Как составить претензию застройщику?
Столкнуться с недобросовестным застройщиком легко. А вот доказать его ошибки и получить компенсацию или добиться устранения недостатков — это уже не так просто. Для начала, стоит попробовать составить претензию застройщику. Ниже мы расскажем, как написать претензию и куда отправить жалобу, помимо самой строительной фирмы.
Не всегда удается решить проблему простым составлением претензии. Хитрые застройщики применяют массу уловок, чтобы уйти от ответственности и не исправлять ошибки. Лучше заручиться поддержкой опытного юриста.
В каких случаях составлять претензию
При любом нарушении законных прав дольщик вправе составить претензию к застройщику. К примеру, если:
Другие поводы для претензий к застройщику мы указали в нашей статье «Как обманывают застройщики». Эту информацию стоит изучить, чтобы не попадаться на самые распространенные уловки.
Важно. Не прощайте ошибок застройщикам и не переделывайте недочеты за свои деньги. Если застройщик не справился со своими обязанностями — обязательно пишите претензию.
Как составить претензию к застройщику: основные правила
Даже если вы не верите, что застройщик исправит недочеты добровольно, все равно составьте претензию, а если она ничего не решит, то можно будет обратиться в суд. В претензию включают следующую информацию:
В конце укажите, что срок рассмотрения претензии — 10 дней, и предупредите, что обратитесь в суд за возмещением ущерба и судебных издержек при отказе сотрудничать. Внизу перечислите приложения к документу, поставьте подпись.
Важно. Обязательно передайте претензию застройщику. Если компания отказалась принимать документ, то отправьте заказным письмом. Главное, чтобы на руках было уведомление о том, что претензия попала к застройщику.
Куда подавать претензию
Увидели ошибки застройщика — обратитесь к строительной компании, разъяснив суть претензии. Чаще всего, они не признают вину, поэтому сразу рассмотрим еще несколько инстанций, куда можно составить и подать претензию.
Жалоба в Госстройнадзор
Указанная организация проверит качество объекта и материалов, сравнит выполненное с проектом. Перед тем как составить претензию застройщику, уточните в приемной, в какую именно инстанцию ее подать — в городскую или областную.
Службы по надзору за строительством различаются в зависимости от региона. Бывает, что вышеуказанные функции выполняет Департамент архитектуры и градостроительства — тогда претензию отправляйте туда.
Министерство строительных комплексов
Претензию по недоработкам застройщика можно составить на имя уполномоченного лица министерства строительных комплексов. Минстрой отправит сотрудников на проверку указанного в претензии объекта. При обнаружении нарушений от застройщика потребуют убрать ошибки в срочном порядке.
Важно. Минстрой контролирует финансы, переданные на строительство. Если обнаружится, что застройщик обманывает, то Минстрой вполне может подать иск в суд.
Прокуратура и суд
Есть подозрение, что застройщик обманывает? Напишите жалобу в прокуратуру. Ее нужно составить и подать по месту строительства дома. Найдите нужный адрес для составления претензии застройщику на сайте Генпрокуратуры. По вашим показаниям будет проведено расследование, далее дело пойдет в суд.
Можно сразу отправиться в суд. Но перед этим следует все же составить претензию застройщику. При последующем обращении в судебные инстанции приложите доказательства того, что ответчик проигнорировал ваше обращение.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Как написать обращение к застройщику
Срок ввода дома переносят, настоятельно предлагают подписать допсоглашение, в квартире щели в окнах, трещины на стенах, плесень в углах – всё это причины для предъявления претензии застройщику. Эксперты «Метриум» рассказывают, в каких случаях можно подавать претензию девелоперу, как её составить и каков порядок её предъявления.
В каких случаях можно предъявить претензию застройщику?
Если застройщик нарушил обязательства по договору долевого участия, дольщик в праве предъявить ему претензию. Эта мера иногда помогает урегулировать спор до суда, однако покупатель квартиры не обязан сначала направлять требование, а потом расторгать договор – к этой опции он может перейти сразу, если посчитает нужным. Для предъявления требования есть две причины.
