Как написать отчет по самообразованию в конце года
Отчет по самообразованию учителя: примеры, образцы, советы и рекомендации по составлению отчета
Э. Тельман говорил, что воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Так и с педагогами: самообразование учителя в настоящее время — это один из важнейших аспектов профессионального мастерства. Читать далее >>>
Цель: развитие интереса к учебной деятельности школьников с помощью нестандартных форм уроков для успешного и плодотворного обучения в начальной школе.
Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты всероссийской проверочной работы, проводимой в учебном году
Статья по теме самообразования «Патриотическое воспитание дошкольников», раскрывающая проблему воспитания любви, уважения и желания беречь Отчизну.
Материал основан на личном опыте педагога. Будет интересен коллегам, интересующимся формированием самооценки результатов учебной деятельности у учащихся на уроках контроля знаний.
В материале обозначена методическая тема учителя, курсы повышения квалификации, указана работа в методических объединениях, участие педагога в мероприятиях и конкурсах.
Отчет о работе над темой самообразования пишется каждым учителем в конце года. В нем он подводит итог своей работы за год и планирует работу на следующий год.
В отчете указаны проблема, над которой работала учитель и результаты работы, результаты прохождения курсов повышения квалификации, участия в вебинарах (темы не разместила, так как они снижают уникальность аналитического отчета, Вы можете и должны указывать темы и номера сертификатов), участие в олимпиадах, проектах и прочее.
Представляет собой анализ моей работы в данном направлении. Материал будет интересен педагогам, желающим обобщить опыт своей работы.
В течение последних двух лет работаю над темой «Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектной деятельности в начальной школе», в этом году моя тема изменилась и дополнилась в соответствии со ФГОС НОО и теперь моя тема звучит так: «Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средства формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.»
Метод проектов заинтересовал меня потому, что его основная идея состоит в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Главное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся.
Отчет по самообразованию учителя: примеры, образцы, советы и рекомендации по составлению отчета
Э. Тельман говорил, что воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Так и с педагогами: самообразование учителя в настоящее время — это один из важнейших аспектов профессионального мастерства.
И, естественно, всякая деятельность представляется бессмысленной, если в результате не создается какой-то продукт. Один из таких «продуктов» — отчет по самообразованию учителя, который позволяет не только проанализировать свою работу за отведенный промежуток времени, но и зафиксировать достижения, наметить план дальнейшей работы.
Как писать отчет по самообразованию
Отчет пишется по завершении работы над выбранной темой. Удобнее, если работа рассчитана на 1 учебный год. Хотя, возможен и выбор микротем, для работы над которыми достаточно 1-2 четвертей учебного года.
Единого шаблона для отчета нет, поэтому каждый учитель пишет его по своему разумению. Мы предлагаем лишь общие рекомендации, которые помогут учителям найти свою форму.
Для портфолио учителя удобнее, если отчет будет представлен в виде презентации.
В данном разделе вы найдете образцы и примеры отчетов по самообразованию учителей, преподающих разные предметы.
Отчет воспитателя по самообразованию: требования, особенности и рекомендации
На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.
Определение понятия
Что такое самообразование? Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации.
Только с помощью самообразования может быть сформирован индивидуальный педагогический стиль воспитателя и произойдет осмысление его деятельности.
Уровни самообразования
Считается, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа:
Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной.
Цели самообразования
Для чего воспитателю необходимо совершенствование своих умений? Среди целей самообразования этого специалиста можно выделить:
Направления самообразования
В каких областях педагоги, работающие с дошкольниками, могут углублять свои знания?
Темы самообразования
Какое конкретное направление является самым важным для воспитателя? Тема, выбранная им для самообразования, непременно должна быть связана с проблемами, решением которых занимается коллектив ДОУ, а также с основными направлениями деятельности детского сада. Это позволит наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед учреждением в целом.
Тема также должна подбираться с учетом профессионального мастерства и опыта воспитателя. Она должна быть понятна и близка ему. Только в таком случае можно будет получить эффективный результат и раскрыть творческий потенциал педагога.
Выбрать тему можно и с учетом существующих рекомендаций. Например, молодым специалистам лучше всего остановиться на вопросах изучения следующей информации:
Для тех, кто работает воспитателем более пяти лет, рекомендуется:
Более опытным, творчески работающим воспитателям важно следующее:
Если у воспитателя отсутствует образование, то ему рекомендуется рассматривать темы, позволяющие:
Стоит иметь в виду, что научить творчеству невозможно. Однако самообразование способно побудить педагога сделать определенные шаги для профессионального развития. А для контроля данного процесса необходим отчет воспитателя по самообразованию. Этот документ позволит руководству ДОУ оценить работу специалиста и при необходимости оказать ему необходимую методическую помощь.
Как написать отчет воспитателя по самообразованию? Для этого важно придерживаться определенной последовательности подачи информации.
Выбор темы
Отчет воспитателя по самообразованию должен включать в себя описание всех этапов данного процесса. Первым из них является выбор темы. На чем он должен быть основан? Тема самообразования находится в кругу профессиональных интересов педагога, а также всего ДОУ.
Также она напрямую зависит от уровня его квалификации. Отчет воспитателя по самообразованию в разделе, обосновывающем тему работы, должен также содержать задачи и цель повышения умений и знаний.
Планирование деятельности
Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагог занимается в начале года. В это же время со старшим воспитателем оговаривается форма, по которой должен быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду, а также сроки его окончательного составления.
Теоретическое изучение темы
Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду должен содержать в себе перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно по следующему:
Все этапы проделанной работы должен отражать отчет по самообразованию воспитателя в саду. В том числе это может быть указание на участие педагога в ГМО, что позволило ему обогатить опыт работы, а также на посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации.
Практическая деятельность
Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми.
Практическая деятельность состоит в следующем:
Подведение итогов
Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога. В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию?
Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе. Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:
Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада.
Тема «Развитие речи»
В качестве образца рассмотрим отчет по самообразованию воспитателя 2 младшей группы. В первом разделе данного документа указываются основания, которые послужили для выбора данной темы. Так, отчет по самообразованию воспитателя по развитию речи должен давать разъяснения о том, что в возрасте от 3 до 4 лет этот вопрос становится весьма актуальным. Детки, находящиеся в младшем дошкольном возрасте, нуждаются в проведении с ними работы по всестороннему развитию речи. В это направление входит деятельность по активизации и обогащению словаря ребенка, развитию грамотного построения речи и ее связности.
Далее в отчете идет описание основных задач, стоящих перед педагогом, а именно:
Далее указывается изученная воспитателем научно-методическая литература.
После этого отчет воспитателя по самообразованию должен содержать описание проделанной работы с детьми. Это могут быть:
При проведении кружковой работы с детьми в отчете должна быть описана и она. В заключение необходимо указать на результаты педагогической деятельности. Это повышение речевой активности деток, увеличение их словарного запаса, возникший интерес малышей к общению со сверстниками и с окружающими и т. д.
В этом же разделе должно быть указано и на пополнение предметно-развивающей среды группы, повышение уровня компетентности родителей в вопросах, касающихся речевого развития детей. Также в отчете должны быть описаны планы по продолжению работы в данном направлении с учетом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы.
Тема «Мелкая моторика»
Это понятие обозначает точность двигательных способностей рук. Данная функция способствует также и развитию речи ребенка.
Отчет воспитателя по самообразованию «Моторика» должен описывать актуальность темы. Эта функция способствует развитию интеллектуальных способностей малышей. При плохой моторике дети неловко держат карандаш и ложку, не способны самостоятельно застегнуть пуговицу и шнуровать обувь. Им порой трудно работать с пазлами, собрать детали конструкции и т. д.
Также в отчете указывается цель деятельности, которая состоит в развитии координации рук и мелкой моторики. Задачи работы, которые также должны быть описаны в данном документе, состоят в улучшении этих способностей у ребенка.
Далее следует описание форм работы с детьми, а также использованных методов и приемов. Это могут быть физкультминутки и самомассаж кистей рук, лепка фигурок из пластилина и конструирование из бумаги, рисование по трафаретам и дидактические игры, обучение шнуровке и игры с мозаикой, пазлами и т. д.
В заключение отчета должен быть проведен анализ проделанной работы, указано на улучшение моторики у детей. Также должно быть разъяснено и то, что малыши научились лучше понимать явления, происходящие в окружающем мире, легче адаптируются в обществе и практической жизни и стали более уверенными в себе и самостоятельными.
Тема «Игра»
Данное направление самообразования позволяет более эффективно решать задачи по физическому здоровью дошкольников. И это является основной целью работы педагога.
Отчет по самообразованию воспитателя по игре должен содержать в себе планирование деятельности специалиста, которое осуществляется по следующим направлениям:
Отчет воспитателя также должен включать в себя описание практической деятельности, проведенной с детьми в течение года. Это может быть:
В заключение отчета воспитатель должен указать на успехи физического развития детей, в числе которых улучшение их умения прыгать и бегать, лазить, кидать мяч и т. д.
Отчет воспитателя по самообразованию
Светлана Кожихова
Отчет воспитателя по самообразованию
У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не могут крепко схватывать игрушку. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности –пальцев рук, следует с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Развитие моторики пальцев способствует формирования речи, а также оказывает благотворное влияние на психическое развитие ребёнка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
В этом году наметила углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности детей.
Для достижения цели мной были поставлены задачи:
1. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений рук, гибкости рук, ритмичности;
2. Развитие воображения, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия;
4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Методы и приемы работы,которые использую в процессе развития у детей мелкой моторики пальцев рук это:
-массаж кистей рук (погладь ежика, сожми и разожми или пощупай мешочек с шариками).
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
-пальчиковые игры со стихами;
-лепка из пластилина;
-нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем и т. д. ;
конструирование: с кубиками и кирпичиками, крупным строителем, работа с конструктором ЛЕГО;
-игры с мелкими предметами;
-Игры с прищепками (игровые макеты «зима», «весна-лето»);
-Игры с пирамидками и матрешками
-Игры на панно «Путешествие в сказку».
Поставленные цели по самообразованиюв начале учебного года:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Оформить родительские стенды, написать буклеты, памятки для родителей,
5. Составить и провести консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?».
6. Составить план работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста
7. Составить план работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
8. Сделать игровые пособия и макеты по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения,помогает создать благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает усидчивость, память, внимание, а также умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры».
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Играя в сказки, мы тем самым развиваем пальцы рук, их гибкость, что способствует развитию речи, но и развитию интереса к театрализованным играм, так как в них активно задействованы пальцы.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин и тесто для лепки. Сжимая и разжимая пластилин в руке и работая с ним-ребёнок тренирует руки и пальцы, что приводит к благоприятным последствия для мелкой моторики пальцев рук ребёнка.
Также детям предлагала раскрашивать заготовки или раскраски согласно их возрасту, для укрепления мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Играя ежедневном детьми с конструкторами Лего, крупным и мелким строителем и сооружая многочисленные и разнообразные постройки, у детей развиваются пальцы, их гибкость и хваткость пальцев рук, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение. Еще одним из интересных занятий является собирание пазл, нанизывание бусин на шнурок.
В течение всего года мною была проведена работа по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми:ежедневно: пальчиковые игры, мальчиковая гимнастика, пальчиковый театр «Сказка в гости к нам пришла», игры с прищепками, игры со шнуровками, игры с Лего, игры с крупным и мелким строителем, игры с шариками, игры с бусинами, игры с игровыми макетами «Зима», «Лето», игры с настольной и напольной мозаикой, игры с пазлами-вкладышами, игры с ежиками (самомассаж, рисование и закрашивание раскрасок и заготовок (пальцем, кисточкой, работа с пластилином (самомассаж пальцев, упражнения на сжимание и разжимание пальцев).
Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении будет способствовать развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в домашних условиях.Для этого я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики пальцев рук через различные виды деятельности в домашних условиях». Была подготовлена консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях и ДОУ.
В дальнейшем я буду продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, интереса к различным видам деятельности.
Опыт работы воспитателя по самообразованию Начиная со 2 младшей группы я с детьми занималась изобразительной деятельностью по программе Лыковой И. А. «Цветные ладошки». С каждым годом.
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников» Актуальность опыта. Статистики свидетельствуют,что в последнее время увеличилось количество детей с нарушением речи. Известно,что развитие.
Отчет по самообразованию «Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников» Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников. Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере.
Отчет по самообразованию. Проект «Дорожная безопасность» проект «дорожная безопасность» актуальность проекта. В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий.
Отчет по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Сенсорное воспитание детей раннего возраста Работая с самыми маленькими детишками (от 2 до 3 лет, уделяю особое внимание сенсорному развитию.
Отчет по самообразованию «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ» Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию по теме: «Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада». Эта тема.
Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы Мною был разработан долгосрочный педагогический проект «Побегайки- Попрыгайки». Этот проект направлен на развитие физических качеств детей.
Программа по самообразованию воспитателя Оглавление 1. Пояснительная записка 2. Актуальность 3. Цель программы 4. Задачи программы 5. Ожидаемые результаты программы 6. План работы.
Отчет по самообразованию «Графические диктанты в детском саду» В этом году в логопедическую группу поступили дети не только с дефектом речи, но и с нарушением психики и поведением. И я решила попробовать.
Отчет по самообразованию воспитателя
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №18 «Теремок» комбинированного вида» г. Новая Ладога
Отчет по самообразованию воспитателя
МДОБУ «Детский сад №18 «Теремок»
Явниковой Валентины Михайловны
Педагогический стаж – 11 лет.
Стаж работы в МДОБУ «Детский сад №18 «Теремок» – 5 лет.
Квалификационная категория – первая.
Тема самообразования в 2018 – 2019 году: «Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми дошкольного возраста».
Целью моей работы было: продолжение повышения своей профессиональной квалификации и педагогической компетентности.
В процессе самообразованияя решала следующие задачи:
— изучить проблему по здоровьесбережению в контексте требований ФГОС ДО;
— изучить методическую литературу по данной теме;
— изучить современные здоровьесберегающие технологии применяемые с детьми среднего дошкольного возраста.
Актуальность изучения: «Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у дошкольников. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
В процессе работы по самообразованию,я изучила методические пособия:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
• Арсеневская. О. Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год. (в пособии представлена система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, раскрывающая виды здоровьесберегающих технологий. В книге вы найдете песни-распевки, комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики, игровой массаж, речевые, пальчиковые игры и сказки, профилактические упражнения. Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, инструкторам по физической культуре, может быть полезно родителям и всем, кому важно здоровье детей.)
• Горбатенко О. Ф., Т. А. Кадраильская, Г. П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год. (в пособии раскрывается опыт по созданию предметно-двигательной среды, использованию современных здоровьесберегающих технологий, тренажеров и нестандартного оборудования в работе со старшими дошкольниками. Представлены нетрадиционные формы работы по оздоровлению детей (занятия и упражнения, спортивно-досуговые мероприятия, направленные на развитие гибкости, ловкости, выносливости, совершенствование координации движений, привитие здорового образа жизни. Пособие предназначено воспитателям и инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных организаций для формирования комплекса мер по физкультурно-оздоровительной работе, соответствующей требованиям ФГОС ДО).
• Карепова Т. Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год (система занятий по программе «Наша традиция-быть здоровыми!» и проект социально-личностного развития дошкольников помогут выявить в общении родителей и детей и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Предназначено педагогам и руководителям дошкольных образовательных учреждений для создания устойчивой положиедьной мотивации к сохранению и укреплению здоровья дошкольников, профилактики психосоматичеческих заболеваний).
• Николаева Е. И. и др. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М.СПб: Детство-Пресс, 2015. (методическое пособие содержит описание проблемы здоровья детей-дошкольников и технологии формирования у детей здорового образа жизни, внутренней кар тины здоровья и профилактики зависимости. Авторы подробно знакомят читателей с проектом опытно-экспериментальной работы по этому направлению, реализованным в ГДОУ Санкт-Петербурга.)
• Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону. 2005. (книга включает обзор и анализ современных комплексных программ и технологий по физическому воспитанию детей первых семи лет жизни. Издание содержит приложения с перспективным планированием физического воспитания детей. Пособие для специалистов)
• Солдатченко С. С., Кащенко Г. Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. «Таврида», Симферополь, 1999 (в книге собрана и осмыслена большая информация по истории, класификации, терминологии, способам получения эфирных масел, старым и новым рецептам, применении их в медицине, парфюмерии, косметологии, быту… Книга рассчитана как на српециалиста-медика, желающего пополнить свои знания по эфирным маслам, так и на новичка, только открывающего для себя этот удивельный мир).
• Симкина, П. Л.Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П. Л. Симкина, Л. В. Титаровский. – М. : Амрита-Русь, 2006 (книга содержит упражнения для физического и нравственного воспитания ребёнка, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти. Упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики. Книга предназначается учителям общеобразовательных школ начального, среднего и старшего звеньев, воспитателям детских садов, родителям для работы с детьми вне школы и всем, кого интересуют вопросы здоровья.)
• «Уроки Мойдодыра»/ Г. Зайцев. –СПБ. : Акцидент,1997г. (в пособии изложены основные правила поведения. Книга рассчитана на дошкольников и младших школьников. Может быть использована в качестве учебного пособия для первоклассников тех школ, в программу которых входит валеология, новая учебная дисциплина, а также на занятиях в дошкольных детских учреждениях и для семейного чтения.)
• «Игры, которые лечат» А. С. Галанов, Т. Ц. «Сфера» М. 2004г. (в книге, предназначенной для родителей и воспитателей детского сада, даны оздоровительные игры для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Игры позволяют проводить лечебно-профилактические занятия в веселой, занимательной форме)
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: здоровье воспитанника в норме,если:
* в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
* в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
* в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
* в интеллектуальном плане – он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;
* в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности
В работе с детьми я способствовала:
— развитию положительного отношения ребенка;
— повышению двигательной активности и умственной работоспособности;
— сохранению и укреплению здоровья.
Над современными здоровьесберегающими технологиями я работала во всех видах детской деятельности,но особенно использовала в познавательном развитии:
*Динамические паузы проводятся во время НОД 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.
Например, на занятиях по познавательному развитию использую динамические паузы с учетом содержания занятия.
*Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Развивает речь ребенка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление.
*Дыхательная гимнастика. Дыхание – основа всего живого. Дыхание – основа процесса образования речи; речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения; речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. Основной метод развития дыхания – это дыхательная гимнастика.Дыхательная гимнастика: улучшает носовое дыхание, ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей, улучшает зрение, память, ликвидирует различные неврозы, улучшает работу органов пищеварения, улучшает звучание голоса.
*Гимнастика для глаз проводим ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Обеспечивая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения детей, формируем умение ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся данные упражнения в группе, в музыкальном зале, гимнастическом зале, на прогулке.
Приемы релаксации помогают сбалансированность положительные и отрицательные эмоции, сохранять психическое здоровье детей.
В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Часто на занятиях используется звуки природы, спокойная классическая музыка Чайковского П. И. и Рахманинова.
физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время. Так, например, самомассаж ушных раковин для детей. Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме.
*Музыкотерапия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). Лечебные свойства музыки замечены давно. Слушание музыки способствует повышению иммунитета детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Также я взаимодействовала с родителями: консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях.
Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации к здоровому образу жизни. Одним из этапов моей работы по самообразованию стало выступление на педагогическом совете «Профессиональная компетентность воспитателя».
Таким образом, за 5 месяцев работы был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на успешное познавательное развитие ребенка.