Главная » Правописание слов » Как написать проповедь правильно

Слово Как написать проповедь правильно - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как написать и подготовить библейскую проповедь. Практика

Как написать библейскую проповедь? Как правильно подготовить актуальную проповедь? Иногда эта задача может показаться сложной. Каждый человек, готовящий проповедь, рано или поздно сталкивается с проблемой выбора темы. Когда речь идет о домашней церкви или малой группе, то речь идет о духовной теме проповеди, которая могла бы помочь группе чему-то научиться, стать сильнее, пройти сложный период и т. д.

Но что делать, если наше воображение нас постоянно подводит, если беседы по Библии проходят часто, если уроки вы уже делаете десять лет и все темы для проповеди исчерпали, да и времени между работой у вас все меньше? Когда думать? Что придумать? Где взять идеи?

В этой статье мы дадим несколько простых советов, следуя которым вы всегда сможете подготовить выступление или проповедь в вашей группе.

Не бойтесь повторять в проповеди то, что все уже и так знают

Когда многие лидеры готовятся к выступлению, то очень часто стараются найти такую тему, которую еще никто не затрагивал, которой они может хотят удивить кого-то или такую тему, которая точно будет нова для слушателей. Хочется сказать вот что — с каждым новым годом во Христе у христиан будет оставаться все меньше таких вещей, о которых они бы не слышали. Даже более того, надо постараться, чтобы найти что-то такое, что большинство не слышало. Да и надо ли это делать?

Я открою вам один секрет — у большинства людей очень плохая память. Однажды, набрав в электронной Библии слово «напоминай» я наткнулся на интересные отрывки:

Петр не стеснялся напоминать ученикам то, что они и так уже знали:

«По этой причине я всегда напоминаю вам об этом, хотя вы то уже знаете и утвердились в истине, которая дошла до вас. Я считаю правильным, пока ещё живу в этом обличии, пробуждать вас этими напоминаниями» (2 Петра 1:12,13)

Даже Бог напоминал людям о Себе:

«Прежде Он позволял каждому народу идти своим путём, хотя постоянно напоминал о Себе, творя добро: посылал вам с неба дожди, давая вам урожай в плодоносное время, даруя вам пищу, а сердца ваши наполняя радостью». (Деяния 14:16,17)

Петр вновь говорит о том, что побуждает умы напоминаниями:

«Друзья дорогие! Вот уже второе письмо пишу вам. В обоих я старался пробудить ваши честные умы напоминаниями». (2 Петра 3:1)

Павел говорит о том, что мы не должны уставать напоминать людям:

«Так не уставай же напоминать людям об этом. Предупреждай их торжественно перед Богом, чтобы они не спорили о словах. Такие споры ни к чему не приводят, а лишь вредят тем, кто их слушает». (2 Тимофею 2:14)

Все эти отрывки поддерживают идею частого напоминания одних и тех же вещей. Если вы постараетесь, то найдете еще подобные места в Библии. Все праздники, которые описываются в Библии, были задуманы с этой целью. Традиции, которые соблюдает церковь, созданы с этой целью. Причащение Иисус заповедовал нам для того, чтобы мы помнили о Нем. Ищите новую тему? Не бойтесь постоянно напоминать о том, что все и так уже знают!

Практические проповеди всегда актуальны

Что меня лично очень поддерживает, когда я готовлю проповеди или уроки, так это то, что я могу смело повторять известные всем темы не только ради их напоминания, но еще и потому, что знания надо воплощать в жизнь. А вот как раз с этим есть гораздо большая проблема у всех. Ваше выступление не только должно напоминать людям о чем-то, но и помогать им научиться применять эти знания на практике.

Давайте возьмем, к примеру, такие общеизвестные темы: смирение, благотворительность, жертва, доброта, терпение, милость и т. д. Как люди применяют знания об этих вещах в своей жизни? Вы точно можете помочь им не только тем, что напомните, но и подскажите, как применить эти знания. И вы знаете что? Аудитория может несколько заскучать, если речь будет идти только о теории, но как только будет вопрос, касающийся личного применения этих вещей в жизни каждого человека — будьте уверены, сердце у людей забьется чаще и польза от встречи будет куда больше!

Будьте уверены вот в чем — воплощение в жизнь тех знаний, что есть у людей, будет всегда актуальной темой!

«Так и вера, если не сопровождается достойными делами, то сама по себе она мертва». (Послание Иакова 2:17)

Готовьте тематические проповеди

Этот способ «приготовления» домашних встреч один из самых простых, если не самый простой. Я бы не советовал использовать только его, но тем не менее он очень хорошо подходит, если у вас мало времени на подготовку. Что делать? Просто используйте электронную Библию для поиска отрывков по какой-либо теме. К примеру, если мы введем в книгу Притч слово «друг», то найдем, как минимум, эти три отрывка:

«Друг любит во все времена, истинный брат поддерживает в несчастье». (Притчи 17:17)

«Со множеством друзей приятно, но близкий друг может быть ближе брата». (Притчи 18:24)

«О железо точат люди железные ножи, так же и учатся друг у друга, становясь острыми». (Притчи 27:17)

Вспомните дружеские отношения из Библии, приведите примеры из своего прошлого и настоящего, попросите аудиторию поделиться своими примерами, добавьте пару-тройку вопросов для размышления — и все, встреча готова! Количество тем — безгранично, как вы сами это прекрасно понимаете.

Разберите в проповеди то, о чем говорит тот или иной отрывок в Библии

Недавно мы опубликовали статью, которая призвана помогать лидерам бесед готовиться к публичному выступлению. Это несколько сложнее, нежели просто выписать отрывки по конкретному слову. Но, на мой взгляд, намного интереснее и глубже. В этой статье вы найдете несколько очень практических советов, о том, как подготовить выступление. Читайте притчи, пытайтесь понять то, почему Иисус их рассказывал, кому рассказывал, что хотел сказать через них, чему мы можем учиться из этих притч и т. д.

Не пытайтесь придумать тему, пытайтесь понять, что Иисус хотел сказать в том или ином месте Писания и почему. Размышляйте вместе с вашей группой, активно включайте группу в общение.

«И многими подобными притчами Он проповедовал им слово столько, сколько они могли понять. Он ничего не говорил им без притч, но, оставаясь наедине с учениками, Он всё объяснял им». (Евангелие от Марка 4:33,34)

Лично для меня — это один из моих любимых способов подготовки к проповедям и выступлениям. Ведь, в конце концов, мы хотим донести до людей смысл Библии. Если вы будете готовить уроки таким образом, вы можете взять любую историю Ветхого Завета, можете взять любую притчу Христа — вам хватит этих тем на много лет! И больше не придется ломать голову, направляясь в автобусе или автомобиле по пути на беседу и переживая о том, как все придут, а у вас ничего не готово. Конечно, готовиться нужно заранее, но когда ты точно знаешь что ты хочешь сказать и по какому принципу готовить урок, то сделать это во много раз проще!

Готовьте актуальные проповеди для вашей аудитории

Если вы не знаете, о чем делать уроки для группы, не ломайте голову, спросите об этом группу! Попросите каждого человека написать по пять-семь тем, в которых они больше всего нуждаются. Выберите для начала те, что чаще всего повторяются и вперед! Таким образом вы снимите с себя груз ответственности за выбор темы и точно удовлетворите нужды группы.

Этот способ хорош по нескольким причинам:

Иисус часто спрашивал у людей, что они хотят и в чем нуждаются:

«Иисус спросил его: «Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?» Слепой сказал Ему: «Учитель! Я хочу снова видеть». Иисус Христос сказал ему: «Ступай, твоя вера спасла тебя». И тот сразу же прозрел и пошёл вслед за Иисусом». (Евангелие от Марка 10:51,52)

Можно было бы еще массу примеров привести о том, как просто найти тему для урока, беседы или проповеди. Давайте пока ограничимся этими пятью. Спрашивайте у других лидеров бесед об их темах, пользуйтесь их опытом. Вот еще, что хотелось бы сказать. Цените то время, когда домашняя церковь собирается вместе. Используйте это время для того, чтобы читать людям Писание, объяснять и разбирать его, молиться, чтобы это стало частью жизни каждого ученика Христа. Да, иногда сложно выбрать тему, но подумайте о тех людях, которых Бог доверяет вам. Не упускайте возможности укреплять веру, поддерживать дух, оказывать помощь и поддержку тем, с кем вы разделяете свою веру, сердце и жизнь.

«Здесь были люди более открытых взглядов, чем в Фессалонике: они приняли слово с полным желанием и изучали Писание каждый день… (Деяния 17:11)

Источник

Как начать проповедь? — Бурега В.В.

Крат­кое, чет­кое, ясное и емкое вступ­ле­ние — одно из непре­мен­ных усло­вий успеха любой пуб­лич­ной речи. Не явля­ется исклю­че­нием из этого пра­вила и цер­ков­ная про­по­ведь. С чего лучше начать про­по­ведь? Какие задачи должно решить вступ­ле­ние? Каковы свой­ства хоро­шего вступ­ле­ния? На что дол­жен обра­щать вни­ма­ние начи­на­ю­щий проповедник?

Как начать проповедь?

Крат­кое, чет­кое, ясное и емкое вступ­ле­ние — одно из непре­мен­ных усло­вий успеха любой пуб­лич­ной речи. Не явля­ется исклю­че­нием из этого пра­вила и цер­ков­ная про­по­ведь. С чего лучше начать про­по­ведь? Какие задачи должно решить вступ­ле­ние? Каковы свой­ства хоро­шего вступ­ле­ния? На что дол­жен обра­щать вни­ма­ние начи­на­ю­щий про­по­вед­ник? На эти и дру­гие прак­ти­че­ские вопросы пыта­ется отве­тить в своей ста­тье пре­по­да­ва­тель Киев­ской Духов­ной Ака­де­мии Вла­ди­мир Бурега.

В лите­ра­туре можно встре­тить раз­ные под­ходы к постро­е­нию про­по­веди, ее дли­тель­но­сти и деле­нию на состав­ные части. Однако авторы всех посо­бий по гомиле­тике при­знают стра­те­ги­че­скую важ­ность для про­по­вед­ника пра­виль­ного постро­е­ния вступ­ле­ния и заклю­че­ния его речи.

Дей­стви­тельно, про­по­вед­ник дол­жен уде­лять осо­бое вни­ма­ние вступ­ле­нию. Пер­вый абзац про­по­веди имеет особо важ­ное зна­че­ние. Несмотря на тра­ди­ци­он­ную крат­кость всту­пи­тель­ной части, она при­звана решить несколько пер­во­сте­пен­ных задач.

Во-пер­вых, во вступ­ле­нии должна быть заяв­лена тема или обо­зна­чена про­блема, кото­рой посвя­щена про­по­ведь. И если слу­ша­тель не полу­чил о теме чет­кое пред­став­ле­ние в самом начале про­по­веди, то тем самым для него ста­но­вится затруд­ни­тель­ным вос­при­я­тие осталь­ного ее содержания.

Во-вто­рых, вступ­ле­ние должно вызвать инте­рес к проповеди.

В‑третьих, вступ­ле­ние при­звано уста­но­вить кон­такт между про­по­вед­ни­ком и слу­ша­те­лями. Это осо­бенно важно, когда к пастве обра­ща­ется мало­зна­ко­мый ей свя­щен­ник, или когда в храме соби­ра­ются люди, не посе­ща­ю­щие бого­слу­же­ния регу­лярно. Про­по­вед­ник дол­жен стре­миться уже пер­выми пред­ло­же­ни­ями, про­из­не­сен­ными с амвона, рас­по­ло­жить к себе слушателей.

Задачи, кото­рые при­звана решить всту­пи­тель­ная часть пуб­лич­ной речи, четко сфор­му­ли­ро­вал еще Цице­рон, ска­зав­ший, что вступ­ле­ние должно сде­лать слу­ша­те­лей вни­ма­тель­ными, бла­го­же­ла­тель­ными и послуш­ными.

Какими же свой­ствами должно обла­дать хоро­шее вступление?

Прежде всего, это крат­кость. Длин­ное вступ­ле­ние утом­ляет слу­ша­теля, при­туп­ляет его вни­ма­ние и в резуль­тате не решает своих задач. «Ну когда же он, нако­нец, нач­нет гово­рить?» — думает чело­век, сто­я­щий в храме, если слы­шит явно затя­ну­тое вступление.

Еще одно нема­ло­важ­ное свой­ство хоро­шего вступ­ле­ния — эмо­ци­о­наль­ность. Чтобы при­влечь вни­ма­ние и про­бу­дить у слу­ша­те­лей инте­рес про­по­вед­ник может про­из­не­сти пер­вые пред­ло­же­ния про­по­веди с осо­бой эмо­ци­о­наль­но­стью. Однако все­гда нужно пом­нить об одной опас­но­сти, под­сте­ре­га­ю­щей ора­тора. Нельзя допус­кать, чтобы вооду­шев­ле­ние, вызван­ное в начале про­по­веди, не соот­вет­ство­вало после­ду­ю­щему эмо­ци­о­наль­ному строю его речи. Излишне эмо­ци­о­наль­ное вступ­ле­ние может вызвать у слу­ша­теля ожи­да­ния, кото­рые затем не оправ­да­ются, и в резуль­тате вся про­по­ведь ока­жется неудач­ной. Так что эмо­ци­о­наль­ность всту­пи­тель­ной части не должна быть чрезмерной.

Сле­ду­ю­щее свой­ство — ясность. Если в основ­ном тек­сте про­по­веди порой допу­стима осо­бая «вити­е­ва­тость» изло­же­ния и сим­во­лич­ность обра­зов, кото­рые не каж­дый слу­ша­тель и не сразу пой­мет, то для вступ­ле­ния это крайне неже­ла­тельно. Задачи, кото­рые про­по­вед­ник дол­жен решить во время про­из­не­се­ния всту­пи­тель­ной части про­по­веди, понуж­дают к пре­дель­ной ясно­сти изложения.

И еще одно свой­ство, кото­рым может обла­дать вступ­ле­ние — это неожи­дан­ность. Ведь если вступ­ле­ние зву­чит буд­нично и про­гно­зи­ру­емо, оно вряд ли про­бу­дит у слу­ша­теля интерес.

Один извест­ный мос­ков­ский свя­щен­ник рас­ска­зы­вал, как он одна­жды начал про­по­ведь. Вступ­ле­ние зву­чало при­мерно так: «Бра­тья и сестры! Вчера я про­хо­дил мимо пив­ного ларька и услы­шал, что люди за бока­лом пива вели такой вот раз­го­вор…» Далее шел крат­кий пере­сказ этого раз­го­вора, от кото­рого про­по­вед­ник пере­хо­дил к изло­же­нию своей темы. Понятно, что при­сут­ство­вав­шие в храме люди, услы­шав столь неожи­дан­ное начало, с осо­бым вни­ма­нием стали слу­шать батюшку.

Итак, про­по­вед­ник, выходя на амвон, дол­жен во вступ­ле­нии пре­дельно кратко, ясно и эмо­ци­о­нально обо­зна­чить тему про­по­веди. При этом сле­дует избе­гать попы­ток преж­де­вре­мен­ного рас­кры­тия темы. Вна­чале нужно ука­зать цель, к кото­рой направ­лена речь, но не нужно ука­зы­вать путь, по кото­рому соби­ра­ется дви­гаться ора­тор. Про­бу­див­шийся в слу­ша­те­лях инте­рес нужно сохра­нять и под­дер­жи­вать в тече­ние всей проповеди.

Пожа­луй, вся­кий, кто хоть раз слу­шал про­по­ведь в храме, согла­сится, что уже после пер­вых пред­ло­же­ний, про­из­не­сен­ных с амвона, у слу­ша­теля фор­ми­ру­ется одна из трех сле­ду­ю­щих уста­но­вок: 1) эту про­по­ведь не стоит слу­шать; 2) эту про­по­ведь можно послу­шать; 3) эту про­по­ведь обя­за­тельно нужно послу­шать. Понятно, что про­по­вед­ник дол­жен добиться тре­тьей уста­новки. При неудач­ном постро­е­нии вступ­ле­ния изме­нить настро­е­ние слу­ша­теля будет очень нелегко.

Воз­мож­ные вари­анты вступления

Начи­на­ю­щему про­по­вед­нику можно пред­ло­жить неко­то­рые реко­мен­да­ции по поводу кон­крет­ных вари­ан­тов постро­е­ния вступ­ле­ния. В про­по­вед­ни­че­ской лите­ра­туре можно встре­тить сле­ду­ю­щие при­меры начала проповеди.

1. Биб­лей­ская цитата. Это древ­ний, довольно рас­про­стра­нен­ный спо­соб начать про­по­ведь. Нередко про­по­веди свя­тых отцов и учи­те­лей Церкви начи­на­ются именно таким обра­зом. Цитата из Свя­щен­ного Писа­ния зву­чит все­гда ярко, эмо­ци­о­нально, воз­вы­шенно. Такое начало задает про­по­веди нуж­ный тон, рож­дает в уме и сердце слу­ша­теля жела­е­мый отклик. В XVII-XIX вв. в рус­ской про­по­веди суще­ство­вала тра­ди­ция в осно­ва­ние каж­дой про­по­веди пола­гать биб­лей­скую цитату. И даже если эта цитата не все­гда про­из­но­си­лась с амвона, все же текст Свя­щен­ного Писа­ния был тем семе­нем, из кото­рого вырас­тало содер­жа­ние проповеди.

Напри­мер, про­по­ведь перед совер­ше­нием таин­ства испо­веди уместно начать все­гда акту­аль­ным при­зы­вом: «Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное!» ( Мф 3, 2; 4, 17 ). Про­по­ведь перед кре­ще­нием: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» ( Ин 3, 5 ). Одну из своих про­по­ве­дей в Вели­кую Пят­ницу свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский начал сло­вом: «Совер­ши­шася!» ( Ин 19, 30 ) [1].

2. Свя­то­оте­че­ская или бого­слу­жеб­ная цитата. Нередко про­по­ведь начи­нают свя­то­оте­че­ским изре­че­нием или цита­той из бого­слу­жеб­ного тек­ста. Напри­мер, довольно часто Рож­де­ствен­ская про­по­ведь начи­на­ется сло­вами: «Хри­стос рож­да­ется — сла­вите, Хри­стос с небес — сря­щите!» (ирмос 1 канона на Рож­де­ство Хри­стово). Для про­по­веди на пер­вой сед­мице поста после чте­ния канона Андрея Крит­ского вполне умест­ной будет цитата из кондака: «Душе моя, вос­стани!» В неделю Кре­сто­по­клон­ную: «Кре­сту Тво­ему покло­ня­емся, Вла­дыко!» На Пас­халь­ной сед­мице про­по­ведь можно начать сло­вами Пас­халь­ного канона, кото­рый дает про­по­вед­нику бес­чис­лен­ное мно­же­ство пре­крас­ных цитат: «Ныне вся испол­ни­шася света — небо же и земля и пре­ис­под­няя», «Сей наре­чен­ный и свя­тый день, един суб­бот царь и гос­подь», «Очи­стим чув­ствия и узрим непре­ступ­ным све­том вос­кре­се­ния Хри­ста бли­ста­ю­щася» и т. д.

3. Пора­жа­ю­щая цитата. Она, как пра­вило, берется из нецер­ков­ных источ­ни­ков. Такое начало нередко встре­ча­ется у совре­мен­ных про­по­вед­ни­ков, обра­ща­ю­щихся к интеллигенции.

Вот, напри­мер, как начал одну из своих про­по­ве­дей про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень: «Один древ­ний муд­рец гово­рил: нельзя два­жды войти в одну и ту же реку, потому что вода бежит, и через секунду это уже не та вода, а сле­ду­ю­щий поток. Пожа­луй, что воду и можно оста­но­вить, хотя бы сде­лав пло­тину, но нельзя оста­но­вить время, кото­рое бежит непре­рывно. Час с чем-то назад мы собра­лись с вами здесь помо­литься, а сей­час мы уже ближе к концу своей жизни на час. Нельзя оста­но­вить время — оно все уно­сит» [2].

А свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий) в 1948 году свою про­по­ведь, посвя­щен­ную про­блеме вза­и­мо­от­но­ше­ний науки и рели­гии, начал цита­той из книги одного из после­до­ва­те­лей Чарльза Дар­вина, в кото­рой утвер­жда­лась несов­ме­сти­мость науки с рели­ги­оз­ным миро­воз­зре­нием [3].

4. Тема­ти­че­ское вступ­ле­ние (вступ­ле­ние, опи­ра­ю­ще­еся на про­блему). Как ска­зано, во вступ­ле­нии про­по­вед­ник дол­жен обо­зна­чить тему про­по­веди или поста­вить про­блему. Здесь можно пойти раз­ными путями. Напри­мер, можно прямо объ­яс­нить слу­ша­те­лям цель про­по­веди. Ска­жем, выйдя на амвон, свя­щен­ник сразу же про­из­но­сит при­мерно сле­ду­ю­щий текст: «Доро­гие бра­тья и сестры! К сожа­ле­нию, в нашем храме очень часто можно видеть как люди небрежно и небла­го­го­вейно осе­няют себя крест­ным зна­ме­нием. Поэтому я и решил пого­во­рить сего­дня с вами о том, что же зна­чит для нас крест­ное зна­ме­ние? Когда и как мы должны осе­нять себя кре­стом?» И далее сле­дует основ­ная часть проповеди.

Такое пря­мое ука­за­ние темы про­по­веди можно нередко встре­тить и в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре. Вот как, напри­мер, начи­на­ется беседа свя­того Иоанна Зла­то­уста о вос­кре­се­нии мерт­вых: «Прежде мы бесе­до­вали с вами о дог­ма­тах и о славе Еди­но­род­ного Сына Божия, заграж­дая уста уни­чи­жа­ю­щих Его досто­ин­ство и отчуж­да­ю­щих Его от Роди­теля. Сего­дня хочу заняться уче­нием пре­иму­ще­ственно нрав­ствен­ным и пред­ло­жить поуче­ние вообще о жизни и пове­де­нии; вер­нее ска­зать и эта беседа будет не только нрав­ствен­ная, но и дог­ма­ти­че­ская, так как я наме­ре­ва­юсь изло­жить уче­ние о вос­кре­се­нии» [4].

Или вот как начал одну из своих про­по­ве­дей свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий): «Меня про­сили объ­яс­нить притчу о непра­вед­ном домо­пра­ви­теле. Эта притча дей­стви­тельно тре­бует объ­яс­не­ния. Уже один раз я вам ее объ­яс­нял, но вы забыли, или не все слы­шали, поэтому объ­ясню опять» [5].

Но про­блему можно обо­зна­чить и более утон­чен­ным спо­со­бом. Напри­мер, в про­по­веди свя­того Гри­го­рия Паламы на Неделю мытаря и фари­сея во вступ­ле­нии мы нахо­дим про­стран­ное раз­мыш­ле­ние о том, что враг рода чело­ве­че­ского может искусно нис­про­вер­гать тех людей, кото­рые уже вло­жили в душу осно­ва­ние доб­ро­де­тели. И затем, повест­вуя о еван­гель­ской притче, свя­той Гри­го­рий пока­зы­вает как фари­сей, поло­жив­ший начало доб­ро­де­тель­ной жизни, был лишен ее плодов.

5. Вступ­ле­ние из ситу­а­ции. В тех слу­чаях, когда повод для про­из­не­се­ния про­по­веди не совсем обы­чен, есть смысл во вступ­ле­нии про­сто обо­зна­чить ситу­а­цию, в кото­рой в дан­ный момент нахо­дятся слу­ша­тели. Таким необыч­ным пово­дом может быть закладка или освя­ще­ние храма, уста­новка коло­ко­лов, начало учеб­ного или нового года, пре­столь­ный празд­ник, руко­по­ло­же­ние в свя­щен­ный сан и т. п. В таких слу­чаях вполне уместно про­сто опи­сать ситу­а­цию, побу­див­шую людей собраться на бого­слу­же­ние. Доста­точно ска­зать, напри­мер: «Сего­дня мы собра­лись в храм, чтобы с молит­вой начать новый учеб­ный год». Или: «Гос­подь спо­до­бил нас окон­чить работы по соору­же­нию в храме нового ико­но­стаса, и сего­дня мы собра­лись, чтобы побла­го­да­рить Его за это».

Осо­бен­ность ситу­а­ции может быть обу­слов­лена и какими-либо сугубо литур­ги­че­скими при­чи­нами. Напри­мер, пери­о­ди­че­ски слу­ча­ется сов­па­де­ние в один день двух цер­ков­ных празд­ни­ков, что само по себе необычно и вполне заслу­жи­вает осо­бого вни­ма­ния. Про­по­вед­ники не редко строят свои про­по­веди, оттал­ки­ва­ясь от подоб­ных сов­па­де­ний: празд­ник Бла­го­ве­ще­ния может сов­пасть с днем Свя­той Пасхи, Рож­де­ство Хри­стово с вос­крес­ным днем, неделя Кре­сто­по­клон­ная с днем памяти сорока муче­ни­ков и т.д.

Порой про­по­вед­ник может обо­зна­чить во вступ­ле­нии и ту нестан­дарт­ную ситу­а­цию, в кото­рой ока­зался сам. Инте­рес­ные при­меры подоб­ного рода можно встре­тить у извест­ных про­по­вед­ни­ков ХХ века. Вот, напри­мер, как начал свое слово при наре­че­нии во епи­скопа буду­щий мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний (29 ноября 1957 года): «Свя­ти­тели! Отцы и бра­тья! Глу­боко меня взвол­но­вало реше­ние Свя­тей­шего Пат­ри­арха и Свя­щен­ного Синода о назна­че­нии меня епи­ско­пом Сер­ги­ев­ским. Но теперь пред­стою я пред вами в глу­бо­ком покое всех сил моих душев­ных, собрав­шись с мыс­лями, испы­тав совесть перед Богом и гото­вый пове­дать вам те мысли и чув­ства, кото­рыми полна душа» [6].

А вот как 15 января 1948 года начал свою про­по­ведь свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий): «Вчера пяти­ча­со­вая служба так уто­мила меня, что я не успел при­го­то­вить про­по­ведь, не думал гово­рить сего­дня, но меня уко­ряет Васи­лий Вели­кий, кото­рый ни одного дня не про­пус­кал без про­по­веди, поэтому кое-что скажу вам» [7].

Несмотря на то, что само по себе вступ­ле­ние из ситу­а­ции явля­ется доста­точно эффек­тив­ным спо­со­бом при­влечь вни­ма­ние слу­ша­те­лей, все же его не сле­дует упо­треб­лять слиш­ком часто. К сожа­ле­нию, в совре­мен­ной про­по­вед­ни­че­ской прак­тике почти стан­дарт­ным явля­ется при­мерно такой вари­ант начала про­по­веди: «Воз­люб­лен­ные о Гос­поде бра­тья и сестры! Сего­дня Свя­тая Цер­ковь празд­нует такой-то празд­ник (чтит память такого-то свя­того, вос­по­ми­нает такое-то собы­тие, про­слав­ляет такую-то икону Пре­свя­той Бого­ро­дицы и т. д.)» Или (во время совер­ше­ния молебна или ака­фи­ста): «Вновь мы собра­лись в этот храм, чтобы почтить ака­фист­ным (или молеб­ным) пением такого-то свя­того». Когда подоб­ное вступ­ле­ние ста­но­вится нор­мой, оно пре­вра­ща­ется в обы­ден­ность и потому не решает своих задач. Такое вступ­ле­ние пере­стает быть неожи­дан­ным, не про­буж­дает инте­рес, не ука­зы­вает тему про­по­веди, не ста­вит про­блему. Часто повто­ря­е­мое вступ­ле­ние из ситу­а­ции выпол­няет лишь одну функ­цию: сооб­щает слу­ша­те­лям о том, что нача­лась про­по­ведь. При этом собрав­ши­еся в храм люди и так знают, что при­шли сюда по слу­чаю такого-то празд­ника. Поэтому в при­ход­ской прак­тике сле­дует избе­гать слиш­ком частого исполь­зо­ва­ния подоб­ных вступлений.

6. Вступ­ле­ние из связи. Этот вари­ант вступ­ле­ния пред­по­ла­гает уста­нов­ле­ние связи между ныне празд­ну­е­мым собы­тием (или биб­лей­ским чте­нием) и преды­ду­щими или после­ду­ю­щими тор­же­ствами цер­ков­ного года (или дру­гими биб­лей­скими чте­ни­ями). Осо­бенно часто такой тип вступ­ле­ния встре­ча­ется в про­по­ве­дях, про­из­но­си­мых в период пения Три­оди Пост­ной (то есть нака­нуне и в тече­ние Вели­кого Поста). Напри­мер: «В минув­шую неделю мы слы­шали в храме притчу о блуд­ном сыне, напо­ми­нав­шую нам о мило­сер­дии и дол­го­тер­пе­нии Божием, а сего­дня Цер­ковь пред­ла­гает нам чте­ние из Еван­ге­лия от Мат­фея о Страш­ном Суде. И мы невольно обра­ща­емся мыс­лью ко Вто­рому При­ше­ствию Гос­пода и свя­зан­ному с ним спра­вед­ли­вому воз­да­я­нию за все наши зем­ные дела».

В Вели­кую Пят­ницу можно начать про­по­ведь так: «Еще несколько дней назад мы слы­шали как Иеру­са­лим вос­тор­женно встре­чал Хри­ста Спа­си­теля сло­вами: «Осанна! Осанна!», а сего­дня из уст жите­лей того же города слы­шаться совсем дру­гие слова: “Рас­пни! Рас­пни!”» Такого рода вступ­ле­ние акту­а­ли­зи­рует в созна­нии слу­ша­те­лей содер­жа­ние поуче­ний, ска­зан­ных недавно, фор­ми­рует целост­ную кар­тину вос­при­я­тия бого­слу­жеб­ного круга.

Инте­рес­ным при­ме­ром подоб­ного вступ­ле­ния явля­ется про­по­ведь мит­ро­по­лита Анто­ния Сурож­ского, про­из­не­сен­ная 31 декабря 1978 года на ново­год­нем молебне: «Сего­дня вновь откры­ва­ются врата вре­мени и встает перед нашим взо­ром насту­па­ю­щий Новый год. Через эти врата вре­мени мы видим гря­ду­щее Рож­де­ство Хри­стово, кото­рое мы будем празд­но­вать всего через неделю. И Рож­де­ством Хри­сто­вым в этот новый год вре­мени всту­пает веч­ность» [8]. Этот при­мер пока­зы­вает, что про­по­вед­ник может уста­но­вить смыс­ло­вую связь не только с собы­ти­ями уже минув­шими, но и с теми, празд­но­ва­ние кото­рых еще впереди.

7. Иллю­стра­ция или слу­чай из жизни. В Еван­ге­лии мы видим, что Гос­подь, сооб­щая людям сверхъ­есте­ствен­ные истины, иллю­стри­ро­вал их самыми про­стыми сце­нами из сель­ско­хо­зяй­ствен­ного быта еврей­ского народа. Иллю­стра­ция делает истину нагляд­ной, близ­кой, ося­за­е­мой. Исполь­зо­ва­ние иллю­стра­ции во вступ­ле­нии про­буж­дает инте­рес к про­по­веди, делает более ясным ее содер­жа­ние. К тому же удачно подо­бран­ная иллю­стра­ция при­дает про­по­веди осо­бую кра­соту. При этом нельзя упус­кать из виду под­чи­нен­ную роль иллю­стра­ций, они не должны ста­но­виться самоцелью.

Мит­ро­по­лит Анто­ний в 1977 году в начале своей про­по­веди в Вели­кую Суб­боту упо­тре­бил сле­ду­ю­щую иллю­стра­цию: «Бывает, что после дол­гой, мучи­тель­ной болезни уми­рает чело­век; и гроб его стоит в церкви, и, взи­рая на него, мы про­ни­ка­емся таким чув­ством покоя и радо­сти: про­шли мучи­тель­ные дни, про­шло стра­да­ние, про­шел пред­смерт­ный ужас, про­шло посте­пен­ное уда­ле­ние от ближ­них, когда час за часом чело­век чув­ствует, что он ухо­дит и что оста­ются за ним на земле люби­мые. А в смерти Хри­сто­вой про­шло и еще самое страш­ное — то мгно­ве­ние Бого­остав­лен­но­сти, кото­рое заста­вило Его в ужасе вос­клик­нуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты меня оста­вил. » [9]

Хоро­шей иллю­стра­цией может слу­жить рас­сказ о реаль­ном слу­чае из жизни. Таким слу­чаем может быть заме­ча­ние, услы­шан­ное в лифте, в метро или на улице. Это может быть фраза поли­тика, ска­зан­ная по теле­ви­де­нию. Это может быть и более подроб­ное опи­са­ние какого-то про­ис­ше­ствия. При таком начале про­по­веди у слу­ша­те­лей созда­ется чув­ство близ­кой сопри­част­но­сти ска­зан­ному, акту­аль­но­сти постав­лен­ной темы для их повсе­днев­ной жизни.

Клас­си­че­ский при­мер такого вступ­ле­ния мы нахо­дим в про­по­веди свя­ти­теля Тихона Задон­ского об уни­что­же­нии еже­год­ного празд­не­ства в честь Ярилы. В начале слова свя­ти­тель гово­рит, как в пер­вый поне­дель­ник Пет­рова поста он стал сви­де­те­лем язы­че­ского празд­ника на окра­ине Воро­нежа. Это вступ­ле­ние при­дало про­по­веди осо­бую акту­аль­ность. Опи­сан­ный слу­чай имел место здесь, вот в этом городе, на гла­зах про­по­вед­ника. И слу­ша­тели не могли остаться рав­но­душ­ными к такой проповеди.

Таков далеко не пол­ный пере­чень воз­мож­ных вари­ан­тов начала про­по­веди. В заклю­че­ние хоте­лось бы напом­нить, что цер­ков­ная про­по­ведь — это, прежде всего, живое слово, кото­рое в пол­ной мере не может быть охва­чено ника­кими внеш­ними пред­пи­са­ни­ями. И все же вни­ма­тель­ное отно­ше­ние про­по­вед­ни­ков (осо­бенно начи­на­ю­щих) к всту­пи­тель­ной части своей про­по­веди может немало спо­соб­ство­вать каче­ству про­по­вед­ни­че­ского слова, его глу­бо­кому воз­дей­ствию на ум, сердце и волю слушателей.

Примечания

[1] Фила­рет, митр. Мос­ков­ский и Коло­мен­ский. Тво­ре­ния. М., 1994. С. 91.

[2] Мень А. Свет во тьме све­тит. Про­по­веди. М., 1991. С. 186.

[3] Лука (Войно-Ясе­нец­кий), свт. Спе­шите идти за Хри­стом! Про­по­веди в Сим­фе­ро­поле (1946–1948). М., 2000. С. 169.

[4] Св. Иоанн Зла­то­уст. Тво­ре­ния. Том 2. Кн. 1. СПб., 1899. С. 465.

[5] Лука (Войно-Ясе­нец­кий), свт. Спе­шите идти за Хри­стом! С. 156.

[6] Анто­ний, митр. Сурож­ский. Во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа. Про­по­веди. Клин, 1999. С. 7.

[7] Лука (Войно-Ясе­нец­кий), свт. Спе­шите идти за Хри­стом! С. 90.

[8] Анто­ний, митр. Сурож­ский. Во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа. С. 14.

[9] Анто­ний, митр. Сурож­ский. Во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа. С. 266.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать проповедь правильно, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать проповедь правильно", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать проповедь правильно:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *