Письмо-обращение
Одним из самых распространенных видов деловых писем, направляемых физическими лицами и организациями другим физическим лицам или организациям, является письмо-обращение.
Кто и куда может обращаться
Суть письма-обращения заключается в мотивации его получателя выполнить какое-либо действие или рассмотреть какой-то вопрос.
По большому счету обратиться посредством письма можно к любому адресату. Главными условиями действенности обращения будут:
Круг вопросов, освещаемых письмами-обращениями, достаточно широк. Различают следующие виды обращений в зависимости от статуса отправителя и получателя:
Посредством писем-обращений можно:
Следует помнить, что для некоторых типов обращений существуют установленные законом формы, без соблюдения которых данное обращение к рассмотрению принято не будет.
Составление письма-обращения
Для большинства видов обращений законом определена свободная форма вплоть до отсутствия требований к орфографии (это, например, относится к письмам в прокуратуру, полицию).
Главное условие — чтобы обращение отвечало на вопросы о том, кем и куда оно направлено и чего хочет его автор. Кроме того, обращение должно быть мотивированным.
Если обращение составлено на основании какого-либо нормативного акта, во исполнение какого-либо требования, то его необходимо упомянуть в тексте.
В целом же структура писем-обращений выглядит следующим образом:
Письмо-обращение, автором которого является организация, оформляется на фирменном бланке организации.
Направление обращения
Письмо-обращение может быть направлено различными способами:
Рекомендуем при передаче письма лично или через курьера оформить второй экземпляр письма, на котором принявшее его лицо (секретарь, работник канцелярии) проставит свою подпись.
Образец делового письма
Составление различного рода деловых писем – необходимая часть работы представителей бизнеса. Благодаря подобным посланиям они приобретают возможность решать коммерческие вопросы наиболее доступным, быстрым и оптимальным путем.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Какие деловые письма бывают
Условно деловые письма можно разделить на несколько основных категорий:
Отдельным пунктом можно пометить ответы на все эти письма, которые также являются частью официальной деловой корреспонденции и также пишутся по определенным канонам.
Кто должен выступать в роли автора письма
Деловые письма всегда должны содержать подпись. При этом непосредственно составлением письма может заниматься любой сотрудник компании, в чью компетенцию входит данная функция или уполномоченный на это распоряжением директора. Обычно это специалист или руководитель того структурного подразделения, в ведение которого входит тематика послания. Однако вне зависимости от того, кто именно занят написанием, письмо в любом случае нужно передавать на утверждение руководителю, памятуя о том, что оно пишется от лица компании.
Общие правила написания деловых писем
Все деловые послания должны касаться только деятельности фирмы или обстоятельств, с ней связанных. При этом, вне зависимости от содержания, они должны подчиняться некоторым требованиям.
В первую очередь, это определенная структура. В послании всегда должны быть указаны:
Следует отметить, что письма могут адресовываться как отдельным сотрудникам, так и целым коллективам (в этом случае достаточно ограничиться приветствием «Добрый день!»).
К письму могут прилагаться различные дополнительные документы, фото и видео свидетельства – при наличии таковых, это необходимо отразить в основном тексте.
Письмо можно оформлять как на обычном стандартном листе формата А4, так и на фирменном бланке организации. Второй вариант предпочтительнее, поскольку при нем не надо вручную вбивать реквизиты компании, кроме того, такое письмо выглядит солиднее и лишний раз свидетельствует о принадлежности послания к официальной корреспонденции. Его можно писать в рукописном виде (особенно удачно получаются письма, написанные каллиграфическим почерком), или же печатать на компьютере (удобно, когда нужно создать несколько копий письма).
Письмо обязательно должно быть заверено подписью, но при этом проштамповывать его не обязательно, т.к. с 2016 года юридические лица освобождены от необходимости применять в своей деятельности печати.
Перед отправлением послание при надобности регистрируется в журнале исходящей документации, в котором ему присваивается номер и ставится дата отправления.
На что обращать внимание при составлении письма
При составлении письма нужно тщательно следить за правописанием, придерживаться правил и норм русского языка по части лексики, грамматики, пунктуации и т.д. Получатели всегда обращают внимание на то, насколько грамотно изложены и оформлены мысли в послании.
Не стоит забывать о том, что проведенные исследования однозначно говорят о том, что люди не готовы тратить на прочтение подобного рода писем более одной минуты.
Письмо необходимо писать в корректной форме, не «растекаясь мыслью по древу», достаточно коротко и емко, по делу. Каждая новая тема должна быть оформлена в виде отдельного абзаца, которые при необходимости надо разделить на пункты. Кроме того, лаконичное и четкое письмо даст понять получателю, что автор ценит его время. Здесь поговорка «краткость — сестра таланта» — к месту.
Чего нельзя допускать в деловом письме
В деловых письмах совершенно недопустим развязный или фривольный тон, ровно как и лишком сухой текст и банальные «штампы». Также следует избегать сложных формулировок, обилия причастных и деепричастных оборотов, специальной терминологии, понятной узкому кругу специалистов.
В письмо нельзя включать непроверенные, недостоверные и уж, тем более, заведомо ложные сведения.
Надо иметь ввиду, что такой тип посланий не только является частью рутинной деловой корреспонденции, но и, во многих случаях, относится к официальным документам, которые впоследствии могут обрести статус юридически значимых.
Как отправить письмо
Любое официальное послание можно отправить несколькими основными путями.
Минус здесь один – при большом количестве почты у адресата, письмо может легко затеряться или же попасть в папку «Спам», поэтому при отправлении писем таким способом, желательно дополнительно удостовериться в том, что письмо получено (через простой телефонный звонок).
Обычно отправление через стандартную почту используется в тех случаях, когда отправляются оригиналы документов, письма, заверенные живыми подписями и печатями.
Пишем официальное письмо в организацию: правила, ошибки, образец
Официальное письмо — это документ, посредством которого осуществляется деловая переписка между заинтересованными сторонами по различным вопросам.
Разновидности деловых писем
Юридические и физические лица часто сталкиваются с необходимостью формально-делового общения, например:
Разнообразие причин предполагает такое же разнообразие видов деловых бумаг:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать делопроизводство и документооборот в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Структура и содержание документа
Специальных требований к структуре официального письма не установлено, деловая переписка по умолчанию предполагает:
Предлагаем небольшую инструкцию, как правильно написать официальное письмо, чтобы произвести приятное впечатление и достичь максимального эффекта от взаимодействия:
Шаг 1. Подготовьте для документа фирменный бланк. Допустимо использование обычного листа А4, но в этом случае ваши данные каждый раз необходимо вбивать самостоятельно.
Шаг 2. Обязательно перепроверьте правильность реквизитов адресата. Если сомневаетесь, воспользуйтесь бесплатным онлайн-сервисом ФНС для получения данных из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Шаг 3. Поставьте дату и исходящий номер.
Шаг 4. Обращение начните со слова «Уважаемый(ая) …!», после которого укажите имя и отчество, к кому обращаетесь.
Шаг 5. Обозначьте причину или повод, почему вы обращаетесь к адресату.
Шаг 6. Грамотно, емко и доступно изложите содержание вашего обращения, оно всегда зависит от цели, которую вы преследуете, направляя документ. Например, если требуется получение бумаг или информации от контрагента, указывайте в тексте, что конкретно хотели бы получить, в какие сроки и в каком виде. Обязательно формулируйте заключение, указывайте, какие действия вы ожидаете от получателя. Не забудьте оформить приложения при их наличии.
Шаг 7. Поставьте подпись руководителя и печать (при наличии), при необходимости укажите исполнителя документа с контактными данными.
Как нельзя писать
При официально-деловой переписке не допускаются:
Правила оформления
Жестких требований к оформлению нет, в качестве примера, как составить официальное письмо, применим ГОСТ Р 7.0.97-2016, который рекомендовано использовать для написания подобных документов. Общие положения:
В общем виде угловой бланк выглядит так:
Образец с продольным бланком
Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru»
ИНН 1234567890/КПП 121001001
ОГРН 2323454567001
АДРЕС 456789, Россия, Субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1
Исх. № 987 от 12.12.2020
Директору ООО «Общество»
123456, Россия, Субъект РФ,
Уважаемый Иван Иванович!
В ответ на Ваше предложение от 20.11.2020, исх. № 11, о заключении договора оказания юридических услуг настоящим письмом выражаем готовность сотрудничества с ООО «Общество».
Убедительно просим направить в наш адрес проект договора и заверенные копии учредительных документов ООО «Общество».
Генеральный директор Петров Петров Порфирий Петрович
Как отправить письмо
Способ отправки документа, как правило, зависит от его цели:
Как оформить письмо-обращение — скачать образцы и примеры
Существует множество разновидностей деловых писем, создаваемых для выполнения различных функций (прежде всего информационной, коммуникативной, побудительной, маркетинговой, рекламной).
Они могут быть и нерабочими – оправляться ради соблюдения деловой и общечеловеческой этики (например, поздравления, приглашение, благодарности, соболезнования). Группа документов среди корреспонденции, направляемых конкретным лицам, принято обобщенно называть письмами-обращениями.
Что такое письмо-обращение
В делопроизводстве понятие письма-обращение означает категорию деловых писем, предназначенных для направления физическим лицам, ИП и организациям. Письмо-обращение может подготовить и отправить предприятие или другое физлицо.
В зависимости от статуса адресанта и адресата обращения делятся на 3 группы:
Главное условие отправки письма: наличие у получателя достаточных знаний и/или сведений, чтобы ответить на вопрос.
Отправитель должен иметь право общаться со второй стороной, поэтому запрещено направлять обращения с целью получить секретные данные или другие факты, связанные с государственной, служебной, коммерческой, личной и другими видами тайн.
Письмо может составлять просто заинтересованное лицо или работник предприятия (секретарь, помощник руководителя, делопроизводитель структурного подразделения).
Как оформить
Для некоторых тем обращений существуют типовые формы (например, письмо-запрос). В иных случаях (например, при обращении в полицию или прокуратуру) обращения создаются в свободном виде и не подлежат правке и редактуре, поэтому направляются с сохранением структуры, орфографии и пунктуации.
Главное условие – мотивация и возможность адресата решить проблему или ответить на вопрос.
Однако лучше, если обращение будет содержать необходимый минимум сведений:
Если обращение создается по решению организации, то желательно подготавливать его на корпоративном бланке.
Корпоративные элементы должны содержать и конверт и иные сопроводительные объекты. Разрешено составлять письмо от руки или в машинописном варианте.
Важно грамотно оформлять текст обращения. Формулировки должны быть максимально четкими.
При подготовке важных прошений не будет лишним проконсультироваться с юристом. Так, в некоторых случаях для обоснования просьбы могут понабиться ссылки на законы, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, нормативы, рекомендации. Согласование с законом нужно четко прописывать в тексте письма.
Образец с просьбой к руководителю
Для усвоения основных рекомендаций рассмотрим письмо к руководителю своей организации – от студенческой локальной организации ректору университета.
Уважаемый Михаил Юрьевич!
В соответствии с ранее утвержденным планом проведения научных мероприятий, просим Вас направить студентов из студенческого совета для оказания посильной помощи в организации студенческой научно-практической конференции, проводимой на базе СНТГУ с 19 по 23 апреля 2021 года.
Заранее благодарны за понимание!
Следующий пример актуален для направления руководителю другой (сторонней) организации – для приема командированного сотрудника.
Исх. 144/2015 Генеральному директору
от 04.06.2016 ООО «Вчерашний день»
от генерального директора
Уважаемый Александр Петрович!
Прошу предоставить возможность направления метролога ООО «УСТАРеЛО» К.Л. Криворукова, работающего по совместительству в ООО «Вчерашний день», в однодневную служебную командировку 22 июня 2016 на выставку «Хламм-2015».
ООО «Вчерашний день» /подпись/ /Т.В.Забывченич/
Отметим, что направлять письмо-обращение можно как обычное бумажное письмо, через курьера или лично, а также в цифровом формате – по факсу или электронной почте.
Выводы
Письмо-обращение можно писать физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и предприятиям. Чаще всего обращение содержит информационную и побудительную функцию.
Письмо разрешено составлять в свободной форме, но оно должно включать необходимы минимум, чтобы дойти до адресата.
Если это необходимо, в тексте нужно ссылаться на законодательство, иные правовые акты, нормативы и прочую стандартизирующую документацию.
Письмо – обращение. Образец и бланк
Как правильно написать письмо – обращение в различные органы? Это дисциплина, которую следует хорошо изучить для достижения поставленной цели. Важно грамотно составить документ. При составлении документа большое значение имеет структура и формат.
Действующее законодательство постоянно меняется и корректируется. Данные правила сформированы на базе действующих законов.
Письмо – обращение. Образец
Нахождение службы, отвечающей на нужный вопрос
Для начала следует выяснить службу или организацию, в функции которой входят те или иные обязанности. Когда письмо отправлено не тому адресату, то орган может перенаправить ее для рассмотрения в соответствующую организацию. В этом случае срок рассмотрения обращения увеличивается на тридцать дней. Поэтому важно направить обращение в соответствующую организацию. Каким образом находить, лиц в чьи обязанности входит тот или иной вопрос?
Нужно учесть, что в стране действует 3 системы власти: федеральная, областная (краевая) и местная. О принципах и порядке разделения полномочий указано в Законе о разграничении полномочий.
В стране действует много законов, которые приняты разными уровнями власти. Например, в Московской области действуют одни законы, а в Краснодарском крае другие, но принятые на этом уровне законы не могут вступать в противоречие с федеральными законами. В случае противоречия местного нормативно-правового акта федеральному закону, местный НПА отменяется, а физические и юридические лица имеют право осуществлять свои права по федеральному закону.
Поэтому при обращении в какие-то организации и органы, для начала следует выбрать систему органа власти. Когда вопрос не относится к международному праву и дипломатии, то это компетенция местной власти.
Не нужно по всем вопросам обращаться в администрацию города. Лучше найти структурное подразделение, которое отвечает за те или иные вопросы.
Вся информация о работе органов государственной власти размещается в сети интернет, в том числе службы и отделы администрации. В соответствующих разделах веб-сайтов выложены правовые акты об отделах и управлениях. В них расписаны функции и задачи соответствующих структурных подразделений.
Содержание обращения
После выбора организации, отвечающего за конкретные обязанности, начинаем писать. Обращение должно начинаться со ссылки на Положение: «Согласно пункта Положения об Управлении, в функции Управления входят надзор за соблюдением того или иного вопроса». Здесь следует указать конкретный вопрос, за который отвечает это Управление.
Далее необходимо заявить на несоблюдение или Ваших прав. Потом следует отыскать статью закона и указать в обращении. Каким образом отыскать его? С помощью поиска в интернете. В нашем государстве действует множество разнообразных законов и подзаконных актов. Скорее всего, существует закон, который раскрывает ваш вопрос.
Если нарушаются права в коммунальной сфере, например, отключили водоснабжение на три дня подряд. Набираем в поисковике запрос «Закон о предоставлении коммунальных услуг». И появившемся списке результатов находим Правила предоставлении коммунальных услуг и Жилищный кодекс РФ. Или в магазине отказываются принимать купленный товар обратно. Находим «Закон о торговле».
Также можно воспользоваться системой Консультант плюс через всемирную паутину.
При нахождении закона регулирующего ваш вопрос, и что именно из этого закона было нарушено, можно продолжать писать содержание вашего обращения. Оно будет приблизительно в такой форме: «В силу ч. 1, п. 2 ст. 2 Закона «О предоставлении в собственность земельных участков» земельные участки выделяются бесплатно молодым семьям, возраст каждого из супругов в которых на подачу обращения о предоставлении земельного участка не превышает тридцать пять лет». Составляя документ так, заявитель обозначает нарушенное право.
Следующим моментом будет указание ваших интересов. То есть, необходимо расписать попунктно.
“На основании вышеизложенного просим:
1. Предоставить бесплатно земельный участок.
2. Дать ответ на данное обращение в срок, установленный законом”.
В силу Закона №59-ФЗ заявителю должны дать ответ в срок – 30 календарных дней. Орган может продлевать установленный срок рассмотрения. Но он должен известить об этом.
Привлечение надзорных органов
Обычно происходит так, что выявить того, кто отвечает за функцию трудно. Организация не регистрирует ваше обращение или не может найти обращение. Как поступать в подобных прецедентах? Здесь можно обращаться за помощью в надзорные органы (Управление Роспотребнадзора, Ростехнадзор, прокуратура).
В письмах с надзорными службами важно опираться на направленные ранее обращения в соответствующие органы (региональные органы, муниципалитет и прочее) и ответы от этих организаций. По Закону «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» организация должна ответить по фактически поставленным в обращении вопросам. В случае неправомерной дачи ответа, можно направить жалобу в надзорные органы, сославшись на ранее поданные обращения и попросить наказать правонарушителя. Надзорный орган привлечет правонарушителя к ответственности и заставит исправить обнаруженное нарушение.
Важные тонкости при составлении обращения
Обращение можно отправлять сразу в два-три органа, ставя в шапке обращения.
Стоит отметить необходимость написания обращений и заявлений согласно 59-ФЗ. Этот закон не объемный и читабельный. Но он очень важен для составления документа.
Нецензурные и матерные слова в обращениях не допускаются. Важно это учесть.
При указании внизу обращения требований, не стоит писать «требую». Во-первых, это звучит очень смешно. Во-вторых, это бессмысленно.
Если не дан соответствующий ответ с одного раза, то следует написать еще, но уже скорректированное.
В законодательстве много пробелов и коллизий норм. Поэтому важно правильно находить законы и подзаконные акты. Это не сложно если включить мозг и верно подходить к делу.