Первая – нарушение срока передачи квартиры – основного обязательства девелопера в договоре долевого участия (ДДУ). По закону застройщик обязан передать жилье не позднее единого для всех участников строительства срока, предусмотренного договором. При этом ссылаться на другие документы (проектную декларацию, разрешение на строительство, документы на земельный участок) застройщик не может – значение имеет только указанный в ДДУ срок. Как правило, обозначается квартал, не позднее которого дольщик должен получить ключи. Соответственно после его окончания дольщики могут предъявлять претензию.
Важно: затягивать с предъявлением претензии не стоит, так как срок передачи квартиры не считается нарушенным, если дольщик уклоняет ся от подписания передаточного акта. Если застройщик все-таки введет дом в эксплуатацию, то он может попытаться доказать в суде, что дольщик уклонялся от получения ключей.
Как составить претензию из-за нарушения сроков строительства
По закону претензия к застройщику из-за нарушения срока составляется в произвольной форме. Однако эксперты «Метриум» рекомендуют подробно описать суть требования, приложить подтверждающие документы и сделать ссылки на нормы законодательства, подтверждающие правоту дольщика.
В претензии надо указать:
1. Название застройщика (не путать с названием девелоперской компании – лучше переписать название из ДДУ), адрес, телефон, адрес электронной почты.
2. Фамилию, имя и отчество дольщика, место жительства или почтовый адрес, по которому застройщик может направить ответ, телефон, адрес электронной почты.
3. Описание претензии. В частности, нужно указать реквизиты ДДУ, запланированный и фактический срок передачи квартиры, дату оформления передаточного акта. Если квартира не получена, то так об этом и следует написать.
4. Требование о выплате неустойки с указанием суммы и расчетом. Неустойка подсчитывается так: ставка рефинансирования Центробанка (сейчас она составляет 4,25%) делится на 300, а затем умножается на 2. Полученное производное умножается на число дней просрочки. Итоговое значение отнимается от стоимости квартиры в виде процента. К примеру, если квартиру стоимостью 5 млн рублей передали с опозданием на 31 день, неустойка составит 43 865 рублей.
Важно: средний срок нарушения ввода жилья по России составляет порядка 6 месяцев, поэтому размер неустойки может быть большим. Однако суд далеко не всегда однозначно принимает сторону дольщика и может в разы уменьшить размер неустойки.
5. Реквизиты счета для перевода средств.
6. Перечень документов, которые дольщик прилагает к претензии.
7. Дата и подпись дольщика.
Какие документы необходимо приложить к требованию
Претензию нужно подкрепить документами, связанными со сделкой. В частности, приложить следует копи договора долевого участия, справку об уплате стоимости квартиры (банковский чек, расписку в получении средств и т.п.), а также передаточный акт, если квартира все-таки была принята, но с опозданием. Если от лица дольщика действует его представитель, то он должен иметь доверенность.
Как составить претензию из-за нарушения качества
Обязанность застройщика – передать квартиру, соответствующую условиям договора, проектной документации, требованиям технических регламентов и градостроительного законодательства. Если квартира построена с отступлениями от этих норм, приведшим к ухудшению качества, у дольщика есть три опции:
1. Потребовать устранить недостатки.
2. Получить скидку, уменьшив цену договора долевого участия.
3. Возместить расходы, если дольщик устранил недостатки сам.
Что указать в претензии к качеству квартиры
1. Название застройщика (не путать с названием девелоперской компании – лучше переписать название из ДДУ), адрес, телефон, адрес электронной почты.
2. Фамилию, имя и отчества дольщика, место жительства или почтовый адрес, по которому застройщик может направить ответ, телефон, адрес электронной почты.
3. Описание проблемы. Желательно изложить её подробно и объяснить, каким именно образом она нарушает удобство использования квартиры по прямому назначению.
Важно: до составления претензии имеет смысл позвать представителя застройщика, который подтвердит наличие проблемы, и составить акт о выявленных дефектах, а также приложить к нему фотографии. Впоследствии этот документ можно продемонстрировать в суде.
