Как написать педагогическую статью для публикации пример
Статья – небольшое исследование по определенной узкой теме.
Выделяют следующие виды научных статей:
Педагог обычно пишет научно-практическую статью, которая рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной тематики.
Самый ответственный момент – выбор темы для статьи. Любой исследовательский процесс – это процесс творческий. Поэтому тема должна быть для вас интересна и проработана. Она должна быть актуальной, соответствовать новым тенденциям развития образования в стране и регионе. Максимальная длина заголовка 10-12 слов. Название должно быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи.
Объем научной статьи составляет 8–10 страниц. Педагоги обычно пишут статьи объемом 5-6 страниц, поэтому выбранная тема должна быть узконаправленной, затрагивать конкретную проблему
Статья предполагает изложение собственных выводов, промежуточных или окончательных результатов своей педагогической деятельности. Она должна содержать анализ понятий, мнений ученых и собственные разработки, выводы, рекомендации. Для написания текста статьи используйте только специальную литературу, опираться надо на научные труды авторитетных ученых. Все заимствования оформляйте в форме цитат.
Структура научно-практической статьи:
сведения об авторе (Ф.И.О., должность, место работы);
текст статьи (введение, основная часть, заключение), выводы, результаты);
список использованной литературы.
В начале статьи надо дать вводную информацию, касающуюся темы статьи, объяснить, с какой целью выбрана данная тема, показать актуальность, новизну. Далее необходимо раскрыть теоретическую и практическую значимость работы и описать наиболее авторитетные и доступные для читателя публикации по рассматриваемой теме. Обзор литературы является основой статьи, его цель – изучить и оценить существующие работы по данной тематике. Необходимо не просто перечислить название книг, а сделать их анализ, обобщить основные точки зрения на проблему. Затем необходимо дать основные понятия, обозначить проблемы, не решенные в предыдущих исследованиях, которые призвана решить данная статья.
Основная часть – самый обширный и важный раздел статьи. В ней педагог излагает свои рассуждения, описывает свою работу и обосновывает выбор используемых форм, методов и средств работы с детьми. Представленные в статье результаты можно сопоставить с работами ученых и практиков в этой области.
Третья часть небольшая. Она содержит выводы, рекомендации, значимость работы, заключение. Автором суммируются результаты осмысления темы, подчеркивается их практическая значимость, а также определяются основные направления для дальнейшей работы в этой области.
В конце статьи пишется список литературы. Он должен содержать все источники, использованные в статье.
Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ P 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка».
Ориентация листа книжная, формат А4, поля по 2,5 см по периметру страницы, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14пт, междустрочный интервал 1,25, выравнивание по ширине страницы, абзацный отступ 1 см (без использования клавиш «Tab» или «Пробел»), страницы не нумеруются, в тексте не должно быть разрывов страниц. Обязательно в тексте надо вставить ссылки на использованные литературные источники.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Как написать научную статью?
Османова Ирина Юсуповна
и иновационной работы
Если вы никогда не писали научно-методических статей, помните: все когда-то случается в первый раз.
Если у вас есть детские работы или готовые примеры, то сначала структурируйте их в определенной логике и последовательности, а затем напишите необходимые к ним комментарии и выводы.
Рекомендуется включать в статью схемы, таблицы, так как визуальная система более скоростная в обработке информации. Читатели сначала обычно просматривают картинки и выделенные фрагмента текста. Иногда на основе внешних впечатлений от знакомства с ними принимают следующее решение: читать внимательно статью или нет.
Если вы располагаете статистическими данными своей практической деятельности, обязательно приведите их в заключительной части статьи, так как для многих они являются убедительным свидетельством качества, глубины и научности вашей деятельности! При написании статьи сразу используйте полезные инструменты компьютера: проверку орфографии, синонимы, различные настройки (интервал, шрифт, выравнивание и т.д.). Их лучше установить перед началом написания статьи, чтобы не выполнять двойную работу потом.
