Порядок написания обращения в полицию
Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:
— Почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения.
— Личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:
— Адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.
К интернет-обращению гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы или их копии в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В письменном обращении и интернет-обращении следует изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.
Отсутствие сведений, перечисленных выше, за исключением отсутствия в письменном обращении, а также в интернет-обращении фамилии гражданина или почтового либо электронного адреса для направления ответа, не является основанием для оставления обращения без ответа.
Будьте внимательны: обращения, содержащие аудио- и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудио- и (или) видеозаписей, иных информационных файлов, регистрируются как и любые другие. Однако, рассмотрение таких обращений по существу производится при изложении их сути в текстовой части. В ином случае гражданину направляется уведомление о невозможности рассмотрения его обращения как некорректного по изложению.
К рассмотрению принимаются обращения направленные посредством:
— Операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел.
— Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи.
— Дежурной части территориального органа МВД России.
— Почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей.
— Полученные в ходе личного приема.
По обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации (сроки рассмотрения обращений исчисляются в календарных днях).
принимается одно из следующих решений:
— Принять к рассмотрению по существу.
— Направить для рассмотрения в подразделение центрального аппарата Министерства, в самостоятельное подразделение
— Приобщить аналогичное обращение к материалам проверки по первому обращению, если его рассмотрение не окончено.
— Не проводить проверку по обращению, если оно признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена, а так же, если оно признано уполномоченным должностным лицом некорректным по изложению или форме (обращение неясного и невразумительного содержания, а также обращение, текст которого не поддается прочтению либо написан на обрывках бумаги, плакатах и других предметах).
Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.
Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Письменные обращения по факту нарушения законодательства в сфере миграции, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ, рассматриваются в течение двадцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.
В течение срока, отведенного на подготовку ответа гражданину, исполнитель организует рассмотрение обращения по существу.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.
Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:
— Письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.
— Письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин, либо о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
— Решение о применении мер по защите чести и достоинства сотрудников, реализации или восстановлении их законных прав, если порочащие их сведения, изложенные в обращениях, не нашли свое подтверждение.
Будьте внимательны: переписка с гражданином по вопросу, на который ему ранее давался ответ, прекращается решением руководителя органа внутренних дел в связи с признанием неоднократного обращения безосновательным. От имени органа внутренних дел гражданину письменно сообщается о прекращении с ним переписки с подробным обоснованием решений, принятых по поставленным вопросам, и указанием реквизитов предыдущих ответов.
Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке и подписывается руководителем.
Ответ на письменное обращение гражданина, поступившее с личного приема, направляется за подписью принимавшего его должностного лица или уполномоченного им должностного лица.
Текст ответа составляется в официально-деловом стиле с указанием организации, откуда поступило обращение, а также всех обращений, объединенных в один материал, без нерасшифрованных служебных аббревиатур, например: ГУОБДД, УКОПиПП, ГУОООП МВД России.
Гражданину на одно его обращение направляется один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.
Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются.
Ответ лицу, в отношении которого обратились депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, должностное лицо государственного органа или органа местного самоуправления, направляется во всех случаях, за исключением тех, когда в обращении последних указана иная просьба.
На коллективное обращение ответ направляется на имя гражданина, указанного в обращении первым или в качестве адресанта, либо в организацию. В тексте ответа указывается, что ответ направляется на коллективное письмо.
Ответ на интернет-обращение после регистрации подразделением делопроизводства направляется в письменном виде по почтовому адресу, указанному в обращении, или в электронном виде путем сканирования письменного ответа по указанному в обращении адресу электронной почты.
Ответ на обращение не дается:
— Если обращение признано уполномоченным должностным лицом анонимным.
— Если обращение признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена.
Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения письменно уведомляется гражданин, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению):
— Если обращение признано некорректным по содержанию, изложению или форме. В случае признания обращения некорректным по содержанию гражданин предупреждается о недопустимости злоупотребления правом на обращение.
— Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел.
— Если в обращении обжалуется судебное решение.
— Если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть направлен, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в орган внутренних дел.
Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:
— Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.
— Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
— Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
— Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
— Требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения, по решению суда
Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения органом внутренних дел или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда
Если порочащие сотрудников полиции сведения, изложенные в обращениях граждан не нашли свое подтверждение, руководителем органа внутренних дел может принято решение о применении мер по защите чести и достоинства сотрудников, реализации или восстановлении их законных прав в том числе в судебном порядке.
В интересах защиты прав гражданина и сотрудников при информировании о порядке рассмотрения обращений и при личном приеме граждан используются технические средства аудио- и (или) видеофиксации, о чем в обязательном порядке гражданин должен быть уведомлен.
Конфиденциальность аудио- и (или) видеоинформации, полученной с применением технических средств, а также учет и хранение носителей указанной информации обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан:
— Принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
— Направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением особо предусмотренных случаев.
— Уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения.
— Не разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а также информацию, касающуюся частной жизни гражданина, ставшие известными при рассмотрении обращения. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов
— Обеспечить сохранность и конфиденциальность документов, относящихся к предмету проверки по обращению.
Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, вправе:
— Направлять в установленном порядке запросы для получения необходимых документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам.
— Истребовать в установленном порядке из органов внутренних дел документы и материалы, относящиеся к предмету проверки по обращению.
— Знакомиться с документами и материалами, имеющими значение для рассмотрения обращения. В случае необходимости приобщать их копии к обращению.
— Выезжать по решению руководителя на место для проверки фактов и обстоятельств, изложенных в обращении.
— Пользоваться в установленном порядке информационными базами (банками) данных МВД России.
Перечень данных прав не является исчерпывающим и может быть дополнен руководителем органа внутренних дел в рамках предоставленных ему полномочий.
Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Данная Инструкция определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Заявление в полицию: порядок подачи, сроки рассмотрения, правильные образцы 2021 года
Практикующий адвокат по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Член коллегги адвокатов г. Москвы. Выиграно более 500 дел. Стаж работы более 10 лет.
В этой статье мы рассмотрим, как подать заявление в полицию о преступлении, его виды, варианты подачи, порядок регистрации и рассмотрения.
Справка. Все вопросы, связанные с заявлениями и прочими сообщениями о преступлениях в полицию, регламентированы статьями УПК РФ. Конкретный порядок работы с ними описан в Инструкции МВД, утвержденной приказом ведомства № 736 от 29.08.2014 (далее – Инструкция).
Способы подачи заявления в полицию
Согласно Инструкции, принимаются и регистрируются заявления и сообщения о преступлениях, поданные:
Недостаток дистанционной подачи заявления в полицию о преступлении – время, которое требуется для его пересылки, последующего оформления и регистрации. В остальном работа по нему ведётся аналогично поданному лично.
Подача заявления в отделение полиции
Самым действенным способом является личное обращение. Рассмотрим порядок подачи и требования, предъявляемые к заявлению о преступлении, подаваемому в отделение полиции.
Куда подавать заявление
По общему правилу территориальной подследственности (ст. 152 УПК РФ) проверку по преступлению проводит то подразделение, полномочия которого распространяются на место, где оно было совершено.
Поэтому подавать или направлять заявление о преступлении необходимо в отдел полиции по месту совершения преступления. Если преступление начато в одном месте, а завершено в другом, заявление лучше подать в отдел полиции по месту, где оно было окончено.
Иногда заявителю бывает сложно определить, куда нужно обратиться. На этот случай Инструкция устанавливает, что заявление о преступлении принимается в любом подразделении полиции на территории России, независимо от:
После проведения необходимых мероприятий уполномоченным сотрудником полиции определяется отдел, который должен проводить проверку по этому заявлению. Собранные документы и сведения направляются в этот отдел.
Безусловный плюс обращения непосредственно в то подразделение, которое должно проводить проверку, – экономия времени. Однако существуют сложные ситуации, и пренебрегать своим правом обратиться в любое подразделение полиции не стоит.
Форма и содержание заявления
Жестких требований к содержанию письменного и устного заявления в полицию о преступлении закон не предъявляет, как и нет установленного шаблона. По общим правилам оно состоит из шапки, основной и просительной части.
Начальнику _____________________________________
(наименование территориального органа)
____________________________________
(Ф. И. О., должность начальника)
от ____________________________________
(Ф. И. О. заявителя)
проживающего____________________________________
(адрес места жительства)
____________________________________
(телефоны, эл. почта заявителя)
Прошу Вас привлечь к уголовной ответственности (указать Ф. И. О., по возможности место его/ее проживания или нахождения), который(ая) с «____ «_________ 20__ года по «____ «_________ 20__ год, находясь (указать адрес или адреса мест инцидентов), совершил(а)…
Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупрежден(а).
________________(_______________)
(Дата Подпись Расшифровка подписи)
Бланк для заявления можно попросить у дежурного, кроме того, на информационных стендах можно посмотреть, как выглядят образцы заполнения, при их наличии.
Отсутствие документов – не препятствие для обращения с заявлением о преступлении в полицию. Императивного требования об этом в законе нет, но их наличие может сократить время пребывания в отделе.
Образцы заявлений
Наша редакция подготовила для Вас образцы заявлений в полицию о наиболее распространенных преступлениях.
Принятие устного заявления о преступлении
Заявление может быть сделано как письменно, с личной подписью потерпевшего, так и устно, в случаях если по каким-то причинам заявитель не может его написать.
Устное заявление оформляется протоколом его принятия сотрудником полиции, подписывается им и потерпевшим, в обязательном порядке в него вносятся данные о заявителе и удостоверяющих его личность документах.
При любом варианте заявитель предупреждается об ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос. Это предупреждение удостоверяется его личной подписью.
Кто принимает заявления
Принимать заявления о преступлениях лично от граждан уполномочены:
Заявления принимаются в дежурной части круглосуточно, без каких-либо перерывов и выходных.
Обращения граждан, содержащие заявления о преступлениях, могут поступать также на личном приеме сотрудников ОВД. Это могут быть как руководители всего подразделения, заместители, руководители подразделений и даже рядовые сотрудники, например наиболее часто контактирующий с населением участковый уполномоченный. В этом случае такое обращение сначала регистрируется в канцелярии и сразу же передается для последующей регистрации в дежурную часть.
Срок подачи
Срок, в течение которого можно обратиться в полицию с заявлением о преступлении, ничем не ограничен. От давности с момента описываемых в нем событий зависит лишь результат его рассмотрения.
У каждого преступления существует срок давности, по истечении которого преступника нельзя будет подвергнуть заслуженному наказанию. Он освобождается от уголовной ответственности, даже если виновен. Поэтому подавать заявление надо в пределах этого срока, а лучше незамедлительно, ведь чем быстрее оно попадет в полицию, тем больше вероятность его раскрытия.
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ) зависят от тяжести совершенного деяния (ст. 15 УК РФ).
Дистанционное заявление в полицию
Закон не воспрещает не присутствовать лично при подаче заявления о преступлении и воспользоваться доступными видами и средствами связи. Все подобные обращения принимаются и регистрируются в отделе делопроизводства, а затем незамедлительно передаются в дежурную часть для регистрации.
После этой процедуры по ним проводится такая же проверка, как по другим видам заявлений. Как уже говорилось, минусом является потерянное время, которое требуется для пересылки и оформления.
Заявление в полицию по телефону
Сообщения о преступлениях, полученные по телефону (02, 112), также регистрируются, оформляются рапортом уполномоченного сотрудника полиции, по ним начинается проверка.
Подача онлайн
На официальных сайтах подразделений полиции различного уровня имеются сервисы для подачи заявлений о преступлениях. Для приема их онлайн через интернет необходимо ввести данные в обязательные для заполнения поля. Впоследствии они распечатываются на бумаге, регистрируются в установленном порядке и передаются в работу.
Подача заявления в полицию по почте
В каждом подразделении полиции на входе имеется почтовый ящик для обращений граждан. Заявление о преступлении может быть опущено и туда. Корреспонденция из ящика изымается не реже 1 раза в день.
Возможно ли написать анонимное заявление
Анонимными считаются заявления о преступлениях, не содержащие сведений о заявителе – его имени, адресе и т. д. Такими заявлениями признаются и те, в которых указаны несуществующие данные о заявителе, либо данные лица, которое в полицию не обращалось.
Проверки в общем порядке по таким обращениям не проводятся. Описанные в них события не рассматриваются в порядке УПК, но по решению руководителя отдела полиции могут проверяться путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Если изложенные в них данные подтвердятся и в описанных фактах будут признаки состава какого-либо преступления, установленные обстоятельства излагаются уполномоченным полицейским в рапорте, он регистрируется и уже по нему, а не по анонимному заявлению проводится доследственная проверка.
Естественно, ни о результатах рассмотрения анонимного заявления в полицию, ни о результатах доследственной проверки по изложенным в нем фактам заявитель уведомлен не будет.
Можно ли дополнить или переписать заявление в полицию
Заявление в полицию о преступлении – всего лишь повод для возбуждения дела при наличии оснований для этого. Другими словами, это только документ, с которого начинается уголовный процесс. Поэтому дополнять само заявление или его переписывать в ходе доследственной проверки необходимости нет никакой.
Материалы доследственной проверки не являются доказательствами по уголовному делу, по этой причине требований к их форме, содержанию и прочим подобным характеристикам нет. То есть дополнения, уточнения и поправки могут быть оформлены как угодно и приобщены к материалам проверки.
Заявление в полицию от юридического лица
Заявление в полицию о преступлении от юридического лица ничем не отличается от всех остальных. Единственное – оно подается его представителем, которым может быть руководитель или другое лицо, имеющее право действовать от имени организации без специальных документов, либо представитель организации по доверенности.
Доверенность на представление интересов (в последнем варианте) при личной подаче нужно будет передать вместе с заявлением.
Образец заявления в полицию от юридического лица
Начальнику ОМВД России по Октябрьскому району г. Сыктывкара
от представителя по доверенности ООО «Майское»
г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 20
эл. почта: maiskoeooo@mail.ru
Прошу Вас провести проверку и привлечь к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ Семенова С. С., который 20.10.2019, находясь в складском помещении по адресу: г. Сыктывкар, ул. Крутая, 10, стр. 1, путем обмана и злоупотребления доверием сотрудников ООО «Майское», используя подложные документы от ИП «Гришин А. В.», завладел принадлежащим ООО товаром на сумму 570 000 рублей, тем самым причинил ущерб ООО «Майское» на указанную сумму.
Приложение: копия доверенности на 1 л.
Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупрежден.
22.10.2019 Подпись Петров П. П.
Подобное заявление возможно подавать на бланке организации, при его наличии.
Особенности подачи коллективного заявления
Возможность подачи группового заявления в полицию о преступлении никак не урегулирована. Запрета на написание и подачу такого заявления в законе нет, как нет и определенного порядка для его регистрации, рассмотрения, контактов с заявителями – с каждым по отдельности или с представителем всех.
В случае совершения одного преступления в отношении многих потерпевших или многих преступлений одним лицом целесообразней и проще все же подготовить и подать обращение от каждого заявителя в отдельности, пусть даже с одним содержанием. Сотрудники полиции впоследствии оформят их в соответствии с требованиями закона и соединят в одно производство.
Может ли несовершеннолетний подать заявление в полицию
Недостижение возраста совершеннолетия не является причиной для непринятия заявления о преступлении. Письменное заявление или сообщение о преступлении в иной форме от несовершеннолетнего принимается и регистрируется аналогично всем другим.
Как конкретно оно будет оформлено – заявлением, протоколом или рапортом – определят сотрудники полиции. Вопрос участия его законных представителей и педагогов решается уже впоследствии при проведении проверочных мероприятий и расследования уголовного дела.
Встречное заявление
Часто случаются конфликтные ситуации, когда потерпевший и обидчик являются одновременно и тем и другим. Например, в ходе обоюдной драки, когда каждый из участников наносит другому повреждения и, соответственно, должен за них отвечать.
В подобных ситуациях каждый из участников конфликта может написать заявление о привлечении оппонента к уголовной ответственности. Каждое из них будет зарегистрировано, изложенные сведения проверены, действиям каждого из участников в отдельности будет дана оценка.
То есть каждое заявление – отдельное производство, отдельное процессуальное решение. Встречное заявление никаким образом не повлияет на степень ответственности того гражданина, в отношении которого оно было написано раньше.
Повторное заявление
Повторными можно посчитать 2 варианта заявления:
Порядок приема заявления в полицию
Порядок действий, начиная с поступления сообщений о преступлениях, четко регламентирован Инструкцией. Любое отступление от этого порядка со стороны уполномоченных должностных лиц наказуемо в дисциплинарном порядке.
Регистрация в журнале КУСП
Все сообщения, заявления в полицию о противоправных действиях регистрируются в специальном журнале – Книге учета сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, или коротко – в КУСП. Это документ строгой отчетности, ведет этот журнал оперативный сотрудник дежурной части.
Записи ведутся от руки, в хронологическом порядке, по времени поступления сообщений. Каждому из них присваивается порядковый номер, соответствующий номеру записи в книге, называемый номером КУСП. Этот номер очень важен, он позволит в дальнейшем отследить судьбу заявления и проконтролировать исполнение.
В журнале в последующем будут указываться сведения о том, кому поручено проведение проверки, ее сроках, принятых решениях, их датах, присвоенных номерах уголовных дел или материалов проверки.
После того как сообщение о преступлении будет зарегистрировано в КУСП, начинает течь срок его проверки.
Талон-уведомление о принятии
Если заявитель лично присутствует при подаче устного или письменного заявления о преступлении в дежурной части отдела полиции, после его принятия оперативный дежурный обязан оформить талон.
Он состоит из двух частей – талона-уведомления и его корешка. В обеих частях указывается один и тот же регистрационный номер. Уведомление выдается заявителю, корешок хранится в отделе полиции.
В талоне-уведомлении указывается вся необходимая для поиска заявления и результатов его рассмотрения информация. Она включает:
О том, что заявитель получил талон-уведомление, он расписывается в корешке и проставляет дату и время получения.
Если заявление в полицию поступило не лично от заявителя, талон-уведомление не оформляется.
Могут ли отказать в принятии заявления
За нарушение правил ведения КУСП, неполноту регистрации сообщений, необоснованный отказ в выдаче талона-уведомления отвечают оперативный дежурный и лично руководитель подразделения полиции.
Отказ в приеме заявления незаконен. Любое заявление о любом преступлении обязаны принять, зарегистрировать, провести по нему проверку и принять законное и обоснованное решение в пределах своей компетенции.
Что происходит после подачи заявления
После того как заявление или сообщение в полицию о преступлении в иной форме зарегистрировано в КУСП, оперативный дежурный при необходимости принимает меры неотложного реагирования, предусмотренные законом и приказами ведомства.
Если такие меры не являются необходимыми, зарегистрированное заявление передается руководителю отдела полиции или уполномоченному сотруднику, письменной резолюцией определяющему срок и порядок проведения проверки по каждому конкретному заявлению и должностное лицо, которому будет поручено проведение проверки.
Исполнителями чаще всего назначаются сотрудники подразделений по направлениям деятельности, осуществляющие на стадии доследственной проверки полномочия дознавателя, указанные в ст. 144 УПК, ими могут быть:
После этого заявление под роспись в КУСП передается исполнителю, который приступает к проведению проверочных мероприятий в порядке ст. 144–145 УПК РФ.
Срок рассмотрения
Общий срок проверки по сообщению о преступлении – 3 суток. Если проверить все необходимые данные невозможно в этот срок, он может быть продлен до 10 суток. Если необходимо проведение исследований, оперативно-розыскных мероприятий и т. д., срок может продляться и до 30 суток.
Обязанности у должностных лиц полиции принимать решения именно в этот срок нет. То есть, если все обстоятельства удалось установить в меньший срок, например в 1, 7 или 20 суток, решение может быть принято и раньше.
Но зачастую и этих сроков бывает недостаточно для всестороннего исследования происшедшего. В этом случае сотрудник полиции может принять так называемое промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии отменяется.
С момента поступления материала проверки исполнителю после отмены такого решения вышеуказанные сроки начинают течь заново. Количество таких фактов закон, кроме требования о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, не ограничивает.
Решения по заявлению
По итогам доследственной проверки по заявлению в полицию о преступлении, в зависимости от результатов, может приниматься одно из следующих решений:
Как узнать результат
О любом принятом по заявлению о преступлении решении должно быть сообщено заявителю. При этом обязательно разъясняется, кому и в каком порядке возможно это решение обжаловать.
Если ответа на заявление нет
В случаях, когда, по мнению заявителя, срок проверки затягивается, никаких действий, вызовов и прочего со стороны сотрудников полиции не происходит, уведомлений и сообщений о результатах проверки не получено, судьбу заявления возможно узнать:
Номер телефона, по которому возможно получить информацию, указан в талоне-уведомлении. Если же его нет, номер телефона для связи можно узнать на официальных сайтах подразделений полиции.
Чтобы узнать результат рассмотрения заявления, необходимо будет назвать данные, указанные в талоне-уведомлении, – Ф. И. О. заявителя, дату обращения, номер КУСП.
Если сведения о номере КУСП отсутствуют, можно предоставить примерно известную информацию, например, о дате сообщения или направления заявления в отдел, данные о заявителе, о содержании обращения и т. д.
Если подобным образом номер КУСП установить не удастся, необходимо обратиться с этой целью в отдел полиции лично, при необходимости – письменно.
Что делать, если полиция бездействует
В случае если заявитель считает принятое по его заявлению решение незаконным, сотрудники полиции при проведении проверки бездействовали либо их действия были неправомерными, он может обжаловать их в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, обратившись в суд или к надзирающему прокурору.
Этот порядок действует лишь в отношении процессуальных действий и бездействия при проведении проверки в порядке ст. 144–145 УПК РФ. Если недовольство заявителя вызвано иными причинами, например поведением сотрудника полиции, обращаться следует к его руководителю и подать жалобу с целью проведения в отношении него служебной проверки.
Ознакомление с заявлением и материалами по нему
Частью 2 ст. 24 Конституции РФ установлена обязанность должностных лиц госорганов власти, к которым причисляется и полиция, обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
К таким документам, относится заявление о привлечении к уголовной ответственности и материалы проверки (в случае отказа в возбуждении дела, при возбуждении – специально установленный порядок ознакомления). С ними можно ознакомиться по письменному заявлению на имя руководителя подразделения полиции.
Нюанс здесь состоит в том, что срок рассмотрения подобных обращений общий и составляет 30 дней с момента поступления. Зачастую к моменту предоставления такой возможности проверка бывает уже закончена. Но если ознакомление, в том числе с изготовлением за свой счет и своими средствами копий, необходимо, можно и нужно пользоваться предоставленным правом.
При этом при ознакомлении должностным лицом полиции должны приниматься меры к предотвращению нарушения прав и интересов других лиц. Например, не должны разглашаться персональные данные других людей и выдаваться материалы посторонним.
Отказ от заявления в полицию
Отказаться от заявления в полицию о преступлении невозможно. Аналогично не существует и возможности его забрать обратно.
По каждому из зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях будет проведена проверка и принято соответствующее ее результатам процессуальное решение. Единственное – при принятии итогового решения нежелание заявителя продолжать доследственную проверку или привлекать обидчика к ответственности учитывается, но также с некоторыми нюансами.
Поэтому, даже если заявителя-потерпевшего удалось уговорить написать заявление о нежелании привлечения к ответственности, но в описанных им действиях содержатся признаки состава преступления, преследование по которому осуществляется в публичном порядке, доследственная проверка и дальнейшее уголовное судопроизводство будут продолжаться в обычном порядке.
Заключение
Вопросы, касающиеся заявления в полицию о преступлениях, весьма объемны. Ответы на них имеют множество нюансов. Однако, зная общую схему, гораздо проще понимать, соблюдаются ли сотрудниками полиции права заявителя, и своевременно и правильно реагировать на нарушения, не теряя времени.
Практикующий адвокат по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Член коллегги адвокатов г. Москвы. Выиграно более 500 дел. Стаж работы более 10 лет.