Как написать статью для сайта
Здравствуйте, друзья. В сегодняшнем уроке разберём, как писать статьи для сайтов. Я уже много лет пишу статьи для своих проектов, а также обучаю копирайтеров и вебмастеров с нуля. Накопился большой опыт, которым хочу поделиться.
Друзья, эта статья является частью моего бесплатного мини-курса “Как создать информационный сайт”. Пройдите 10 простых уроков и запустите свой доходный сайт уже сегодня. Ну, или завтра, если у вас уже вечер.
Чуть ранее на моём блоге уже выходил материал “Как написать интересную и полезную статью”, в котором разбирались слагаемые качественной статьи. Поэтому в этот раз хочу рассказать про весь процесс подготовки и создания текста. Какую бы статью я не начал писать, всегда следую этому алгоритму.
1. Выбор темы статьи
Всё начинается с выбора темы. Когда-то для себя сделал список идей для поиска новых тем статей, по которому ежемесячно наполняю свой контент-план. Теперь у меня вообще нет проблем с тем, о чем написать. План на годы вперёд.
Пример контент-плана одного из наших проектов.
Все темы собраны и объединены согласно структуре сайта. Каждая статья решает конкретную задачу пользователя.
2. Структура подниши
Для продвижения статьи в поисковых системах очень важно, чтобы она имела связь с другими материалами на сайте и дополняла их. Поэтому прежде чем браться за саму статью, необходимо полностью разложить подтему (поднишу), к которой она принадлежит, в последовательную цепочку статей, полностью раскрывающих тему.
Так, чтобы каждая статья в поднише отвечала на определённый интент пользователя и позволяла получать только ту информацию, которую хотел найти пользователь. Грубо говоря, у вас должна получиться серия взаимосвязанных материалов.
Например, у вас направление “Еда”, ниша “Рецепты”, подниша “Супы”, подтема “Борщ”. Раскладывая по ней структуру, получится:
3. Создание ТЗ
ТЗ – техническое задание.
Неважно, пишете вы сами или делегируете написание своему автору, у вас должно быть техническое задание с определенными требованиями к каждой статье.
Я делаю ТЗ в обычной Google-таблице. Пример такой таблицы со всеми пояснениями можно найти в уроках про контент на полном курсе по созданию информационного сайта.
У меня ТЗ содержит:
4. Подбор ключевых слов
Чтобы получать трафик на сайт, вам нужно писать те статьи, которые ищут пользователи. Поэтому необходимо подбирать ключевые слова, помогающие поисковым роботам понять, о чем ваш материал.
На начальном этапе, чтобы научиться подбирать и парсить ключевые слова для статей, вам будет достаточно вот этой инструкции.
Суть заключается в том, чтобы собрать все слова, относящиеся к основному интенту запроса, которые используют пользователи.
Выписываете их в своё ТЗ и в процессе написания распределяете по тексту.
Я постоянно проверяю тексты учеников на своём курсе и часто наблюдаю ошибку, что дополнительные ключи вставляют просто чтобы были. Не раскрывая тот смысл, который хотел получить читатель. Это приводит к отказам и ухудшению ранжирования.
5. План статьи
План статьи – это не структура статьи! Не путайте.
План – это подготовка к написанию и сбор информации. Первым делом я составляю план, когда сажусь писать. Он состоит из разных элементов, в зависимости от сложности темы.
В процессе такой подготовки в голове складывается понимание того, что будет в тексте.
6. Структура статьи
Структура – это разделы текста, которые отвечают на определённые вопросы по теме и помогают легче воспринимать информацию.
К каждому разделу подбирается соответствующий заголовок. Из подзаголовков формируется оглавление. По этому оглавлению читатель должен сразу понять, что содержится в статье и найдет ли он в ней то, что искал.
Это скелет, на котором держится текст.
Обычно структура формируется из логической последовательности тех вопросов, которые набрасываются в плане.
7. Написание статьи
В момент написания я не рекомендую обращаться к другим источникам, а подавать информацию из своей головы. По себе могу сказать, когда я смотрю другие материалы, получается очень плохой рерайт, потому что мозг начинает отключаться и перестает думать самостоятельно. Источники надо изучать в процессе составления плана, конспектировать важные даты, имена и другие точные данные.
У вас перед глазами должны быть только ТЗ, план и структура.
Я знаю, что у новичков возникают большие трудности с изложением мысли, последовательностью и передачей смысла, но никаких советов здесь дать не могу. Просто больше читайте и практикуйтесь. Только с опытом вы научитесь хорошо писать.
8. Семантический и смысловой анализ текста
После написания необходимо провести анализ текста.
В конце ещё раз проверяем материал по ТЗ и плану.
Как написать отличную статью и завоевать умы
Web 2.0, существование которого некоторыми отрицается, привел в интернет много авторов, которые стали писать статьи и заметки на самые разные темы. В зависимости от ресурса, вид, содержание, оформление и размер таких статей различаются, но у них есть один общий компонент — авторский текст, который, собственно, почти всегда, является сутью статьи. Такие статьи, в основном, пишутся не профессиональными журналистами, а простыми пользователями, которые в силу разных причин делятся своими мыслями, идеями или полученной информацией.
В данной статье мне хотелось бы предложить несколько вариантов того, как стоит создавать статьи, как их подавать и как поддерживать жизнь своей статьи.
Введение или для чего пишут статьи?
Действительно, зачем те или иные авторы пишут статьи? Ответ не так прост, кроме обычного графоманства, тяги к сочинительству, существует еще масса причин: участие в сообществе или общем деле, удовлетворение своего самолюбия, хвастовство, исследование вопросов и задач, обращение к массе людей, реклама… Это лишь небольшой список причин того, почему автор садится и начинает долбить по клавиатуре.
Но, на самом деле, все статьи пишутся только для того, чтобы повлиять на умы других людей. Это базовый принцип этой статьи и все остальные тезисы будут отталкиваться только от него.
Идея для статьи
Итак, у вас появилась Идея! Надо срочно поделиться с людьми для того, чтобы они проникнулись Идеей, а не сидели во мраке невежества. Не спешите, давайте разберем процесс захвата аудитории по порядку. Во-первых, нам нужен план захвата, как вы понимаете, войны без плана не бывает.
Во-вторых, Идея пришла в голову вам, и, если у вас нет пары-тройки рабов, то и писать статью придется вам. Задумайтесь, способны ли вы говорить так, чтобы увлечь человека? Не страдает ли ваша грамматика и орфография. В зависимости от ответов на эти вопросы написание статьи будет различаться. О чем пойдет речь далее.
В-третьих, хотя Идея посетила вас внезапно, все же не стоит из-за этого бросаться публиковать статью сразу же. Как я покажу далее, время публикации может сыграть значительную роль в жизни статьи.
В-четвертых, если уж вы опубликовали статью, то запаситесь валидолом, временем и будьте готовы защищать ее тут и сейчас. Не стоит делать пост и сразу же уходить спать в счастливом неведении. Работа с читателем после написания статьи так же важна, как и сама статья.
Если вы поняли эти тезисы, то пора писать план.
Хороший план — это если и не половина успеха, то значительная часть. Уже на этапе написания плана становится понятно, что где-то вы что-то не учли, где-то что-то пропустили или недоглядели. Возможно и такое, что пока вы будете писать план, смысл статьи и первоначальная актуальность Идеи пропадут совсем, и вы откажитесь от статьи совсем.
Основная причина написания плана — это формулирование, создание формы вашей Идеи. Бесформенную Идею трудно понять, да и желания понимать не возникает. Наоборот, Идея с безупречной формой привлекает, поэтому план так важен.
Написание
Конечно, написание статьи — это основная часть работы. Но у вас уже есть план, а значит и форма. Осталось только заполнить эту форму содержимым. И тут есть масса нюансов.
Грамотность
Уделите самое пристальное внимание орфографии и пунктуации. Я верстаю проект habradigest, и мне приходится внимательно просматривать массу статей технического характера. Так вот, смею вас уверить, что техническая глубина статьи никак не отражается на авторской грамматике и орфографии. Порой, замечательные статьи просто наполнены нелепыми или грубыми ошибками. Это не обязательно ошибки безграмотных авторов, зачастую грамотность тут ни при чем, а виной всему спешка и лень, которая помешала проверить статью через любимый редактор или хотя бы собственный ценз.
Оформление
Статья — это зеркало вашего отношения к читателю. Как вы ее оформите, так вы и относитесь к читателю. К примеру, можно запостить большой текст одним куском, мол «кому надо — разберется», а можно аккуратно разбить его на части, создать заголовки, отформатировать исходный код, подписать картинки, сделать сноски, ссылки, списки, привести источники информации, обработать картинки так, чтобы текст их плавно обтекал.
Да, работы много. Но почему вы решили, что будет легко? Ваша Идея достойна хорошего оформления, не находите? Зато как приятно читать аккуратно оформленный текст, ощущать заботу автора. Такие красивые посты собирают больше всего положительных отзывов на ранней стадии и помогают привлечь значительную часть аудитории просто за счет простого оформления. Для примера приведу ссылку на свою статью Полезные билетики. Я считаю, что без графического оформления, на которое я потратил немало усилий, статья смотрелась и читалась бы на порядок хуже. С другой стороны, избегайте излишнего оформления. Запомните правило: ваша статья будет распечатана, поэтому не стоит вкладывать в статью «левые» картинка типа «линии среза».
Значение источника
Ваша Идея в любом случае имеет источник возникновения. Если это идея для стартапа — то источник — размышления над рынком или ситуацией в интернете. Если это информация о новости, источником может быть какой-нибудь внешний ресурс. И вот тут становится важным то, как вы подадите материал. Если Идея полностью ваша, то написание статьи оправдано. Но если Идея — это всего лишь опубликованная где-то информация — то подумайте семь раз о том, стоит ли создавать статью? Вы точно уверены, что целевая аудитория вашей статьи не читает тот же самый ресурс? К примеру, возьмем lenta.ru или ixbt.com или rss-канал разработчиков Google. Какой по-вашему может быть смысл в создании текста про новость с ленты, которую скорее всего прочитало уже 90% аудитории? Задумайтесь, стоит ли писать такие кросс-посты и позволяют ли правила ресурса такие статьи.
В случае если вы уверены, что статья имеет право на жизнь, то вам следует подать «чужую» информацию своими словами. Постарайтесь изложить статью, а не сделать «копипаст». Даже всем известная информация может быть увлекательно подана хорошим языком и быть интересной в сочетании с авторскими комментариями. Наоборот, простой «копипаст» вызывает чувство отторжения у читателя, который не понимает мотивов автора и на некоторых ресурсах такие посты просто запрещены.
Вступление
Зачастую, при публикации статьи в интернете она разбивается на две части: видимую в ленте статей и остальную, которая появится после перехода по ссылке. Такие вступительные части — это лицо всей статьи, если хотите приманка для читателя. И этой части стоит уделить массу внимания. Во-первых, как показала практика, простое наличие картинки во вступлении способно увеличить количество читателей в два и более раз. Это связано с тем, что глаз читателя цепляется за изображения и чем оно интереснее, тем больше внимания он уделит вашей статье. Для примера возьмём мою заметку Страх на Хабре. Думаю, она не собрала и половины отзывов, если бы не удачная картинка во вступлении.
Такие вступления не стоит делать слишком большими или слишком маленькими. Большой текст раздражает пользователя, который листает ленту, маленький — указывает на незначительность статьи, на которую не стоит тратить время. Так же не стоит вставлять большие картинки или такие, которые могут вызвать раздражение. Лучше всего, если вступление будет состоять из двух-трех параграфов.
Эмоции
Ваша Идея, конечно же, вызывает в вас бурю эмоций. Именно поэтому вы и хотите написать статью, вам хочется завоевать своими эмоциями умы других читателей. Однако, каждый читатель инстинктивно противится захвату своего ума и всяческие проявления эмоциональности автора будет расценивать как атаку на свой разум. В связи с этим повторю правило еще раз: разбавляйте данные эмоциями, а не наоборот.
Плохая статья сводится к тому «как все было круто на прошедшем семинаре», хорошая рассказывает о том «что было на семинаре и почему мне понравилось». Опасайтесь выражать свои эмоции в тексте и, тем более, исключите из статьи смайлики. Смайлики в статье — это признак ее несерьёзности, отсутствия у автора желания написать основательный текст, который бы можно было цитировать или распечатывать. Подумайте, что бы вы хотели видеть в цитате вашего текста? Собственные смайлики? Вряд ли.
С другой стороны, авторский текст обязан влиять на читателя и заражать его Идеей. Но делать это скрытно и незаметно. Для захвата умов пригодятся следующие советы: считайте читателя умным, обращайтесь к нему в статье, в меру острите или шутите, приводите примеры, которые подтверждают правоту вашей Идеи, вставляйте воспоминания из прошлого. Когда читатель натыкается на удачные остроты или примеры из реальной жизни он проникается вашим умом и начинает сопереживать. Из вашего материала читатель должен обязательно понять, почему ваша Идея — это именно Идея с большой буквы. Запомните еще одно правило: статья должна увлекать читателя и вести его.
Информация
Самое главное в статье — это информация. Чем уникальнее информация, тем она востребованнее и ценнее. Поэтому даже статья с одной строчкой о выходе Firefox 4 может иметь ажиотаж. Но ценность такого поста сомнительна и со временем пропадает вовсе. Другое дело пост среднего размера о нововведениях в Firefox 4 для программиста и отличиях от предыдущей версии. Такой пост очень долго не потеряет своей актуальности.
Информацию необходимо проверить на соответствие действительности. Идея, которая невозможна или ложна по определению уже несет в себе зародыш неудачной статьи. С другой стороны не стоит бояться создавать статьи, основанные на личном опыте. От автора статьи мало кто ждет академического текста (хотя есть и такие, но о них ниже) или откровения божьего.
Страх
Страх перед реакцией читателей может остановить вас, такой страх остановил многих авторов, и мы не прочитали кучу замечательных статей. Мое мнение: Идея должна жить и ее описание должно найти своего читателя. Вне зависимости.
Не бойтесь ошибиться, не бойтесь поделиться своим опытом, не бойтесь изобретать велосипед. Не бойтесь отойти от шаблонов или наоборот следовать им. Хорошая статья — активирует реакцию читателей. Всегда даже у самой хорошей статьи найдутся противники и критики. Покажите им Иисуса Христа и они скажут что у него грязные ноги. Но про это ниже.
Заключение
В любой статье должно быть заключение. Многие читатели просто пролистывают статью и, если будет один два параграфа в заключении, которые бы рассказывали суть статьи, то это, возможно, заставило читателя прочитать статью более внимательно. Или обратить на что-то внимание, что могло ускользнуть во время чтения. Кроме того, заключение — это хороший способ обратиться к читателю напрямую. Общение с читателем важно, именно так можно расположить и привязать его к себе. Кто знает, может быть, следующую статью читатель прочитает только потому, что под ней будет стоять ваше имя.
Публикация
Поздравляю! Вы написали статью! Но хочу вас огорчить, вы пока сделали только чуть больше половины дела.
Публикация статьи — целое искусство. И в этом вопросе нужно обладать массой знаний про ресурс публикации, необходимо проанализировать, когда на ресурсе происходят пики посещений, когда аудитория находится в самом благодушном расположении, когда на ресурс приходит целевая аудитория.
Для того чтобы ваша статья не затерялась в потоке статей от других авторов и нашла своего читателя необходимо ориентироваться на часовые пояса. К примеру, когда у меня дома 5 часов вечера, в Москве только 3 часа дня. Следовательно, если я выложу статью в 9 утра, то в 7 утра в Москве — основной аудитории, ее не прочитают сразу и статья спустится по ленте ниже. Этого не стоит допускать.
Учтите так же выходные дни и праздники. На одних ресурсах в такие дни прилив читателей, на других наоборот — отток. Если поместить статью вечером в субботу, то в понедельник, когда читатели придут на работу они уже не увидят вашей статьи, а, следовательно, её не прочитает масса людей.
Перед публикацией необходимо проверить, не выложил ли кто похожий материал минутой раньше вас? Нет ничего хуже, чем два одинаковых поста стоящих рядом в ленте статей. Негативное отношение возникает сразу к обоим авторам. В случае, когда такое произошло, я бы рекомендовал вам сокрыть или вовсе удалить статью.
Очень важно следовать правилам публикации на ресурсе: указать теги, правильно оформить вступление, указать правильный блог, вид топика, источник новости или что-нибудь еще, что может быть заведено на ресурсе. Всегда изучите и следуйте правилам ресурса — это залог успеха статей новичков у старожил.
Очень важно назвать статью. Ваша Идея, скорее всего, не имеет названия, но статья должна иметь заголовок. И тут важно отнестись к названию серьезно. Название не должно быть длинным, оно должно запоминаться, быть узнаваемым. Если читатель через неделю без труда вспомнит название вашей статьи — считайте дело сделано хорошо. Избегайте восклицательных знаков в названии. Подумайте о названии как о рекламном слогане. Это название точно так же рекламирует статью в ленте, как и слоган в телерекламе рекламирует товар.
Комментарии
Ну вот. Три четверти дела сделано, вы разместили статью. И если вы все сделали правильно, то у вас нет отбоя от читателей. А вместе с массой читателей приходят и комментаторы. Ниже я постараюсь дать личную классификацию комментаторам. Комментаторы и комментарии очень важны. Хорошие комментарии могут значительно расширить и дополнить вашу статью. Вам могут помочь исправить ошибки, подсказать лучший способ решения проблемы.
Обычный
Самый распространённый тип читателя и вместе с тем самый редкий тип комментатора. Обычный комментатор реагирует на статью неангажированно. Ему, в общем-то все равно и он легко воспринимает вашу информацию и Идею, реагируя в соответствии со своими представлениями. Такие комментаторы нередко пишут простые комментарии типа: «Круто!», «Плохо», «Спасибо». Это самый миролюбивый тип комментаторов и общение с ними не доставляет хлопот, даже если они критикуют вашу статью
Паразит
Здесь слово «паразит» не ругательство, а признак. Такие комментаторы не способны в силу ряда причин написать свою статью, им лень или не хватает ума, нет желания или еще тысяча причин. В любом случае, статьи они не пишут. Поэтому, они с большим удовольствием паразитируют на статьях чужих, скрупулёзно исследуя их на предмет ошибок. Паразиты с радостью сообщат вам, что в статье про рисование иконок пингвинов не отражен тот факт, что слонов рисовать придется по-другому. Паразитов не смущает тот факт, что в статье шла речь не про слонов, а про процесс рисования, им интересен тот факт, что ваши иконки якобы сильно похожи на другие десятилетней давности, которые он специально для вас нашел.
Вы покажите им Иисуса Христа, а они скажут, что у него грязные ноги.
Добрые
Добрые комментаторы — это самое лучшее, что может быть. Они охотно поддерживают вашу статью, разделяют идею, предлагают варианты, исправляют ваши ошибки. Они вежливы, выходят на контакт с вами, и знакомство с ними может стать продолжительным. Хватайтесь за таких, поощряйте их комментарии, общайтесь с ними. Они — ваше богатство. К сожалению, таких комментаторов очень мало и каждый из них на вес золота. Измеряйте ваши статьи тем, сколько добрых комментариев вы привлеки. Лучше — больше.
Тролли
Тролли — это яркое явление, часто смешное. Кормить тролля не имеет смысла, но наблюдать за ним — интересно.
Анти — это комментаторы, которые «против». Они против windows и iis, они против avp, против mail.ru, против iphone, против microsoft или apple. Анти — почти тролли, но они не тролли. Это очень опасная грань. Анти пишут как обычные комментаторы, их уровень знаний заметно выше, и разрушений они могут принести значительно больше, чем простые тролли. Анти — это беда, они раздражают своей тупой упертостью, своим нежеланием признавать альтернатив, они влезают в обсуждение вопросов программирования на ASP.NET с описанием того, какое же все-таки это говно. Они, обидевшись 10 лет назад на то, что у них вылетал BSOD на windows 95 теперь при каждом случае влезают в любой пост про новую версию windows с разоблачением того, какое же все-таки это говно.
Анти не смущает, что их мнение не интересно, особенно в контексте обсуждаемой статьи. Анти — знают, что они правы и они несут правду в массы. Ни в коем случае не общаться с Анти и не отвечать на их комментарии. По моим наблюдениями процент Анти не велик около 1 человека на 50 комментаторов. Но при большом резонансе статьи они обязательно появятся, так что готовьтесь.
Знающие
Это подвид группы Анти, но с характерным уклоном, который резко их отличает. Знающие точно знают, что думал, думает и подумает автор статьи, они уверены, что могут говорить от его лица и от лица вообще всех людей или каждого по отдельности. Ничего кроме жалости данные люди не вызывают, общаться следует осторожно, исключительно для того, чтобы опровергать их бред, который порой может достигать циклопических размеров.
Критики
Последняя крупная группа комментаторов. Критики полезны и на них следует обращать самое пристальное внимание. Это практически Добрые комментаторы, за исключением того, что комментарии критиков часто несут негативные оттенки эмоций. Критик бывает раздражён, брюзглив. Стоит ценить его комментарии и не обращать внимания на эмоции. Очень часто, в отличии от Анти, у Критиков бывает полезные комментарии, которые помогут вам также, как и комментарии от Добрых.
Критики составляют примерно половину от всех комментаторов либо немного меньше. Учитывая это, следует понимать, что Критики — важная активная часть ресурса. Умение управлять и справляться с Критиками очень важно для успешных статей.
Работа с комментариями
Не стоит бросаться сразу отвечать на комментарии. Возможно, автор комментария прав. Проверьте сведения. Укажите на неточности или, наоборот, поблагодарите и внесите в статью изменения. Помните: вас интересует только полезные комментарии. Фильтруйте комментарии от Анти, Троллей и Паразитов. В меру отвечайте на комментарии Обычных. Поддерживайте Добрых и тесно общайтесь с Критиками.
Самое главное в работе с комментариями настроится на критику. Критика будет всегда, но это не значит, что цена вашей статьи упала. Считайте каждый критический комментарий — важным и полезным. Не раздражайтесь. И самое главное: не спорьте.
Не спорить. Это железобетонное правило, которому необходимо следовать. Вы никогда ничего не докажите в интернете. Поэтому спорить нельзя. Что делать? Обсуждать, выражать мнение, но не убеждать. Комментатор выразил сомнение в смысле вашей статьи? Забудьте. Это Анти. Комментатор раскритиковал подход? Обратите внимание, напишите ответ, в котором распишите причины использования подхода, поблагодарите и не примените сказать, что вы останетесь на своем, потому что это вы так решили. Или же, если Критик прав, измените текст статьи. Но не спорьте. В споре истина рождается и там же умирает.
Как писать статьи?
Хотите научиться писать статьи, чтобы попробовать себя в копирайтинге? А может, вам нужно заполнить собственный сайт или блог интересными текстами? Я расскажу об этапах создания статей, их структуре, техническом задании и сервисах проверки, а также поделюсь советами по редактированию текста.
После прочтения данного материала вы будете знать, как писать статьи, даже если никогда раньше этим не занимались.
Как происходит написание статей?
В идеале автор полностью пишет текст «из головы», основываясь на собственных знаниях и опыте. Однако так происходит далеко не всегда. Существует такое понятие, как рерайтинг. При этом райтер берет какую-то определенную статью из интернета и пересказывает ее своими словами, подбирает синонимы, меняет местами предложения. Такой текст технически получится уникальным, но пользы читателям от него будет немного, ведь содержание статьи полностью повторяет текст, который уже был где-то опубликован.
Поэтому наиболее распространенным методом является совмещение этих двух способов: на основе материалов из нескольких источников в сочетании с собственными мыслями по теме пишется уникальный авторский текст.
В начале работы над статьей автор должен обдумать идею текста, четко понять его цель. Можно написать статью на основе своих интересов, но не факт, что такой текст заинтересует посетителей сайта. Статья должна решать проблему читателей или сообщать им что-то новое, поэтому семантика чаще основывается на информационных запросах пользователей, собранных с помощью поисковиков Яндекс, Google или таких сервисов, как Яндекс.Wordstat.
При написании статей на заказ обязательно составляется техническое задание (ТЗ) – документ, где прописывается тематика текста, для какой аудитории он будет написан, его объем в символах без пробелов, стиль подачи и т.д. Дается список ключевых слов, которые нужно вставить в текст, указывается желаемый процент уникальности, сервис проверки (мы поговорим об этом ниже) и другие технические показатели. Также определяется срок исполнения. Хорошо, если заказчик добавит в техническое задание ссылку на пример статьи, которая ему нравится. Так вам будет понятнее, чего от вас ожидают.
Но даже если вы пишете для себя, например, статью в блог, ТЗ не будет лишним. При его составлении вы лучше поймете, какой текст хотите написать.
Порядок работы над статьей
Качественная статья должна быть интересной. Но интересность – субъективное понятие, можете возразить вы, и будете правы! Один и тот же текст не может быть одинаково полезен для подростка и пенсионера или для новичка в какой-то области и профессионала.
Отсюда вытекает один из основных принципов написания статей. В самом начале работы вы должны определить целевую аудиторию, то есть учесть пол, возраст и уровень знаний в нужной сфере у своих читателей, а также их проблемы и интересы. Хороший материал не может быть написан «для всех». Для всех – это значит, ни для кого. Именно от целевой аудитории будет зависеть стилистика написания и глубина проработки темы.
Следующий шаг – сбор информации. Прежде чем садиться писать статью, необходимо собрать данные и проанализировать их. Используйте для поиска данных только достоверные источники: авторитетные онлайн-издания, официальные документы, тематические интернет-сервисы и блоги. Желательно указывать в тексте подтвержденные факты.
Если вы собираетесь написать объемный текст, лучше заранее составить план. Автор должен определиться со структурой статьи: понять, из каких разделов она будет состоять, каков будет их примерный размер и в каком порядке они должны следовать. Каждый из разделов должен отвечать на один конкретный поставленный вопрос и подробно раскрывать его.
Затем следует сам процесс написания, после чего необходимо отредактировать статью и проверить ее на соответствие требованиям, изложенным в техническом задании. Далее мы рассмотрим эти темы подробнее.
Правила написания статей
Если вы начинающий автор, выбирайте только те темы, в которых хорошо разбираетесь. Не пытайтесь раскрыть в одной статье несколько разных тем. Старайтесь излагать свои мысли простым языком.
Не пишите длинных абзацев – максимум 500–600 символов, следите за ритмом текста – чередуйте простые короткие и длинные сложные предложения. Откажитесь от использования штампов и клише, например, «как всем известно» или «имеет место быть». Избегайте повторов одинаковых слов в одном абзаце.
Разделяйте блоки текста по смыслу и используйте для каждого из них подзаголовки. При написании статьи-инструкции перечисляйте все действия одно за другим в порядке их выполнения. Если это статья-подборка, смысловые текстовые блоки обычно можно располагать в произвольном порядке.
Оптимальным размером статьи для сайта считается 5–10 тысяч знаков. Если вы пишете публикацию в Яндекс.Дзен достаточно 2–3 тысяч символов.
Структура статьи
Любая статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Заголовок и первые строки имеют наиважнейшее значение.
Заголовок
Цель заголовка – привлечение внимания читателей. Прочитав заголовок, посетитель должен понять, о чем пойдет речь в статье, заинтересоваться темой и незамедлительно приступить к прочтению первого абзаца. Заголовок должен быть недлинным, простым и понятным. Чтобы сделать его более цепляющим, можно использовать один из таких элементов, как:
Также для привлечения определенной группы читателей можно указывать в заголовке сферу интересов целевой аудитории, упоминать хобби, использовать специальные термины. К примеру, интернет-маркетолога наверняка заинтересует статья «Как повысить CTR объявления?», тогда как люди, которые не в теме, не обратят на нее внимания.
Для оптимизации и продвижения статьи в поисковых системах в ее название обязательно должны входить основные ключевые слова или фразы.
Введение
Итак, заголовок побудил читателя открыть статью. Что дальше? Чтобы посетитель вашего сайта захотел дочитать статью до конца, у нее должно быть увлекающее начало.
Первый абзац текста называют лид-абзацем (от английского слова «lead» – «вести», «приводить»). В лиде нужно дать читателю ответ на вопрос «Зачем мне читать эту статью?» В этом коротком введении можно задать вопрос по теме, например, «Хотите научиться писать статьи?», и далее раскрыть выгоды от прочтения, дать понять, что читатель найдет ответы на него в статье.
Чтобы вызвать интерес читателя, попробуйте начать статью с какого-нибудь необычного факта или расскажите историю. Хорошо работают примеры из жизни. Читателям нравится, когда автор делится личным опытом. Также можно начать статью с какой-нибудь цитаты, имеющей отношение к теме.
Основная часть
В основной части автор отвечает на запрос читателя, с которым тот пришел на сайт. Разбивайте текст на небольшие разделы по 3-5 абзацев. Ко всем разделам придумайте информативные подзаголовки – они подскажут читателю, чему посвящен каждый блок. Вписывайте ключевые слова в подзаголовки и равномерно распределяйте по тексту.
Для иллюстрации написанного подберите подходящие фотографии, добавьте графику, таблицы. Такие элементы привлекают внимание читателей, делают прочтение более интересным.
Используйте маркированные и нумерованные списки, они бросаются в глаза, дополнительно структурируют текст, их легко читать.
Чтобы обратить внимание читателя на какой-то важный момент, можно оформить абзац как цитату. Для выделения отдельных слов и предложений внутри абзаца форматируйте текст полужирным начертанием или курсивом. Причем однотипные элементы в статье должны быть выделены одинаково. Однако тут важно не переусердствовать – если выделений слишком много, это затруднит чтение.
Чтобы повествование было логичным и легким для восприятия, в одном абзаце должна раскрываться только одна мысль. Не нужно пытаться охватить необъятное в нескольких предложениях. Также следите за тем, чтобы каждое последующее предложение являлось логическим продолжением предыдущего.
Заключительная часть текста
Осталось разобраться, что писать в заключении. В финале статьи вы можете завершить мысль, которую озвучили во введении, тезисно повторить главные мысли, напомнить читателю о самых важных моментах. Попробуйте подтолкнуть читателя к использованию полученной информации, дайте дополнительные инструкции, подскажите дальнейшие действия. Можно пожелать посетителю успеха и предложить поделиться статьей в социальных сетях.
Имейте в виду, что совсем не обязательно писать статью последовательно, вы можете начать с того смыслового блока, с которого вам удобно.
Редактирование текста
Мы разобрались, как написать статью. Но это только половина дела! Перед публикацией ее необходимо проверить на ошибки и опечатки. Лучше приступать к редактуре не сразу. Желательно, если позволяет время, отложить статью на день или хотя бы на несколько часов, а затем перечитать заново и внести необходимые изменения. Такая передышка позволит посмотреть на свой текст свежим, незамыленным процессом творчества взглядом.
Даже если ваша грамотность на высоте, при малейших сомнениях сверяйтесь со словарями и справочниками по русскому языку. Например, когда мне при проверке работ нужно что-то уточнить, я обращаюсь к сайту Грамота.ру.
Те, кто не в ладах с грамматикой и орфографией, могут воспользоваться различными онлайн-сервисами для проверки текста на ошибки. Наилучшее качество демонстрирует сервис «Орфограммка», но за его использование придется заплатить.
В процессе проверки статьи следует обращать внимание не только на ошибки. Возможно, при повторном прочтении вам захочется осветить какой-то момент более подробно или, напротив, вы заметите в тексте что-то лишнее. На этом этапе еще раз оцените структуру материала – разбивку на абзацы, представление перечислений в виде списков.
Проверка уникальности и SEO-анализ текста
Позиция сайта, на котором будет размещена ваша статья, в поисковой выдаче зависит от уникальности текста, а также таких параметров, как водность и заспамленность. Поэтому значение поисковой оптимизации (SEO) нельзя недооценивать.
Уникальность
Уникальность текста проверяется с помощью специальных сервисов, например, Text.ru. Этот сервис удобен тем, что позволяет бесплатно и без регистрации проверить тексты любого объема прямо на сайте. Скачивать и устанавливать какие-либо программы не требуется. К тому же Text.ru предлагает бесплатную проверку орфографии.
Сервис проверки уникальности сравнивает ваш текст с другими статьями, опубликованными в интернете. Если вы написали оригинальный текст без использования сторонних источников или глубоко переработали материал из них, процент уникальности может равняться 100%. Однако чаще всего даже в полностью авторском тексте имеются отдельные словосочетания, которые встречаются на различных веб-ресурсах. Это снижает процент.
Сервис выделяет неуникальные фразы цветом. Чтобы сделать текст более уникальным, замените отдельные слова в этих фрагментах синонимами, перефразируйте предложения и проверьте статью повторно.
Для хорошей индексации сайта в поисковых системах уникальность текстов должна быть не ниже 90-95%. В отдельных случаях, к примеру, для узкоспециализированных текстов, содержащих профессиональные термины, которые нельзя заменить, допускается уникальность от 85%.
Водность
Чтобы пользователь, прочитав статью, получил ответы на свои вопросы, в тексте должно быть много конкретики и минимум слов и фраз, не несущих смысловой нагрузки. Бессмысленные статьи, полные «воды», посетитель не станет дочитывать до конца, что негативно повлияет на продвижение сайта в поисковиках.
Сервис Text.ru также производит проверку на водность и подсвечивает стоп-слова: местоимения, вводные конструкции, фразеологизмы и т.д. Небольшое содержание «воды» в тексте, в пределах 15-20%, является естественным показателем. Чтобы снизить водность текста, уберите из него часть подсвеченных слов, которые не влияют на смысл написанного, или замените их.
Заспамленность
Заспамленность (в некоторых сервисах используется термин «тошнота») – это процент часто повторяющихся в статье слов или фраз. При написании текстов необходимо следить за количеством поисковых ключевых слов, так как при наличии переспама статья понижается в выдаче.
Содержание спама выражается в процентах. Чем больше в статье ключевых слов, тем выше ее заспамленность. На сайте Text.ru значение до 30% считается естественным содержанием ключевиков, от 30% до 60% расценивается как оптимизированный текст, а процент выше 60% – это заспамленный ключевыми словами текст. Для уменьшения заспамленности замените либо удалите выделенные сервисом слова.
Заключение
Мы разобрались, как писать качественные, интересные и оптимизированные статьи. Всю работу можно разделить на семь этапов:
Поздравляю! Вы закончили работу над статьей и можете смело публиковать ее в интернете.