Как работнику вменить дополнительные обязанности
Работодатели хотят, чтобы работники качественно выполняли свои обязанности. Но потребности предприятия меняются, и приходится корректировать функционал сотрудников. Иногда работники вынуждены брать на себя дополнительную работу, и не всегда в соответствии со специализацией. Нужно ли согласие подчиненного на дополнительные обязанности? Как это оформить документально? Разбираемся в этой статье.
Для чего вменять обязанности сотруднику?
Раз и навсегда определенный круг обязанностей – это, к сожалению, утопия. Жизнь и производство сложны и многогранны, они постоянно ставят новые задачи, которые необходимо решать, в том числе, и изменением обязанностей сотрудников.
Цель одна: повышение эффективности работы предприятия, минимизация затрат и увеличение дохода.
Причины, чаще всего вынуждающие работодателя пересмотреть обязанности своих подчиненных:
Документы, регламентирующие обязанности
Логика подсказывает, что именно в них нужно будет вносить изменения при вменении дополнительных обязанностей.
К СВЕДЕНИЮ! Никто не может обязать работника выполнять работу, не прописанную в трудовом договоре. Все действия по изменению главного документа производятся исключительно по предварительному согласию работника за 2 месяца до планируемых перемен в ответ на письменное уведомление начальства.
ВАЖНО! Руководители стараются заручиться доброй волей подчиненных при изменении их обязанностей, иначе вряд ли сотрудничество будет эффективным и продлится долго.
Есть 2 варианта оформления перечня обязанностей:
Истец обратился в суд с иском к ЗАО «XXX» об отмене приказа от… N… об обязании предоставить работу, предусмотренную трудовым договором и должностной инструкцией, обязании обеспечить необходимым оборудованием и технической документацией для выполнения работы, ссылаясь на то, что приказом от… N… на него возложена обязанность, не предусмотренная трудовым договором и должностной инструкцией.
Как усматривается из материалов дела, в нарушение требований трудового законодательства работодатель возложил на истца выполнение работ, не обусловленных трудовым договором, зная о несогласии истца выполнить это распоряжение, приняло решение о привлечении истца к дисциплинарной ответственности.
Применение дисциплинарного взыскания за неисполнение обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, является необоснованным, в связи с чем оспариваемые приказы являются незаконными.
Посмотреть решение суда
Дополнительные обязанности в рамках одной должности
Как составлять должностные инструкции, не говорят никакие нормативные документы, кроме рекомендаций Роструда, поэтому их оформление – добровольно для работодателя, а форма произвольна. Практически все предпочитают все же оформлять их, так как этот документ:
СПРАВКА! При определении обязанностей той или иной должности за основу берется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. Многие его положения устарели, работодателю часто нужны новые, не отраженные в нем должности. В таких случаях местные органы исполнительной власти могут принять нормативные акты по требованиям к той или иной должности.
Руководители могут сами определять содержание должностной инструкции, поэтому в рамках одной и той же должности они могут вносить в нее дополнительные обязанности, если таковые:
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если причиной изменений становятся перемены технических и/или организационных условий труда, сотрудник должен узнать об этом за 2 месяца (ч.2. ст.74 ТК). Согласие сотрудника не требуется, но вовремя быть проинформированным – его право.
Во всех остальных случаях необходимо оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее обязательное согласие работника.
Два способа возложения обязанностей дополнительных должностей
Существуют различные причины, когда работодателю или сотруднику может потребоваться изменение круга обязанностей. Например, сокращается должность, и другой компетентный сотрудник согласен взять на себя новую деятельность за дополнительную оплату. Или же работодатель хочет, чтобы работник выполнял дополнительные функции, на которые у него остается достаточно рабочего времени (например, курьер может, находясь в офисе, принимать звонки).
В ТК РФ изложены 2 варианта, по которым сотруднику могут быть вменены новые обязанности: внутреннее совместительство и совмещение. Выбирая первое или второе, работодатель ориентируется на то, можно ли выделить конкретные часы для дополнительных обязанностей, или они по-разному распределяются в продолжение рабочего времени.
Характеристики и различия этих двух способов приведены в таблице.
