемый налогоплательщик и адресат запроса состоят на учете в одной ИФНС (т.е. инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование). В такой ситуации ИФНС не дает себе никакого поручения и, соответственно, копия поручения к требованию не прикладывается (письмо ФНС от 16.12.14 № ЕД-4-2/26018, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.08 по делу № А26-1964/2007).
ВНИМАНИЕ
Указанная ситуация возможна вне зависимости от основания, по которому адресат запроса состоит на учете в ИФНС, которая выставила требование. Это может быть учет по месту нахождения «обособки», недвижимости или учет в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему (постановление АС Дальневосточного округа от 15.05.18 № Ф03-1515/2018 по делу № А04-8106/2017).
Отметим, что копия поручения — весьма полезный для налогоплательщика документ. Из нее можно узнать, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля налоговикам потребовались документы или информация. Также данная копия позволяет проверить, соответствуют ли сведения, которые запрашивает «своя» ИФНС, поручению инспекции-инициатора запроса. Судебная практика исходит из того, что в подобной ситуации требование о предоставлении документов (информации) составляется на основании поручения и не может выходить за его рамки. А значит, если запрашиваются документы, не указанные в копии поручения, такое требования является незаконным (постановления ФАС Уральского округа от 27.01.12 № Ф09-8983/11 и ФАС Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2089-09).
В то же время следует учитывать, что отсутствие копии поручения не всегда признается грубым процедурным нарушением (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.08 № Ф09-3423/08-С3). Поэтому мы не советуем игнорировать требование о предоставлении документов (информации) на том лишь основании, что к нему не приложена копия поручения. А вот обжаловать такое требование вполне возможно. Если УФНС или суд сочтут его незаконным, налогоплательщик сможет потребовать возмещения расходов на исполнение такого требования в порядке, предусмотренном статьей 35 НК РФ.
Содержание требования
Что касается содержания требования, связанного с проверкой контрагента, то тут практика исходит из фактически полной вседозволенности налоговиков. Дело в том, что Налоговый кодекс не установил для этого случая каких-либо ограничений по составу запрашиваемых документов (информации) или по кругу лиц, у которых можно их потребовать. Поэтому в большинстве случаев споры по поводу содержания требования заканчиваются победой налоговиков.
Так, Арбитражный суд Уральского округа указал, что в своих запросах ИФНС не ограничена документами, касающимися первого контрагента проверяемого налогоплательщика. Это значит, что подобные требования могут быть направлены также контрагентам второго, третьего и последующего звена (постановление от 02.08.18 № Ф09-4001/18).
А судьи Дальневосточного округа разъяснили, что статья 93.1 НК РФ не ограничивает перечень запрашиваемых документов (информации) только теми, которые являются основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Поэтому ИФНС может затребовать абсолютно любые документы (любую информацию) по проверяемому налогоплательщику. В том числе и те, которые не связаны напрямую с подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.18 № Ф03-2969/2018). Также нет ограничений и по форме истребуемых данных — ИФНС вправе потребовать информацию в форме пояснений (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.14 № Ф03-1810/2014).
При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что запрошенные сведения действительно необходимы для проверки контрагента (постановление АС Северо-Западного округа от 21.05.18 № Ф07-4963/2018). Так, Арбитражный суд Московского округа признал правомерным запрос данных об IP-адресах контрагентов, указав, что эти данные могут использоваться для определения признаков взаимозависимости и согласованности действий налогоплательщиков. А значит, они связаны с проверкой и затребованы правомерно (постановление от 05.03.19 № Ф05-1297/2019).
Также нет ограничений и по периоду проверки контрагента, в связи с которой запрашиваются документы или информация. По мнению судов, вопрос о том, относятся ли конкретные документы к проверяемому налогоплательщику, а также круг устанавливаемых при помощи этих документов обстоятельств находится исключительно в компетенции ИФНС (постановление АС Московского округа от 13.09.18 № Ф05-14465/2018). При этом инспекция не обязана разъяснять адресату запроса связь этих документов с проверкой. Достаточно лишь указать на данное обстоятельство в требовании. Таким образом, тот факт, что запрашиваемые по контрагенту документы относятся к периоду, который не охвачен проверкой, не освобождает организацию от исполнения требования (постановление АС Поволжского округа от 16.01.19 № Ф06-41326/2018).
Также нужно учитывать, что налоговики вправе запрашивать документы, содержащие персональные данные третьих лиц (в т.ч. работников организации). Основание — положения подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Из этих норм случает, что обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти. (См. также п. 3 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.12 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»). А налоговые органы как раз и являются одним из федеральных органов исполнительной власти (указ президента России от 21.01.20 № 21). Таким образом, ссылка на то, что запрошенные документы содержат персональные данные, не освободит от штрафа за непредставление этих бумаг (письмо Минфина от 09.10.12 № 03-02-07/1-246, см. « Налоговики вправе затребовать у организации штатное расписание и приказы о направлении работников в командировки к проверяемому налогоплательщику »).
Сведения по конкретной сделке
Теперь рассмотрим случай направления «внепроверочных» требований. Речь идет о запросе данных по конкретной сделке, которая вызвала интерес у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет термин «конкретная сделка». А значит, придется снова обратиться к судебной практике.
Как указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, пункт 2 статьи 93.1 НК РФ обязывает налогоплательщиков направлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами. При этом налогоплательщик, к которому поступил запрос, может и не являться стороной такого договора (постановление от 22.02.19 № Ф08-213/2019).
Данный подход означает, что налоговики не могут запросить сведения в отношении операций, которые совершаются вне рамок договоров (сделок). Примеры такой операций — получение бюджетных субсидий, выплата дивидендов, внесение вкладов в имущество организации или ее уставный капитал (см. письмо Минфина от 17.07.13 № 03-01-18/28094).
На этом запреты, пожалуй, заканчиваются. Как и в случае с запросом данных по контрагентам, никаких ограничений по составу документов или информации, которые можно затребовать в отношении конкретной сделки, Налоговый кодекс не содержит. Также не запрещено истребовать документы или информацию по нескольким сделкам (определение Верховного суда РФ от 26.10.17 № 302-КГ17-15714). При этом, как уже отмечалось, круг лиц, у которых можно запросить документы (информацию) на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, фактически не ограничен: адресатом может быть как участник сделки, так и иные лица, располагающие нужными данными по сделке.
В то же время на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ нельзя истребовать документы (информацию), которые не относятся к конкретной сделке. Согласно форме требования о представлении документов (информации), в нем должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой запрашиваются данные (письмо Минфина от 15.10.18 № 03-02-07/1/73833, см. « Встречная» проверка: должны ли инспекторы указывать реквизиты истребуемых документов »).
Но при этом к вопросу идентификации сделки суды также относятся достаточно вольно: инспекция вовсе не обязана указывать в требовании реквизиты (дату, номер) договора. Достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование является обоснованным, если на основании перечня запрашиваемых документов налогоплательщик в состоянии сам определить всю информацию, идентифицирующую конкретную сделку (постановление АС Уральского округа от 27.09.18 № Ф09-5656/18).
ВНИМАНИЕ
К запросу «по сделке» никакие поручения от других ИФНС не прилагаются. Это правило действует, даже если контрагент по сделке и получатель запроса состоят на учете в разных инспекциях (постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.03.21 № Ф04-421/2021 по делу № А45-17306/2020).
Штрафы за неисполнение требования
И в завершение разговора о «внепроверочных» требованиях коротко расскажем об ответственности за их неисполнение. Тут нужно учитывать два момента.
Первый. Налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о направлении документов, даже если считает его незаконным. Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов. Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 тыс. рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).
Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в УФНС по региону. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.
Второй момент, о котором нужно помнить при получении «внепроверочных» требований, связан с возможным увеличением штрафа за неисполнение запроса, содержащего одновременно требование о представлении документов и требование о направлении информации. Суды полагают, что в такой ситуации налогоплательщик может быть оштрафован за неисполнение каждой части такого запроса (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). При этом штраф за непредставление документов налагается по пункту 2 статьи 126 НК РФ и составляет, как уже говорилось, 10 тыс. рублей. А штраф за непредоставление информации налагается по статье 129.1 НК РФ и составляет 5 тыс. рублей (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.11.18 № Ф02-5065/2018). Соответственно, подходить к исполнению такого запроса надо с особой тщательностью, не оставляя без внимания каждую из его частей.
ВНИМАНИЕ
Облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов. Такой сервис встроен, в частности, в систему для подготовки и отправки отчетности «Контур.Экстерн». Сервис дает возможность быстро загрузить и отправить отсканированные документы в инспекцию.
В потоке тревожных вестей. Готовим ответ на требование из налоговой
Требования из налоговой – уже не новость, а, к сожалению, привычный процесс. На самом деле даже уже и не удивление. А какая-то безразличная усталость, огорчение и злость. Ну ж сколько ж можно ж? ((
Опять придется как минимум неделю всей бухгалтерии скакать у постанывающих ксероксов или подпихивать тонны документов в измученные сканеры. Бесит.
Итак, требование, увы, получено.
Чек-лист. Что проверить и как действовать
Шаг 1. Убедитесь, что требование направлено именно вам
Откройте электронное требование и прочтите его. Убедитесь, что, во-первых, электронный документ открывается, файл не «битый» и читаем, а во-вторых, что требование направлено не ошибочно и в адрес именно вашей компании.
Шаг 2. Оценка правомерности и законности
Нормы налогового права дают возможность налоговикам затребовать у компании или индивидуального предпринимателя документы как в рамках проведения налоговых проверок, так и вне рамок проверок.
Оцените в рамках какой контрольной процедуры выставлено требование.
Как в отношении вашей компании, так и в отношении контрагентов документы могут быть истребованы:
1) непосредственно в ходе проверки, 2) при проведении доп.мероприятий, 3) вне рамок налоговой проверки. При этом вне рамок налоговой проверки могут быть затребованы документы или информация по конкретной сделке.
От вида контрольной процедуры зависит и срок представления документов:
Шаг 3. Узнайте, кто под прицелом
Уточните в отношении кого налоговая проводит налоговый контроль – в отношении вашей компании или вашего контрагента (встречная проверка).
В случае встречной проверки вы получите требование из своей инспекции ( по месту учета вашей компании) с приложением копии поручения из инспекции контрагента, в которой указана причина запроса с перечнем документов. Этот порядок определен п.3, 4 статьи 93.1 Налогового кодекса: чужая инспекция должна направить в ИФНС по месту учета вашей компании поручение об истребовании документов, и уже ваша ИФНС пришлет вам требование с копией поручения.
При встречной проверке обязательно свяжитесь с контрагентом, уточните детали и обсудите действия. Это важно! Можете узнать много неожиданного и полезного.
Если у вас нет документов или сведений, запрошенных по контрагенту или сделке, – не позднее следующего дня после получения требования отправьте об этом уведомление в свою инспекцию.
Шаг 4. Пояснение или документы
Уточните – что от вас требуется – пояснение или представление документов. Быть может и то и другое. Но если в требовании не указан перечень документов – значит, достаточно пояснений.
Пояснения требуются, как правило, в рамках камеральной проверки при обнаружении в отчетности ошибок или противоречий. В этом случае в требовании должны быть указаны те ошибки и несоответствия, которые вам следует прояснить. Особый порядок пояснений установлен для НДС.
Сформируйте квитанцию о получении и отправьте в налоговую.
Срок подтверждения, что требование вами получено – 6 рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом. Если этого не сделать – могут заблокировать счет.
Датой получения требования, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день со дня отправки указанного письма.
Шаг 6. Оцените «масштаб бедствия»
Определите состав и объем истребованных документов. Это важно для определения реальной возможности представить их в налоговую в установленный срок и действий вашего реагирования.
Как правило, весь перечень затребованных документов можно разделить на четыре группы:
Первая: документы, которые вы ранее представляли в налоговую по запросам.
Отлично! Потому что запрашивать их повторно инспектор не вправе. Эта новая норма работает с 3 сентября 2018 года.
Сообщите инспекторам реквизиты сопроводительного письма, к которому прилагались копии, и наименование ИФНС, куда документы направляли.
Из этого правила есть два исключения. Инспекторы вправе снова запросить документы, если: 1) раньше вы сдавали подлинники документов, и инспекция их вернула; 2) если ранее представленные в инспекцию копии, были утрачены из-за форс-мажорных обстоятельств или действий непреодолимой силы. (например, случился пожар!!).
Вторая: документы, которыми вы уже обменивались с налоговой.
Это обязательная отчетность, квитанции, протоколы о ее приеме – те, которые хранятся как в вашей базе данных, так и в информационном ресурсе налогового органа. Зачастую налоговая запрашивает и их, не утруждая себя поиском. Их инспектор может найти самостоятельно.
Об этом тоже следует указать в сопроводительном письме. «Документы…. были своевременно направлены в ИФНС по ТКС ( или заказным письмом от…) и приняты налоговым органом в установленном порядке.» Как-то так.
