Как сдать профильный ЕГЭ по математике на 80-100 баллов
Прежде всего, давайте я расскажу вам несколько фактов о профильном ЕГЭ по математике:
Возможно, вы не в курсе, но больше 80 баллов на профильной математике набирает около 7-8% сдающих. То есть 3 человека из 30! Я не раз сталкивалась с ситуацией, когда мой ученик писал экзамен, скажем, на 76 баллов – и это был лучший результат по всей его школе! А всё потому, что…
Да, вот так. Кто бы что ни говорил, но в курсе математики обычной среднестатистической школы практически НЕТ заданий из второй части ЕГЭ. Нет экономических задач на дифференцированный или аннуитентный платеж. Нет задач на делимость чисел. Нет заданий на графическое решение систем уравнений и неравенств с параметрами (а если и есть, то серьезное внимание им не уделяется, т.к. учитель ориентируется на среднего ученика). И поэтому, к большому сожалению, обычный среднестатистический отличник без дополнительной целенаправленной подготовки именно к ЕГЭ получит на экзамене 50-70 баллов.
Конечно, большинство заданий второй части основывается на том, что проходили в школе, но уровень сложности гораздо выше тех задач, что решают в классе. Плюс есть нюансы оформления решений, на которых легко потерять баллы (см пункт 5).
Да, это очень несправедливо. Да, это неправильно, но, увы, на данный момент все обстоит именно так.
Это ни разу не шутка – если вы решаете на высокий балл, вам в буквальном смысле некогда попить воды! Нужно ведь не только решить, но и переписать на чистовик, плюс что-то перепроверить. А еще драгоценное время будет тратиться, например, на то, чтоб наблюдатель принес вам очередной листочек черновика или бланк ответов, и заполнил циферки на нем. И это тоже потеря времени, особенно когда решаешь все задачи и нужно 6-10 листов для второй части. Например, я сдавала в 2020 году ЕГЭ и знала, как решать 17 из 19 задач сразу, буквально только прочитав их. То есть, я почти не думала над их решением, а просто записывала свои мысли. В итоге я закончила заполнять бланки в последнюю минуту, а условие одной из задач я даже не успела толком прочитать.
Ты не встретишь их ни в одном сборнике. Они абсолютно новые и часто содержат в себе новые подвохи и идеи решений, которые ты не встречал раньше.
Если бы не то, что выделено желтым, ученик получил бы 2 балла, но вместо этого получил 0.
А вот тут у ученицы сняли балл за то, что она в пункте б не подписала на круге значения двух точек:
Обращу ваше внимание: решение задачи полное и обоснованное, ответы и в пункте а, и в пункте б – верные, никаких претензий по существу нет. Просто на круге не написано где какая точка расположена – и сразу минус балл.
Таких случаев полно. То есть, надо не просто правильно решить, а также не написать никакой глупости или даже просто неточности, плюс оформить всё как надо по критериям.
То есть может попасть очень жесткая 14-ая задача, которая при правильном решении дает 2 первичных балла, и вполне «лайтовая» 17-ая, которая стоит 3 балла. Это очень частая ситуация!
Что же делать?
Ну, а теперь поговорим, что нам со всей этой «радостью» делать, если мы все равно планируем писать экзамен на 80+.
Если вы помимо первой части полностью правильно решите 13, 15, 17, 19 (а,б) – вы получите 84 балла. Это хороший, серьезный результат, но перечитайте пункты 4 и 6, и вы поймете, что чтобы УВЕРЕННО набирать 80, надо также уметь решать несложные 18 и 19.
Вывод – тренируйтесь сразу решать правильно, без проверок и прочего.
Вывод – разбирайтесь в логике математики! Тратьте силы на то, чтобы понять, это точно окупится! Для этого:
1. Не учите алгоритмы – вникните, почему они такие какие есть. Разберитесь почему работает метод интервалов, и зачем в неравенствах надо переворачивать знак сравнения при отбрасывании логарифмов с основанием меньше единицы. Поймите, как возникает формула для расчета платежа в 17-ой задаче, а не пользуйтесь уже готовой. И прочее, прочее.
2. Приучайтесь постоянно задавать вопрос: «почему?» Почему решение именно такое? Почему формулы такая? Ну и так далее.
