Должностные инструкции: Что? Как? Зачем?
Все мы очень любим определенность, особенно если речь идет о работе. Занимая вакантную должность в компании, мы прежде всего расчитываем получить четкие и понятные разъяснения относительно будущих обязанностей, прав и возможностей. И это вполне резонно: ни один человек не сможет работать по-настоящему эффективно, не зная, что именно от него требуется и что он за это получит.
Чем четче и подробнее компания опишет свои ожидания от сотрудника, тем лучше будем всем.
Что такое должностная инструкция
Должностная инструкция — это документ, который определяет обязанности работника компании на занимаемой должности, его полномочия, ответственность, права, требования к его квалификации и формы его поощрения. Стоит отметить, что инструкция пишется не на конкретного человека, а на должность, то есть она не именная.
Должностные инструкции разрабатывают и согласовывают с юристами (юридическим отделом) руководители отделов или их заместители. Также должностная инструкция может быть разработана кадровой службой. В таком случае их необходимо согласовывать с соответствующими подразделениями или должностными лицами, курирующими соответствующее направление организации.
Инструкция обязательно составляется в трех экземплярах: один экземпляр хранится в отделе кадров, второй — у руководителя отдела, третий — у работника. Совокупность должностных инструкций должна охватывать все функции отдела и равномерно распределять нагрузку между работниками с учетом их квалификации. Контроль обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров.
Как написать должностную инструкцию
Нет ни единого правового акта, устанавливающего порядок составления должностной инструкции, ни стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции. Однако есть несколько рекомендаций по написанию и пунктов, общих для всех инструкций.
Во-первых, при составлении должностных инструкций необходимо принимать во внимание уставные документы учреждения, в которых описаны его задачи и функции, имеющиеся квалификационные характеристики и требования к должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.
Во-вторых, при распределении между работниками обязанностей не должно быть их дублирования, должна сохраняться последовательность выполнения работ, при этом более сложные операции должны закрепляться за работниками с более высокой квалификацией.
В-третьих, каждый работник должен быть наделен всеми полномочиями и правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей.
В-четвертых, у работника должен быть только один непосредственный начальник. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению работоспособности и подчиненного, и руководителей.
Обычно должностная инструкция содержит пять разделов:
1. Общие положения:
— точное и полное наименование должности работника;
— уровень оплаты труда, условий премирования, методы поощрения;
— подчиненность работника и наличие у работника подчиненных;
— порядок замещения работника в случае его отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и т д.);
— перечень документов, которыми руководствуется работник в своей деятельности (законодательные акты РФ, устав учреждения, инструкции, рекомендации и т п.).
2. Основные задачи:
— задачи, выполнение которых возлагается на работника;
— конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач.
3. Права:
— перечень прав, предоставляемых работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.
4. Ответственность:
— ответственность работника за невыполнение обязанностей;
— ответственность данного работника за действия его подчиненных, если таковые есть.
5. Требования к работнику:
— требования к уровню образования, квалификации, стажу работы и иным характеристикам, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности.
Зачем нужна должностная инструкция
Без грамотно составленных должностных инструкций невозможны эффективное управление персоналом, разрешение конфликтов, связанных с расхождением в определении обязанностей работника, и деятельность организации в целом.
Ведь должностная инструкция — это:
Должностные инструкции должны быть не просто данью бюрократии, а продуманным и серьезно составленным документом, тогда они смогут выполнять свои основные функции: наладить работу в организации и помогать в решении правовых и экономических споров.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Должностные обязанности для резюме (45 примеров)
Как описать должностные обязанности в резюме
При описании своей трудовой биографии важно упоминать о том, какие обязанности у вас были в период работы. Должностные обязанности — это повседневные задачи, которые человек решал на рабочем месте. Стоит отличать обязанности от достижений. Достижения в резюме — это конкретные факты выполнения рабочих обязанностей. К примеру, обязанность: «консультирование клиентов об услугах компании». Достижение — «за 2019 год я проконсультировал 200 клиентов». Обязанность — это конкретная задача работника, а не общая. Общая задача — это функция. К примеру, функция бухгалтера — работа с документацией. А обязанностей у него больше: расчёт зарплаты работников, учёт материально-технической базы предприятия и т. д.
Примеры обязанностей для разных профессий
Чтобы вы лучше понимали о чём идёт речь, мы сделали конкретные примеры должностных обязанностей для разных профессий. Если вы работали по одному из перечисленных ниже направлений и выполняли аналогичную работу, то этот список вам поможет составить хорошее резюме.