Кроме того, есть опасность, что заполненные вами таблицы будут приобщены к материалам проверки (выездной, камеральной, углубленной, тематической), могут даже быть включены в виде фрагмента в акт проверки, использованы как доказательство нарушения или вашей неблагонадежности. Для какой цели эти таблицы? Каким смыслом наполнено их содержание и какие выводы будут сделаны по представленным вами показателям? Правильно ли вы их поняли и заполнили? Вы верно истолковали запрос? А может это негативная информация? Опасное соотношение или отрицательная динамика? Проводили такую оценку? А оспорить эти сведения, собранные самими вами, будет практически невозможно. Подумайте об этом.
Четвертая. Это непосредственно те документы, которые вам действительно нужно приготовить и передать в налоговую.
Шаг 6. Обращайтесь за отсрочкой
Оцените объем документов, которые следует представить. Если объем существенный – попросите отсрочку о продлении срока представления документов и отправьте его в инспекцию по установленной электронной форме. Срок уведомления о продлении срока ограничен – его следует направить в течение дня, следующего за днем получения требования.
В письме опишите причины, по которым вы не сможете представить документы в срок – объем документов – количество бумаг в тыс. штук, отсутствие ответственного сотрудника (болезнь, отпуск, командировка), ремонт офиса, поломка техники. Обязательно укажите реальный срок, к которому вы сможете подготовить истребованные документы.
Инспекция не обязана представлять вам отсрочку. Даже если вам не пойдут навстречу – это уведомление поможет уменьшить штраф в случае судебного спора. Признав смягчающими ответственность вами перечисленные обстоятельства.
Шаг 7. Позвоните инспектору
Из разговора с умным инспектором вы поймете в чем интерес налоговой. Можно уточнить, каких документов будет предостаточно. Он бережет свое время – переступать через горы папок в тесном кабинете, выискивать три договора и документы их сопровождающие в тоннах бумаг или в потоке сканкопий ему тоже не очень хочется.
Шаг 7. Готовьте сопроводительное письмо и реестр документов
О том, что все документы передаются в налоговую с сопроводительным письмом, с описью или реестром документов – вы итак все знаете.
Сопроводительное письмо, пояснения, реестры документов готовьте в двух экземплярах – один из которых с отметкой налоговой о приеме забирайте и храните.
Если документооборот у вас в электронном виде – не надейтесь, что все сохранится в базе – распечатайте и храните. Как и всю переписку с налоговой – и входящие и исходящие документы.
А если не исполнять?
Иногда компании отказываются исполнять требование, ссылаясь на то, что запрошенные сведения или документы не связаны с начислением налогов.
Суды по этому вопросу категоричны. Они считают так:
из положений налогового кодекса не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в представлении документов, поскольку предъявленное требование кажется ему необоснованным. Полномочий для проверки оснований направления инспекций требования об истребовании документов налоговым кодексом налогоплательщику не предоставлено. Налоговые органы не обязаны давать контрагенту проверяемого лица пояснения относительно причин, по которым они посчитали истребуемую информацию относящейся к конкретной сделке (это, к примеру, Постановление АС СЗО от 21.05.2018 N Ф07-4963/2018 по делу N А21-5988/2017).
В случае отказа представить документы по требованию налоговая может принять решение о выемке подлинников.
И еще. Ваш отказ или отсутствие документов налоговая может признать свидетельством формального характера операций, что приобретает особую важность в условиях повышенного внимания налоговиков и судов к реальности и обоснованности сделок.
Ответственность
Отказ от представления затребованных документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ – 200 рублей за каждый непредставленный документ и статьей 129.1 НК РФ за непредставление пояснений – штраф 5000 рублей, за повторное нарушение – 20 000 рублей.
Если в течение 12 месяцев вы уже попадали на статью 126 НК РФ, размер штрафа может быть увеличен вдвое и составит 400 руб. (200 руб. х 2) за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ (п. 2, 3 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК). При существенном документообороте это немало.
А если в суд?
Судебные органы относят оценку обстоятельств, решения по срокам и объему истребуемых документов исключительно к компетенции налоговой инспекции, проводящей проверку. Вот так.
Понятное дело, что каждая компания, исходя из своей ситуации и анализа возможных рисков, сама принимает решение – как реагировать на полученное требование и стоит ли возбуждаться до судебного разбирательства.
Возможно, по диким решениям и миллионным штрафам за непредставление документов стоит идти в суд и отстаивать свою позицию.
Советы
Надеюсь, что было полезно.
Желаю спокойной работы, без потрясений и без требований!