Как написать и подготовить библейскую проповедь. Практика
Как написать библейскую проповедь? Как правильно подготовить актуальную проповедь? Иногда эта задача может показаться сложной. Каждый человек, готовящий проповедь, рано или поздно сталкивается с проблемой выбора темы. Когда речь идет о домашней церкви или малой группе, то речь идет о духовной теме проповеди, которая могла бы помочь группе чему-то научиться, стать сильнее, пройти сложный период и т. д.
Но что делать, если наше воображение нас постоянно подводит, если беседы по Библии проходят часто, если уроки вы уже делаете десять лет и все темы для проповеди исчерпали, да и времени между работой у вас все меньше? Когда думать? Что придумать? Где взять идеи?
В этой статье мы дадим несколько простых советов, следуя которым вы всегда сможете подготовить выступление или проповедь в вашей группе.
Не бойтесь повторять в проповеди то, что все уже и так знают
Когда многие лидеры готовятся к выступлению, то очень часто стараются найти такую тему, которую еще никто не затрагивал, которой они может хотят удивить кого-то или такую тему, которая точно будет нова для слушателей. Хочется сказать вот что — с каждым новым годом во Христе у христиан будет оставаться все меньше таких вещей, о которых они бы не слышали. Даже более того, надо постараться, чтобы найти что-то такое, что большинство не слышало. Да и надо ли это делать?
Я открою вам один секрет — у большинства людей очень плохая память. Однажды, набрав в электронной Библии слово «напоминай» я наткнулся на интересные отрывки:
Петр не стеснялся напоминать ученикам то, что они и так уже знали:
«По этой причине я всегда напоминаю вам об этом, хотя вы то уже знаете и утвердились в истине, которая дошла до вас. Я считаю правильным, пока ещё живу в этом обличии, пробуждать вас этими напоминаниями» (2 Петра 1:12,13)
Даже Бог напоминал людям о Себе:
«Прежде Он позволял каждому народу идти своим путём, хотя постоянно напоминал о Себе, творя добро: посылал вам с неба дожди, давая вам урожай в плодоносное время, даруя вам пищу, а сердца ваши наполняя радостью». (Деяния 14:16,17)
Петр вновь говорит о том, что побуждает умы напоминаниями:
«Друзья дорогие! Вот уже второе письмо пишу вам. В обоих я старался пробудить ваши честные умы напоминаниями». (2 Петра 3:1)
Павел говорит о том, что мы не должны уставать напоминать людям:
«Так не уставай же напоминать людям об этом. Предупреждай их торжественно перед Богом, чтобы они не спорили о словах. Такие споры ни к чему не приводят, а лишь вредят тем, кто их слушает». (2 Тимофею 2:14)
Все эти отрывки поддерживают идею частого напоминания одних и тех же вещей. Если вы постараетесь, то найдете еще подобные места в Библии. Все праздники, которые описываются в Библии, были задуманы с этой целью. Традиции, которые соблюдает церковь, созданы с этой целью. Причащение Иисус заповедовал нам для того, чтобы мы помнили о Нем. Ищите новую тему? Не бойтесь постоянно напоминать о том, что все и так уже знают!
Практические проповеди всегда актуальны
Что меня лично очень поддерживает, когда я готовлю проповеди или уроки, так это то, что я могу смело повторять известные всем темы не только ради их напоминания, но еще и потому, что знания надо воплощать в жизнь. А вот как раз с этим есть гораздо большая проблема у всех. Ваше выступление не только должно напоминать людям о чем-то, но и помогать им научиться применять эти знания на практике.
Давайте возьмем, к примеру, такие общеизвестные темы: смирение, благотворительность, жертва, доброта, терпение, милость и т. д. Как люди применяют знания об этих вещах в своей жизни? Вы точно можете помочь им не только тем, что напомните, но и подскажите, как применить эти знания. И вы знаете что? Аудитория может несколько заскучать, если речь будет идти только о теории, но как только будет вопрос, касающийся личного применения этих вещей в жизни каждого человека — будьте уверены, сердце у людей забьется чаще и польза от встречи будет куда больше!
Будьте уверены вот в чем — воплощение в жизнь тех знаний, что есть у людей, будет всегда актуальной темой!
«Так и вера, если не сопровождается достойными делами, то сама по себе она мертва». (Послание Иакова 2:17)
Готовьте тематические проповеди
Этот способ «приготовления» домашних встреч один из самых простых, если не самый простой. Я бы не советовал использовать только его, но тем не менее он очень хорошо подходит, если у вас мало времени на подготовку. Что делать? Просто используйте электронную Библию для поиска отрывков по какой-либо теме. К примеру, если мы введем в книгу Притч слово «друг», то найдем, как минимум, эти три отрывка:
«Друг любит во все времена, истинный брат поддерживает в несчастье». (Притчи 17:17)
«Со множеством друзей приятно, но близкий друг может быть ближе брата». (Притчи 18:24)
«О железо точат люди железные ножи, так же и учатся друг у друга, становясь острыми». (Притчи 27:17)
Вспомните дружеские отношения из Библии, приведите примеры из своего прошлого и настоящего, попросите аудиторию поделиться своими примерами, добавьте пару-тройку вопросов для размышления — и все, встреча готова! Количество тем — безгранично, как вы сами это прекрасно понимаете.
Разберите в проповеди то, о чем говорит тот или иной отрывок в Библии
Недавно мы опубликовали статью, которая призвана помогать лидерам бесед готовиться к публичному выступлению. Это несколько сложнее, нежели просто выписать отрывки по конкретному слову. Но, на мой взгляд, намного интереснее и глубже. В этой статье вы найдете несколько очень практических советов, о том, как подготовить выступление. Читайте притчи, пытайтесь понять то, почему Иисус их рассказывал, кому рассказывал, что хотел сказать через них, чему мы можем учиться из этих притч и т. д.
Не пытайтесь придумать тему, пытайтесь понять, что Иисус хотел сказать в том или ином месте Писания и почему. Размышляйте вместе с вашей группой, активно включайте группу в общение.
«И многими подобными притчами Он проповедовал им слово столько, сколько они могли понять. Он ничего не говорил им без притч, но, оставаясь наедине с учениками, Он всё объяснял им». (Евангелие от Марка 4:33,34)
Лично для меня — это один из моих любимых способов подготовки к проповедям и выступлениям. Ведь, в конце концов, мы хотим донести до людей смысл Библии. Если вы будете готовить уроки таким образом, вы можете взять любую историю Ветхого Завета, можете взять любую притчу Христа — вам хватит этих тем на много лет! И больше не придется ломать голову, направляясь в автобусе или автомобиле по пути на беседу и переживая о том, как все придут, а у вас ничего не готово. Конечно, готовиться нужно заранее, но когда ты точно знаешь что ты хочешь сказать и по какому принципу готовить урок, то сделать это во много раз проще!
Готовьте актуальные проповеди для вашей аудитории
Если вы не знаете, о чем делать уроки для группы, не ломайте голову, спросите об этом группу! Попросите каждого человека написать по пять-семь тем, в которых они больше всего нуждаются. Выберите для начала те, что чаще всего повторяются и вперед! Таким образом вы снимите с себя груз ответственности за выбор темы и точно удовлетворите нужды группы.
Этот способ хорош по нескольким причинам:
Иисус часто спрашивал у людей, что они хотят и в чем нуждаются:
«Иисус спросил его: «Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?» Слепой сказал Ему: «Учитель! Я хочу снова видеть». Иисус Христос сказал ему: «Ступай, твоя вера спасла тебя». И тот сразу же прозрел и пошёл вслед за Иисусом». (Евангелие от Марка 10:51,52)
Можно было бы еще массу примеров привести о том, как просто найти тему для урока, беседы или проповеди. Давайте пока ограничимся этими пятью. Спрашивайте у других лидеров бесед об их темах, пользуйтесь их опытом. Вот еще, что хотелось бы сказать. Цените то время, когда домашняя церковь собирается вместе. Используйте это время для того, чтобы читать людям Писание, объяснять и разбирать его, молиться, чтобы это стало частью жизни каждого ученика Христа. Да, иногда сложно выбрать тему, но подумайте о тех людях, которых Бог доверяет вам. Не упускайте возможности укреплять веру, поддерживать дух, оказывать помощь и поддержку тем, с кем вы разделяете свою веру, сердце и жизнь.
«Здесь были люди более открытых взглядов, чем в Фессалонике: они приняли слово с полным желанием и изучали Писание каждый день… (Деяния 17:11)
Как начать проповедь? — Бурега В.В.
Краткое, четкое, ясное и емкое вступление — одно из непременных условий успеха любой публичной речи. Не является исключением из этого правила и церковная проповедь. С чего лучше начать проповедь? Какие задачи должно решить вступление? Каковы свойства хорошего вступления? На что должен обращать внимание начинающий проповедник?
Как начать проповедь?
Краткое, четкое, ясное и емкое вступление — одно из непременных условий успеха любой публичной речи. Не является исключением из этого правила и церковная проповедь. С чего лучше начать проповедь? Какие задачи должно решить вступление? Каковы свойства хорошего вступления? На что должен обращать внимание начинающий проповедник? На эти и другие практические вопросы пытается ответить в своей статье преподаватель Киевской Духовной Академии Владимир Бурега.
В литературе можно встретить разные подходы к построению проповеди, ее длительности и делению на составные части. Однако авторы всех пособий по гомилетике признают стратегическую важность для проповедника правильного построения вступления и заключения его речи.
Действительно, проповедник должен уделять особое внимание вступлению. Первый абзац проповеди имеет особо важное значение. Несмотря на традиционную краткость вступительной части, она призвана решить несколько первостепенных задач.
Во-первых, во вступлении должна быть заявлена тема или обозначена проблема, которой посвящена проповедь. И если слушатель не получил о теме четкое представление в самом начале проповеди, то тем самым для него становится затруднительным восприятие остального ее содержания.
Во-вторых, вступление должно вызвать интерес к проповеди.
В‑третьих, вступление призвано установить контакт между проповедником и слушателями. Это особенно важно, когда к пастве обращается малознакомый ей священник, или когда в храме собираются люди, не посещающие богослужения регулярно. Проповедник должен стремиться уже первыми предложениями, произнесенными с амвона, расположить к себе слушателей.
Задачи, которые призвана решить вступительная часть публичной речи, четко сформулировал еще Цицерон, сказавший, что вступление должно сделать слушателей внимательными, благожелательными и послушными.
Какими же свойствами должно обладать хорошее вступление?
Прежде всего, это краткость. Длинное вступление утомляет слушателя, притупляет его внимание и в результате не решает своих задач. «Ну когда же он, наконец, начнет говорить?» — думает человек, стоящий в храме, если слышит явно затянутое вступление.
Еще одно немаловажное свойство хорошего вступления — эмоциональность. Чтобы привлечь внимание и пробудить у слушателей интерес проповедник может произнести первые предложения проповеди с особой эмоциональностью. Однако всегда нужно помнить об одной опасности, подстерегающей оратора. Нельзя допускать, чтобы воодушевление, вызванное в начале проповеди, не соответствовало последующему эмоциональному строю его речи. Излишне эмоциональное вступление может вызвать у слушателя ожидания, которые затем не оправдаются, и в результате вся проповедь окажется неудачной. Так что эмоциональность вступительной части не должна быть чрезмерной.
Следующее свойство — ясность. Если в основном тексте проповеди порой допустима особая «витиеватость» изложения и символичность образов, которые не каждый слушатель и не сразу поймет, то для вступления это крайне нежелательно. Задачи, которые проповедник должен решить во время произнесения вступительной части проповеди, понуждают к предельной ясности изложения.
И еще одно свойство, которым может обладать вступление — это неожиданность. Ведь если вступление звучит буднично и прогнозируемо, оно вряд ли пробудит у слушателя интерес.
Один известный московский священник рассказывал, как он однажды начал проповедь. Вступление звучало примерно так: «Братья и сестры! Вчера я проходил мимо пивного ларька и услышал, что люди за бокалом пива вели такой вот разговор…» Далее шел краткий пересказ этого разговора, от которого проповедник переходил к изложению своей темы. Понятно, что присутствовавшие в храме люди, услышав столь неожиданное начало, с особым вниманием стали слушать батюшку.
Итак, проповедник, выходя на амвон, должен во вступлении предельно кратко, ясно и эмоционально обозначить тему проповеди. При этом следует избегать попыток преждевременного раскрытия темы. Вначале нужно указать цель, к которой направлена речь, но не нужно указывать путь, по которому собирается двигаться оратор. Пробудившийся в слушателях интерес нужно сохранять и поддерживать в течение всей проповеди.
Пожалуй, всякий, кто хоть раз слушал проповедь в храме, согласится, что уже после первых предложений, произнесенных с амвона, у слушателя формируется одна из трех следующих установок: 1) эту проповедь не стоит слушать; 2) эту проповедь можно послушать; 3) эту проповедь обязательно нужно послушать. Понятно, что проповедник должен добиться третьей установки. При неудачном построении вступления изменить настроение слушателя будет очень нелегко.
Возможные варианты вступления
Начинающему проповеднику можно предложить некоторые рекомендации по поводу конкретных вариантов построения вступления. В проповеднической литературе можно встретить следующие примеры начала проповеди.
1. Библейская цитата. Это древний, довольно распространенный способ начать проповедь. Нередко проповеди святых отцов и учителей Церкви начинаются именно таким образом. Цитата из Священного Писания звучит всегда ярко, эмоционально, возвышенно. Такое начало задает проповеди нужный тон, рождает в уме и сердце слушателя желаемый отклик. В XVII-XIX вв. в русской проповеди существовала традиция в основание каждой проповеди полагать библейскую цитату. И даже если эта цитата не всегда произносилась с амвона, все же текст Священного Писания был тем семенем, из которого вырастало содержание проповеди.
Например, проповедь перед совершением таинства исповеди уместно начать всегда актуальным призывом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» ( Мф 3, 2; 4, 17 ). Проповедь перед крещением: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин 3, 5 ). Одну из своих проповедей в Великую Пятницу святитель Филарет Московский начал словом: «Совершишася!» ( Ин 19, 30 ) [1].
2. Святоотеческая или богослужебная цитата. Нередко проповедь начинают святоотеческим изречением или цитатой из богослужебного текста. Например, довольно часто Рождественская проповедь начинается словами: «Христос рождается — славите, Христос с небес — срящите!» (ирмос 1 канона на Рождество Христово). Для проповеди на первой седмице поста после чтения канона Андрея Критского вполне уместной будет цитата из кондака: «Душе моя, восстани!» В неделю Крестопоклонную: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!» На Пасхальной седмице проповедь можно начать словами Пасхального канона, который дает проповеднику бесчисленное множество прекрасных цитат: «Ныне вся исполнишася света — небо же и земля и преисподняя», «Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь», «Очистим чувствия и узрим непреступным светом воскресения Христа блистающася» и т. д.
3. Поражающая цитата. Она, как правило, берется из нецерковных источников. Такое начало нередко встречается у современных проповедников, обращающихся к интеллигенции.
Вот, например, как начал одну из своих проповедей протоиерей Александр Мень: «Один древний мудрец говорил: нельзя дважды войти в одну и ту же реку, потому что вода бежит, и через секунду это уже не та вода, а следующий поток. Пожалуй, что воду и можно остановить, хотя бы сделав плотину, но нельзя остановить время, которое бежит непрерывно. Час с чем-то назад мы собрались с вами здесь помолиться, а сейчас мы уже ближе к концу своей жизни на час. Нельзя остановить время — оно все уносит» [2].
А святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в 1948 году свою проповедь, посвященную проблеме взаимоотношений науки и религии, начал цитатой из книги одного из последователей Чарльза Дарвина, в которой утверждалась несовместимость науки с религиозным мировоззрением [3].
4. Тематическое вступление (вступление, опирающееся на проблему). Как сказано, во вступлении проповедник должен обозначить тему проповеди или поставить проблему. Здесь можно пойти разными путями. Например, можно прямо объяснить слушателям цель проповеди. Скажем, выйдя на амвон, священник сразу же произносит примерно следующий текст: «Дорогие братья и сестры! К сожалению, в нашем храме очень часто можно видеть как люди небрежно и неблагоговейно осеняют себя крестным знамением. Поэтому я и решил поговорить сегодня с вами о том, что же значит для нас крестное знамение? Когда и как мы должны осенять себя крестом?» И далее следует основная часть проповеди.
Такое прямое указание темы проповеди можно нередко встретить и в святоотеческой литературе. Вот как, например, начинается беседа святого Иоанна Златоуста о воскресении мертвых: «Прежде мы беседовали с вами о догматах и о славе Единородного Сына Божия, заграждая уста уничижающих Его достоинство и отчуждающих Его от Родителя. Сегодня хочу заняться учением преимущественно нравственным и предложить поучение вообще о жизни и поведении; вернее сказать и эта беседа будет не только нравственная, но и догматическая, так как я намереваюсь изложить учение о воскресении» [4].
Или вот как начал одну из своих проповедей святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Меня просили объяснить притчу о неправедном домоправителе. Эта притча действительно требует объяснения. Уже один раз я вам ее объяснял, но вы забыли, или не все слышали, поэтому объясню опять» [5].
Но проблему можно обозначить и более утонченным способом. Например, в проповеди святого Григория Паламы на Неделю мытаря и фарисея во вступлении мы находим пространное размышление о том, что враг рода человеческого может искусно ниспровергать тех людей, которые уже вложили в душу основание добродетели. И затем, повествуя о евангельской притче, святой Григорий показывает как фарисей, положивший начало добродетельной жизни, был лишен ее плодов.
5. Вступление из ситуации. В тех случаях, когда повод для произнесения проповеди не совсем обычен, есть смысл во вступлении просто обозначить ситуацию, в которой в данный момент находятся слушатели. Таким необычным поводом может быть закладка или освящение храма, установка колоколов, начало учебного или нового года, престольный праздник, рукоположение в священный сан и т. п. В таких случаях вполне уместно просто описать ситуацию, побудившую людей собраться на богослужение. Достаточно сказать, например: «Сегодня мы собрались в храм, чтобы с молитвой начать новый учебный год». Или: «Господь сподобил нас окончить работы по сооружению в храме нового иконостаса, и сегодня мы собрались, чтобы поблагодарить Его за это».
Особенность ситуации может быть обусловлена и какими-либо сугубо литургическими причинами. Например, периодически случается совпадение в один день двух церковных праздников, что само по себе необычно и вполне заслуживает особого внимания. Проповедники не редко строят свои проповеди, отталкиваясь от подобных совпадений: праздник Благовещения может совпасть с днем Святой Пасхи, Рождество Христово с воскресным днем, неделя Крестопоклонная с днем памяти сорока мучеников и т.д.
Порой проповедник может обозначить во вступлении и ту нестандартную ситуацию, в которой оказался сам. Интересные примеры подобного рода можно встретить у известных проповедников ХХ века. Вот, например, как начал свое слово при наречении во епископа будущий митрополит Сурожский Антоний (29 ноября 1957 года): «Святители! Отцы и братья! Глубоко меня взволновало решение Святейшего Патриарха и Священного Синода о назначении меня епископом Сергиевским. Но теперь предстою я пред вами в глубоком покое всех сил моих душевных, собравшись с мыслями, испытав совесть перед Богом и готовый поведать вам те мысли и чувства, которыми полна душа» [6].
А вот как 15 января 1948 года начал свою проповедь святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Вчера пятичасовая служба так утомила меня, что я не успел приготовить проповедь, не думал говорить сегодня, но меня укоряет Василий Великий, который ни одного дня не пропускал без проповеди, поэтому кое-что скажу вам» [7].
Несмотря на то, что само по себе вступление из ситуации является достаточно эффективным способом привлечь внимание слушателей, все же его не следует употреблять слишком часто. К сожалению, в современной проповеднической практике почти стандартным является примерно такой вариант начала проповеди: «Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует такой-то праздник (чтит память такого-то святого, воспоминает такое-то событие, прославляет такую-то икону Пресвятой Богородицы и т. д.)» Или (во время совершения молебна или акафиста): «Вновь мы собрались в этот храм, чтобы почтить акафистным (или молебным) пением такого-то святого». Когда подобное вступление становится нормой, оно превращается в обыденность и потому не решает своих задач. Такое вступление перестает быть неожиданным, не пробуждает интерес, не указывает тему проповеди, не ставит проблему. Часто повторяемое вступление из ситуации выполняет лишь одну функцию: сообщает слушателям о том, что началась проповедь. При этом собравшиеся в храм люди и так знают, что пришли сюда по случаю такого-то праздника. Поэтому в приходской практике следует избегать слишком частого использования подобных вступлений.
6. Вступление из связи. Этот вариант вступления предполагает установление связи между ныне празднуемым событием (или библейским чтением) и предыдущими или последующими торжествами церковного года (или другими библейскими чтениями). Особенно часто такой тип вступления встречается в проповедях, произносимых в период пения Триоди Постной (то есть накануне и в течение Великого Поста). Например: «В минувшую неделю мы слышали в храме притчу о блудном сыне, напоминавшую нам о милосердии и долготерпении Божием, а сегодня Церковь предлагает нам чтение из Евангелия от Матфея о Страшном Суде. И мы невольно обращаемся мыслью ко Второму Пришествию Господа и связанному с ним справедливому воздаянию за все наши земные дела».
В Великую Пятницу можно начать проповедь так: «Еще несколько дней назад мы слышали как Иерусалим восторженно встречал Христа Спасителя словами: «Осанна! Осанна!», а сегодня из уст жителей того же города слышаться совсем другие слова: “Распни! Распни!”» Такого рода вступление актуализирует в сознании слушателей содержание поучений, сказанных недавно, формирует целостную картину восприятия богослужебного круга.
Интересным примером подобного вступления является проповедь митрополита Антония Сурожского, произнесенная 31 декабря 1978 года на новогоднем молебне: «Сегодня вновь открываются врата времени и встает перед нашим взором наступающий Новый год. Через эти врата времени мы видим грядущее Рождество Христово, которое мы будем праздновать всего через неделю. И Рождеством Христовым в этот новый год времени вступает вечность» [8]. Этот пример показывает, что проповедник может установить смысловую связь не только с событиями уже минувшими, но и с теми, празднование которых еще впереди.
7. Иллюстрация или случай из жизни. В Евангелии мы видим, что Господь, сообщая людям сверхъестественные истины, иллюстрировал их самыми простыми сценами из сельскохозяйственного быта еврейского народа. Иллюстрация делает истину наглядной, близкой, осязаемой. Использование иллюстрации во вступлении пробуждает интерес к проповеди, делает более ясным ее содержание. К тому же удачно подобранная иллюстрация придает проповеди особую красоту. При этом нельзя упускать из виду подчиненную роль иллюстраций, они не должны становиться самоцелью.
Митрополит Антоний в 1977 году в начале своей проповеди в Великую Субботу употребил следующую иллюстрацию: «Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые. А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное — то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты меня оставил. » [9]
Хорошей иллюстрацией может служить рассказ о реальном случае из жизни. Таким случаем может быть замечание, услышанное в лифте, в метро или на улице. Это может быть фраза политика, сказанная по телевидению. Это может быть и более подробное описание какого-то происшествия. При таком начале проповеди у слушателей создается чувство близкой сопричастности сказанному, актуальности поставленной темы для их повседневной жизни.
Классический пример такого вступления мы находим в проповеди святителя Тихона Задонского об уничтожении ежегодного празднества в честь Ярилы. В начале слова святитель говорит, как в первый понедельник Петрова поста он стал свидетелем языческого праздника на окраине Воронежа. Это вступление придало проповеди особую актуальность. Описанный случай имел место здесь, вот в этом городе, на глазах проповедника. И слушатели не могли остаться равнодушными к такой проповеди.
Таков далеко не полный перечень возможных вариантов начала проповеди. В заключение хотелось бы напомнить, что церковная проповедь — это, прежде всего, живое слово, которое в полной мере не может быть охвачено никакими внешними предписаниями. И все же внимательное отношение проповедников (особенно начинающих) к вступительной части своей проповеди может немало способствовать качеству проповеднического слова, его глубокому воздействию на ум, сердце и волю слушателей.
Примечания
[1] Филарет, митр. Московский и Коломенский. Творения. М., 1994. С. 91.
[2] Мень А. Свет во тьме светит. Проповеди. М., 1991. С. 186.
[3] Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Спешите идти за Христом! Проповеди в Симферополе (1946–1948). М., 2000. С. 169.
[4] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Том 2. Кн. 1. СПб., 1899. С. 465.
[5] Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Спешите идти за Христом! С. 156.
[6] Антоний, митр. Сурожский. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Проповеди. Клин, 1999. С. 7.
[7] Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Спешите идти за Христом! С. 90.
[8] Антоний, митр. Сурожский. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С. 14.
[9] Антоний, митр. Сурожский. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С. 266.