«Полезное»: Философ на минималках. Как написать эссе?
Свободная форма
Ответить на вопрос «Как писать эссе?» проще простого – «Как хочешь, так и пиши». Это не шутка и не отказ от ответа. Эссе является максимально свободной формой прозаического сочинения небольшого объема. Единственными существенными ограничениями для всех видов эссе являются разве что малый объем, наличие авторского мнения и более-менее определенный повод или тема для текста.
Но подобный ответ – «раз свободная форма, то пиши как хочешь/умеешь» – мало кого удовлетворит, в т. ч. потому, что «что угодно» обычно находится где-то рядом со «что попало». К тому же многие находятся в плену у стереотипа о том, что если эссе, то это обязательно витиеватое и сложное размышление, к которому способны только философы (это не так).
И здесь я бы разделил написание эссе (вообще) и написание качественного читаемого эссе. Как ни странно, но в первом случае вам достаточно познакомиться с одним примером и затем, набравшись смелости, выдать свой текст. Как рекомендуют многие пишущие, нужно просто начать излагать мысли и новые появятся сами собой. Начать любым макаром, например, со слов «ну короче…» или «вся фигня в том, что…» или даже с матами, если так устроен ваш ум. После того как текст родился – еще немного корректуры и в печать, в смысле – сдавать.
Что же касается качественного эссе, то с ним ситуация немного иная. Одно дело вспомнить как вы писали сочинения в школе и выдать что-то подобное, совсем другое – взять на себя ответственность за то, как текст будет взаимодействовать со своей аудиторией. Нет ничего проще, чем написать интересное эссе, если вы уже научились писать тексты, которые дочитывают. Соответственно, нет ничего труднее, чем сделать такое эссе, если вы даже не начинали учиться.
Поймать внимание читателя
В любом случае стоит помнить, что начало текста определяет многое. По этой причине вводная часть эссе должна содержать в себе что-то, что позволит читателю не уснуть и не бросить ваш текст на середине. Для этого существует несколько приемов, выделим два наиболее очевидных.
Первая стратегия – это выбрать интересную тему и предельно четко ее озвучить в начале эссе. Подумайте, кто ваша аудитория (например, университетский преподаватель) и избегайте банальных тем, если только не собираетесь поразить читателя сверхоригинальной трактовкой чего-то привычного. Важно помнить, что у каждой темы есть не только потенциал и содержание, делающие ее актуальной для определенного читателя, но также – подача.
Огромное количество неудачных эссе начинаются с неумелой подачи темы, которая могла бы быть интересной. Если у вас есть хоть какое-то соображение о том, чем ваш подход к теме отличается от других – это необходимо упомянуть уже в начале. Поэтому запомните: тема сама не вывезет, важно ее четко и интересно сформулировать в начале текста. Иначе вы рискуете: даже вынужденный дочитать ваши вирши преподаватель – прежде всего читатель, который обычно неосознанно создает себе впечатление о тексте по первым абзацам.
Второй подход, способный удержать внимание читателя – это предвосхищение. Зачастую он требует большего мастерства, хотя некоторым дается без проблем. Такой подход к эссе можно было бы назвать принципом «снежного кома» или «цепочки» – либо каждое предыдущее предложение заставляет читать следующее, либо все распадается.
В большинстве случаев для этого есть два инструмента – интрига и стиль. Вы либо тонко намекаете на что-то, либо увлекаете красотами слога, от чего читатель хочет и продолжает читать. Поэтому часто рекомендуют начинать эссе с вопроса (интрига) или яркой фразы (стиль). Свободный стиль и композиция в эссе для того и придуманы, чтобы текст обладал некоторой изюминкой.
Даже если вы ощущаете нехватку каких-то собственных интересных мыслей, эссе может быть качественным – если в нем виден автор, его взгляд, язык, ритм текста, поиск аргументов. Как и в любом тексте (особенно небольшом) автору стоит помнить о чередовании коротких фраз и длинных, а также избегать сложных терминов, общих фраз, голословных утверждений.