Вот это очень важный пункт – учитесь не теряться в ситуации абсолютно незнакомой вам задачи. На экзамене вы практически гарантированно попадете в ситуацию «я такое не проходил», потому что, как мы уже говорили, на ЕГЭ часто дают уникальные задачи.
Вывод – сейчас, при подготовке, приучайтесь вгрызаться в каждую задачу, не бегите сразу смотреть решения. Думайте! ДУМАЙТЕ. А для этого:
Учитесь рассуждать и задавать правильные вопросы.
Например, вы не умеете решать неравенства с модулями и вдруг видите вот такое:
Личный опыт: как сдать математику на 100 баллов
Поговорили с выпускницей «Фоксфорда» о том, как готовиться к профильной математике и сдать на сотку
Профильную математику ЕГЭ часто называют одним из самых сложных экзаменов. Однако некоторым школьникам удаётся сдать его идеально, на 100 баллов. В новом материале рассказываем историю Аси, которой удалось это сделать и поступить в вуз мечты.
Почему ты решила сдавать профильную математику на ЕГЭ?
В 10-м классе я начала задумываться о поступлении в экономический вуз, куда требовалась профильная математика. До этого я не планировала связывать свою жизнь ни с математикой, ни с экономикой, но потом поняла, что мне это интересно.
Как ты начала готовиться?
В 10-м классе я смотрела видео Бориса Трушина на ютьюбе, а потом сама решала и разбирала задачи из второй части. Моя подготовка была довольно хаотичной, систематически я стала заниматься только в выпускном классе.
Записалась на годовой курс к Борису Трушину и готовилась ко второй части. Первую часть мы решали в школе, поэтому дополнительно я с ней не сидела. Примерно раз в две недели я прорешивала вторую часть целиком. Варианты брала из сборников «Решу ЕГЭ», тематических книг и пабликов — там они обычно сложнее, чем на экзамене.
Какая была самая сложная тема для тебя?
Больше всего трудностей у меня возникало при работе с теорией чисел. Задание 19 «в» я решала с переменным успехом, потому что на этой позиции встречаются очень разные задачи. Ещё было сложновато со стереометрией, так как там нужно пространственное мышление, но я более-менее разобралась.
Даже во время самого экзамена больше всего сложностей у меня вызвало задание 14. Оно было посвящено стереометрии. Пункт «б» меня тоже поставил в ступор — получились большие числа под корнями, поэтому, вероятно, проблема была в арифметике.
А какая — самая простая?
Я не могу вспомнить какую-то одну тему, которая казалась бы мне самой лёгкой. Возможно, быстрее всего мне давалось решение уравнений. Они есть и в первой, и во второй части, и решала я их очень быстро.
Что ты чувствовала во время сдачи ЕГЭ?
Я очень нервничала на экзамене, и несколько раз меня просто охватывала полная паника. Я не сразу поняла параметр в одном из заданий, у меня поначалу не получались задания 14 и 16. Задание 19 я сделала тоже не с первой попытки.
На экзамен я потратила все четыре часа и вышла из кабинета последней.
Я была расстроена после ЕГЭ, мне казалось, у меня будет баллов 80.
Какая была твоя первая реакция на заветные 100 баллов?
За пару дней до объявления результатов я посмотрела решение своего варианта в интернете. Поэтому я уже знала, что в основном решила всё верно, но не думала, что на 100. Когда я увидела результаты, закричала на всю квартиру. Родители начали меня обнимать, мы все были в шоке. Я где-то сутки пыталась осознать происходящее.
Как думаешь, в чём твой секрет успеха?
Думаю, большую роль сыграла моя любовь к математике. Я могла спокойно просидеть полдня с задачами по математике, меня это не напрягало в отличие от, например, обществознания и английского. К тому же у меня была требовательная учительница по математике в школе, поэтому к 10-му классу у меня была очень хорошая база знаний, мне не нужно было поднимать предмет с нуля.
Перед экзаменом я настраивала себя на то, что получу 100 баллов. В меня верили мои родители, друзья, они поддерживали меня, да и Борис Трушин всегда говорил, что сдать на 100 баллов реально.
Помимо подготовки к самим заданиям важно не забывать о психологической подготовке: если человек не верит в то, что он может сдать на 100, он не сможет сдать на 100.
Куда ты в итоге поступила?
Я поступила в НИУ ВШЭ в Петербурге на экономику. Слышала много хорошего об этом вузе, поэтому давно хотела именно туда. Для поступления мне нужна была профильная математика. Более того, на первом курсе у нас много математики, поэтому навыки решения экзаменационных задач мне пригодились.
Можешь дать какой-то совет тем, кто планирует сдавать ЕГЭ по профильной математике?
Не бойтесь математики. Многие говорят, что это сложный и страшный экзамен: варианты в книжках и на сайтах сложнее самого экзамена, поэтому учителя и репетиторы просто запугивают этими вариантами. На самом деле, если готовиться к экзамену и решать задания именно с реальных ЕГЭ, можно написать его на очень высокий балл.
Важно при этом не зазубривать формулы и не заучивать алгоритмы решений, а именно понимать, что происходит в задаче и как её можно решить.
Если у вас слабая база, то начинать готовиться нужно в 10-м классе, а с хорошей базой можно, наверно, и в 11-м начать, но в начале года, а не весной.
Изображение на обложке: Monograph / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Лайфхак абитуриента: Как я сдал ЕГЭ по математике на 100 баллов
Математика с детства
На самом деле моя подготовка по математике началась еще в младших классах. Тогда я учился в обычной районной школе, но именно там учитель смог заинтересовать меня математикой, плюс родители заставили ответственно выучить таблицу умножения и купили тетради со столбиками примеров. Благодаря этому я неплохо научился считать в уме, а это очень сильно экономит время в решении сложных задач. Позднее, в средней школе, мой интерес к математике лишь усилился, и я продолжил двигаться в этом направлении: начал посещать математический кружок и ездить на первые олимпиады.
После 6 класса я поступил в одно из лучших физико-математических учебных заведений Москвы — лицей «Вторая школа». Во время учебы в лицее я еще активнее посещал кружки по математике и физике и участвовал в олимпиадах.
«Вторая школа»
Каждый год около 5% из 100-балльных работ по математике в России приходится на нашу школу. В первую очередь такие результаты являются следствием высоких критериев набора и обучения: многие ребята еще до поступления заинтересованы в предмете и умеют мыслить нестандартно. А уже в лицее учитель не только объясняет материал, но и показывает интересные способы применения теорем и формул. Уроки в лицее не похожи на занятия в обычной школе. Ученики общаются с учителем, активно обсуждают разбираемые темы и не боятся задавать глупые вопросы. Еще один немаловажный фактор успеха — это хорошие отношения в коллективе и взаимоподдержка. Наш класс был очень дружным, к выпуску мы не сильно отличались от ребят, проучившихся вместе все 11 лет.
Олимпиады
В школе я активно участвовал в олимпиадах и много раз занимал призовые места. В 11 классе я получил диплом третьей степени на Московской олимпиаде школьников и олимпиаде «Высшая проба», которую проводит НИУ ВШЭ. А олимпиада «Физтех» принесла мне диплом первой степени. Такой весомый опыт различных соревнований дал возможность не паниковать на ЕГЭ: когда за спиной уже с десяток побед и, главное, поражений, понимаешь, что волнение не поможет. Пара обидных провалов из-за нервов послужили мне хорошим уроком, я научился держать себя в руках. Также на олимпиадах я приобрел очень полезный навык — сосредотачиваться на работе в данный конкретный момент.
Школьникам, которые хотят получить высокие баллы на ЕГЭ, я могу посоветовать принимать участие в профильных олимпиадах. Во-первых, это придаст уверенности в себе и научит расслабляться перед важным стартом, а во-вторых, любой завоеванный диплом повысит шансы на поступление в вуз. Олимпиада — это своего рода ЕГЭ, и некоторые задачи могут оказаться крайне похожими, особенно из части 2.
К ЕГЭ не готовился
Если честно, то специально к ЕГЭ я не готовился, кроме как на уроках. Мне хватило нескольких вариантов, которые я прорешал в лицее, и той информации, которую я получал на школьных занятиях по математике. Больше всего времени в старших классах я тратил, готовясь к олимпиадам: ходил в кружки (в школе и в Центре педагогического мастерства), решал задачи, беседовал с преподавателями. А ЕГЭ оказался просто олимпиадой, но с несколько другим форматом, и, по ощущениям, более простой. Можно сказать, что участие в олимпиадах и было моей подготовкой к ЕГЭ.
На экзамене
«Пробники» я писал два раза, и результаты были далеки от 100 баллов, возможно, потому, что я несколько раз ошибался в вычислениях. Поэтому перед самим экзаменом максимум, на что я рассчитывал, это баллов 85. Когда я увидел свой вариант на ЕГЭ, он не показался мне сложным. Все задачи не сильно отличались от заданий из «пробников». По мере продвижения экзамена и увеличения сложности заданий я почувствовал небольшой азарт, задачи части 2 оказались интересными, хотя и немного типичными.
Для меня самое трудное на любом экзамене — это не переволноваться еще до его начала. На ЕГЭ это особенно актуально, учитывая все эти драконовские проверки перед входом в школу и аудиторию. А уже во время работы я обычно ловлю свою волну, на которой не думаю ни о чем, кроме нужной темы. Иногда проскакивают мысли о том, как можно было бы изменить задачу и что из этого получится. Часто это помогает ее решить.
Не надо быть гением, чтобы получить 100 баллов
Насколько я сейчас помню, после экзамена я ожидал получить где-то 80-90 баллов, поскольку, учитывая мой предыдущий опыт, боялся арифметических ошибок. Узнав от одноклассников, что результаты уже появились, я посмотрел страницу в интернете. Увидел 100 баллов и почувствовал легкое недоумение, а потом радость. У нас в классе это были не единственные 100 баллов по математике, но поздравления оказались очень вдохновляющими, одноклассники были рады за меня.
Я не считаю, что надо быть гением, чтобы получить 100 баллов по математике. Здесь есть вполне определенная формула успеха. Нужно усердно готовиться, но не к ЕГЭ, а к самой математике: любить это предмет, учиться быстро считать и нестандартно мыслить. Не последнюю роль, конечно, играет и хорошая профильная школа.
После выпуска я подал документы только в МФТИ. У меня было достаточно дипломов олимпиад, чтобы быть уверенным в поступлении вне общего конкурса. Я выбрал этот университет, потому что он больше всего напомнил мне об атмосфере и системе обучения родной «Второй школы».
Как сдать профильную математику на 100 баллов
Когда нужно начинать готовиться
Время для повторения всего школьного курса зависит от текущего уровня знаний абитуриента. Если он отличник и принимал участие в 2−3 олимпиадах, ему для высшего балла хватит и месяца интенсивной учебы. Тем же, кто плавает в котангенсах и логарифмах, тратит больше часа на решение задачи со звездочкой и в целом не очень уверен в своих силах, нужно от 6 до 12 месяцев.
Виды подготовки
Готовиться можно офлайн на всевозможных школьных факультативах и в кружках у себя в городе или онлайн, не выходя из дома. В последнее время вариант дистанционной учебы с преподавателем становится все более популярным.
Выпускник получает возможность проработать любую тему с педагогом и никуда ездить не нужно. Наконец, учиться можно в удобном формате — индивидуально, парами, в мини-группе или даже самостоятельно.
Индивидуальная подготовка
Индивидуальные занятия с репетитором — довольно затратный вид подготовки к ЕГЭ. Но при дефиците времени и низком уровне начальных знаний он может помочь.
В парах
Занятия парами на подготовительных курсах большинству учеников нравится больше: есть с кем пообщаться, сравнить результаты При этом внимания каждый учащийся получает более чем достаточно.
Мини-группы
Готовиться можно и в небольших группах. Такой подход хорош тем, что школьник занимается со сверстниками, находит новых друзей, работает в команде. При этом он имеет возможность в любой момент напрямую обратиться к учителю или задавать вопросы прямо на уроках.
Самостоятельное повторение
Самостоятельная подготовка предполагает проработку видеоразборов задач, теоретического материала, сборников упражнений. Тем, кто хорошо знает предмет, такой вариант подойдет, но для ста баллов потребуется серьезная самодисциплина.
Подготовка к ЕГЭ с 10 класса
Как показывает опыт, чтобы сдать ЕГЭ по математике на 100 баллов, готовиться к нему желательно начинать сразу по окончании 10 класса. Тогда будет время на все:
Что использовать для подготовки
Для подготовительной работы потребуются контрольно-измерительные материалы (кодификатор, варианты ЕГЭ, спецификация, демоверсия), справочники и задачники. Вместо школьных учебников, можно использовать теорию в электронном виде.
Задания первой части
Эксперты советуют сразу прорабатывать разные стратегии для решения простых и сложных задач на государственном экзамене. Первые 12 заданий надо научиться выполнять быстро, чтобы потратить на них не больше половины всего времени (то есть 1,5−2 часа из четырех).
Сложные задания
А вот сложные задания надо решать так:
Такой подход следует использовать, если вы практикуетесь, используя тренировочные варианты.
Что до вопросов второй части (№ 13−19), то больше всего затруднений на ЕГЭ по математике у школьников в 2017—2019 гг. вызвали геометрия, экономические задачи и тригонометрические уравнения. Как научиться их решать без ошибок?
Геометрия
Чтобы получить 100 баллов, нужно знать все способы вычисления площади фигур (от треугольника до поверхности куба). Вторая сложность — рисунок, на нем очень часто «спотыкаются» даже те ребята, которые занимают призовые места на олимпиадах. Надо учиться визуализировать задание — переводить ее условия в понятный рисунок или схему.
Экономическая задача
Главное — понять условия. Если ничего не упустить, составить уравнение или неравенство, решение — дело нескольких минут. Тем, кто не привык переводить экономический смысл в математические вычисления, полезно посмотреть несколько видеообзоров таких задач.
Тригонометрия
С тригонометрическим уравнением справляются меньше 10% экзаменуемых. Чтобы решить и его, практикуйтесь. Чем больше уравнений вы решите до экзамена, тем выше шансы, что на ЕГЭ по математике у вас с ним проблем не возникнет.
Советы, как получить заветные сто баллов
Пять простых правил подготовки, которые помогут сдать на 100 баллов выпускной экзамен по профильной математике:
Тайм-менеджмент
Оттачивайте навык планирования времени, засекайте его и ускоряйтесь, работая с элементарными примерами. На экзамене внутренний хронометраж и способность быстро «щелкать» первые 12 вопросов теста очень пригодятся.
Тренировка сдачи единого госэкзамена
Выпускник может быть готовым на 100%, но получить всего 50 баллов из-за волнения. Единственный способ его победить — сдать экзамен на сотню баллов. Только не настоящий, а тренировочный, но в условиях, приближенных к ЕГЭ. Такие аттестации проводят на подготовительных курсах.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
10 советов, как получить максимум на ЕГЭ по профильной математике
До ЕГЭ остался месяц. Учить что-то с нуля уже поздно, а вот разобраться, как действовать на экзамене, чтобы получить максимальный балл, — самое время. Наш блогер, репетитор Виктория Кос, сдала ЕГЭ, чтобы понять, в какой ситуации оказываются её ученики. И записала несколько советов для выпускников.
Я преподаю математику 8 лет и в прошлом году решила проверить свои знания на реальном ЕГЭ. Итог — 99 баллов, один из них я получила на апелляции. По результатам этого тестирования я сделала выводы, которые могут быть интересны ученикам, сдающим профильный экзамен.
1. Решайте с первого раза
Главный вывод: приучайтесь решать без ошибок с первого раза, в идеале — сразу в чистовик. Потому что 4 часа — это очень мало. Времени на проверку, а уж тем более исправление или, не дай бог, перерешивание заново, нет. Я за первый час решила 1-12, 13,15 и 18 задачи, то есть 15 задач из 19. А к концу экзамена одну из оставшихся задач (14-ю) не успела не то что решить, но даже толком прочитать! Потому что 3 часа ушло на решение 16, 17 и 19-го заданий и проверку и переписывание в бланк всей второй части.
Это было, пожалуй, моей главной ошибкой — на проверках я потеряла около получаса, ошибок не нашла. Вторая ошибка — я решала вторую часть на черновик. Переписывание съело еще полчаса. Именно этого времени мне и не хватило.
2. Экономьте черновики (а лучше обходитесь без них)
Другой неожиданной проблемой оказалась организация выдачи бланков и черновиков. Дело в том, что на экзамене эти листочки не просто лежат на углу стола и вы берете сколько нужно, нет. Каждый листок наблюдатель вам приносит отдельно, по одному зараз и пока вы не испишите его — другой вам не дадут. А наблюдатель может быть и занят с другим экзаменующимся или просто отойти на минутку. Кроме того, лист вам не просто отдают, а еще и регистрируют его на вас — вписывают на него ваши данные.
В среднем каждый бланк я ждала примерно 1-1,5 минуты, а каждый черновик — 0,5-1 минуту. Мелочи? Да, пожалуй. Вот только черновиков мне понадобилось 14 штук, а дополнительных бланков — 8. Итого около 20 минуты в никуда. Да одного этого времени мне могло хватить на решение стереометрической (14-й) задачи!
Вы просто вдумайтесь в ситуацию: я с первого взгляда знала, как решать 17 заданий из 19 (по сути я просто прочитывала задачу и сразу начинала писать решение) — и мне всё равно не хватило времени.
Поэтому еще раз повторюсь — тренируйтесь решать правильно, сразу в чистовик
Приучайтесь проверять себя прямо в процессе решения. Это должно стать вашей привычкой, автоматизмом: переписали задание на лист — сразу сверили с исходным; решили квадратное уравнения — мысленно проверили корни по Виету; разложили на множители — тут же на черновике раскрыли скобки и сравнили с исходным; умножили 197 на 42 — сразу в уме прикинули, что должно получиться около 8000 (200×40 = 8000) и кончаться на 4. И так далее.
Развивайте состояние внутренней включенности в процессе решения. Учитесь осознавать и контролировать каждый ваш шаг.
3. Проверяйте каждый знак и символ, оценивают жестко
Вы отвечаете за каждый символ, который написали в чистовике. Любой неверный факт в решении, описка в одну букву в геометрии, знак сравнения в неравенстве не в ту сторону в одной лишь строке (случайность, в остальных строчках правильно!) — и вам снимают баллы.
Лично я в одной задаче написала 2k Читайте также:
Можно ли списать на ЕГЭ и что будет, если вас поймают?
Думаю, если бы я была не согласна с выводами, то переписка ничего бы не изменила. Как я могу спорить в чате, когда у меня нет возможности написать хоть одну формулу или нарисовать рисунок? Это же математика! Чтобы её обсуждать, формулы и рисунки необходимы.
5. Проверяйте себя постоянно
Следите за каждым своим действием еще при решении. Легче предотвратить свою ошибку, чем искать её потом или перерешивать ползадачи.
6. Не зацикливайтесь на сложных задачах
Лучше гарантированно наберите баллы там, где вы знаете материал. Сначала напишите без ошибок то, что точно знаете, как решать, а потом уже зависайте над сложными задачами. Это ОЧЕНЬ частая ошибка — ученики тратят по полчаса-час чтоб «заработать» еще один балл за какой-нибудь пункт «а» сложной 16-й задачи, и при этом пропускают элементарные ошибки в первой части! На исправление этой ошибки у вас ушло бы 15 секунд, но увы.
Помните: балл за вторую задачу (простейший примитив на графиках) и балл за 16 задачу, пункт «а» (частенько бывает довольно зубастым) стоят одинаково — ровно 1 балл.
7. Не знаете, что делать, — делайте то, что можете
Только в простых задачах путь решения виден сразу целиком. Задачи второй части в уме не решаются. Не знаете, как подступиться к уравнению? Попробуйте преобразовать. Застряли в геометрической задаче? Задайте себе вопрос — «окей, а что я тут вообще найти могу?». И так далее. Помните: начиная решать эти задачи, вы можете не понимать туда ли вы идете, но это нормально.
8. «Случайности» не случайны
Это еще одна подсказка, как подступиться к сложной задаче. Основание одного логарифма есть квадрат основания другого логарифма? Почти наверняка это не совпадение. В геометрической задаче написано «…взяли точку, не являющейся серединой стороны АВ»? Подумайте — почему именно «не середина»? А что если бы была середина? Что бы изменилось? И так далее.
9. 19 «а» не сложнее некоторых задач первой части
Чаще всего это вообще легкий балл. Поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО пробуй решить 19 а), даже если не готовился к ней. Никаких специальных знаний для её решения не требуется.
10. Следите за временем на экзамене!
Даже если вы не планируете писать на 90+, все равно следите за временем. Очень обидно не успеть переписать в чистовик с черновика верно решенную задачу (такие случаи были).
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.