СОВМЕЩЕНИЕ | ВНУТРЕННЕЕ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО |
---|---|
Дополнительные обязанности выполняются параллельно с основной работой. | Дополнительные обязанности подразумевают выполнение сначала основной работы. |
Рабочее время не увеличивается. | Рабочее время увеличивается (максимум до половины рабочего дня, но не более 4 часов в день). |
Оплата по согласованию с работодателем. | Оплата пропорционально отработанному времени. |
Нужно дополнительное соглашение к действующему трудовому договору и изменение должностной инструкции. | Нужно заключить еще один трудовой договор с этим сотрудником – на дополнительную должность на часть ставки. |
Дополнительные обязанности можно снять в любой момент приказом руководства. | Для снятия дополнительных обязанностей нужно расторгать соответствующий трудовой договор. |
Работодателю решать, какой способ окажется предпочтительнее в конкретной ситуации.
Пошаговый план для вменения дополнительных обязанностей
Если сотрудник против
Внесение новых обязанностей в должностную инструкцию, если они в рамках квалификации, не предусматривает согласие работника, поэтому часто в этом пункте возможны разногласия, тем более, что заработная плата таких случаях обычно не пересматривается. Что делать работодателю, если в ответ на его извещение о грядущей перемене условий работы сотрудник выражает несогласие работать по новым правилам?
Работодатель письменно должен предложить несогласному другую должность в соответствии с его квалификацией, пусть даже ниже рангом или менее оплачиваемую, если она вакантна. Если таких должностей нет или снова последует несогласие, сотрудника вправе уволить (п.7 ч.1 ст.77 ТК).
Другой вариант, когда самовольно в одностороннем порядке меняются условия трудового договора. Согласно ч.1 ст.72 ТК РФ, это можно приравнять к переходу на новую работу, для чего необходимо письменное согласие сотрудника. Если работодатель настаивает под угрозой увольнения, подчиненный может предпринять следующие меры:
Итак, для вменения дополнительных обязанностей лучше заручиться согласием работника, вовремя его уведомить и оформить необходимые документы, внеся изменения в трудовой договор или должностную инструкцию, при необходимости заключив дополнительное соглашение.
Приказ о замещении временно отсутствующего работника
Во всех организациях иногда случаются ситуации, когда необходимо временно заменить одного из сотрудников. Для проведения этой процедуры по установленным правилам есть определенный разработанный алгоритм действий, начало которому дает приказ о замещении отсутствующего работника.
Причины для замещения
Поводом для замены кого-либо из персонала могут послужить самые разные обстоятельства. Наиболее распространенные:
Следует отметить, что не всегда в таких случаях назначается временный заместитель.
Обычно это требуется, когда отсутствие длится более трех рабочих дней или тогда, когда обязанности работника настолько значимы, что без них нормальная текущая деятельность фирмы невозможна.
Кого можно назначить
Для того, чтобы запустить процесс по замещению временно отсутствующего сотрудника, необходимо сначала подобрать правильную кандидатуру на замену.
Это должен быть человек, обладающий достаточной квалификацией, уровнем образования и опытом.
Он может трудиться на какой-либо должности внутри компании (в этом случае нужно будет заручиться еще и его письменным согласием) или принят «со стороны» на условиях совмещения.
В некоторых ситуациях, для замещения длительно отсутствующего ценного «кадра», на работу принимается новый специалист – тогда с ним должен заключаться отдельный срочный трудовой договор с указанием конкретного ограниченного периода действия.
Порядок замещения
После того, как временный заместитель будет найдет, руководство издает приказ, в котором указывает необходимость замещения, а также условия, на которых оно будет происходить.
Затем с работником заключается дополнительное соглашение к действующему трудовому договору (если это кто-либо из специалистов компании) или же трудовой договор, и после этого человек может приступать к своим новым функциям.
Кто формирует приказ
Директора компаний почти никогда лично не занимаются созданием распорядительной документации. Чаще всего это делают руководители структурных подразделений, юрисконсульты или секретари – в зависимости от того, какое именно распоряжение нужно подготовить.
Приказ о замещении временно отсутствующего работника обычно пишется по инициативе кадрового отдела и оформляется либо в самом отделе, либо секретарем.
Что взять за основу для приказа
Все разрабатываемые приказы должны на чем-то базироваться. В частности, у каждого подобного распоряжения должно быть документальное основание и обоснование.
В качестве основания может быть указана либо статья закона, имеющего непосредственное отношение к сути приказа, либо внутренний документ компании (например, какой-то акт, Положение учетной политики, служебная или докладная записка). С обоснованием все проще – это реальная причина, в связи с которой издается распоряжение.
Кто должен подписать приказ о замещении временно отсутствующего работника
Приказ относится к тем документам, которые всегда исходят от высшего руководства предприятия.
Поэтому данный документ должен быть подписан либо директором организации лично, либо сотрудником, который временно исполняет его обязанности. Также под приказом должны расписаться все лица, в отношении которых он издан и те, кто ответственен за его исполнение.
Таким образом все вышеупомянутые работники засвидетельствуют то, что ознакомлены с распоряжением и готовы его выполнить.
Оформление приказа
Данный приказ можно писать в свободной форме – унифицированный его образен законодательно не установлен (за исключением государственных учреждений – там для всех распорядительных актов существуют свои стандарты).
Однако некоторые руководители предприятий разрабатывают собственный шаблон приказа – если таковой в компании имеется, при составлении распоряжений необходимо ориентироваться именно на него.
Формат документа
Как и оформление приказа, его формат произволен – это значит, что его можно делать в печатном виде или в рукописном, для определения законного статуса документа это никакого значения не имеет. Только один нюанс нужно учесть – электронный бланк надо обязательно распечатать – для того, чтобы директор и все заинтересованные работники могли под ним расписаться.
Что касается печати – она не обязательна (если только руководство не требует ее наличия).
Регистрация приказа
Все распорядительные бланки, подготовленные и подписанные, следует регистрировать в специальном учетном документе – журнале, который обычно находится у секретаря или другого работника, отвечающего за фиксацию начальственных распоряжений. В журнал достаточно внести название приказа, дату его составления и номер.
Как хранить
Изданный приказ нужно в обязательном порядке сохранять определенный период времени – он определяется либо действующим законодательством, либо внутренними нормативными актами.
После того, как срок хранения пройдет, бланк можно передать в архив или утилизировать (с соблюдением процедуры, также прописанной в законе).
Образец приказа о замещении временно отсутствующего работника
Если вам поручено создать приказ о замещении временно отсутствующего работника, посмотрите приведенный ниже пример – на его основе вы с легкостью оформите нужное вам распоряжение.
Вначале документа укажите:
Затем, ниже дайте основание и обоснование для его формирования. Далее, после слова «Приказываю», впишите:
По необходимости дополните приказ всей прочей нужной информацией, имеющей значение в вашем случае.
В конце соберите подписи со всех заинтересованных лиц.
Дополнительное соглашение о возложении дополнительных обязанностей
Каждый сотрудник, работающий в компании, наделяется определенным перечнем обязанностей, соответствующим его специализации. Но иногда возникает необходимость в увеличении объема работы, расширении ее специфики. Процедура предполагает документальное сопровождение. В частности, нужно составить дополнительное соглашение о возложении дополнительных обязанностей.
Когда требуется составлять допсоглашение?
Необходимость в возложении на сотрудника дополнительных обязанностей возникает при наличии этих обстоятельств:
Возложение дополнительных обязанностей возможно в рамках одной должности. То есть сотрудник продолжит работать по специальности, но перечень его функций будет расширен. В данном случае изменения имеет смысл внести не только в договор, но и в должностную инструкцию.
Порядок возложения дополнительных обязанностей
Возложение дополнительных обязанностей нужно правильно оформить. Процедура предполагает эти шаги:
Измененная должностная инструкция и допсоглашение передаются сотруднику на подпись.
Зачем нужно дополнительное соглашение?
Именно на основании допсоглашения вносятся изменения в трудовой договор. Работодатель может и оформить срочный договор, но это более длительная процедура. Допсоглашение позволяет возложить на работника дополнительные обязанности, оговорить сроки увеличения трудовых функций. В документе можно расписать перечень новых обязанностей.
Образец
Дополнительное соглашение №33
к трудовому договору №67 от 23.07.2020 г.
О возложении дополнительных обязанностей
1 февраля 2021 года
ООО «Быстроанализы» в лице гендиректора Шварца Л.Д, работающего на основании Устава, и сотрудник Кольцов И.В., специалист по бухгалтерии, вместе именуемые «Стороны», заключили соглашение о следующем:
1. На бухгалтера Кольцова И.В. возложить дополнительные обязанности. В частности, заполнение кадровой документации. Работу исполнять в течение рабочего дня.
2. Срок возложения обязанностей – с 15 февраля 2021 года по 15 марта 2021 года.
3. За выполнение дополнительных обязанностей устанавливается доплата в размере 15% от оклада на должности бухгалтера.
4. Каждая из Сторон может отказаться от исполнения положений настоящего соглашения, уведомив об этом другую сторону за 5 дней.
5. Настоящее допсоглашение может быть продлено на базе соглашения Сторон, оформленного в письменной форме.
Работодатель
ООО «Быстроанализы»
Г. Москва, ул. Пушкина, 4
(подпись)
Сотрудник бухгалтерского отдела
Кольцов И.В.
(подпись)
Как написать приказ о возложении дополнительных обязанностей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Согласно ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (ст. 151 ТК РФ). При этом не ясно, в чем разница, например, когда начальник отдела эксплуатации назначается ответственным за электрохозяйство или руководители подразделений/работники назначаются ответственными за пожарную безопасность, и в этих случаях достаточно издания приказа о возложении таких обязанностей на работника без применения дополнительной оплаты, хотя фактически этот функционал можно расценивать как расширение зоны обслуживания или увеличение объема работы; в случае, например, назначения работника ответственным на метрологическое обеспечение завода, помимо издания приказа, оформления соглашения к трудовому договору, работнику производится доплата за эти обязанности.
В каких случаях согласно законодательству дополнительные обязанности могут быть возложены на работника приказом без доплаты, а когда издания приказа недостаточно, и доплата за возложение дополнительных обязанностей на работника является обязательной?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вменить работнику дополнительные обязанности только на основании приказа нельзя ни в какой из описанных ситуаций. Если дополнительные обязанности вменяются на постоянной основе без возможности любой из сторон трудового договора прекратить их выполнение в одностороннем порядке, то речь идет об изменении трудовой функции сотрудника, которое возможно путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору; вопрос о необходимости изменения условий оплаты труда решается также по соглашению сторон. Если стороны хотят сохранить возможность односторонней отмены и не планируют изменять трудовую функцию постоянно, то они заключают соглашение о совмещении, где доплата обязательна.
Обоснование вывода:
В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора по общему правилу допускается только путем заключения соглашения в письменной форме. В то же время законодательство допускает изменение работодателем по его инициативе определенных сторонами условий трудового договора, за исключением условия о трудовой функции работника, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), данные условия трудового договора не могут быть сохранены (часть первая ст. 74 ТК РФ).
В связи с этим решение вопроса о допустимости изменения (увеличения) объема должностных обязанностей без согласия работника в случае наличия причин, связанных с изменением организационных или технологических условий труда, зависит от того, происходит ли при таком увеличении объема должностных обязанностей изменение трудовой функции работника или нет. Если в результате меняется круг трудовых обязанностей, причем как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, но при этом суть порученной работы остается неизменной, суды признают это изменением условий трудового договора, но не изменением трудовой функции работника. Так, анализ судебной практики позволяет нам сделать вывод о том, что вменение работнику дополнительных обязанностей суды не рассматривают как изменение трудовой функции работника, если такие обязанности в принципе свойственны занимаемой им должности, соответствуют целям и задачам структурного подразделения, в котором занят работник, а также которые работник может выполнять в силу своей квалификации и образования. Соответственно, осуществить такие изменения работодатель вправе как по соглашению с работником в любой момент путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ), так и в одностороннем порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, при наличии указанных в этой норме оснований. Если же дополнительные обязанности не характерны для трудовой функции работника, дополнить ее стороны трудового договора могут только путем заключения допсоглашения к нему*(1). Вопрос об изменении условий оплаты труда в связи с вменением работнику дополнительных обязанностей решается по соглашению сторон трудового договора.
Также дополнительная работа, выполняемая в основное рабочее время, может быть поручена работнику в порядке, установленном ст. 60.2 ТК РФ; в части второй этой статьи перечислены виды такой дополнительной работы. Должность или профессия (штатная единица), по которой работник выполняет дополнительную работу в порядке ст. 60.2 ТК РФ, должна содержаться в штатном расписании, будучи либо вакантной, либо занятой временно отсутствующим работником. С работником заключается соглашение о совмещении и издается приказ; размер доплаты за совмещение стороны трудового договора определяют в соглашении, однако совсем обойтись без нее нельзя. Выполнение такой дополнительной работы может быть прекращено в любой момент по инициативе любой из сторон трудового договора с предупреждением не менее чем за три дня*(2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите также материалы:
— Энциклопедия решений. Изменение условий трудового договора по соглашению сторон;
— Вопрос: Работодатель планирует дополнить должностную инструкцию грузчика-комплектовщика следующими обязанностями: сопровождать грузы к месту назначения, обеспечивать необходимый режим хранения, сохранность при транспортировке (это обязанность более подходит грузчику-экспедитору, но данная должность отсутствует). Под «дополнительной работой» имеется в виду работа, выполняемая в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В трудовом договоре работника в части описания его трудовой функции имеется отсылка к должностной инструкции. Работник согласен на изменение должностных обязанностей. Может ли работодатель изменить должностные обязанности, утвердив должностную инструкцию в новой редакции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)
*(2) Энциклопедия решений. Совмещение и другие виды дополнительной работы.
Приказ о возложении обязанностей: образец
Возложение на работника дополнительных обязанностей не является редкостью, но требует совершения ряда действий, набор которых зависит от конкретной ситуации. Подробнее об этих действиях — в нашем материале.
Причины, требующие возложения обязанностей
Формируя численность штата работников, работодатель исходит из необходимости полного распределения между ними всех возникающих в его деятельности функций. Конкретные обязанности, относящиеся к определенной должности, закрепляются в должностной инструкции. Если выполняемый при этом объем работ оказывается значительным, то одна должностная инструкция может относится к нескольким лицам, занимающим одинаковые должности.
Таким образом, неучтенными (нераспределенными) обязанности работников оставаться не должны. Тем не менее необходимость в их возложении периодически возникает. Причина в том, что вне зависимости от должности у каждого из работников время от времени появляются основания для отсутствия на работе в течение более или менее продолжительного периода времени.
Такими основаниями служат:
Функции отсутствующего работника при этом должны исполняться. Конечно, когда речь идет о запланированном отсутствии, объем работы собирающимся отсутствовать работником перераспределяется так, чтобы ее частично можно было выполнить заблаговременно или отложить на более поздний период. Однако всегда остаются обязанности, в выполнении которых существует неотложная необходимость. И именно в части этих функций требуется возложение их исполнения на кого-то другого.
При необходимости выполнения полного объема работы (например, за уволившегося сотрудника), этот объем в качестве дополнительного может быть распределен между несколькими работниками.
Сотрудник, которому предстоит выполнять дополнительную работу, должен:
Способы возложения обязанностей
Возложение обязанностей может приобретать характер:
Постоянным оно становится, когда выполнение обязанностей отсутствующего работника заложено в должностную инструкцию замещающего его сотрудника. Например, в инструкцию заместителя главного бухгалтера часто вносят такое положение в отношении обязанностей временно отсутствующего главного бухгалтера. В этом случае от работодателя не потребуется:
Иные варианты привлечения работника к выполнению дополнительных обязанностей зависят от того, возможно ли выполнение дополнительных функций во время, отведенное для основной работы (обычно такая нагрузка становится непродолжительной), или для этого потребуется дополнительное время (в этом случае возложение обязанностей чаще приобретает характер длительного).
Если дополнительная работа должна выполняться за пределами времени, отведенного для основной работы, и период, в течение которого имеет место такая необходимость, достаточно продолжительный, то работнику может быть предложено оформление внутреннего совместительства (ст. 60.1 ТК РФ). Для работы, выполняемой по совместительству, потребуется заключить еще один трудовой договор с тем же работником, оговорив в нем:
Запись о работе, выполняемой по совместительству, по желанию работника может быть отражена в трудовой книжке (ст. 66 ТК РФ).
Если дополнительные функции могут выполняться без отрыва от основной работы (за счет интенсификации труда), то на привлекаемого к такому труду работника возможно временное возложение дополнительных обязанностей по такой же или по другой должности. При этом срок привлечения, состав и объем работы, величину платы за нее работодатель устанавливает по согласованию с работником (ст. 60.2, 151 ТК РФ). Оговоренные параметры работодатель отражает в приказе о возложении обязанностей. Работник на этом документе обязательно должен проставить отметку об ознакомлении.
Такой вариант привлечения к выполнению дополнительных функций наиболее востребован при непродолжительных периодах отсутствия работника, когда существует необходимость в осуществлении не всех его обязанностей, а лишь тех, исполнение которых нельзя сместить на другой период времени. Оформления дополнительного соглашения к трудовому договору и внесения записи в трудовую книжку (сведения о трудовом стаже) при нем не требуется.
Привлечение к выполнению дополнительных обязанностей без отрыва от основной работы может быть прекращено досрочно по инициативе как работодателя, так и работника, при наличии письменного предупреждения, сделанного не позже, чем за 3 рабочих дня до даты прекращения (ст. 60.2 ТК РФ).
Оформление приказа о возложении обязанностей
Приказ о возложении обязанностей установленной законодательно формы не имеет. Поэтому его оформляют на бланке, применяемом работодателем при создании распорядительных документов общего характера. Обязательным для таких документов является указание:
Расположение этих реквизитов подчиняется правилам, установленным для распорядительных документов ГОСТ Р 7.0.97-2016 (утвержден Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст).
В основной части приказа должны отразиться сведения о том, в связи с чем, на кого, на какой период, в каком объеме и за какую плату возлагаются дополнительные обязанности.
Пример оформления такого приказа смотрите на нашем сайте: