Как правильно сокращать ученые степени и звания?
Существует два варианта сокращений ученых степеней. Первый способ описан в ГОСТ и является официальным. Этим способом стоит сокращать наименование степени и звания в официальных документах. Второй способ опубликован на сайте РАН и является не официальным, но очень удобным.
Сокращение ученых степеней в соответствии с ГОСТ
Принятые сокращения ученых званий:
Например, требуется сократить «кандидат философских наук, доцент», в соответствии с ГОСТ правильно будет так: «канд. филос. наук, доц.». Чтобы сократить «доктор физико-математических наук, профессор» нужно написать «д-р физ.-мат. наук, проф.»
Официальный список сокращений по ГОСТ
Способ сокращений ученых степеней рекомендованный Российской Академией Наук
Это список более кратких сокращений ученых степеней, принятый в академии наук, но данный список сокращений является неофициальным.
Список сокращенных наименований РАН
Как должны правильно писаться сокращения званий доцента и профессора в сочетании со степенями кандидата и доктора наук. Название «кандидат физико-математических наук, доцент» должно писаться как «к.ф.-м.н., доц». Название «доктор фармацевтических наук, профессор» правильно сокращать так «к.фарм.н., проф.»
В совсем неофициальной переписке в интернете или на форумах используют сокращения типа: кхн, кэн. Они выглядят как аббревиатура, но это не правильно. Здесь между буквами пропущены точки.
Если преподаватель является академиком
По рекомендации Российской академии наук:
Если посмотреть ГОСТ, то сокращать нужно так
Часто задаваемые вопросы
Вопрос. А как сокращения типа к.ф.-м.н. согласуются с требованиями русского языка ВСЕГДА ставить пробел между словами, тем более после точки?
Ответ. По правилам русского языка такое сокращение уместно. Но существует ГОСТ 7.12-93, в котором прописаны правила сокращения степеней. Хоть документ и утратил силу, данные по прежнему считаются официальными. Так, кандидат физико-математических наук следует сократить таким образом: канд. физ.-мат. наук.
Более того, есть список сокращений, принятых в РАН. Но он считается неофициальным. В соответствии с ним как раз и принято сокращать так, как ВЫ написали.
Как делать реферат: образец для студента
Часто у студентов возникают проблемы с написанием реферата, особенно это касается внешнего вида работы. Принимаясь за форматирование текста, надо изучить правила оформления и образцы.
Как делать реферат, образец для студента
Реферат – это небольшое исследование, которое подтверждает те или иные знания студента. Первое, с чем придется столкнуться учащемуся – структурный план будущего проекта. Озаглавить разделы и подразделы следует согласно теме реферата. Если тема касается анализа финансового состояния организации, то и названия глав должны быть связаны с данным разделом экономики. Вместе с титульным листом, содержанием и списком литературы максимальный объем текста составляет до 20 листов. Поэтому необходимо определить, сколько страниц будет занимать каждая часть реферата:
Следующее, что необходимо сделать студенту, – это заняться поиском тематической литературы. Выполнение реферата требует использование не только учебников, но и различных журнальных статей, монографий. Чтобы было проще разобраться во всем многообразии имеющихся источников, можно делать закладки с пометками или сохранять тексты для отдельных структурных частей в разных документах с соответствующими названиями – «наработки для введения» или «наработки для второй главы».
Набирая текст на компьютере, исходный материал перепечатывается своими словами. Преподавателю необходимо понять, что студент не просто поработал с источниками, но смог сформировать и свою точку зрения. Помимо грамотного внутреннего содержания, реферат должен быть качественно оформлен.
Реферат по истории.
Реферат по биологии.
Реферат по экономике.
Структура реферата на примере готовых работ
Даже придерживаясь рекомендаций методических пособий и государственных стандартов не всегда получается правильно написать реферат. Намного легче делать задание, когда перед глазами есть хороший пример, ведь у каждой части учебного проекта есть свои определенные правила написания и нормы оформления.
Образец титульного листа
Самое первое, что видят проверяющие, это обложка. От правильного оформления титульного листа будет зависеть первое впечатление о проекте. По правилам, верхняя часть листа должна быть отведена под название вуза, учебной кафедры и дисциплины, иметь прописное начертание с выравниванием по центру. Середина страницы содержит слово «реферат», написанное заглавными буквами 24 размера, и выделенное полужирным начертанием. Название также выделяют, используя верхний регистр. Размер шрифта следует использовать в пределах 14-16 пт. Далее, с выравниванием по правому краю, указываются данные об авторе реферата и его научном руководителе. Для этой части используется стиль шрифта Times New Roman, 14 размера. Нижний колонтитул отводится для года и места написания исследования. Разметка, в соответствии с ГОСТом, должна быть выставлена следующим образом: левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее по 20 мм. Номер на титульном листе не ставится.
Образец титульного листа реферата поможет более подробно изучить его визуальную составляющую.
Как оформляется вторая страница реферата
Следующий за обложкой лист – оглавление. Слово «содержание» должно иметь прописное начертание и располагаться по центру. Далее надо оформить заголовки и подзаголовки. Помимо основных глав, структурный план включает введение, заключение и список литературы. Для написания разделов часто используют «caps lock», подразделы набирают строчными буквами. Также, каждая глава в содержании должна иметь ссылку на номер страницы в тексте. Соблюдение разметки – не менее важный пункт оформления. Как и во всем тексте, она регламентируется государственными стандартами:
Правое поле – 1,5 см.
Верхнее и нижнее поля – 2 см.
Как писать введение
Введение – это краткое изложение всего проекта, с обоснованием актуальности темы и целей исследования. Данная часть работы должна уместиться на одном листе. Чаще всего во введении используются шаблонные фразы. Написать введение можно по следующему плану:
Несколько слов о теме реферата.
Рассказать об актуальности поставленной проблемы.
Определить объект исследования.
Выделить несколько задач, используя слова: исследовать, изучить, рассмотреть.
Рассказать о методологической составляющей работы, описать источники.
Рассказать о структуре работы: сколько глав, объем, количество таблиц и рисунков.
Пример основной части
Основная часть исследования должна формироваться из нескольких глав. Реферат подразумевает под собой не только раскрытие теоретических знаний, но и умение применить их на практике. Чаще всего студенты разбивают проект на два раздела. Первый должен раскрывать сущность и понятие выбранной темы, рассказать о степени изученности проблемы. Вторая глава содержит аналитические данные, сформированные студентом во время практики. Каждый раздел надо начинать с нового листа, используя параметр «Разрыв страницы». Важно, чтобы материал был изложен от первого лица во множественном числе: «Мы изучили, в нашем исследовании и т.д.». Форматировать текст реферата следует по следующей схеме:
Проверить правильность разметки.
Выставить шрифт Time New Roman, кегль – 14, с полуторным интервалом.
Заголовки выровнять по центру, основной текст – по ширине листа.
Пример, как делается оформления основной части исследования, можно увидеть в образце.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1 Основные организационно-правовые формы предприятия, регистрируемые на территории Российской Федерации
Организационно-правовая форма предприятия – это понятие, которое позволяет определить финансово-экономическую и хозяйственную направленность организации. Вместе с тем это помогает определить отраслевую принадлежность и предприятия.
1.2 Законодательные предпосылки для регистрации предприятия, последствия их нарушения
Все действия граждан нашей страны регулируются конституционным правом. Для создания и ведения бизнеса также существуют определенные законодательные нормы. Данные акты прописаны в Гражданском Кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Федеральном Законе и Уголовном Кодексе Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
2.1. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм, их преимущества и недостатки
Для того чтобы наиболее полно раскрыть тематическую составляющую нашего реферата, мы разобрали и сравнили следующие, самые распространенные организационно-правовые формы предприятия:
2.2. Основные критерии выбора организационно-правовой формы предприятия на этапе его создания
Выбор той или иной организационно-правовой формы предприятия является важным этапом на пути к ведению прибыльного бизнеса. Первый критерий – это соответствие уровню ответственности. Предприниматель должен отвечать за последствия своей деятельности: ИП – собственным имуществом, ООО – размерами уставного капитала.
Образец заключения
Заключение является обобщением всего научного труда. Помимо выводов о проделанной работе, можно описать задачи, которые выполнялись по ходу исследования. Для написания текста следует использовать шаблонные фразы: «Мы рассмотрели; нами сделаны следующие выводы; погружаясь в тему, мы сформировали точку зрения и т.п.». Не стоит писать заключение больше одного листа. Выводы должны быть краткими и без лишней информации, как в приведенном ниже образце.
Как оформить список литературы
Каждый источник, который студент использовал в ходе написания реферата, надо отражать в списке литературы. Все нюансы составления библиографии прописаны в ГОСТ 7.1-2003. Важно использовать только актуальные и новые источники, не старше 5 лет на начало написания реферата. Располагать источники необходимо по фамилии авторов в алфавитном порядке, используя арабскую нумерации. Самое оптимальное количество источников – это 10 учебников, монографий, статей и законодательных актов вместе взятых.
Образцы с оформлением готового реферата по ГОСТу
Для того, чтобы понять как полностью выглядит структура реферата, сформированная по ГОСТу, ниже представлен образец.
Реферат на тему: «Защита прав ребенка».
Реферат на книгу, образец
В студенческой практике встречаются ситуации, когда преподаватель дает задание написать реферат по книге. Это аннотация произведения или небольшой доклад. Для данного проекта необходимо прочитать то, о чем студент собирается писать. Дополнительно можно использовать статьи известных критиков, отзывы читателей и авторефераты. Реферировать книгу необходимо в соответствии с последовательностью глав, анализируя процессы и явления, происходящие в произведении.
Размер шрифта – 14 кегель.
Цвет текста – черный.
Выравнивание должно быть по ширине листа, заголовки по центру.
Стиль шрифта – Times New Roman.
Интервал между строк – полуторный.
Жирный шрифт используется для выделения заголовков и структурных элементов реферата, возможно написание заголовков заглавными буквами.
Абзацный отступ – 1,25 см.
Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
Главное, в такой работе, чаще высказывать собственное мнение и использовать, в качестве подкрепления точки зрения, цитаты автора произведения. Более наглядно образец оформления реферата на книгу представлено ниже.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос. Сколько должно быть разделов в реферате?
Ответ. Обязательными разделами реферата являются: введение, название главы, заключение, список литературы. Сколько будет глав зависит от темы и объема работы. В каждой главе могут быть еще и параграфы.
Вопрос. Что написать в резюме в конце реферата,если преподаватель требует писать его без учета содержания реферата а просто написать об опыте его написания?
Ответ. Преподаватель хочет, чтобы Вы подытожили и сказали, как далось написание работы, с какими трудностями пришлось столкнуться при написании, а какие моменты, наоборот, писались легко.
Как пишется реферат: пример оформления
Часто студенты пренебрежительно относятся к написанию рефератов, а то и вовсе путают их с докладом. Доклад – это работа, построенная на одном-двух источниках, а правильный студенческий реферат всегда охватывает не менее десятка таковых. Допуская ошибки в написании и оформлении рефератов, студенты получают более низкий балл. По некоторым дисциплинам написание реферата является условием итоговой аттестации.
Как пишется реферат согласно требованиям ГОСТа, узнаем далее в статье.
Советы по подготовке реферата
Получив тему реферата, всегда нужно начинать с обращения за консультацией к преподавателю, который будет его проверять. Преподаватель может прояснить проблемные моменты в работе и посоветует наиболее актуальную литературу.
В работе над рефератом следует придерживаться следующего порядка:
Составить план реферата.
Подобрать литературу для работы и бегло ее просмотреть.
Подробно изучить подобранную литературу и написать черновик основной части реферата.
Вычитать написанный материал и составить к нему непротиворечивое введение и выводы.
Вычитать весь черновик реферата, исправить опечатки и ляпы, проверить нумерацию параграфов и сноски.
Составить содержание и титульный лист в строгом соответствии с ГОСТом.
Отформатировать текст согласно ГОСТу и методическим указаниям (оформлять нужно и учитывая пожелания проверяющего).
Требования к написанию
Все требования к написанию реферата можно свести к 6 пунктам:
Реферат должен основываться на многих источниках, а не на 2-3.
Работа не является сборником цитат из литературы.
Он должен четко решать поставленную в теме проблему.
Структура реферата прописывается как ГОСТами, так и методическими указаниями – она не должна нарушаться.
Использованные источники должны оформляться согласно правилам библиографии, с указанием всех необходимых выходных данных, включая страницы, на которых расположена нужная информация.
Стиль изложения возможен только научный.
Структура реферата
На какую бы тему и в каком бы вузе не писался реферат, его структура всегда стандартная и должна соответствовать следующему порядку элементов:
Титульный лист
Именно с него начинается любой реферат. Титульный лист отражает всю важную информацию – учебное заведение, фамилию и инициалы исполнителя и проверяющего, тему, учебную группу, город и год написания. Оформляется согласно ГОСТу, иногда вносятся изменения методическими указаниями факультета или кафедры.
Ошибки или опечатки на титульнике недопустимы.
Содержание
Содержание помогает понять структуру работы и упрощает ориентацию в ней. Оно включает в себя – введение, главы и параграфы основной части, заключение, список литературы и приложения.
Введение
В этой части раскрываются следующие моменты:
тема и цель работы;
объект и предмет исследования.
Основная часть
Она всегда делится на несколько подразделов, что отражается в содержании. В каждом последовательно излагается изученная информация и делаются промежуточные выводы. Здесь же приводятся дополнительные материалы в виде иллюстраций, графиков и таблиц. В основной части можно использовать цитаты. Изложение материала должно быть логически стройным и четко отвечать на вопросы и решать задачи, поставленные во введении.
Заключение
Обобщаются промежуточные выводы из глав основной части реферата и дается общий вывод в соответствии с задачами во введении. Заключение не должно противоречить предыдущему материалу.
Список литературы
Список использованных источников при написании реферата является не просто формальностью.Очень важно не ограничиваться двумя-тремя, а тем более одной книгой по проблеме (пусть и очень содержательной). Подобный реферат с большой долей вероятности не будет засчитан по причине явного плагиата и отсутствия самостоятельной работы студента над темой.
Требования к оформлению по ГОСТ
Требования к оформлению реферата прописаны в ГОСТе и методических указаниях. Всегда нужно уточнять у преподавателя, какие требования он предъявляет при проверке работы. И, учитывая их, заниматься написанием и оформлением текста.
Требования к оформлению титульного листа по ГОСТ
Оформление титульного листа отличается от остальной части реферата. Прежде всего этот лист хоть и учитывается, но не нумеруется, то есть на нем не проставляется страница. Сам лист бумаги располагается в книжном формате. Текст располагается с одной стороны. Он должен содержать следующую информацию:
Наименование министерства образования и учебного заведения (полное, а не аббревиатура).
Дисциплина, по которой пишется работа.
Фамилия, имя и отчество студента, написавшего реферат, а также группа, курс и форма (очная, заочная или очно-заочная) обучения;
Данные преподавателя, проверяющего реферат, его должность и научное звание.
Город, где располагается учебное заведение и год написания реферата.
Внимание! Если реферат сдается во второй половине декабря, то пишется на титульном листе следующий, а не текущий год
Согласно ГОСТу поля на титульном листе должны быть следующие:
сверху и снизу – 20 мм,
с правой стороны – 15 мм,
.В самом ГОСТе конкретный шрифт для реферата не прописан, но по устоявшейся практике используется Times New Roman. Размер выставляется в соседнем окошке редактора со шрифтом. Он должен быть равен 14. Цвет шрифта – черный. Курсив или жирный шрифт не используются. Межстрочный интервал – полуторный.
Важно! Все предложения на титульном листе НЕ заканчиваются точками (за исключением инициалов). Инициалы разделяются не только точками, но и одинарными пробелами
Требования к оформлению содержания по ГОСТ
Следующая за титульным листом страница отводится под «Содержание». К его оформлению ГОСТом предъявляются нижепредставленные требования:
Поля отличаются от титульного листа тем, что правый отступ равен 1 см.
В самом верху страницы по центру пишется «Содержание». Разрешается использовать термин «Оглавление». Точка после слова «Содержание» («Оглавление») не ставится.
Каждый структурный элемент оформляется с нового абзаца.
Интервал между абзацами должен быть равен единице.
Совет! В ходе написания основного текста реферата, как впрочем и любой другой студенческой научной работы, удобно пользоваться такой встроенной функцией редактора Ворд, как автоматическое создание оглавления
Требования к оформлению введения
Введение является обязательной частью любого реферата. При его оформлении используется Times New Roman, 14-й, черный, полуторный интервал.
Поля аналогичны: левое – 3 см, правое – 1 см, верх и низ – по 2 см.
Объем введения составляет от полутора до двух страниц текста. В среднем это не более десяти процентов от объема всей работы. Введение всегда начинается с новой страницы. Вверху пишется с выравниванием по центру и с заглавной буквы – «Введение» (без точки в конце).
Требования к оформлению библиографии и приложений к реферату по ГОСТ
Оформление использованных источников регулируется ГОСТом 7.80-2000. Его требования сводятся к следующему:
Использованная литература приводится в алфавитном порядке.
Первой указывается русскоязычная литература, после нее – литература на других языках.
Источники, находящиеся в интернете, оформляются отдельным списком.
Пример правила оформления обычной литературы:
Пример оформления электронного источника (это может быть как небольшая статья, так и объемная публикация):
Важно! При использовании нормативных документов они даются в списке литературы первыми.
Приложения обязательно указываются в содержании. Они не нумеруются, а обозначаются буквами, по типу – «А, Б, В».
Взаимное расположение приложений зависит от первенства их упоминания в тексте реферата.
Как правильно писать реферат, образец
Образец правильно оформленного реферата.
Частые вопросы
Вопрос: Нужно ли проверять уникальность написанного реферата?
Ответ: Да, это делать обязательно. Сейчас стало нормой проверять сданные студентами работы с помощью систем антиплагиата. При низкой уникальности, даже если студент сознательно не пытался хитрить, а лишь злоупотреблял штампами и цитатами – возможно получение низкой оценки или отправка работы на доработку.
Вопрос: Какой стиль изложения нужно использовать?
Ответ: Исключительно научный. Реферат – это научная работа и просторечные обороты в нем недопустимы. Также нужно стараться соблюдать единство стиля на протяжении всего текста – инородные вкрапления серьезно снижают как научную ценность работы, так и оценку преподавателя.
Вопрос: Писать реферат следует за один присест?
Ответ: Нет. Так писать реферат не рекомендуется. Лучше когда работа пишется по частям. Это позволит не отходить от темы и более последовательно излагать материал.