Разработка и представление проекта урока
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальный этап конкурса «Учитель года» 13.01.2020
Разработка и представление проекта урока
Тема моего урока повторение – обобщение по теме «Древний Восток»
Исходя из темы я поставила перед собой следующие цели: и разделила их на три : развивающая: образовательная: воспитательная :
образовательная : повторить и обобщить знания, полученные учащимися в процессе изучения раздела Древний Восток;
развивающая : способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, умения сравнивать, сопоставлять исторические факты, выявлять причинно- следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться по карте, анализировать и делать выводы; развивать самоконтроль;
воспитательная : воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока, а также коллективизм, умение слушать.
На пути к целям определила задачи:
1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
2. Выделить особенности географического положения, природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.
Планирую организацию пространства сменой рабочих зон, групповыми (командными), индивидуальными (самостоятельными), коллективными (фронтальными) видами деятельности работ
План составила в соответствии со структурой урока по ФГОС. Организационный этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Физкультминутка Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку Применение знаний и умений в новой ситуации Обобщение и систематизация знаний Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия (подведение итогов занятия)
с целью подготовки к изучению новой темы Методы запланировала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся: предметные игры, карточки, использование онлайн интернет ресурсов.
После каждого этапа дети будут оценивать себя на листах самооценки.
Домашнее задание подготовила 3-х уровневую на выбор:
1. Нарисовать рисунок по стране Востока.
2. Составить кроссворд по Западной Азии.
3. Написать сочинение путешественника по Древнему Востоку на выбор. На этапе рефлексии поиграем в игру «Интервью». И подведем итоги
Мастер-класс «Технология подготовки и проведения урока-проекта»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Мастер-класс.docx
«Технология подготовки и проведения урока-проекта»
1.Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля.
2. Плюс проектной работы – навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.
3.Еще одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике.
Я бы хотела рассказать как я реализую проекты на уроках биологии.
Для меня важно, чтобы рассматриваемые на уроках вопросы были практически значимы для учащихся. Часто в школу ребята приносят чипсы, сухарики и убеждать их, что это вредно бесполезно. Тогда я предложила им убедиться в этом самим. В ходе изучения раздела «Пищеварение» в 8 классе мы реализовали проект «Вся правда о пищевых добавках».
Вместе с учениками определили тему проекта, его цель и задачи.
Для работы над проектом учащиеся предварительно были разделены на четыре группы: «Теоретики», «Социологи», «Операторы», «Исследователи». Вместе с учащимися определили пути решения поставленных задач и возможные варианты отчетов групп.
«Теоретики» дали определение, что такое пищевые добавки и какие задачи они выполняют.
Учащиеся рассказали, как обозначаются пищевые добавки и об их классификации, выявили наиболее опасные продукты с Е-добавками. А также узнали, какие добавки являются безвредными.
«Социологи» составили анкету и провели социологический опрос среди учащихся 8-х классов для того, чтобы выяснить, знают ли ученики что-нибудь о пищевых добавках, как они влияют на организм человека, как часто они употребляют продукты быстрого приготовления, чипсы, сухарики, жвачку, газировку. Свою защиту представили в виде диаграммы.
«Операторы» подготовили видеоролик, который был показан в начале урока и позволил настроить учащихся на работу, подготовили справочный материал и выпустили буклет для выполнения практической работы. Этот буклет получил каждый ученик, и он им сможет воспользоваться при необходимости вне урока.
«Исследователи» не только изучили этикетки наиболее популярных среди подростков продуктов питания на наличие пищевых добавок, но и подготовили задания для выполнения практической работы. Во время работы выступали в роли консультантов. Выполняя работу, ребята использовали буклет.
По окончании работы организовали проверку выполнения заданий через подготовленные ими таблицы на презентации.
После выполнения практической работы учащиеся сделали выводы, заполнив пропуски.
На этапе закрепления учащиеся работали с буклетом и таблицей. Я называла заболевание, связанное с пищевыми добавками, а учащиеся должны были найти номер этой добавки, ответы соединяйте последовательно друг за другом. Если задание выполнено правильно должна получится фигура.
На этапе рефлЕксия учащиеся составили синквейн. С этой работой они знакомы. Вот что у них получилось.
РефлЕксия показала, что работа над проектом понравилась учащимся.
А главное, ребята поняли, какое влияние на организм человека оказывают продукты, содержащие опасные Е-добавки.
Цель : узнать, какие продукты и как влияют на здоровье человека.
1) расширить знания о продуктах питания и их значении для здоровья человека;
2) Создать кластер «Полезные продукты для органов человека».
Видео, которое было показано в начале урока позволило определить точную тему урока и настроить ребят на работу. С помощью видео учащиеся связали между собой понятие здорового образа жизни и продуктов питания.
Учащимся были показаны фотографии органов, которые сделала ученица нашей школы в отделении судебной медицинской экспертизы. Они назвали под какими цифрами находятся органы больного и здорового человека и сделали выводы, чтобы органы были всегда здоровы нужно в первую очередь правильно питаться, заниматься спортом.
Дальше учащимся было предложено вспомнить какие органы есть у человека и дать им характеристику по плану.
Ч тобы узнать что нужно делать для того, чтобы органы оставались здоровыми как можно дольше, учащиеся работали с материалами кейсов.
Первая группа должна прочитать текст и выбрать продукты полезные для головного мозга и желудка человека, найти их на столе, обосновать свой выбор.
Вторая группа выполняла такое же задание только для глаз и легких.
У третьей группы были печень и сердце.
Проверка задания осуществлялась следующим образом. Представители от каждой группы выходит к доске и отчитывается о проделанной работе. Во время отчета учащиеся на доску прикрепляет рисунок органа, о котором рассказывает, и магнитные картинки с продуктами, помогающими органу как можно дольше оставаться здоровым.
4 группа работала с буклетом и текстом, прочитав текст они должны были заполнить пропуски. Буклет был подготовлен заранее, моими учениками 9 класса.
Сам буклет полностью
Ученики 4 группы. Подходят к документкамере и с её помощью представляют классу выполнение своего задания.
На этапе закрепление учащимся было показано видео о продуктах, которые по форме напоминают органы человека. Оказывается эти продукты не только похожи на органы, но еще являются полезными для них.
В конце урока учащиеся составили Синквейн.
Данный проект был реализован за один урок. При этом требовал дополнительного времени для его подготовки.
Выбранный для просмотра документ мастер-класс.pptx
Проект урока
Предмет: Русский язык
Программа: УМК «Перспективная начальная школа», авторская программа «Систематический курс русского языка»
Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова
Учебник: Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс. М., Академкнига/ Учебник, 2012
Раздел учебника: 3 часть
Количество часов в неделю: 5 ч
Количество часов в год: 170 ч
Тема урока: Как делаются слова. Что такое суффикс.
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: Знакомство со способом образования слов с помощью суффикса
создать условия для открытия нового знания о суффиксе как части слова и его роли в образовании слов;
формировать умение составлять родственные слова с помощью суффикса;
совершенствовать умение работать по алгоритму;
формировать умение работать со словарями;
способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки;
— воспитывать чувство взаимопомощ формировать познавательный интерес к языку;
способствовать формированию мотивационной основы учебной деятельности;
— воспитывать чувство взаимопомощ воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.
находить значимые части слова, в том числе суффикс;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью суффикса);
мотивированно образовывать родственные слова с помощью суффикса;
обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
В области регулятивных учебных действий учащиеся научатся :
ставить цель и удерживать её на протяжении всего урока;
планировать свою деятельность
осуществлять контроль и самоконтроль
В области коммуникативных учебных действий учащиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
использовать правило или алгоритм для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области познавательных общих учебных действий учащиеся научатся:
ориентироваться в словаре с целью быстрого поиска нужной группы слов по заданию«Открой словарь на букву к»;
ориентироваться в учебнике: находить тему по оглавлению, нужное правило для извлечения необходимой информации;
работать с несколькими источниками информации (с учебником и обратным словарём, с учебником и языковым материалом на слайде, с учебником и тетрадью на печатной основе);
учитывать чужую точку зрения, оказывать помощь сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении интеллектуальных задач;
получать удовлетворение от выполненной работы.
Оборудование к уроку:
средства программы « Power Point », проектор, экран, учебник (3 часть), обратный словарь, тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе (2 часть), рабочая тетрадь.
Структура урока, содержащего проектную деятельность
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Структура урока, содержащего проектную деятельность
Урок, содержащий проектную деятельность, характеризуется примерно одинаковой структурой.
Первый этап включает в себе организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок цикла) и конкретной деятельностью на данном уроке (все остальные уроки). В ходе этого этапа происходит расределение детей на группы. Это могут быть такие группы: аналитки, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели.
Второй этап напрален на формирование темы и целей деятельности.
Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливается общий план деятельности по разработки проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта.
Четвертый этап – этап проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Причем работа может быть организованна по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идет обучение учащихся инеобходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела. На четвертом этапе урока важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад с соответстствии с выбранной ролью. Общей для всех уроков цикла является единая технология работы групп.
Пятый этап – это практическое применение разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Остальные следят за «работой» своей части проекта и при необходимости вносят коррективы.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это обучающих этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.
Технология проведения проектных уроков и уроков-тренингов
Нас изначально учили, что целей у урока три: обучающая, развивающая и воспитательная. Но сегодня изменился взгляд на эти цели. Обучающая цель расширилась от узких предметных умений до метапредметных компетенций. Развивающая – от умений применять новые знания до компетенций рефлексивных, позволяющих оценивать не только итог деятельности, но и себя в процессе работы. Воспитательная – от умений контролировать свое поведение до компетенций сотрудничества.
Нас изначально учили, что целей у урока три: обучающая, развивающая и воспитательная. Но сегодня изменился взгляд на эти цели. Обучающая цель расширилась от узких предметных умений до метапредметных компетенций. Развивающая – от умений применять новые знания до компетенций рефлексивных, позволяющих оценивать не только итог деятельности, но и себя в процессе работы. Воспитательная – от умений контролировать свое поведение до компетенций сотрудничества.
Важно, чтобы ребенок был заинтересован в той деятельности, которой он занимается, осознавал важность получения знаний, умел ставить цели, формулировать задачи для их достижения, анализировать свою деятельность и себя в ней, оценивать свои успехи, находить свои ошибки, определять причины и пути их устранения. Поэтому ученик в процессе обучения должен быть субъектом, а не объектом учебной деятельности. Его надо не только учить учиться, но и учить осознавать личную ответственность за результаты обучения. В процессе обучения учитель должен опираться на индивидуальные особенности школьника, а для этого надо изучать личность каждого ученика, его взаимоотношения с одноклассниками. И одной из первых задач современного образования является не что иное, как социальная адаптация ученика в коллективе.
Хорошими помощниками в реализации таких сложных задач, как вовлечение ребенка в процесс обучения, развитие его коммуникабельности, являются групповые уроки. Чаще всего, мы используем два типа групповых занятий: урок-проект и урок-тренинг. Рассмотрим построение этих уроков, и покажем, как вписывается в них критериальная система оценивания, которая разработана коллективом учителей нашей школы.
Для урока-проекта, и для урока-тренинга характерна так называемая ролевая игра: весь класс разбивается на группы и каждый ребенок в группе выполняет какую-то роль. Чтобы процесс обучения в групповой форме был понятен детям мы строим такие уроки по не меняющейся схеме. Группа обычно состоит из 5–6 человек, это оптимальное количество для ролевого сотрудничества. Сразу представим инструкцию для распределения ролей в группе.
Инструкция для участника группового проекта.
1. Группа состоит из 5–6 человек.
2. Группа распределяет роли (заполняется таблица ролей):
• Руководитель – координирует работу группы, следит за выполнением ролевых функций участниками, отвечает за следование плану, заполняет лист планирования и продвижения по заданию, следит за заполнением листов самооценки (в конце работы).
• Контролер – контролирует полноценную работу каждого участника группы, отвечает за составление плана работы и соответствие этому плану, следит за записями и другими видами работы участников групп. Собирает и сдает все нужные бумаги (тетради) в конце занятия.
• Советник – может обратиться за помощью к преподавателю или участникам других групп.
• Теоретик (докладчик) – отвечает за теоретический материал, необходимый для реализации данного проекта, координирует работу участников группы с литературой, интернетом и другими источниками информации. Представляет проект.
• Оформитель – отвечает за оформление проектной работы (создание презентации, буклета, плаката или любого другого продукта проектной работы)
3. Чтение текста задания.
4. Обсуждение темы и формы представления результата (плакат, презентация, буклет, или… ваш вариант).
5. Составление плана работы. (Заполняется лист планирования.)
6. Выполнение задания.
7. Контроль продвижения по плану (Лист планирования и продвижения по заданию).
8. Оформление результата работы.
9. Представление результатов.
10. Голосование за лучший проект.
11. Самооценка. Заполнение листа самооценки.
Количество ролей, их функции могут меняться в зависимости от урока. А задачи урока-проекта и урока-тренинга совершенно разные. Целью урока – проекта является получение какого-либо продукта (плаката, видеоролика, макета и так далее), а урока-тренинга – самостоятельное решение большого количества задач. И, так как цели уроков различны, то и организация их разная, а также, различно и критериальное оценивание в процессе урока.
Итак, урок-проект. Создание такого урока начинается с идеи. И банк идей для проектных уроков мы начинаем создавать еще до начала учебного года, когда пишем рабочую программу. Сначала мы представляем, какой продукт можем получить в конкретной теме. Например, на уроке-проекте «Деление числа в данном отношении» для 6 класса мы создавали аппликацию из цветных геометрических фигур.
В теме «Симметрия в координатах» был создан плакат с видами симметрии, выполненными для пяти геометрических фигур (2 вида треугольников, прямоугольник, ромб, пятиугольник). Каждая группа занималась одним видом фигур.
В теме «Деление отрезка на равные части» дети создавали видео процесса построения в программе «Живая математика».
В теме «Площади» делали ролик с выводом формул.
После возникновения идеи мы прописываем задание для группы так, чтобы в нем четко и ясно описывался конечный продукт. Например:
Симметрия в координатах
Задание. Создать плакат по теме «Симметрия в координатах». Для этого необходимо, чтобы каждый участник группы в своей системе координат начертил фигуры, симметричные данной:
1) относительно оси ОХ,
3) относительно начала координат.
Координаты исходных фигур вам выдаются вместе с заданием. В конце работы оформите красиво плакат, написав на лицевой стороне плаката номер группы и фамилии участников. Подготовьте защиту своего проекта. При защите необходимо рассказать о том, как строится центрально симметричная фигура, как выполняются построение при осевой симметрии. Не забудьте рассказать о том, какие сложности возникали в процессе работы, отметьте тех участников группы, которые помогали другим справиться с заданием.
Деление числа в данном отношении
Задание. Сделать аппликацию из кусочков цветной бумаги синего, красного, желтого, зеленого и черного цветов. При этом должны соблюдаться следующие условия:
1. Отношение количества кусочков бумаги по цветам должно быть таким же, как отношение длин веревок от меньшей к большей (кусочки веревок выдаются на уроке, их длины заранее просчитаны).
2. Всего кусочков бумаги должно быть 30.
Демонстрируя свою работу, объясните почему и как получилась именно такая картина.
Далее составляем план контроля над процессом работы групп, так как на уроке-проекте важны и целеполагание, и планирование, и четкое следование ролевой функции. И вот на этом этапе нам помогает система критериального оценивания, которую мы описываем в наших статьях. Оценивание деятельности удобно представить в виде таблицы, содержащей те этапы урока, которые мы считаем необходимым оценить. Таблицу по ходу работы заполняет ученик-контролер. Приведем пример таблицы оценивания с урока «Симметрия в координатах».
Оценочный лист участников группы и критерии оценивания – в приложении.
Таблица помогает детям не пропускать этапы работы, а также, стимулирует их к качественной деятельности на уроке. А нам, учителям, она помогает видеть весь процесс работы групп. Для контролера таблица – рабочий инструмент для выполнения своей роли.
После того, как критерии сформулированы, задание написано, готовим материал, который понадобится для выполнения работы.
И на заключительном этапе подготовки урока-проекта, мы продумываем, как будут формироваться группы. Они могут быть составлены из учеников одного уровня обученности, если мы готовим задания нескольких уровней сложности. Могут быть составлены из учеников разных уровней обученности, если внутри группы необходимо организовать взаимообучение, когда более сильный ученик помогает справиться с работой другим ученикам. А могут быть собраны случайным образом, например, по алфавиту или можно предложить детям самим объединиться в команды.
Подготовка такого урока требует много времени и предполагает использование большого количества материала. Потому что, кроме перечисленных документов, необходимо выдать детям лист планирования, который ведет руководитель группы с начала урока и листы самооценки, которые дети заполняют в конце урока индивидуально.
«Лист планирования», «Лист самооценки» и «Критерии оценивания» – в приложении.
После защиты проектов в группах проходит рефлексия по листам самооценки.
По итогам урока учитель может выставить до трех оценок каждому ученику. Первую – по листам, которые вели контролеры, оценивая процесс работы. Вторую – за математическую грамотность работы. И третью – общую оценку продукта группы.
Видео мастер-класса по созданию урока-проекта для 6 класса по теме «Симметрия в координатах» вы можете посмотреть «ВКонтакте» по ссылке: https://vk.com/video17555327_171249350. Видео с урока-проекта «Азбука графиков»: https://vk.com/video17555327_171213853.
Переходим к описанию урока-тренинга. Этот урок целесообразен, когда необходимо отработать большое количество однотипных заданий для формирования устойчивого предметного навыка по какой-либо теме.
Сначала мы выбираем большое количество заданий для отработки. Часть из них будет решена учащимися при помощи консультантов групп, а большая часть – самостоятельно. Затем мы разбиваем задания на умения, которые используются при их решении. Так формируются баллы за каждое задание. Задания, направленные на формирование одного и того же умения или одинакового уровня сложности объединяются в блоки. Каждый блок содержит собственную планку в баллах, которую необходимо преодолеть всем ученикам.
Нам удобно, опять-таки, предлагать ребятам оценивать работу в таблице, один из вариантов которой приведен ниже (задания взяты из сборника задач для подготовки к ОГЭ – 3000 задач под редакцией И. В. Ященко).
Материалы по тренингу – в приложении.
Когда материал для тренинга подготовлен, учитель выбирает из учащихся класса консультантов, которые будут работать с одноклассниками в группах во время тренинга. Во внеурочное время консультанты, под руководством учителя, решают все задания тренинга. Учитель проверяет правильность решений, чтобы консультанты могли использовать их в качестве эталона во время урока. За эту работу можно поставить консультантам первую оценку. Затем проходит непосредственно сам урок-тренинг. Как мы уже отметили выше, класс делится на группы. На этом уроке- тренинге оптимальное количество участников в группе четыре ученика плюс консультант. Если в классе много слабых учеников, то количество участников в группах можно сократить.
На руках у консультанта находится приведенная выше таблица и тетрадь с эталонными решениями. Участники группы могут задавать любое количество вопросов по решению консультанту, но баллами оцениваются только самостоятельно решенные задания. Консультант может проверять задания у членов группы как после выполнения каждого задания, так и после выполнения всех заданий блока. В конце урока консультанты подсчитывают суммы баллов и выставляют оценки, пользуясь критериями.
По итогам урока учитель может поставить консультантам еще одну оценку.
Роль учителя на таком уроке минимальна. В начале урока фронтально проводится целеполагание. Изредка требуется разрешать спорные моменты оценивания и решения. В конце учитель подводит общий итог работы.
Фотографии 9, 10, 11
Видео-фрагмент с урока-тренинга в 7 классе можно посмотреть по ссылке.
В описанных уроках мы применяем, помимо критериального оценивания, технологию Сотрудничества. Она позволяет реализовать следующие положения нового федерального стандарта: отношение к обучению, как к творческому взаимодействию учителя и ученика, обучение без принуждения, идея постановки трудной цели и внушение уверенности в её преодолении, самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию. Роль учителя не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать учиться. Учитель должен стать создателем развивающей среды, побуждающей ребёнка добывать знания. Педагогика сотрудничества предполагает хорошее знание индивидуальных особенностей учеников, их интересов, взаимоотношений. Когда дети работают самостоятельно и у них возникают трудности, учитель приходит на помощь и оказывает её с учётом индивидуальных особенностей, т. е. учитель выступает как помощник, помогающий в преодолении трудностей. В случае затруднения обратиться можно и к своим одноклассникам. Зная особенности детей своего класса, учитель дает возможность всем чувствовать себя уверенно, быть востребованным.
Приложение доступно для скачивания по ссылке.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.