Реплика думающего индивида
Когда вы определитесь с началом, то можно задуматься и об основном содержании. Эссе стоит отличать от научной статьи, литературного очерка, событийной заметки и философского тезиса. Эссе не претендует на исчерпывающий взгляд на тему, а также не нуждается в строгости определений или привязке к фактам. Как малая форма эссе ближе всего к небольшому монологу, проговариваемому в уме или в привычной компании. Именно поэтому эссе – это скорее попытка структурировать мысль, чем готовая последовательность или схема.
Собственно, французское слово essai и означает пробу, попытку. Отсюда и ориентация на разговорную интонацию, образность, откровенность, иногда предельную сжатость мысли (без излишних пояснений). Хорошим тоном для умного человека еще с XVI-XVII века (когда появляется эта форма) также считается умение оппонировать себе самому, поэтому в эссе часто используют имитацию диалога с читателем или мышление антитезами.
В конечном счете стоит помнить о том, что эссе – это нечто среднее между рассказом о себе и строгим философским рассуждением. Это реплика думающего индивида. Эссеист – не исповедуется, но и не прячет себя. В то же время он философствует, но философствует без строгих обязательств формы.
Одним из ярких примеров такого сочетания может быть критическое резюме: критикуя событие, произведение, автора, мы в равной степени сообщаем и о себе (своих вкусах, ценностях, убеждениях, уровне понимания), так и о предмете критики. Иными словами, эссе как таковое не предполагает, что вы действительно сообщите что-то новое, однако оно стремится к оригинальности – прежде всего в умении по-своему структурировать опыт и знания.
И здесь стоит отметить, что эссе, которые пишутся в вузах, обычно намного проще, т. к. ориентированы главным образом на демонстрацию навыков самостоятельного рассуждения. Многие нюансы эссе стоит знать только если вы рассчитываете на чуть более широкую аудиторию, чем один вузовский преподаватель. В большинстве случаев преподаватель, задающий вам эссе, желает убедиться в двух вещах.
Во-первых, умеете ли вы связно излагать мысли? Нет ли скачков мысли, потерь причинно-следственной связи, ничем необоснованных и неочевидных суждений?
Во-вторых, способны ли вы к диалогу и минимальной самокритике? Последняя предполагает, что автор не только ощущает потребность в аргументах, подкрепляющих его позицию, но и может таковые придумать.
Или еще проще: эссе должно быть внятным (ясность темы и содержания) и не голословным (понимание сути, выраженное в наличии адекватных аргументов).
Как оценивается эссе?
При этом стоит сказать и пару слов о том, как обычно оцениваются эссе. Даже у школьных и университетских эссе нет «правильного варианта». В самом деле, многие темы и вопросы эссе, которые пишутся по философии и другим гуманитарным предметам, вообще не имеют четкого однозначного решения. Поэтому если ваш преподаватель сохранил еще адекватность, то единственное что он действительно будет оценивать – это качество аргументации.
Это звучит как нелепый анекдот, но, увы, в вузах полно людей, которые не чувствуют никакого неудобства от произнесения банальностей без всякого обоснования. Любого преподавателя вуза посещает когнитивный диссонанс, когда он читает фразы в духе «Это так, потому что это правильно» или «Я просто считаю, что это так». Следовательно, для хорошей оценки обычно достаточно ясно озвучить, о чем вы говорите, занять позицию в этой теме и предложить аргумент или хотя бы иллюстрацию (показывающую что вы понимаете и потому можете привести удачный пример).
Впрочем, встречаются и неадекватные преподаватели, и здесь вам можно лишь посочувствовать. Такие обычно ждут, что вы, обозначив тему, займете строго определенную позицию (ту, что, по его мнению, правильная). Писать эссе для таких читателей – один сплошной геморрой, т. к. необходимо угадывать по сказанному на лекциях и семинарах ценностные ориентации препода и подстраиваться под них. Но и это муторная, однако не сказать, что очень сложная задача.
Классический шаблон
Иногда, правда, и вышеупомянутых советов оказывается недостаточно. Например, когда у человека очень мало опыта в написании текстов и он боится, что мысли в тексте спутаются. Как ни странно, но во многих вузах (а иногда и в школах) создаются шаблоны по структуре эссе (можете даже поискать стандарты на сайте вашего учебного учреждения). Вообще надо сказать, что писать эссе по заданной (не вами) структуре – это значит писать не эссе, а что-то совершенно другое. И все же, на наш взгляд, не стоит пренебрегать и этим: лучше начинать с жестких структур, чем не пытаться учиться вовсе.
В целом эссе может заимствовать любую форму, не требующую большого объема. Это может быть: письмо или обращение (как к конкретному человеку, так и к абстрактным фигурам), реакция или отзыв о чем-либо (рецензия с акцентом на мнение автора), лирическая заметка (рефлексия своих ощущений и мыслей по какому-либо поводу, например, событию). Однако в подавляющем числе случаев и в рекомендациях, и в выборе студентов речь идет о наиболее простой форме – так называемой «кольцевой структуре», заимствованной из академических статей.
«Эссе» в такой структуре – это четкая последовательность из вводной части, содержательной и заключения, в значительной степени перекликающегося с введением. Содержательная часть обычно строится либо как серия аргументов (тезис плюс аргументы в его защиту), либо как свернутая дискуссия (тезис, контр-тезис, аргументы, позволяющие выбрать сторону). Причем под аргументами понимается утверждение, которое подкрепляет ваш тезис и при этом выглядит менее сомнительным, чем он.
Впрочем, если вы действительно хотите научиться самостоятельно рассуждать, то, тогда стоит обратиться к более сложному представлению об аргументации в науке и философии – например, к модели аргумента по Стивену Тулмину.
В целом же следование классическому шаблону можно представить как алгоритм, состоящий из ответов на несколько вопросов:
1. О чем я собираюсь писать (Тема)?
2. Почему эта тема достойна, чтобы о ней писать (это именно попытка личного ответа на вопрос, а не бубнеж о ее актуальности для мирового хозяйства)?
3. К какой позиции, оценке или подходу к теме я тяготею?
4. Как звучит мое отношение/решение (Тезис)?
5. Что я могу сказать в его подтверждение (Аргумент(ы))?
6. Какие могут быть вопросы, претензии, сомнения к выше сказанному (Анализ/Полемика)?
7. Какие выводы можно сделать из всего рассуждения (Заключение)?
К сожалению, вузовские эссе, как и многое в образовании, тяготеют к рутине и упрощению. Поэтому прежде всего стоит обратить внимание на то, чтобы сказанное было ясным, понятным и обоснованным, в т. ч. автор должен понимать с какой целью пишется каждый раздел его текста. Проблема только в том, что с таким подходом ставка делается прежде всего не на субъективное личностное начало, раскрываемое в эссе, а напротив – на эссе, стремящееся к (никому не нужному) объективизму. А ведь одна из важнейших задач высшего образования – это содействие самопознанию. Эссе не сделает вас профессионалом, но оно может участвовать в формировании и самопонимании личности (а это однажды поможет понять на что опираться в становлении профессионалом). Увы, личностное начало даже в университетах с большим трудом отвоевывает себе место. И это, видимо, повод озаботиться о нем самому.
Для оформления использованы фото Jonathan Evans.
Эссе по философии
Как писать эссе по философии
Структура эссе по философии
Виды эссе по философии
Готовое эссе по философии на тему «Цель и смысл жизни»
Человек – существо смысложизненное. Каждый человек имеет на сознательном или подсознательном уровне понимание своего смысла жизни. Жизнь без представления о ее смысле невозможна. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о том, для чего живет человек? Для чего он пришел в этот мир, если жизнь заканчивается смертью? Вопрос о смысле жизни, следовательно, есть вопрос о предназначении человека. Однако не всякий человек задумывается над глубинными вопросами бытия, будучи поглощенным удовлетворением своих растущих материальных потребностей. От понимания смысла жизни зависит то, как человек будет организовывать свою жизнь, какие выберет ценностные ориентиры, какие дела предпочтет делать, а какие нет.
В чем же смысл жизни? Можно ли его правильно определить? Можно ли найти истинный смысл жизни? Ответы на этот глобальный вопрос настолько субъективны, что, кажется, существует множество ответов. Однако это только кажущееся многообразие. История поиска человеком смысла своего существования показывает, что все имеющееся разнообразие точек зрений можно свести к трем: религиозной, общественно-исторической и экзистенциальной.
С точки зрения экзистенциального подхода смысл жизни у каждого человека свой. Сколько жизней, столько и смыслов. Каждый человек сам определяет свой смысл жизни. Если каждый сам определяет свой смысл, то нельзя вести речь и о предназначении человека, потому как предназначенность предполагает, что смысл задан изначально. Отсюда следует и отрицание общих критериев нравственности, что приводит к стиранию грани между добром и злом. Такая позиция ведет к оправданию любых поступков, вседозволенности. Экзистенциональное понимание смысла жизни, по сути дела, перечеркивает смысл жизни как таковой. Когда речь ведется о высшем смысле человеческого бытия, что и является предметом философии, речь ведется о том смысле, который объединяет людей в единое сообщество, выделяет их от всего остального живого мира. Поэтому у людей не может быть разного смысла жизни. Смысл один. А пути к нему разные. Экзистенциальный подход истинен тогда, когда под различными смыслами понимаются различные пути, способы реализации того единого смысла, который задан человеку как родовому существу.
Представители общественно-исторического подхода утверждают, что смысл жизни человека – это служение обществу, будущим поколениям, содействие делу созидания светлого будущего человеческого рода. Однако если вопрос о смысле жизни возникает в связи с осознанием смертности человека, то этот вопрос остается также открытым, когда на него отвечаем с позиции общественно-исторической. Почему? Потому, что будущие поколения так же, как ныне живущие, смертны. Сведение смысла жизни к служению обществу, которое состоит из смертных людей, не предает жизни высший смысл. Этот смысл появляется только тогда, когда мы допускаем наличие смысла в самом Универсуме. Нет ни у отдельно взятого человека, ни у человечества как совокупности людей, народов, цивилизаций никакого жизненного смысла, нежели нет этого смысла у самого Универсума.
Истинный смысл жизни, по моему мнению, может быть раскрыт именно с религиозной точки зрения. Почему лишь религиозному сознанию открывается эта истина? Почему лишь наличие Бога делает нашу жизнь в высшей степени осмысленной? В пользу подтверждения истинности религиозно понимаемого смысла жизни можно выделить несколько доводов.
Во-вторых, только в религиозном сознании происходит установление отношения с тем бытием, которое существует за пределами чувственно воспринимаемого мира, без признания которого человек не может реализовать высший смысл своего существования. Лишь допуская бытие Высшей Сущности, человек может обрести истинный смысл жизни, следовательно, и истинную нравственность. То, что истинная нравственность не существует вне религиозного сознания, доказала сама история, причем ярче всего история нашего народа. Человек понимает и чувствует свою причастность к делу приумножения добра в мире только тогда, когда осознает себя как частичку целенаправленного развития мирового целого, а не как результат слепой игры бессознательных сил. Только религиозное объяснение мира дает человеку надежду на целесообразность своего бытия. Вне связи с бесконечным миром (Богом) разрушается метафизическая сущность человека. Человек не может жить без идеи Бога, потому как в нем заложена неистребимая потребность устанавливать отношение с бесконечным миром.
Тем не менее, вопреки фактам и доводам разума, многие сегодня в нашем обществе продолжают утверждать, что религиозное мировоззрение не совместимо с новыми открытиями в науке, что научное понимание мироустройства вытеснило из общественного и индивидуального сознания окончательно и бесповоротно заблуждения религиозного характера. Но вот что при этом интересно. Огромное количество людей – людей, по их собственным представлениям, «вооруженных назубок» научными знаниями, ведут себя как настоящие язычники: плюют через плечо, стучат по дереву и делают много чего другого, что относится к разряду суеверий. Из этого напрашиваются вполне определенные выводы: во-первых, большинство людей до сих пор являются носителями языческого сознания, и, во-вторых, человек действительно не может обходиться без установления отношений с иной, сверхчувственной реальностью.
Эссе по философии
Эссе — это вид свободного сочинения, которое выражает личные впечатления автора и его взгляд на конкретную тему или вопрос. Этот взгляд не позиционируется, как единственный верный, в эссе главная задача – грамотно его показать и объяснить.
Эссе имеет ряд отличий от сочинения, и является самостоятельным жанром литературы. Эссе по философии одно из самых сложных.
Эссе часто предлагается в качестве экзамена или индивидуального задания в учебных заведениях и при поступлении в них. По работе видно личность автора, его мировоззрение и творческий подход. При принятии человека на некоторые должности частью собеседования является эссе.
Принципы
У эссе есть несколько правил, которые обязательно должны выполняться:
Что такое аргумент? Аргумент — это факт. Это события, происходящие в обществе, ситуации из жизни, личный опыт, научные исследования, мнения ученых и влиятельных людей. Удобно приводить по два факта с каждой из сторон. В таком случае один неудачный аргумент на фоне остальных покажется не таким лишним. Но определенного количества аргументов нет, это решает автор. Если факты объективно доказывают его точку зрения, то может хватить всего двух.
Структура эссе по философии
Схема написания состоит из трех частей:
Важно рассмотреть свое мнение с разных точек зрения. Приведите аргументы, однозначно доказывающие тезис. После этого докажите тезис обратным примером.
Советы для эссе по философии
Перед тем, как писать эссе, нужно самостоятельно порассуждать на тему и определиться со своим мнением. Если Вы не знаете, как начать, ответьте себе на следующие вопросы:
Как быстро написать эссе по философии?
Эссе по философии является письменной работой на определённую тему, что обычно предлагается преподавателем. Хотя в некоторых случаях студент имеет право сам предложить тему. Но её нужно обязательно согласовать с преподавателем.
Эссе по философии является письменной работой на определённую тему, что обычно предлагается преподавателем. Хотя в некоторых случаях студент имеет право сам предложить тему. Но её нужно обязательно согласовать с преподавателем.
Основные характеристики эссе
Чтобы знать, как правильно писать эссе, нужно для начала познакомиться с его отличительными признаками. Итак, начнём:
Как видно из чуть выше представленной информации, эссе является работой небольшого объёма, в которой студент высказывается, стараясь осветить определённую тему или же вопрос.
Этапы работы над эссе
Если вам сложно начать писать эссе, то вы можете прислушаться к нашим советам. Возможно, что они пригодятся вам на практике.
Написание эссе требует от студента в первую очередь определённой доли усидчивости, а также планомерной работы с дополнительными материалами. К тому же, при написании эссе на философскую тематику вам придётся хорошенько подумать над так называемыми извечными вопросами.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Стоит заметить, что в данном случае эссе может быть представлено размышлением на конкретную тематику. Также размышлять можно над конкретным изречением какого-либо известного мыслителя. Помимо этого, эссе по философии может иметь форму рецензии, написанной на философскую книгу.
Алгоритм быстрого написания эссе
Хотя, как мы и говорили раньше, у эссе не имеется чёткой структуры, в содержательном плане оно всё равно разделяется на три части: вводная часть, основная часть, заключительная часть.
Чтобы написать быстро эссе нужно знать, что именно нужно делать, а главное, в какой последовательности. Специально для читателей нашего блога мы составили простой, понятный алгоритм, что должен облегчить вам работу над данным заданием:
Советы по редактуре
Править работу можно сразу в нескольких направлениях:
Отнеситесь со всей серьёзностью к редактуре черновика. Если у вас имеется немного времени в запасе, то дайте эссе отлежаться. Так вы сможете сами отойти от написанного, а затем посмотреть на свою работу более здравым взглядом.
Выводы
В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что для того, чтобы написать быстро эссе по философии, нужно в первую очередь знать, что оно собой представляет, а также из каких частей состоит. Немаловажно иметь представление о том, что нужно писать в каждой из частей.
Обладая данными сведениями, вы сможете правильно организовать свою работу, потратив на неё буквально от одного до нескольких дней. Работая над эссе, старайтесь ознакомиться с различной информацией по вашему вопросу. Так вы сможете лучше разбираться в теме, а также будете иметь довольно широкое представление об определённом явлении.
При серьёзном подходе к данному вопросу вы обязательно сумеете написать хорошее эссе. Поэтому дерзайте, а также старайтесь работать в полную силу. Тогда результат будет просто превосходным!
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Методические рекомендации по написанию эссе по философии
Методические рекомендации по написанию эссе по философии
Зарождение и развитие жанра эссе
Написание эссе представляет собой один из важнейших элементов учебного процесса, форму учебной и одновременно творческой работы студента. Цель эссе состоит в развитии у студента таких навыков, как самостоятельное творческое мышление, последовательное и логичное изложение собственных мыслей, обоснование своей точки зрения. Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свои идеи соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Термин “эссе” пришел в русский язык из французского: слово «еssаi» можно перевести как «опыт», «набросок». Краткий словарь литературоведческих терминов трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Будучи разновидностью творческой работы, эссе предстает в форме аргументированного рассуждения и отражает субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме.
Создателем жанра эссе считается французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень, издавший в 1580 г. труд под названием “Опыты” (по-французски «Les Essais»), в котором изложил свое видение различных проблем, опираясь на личный жизненный опыт. Не случайно в предисловии «К читателю» Монтень написал: «…содержание моей книги – я сам…».
По сравнению со сложными философскими трактатами, обращенными, главным образом, к выпускникам философских факультетов, эссе Мишеля Монтеня были адресованы любому образованному читателю, склонному к размышлениям о жизни человека вообще и своей собственной – в частности. Эссе позволяли читателю сравнить свой собственный жизненный опыт с наблюдениями автора, соглашаться с его выводами или категорически отвергать их, приходя к определенному заключению о том, как должно жить и действовать. Жизненная мудрость, выраженная в афористичных формулировках, сделали эссе одним из самых популярных и жанров философского творчества.
В дальнейшем многие известные философы творили в жанре эссе. Во Франции – Паскаль, Дидро, Вольтер и др. В Англии Ф. Бэкон своим сочинениям впервые в английской литературе дал название «essays». В ХХ веке к жанру эссе обращались многие мыслители, в частности, философ-экзистенциалист Альбер Камю, автор таких известных эссе как «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» и «Бунтующий человек».
Специфика эссе
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).
В отличие от реферата, эссе – это:
— сочинение небольшого объема (от 2-х – до 7 стр. машинописного текста),
— написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);
— свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы);
— выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;
— эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.
Основные типы эссе по дисциплине «Основы философии».
Эссе по философии можно писать:
1) как размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа;
2) как рецензию на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр.). Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании.
В нашем случае мы прибегаем к первой разновидности эссе – эссе как размышление, написание которого подразумевает свободное размышление над каким-либо философским вопросом или афоризмом известного философа. Афоризм – законченная мысль, выраженная в емкой, сжатой форме – прекрасный материал для написания эссе, поскольку допускает различные трактовки; поиск ответа на вопрос «Что философ этим хотел сказать?»; позволяет студенту максимально проявить свои творческие способности.
Несмотря на определенную (по сравнению с рефератом) свободу самовыражения, эссе не следует писать спонтанно. Хорошее эссе может получиться только в результате серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Необходимо помнить о том, что эссе по философии – это учебная работа, в которой для анализа проблемы обязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории.
Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой:
1) Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе.
2) Найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе – альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме.
3) Изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с Вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т. п.;
4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.
Структура эссе-размышления
Эссе, ввиду его небольшого объема, обычно формально не структурируют (то есть, не разбивают на главы, параграфы, не выделяют в качестве особых разделов «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список литературы»). Тем не менее, в содержательном плане в тексте должны быть введение, основная часть и заключение.
Эссе начинается с изложения того, как студент сам понимает сущность поставленной в работе проблемы и с обоснования выбора именно этой темы, то есть с ответов на вопросы «о чем?» и «почему?» (Это, по сути, и есть «введение»). При написании мини-сочинений часты случаи подмены проблемы авторской позицией. Поэтому разведем эти понятия.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения. Проблема – это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу.
Сущность или смысл высказывания автора – это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли. Помните о важности раскрытия смысла высказывания, неслучайно в ЕГЭ по обществознанию данное требование (критерий К1) является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2: характер и уровень теоретической аргументации; К3: качество фактической аргументации) также выставляется 0 баллов.
Памятка-инструкция написания эссе
• Внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
• выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям:
а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
• продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
• определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
• набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер);
• для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
• просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.);
• продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
• придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.);
• изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.
Примечание. Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац – предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.
Примерный план написания эссе
1. Вступление (актуализация заявленной темы эссе): вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос. Можно привести факты из биографии автора или охарактеризовать исторический период, если эти сведения имеют значение для последующего анализа текста.
Как правило, вступительная часть занимает не более 20% от общего объема работы.
2. Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса – положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите 2-3 аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход.
При работе с тезисом (цитатой) уместно использование следующих шаблонных схем:
· высказывается позиция (Я считаю, что…) или риторический вопрос (А не задумывались ли вы над тем…?);
· указание причины (потому что…), приводятся факты, возможна ссылка на определение;
· аргументация (это можно подтвердить следующими примерами…);
· установление взаимосвязей (в связи с этим…).
Как правило, основная часть занимает «львиную» долю текста (60-65%).
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Как правило, заключительная часть занимает не более 20% от общего объема работы (оптимально – 10-15%).
Советы по редактированию чернового варианта
Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
• структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
• искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений);
• единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
• объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
• привлекательность работы, ее индивидуальность.
Довольно удачный, на наш взгляд, вариант работы с черновиком предложен ростовским методистом О.А. Чернышевой (макет приведен ниже). Она активно сотрудничает с издательством «Легион», на базе которого проводятся интересные вебинары по подготовке к ЕГЭ. С ними Вы можете ознакомиться по ссылке: http://www.legionr.ru/projects/webinars/?SECTION_ID=98. Также неплохие советы по написанию эссе приведены по адресу: http://егэша.рф/news/esse_ob/2014-03-15-179.
Макет написания эссе
1. Цитата |
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность |
3. Смысл высказывания |
4. Собственная точка зрения |
5. Теоретическая аргументация (тезисы и понятия) 6. Фактическая аргументация (2 примера) |
7. Вывод |
В качестве одного из возможных вариантов подготовки к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто встречаемых в сочинениях-рассуждениях.
Основные фразы-клише по элементам структуры эссе
Элементы структуры эссе | Фразы-клише для использования в эссе |
2. Формулирование проблемы, темы высказывания; актуальность проблемы | В данном высказывании автор рассуждает на тему… Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Автор поднимает проблему… Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для… Данная проблема является актуальной в условиях… …преодоления духовного, нравственного кризиса; …обострения глобальных проблем современности; …современной рыночной экономике; …жесткой дифференциации общества; …открытой социальной структуры современного общества; …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей |
3. Раскрытие смысла высказывания автора | Автор убежден в том, что… Автор хотел донести до нас мысль о том, что… Мысль автора состоит в том, что… В своем высказывании автор имел в виду то, что… |
4. Формулирование студентом собственной позиции | Я согласен с автором в том, что… Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, потому что… Автор был прав, так как… На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… / ситуацию, сложившуюся в обществе… / одну из проблем современности). Действительно… Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию. Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое… Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться. |
5. Теоретическая аргументация (тезисы и понятия) | Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии / социологии / права / экономической / политической науки)… Обратимся к теоретическому смыслу высказывания… Данное высказывание может быть теоретически обосновано следующими положениями. Во-первых, … Во-вторых, … и пр. Определим сущность … как ключевого понятия в данном высказывании… Раскроем смысл данного высказывания с нескольких позиций… В курсе обществознания данное социальное явление рассматривается как… |
6. Фактическая аргументация (2 примера) | Проиллюстрируем это положение рядом примеров… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть следующими фактами общественной жизни… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть многочисленными примерами из литературы / истории. Так… Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни… Приведу примеры социальных реалий, подтверждающих мысль автора… Я хотел(-а) бы подтвердить правоту / ошибочность взглядов автора следующими примерами… Обратимся к примерам из произведений русской литературы… Средства массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки зрения автора действительности… |
7. Вывод | Таким образом, … Подведем общий итог рассуждению… Мне кажется, автор высказывания, несмотря на некоторые нюансы, был прав… Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод… Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать сочинение по философии, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать сочинение по философии", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором. |