4. Требования застройщику. В зависимости от выбранного варианта претензии (см. предыдущий пункт), указывается желаемая скидка к цене договора, расчет стоимости устранения недостатков и т.д.
5. Перечень прилагаемых к претензии документов.
6. Реквизиты счета для перечисления средств.
7. Дата и подпись дольщика.
Какие документы приложить к претензии
Документы должны подтверждать требования дольщика: копия ДДУ, свидетельства об оплате договора, передаточный акт, заключение независимого эксперта с указанием стоимости необходимых материалов и работ для устранения недостатков.
Важно: С 3 апреля 2020 до 1 января 2021 не начисляются неустойки, проценты, подлежащие уплате в случае одностороннего отказа участника строительства от исполнения договора, а также не учитываются убытки, причиненные в указанный период. По ранее предъявленным претензиям предоставляется отсрочка.
Порядок предъявления претензии застройщику
Претензию следует направить на все адреса застройщика – фактический и юридический. Адрес юрлица можно узнать по номеру ИНН (или ОГРН) на официальном сайте ФНС. Отправить претензию можно следующими способами.
1. Письмом по почте, в том числе и электронной. Рекомендуется направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. При использовании e-mail должна быть возможность точно установить, что реальный адрес действительно связан с указанной электронной почтой.
2. Лично подать претензию уполномоченному лицу застройщика. Рекомендуется изготовить два экземпляра претензии, и желательно, чтобы на экземпляре дольщика представитель застройщика сделал отмету о дате принятия и его подпись.
Претензия к застройщику
Работа застройщика считается завершенной только после того, как дольщик принял объект и подписал соответствующий акт.
Нередко возникает ситуация, когда собственник квартиры обнаруживает в ней недостатки спустя несколько месяцев или лет. Согласно законодательству застройщик обязан устранить любые недоделки и ошибки при возведении здания. Для этого нужно направить ему соответствующую претензию.
Когда нужно направить претензию застройщику?
Претензия к застройщику представляет собой документ с требованием устранить допущенные при строительстве ошибки
Все, что будет обнаружено в течение пятилетнего гарантийного срока, должно быть исправлено застройщиком собственными силами либо при участии ТСЖ.
Составление письменной претензии к застройщику по качеству строения, нарушению сроков работ либо ликвидации выявленных недостатков становится основным доказательством досудебного урегулирования имеющегося спора. Это также показывает, что взаимодействие между собственником и строительной компанией осуществлялось строго в рамках закона.
Если жилец решил устранить недостатки сам, компания должна возместить его расходы.
Досудебная претензия застройщику
Составление документа начинается с указания в шапке юридического наименования застройщика, фактического и юридического адреса компании. Далее следуют Ф.И.О. генерального директора и ваши данные.
В основной части претензии следует указать все выявленные недостатки и обязать строительную компанию устранить их, выполнить иные требования собственника.
Если недостатки на объекте были обнаружены в течение 5 лет с момента его сдачи, застройщик должен исправить их за свой счет
Описание объекта претензии, то есть квартиры, должно сопровождаться точным перечислением реквизитов договора на долевое участие и указанием сведений о регистрации в реестре прав на недвижимое имущество. Также потребуются номер квартиры, ее площадь, местонахождение и полная стоимость.
В требованиях по устранению погрешностей следует ссылаться на закон, который обязывает застройщика незамедлительно приступить к выполнению работы.
Если были допущены грубые ошибки, которые привели жилой дом в некачественное и даже аварийное состояние, застройщик обязан устранить их в течение 10 дней после получения претензии.
Документ завершается условием, что в случае отсутствия реакции со стороны застройщика вы будете вынуждены обратиться в суд, и требовать устранения погрешностей, а также возмещения понесенных убытков и неустойки, привлечения застройщика к ответственности по Закону «О защите прав потребителей».
Как отправить претензию застройщику по почте?
Претензию застройщику относят к срочной документации, поэтому в случае отправления по почте необходимо выбрать вариант ценного письма с описью вложения и обязательным уведомлением о вручении. Перед отправкой следует подготовить претензию в двух экземплярах и принести в почтовое отделение, не запечатывая в конверт.
Отправляя претензию заказным письмом, вы можете быть уверены, что застройщик получит письмо в срок и незамедлительно ознакомится с ним.
На почте нужно заполнить выданный сотрудниками бланк по форме Ф-107, где указываются реквизиты получателя, перечень документов и объявленная ценность (если нужно).
После проверки правильности заполнения данных и соответствия описи вложению, один из заверенных экземпляров претензии помещают в письмо и запечатывают для дальнейшего отправления, а второй передают вам.
Претензию застройщику можно направить по почте или доставить лично под роспись
Как ответить застройщику при отказе?
Согласно законодательству компания, получившая претензию, обязана написать ответ с указанием принятого решения по устранению выявленных недостатков либо об отказе.
Застройщик может потребовать от собственника провести дополнительные экспертизы, а также привести доводы, опровергающие указанные в полученной претензии сведения.
Получив соответствующий ответ, вы вправе ответить на него новой претензией, дополнив ее недостающими сведениями. Так же можно направить исковое заявление в мировой или арбитражный суд по месту жительства.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
Вопросы по поводу претензий к застройщику в новостройке (Договор долевого участия).
1. Квартиру приняли по акту, незначительные нарушения были, устранены.
2. Сейчас обнаружили, что стяжка пошла трещинами и пол не очень ровный, нужно устранить.
3. Есть компания, которая готова все переделать за N-ную сумму, но мне бы не хотелось это делать за свой счет (они готовы убрать все и залить заново ровно). Предварительно поговорил с прорабом застройщика,они готовы устранить за свой счет, но меня смущает порядок ремонта: они хотят просто расшить трещины и замазать их заново. Кроме того, делать же его будут те же люди, я не уверен, что они сделают хорошо.
Можно ли как-то организовать это так, чтобы мне сделали нормально и за счет застройщика. Предварительно поизучал вопрос, все начинается с составления претензии застройщику, но в данном случае, они, вроде как, и признают свою вину. Можно ли настаивать на том, чтобы застройщик полностью переделал стяжку или (что еще лучше), чтобы задачу выполнил подрядчик?
1. Как я уже говорил, Акт о приемке квартиры подписан в Марте;
2. При этом, по договору, дом должен был быть сдан в Июле прошлого года;
3. В конце прошлого года относил застройщику письмо с просьбой прокомментировать ситуацию мне по почте, отметка о регистрации письма есть. От застройщика ответа не было.
4 Можно ли затребовать с застройщика компенсацию за просрочку в данном случае? Какой порядок действий?
Повлияют ли Вопрос 1 и Вопрос 2 на возможность начала ремонта в квартире? 🙂 Или нужно будет ждать пока все утрясется? Можно ли также пока оформлять жилье в собственность?
Можно ли как-то организовать это так, чтобы мне сделали нормально и за счет застройщика. Предварительно поизучал вопрос, все начинается с составления претензии застройщику, но в данном случае, они, вроде как, и признают свою вину. Можно ли настаивать на том, чтобы застройщик полностью переделал стяжку или (что еще лучше), чтобы задачу выполнил подрядчик?
Андрей
Андрей, претензия нужна обязательно. ФЗ № 214 в ст. 7 предусмотрено:
2. В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором,по своему выбору вправе потребовать от застройщика: 1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
2) соразмерного уменьшения цены договора;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Т.е. Вы должны выразить в этой претензии выбранное Вами требование безвозмездном устранении недостатка, а также назначить разумный срок для устранения.
Переделывать стяжку полностью или нет — вопрос к специалистам. Только строительная экспертиза может ответить на этот вопрос — есть ли необходимость полностью переделывать стяжку. Считаю, что Вы здесь не вправе диктовать застройщику каким образом он будет устранять недостаток. Или проводите экспертизу за свой счет, и если эксперт укажет на необходимость полного демонтажа стяжки, тогда направляйте застройщику соответствующее требование.
Если Вы выберите 3-й вариант, предусмотренный ст. 7., то в случае возникновения спора, застройщик также сможет провести экспертизу, и будет настаивать на снижении компенсационных расходов.
Вопрос 2. 1. Как я уже говорил, Акт о приемке квартиры подписан в Марте; 2. При этом, по договору, дом должен был быть сдан в Июле прошлого года; 3. В конце прошлого года относил застройщику письмо с просьбой прокомментировать ситуацию мне по почте, отметка о регистрации письма есть. От застройщика ответа не было. 4 Можно ли затребовать с застройщика компенсацию за просрочку в данном случае? Какой порядок действий?
Андрей
У застройщика не нужно просить комментировать ситуацию, а необходимо предъявлять соответствующую претензию, в которой требовать выплаты неустойки предусмотренной законом.
2.В случае нарушения предусмотренного договором
срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого
строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства
неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная
настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере. В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства
вследствие уклонения участника долевого строительства от подписания
передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого
строительства застройщик освобождается от уплаты участнику долевого
строительства неустойки (пени) при условии надлежащего исполнения
застройщиком своих обязательств по такому договору.
Повлияют ли Вопрос 1 и Вопрос 2 на возможность начала ремонта в квартире? 🙂 Или нужно будет ждать пока все утрясется? Можно ли также пока оформлять жилье в собственность?
Андрей
Для регистрации возникшего права собственности нет никаких препятствий.
Ничего не мешает обратиться к застройщику и по первому вопросу и по второму.
А делать ремонт или нет решать уже Вам. Вопрос, связанный с требованием о выплате неустойки, уж точно никак не влияет на производство ремонта.
А вот со стяжкой — решайте сами. Если можете начать делать ремонт, не трогая при этом полы, то делайте
Дополню по 2 вопросу.
Ваше требование о выплате Вам неустойки застройщик обязан выполнить в течение 10 дней ( ФЗ «О защите прав потребителей»).
В случае невыполнения указанного требования, Вы вправе в судебном порядке, кроме неустойки требовать от застройщика возмещения морального вреда (ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей»), выплаты штрафа в размере 50% от всей взыскиваемой с застройщика суммы ( ст. 13)
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
При обращении в суд Вы освобождены от уплаты гос. пошлины
Уточню, верно ли я понял. Поправьте, если что не так.
Т.е. я могу, условно, пойти завтра в офис застройщика, вручить ему письмо примерно содержащее: «Согласно договору такому-то срок сдачи объекта такого-то был в Июле 2016, а Акт мы с вами подписали в Марте 2017, прошу в соответствии с ФЗ «О Защите прав потребителей» возместить мне неустойку в размере (видимо 1/300 * 0,1 * Сумма по договору * Число дней просрочки). Д/С прошу перевести мне по след. реквизитам».
Естественно, письмо в двух экземплярах, на одном получить от них отметку.
Если в течение 10 (рабочих?) дней не поступают средства и застройщик со мной на контакт не вышел, то я могу идти в суд и приплюсовать еще 50% к сумме оплаты в счет ФЗ?
Андрей, добрый день.
В дополнение хотел бы обратить внимание вот на что.
Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214-ФЗ
Ст. 7 п. 2. В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:
1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
2) соразмерного уменьшения цены договора;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Таким образом, вам нужно определиться с конкретным требованием в претензии к застройщику.
Уважаемый Андрей, информационное дополнение:
Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214-ФЗ, ст. 7:
5. Гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором.
5.1. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
6. Участник долевого строительства вправе предъявить иск в суд или предъявить застройщику в письменной форме требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства с указанием выявленных недостатков (дефектов) при условии, что такие недостатки (дефекты) выявлены в течение гарантийного срока. Застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства. В случае отказа застройщика удовлетворить указанные требования во внесудебном порядке полностью или частично либо в случае неудовлетворения полностью или частично указанных требований в указанный срок участник долевого строительства имеет право предъявить иск в суд.
Главное при предъявлении претензии к застройщику — это правильно зафиксировать все недостатки и в письменном виде своевременно предъявить претензию к застройщику.