Стратегия написание статей, как и многие другие творческие стратегии, развиваются и автоматизируются в процессе их реализации. Практика показывает, что если вы приобрели опыт написания 3 – 4 статей, последующее создание научно-методических текстов становится более простым и быстрым.
Критерии написания научно-методической статьи
По содержанию статьи:
Научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам исследования и выводами).
Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).
Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов, поэтому часто определяется по наличию в статье путей передачи опыта).
Методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).
Убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).
По форме изложения:
· Логичность (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов, взаимосвязанностью частей).
· Ясность (часто определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров).
· Оригинальность (определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов, рисунков).
· Полнота (определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста).
Требования к оформлению
Шрифт « Times New Roman », кегль – 12, для заголовков – 14.
Интервал между строками – 1.
Заголовки выравниваются по центру, подзаголовки – по левому краю, эпиграфы выравниваются по правому краю.
Выделения должны быть оправданы: нельзя выделять очень много фрагментов текста!
Символы должны быть в едином стиле — их не стоит часто менять!
Текст должен быть выровнен по краям. Красные строки обязательны.
Автор статьи указывается следующим образом: инициалы, затем фамилия, должность, учреждение автора. Они располагаются наверху перед названием справа и выровнены по правому краю.
Кавычки оформляются знаком «……», а не “……..”.
Следите, чтобы в конце предложений были точки (часто встречающаяся небрежность).
Допускаются только черно-белые картинки, фотографии, таблицы. В случае графического сопровождения, следует перевести все цветные изображения в черно-белые.
Если Вы решили сделать список, то обратите внимание на тонкости оформления:
— если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится « ; »;
— если же Вы начинаете список с прописной буквы, то в конце ставится « . ».
Использованная литература оформляется в соответствии с установленными общими правилами и указывается в конце статьи.
Обратите внимание на то, что научно-методическая статья примерно имеет следующую структуру:
Введение (раскрывается следующее: проблема в обучении, значимость ее решения, существующие традиционные способы решения данной проблемы, идея нового способа решения проблемы, цели эксперимента, методы и т.д.).
Описание хода экспериментальной деятельности.
Описание методических приемов, находок, фрагментов урока (кратких конспектов) и т.д.
Описание результатов деятельности учеников, учителя, эксперимента в целом.
Выводы (относительно полученных результатов раскрывается следующее: более широкое значение обучения, влияние на качество, возможность применения в других областях знаний, влияние на личностное развитие, к чему может привести продолжение исследования в этом направлении).
Примечание: не все пункты, указанные в скобках, должны быть обязательно раскрыты.
Примерный маршрут написания статьи
Напишите на отдельном листе главные достижения своей экспериментальной деятельности (ЭД) с точки зрения развития личности, организации учения, организации урока, качества обучения, развития личности, вашего профессионального развития и т.д.
Определите, на решение какой главной педагогической проблемы направлена ваша ЭД.
Определите, как эта проблема решалась вами, коллегами, различными технологиями обучения. Какие традиционно рекомендации ее решения предлагают методические пособия, учебники, руководство для учителя? Выпишите их на листе.
Обратитесь к имеющимся у вас методическим пособиям, учебникам, книгам для учителя и т.д. Убедитесь, что вы верно определили традиционные способы решения проблемы.
Сформулируйте, что нового вы включите в свою статью (идеи, принципы, технологии, приемы, оригинальное описание личного опыта, доказательство эффективности известного метода, уникальную форму представления сравнительно новой идеи и т.д.).
Определите структурные части статьи: введение, основное содержание, выводы.
Кратко запишите тезисы каждой части.
Начните писать, раскрывая каждую часть. Помните, что содержание, язык статьи должны быть простыми и понятными. Если у вас возникают сложности в написании, то возьмите готовую статью, которая вам понравилась. Затем мысленно определите ее структурные части. Используйте все лучшее из этой статьи с точки зрения языка и структуры ее написания. Можете легко переносить обороты и связки в свой текст.
Подумайте, какое графическое сопровождение (рисунки, схемы, таблицы) будут иллюстрировать главные мысли. Включите их в текст.
Еще раз прочитайте статью и отдельно проанализируйте логичность смысловых переходов, выводов. Если нужно, то правьте их.
Отдельно оцените язык написания статьи. Если необходимо, то замените повторы синонимами, добавьте метафорических фраз, аналогий и цитат.
Еще раз прочитайте статью, определите ее главную мысль, придумайте название.
Перечитайте еще раз выводы. Убедитесь, что каждый из них следует из смысловых частей статьи. Проверьте логичность аргументов и их доказательность. Ответьте на вопрос, как название статьи связано с выводами. Если необходимо, скорректируйте название или выводы.
Проверьте оформление статьи (см. требования к оформлению).
Проверьте грамотность ее написания.
Передайте статью для публикации и ждите обратной связи.
Практические рекомендации по написанию методической статьи для публикации
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы г.Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ СТАТЬИ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ
методист МБУ ДО ЦВР
Овчаренко Ирина Александровна
Практические рекомендации по написанию методической статьи для публикации
Каждый педагог сталкивается с необходимостью описать свой опыт и оформить его на бумаге. Однако, как показывает практика, большинство педагогов затрудняется в оформлении своих мыслей в письменной форме (в виде статей, аналитических записок, эссе и т.д.). Сейчас мы с вами рассмотрим важнейшие моменты процесса написания и оформления статьи (публикации), затронем ключевые вопросы подготовки материалов к изданию, поговорим о том, как грамотно организовать работу по написанию публикации и над созданием единства всех ее элементов.
К научно-методической статье мы относим такие тексты, которые представляют методическую деятельность педагога, имеют своей целью обобщение опыта педагога, анализ методов и приемов работы, описание системы работы по определённой технологии и т.д.
Условно статьи можно разделить на «простые» и «сложные».
Не занимают много времени.
Занимают много времени, так как нужно изучить много источников по теме.
Не предполагают изучения большого объема дополнительной литературы.
НО: Написав «сложную» статью, ее можно будет отправлять несколько раз в разные издания, всего лишь поменяв тему
НО: Отправить такие статьи в серьезные сборники сложно, но можно (если доработать).
Простые статьи предназначены, в основном, для публикации в интернет-изданиях.
К «сложным» статьям относятся те, в которых вы описываете определенную технологию, методику, способы и приемы обучения. Нужно очень хорошо знать теорию и представить результаты освоения учащимися данной технологии, также добавить дидактический материал или собственную разработку чего-либо (таблицы, карты, тетради и прочее)
Примерные темы статей:
«Патриотическое воспитание в подростковом клубе»
«Модель организации исследовательской деятельности воспитанников учреждения дополнительного образования»
Конспекты занятий, внеклассных мероприятий, методические разработки
« Сложные» статьи предназначены для публикации в сборниках конференций, научно-методических сборниках.
Опубликовать собственный опыт работы можно в следующих изданиях:
Любые учительские сайты, где вы зарегистрированы, например:
Педсовет «16-й Всероссийский интернет-педсовет»: http://pedsovet.org/
Международное сообщество учителей-предметников «Учительский портал»: http://www.uchportal.ru/
Международная научная конференция: http://www.gosnauka.ru/
Научная конференция: http://www.tezis.info/konf.php
Научные конференции: http://konferen.ru/
периодически на почтовый ящик приходят информационные письма с приглашением опубликовать статьи в каких-либо сборниках.
Объём статей может быть разным. Небольшие по объёму статьи состоят из заголовка, фамилии автора, ключевых слов, введения, описания опыта или методики, результатов, заключения и литературы. Достаточно большие по объёму статьи включают заголовок, аннотацию (краткое изложение содержания статьи), ключевые слова, оглавление, обозначения, введение, основной текст, заключение, литературу.
Мы рассмотрим структуру небольшой статьи, не затрагивающей вопросы инновационной и экспериментальной работы и не описывающие результаты научной деятельности, структура нашей статьи может быть немного проще (если только мы не готовим статью для публикации материалов в сборнике научно-теоретической или научно-практической конференции, где требования значительно строже).
Итак, научно-методическая статья содержит тематически завершенный, структурно и литературно оформленный материал, который включает следующие элементы :
Имя автора (авторов) приводят в именительном падеже и выделяют полиграфическими средствами (полужирное начертание). Остальные сведения даются после (или ниже) имени, в полной или сокращенной форме. Сведения об авторе помещают перед заглавием.
— Название статьи — очень важный элемент статьи. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать ее тему и содержание. Продумывание названия – процесс перманентный, название можно изменять и уточнять по мере написания статьи. Правильнее будет, если Вы начнете работу над названием после написание статьи, когда поймали саму суть статьи, его основную идею. К заглавию предъявляются следующие требования:
точность (оно должно точно отражать содержание статьи);
ясность (должно быть понятным);
краткость (включать не более 9-11 слов);
информативность (слова должны быть ключевыми).
Кроме того, необходимо исключить двусмысленность, а также следует избегать аббревиатур.
1) В статье представлен опыт организации деятельности подростковых клубов в условиях Центра внешкольной работы г.Белорецк по различным направлениям работы: культурно-досуговому, социально-профилактическому, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, работе с родителями, семьёй. Материал адресован педагогам-организаторам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, работающим в подростковых клубах.
2) Представлен практический опыт организации исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования. (Тема «Опыт организации исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования»)
Главное в статье – ее актуальность, так как устаревший материал дезинформирует читателя; понятность – чтобы в изложении материала не было двусмысленности; логичность – чтобы одно утверждение вытекало из другого. Надо уметь отделить главное от второстепенного, упорядочить мысли, добиться абсолютной ясности. Если есть цифровой материал (таблица, график, диаграмма, схема, рисунок, просто цифра), нужно определить, в какой он форме будет подан, как лучше воспринят читателем; он должен быть удобочитаемым, понятным.
В основной части необходимо продумать систему логически самостоятельных структурных частей, прямо или косвенно связанных между собой. Способы раскрытия этих частей могут быть разные: это система заголовков, приемы нумерации или литерации (буквенное обозначение, «литера»- буква). Простейшей рубрикацией является абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой, содержащий относительно законченную развернутую мысль.
— Заключительная часть – завершающая часть авторского текста, в которой следует еще раз подчеркнуть, какую информацию дала статья (дать оценку) и подвести итог изложенному. Возможно использование слов «итак», «таким образом», «безусловно» и т.п. Недопустимо, чтобы статья заканчивалась таблицей, рисунком и т.д.
Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы и результаты, полученные в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.
— Выводы (вместо заключения) обычно пишутся, если статья основа на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация – что сделано.
Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами:
1) выразить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал);
2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным;
3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы.
— Библиографический список. Список литературы (используемой, рекомендуемой) и ссылки.
Список – это обязательный элемент статьи. Библиографический список отражает использованные, цитированные документы. Он дает возможность читателю познакомиться с теми изданиями, где тема освещается более полно и подробно.
Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 Последовательность формирования списка может быть различной:
• по алфавиту фамилий авторов или названий документов;
• по мере появления сносок;
• по значимости документов (нормативные акты, документальные источники, монографии, статьи, другая литература);
Основные элементы библиографического описания приводятся в следующей последовательности: фамилия автора и его инициалы, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы.
Автор, название публикации. Адрес сайта в интернете.
Если Вы используете чьи-то мысли, цитаты и материалы, делайте ссылку на них в разделе «Литература».
Не используйте никаких лишних выделений в тексте, кроме полужирного и курсива (и только, если разрешено требованиями к публикации редакционного совета), также не стоит применять цвет, так как он при печати потеряется.
Если в текст необходимо вставить рисунки, схемы и таблицы, оформляйте их строго по правилам, указанным издательствам, в противном случае, вашу статью могут не принять к публикации.
Примеры библиографического описания источника:
1. Закон РФ № 3266-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 г.
2. Вербицкий, А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А.А.
Вербицкий // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 71-78.
3. Коньков, А.А. Руководство по организации научно-исследовательской работы студентов.
Учебное пособие /А.А. Коньков. – М.: МИИ ВТ, 1988. – 48 с.
1. «Как написать доклад?». http://www.doklada.net/
2. Лисицына О. С. «Пишем доклад». http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-doklad.htm
Начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта. Надо безжалостно вычеркивать все лишнее, подбирать правильные выражения мыслей, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.
Многие авторы придерживаются следующего способа написания статьи. Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают о нем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении.
Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании статьи и сделать более наглядной его логическую структуру, вы можете использовать различные вводные слова и фразы (клише):
Во-первых. Во-вторых. В-третьих. Кроме того. Наконец. Затем. Вновь. Далее.
Однако не следует злоупотреблять вводными фразами и начинать с них каждое предложение.
Таким образом, чтобы ваши мысли превратились в методическую статью необходимо выполнить ряд условий:
Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати. Если Вы положительно ответили на этот вопрос, можно приступать к работе.
Статья должна содержать не просто обобщение опыта работы, а именно вашего опыта работы по заявленной теме или опыта работы конкретного коллектива.
Вопросы, затронутые в статье, могут быть различными. Конечно же, всех интересует собственный методический опыт и его реализация на практике.
Чётко определиться с темой и целью предстоящей статьи.
Прежде чем Вы начнете работать над статьей, подумайте о том, имеет ли Ваш материал методическую ценность.
Поработайте над названием статьи.
Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.
Составьте подробный план построения статьи.
Изучите необходимую информацию (статьи, книги и др.) и проанализируйте ее.
Набросайте тезисы или напишите, о чем стоит упомянуть в статье.
Подберите к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы.
Изложите основные мысли, придерживаясь темы (начинать следует с более легкого материала, так вы сэкономите время, ведь понимание и осмысление приходит по мере углубления в тему. Конечно, не исключено, что возникнут трудности в написании, ведь не все обладают красноречием. В таком случае стоит воспользоваться уже готовой статьей из сети Интернет и взять из нее материал за основу, чтобы было на что опереться).
Подберите графические рисунки, таблицы, схемы, чтобы проиллюстрировать основные мысли (если это необходимо).
Проведите авторское редактирование. Вдумчиво просмотрите получившуюся статью, установите логичность переходов, исправьте ошибки, сделайте выводы. Определите, как можно ее улучшить.
Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.
Составьте список литературы.
— подчеркивания для выделения;
— пробелов и табуляции для форматирования абзацного отступа («красной строки»);
В тексте не должно быть двойных пробелов. Если при наборе таблицы она разрывается между страницами, используется команда «Разбить таблицу». Обязательно проставляются номера страниц.
Графики, схемы, рисунки и фотографии должны быть сохранены отдельными файлами в формате «. jpq » и распечатаны на отдельных листах с указанием их расположения в тексте.
Подготовленная к публикации статья оценивается с точки зрения ее актуальности, целесообразности, авторской новизны. Определяется научная (новый вклад в исследуемую область) и методическая ценность (материал представляет новые методические приемы по использованию в практике работы научных идей или новый практический опыт).
Редакция сохраняет за собой право вносить незначительные изменения в текст рукописи, направленные на краткость содержания и соответствие стилю журнала.
Таковы общие требования к написанию статьи.
Список использованной литературы:
1. Виноградова, Н.С. Методические рекомендации по выполнению письменных работ /
Н.С. Виноградова. – М., 1998.
2. Вербицкий, А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А.А.
Вербицкий // Педагогика. – 1994. – № 3.
3. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
4. Исследовательская деятельность в педагогических училищах и колледжах: Материалы
научно-практической конференции. – СПб., 1998.
5. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А.М.
6. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-
исследователя /А.М. Новиков. – М, 1996. – 26 с.
7. Правила оформления списка литературы и ссылок к научной работе с краткими
правилами библиографического описания. – М., 1988.
8. Усачева, И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по
теме исследования / И.В. Усачева. – М., 1980.