Для менеджера
Менеджер — это человек, который управляет определённым кругом сотрудников и контролирует происходящие в рамках его полномочий процессы. По сути, менеджер является начальником из младшего, среднего или высшего звена. Функция менеджера одинаковая в любой компании, но должностные обязанности могут везде отличаться — всё зависит от таких факторов, как профиль компании (фирмы), количество сотрудников, ранг менеджера и т. д.
Для продавца
Продавец — человек, который занимается отпуском товара или услуги в магазине. Также есть понятие об «активном продавце» — речь идёт о человеке, который ещё и занимается поиском клиента (в телефонном режиме посредством звонков или иным образом), а не только отпускает товар.
Для бухгалтера
Бухгалтер — это человек, который работает с документами компании, занимается счетоводством, аудитом. Также бухгалтер составляет отчёты, которые предоставляются государственным органам (налоговые, производственные и другие).
Для кассира
Кассир — человек, который занимается приёмом, передачей, хранением и учётом денежных средств в магазине или организации. Также кассир занимается инкассацией (передачей денежных средств уполномоченному лицу).
Для продавца-консультанта
Продавец-консультант — работник, занимающийся отпуском товаров или услуг и консультацией клиентов по поводу их качества, устройства, способа использования. Он занимается выкладкой товаров в торговом зале, встречает клиентов и помогает им подобрать нужный товар исходя из их потребностей.
Для администратора
Администратор управляет учреждением или организацией и несёт ответственность за его работу и работу сотрудников. Он отчитывается перед вышестоящим руководством о результатах своей работы и результатах работы подчинённых ему сотрудников. У администратора может быть вверенная ему документация, которую он обязан вести и хранить, а также создавать на её основе специальные отчёты.
Для менеджера по продажам
Менеджер по продажам занимается продвижением товаров или услуг среди клиентов, консультирует вероятных покупателей и заключает с ними сделки. Его задача — рассказать клиенту о всех особенностях товара, его достоинствах и недостатках, и таким образом — убедить клиента купить товар или услугу. Менеджер по продажам сотрудничает с оптовыми и розничными клиентами. Есть менеджеры по продажам, которые работают из офиса, но в основном специфика профессии такова, что менеджер находится в постоянных разъездах и на деловых встречах.
Обязанности менеджера по продажам:
Для директора
Директор занимается руководством материально-технической, финансово-хозяйственной базой организации. Он несёт ответственность за работу каждого сотрудника. Директор занимается изучением отчётов и подводит ежеквартальные итоги исходя из которых принимает управленческие решения. Также директор занимается повышением сотрудников в должности, награждением, выдачей премий и отпусков. У директора есть полномочия на выбор дальнейшей стратегии развития организации или предприятия.
Для воспитателя
Воспитатель — педагог, который занимается обучением и воспитанием детей младшего возраста (до 7 лет), в том числе их всесторонним развитием. Воспитатель обучает детей важнейшим бытовым навыкам, развивает их устную и письменную речь, учит детей рисовать. Воспитатель развивает у детей разные виды мышления: логическое, абстрактное, творческое и т. д. Он занимается подготовкой мероприятий для детей и даёт им возможность активно принимать в них участие.
Для оператора
Оператор — человек, который управляет специальным техническим оборудованием, обслуживает и настраивает его, помогает другим сотрудникам управлять техникой.
Для водителя
Водитель — тот, кто управляет транспортным средством, следит за его техническим состоянием и исправностью, занимается обслуживанием и мелким ремонтом автомобиля.
Для официанта
Официант — человек, который встречает гостей в заведении общественного питания и обслуживает их: принимает и выдаёт заказы, консультирует по поводу меню и блюд, выносит клиентам счёт и принимает деньги.
Как написать об обязанностях и достижениях в резюме
Обязанности и личные результаты — основные разделы резюме, на которые прежде всего обратит внимание рекрутер. Именно от их наполнения зависит впечатление, которое вы производите как специалист. Далее мы поговорим о том, как правильно написать обязанности и функции, достижения в резюме.
Немного теории
Для начала определимся, что такое обязанности, функции, достижения в резюме. Функции — конкретное поле деятельности сотрудника, в то время как обязанности — конкретные действия, предпринимаемые для выполнения функций. Достижения же — это конкретные результаты работы.
Рассмотрим на примерах, что означает обязанности функции достижения.
Обязанности, функции, достижения — что писать в резюме
Менеджер по работе с клиентами
Работа с клиентами
Привлекать новых клиентов
Количество активных клиентов компании увеличил с 20 до 50 за месяц
Учитель английского языка
Обучать иностранному языку
Готовить учащихся к экзаменам
Подготовил за учебный год 50 учащихся, успешно сдавших экзамены
Очевидно, что любого работодателя прежде всего интересует, какую пользу ему принесет сотрудник. Поэтому для того чтобы предстать в выгодном свете, недостаточно просто описать обязанности на работе в резюме, необходимо показать, что именно ваша деятельность принесла ощутимые результаты.
Обязанности, функции, достижения — что написать в резюме
Что писать в должностных обязанностях в резюме, казалось бы, знает каждый. Ведь нет ничего проще, чем рассказать о том, чем занимался. С достижениями ситуация иная. Зачастую соискатели совсем не уделяют им внимания, сосредотачиваясь только на том, как описать должностные обязанности в резюме.
Чтобы выгодно представить ваши личные результаты, предлагаем воспользоваться следующими правилами.
Правило 1. Правильный фокус
Итак, что писать в разделе «Обязанности, функции, достижения»?
Ваша основная задача — показать работодателю, что именно вы лучший кандидат и принесете компании наибольшую пользу. Например, не стоит детально описывать функциональные обязанности на последнем месте работы, если вы решили сменить профиль деятельности, или заострять внимание на навыках, которые вряд ли пригодятся. Лучше сконцентрироваться на том, что может быть полезно новому работодателю.
Например, рассмотрим, какие обязанности указать в резюме экономиста, претендующего на должность финансового директора. Не стоит указывать: расчет себестоимости товара, работа с первичной документацией, нормирование труда. Стоит указать: финансовый анализ деятельности предприятия, контроль составления управленческой отчетности.
Правило 2. Цифры
Лучше всего избегать общих фраз и делать упор на конкретные (по возможности оцифрованные) результаты работы.
Например, возьмем описание достижений в резюме менеджера по работе с клиентами. Писать «привлекал новых клиентов» будет не совсем корректно, потому что это не несет в себе никакой конкретики. Правильно будет написать «привлек 50 новых клиентов за 3 месяца». Обязанности, функции, достижения в резюме (примеры) вы можете посмотреть выше в таблице
Правило 3. КИЯ: коротко и ясно
Не стоит копировать всю должностную инструкцию, вполне достаточно сформулировать ключевые моменты. Это позволит обозначить круг ваших обязанностей и в то же время не утомит рекрутера.
Например, основные обязанности в резюме менеджера по закупкам можно описать парой фраз: выбирает лучших поставщиков и ценовые предложения и обеспечивает документальное сопровождение сделок
Правило 4. 50 % на 50 %
Целесообразно половину резюме уделить результатам и половину — обязанностям. При этом стоит каждую обязанность уравновесить соответствующим результатом. Такой подход позволит не только очертить круг обязанностей, но и презентовать вас как успешного специалиста.
Для примера рассмотрим, как описать обязанности и достижения в резюме менеджера по продажам (см. таблицу обязанности и достижения в резюме, примеры ниже)
Что писать: обязанности, функции, достижения
Расширение клиентской базы
Увеличил количество крупных клиентов в два раза за счет разработки и реализации системы скидок
Увеличение объема продаж
Развил новый канал продаж, что позволило увеличить объем реализации товаров на 25 %
Правило 5. Глаголы действий
Использование глаголов позволит вам сделать акцент на том, что именно ваши действия привели к результату. Вообще деятельность лучше описывать глаголами. Например, неправильно будет писать «снижена себестоимость продукции», более корректно будет указать «снизил себестоимость продукции на 15 %» и желательно описать, за счет чего эта себестоимость была снижена. Не надо делать так, чтобы у рекрутера или будущего руководителя при прочтении вашего резюме возникали ненужные вопросы. Обязанности в резюме (примеры мы дали) надо прописывать четко и понятно.
Специалисты КонсультантПлюс подготовили резюме, которые помогут правильно изложить навыки и опыт и найти работу. Используйте их:
Если детали вашей работы — коммерческая тайна
Вряд ли ваш бывший работодатель обрадуется, узнав, что бывший сотрудник разглашает сведения, составляющие коммерческую тайну. Поэтому «оцифровывая» результаты работы, стоит использовать относительные показатели. Например, если вы будете писать «увеличил объем продаж стирального порошка марки «А» с 300 000 до 345 000 руб.», то это может выдать коммерческую тайну относительно оборотов компании по конкретному направлению. В данном случае лучше писать более обтекаемо «увеличил объем продаж стирального порошка на 15 %».
А если вы работали в компании и имели допуск к государственной тайне, то лучше вообще ограничиться направлением деятельности, например проектирование охлаждающих устройств силовых машин на подводных лодках. Но даже в этом случае имеется в виду допуск к гостайне. Перед тем как решать, что написать (обязанности, функции, достижения), лучше посоветуйтесь с секретчиком со старой работы, чтобы потом не отвечать на вопросы уже в других местах.
О чем писать, если достижений нет
Молодые специалисты, а также те, чья работа состоит из рутинного выполнения обязанностей (офис-менеджеры, секретари, диспетчеры) сталкиваются с проблемой отсутствия конкретных результатов работы. В таком случае ответ на вопрос, что писать в резюме — обязанности и достижения, будет следующим: необходимо акцентировать внимание на ваших личных качествах, например подчеркнуть ваше умение обеспечить бесперебойную работу. Рассмотрим, как превратить личные качества офис-менеджера в достижения:
В больших организациях с разветвленной структурой одним офис-менеджером не обходятся, там существуют целые подразделения, обеспечивающие документооборот. И специалисты в таких подразделениях имеют очень узкую направленность, например регистрируют только входящую или исходящую корреспонденцию. Поэтому для таких людей вопрос, как указать в резюме должностные обязанности «переписка», является сложным. На самом деле сложность мнимая. Надо написать так, чтобы у рекрутера вопросов не было и было достаточно интересно. Например, «прием, регистрация, выдача внутренней корреспонденции». В достижениях можно указать «отсутствие сбоев и ошибок позволило не допустить срыва контрольных сроков исполнения документов в течение всего периода работы».
Что не стоит писать в резюме
Ранее мы говорили в основном о том, как правильно написать резюме в главе «Обязанности и достижения», но есть и фразы, употребления которых стоит избегать.
Рассмотрим на примерах.
Итого
Итак, мы подробно поговорили о том, что такое должностные обязанности в резюме и как правильно их описать в совокупности с достижениями. Надеемся, что выполнение данных рекомендаций позволит выделить ваше резюме из сотен других и поможет вам произвести хорошее впечатление на работодателя. Не бойтесь экспериментировать и избегайте шаблонов.
Как оформить должностную инструкцию
Чтобы сотрудники не бездельничали и в судах краснеть не пришлось
Начальник поручил моему коллеге составить самостоятельно должностную инструкцию и не проконтролировал, что тот написал.
Когда к работе коллеги появились замечания, выяснилось, что инструкция состояла из общих фраз и применить ее к конкретному человеку было нельзя. Поэтому сначала пришлось переделывать инструкцию, чтобы впоследствии было за что его наказывать.
Чтобы не попадать в подобные истории со своими подчиненными, я научился делать должностные инструкции самостоятельно и разобрался, что в них точно должно быть.
Что такое должностная инструкция
Это документ, в котором указаны обязанности определенного работника на конкретной должности: полномочия, за что отвечает, какие имеет права, требования к его квалификации, за какие конкретно действия его можно наказать или поощрить.
Должностная инструкция — локальный документ, то есть делается под цели и задачи организации и должности либо конкретного работника, если инструкция персонифицирована. Даже называться эти документы в различных организациях могут по-разному : должностная инструкция, должностные обязанности, должностной регламент или как-то еще. Единых требований как к названию, так и к содержанию не существует. Но я буду условно называть все документы, в которых прописаны права и обязанности работника перед работодателем, должностными инструкциями.
Для каких целей используется
Назначение должностной инструкции — определить, что именно работник обязан делать на рабочем месте и как ему взаимодействовать с начальством и коллегами.
При этом в трудовом кодексе самого термина «должностная инструкция» нет. Там просто сказано, что работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, в которых будут указаны нормы трудового права.
В большинстве случаев это именно право работодателя, а не его обязанность. Руководитель предприятия может управлять подчиненными в «ручном режиме» и без инструкций. Для небольших предприятий такой вариант иногда даже предпочтительнее — меньше бюрократии, меньше бумаг нужно регистрировать и хранить.
Но чем больше работников, тем сложнее ими управлять и контролировать их работу. Поэтому и делают инструкции. Так и работникам понятно, что с них будут спрашивать, и работодателю проще их к дисциплинарной ответственности привлечь.
Должностная инструкция для работника — это один из способов защиты своих прав.
Например, начальник говорит: «Иванов отказался территорию подметать, надо уволить его». Но Иванов в такой ситуации может сказать: «Вот моя должностная инструкция. Что в ней написано, то я и делаю. За что меня наказывать?» В такой ситуации велика вероятность, что в суд идти не придется да и дисциплинарного взыскания, возможно, удастся избежать.
Но точно так же эта должностная инструкция защищает интересы работодателя. Например, если Иванов плохо покрасит забор, а по инструкции это его прямая обязанность, его можно смело наказывать.
Если должностной инструкции нет — работодателя никто не накажет. Но если составили — ее обязательно нужно исполнять с момента, как подписали. Она похожа на договор, где работодатель и работник — две стороны, которые ее подписали и договорились безусловно исполнять.
А еще наличие должностной инструкции дает следующие преимущества:
В каких случаях должностная инструкция обязательна
Для этих работников должностные инструкции и регламенты входят в перечень обязательных документов. Как их нужно составлять и что в них должно быть, указано в специальных ведомственных приказах.
Если человек работает в обычной организации, должностные инструкции необязательны. То есть нельзя наказать руководителя такой организации за то, что их нет, или заставить их составлять.
Кто разрабатывает
Разрабатывают должностные инструкции кадровики, юристы, секретари, руководители и сам работник. О том, как это выглядит на практике, проще всего рассказать на примере.
Допустим, условный автосервис «Винтик и Шпунтик» принимает на работу слесаря Василия Петровича. И для него нужно составить должностную инструкцию. Директор думает, кому бы поручить это задание.
Кадровики прекрасно разбираются в трудовом кодексе, но в работе слесаря ничего не понимают. Они находят первую попавшуюся должностную инструкцию в архиве и предлагают Василию Петровичу расписаться, что он с ней ознакомился.
Василий читает и понимает — там описаны процессы, которых давно никто не делает, и оборудование, которое давно не используется. Он может подписать такую инструкцию, но наказать за ее неисполнение будет сложно. Василию Петровичу это тоже не дает никаких преимуществ — ему можно предъявить претензии за невыполнение тех пунктов, которые он не может выполнить физически. Это плохо. Время на составление и силы потратили, а толку от нее будет немного.
Юристы при составлении должностной инструкции часто переписывают в нее нормы трудового законодательства и пункты из документов, которые регламентируют работу фирмы. Такая инструкция выглядит очень убедительно. Но вот про работу слесаря там либо ничего нет, либо сказано очень мало, потому что юрист тоже не специалист в этой области.
Руководитель автосервиса. Если он сам раньше работал слесарем, то у него получится замечательная должностная инструкция, в которой не будет ничего лишнего. Но часто бывает так, что руководитель только организует работу и про работу слесаря ничего не знает.
Самый лучший вариант — не поручать составлять инструкцию только одному человеку. Главное действующее лицо в процессе написания такой инструкции — это сам Василий Петрович. Он с руководителем согласовывает, чем именно будет заниматься слесарь, кадры проверяют текст на соответствие трудовому законодательству, юрист — на соответствие остальным законам.
Форма представления и как оформить в соответствии с гостом
Основные требования к оформлению. Единой формы должностной инструкции ни законами, ни другими нормативными актами не предусмотрено. В общероссийском классификаторе управленческой документации есть упоминание о должностной инструкции, но обязательная форма ее составления отсутствует.
Поэтому можно оформить инструкцию так, как это принято в конкретной организации. Неважно, есть ли у нее фирменный бланк, гербовая печать и сколько специалистов ее согласовали. Важно, что будет в самой инструкции.
Порядок и правила. Подписывая должностную инструкцию, работник принимает на себя определенные обязанности и дает согласие выполнять их добросовестно. А работодатель со своей стороны перечисляет условия, которые он создаст для работы.
Из этого следуют и требования к оформлению. В инструкции должны быть две подписи. Одна из них — работодателя. От него, как правило, исходит инициатива создания инструкции, поэтому его визирование может выглядеть как ее утверждение. Например вот так:
От имени работодателя, как правило, расписывается лицо, у которого есть полномочия принимать человека на работу. А еще руководитель может передать право утверждения должностных инструкций любому другому сотруднику. Главное, чтобы это право было передано в письменном виде, например приказом или распоряжением.
Работник, как правило, ставит свою подпись в конце документа. Но это тоже необязательно. Я, например, сталкивался с ситуацией, когда у работника была индивидуальная должностная инструкция и он расписался на каждой ее странице. Логика при этом была такая: работодатель не сможет изменить одну из страниц инструкции, вписать туда лишнего и наказать за неисполнение. Это обычная ситуация, когда нет доверия между работником и работодателем. Законом такой порядок не запрещен.
Форма и структура. Единой формы и структуры для должностной инструкции, утвержденной законом или приказом, не существует. Каждый может оформлять ее так, как удобно.
Оформление титульного листа. Этого тоже не предусмотрено ни одним нормативным документом. Как и в любом распорядительном документе, на первом листе инструкции обычно есть следующие реквизиты:
Как правило, на первом же листе под визой утверждения и заголовком сразу начинается текст должностной инструкции.
Особенности должностной инструкции. В должностной инструкции можно прописать только те обязанности, которые входят в трудовые функции сотрудника. Но даже если у человека договор подряда, его тоже в некоторых случаях можно признать трудовым, в том числе благодаря должностной инструкции.
Для работника это выгодно. Например, я вижу такие плюсы:
Вот что является характерными признаками трудовых отношений:
Если должностной инструкции нет совсем, отношения не перестают быть трудовыми. Но если трудовой договор отсутствует или вместо него есть гражданско-правовой договор, должностная инструкция может помочь, чтобы эти отношения признали трудовыми.
Классификация
Существуют два вида должностных инструкций:
Поясню на примерах, в каком случае какая инструкция нужна.
Допустим, в условной организации работают два секретаря — Света и Наташа. У Светы главная обязанность — готовить ответы на запросы в разные ведомства. Поэтому в ее должностной инструкции подробно прописано, в какой срок она должна подготовить ответ, как она должна его отправить — электронным или заказным письмом — и в какое время она может уйти с работы на почту для отправки писем.
Главная задача Наташи — работать с системой электронного документооборота. Это и прописано в ее должностной инструкции.
Должности у Светы и Наташи называются одинаково — секретарь. А работу они делают разную. Значит, чтобы всем было понятно, кто и чем занимается, им нужны индивидуальные должностные инструкции. Так можно. В каждой инструкции указывают фамилию работника и перечисляют, чем он будет заниматься.
А еще в этой организации работает бригада штукатуров. Они делают одинаковую работу — стены штукатурят. Индивидуальных требований к ним нет. В этом случае на каждого штукатура делать отдельную должностную инструкцию нет никакого смысла. Ее можно сделать типовой — просто указать наименование должности, перечислить в ней, чем люди будут заниматься. А все штукатуры распишутся. В таких случаях могут делать специальную ведомость ознакомления, которая будет приложением к должностной инструкции.
Какую инструкцию делать в каждом конкретном случае — решает работодатель. И руководствуется он только принципами целесообразности.
Содержание должностной инструкции
Исторически сложилось, что должностную инструкцию разбивают на разделы. Это требование нигде не предусмотрено, но так ее легче воспринимать. Обычно в ней встречаются следующие разделы.
Заголовок. Это название документа — должностная инструкция, должностной регламент, перечень рабочих обязанностей или любое другое. Еще там указывают наименование структурного подразделения и наименование должности — так, как они указаны в штатном расписании организации. Если должностная инструкция составлена для конкретного человека, обязательно указывают его фамилию, имя и отчество.
Общие положения. В этом разделе можно указать:
Задачи, функции и обязанности. В этом разделе приводится детализированный список должностных обязанностей работника. Чем подробнее и детальнее они перечислены, тем легче спросить с работника за их выполнение. Можно описать каждую операцию, из которых складывается работа, и установить сроки их выполнения.
Должен знать. Здесь перечисляются требования к знаниям работника. Можно указать, что он должен знать конкретный санпин, снип или гост, правила противопожарной безопасности или ведомственный приказ. Главное, чтобы эти знания прямо относились к выполняемой работе.
Права. Здесь имеются в виду права по конкретной должности: что он может потребовать от других и как он взаимодействует с другими работниками.
Ответственность. Чтобы правильно заполнить этот раздел, пишите ответы на вопрос, за что отвечает человек. Например: за качественную работу подразделения, за соблюдение графика и срока поставок, за написание статьи без ошибок.
Отвечать на вопрос, какую ответственность несет сотрудник, неправильно. Конечно, можно написать, что он несет дисциплинарную ответственность, но он несет ее и так — по трудовому кодексу. Дублировать это в должностной инструкции необязательно.
Взаимодействие. В этом разделе пишут, к кому работник может обратиться и по каким вопросам, кому он подчиняется, чьи распоряжения он обязан исполнить.
Порядок утверждения должностной инструкции и ее подписание
А еще в должностной инструкции должен расписаться работник. Так он подтверждает, что инструкцию прочитал, обязанности и права ему понятны.
Бывает ситуация, когда работник отказывается ее подписывать. Тогда составляют акт об отказе. Но даже в этом случае исполнять такую инструкцию работнику все равно придется. То, что подписи нет, не освобождает от ответственности за неисполнение. Подпись лишь подтверждает, что человек с инструкцией знаком.
Подпись работодателя при этом обязательна. Она подтверждает, что работодатель знает, что есть в этой инструкции.
Порядок внесения изменений
Можно ли изменить должностную инструкцию без согласия работника по инициативе работодателя. Чаще всего именно работодатель является инициатором внесения изменений в должностную инструкцию. Например, он решает, что работник мало работает, и добавляет ему несколько пунктов.
Если при этом меняются необходимые в силу закона условия трудового договора, работника нужно уведомить письменно о предстоящих изменениях не позднее, чем за два месяца. Обычно такая ситуация возникает при реорганизации, когда изменяются штатное расписание и наименования должностей. Или при изменении технологического процесса, например если предприятие выпускало двери, а теперь перепрофилируется на бумажные конверты.
Но чаще бывает другая ситуация — когда структура и производственный процесс не меняются, а работнику увеличивают или уменьшают объем работ. Например, дворник подметал один двор, а ему поручили еще и набережную подметать. Или этого дворника в той же организации перевели в другое подразделение, а суть его работы не изменилась. В этом случае уведомлять его за два месяца не нужно, можно просто дополнить его инструкции и ознакомить с ними работника.
Изменить должностную инструкцию можно следующими способами:
Распространенные ошибки
Гонка за объемом. Хорошая инструкция не должна быть большой — это не признак трудоспособности, а скорее наоборот. Пусть она будет на одном листе, но с предельно конкретными и четко сформулированными пунктами о том, что человек обязан.
Один из моих бывших руководителей, когда ему приносили на утверждение инструкцию, почти никогда ее не читал. Зато любил считать в ней листы и количество пунктов. Логика у него была такая: вот у Иванова инструкция на 15 листах — сразу видно, работяга! А у Петрова — на трех, значит, он лентяй и мало будет работать.
Подчиненные начали увеличивать объем — вписывали общие и незначащие ничего фразы. Например, «осуществлять мониторинг обстановки», «контролировать ситуацию в целом и в частности».
А в одной из организаций руководство перед проверкой дало прямое указание подчиненным: увеличьте объем инструкции, чтобы проверяющий не назвал нас бездельниками. Указание выполнили, объем увеличили, но проверяющий этого не понял и спросил: «Что за ерунда у вас в должностных инструкциях? Тут же одна вода!» Пришлось переделывать как было.
Переписывание законов. В предыдущем разделе мы писали, из каких частей должна состоять инструкция. Названия некоторых из них совпадают с названиями статей трудового кодекса. Но ни в коем случае нельзя переписывать в разделы о правах и обязанностях формулировки статьи 21 ТК РФ. Это ошибка.
Трудовой кодекс содержит общие права и обязанности работника. Даже если право на отдых вообще не упомянуть в должностной инструкции, это не значит, что человек обязан работать без выходных и отпусков. Трудовой кодекс приоритетнее: даже если права на отдых в инструкции нет, отпуск работнику предоставлять обязаны. Часто составители инструкций идут по пути наименьшего сопротивления, например пишут в должностной инструкции бухгалтера, что он не должен воровать деньги, что он имеет право на отдых в соответствии с трудовым кодексом и что за нарушения его можно привлечь к ответственности. Но ни один из этих пунктов на самом деле не регулируется должностной инструкцией.
Использование общих фраз и выражений. Обычно эту ошибку допускают, когда руководство дает указание увеличить объем. Человек, который пишет должностную инструкцию, не знает, что писать, и начинает вставлять в текст общие обороты и фразы.