Портрет пастелью. Рисование пастелью для начинающих
Среди множества техник и инструментов, которые применяют современные художники, пастель выделяется необычной фактурой и яркостью цвета. Портрет пастелью нарисовать непросто, но увлекшись этим направлением, совершенствуя собственные навыки и прилагая усилия для получения нужного результата, можно добиться желаемого. Тем более что сам по себе процесс приносит удовольствие и увлекает в работу с головой.
Прежде чем начинать рисование пастелью, важно понять особенности этой техники, а также приобрести необходимые материалы для творческого процесса. Для новичков и профессионалов не подходит один и тот же набор инструментов, поэтому и подготовка к творческому процессу будет разной. Только после этого можно начинать разбираться в том, как нарисовать портрет пастелью.
Преимущества рисования пастелью
Многие художники разного уровня профессионализма предпочитают всем другим техникам именно живопись пастелью. Портрет в такой технике смотрится необычно и позволяет передать малейшие особенности настроения художника. Среди других преимуществ пастели можно назвать:
Эти плюсы способствуют той популярности и любви среди художников, которые с удовольствием используют пастель: техника портрета этим инструментом позволяет сделать красивое и необычное изображение человека. Хотя это и не так просто, как хотелось бы начинающим художникам.
Инструменты для рисования новичкам
Рисование пастелью нужно начинать с подготовки материалов и места для будущего творчества. Этот инструмент художника бывает нескольких видов: сухая, масляная и восковая пастель. Сухая, в свою очередь, может быть мягкой и твердой.
Кроме того, потребуются:
Эти инструменты необходимы, чтобы рисовать портреты пастелью для начинающих. Чтобы научиться и постичь премудрости этой техники, такого набора будет достаточно. А в дальнейшем придется расширять свой арсенал материалов и инструментов.
Инструменты для работы профессионалов
Простые и доступные материалы применяются новичками, но по ходу обучения и наработки профессионализма ассортимент их будет расти и расширяться. В дальнейшем можно использовать также:
Тщательная подготовка и выбор всех материалов позволят сделать процесс более комфортным и легким. В процессе работы каждый художник сможет оценить полезность и целесообразность каждого инструмента.
Особенности выбора пастели
Для начинающих художников лучше всего подходит сухая пастель в виде мелков. Она может быть мягкой или твердой, нужно приобрести оба вида и попробовать рисовать тем и другим. Выбирая краски, необходимо изначально понимать, что будет нарисовано, и какая цветовая гамма для этого понадобится.
Приобретая пастель, нужно обращать внимание на качество красок и фирму-производителя. Лучше изначально заплатить чуть дороже, но купить подходящие материалы, которыми будет комфортно рисовать. Постигая тонкости и нюансы рисования пастелью, оттачивая навык, можно будет попробовать рисовать масляной и восковой пастелью. Они отличаются по технике нанесения, но при определенных усилиях не представляют особой сложности.
Какая нужна бумага для пастели
На обычной бумаге рисовать такими красками нельзя, потому что портрет пастелью будет расплываться, пропитывать тонкий лист и смазываться. Поэтому лучше взять специальную бумагу. Для пастели подойдут такие разновидности:
Выбор бумаги – важный этап подготовки к рисованию, поскольку от этого будет зависеть не только комфорт процесса, но и конечный результат.
Правила рисования пастелью
Чтобы портрет пастелью получился красивым и достоверным, важно соблюдать некоторые правила его изображения. И даже если с первого раза результат получится не таким, как хотелось бы, по мере приобретения навыка и профессионализма он выйдет реалистичным.
Создавая портрет при помощи пастели, нужно помнить следующие рекомендации:
Правил рисования пастелью гораздо больше, но с этих простых рекомендаций можно начать обучение, а остальные нюансы понять и применить в процессе практики.
Последовательность рисования портрета
Чтобы нарисовать красивый и правдоподобный портрет, нужно соблюсти определенную последовательность нанесения линий и слоев пастели.
К этапам изображения относятся:
Рисование портрета – непростой процесс, и с первого раза художнику может показаться, что ошибок и огрехов слишком много. Но усердие и желание научиться рисовать пастелью стоят того результата, который получится в конечном итоге. Важно получать удовольствие от процесса рисования и не отчаиваться после первой неудачной попытки.
Мастер-класс: нежный портрет пастелью поэтапно
Сегодня я хочу продемонстрировать процесс выполнения нежного женского портрета сухой пастелью.
Я очень люблю рисовать портреты людей. Всегда интересно вглядываться в черты лица, подмечать интересные особенности внешности и разгадывать характер. И, наверное, моим самым любимым материалом для этого является сухая пастель. Этот материал обладает нежной и бархатистой фактурой и позволяет создавать очень плавные цветовые переходы. Сухую пастель выпускают в двух видах: мелках и карандашах. Мне потребуются и те, и другие.
Поверхность для рисования пастелью нужна текстурированная, шероховатая, способная задерживать в себе пигмент. Я предпочитаю выбирать тонированную, а не белую бумагу, на ней легче определить насыщенность цвета и результат будет выглядеть гораздо приятнее.
Важным фактором в рисовании пастелью является хорошее освещение. Работать и оценивать результат лучше всего при дневном рассеянном свете, падающим по касательной. Интересная особенность, при разном освещении работа, выполненная пастелью, будет производить совершенно разное впечатление.
Итак, приступим. Сначала я определяюсь с композицией и делаю предварительный набросок. Для этого я использую мелок довольно светлого оттенка, цвет которого затем будет присутствовать в портрете.
Затем более темным цветом я уточняю линии, а белым обозначаю блики.
Теперь некоторое время я буду работать только с лицом.
Накладываю основные цвета и аккуратно растушевываю их. Для этого можно использовать специальную растушевку, но растушевка пальцами мне кажется самым удобным и естественным способом, позволяющим максимально точно чувствовать рисунок, наделяя весь процесс некой интимностью.
Теперь перехожу к проработке лица, используя для небольших деталей карандаши. При этом я предпочитаю двигаться сверху вниз, поскольку пастель очень хрупкая и ее можно случайно смахнуть или размазать рукой. Если была совершена ошибка и требуется облегчить тон, можно воспользоваться ластиком-клячка. Она не травмирует бумагу и ее можно трансформировать в любую форму.
Теперь перехожу на волосы. Как и в случае рисования лица, сначала я накладываю основные цвета и растушевываю их. Даю основной тон цветку в волосах.
Начинаю уточнять пряди волос, обозначаю лепестки цветка и наношу светлый оттенок на фон, создавая небольшой эффект свечения. Даю основной тон рукам.
По-прежнему, используя принцип «сверху-вниз», я продолжаю прорабатывать волосы и перехожу на руки.
Завершаю работу над руками и прядями волос.
Отхожу от рисунка, осматриваю его со стороны, добавляю финальные блики и штрихи. Портрет завершен. Если вы опасаетесь за сохранность своей работы, выполненной сухой пастелью, красочный слой можно закрепить на бумаге с помощью специальных фиксаторов для пастели. Но важно при этом учитывать, что все цвета от этого немного потемнеют.
Готовую работу необходимо оформить в раму под антибликовое стекло, либо хранить под слоем кальки.
Как написать портрет пастелью
По просьбам «трудящихся» выкладываю поэтапную демонстрацию создания портрета пастельными мелками.
Фотографии для мастер-класса взяты из моего личного архива 2012 года.
Размер работы: 50 х 70 см.
Материалы:
К каждой фотографии прилагается подробное описание процесса работы, что должно помочь вам в работе пастелью.
Этап 1:
Для работы над портретом я приобрела пастельную бумагу насыщенного песочного цвета, я уже работала с таким оттенком бумаги и решила повторить его, так как этот тёплый оттенок задаёт общий тон работы. Цветной фон также исключает возможную «белёсость» лица, что в пастельной живописи бывает частой проблемой. На этом этапе я делаю лёгкий набросок карандашом. Далее острым уголком тёмного пастельного мелка я обвожу «неизменные» линии, это необходимо чтобы не «сбится с верного курса», так как слоёв пастели будет много и контуры простого карандаша могут смазаться или потеряться вовсе.
Этап 2:
Я предпочитаю начинать работу в портретах пастелью не с фона или «зеркала души», а с лица, точнее с кожного покрова. Сейчас я работаю со светлыми участками лица и определяю «холодные»» рефлексы (холодными они будут за счёт голубовато-белого цвета рубашки и голубых оттенков фона), это поможет в дальнейшем правильно накладывать многочисленные слои пастели. Также лёгким слоем намечаю щетину на лице.
Этап 3:
После того как светлые участки лица и холодные рефлексы прописаны, я приступаю к полутеням. Затемняюю сторону лица находящуюся в тени добавляя холодные оттенки фиолетовой, синей и голубой пастели. Лицо постепенно приобретает объём, формируется цветовая гамма будущего портрета. Попеременно с «холодными» оттенками я наношу на виски и нос оттенки красного и оранжевого, это добовляет приятный контраст лицу мужчины, делает образ более выразительным.
Этап 4:
На этом этапе работы я объединяю «тёплые» и «холодные» участки нейтральными цветами (бежевым, светло-розовым). Это сглаживает яркие пятна предыдущего этапа и добавляет работе большей основательности. Прописываю более детально едва приоткрытый в улыбке рот, для зубов использую светло-желтую и светло-голубую пастель.
Этап 5:
Основываясь на полученной цветовой гамме приступаю к работе над шеей, делаю всё поэтапно, по тому же принципу что и с лицом мужчины. Далее работаю над причёской, задаю тёмный тон волос и добавляю красно-оранжевых оттенков дабы подчеркнуть солнечную атмосферу портрета. В последнюю очередь начинаю работу над глазами, задаю основной тон, выделяю белой пастелью белки глаз.
Этап 6:
На этом этапе я приступаю к работе над рубашкой. Как видите благодаря ей «холодные» рефлексы на лице заиграли совсем иначе, работа стала более лёгкой и светлой засчёт мягких складок светлой ткани. Далее следует работа с фоном. Чтобы уравновесить копну тёмных волос вверху работы, я затемняю низ, а чтобы уравновесить светло-голубое пятно рубашки внизу, я добавляю «света» вверх. Таким образом я нахожу баланс в общем тоне портрета: тёмные волосы и тёмный низ, светлая рубашка и светлый верх.
На этом этапе работу можно считать завершённой, так как детализировать работу пастельными мелкам крайне сложно, но я нашла иной способ осуществить детализацию, я сделала это гуашью. Тонкой беличьей кистью я прорисовала глаза: оттенками гуаши от чёрного до янтарного я проработала радужку глаза и зрачёк, также поработала над ресницами и бровями, белой пастелью в последнюю очередь нанесла блики. Тонкие пряди волос на лбу также были прописаны кистью.
Этап 7:
Детализация. Осуществляю прорисовку волос в лучах солнца, которое находится за спиной мужчины. Волоски были прописаны светло-жёлтой гуашью и белилами. Я выделила контур головы и рубашки, создавая тёплый ореол солнечного света. Также я поработала с фоном: с помощью старой зубной щётки и гуаши создала солнечные искры, это добавило фактуру фону и позволило добиться прозрачности воздушного пространства.
Финиш:
А так выглядит работа после детализации и работы над фоном. Приятная цветовая гамма и атмосфера солнечного дня. Тёплый и мягкий портрет.
Рисуем портрет пастелью: советы и хитрости
Для работы нам понадобятся:
— бумага для рисования тонированная (либо пастельная бумага);
— белая гелевая ручка;
Ну, и конечно же, исходник — мне таковым послужило фото актрисы, звезды сериала Mr.Robot — Portia Doubleday из свободного доступа.
1. Подбор материалов.
Это, пожалуй, один из важнейших этапов работы в любой области. Применительно к рисунку скажу следующее — качеством пренебрегать нельзя.
Бумага: выбирайте проверенные марки, пусть бумага будет плотной, приятной на ощупь. При использовании тонированной бумаги важно подобрать оттенок, который впоследствии поможет вам при введении цвета, который можно будет оставить открытым в каких-то учасах, а не перекрывать полностью. В данном случае мне приглянулась бумага тёмного бежево-серого цвета — отличная основа для телесных тонов и цветов, преобладающих в переливах светлых волос.
Карандаши: остановитесь на ярких карандашах, с мягким грифелем, обязательно опробуйте выбранную марку в магазине на листочках, где расписывают ручки и так далее — если карандаш, будь то акварельный, просто цветной или пастельный, выдает блеклый цвет, крошится при нажатии или царапает бумагу — это не то, что вам нужно. Нажатие на карандаш должно вытаскивать из него всю насыщенность цвета, близкую к маркеру на кончике или ровно такую же, иначе удовольствия от процесса не будет никакого.
Клячка (мягкий ластик) — любая, для удаления излишков графита и пастели.
Белая гелевая ручка — для «искр», мельчайших бликов, контрастных контуров — должна плотно перекрывать любой цвет, выбирайте качественный гель, не водянистый и полупрозрачный.
2. Набросок.
Существует несколько подходов к выполнению основы рисунка. По школе мы должны вначале выполнить все построения, затем смягчить контуры, удалить лишний графит, оставив чистый, качественный контур, после чего приступить к цвету. Выполнить набросок можно как простым карандашом, так и цветным, не сильно нажимая на грифель, так как цветной карандаш сложнее стереть в случае ошибки. Контур, выполненный цветным карандашом грамотно подобранного цвета (преобладающий цвет тени, к примеру) в последствии станет частью работы, удалять его не придется. Но простым карандашом работать легче.
В данной работе контур я сделала совсем общий — наметила глаза, контуры фигуры, основные линии лица. Такой набросок сделан только для определения места фигуры в листе и определения основных пропорций, все детали я буду проверять и уточнять уже в цвете.
3. Цвет.
Приступаем к самому интересному — раскрашиванию, так сказать 🙂 Главное здесь — оглядеть свои материалы и сразу решить, какие цвета будут использованы в работе. Это процесс не только визуальной оценки, но и рационального анализа изображения.
Вот, например, лежит у вас в наборе такой привлекательный карандаш телесного цвета. А то и несколько телесных оттенков. Класс! Кожу можно сделать с их помощью. Но не тут-то было 🙂 Внимательно изучите тени на лице. Блики. Окружающую фигуру среду. Вот, что определит цветность — среда, рефлексы, отсветы, они отвечают за реалистичность и правдивость. В моём случае светлая кожа модели оживает засчет серо-зеленых, фиолетовых, охристых и серо-коричневых оттенков. Тот же серо-зеленый есть и в переливах волос. Светло-желтый — цвет самых ярких участков лица и волос.
Важно! При работе с пастелью обязательно подложите под рабочую руку листок чистой бумаги, чтобы не смазать рисунок — листок под рукой не должен перемещаться относительно рисунка.
Я всегда начинаю с глаз. Или с одного 🙂 Если он вышел живым, смотрящим ярко и свежо — работа пойдет как по маслу. Главное — верно поставить блик. Глаза — центр притяжения для всей работы. Очень важно даже при маленьком формате работы уделить внимание строению глаза (как и других частей лица!). Пропорции радужки и зрачка, толщина века, ресницы, макияж — дайте будущему созерцателю понять, что вы знаете, что рисуете, то есть знаете строение, уверенно лепите форму в плоскости листа.
Одна из особенностей пастели — при растушевывании она теряет яркость. Растушевываю я ватной палочкой — слегка потираю нужный участок. Маленькая поверхность палочки позволяет делать точные движения не задевая лишнего. Не принимайте свежий штрих карандаша за финальный вид — всё еще сто раз перемешается 🙂 Старайтесь вводить цвет параллельно на нескольких участках работы, если не на всех. Это поможет цельно вести работу, не забывать о рефлексах и их цветах.
Многие художники резко негативно относятся к применению чёрного цвета — действительно, он очень коварен и может сделать совершенно плоской тень или часть фигуры, но если на модели присутствует откровенно черный цвет — не бойтесь его применить 🙂 Ошибкой будет делать тень на чёрном объекте просто темнее или насыщеннее. В ней обязательно присутствует цвет — лиловый, изумрудный, что-то да будет.
По мере продвижения начинаем проверять глазомер — верен ли изначальный набросок? Сверяем ключевые точки, проводя через них вертикали и горизонтали. Уголок глаза и уголок рта — лежат ли они на одной вертикали или нет? Зрачки левого и правого глаза — на одной ли горизонтали? Постепенно зависимости точек образуют сетку, по которой можно ориентироваться и доводить работу по пропорциям до оригинала.
Проверяйте себя всё время, иначе можно с ужасом обнаружить неверную посадку уже законченного и так хорошо проработанного элемента, будь то ухо, глаз или губы. Следим за формой бровей, складочек века — именно обрамление глаза сформирует похожесть взгляда и настроение.
Вот мы добрались до той степени детализации, когда можно добавить блики — я их обожаю 🙂 Работа сразу становится живой. Блеск придаем губам, глазам и кончику носа. Добавим для эффектности контур белоснежной рубашки. Не забываем о среде — в данном случае это голубой фон, вот пусть этот голубой цвет заиграет рефлексами на глянцевых губах и белках глаз. Совсем немного, один штрих. Такие детали очень важны для последующего восприятия. Их не должны замечать сразу, но когда заметят — оценят вашу скрупулезность, внимательность и мастерство.
Рефлексы серо-зеленого цвета не забываем положить на подбородок и дальнюю часть лица. Добавляем яркости затененным участкам кожи — шея, ушные раковины, не оставляем их без внимания.
Вводим цвет фона, параллельно уточняя контуры волос и лица. Продолжаем добирать яркость и тон лица и деталей — работа не закончена, пока она не закончена 🙂 Нашли что-то, что хочется сделать ярче или приглушить? Делайте это. Откладывайте работу в сторону. Смотрите под углом. Переворачивайте вверх ногами. Всё это поможет увидеть огрехи пропорционирования и работы со светотенью.
По мере проработки контура, заполняем цветом волосы. В блондинистых волосах всегда много болотных, серо-зеленых и охристых оттенков. Вблизи лица вводим цвета с кожи — то же правило рефлексирования — темно-фиолетовый, коричневый и так далее.
Работа близится к концу — мне захотелось оставить рубашку графичной, контрастно непроработанной относительно лица и волос. Заливаем воротничок белым гелем, выделяем швы, а саму плоскость рубашки заполняем растяжкой серого цвета, оставляя пастель нерастушеванной, чтобы проступала «скорлупа» бумаги.
Вроде всё. Смотрим на работу еще раз — всё ли в порядке? Если да, то впереди только один приятный шаг. Фотосессия!
Для того, чтобы работа радовала глаз долгое время — распылите на неё лак для волос с расстояния 15-20 см, лака достаточно совсем немного, но если вдруг переборщили и на бумаге появился влажный след — не беда, высушите работу и наслаждайтесь её красотой 🙂
Надеюсь, этот процесс и описание окажутся кому-то полезными, спасибо за внимание! 🙂
Doriana Dream
художник и иллюстратор
Как нарисовать портрет пастелью
Автор: Doriana Dream|20 октября 2018 г.
Не знаете, как начать рисовать портрет пастелью? Этот таймлапс вам поможет. На примере скетч-портрета девушки я покажу все этапы рисования и расскажу о специфике такого материала, как пастель. Свои вопросы и пожелания оставляйте в комментариях под видео. Приятного просмотра!
Если вам будет удобнее, вы можете прочитать данный урок. Приятного чтения!
В этом уроке я покажу, как нарисовать вот такой портрет сухой пастелью:
Это неполноценная работа, а скетч. Для практики рисунки такой проработки самое то. И не тратиться слишком много времени на один портрет, и скилл прокачивается.
Пастель – сыпучий материал. Ею рисуют на текстурной бумаге, чтобы пигмент мог лучше скрепиться с поверхностью. Есть специальная бумага для пастели разных цветов. Я часто использую бумагу от Лилия-Холдинг. Но для скетчей хорошо подойдет и акварельная бумага. А именно ее оборотная сторона. Чем она отличается от специальной пастельной бумаги? Материал будет ложиться более текстурно, слабее растушевываться.
В данном уроке я использую акварельную бумагу от Лилия Холдинг.
Для портрета отрезаю лист размером 15 х 21 (см). Закрепляю его на планшет с помощью малярного скотча. Рисую я на мольберте. И вам советую работать на вертикальной поверхности. Так вы сможете точнее строить объекты и не искажать пропорции
Рисовать буду вот по этой фотографии:
Это не самый удачный снимок для портрета. Поэтому я доработала его в фотошопе. Уточнила композицию и определилась с цветом.
Начинаю как всегда с компоновки портрета на листе. Намечаю общие и простые линии прически, лица и плеч. Тут важно упростить все кривые линии, показать их общее направление. Советую не пренебрегать этим этапом и вести работу над портретом именно с компоновки всех элементов на листе. Так вы сразу увидите, гармонично все смотрится или нет. Ну и избежите проблемы, когда на рисунке, например, обрезана сверху голова.
Сам набросок я рисую светло-коричневым пастельным карандашом, а не простым. Почему я так делаю? После, когда я буду накладывать непосредственно цвета и тушевать штрихи, набросок также легко растушуется. Выбираю цвет карандаша для наброска более близкий к тому, что рисую. Если это портрет, то светло-коричневый, пейзаж – светло-зеленый или голубой и т.д. Но чаще всего я поступаю так: если общая тональность картины теплая, то и цвет наброска теплый. И наоборот.
Продолжаю построение портрета. Для подробного объяснения этого способа я сниму отдельное видео. В этом методе рисования довольно много моментов, которые стоит учитывать. Поэтому, если вам интересна эта тема, дайте мне знать в комментариях. После просмотра этого видео можете перейти по этой ссылке ознакомиться с моим видео «Как рисовать женский портрет. Часть 1», где я немного затронула эту тему. Также объяснила, как добиться сходства в портрете. А пока дам совет: проверяйте свой набросок в отражении зеркала, отходите от него, переворачивайте. Зачем это делать? Так вы сразу поймете, где ошиблись в чертах лица, и в целом в рисунке.
Еще, ребят, появилась возможность поддержать мой канал и творчество через донат. Ссылка вот тут. Ваша помощь приблизит меня к покупке специального кронштейна для съемки сверху. Это позволит мне снимать уроки в прямом ракурсе и новом формате.
Думаю, такие видео вам также будут интересны и полезны. Спасибо вам за поддержку! Возвращаемся к уроку.
Набросок закончен, приступаю к цвету. Пятнами накладываю основные оттенки на лицо девушки. Пока ничего не тушую. Пастель как материал – это сухой спрессованный пигмент и связующее вещество. То есть цвета уже готовы. Как при работе с краской, свой оттенок на палитре не смешать. Поэтому тут присутствует ограничение в подборе цвета. Чем больше у вас готовых оттенков, тем проще.
СОВЕТ ОТ ХУДОЖНИКА: Чтобы получить какой-либо смешанный цвет, стоит накладывать штрихи пастели друг на друга прямо на листе бумаге. После тушевки они смешаются в новый цвет.
Как определить, где какой оттенок использовать? Стоит внимательно смотреть на натуру или референс. Особенно на этапе обучения, когда нет опыта работы в цвете, а цветовосприятие не отточено. Для начала определяем: откуда падает свет, какой он по свойствам и сколько источников света. В моем случае главный источник находится справа чуть сверху, по свойствам он теплый, рассеянный. Скорее всего, это свет от окна. Также небольшой рефлекс, то есть отраженный свет, есть на лице девушки слева.
Для реалистичного рисования стоит знать о таком понятии, как теплохолодность. Вот его смысл простыми словами: если свет по цвету теплый, то тени холодные. И наоборот, холодный свет – теплые тени. Особенно ярко этот эффект видно в ясный зимний день с его голубыми тенями от сугробов. Учитывая это, я подбираю оттенки для кожи лица скорее холодными, чем теплыми. Для этого поверх теплых телесных оттенков накладываю штрихи сиреневых и голубых цветов. Отмечаю участки света и тени.
Далее перехожу к волосам. У Анны, а именно так зовут эту девушку, очень яркие и насыщенные рыжие волосы. Подбираю темные и светлые цвета пастели, наиболее подходящие к цвету волос. В тени добавляю холодные оттенки. Справа у меня закреплен простой лист бумаги, где я предварительно проверяю цвет выбранной пастели. Просто ставлю пару штрихов и смотрю, подходит он или нет. Рисованию волос – это также отдельная тема для пояснения. Пока могу дать совет: упрощайте форму прически. Забудьте на первых этапах об отдельных волосках. Просто отметьте основными цветами участки тени и света. Сразу задайте направление прически штрихами. Добавляю оставшиеся элементы: плечи, футболку и фон.
СОВЕТ ОТ ХУДОЖНИКА: Чтобы увидеть обобщенные тональные отношения, а также цвета, просто прищурьте глаза и изучите натуру или фото. Еще вариант: можно посмотреть на референс сквозь простой файлик для документов.
Немного расскажу о своем материале. Для начала отмечу, что пастель бывает нескольких видов: экстра твердая, твердая, мягкая и экстра мягкая. Они отличаются количеством связующего вещества. В экстра твердой пастели его много, и она рисует четкими штрихами, сложнее тушуется. А в экстра мягкой его почти нет. Такой пастелью хорошо получить однородный и плотный слой цвета. Но не нарисовать детали. Я использую 2 набора пастели от русского производителя «ОЛКИ»: «Ассорти» и «Портрет». В наборах присутствуют как твердая, так и мягкая пастель.
Также я поштучно приобрела корейскую пастель «Gallery» от «Mungyo» (честно, не знаю, как это читается). А именно экстра твердую, мягкую и экстра мягкую.
Я выбирала оттенки именно для рисования портретов. Коды пастели следующие:
Все, цвет наложен, можно тушевать. Начинаю со светлого лица, потом перехожу к волосам и так далее. Тушую пальцами. Периодически вытираю их о простую бумажку, чтобы случайно не перенести на светлые участки темные цвета.
Есть еще один прием: на любом листочке накладываю штрихи нужного цвета, растушевываю пальчиком. Он окрашивается, и после уже тушую этот цвет на рисунке. Это нужно для того, чтобы не перенести с одного участка на другой ненужные оттенки.
Итак, я закончила цветной подмалевок палочками пастели, теперь приступаю к проработке формы и объема, передаче деталей и фактуры. Для этого я использую пастельные карандаши. Их я покупала поштучно, потому у меня сборная солянка от разных марок. Это Derwent (Пастельные карандаши «Pastel Pencils»), Cretacolor (Пастельные карандаши «Fine Art»), BRYUNZEEL Sakura (Пастельные карандаши «Design») и FABER-CASTELL (Пастельные карандаши «Pitt»).
Цвета разные. Телесные, темно-коричневые и охра, пара зеленых, синих, розовый, красный, фиолетовый и желтые. Если разложить по степени качества карандашей и поведения их в работе, на первое место я поставлю Фаберов и Брюнзиль. Потом Дервенты и Кретаколор. У кретаколора немного все странно. Некоторые цвета оставляют густую и насыщенную линию, а другие не очень охотно ложатся на бумагу. Как то твердо. Плюс дерево не очень хорошего качества, сложно точить. Но мне нравятся их оттенки.
Вернемся к рисунку. Как видите, я начинаю проработку портрета с глаз девушки. Одновременно работаю над обоими глазами, а не по отдельности каждый. Так проще контролировать передачу сходства. Уточняю тень от волос. Штрихи от карандашей наношу аккуратно, не сильно нажимая. А там, где нужно добиться более темной и насыщенной линии, наоборот, нажимаю. На глазах долго не останавливаюсь, к ним я еще вернусь. Перехожу к носу. Внимательно смотрю на референс и стараюсь уточнить его форму. Штрихи карандаша я обычно в скетч-портретах не тушую. Только в некоторых местах прохожусь палочками пастели, чтобы уточнить цвет. Так веду работу над всем лицом. Главное помнить, откуда падает свет. Это позволит точнее передать объем, а сам портрет будет выглядеть более реалистичным. В скетч-портретах я несильно прорабатываю сходство, так как это неполноценный рисунок. Главное схватить основные черты лица.
СОВЕТ ОТ ХУДОЖНИКА: Вы можете даже не заморачиваться со сходством, а просто рисовать по мотивам фотографии. То есть использовать ее только как ориентир.
СОВЕТ ОТ ХУДОЖНИКА: не бойтесь менять референс по своему усмотрению и художественному взгляду.
Работа над скетч-портретом почти завершена, остался фон и плечи. Пастелью уточняю оттенки, набираю довольно плотный слой. Для более красивого фона могу рассказать вам об одном принципе передачи светлоты: темное на светлом и светлое на темном. Смотрите: светлая желтая линия контрового света в волосах расположена на более темном салатовом участке фона. А левая темно-коричневая сторона волос на светло-голубом фоне. Конечно, это только один из способов рисования.
Встречается и такой вариант, когда темная часть объекта уходит в темный фон. Как, например, вот в этом портрете старика кисти Рембрандта:
Портрет старика в красном. Деталь. 1654.
Холст, масло, 108х86.
Советую вам рассматривать портреты других художников, анализировать их по распределению светлоты. То есть участков света и тени.
Напоследок, еще раз уточняю детали на лице девушки. Угольным карандашом даю контраст глазам. Уточняю контур лица, дорабатываю объем. Осталось поставить подпись. Скетч-портреты пастелью я не покрываю фиксативом. Из-за него рисунок сильно темнеет. Итак, портрет Анны закончен: