Как написать сценарий для видеоролика: инструкция в три шага
Алексей Банников, генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру», написал простую и понятную инструкцию для блога Нетологии о том, как в три шага создавать сценарии для видеороликов.
Генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру»
Чтобы грамотно и качественно снять коммерческий ролик, вовсе не обязательно обрывать телефон «Мосфильма» или выписывать дорогого режиссёра. Сейчас всё от начала до конца можно сделать самому.
курс
Видеомаркетинг: от идеи до продвижения видео
В нашей компании мы давно и успешно развиваем собственный YouTube-канал. Сейчас у канала 40 000 подписчиков, более 2 миллионов просмотров и сотни увлекательных роликов. И ни одно видео не обходится без сценария. Мы готовы поделиться опытом написания сценария для видео.
Какие бывают видео
В сфере бизнеса мы чаще всего встречаем несколько типов различных видеороликов.
1. Реклама. Отдельно рекламные видео вряд ли смотрит кто-то кроме профессионалов данной области, но правильно снятый ролик вполне может стать предметом популярного искусства и привлечь аудиторию исключительно за счёт качества.
Пример рекламы Фотосклад.ру
2. Вирусный ролик. Видео, которое за несколько дней успевает облететь весь интернет. Снять такой ролик — это и талант, и везение.
Небольшое объяснение, как снять вирусный ролик
3. Экспертное мнение. Такие видео пользуются популярностью у определённого круга зрителей. Они отлично исполняют роль имиджевых видео и, что особенно важно, несут информативную функцию.
Пример экспертного мнения: гайд по travel-фотографии
4. Отзыв о продукте или компании. Отзыв или обзор всегда интересен и потенциальным клиентам компании, и покупателям продукта и просто тем, кто следит за индустрией. Пример: здесь была реклама товара, который продаёт наш магазин.
Известная персона + качественный продукт = секрет успеха
В создании видеоролика есть одно очень важное правило — всегда опираться на сценарий. Это касается всех вышеперечисленных типов видео, даже тех, где подразумевается свободная речь. Но подробнее об этом мы расскажем немного позже, а сначала давайте обсудим три этапа, которые проходит сценарий.
Идея нужна любому ролику. Что вы хотите с его помощью сказать, что показать, а о чём умолчать. Идея заключает в себе концепцию, на которую будет опираться все видео.
Если это реклама — идеей становится продукт, если экспертное мнение — тема разговора. А вот с вирусным роликом дела обстоят сложнее — его идея в том, что зацепит зрителя и заставит его поделиться видео с друзьями. Это может быть тема, которая затронет большинство, нечто популярное или смешное. А вот ваша компания или продукт как раз не должны становиться краеугольным камнем.
Практически все идеи мы придумываем сами, за редким исключением прибегая к помощи фрилансеров. В нашем отделе нет проблем с идеями, каждый день мы обсуждаем тренды и какие-то концепции, которые возможно реализовать на своей площадке.
Написание сценария
После того как мы определились с идеей, самое время переходить к сценарию. Здесь работа предстоит непростая: во-первых, определитесь, собираетесь ли вы строго следовать сценарию или же говорить неформально.
В рекламном или вирусном ролике у вас должен быть чётко расписанный сценарий. Если есть персонажи, то вы должны указать их описание или характерную черту. Кроме того, в таком сценарии описывается окружение и настроение кадра. По сути, их можно сравнить со сценариями к фильмам, поскольку их продумывание и написание — это комплексная и серьёзная задача. Мы пользуемся именно такой схемой при съёмке рекламы конкурсов, розыгрышей и мероприятий.
Чтобы текст было проще запомнить, а монтировать видео было легче, поделите его на смысловые части. Между этими частями можно будет резать видео, кроме того, можно будет делать дубли и выбирать наиболее удачный. Но детальнее мы опишем это в следующем пункте.
Если в видео предполагается свободный текст, то всё равно потребуется мини-сценарий. Вам совершенно точно понадобится чек-лист: список тем, которые необходимо упомянуть. Не забывайте, что даже профессионалы иногда запинаются и задумываются. Видео необязательно должно быть идеальным, но говорящему необходимо продумывать предложения заранее, чтобы не путаться в словах-паразитах. Текст не должен выглядеть заученным, говорить нужно на одном языке с вашим зрителем.
Раскадровка
Когда сценарий готов, лучший способ отредактировать его — несколько раз прочитать вслух. Все слова и фразы, которые вам неудобно произносить можно смело убирать или перерабатывать. Например, в обилии шипящих звуков или одинаковых букв очень легко запутаться и оговориться. Чтобы этого избежать, нужно прогонять сценарий именно вслух.
Этот же метод очень хорошо подходит для того, чтобы сразу понять длину видео: зачитайте отредактированный текст, замерив время секундомером. Хотя бы примерно, но вы будете знать хронометраж вашего ролика.
Ещё один полезный совет, который мы не раз пробовали на практике — адаптировать сценарий под говорящего. Старайтесь использовать слова, характерные для героя видео, так ему будет гораздо проще донести информацию.
И конечно, после этого, самое время переходить к раскадровке — если видео имеет сюжет или несколько локаций, придётся немного поработать режиссёром. Продумайте, какие предметы понадобятся, какой антураж и интерьер подойдёт лучше всего и как именно должен выглядеть кадр. Здесь поработать придётся и сценаристу, и оператору. У последнего глаз на такие вещи должен быть намётан, поэтому стоит прислушиваться к его советам.
Если вы сделали всё правильно, то к началу съёмок у вас получится несколько листов с напечатанным сценарием, и массой пометок. Не стоит пугаться, именно так обычно и выглядит набросок, который становится в итоге отличным видеороликом. Главное, пожалуй, разобраться в собственных записях.
Чеклист: как снимать видео для бизнеса
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру»
Как написать сценарий продающего видеоролика-трейлера
Если вы собрались самостоятельно делать рекламный видеоролик-трейлер для своей программы или сервиса — этот пост подскажет вам один из возможных путей создания продающего сценария.
Информация в данной статье является экстрактом нашего опыта, накопленного за несколько лет производства рекламных видеороликов в Alconost. Мы видим сценарии продающего видео именно так и надеемся, что эти знания могут быть полезны и вам.
Итак, вам нужен сценарий для ролика-трейлера, который за пару минут рассказал бы зрителю о продукте, при этом не утомил и в итоге помог принять правильное решение — скачать пробную версию, зарегистрироваться в системе, заполнить форму предварительного заказа (нужное подчеркнуть).
Содержание
Для начала осмыслите и сформулируйте проблему, за решением которой пользователь придет к вам. В своем ролике вы должны продавать решение проблемы зрителя. Весь ролик должен быть построен вокруг проблемы и показа ее решения. Никому не интересно знать, какие фичи есть у вашего продукта или почему он уникальнее, чем стопиццот других таки же уникальных продуктов. Вам необходимо показать зрителю, что ЕГО ПРОБЛЕМА решается ВОТ ЭТИМ способом с помощью ВОТ ЭТОГО инструмента. Все что останется сделать зрителю — это подойти и взять этот инструмент.
Резюме: концентрируйтесь на решении проблемы и бенефитах, а не на фичах. Продавайте дырку в стене, а не дрель.
Форма
Когда вам стало ясно, ЧТО говорить зрителю, настал момент определиться с тем, КАК это говорить.
Мы рекомендуем разбить сценарий на пять логических последовательных блоков: Фиксация — Отвлечение — Команда — Уход — Стоп (сокращенно — ФОКУС, название взято из НЛП).
Рассмотрим подробно каждый из этих этапов.
Фиксация
Начало ролика. Захватите и зафиксируйте внимание зрителя в первые пять секунд ролика. Лучше всего для этого подойдет команда типа “Реши %ИМЯ_ПРОБЛЕМЫ% %КАК% с помощью %ИМЯ_ПРОДУКТА%”.
Если проблема действительно волнует зрителя — он останется с вами и посмотрит еще как минимум следующих двадцать секунд ролика.
Отвлечение
Гуру НЛП учат: “отвлеките сознание, и бессознательное останется открытым к вашим командам”. Если после фиксации внимания преподнести зрителю какой-нибудь трюизм (факт, не вызывающий возражений), то уровень доверия к ролику вырастет.
После этого необходимо закрепить интерес зрителя и подробно описать проблему, за решением которой он к вам пришел.
Альтернативный вариант — можно показать идеальный образ того, чем мог бы обладать зритель.
Команда
Когда зритель уже понял, что описываемая проблема совпадает с его проблемой, самое время подсказать ему решение, которое заключается в %ИМЯ_ПРОДУКТА%
Красивый логотип, пара строк текста, говорящих, что делает продукт — вот то, что нужно для этого этапа. Теперь зритель знает, что его проблема может быть решена, и нам остается только показать, как именно. Для этого обычно используются скринкасты, показывающие конкретные действия пользователя. Важно: все действия должны быть максимально просты и понятны. Если у вас в продукте есть шаг, где надо сделать стопиццот кликов мышью — постарайтесь обойти его, не акцентируйте на нем внимание. Важно: путь к решению проблемы должен быть коротким (3-4 шага) и однозначным.
Продающий ролик — это не туториал, здесь не должно быть долгих объяснений, как именно пользоваться продуктом.
Все, зритель ваш: он уже знает, что делать, чтобы его проблема оказалась решенной. Давайте мы немного отвлечем его, дадим чуть-чуть отдохнуть, сделаем небольшую эмоциональную паузу. Здесь необходимо рассказать о фичах продукта, о всяких полезных (круто, если еще и бесплатных!) ништячках, предлагаемых продуктом.
Чтобы сделать трамплин перед мотивирующим финалом, не забудьте резюмировать решение проблемы и рассказать зрителю о бенефитах, получаемых от использования продукта: Таким образом, %ИМЯ_ПРОДУКТА% не только поможет вам решить %ИМЯ_ПРОБЛЕМЫ%, но и позволит %БЕНЕФИТ1%, %БЕНЕФИТ2%, %БЕНЕФИТ3%.
Последние секунды ролика должны призвать пользователя сделать нужное вам действие: посетить сайт, скачать триальную версию, купить продукт, зарегистрироваться в системе, написать письмо, заполнить форму заказа, связаться с менеджером и т.п.
Все, сценарий готов. Остается только снять по нему классный ролик, который принесет вам тонны посещений, скачиваний, регистраций и далее по списку 😉
Напоследок хочу сказать: концентрируйтесь, не распыляйтесь. Одна проблема — одно решение проблемы — один ролик. Если ваш продукт решает несколько проблем — делайте несколько роликов. Ведь лучше иметь несколько продающих роликов, чем один не продающий.
Спасибо за внимание!
Alconost занимается локализацией приложений, игр и сайтов на 60 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
Как сделать качественный трейлер к фильму
Работа над созданием качественного трейлера – это вид искусства, который, на самом деле, намного сложнее, чем кажется.
После того, как вы уже потратили сотни часов, работая над фильмом, было бы бессмысленно экономить время на создании трейлера. Из-за того, что очень многое надо брать в расчет, когда работаешь над трейлером: например, музыка является чуть ли не основной составляющей трейлера и к ее выбору стоит подходить предельно вдумчиво. Так что, редакция трейлера может быть такой же сложной, как и редакция самого фильма. Если вы хотите узнать чуть больше о том, как можно сделать трейлер фильма, то в этой статье мы дадим вам несколько советов, которые очень пригодятся вам для работы над следующим большим проектом.
Шаг 1: Пересмотрите фильм
Как и с любым видом редактирования, лучшим способом начать работу над трейлером будет пересмотреть фильм целиком. Так вы лучше поймете, с каким материалом вам придется работать. Вы, конечно, можете понять, о чем фильм, просто пройдясь по некоторым сценам, но вы точно пропустите некоторые тонкости, которые бы очень пригодились вам при создании трейлера.
При просмотре мы рекомендуем вам отмечать сцены, которые бы хорошо смотрелись в трейлере, большая часть программ для компьютерного монтажа имеют эту функцию. Мы знаем, что вы провели огромное количество времени, редактируя фильм и уже знаете его наизусть, но лучше пересмотреть его еще раз, сразу перед началом работы над трейлером, но в этот раз в несколько ином ключе – не как редактор, а как зритель. Задайте себе несколько вопросов:
Шаг 2: Выстройте повествование истории
Следующий шаг – определить каким будет структура вашего трейлера, задать то, как ваш трейлер будет рассказывать историю. Трейлеры бывают очень разные: они могут представлять собой простой клип, вырезанный из фильма, как в случае с «Монстро», или пересказывать вступительную часть фильма (все трейлеры 90-х).
Если вспомнить классическую структуру рассказа, то ваш трейлер должен рассказывать о первом и втором акте, лишь слегка намекая на действия в третьем. Зрителям очень не нравится видеть в трейлере кадры из кульминации фильма. Когда вы выдаете концовку, аудитория теряет интерес к фильму. В каком-то смысле, вы отнимаете у них надобность смотреть фильм.
Современные трейлеры обычно состоят из пяти элементов, расположенных в следующей последовательности:
1. Начните со сцены из фильма
Большинство современных трейлеров начинаются с самой интересной сцены из фильма. Цель такого подхода– задать тон, в котором будет вестись повествование в фильме/трейлере. Если сцена достаточно сильная (а она должна быть), ваш зритель захочет досмотреть трейлер и не переключиться на следующий клип в рекомендациях.
2. Задайте контекст
В начале большинства трейлеров, тем или иным способом, задается контекст истории. Вы можете или просто вывести на экран текст, или позволить герою рассказать историю. Чаще всего, самые лучшие кадры для этой цели, с закадровой озвучкой, можно найти в начале фильма. Еще один вариант – нанять профессионального актера озвучивания, но с этим стоит быть осторожным. «В мире, где…» трейлеры уже стали практически пародиями на самих себя.
3. Представьте ваших персонажей
В большинстве современных фильмов нас знакомят с персонажами, используя звуковые фрагменты из фильма. На этом этапе вы представляйте своих персонажей до того, как они перетерпели характерные изменения. Вы же не хотите начать знакоместо в героем со сцены, где Шая ЛаБаф швыряет Оллспарк в Мегатрона? Для начала лучше оставить образ неловкого героя, который никак может в себе разобраться.
4. Кратко перескажите сюжет
В идеале, вам нужно будет рассказать то, о чем будет история, так, чтобы сохранить всю основную интригу.
5. Зацепка, хук
Последней целью вашего трейлера будет заинтриговать вашу аудиторию. Обычно это делается с помощью кинематографического хука. Здесь у вас огромный выбор: это может быть визуально впечатляющий монтаж или смешная строчка из фильма. Все зависит от того, как вам хочется, чтобы ваш трейлер запомнил зритель.
Шаг 3: Выберите стиль вашего трейлера
Основная цель, которую вы скорее всего преследуйте, создавая свой трейлер – это понравиться как можно большей аудитории. В конце концов, именно ваш трейлер дает зрителю понять, смотреть ему фильм или нет. И хотя не все трейлеры можно отнести в эти категории, в основном их все-таки можно разделить на:
Тизеры
Тизер несколько отличается от трейлера. Трейлеры обычно объясняют сюжет с помощью своей структуры, а тизер скорее задаст атмосферу фильма. Тизеры – это обычно клипы из фильмов с легкими переходами, которые предназначены для того, чтобы подогреть интерес аудитории к фильму на этапе пост-продакшена.
Стандартное повествование
Как было сказано выше, стандартным трейлером считается трейлер, который включает в себя следующие части: вступительная сцена, обозначение контекста, введение персонажей, пересказ сюжета и небольшая зацепка.
Музыкальный трейлер
Хорошая музыка в трейлере – это необходимость. Но иногда, музыка не просто служит фоном, а задает атмосферу трейлера и к подбору подобной музыки, конечно, стоит подходить с особой осторожностью.
Сложное повествование
Не все трейлеры имеют классическую структуру повествования. В конце концов, трейлер – это способ заманить зрителя в кинотеатр. Иногда стандартная модель повествования просто не подходит и тогда приходиться думать над чем-то более сложным. Но в этом нет ничего страшного – просто помните, что перед началом создания подобного трейлера обязательно нужно заранее намечать план.
Некоторые редакторы предпочитают пропустить все вышеперечисленные шаги. Вместо этого они сразу подбирают запоминающуюся музыку и лишь после под нее делают нарезки из фильма. Это стратегия, конечно, не самая удачная, и поэтому результат от подобной работы редко бывает качественным. Музыку стоит подбирать уже после того, как вы уже разобрались со структурой для своего трейлера.
Шаг 4: Подберите музыку
Подбор правильной музыки – это очень важный этап в работе над трейлером. Скорее всего, когда вы дойдете до этого этапа, вы уже будете иметь примерное представление о том, какую музыку добавить в трейлер. Но даже если у вас к этому времени все равно не будет идей – не расстраивайтесь: пересмотрите трейлеры, которые вам нравятся и попытайтесь понять, какая музыка подойдет вашей истории.
Бонус: Используйте подходящую графику
В первую очередь графика трейлера должна соответствовать фильму и дополнять его. Зрелищность – это, конечно, отлично, но хорошая графика – необязательно самая сложная. Например, графика из фильма «Звёздные войны: Пробуждение Силы» – максимально минималистична: в трейлере волнение нарастает вместе с тем, как на экране просто появляются знакомые буквы.
Или вот графика из «Трансформеров»: она полностью состоит из сложных, движущихся частей, которые создают соответствующее фильму настроение. Такая графика отлично подходит именно этому фильму.
Вы можете использовать что-то похожее и для своего трейлера. Серьезно подумайте над тем, какая графика вызовет наибольший интерес к вашему фильму.
Как должен выглядеть сценарий видеоролика?
Неправильный сценарий
Самая частая ошибка — представление сценария в виде таблицы или, еще хуже, монолитного текста.
Такой сценарий очень сложно понять любому профессиональному режиссёру и оператору-постановщику. На первый взгляд, всё кажется идеальным. «По полочкам» разложены кадры и их аудиосопровождение. Но на практике соответствовать такому раскладу не получается. Либо продолжительность кадров превышает продолжительность озвучки, либо наоборот. Возникает путаница. Кроме того, невозможно нормально определить хронометраж ролика
Пример сценария, оформленного в таблице
Вторая распространенная ошибка — «богатые», но бессмысленные описания.
Такие описания с прилагательными, сравнениями, причастными и деепричастными оборотами хороши в художественной литературе, но не в сценарии. Они не несут смысла, потому что их просто невозможно снять. Кроме того, характеристики того или иного явления, описанного в сценарии — это уже прерогатива режиссёра. Действия в сценарии должны быть преимущественно отображены связкой существительного с глаголом. Любые примечания должны быть отделены от блока с действием.
Эти ошибки можно встретить как в сценариях, написанных представителями компаний-заказчиков, так и в сценариях некоторых видеопродакшн-студий. Но если для заказчиков это простительно, то для студий это полный провал. Если студия предложила вам сценарий с подобными ошибками, обдумайте, стоит ли продолжать сотрудничество.
Правильный сценарий
В мире кинематографа уже очень давно существуют строгие правила касательно сценариев, по которым работают все профессионалы индустрии. И эти правила касаются не только кино. Грамотные сценаристы видеопродакшн-студий точно так же используют эти правила в своей работе.
Пример сценария, оформленного в программе КИТ Сценарист
Правильный сценарий будет написан на листе А4 шрифтом Courier New, либо Courier Prime 12-го размера. Каждый структурный элемент в сценарии имеет свой тип оформления. Каждая сцена открывается под собственным порядковым номером. Обозначается тип локации (интерьер/экстерьер), название локации и время суток (утро, день, вечер, ночь). Под открытием сцены располагается короткое описание действия — того, что происходит в сцене. Без лишних прилагательных, сравнений, описаний. Имена персонажей выделяются заглавными буквами. Прямая речь персонажа располагается по центру под непосредственным действием. Примечания выделяются отдельной строкой заглавными буквами. Ремарки — под именами персонажей, в скобках.
Этих нюансов достаточно много, но зато они позволяют емко, точно и лаконично перевести идею в текст, который идеально реализуется на съёмочной площадке и постпродакшене. Кроме того, правильно оформленный сценарий позволяет приблизительно оценить и хронометраж. Одна страница сценария обычно соответствует одной минуте экранного времени.
Итоги
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш блог и паблики в социальных сетях. По вопросам сотрудничества пишите на почту 🙂
Как сделать трейлер
Как-то я решил в социальной сети прокомментировать одну статью про трейлеры, но потом комментариев стало так много, что я выделил их в самостоятельную часть.
(Далее все цитаты даны из статьи на Cinemotion «Эффективный трейлер: как с помощью двухминутного ролика заработать миллионы»)
«Для того, чтобы двухминутный видеоролик мотивировал человека прийти посмотреть целый фильм, он должен иметь трехактную структуру, собственно как и практически все полноценные фильмы. В первом акте трейлера необходимо показать идею фильма и представить героя, во втором — дать краткое представление о сюжете и проблемах героя, наконец, в третьем нужно акцентировать внимание на главной информации — дате релиза и создателях картины».
Тут я бы хотел сделать поправку – структура ролика сильно отличается от структуры фильма.
Первый акт – это форсированный ввод в ситуацию и задание характеров. Иногда первый акт включает в себя ещё и первый поворотный пункт.
Фактически, структура трейлера здесь повторяет структуру фильма, но только в очень сжатом виде.
Со вторым актом всё гораздо сложнее.
В трейлере можно лишь задать вопрос, но давать на него ответ нельзя – иначе разрушишь интригу. Таким образом развить полноценный второй акт не получается. Его обязательно надо обрезать, чтобы подвесить вопрос в воздухе или как-то перевернуть с ног на голову.
С пэкшотом же в трейлере вообще всегда возникает проблема. Как показывает практика, зритель очень плохо воспринимает эту информацию – время и дату.
Люди вообще не любят какую-то абстрактную информацию, выраженную с помощью цифр.
Складывается парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что эта часть является самой важной, но в то же время самой неэффективной.
Стараясь сэкономить время для эффектных планов и ярких слов, все производители роликов стремятся сократить пэкшот, сделав его короче. Диктор торопливо тараторит, а графика яростно мельтешит. Таким образом, авторы ролика делают пэкшот ещё менее понятным и информативным.
Для выхода из этого тупика многие западные каналы вообще отказались от указания времени. Вместо этого они употребляют слова «далее», «потом», «затем».
«Всего же, согласно исследованиям американских ученых, наибольшее влияние на зрителя имеют следующие элементы трейлера: определение жанра, внятная история, качественное изображение, знакомые имена создателей, захватывающий закадровый текст и музыка за кадром.»
Жанр – ахиллесова пята отечественного кино. Киношникам никак не удаётся выдержать жанровую чистоту и это всегда отражается на сборах.
Телевизионщики обращаются с жанрами более умело, как при создания контента, так и при его продаже (рекламе). Очевидно, сказывается больший опыт и тесный производственный контакт с продукцией, произведённой по западным стандартам.
Заявление жанра – важнейшая функция трейлера. Пожалуй, её можно назвать самой важной его функцией.
Смешивать в кашу историю, жанр, имена создателей и текст, я считаю, крайне некорректно.
Очевидно «американские учёные» плохо себе представляли мир трейлеров и технологию их производства. Уверен, что те, кто профессионально делает трейлеры, никогда такой ошибки не допустили бы.
Что ещё хуже, неправильная расстановка приоритетов и акцентов может привести к финансовой катастрофе.
В любом произведении можно выделить несколько сюжетных линий (историй). Какую из них подавать зрителю в трейлере – решает маркетолог.
То же самое относится и к изображению. В фильме или сериале много кадров, но в рекламный ролик входит лишь малая их часть. Какая именно? Распространённый простой ответ – самые красивые.
Это будет неправильным ответом. Так отвечают лишь те, кто плохо понимает маркетинг в целом и создание промо в частности.
Приведу два примера из практики.
При продвижении одного фантастического фильма, маркетинговый анализ фильма был произведён неверно. Хотя фильм был сделан в модном фантастическом стиле, его структура и логика были ближе к авторскому кино.
Маркетологами было принято решение пойди по проторенному пути – так, как описано в приводимой цитате.
Использование стандартных приёмов в трейлерах привело лишь к дезориентации зрителя. Первые из посмотревших фильм были настроены крайне негативно. Они не получили того, что им обещали в трейлере, где были и кадры, и история, и имена. Но жанр фильма в трейлере был заявлен неправильно.
Это зрительское разочарование отразилось в первых же отзывах, что и привело к провалу фильма в прокате.
После первых данных о проблеме, команда попыталась исправить положение. Срочно меняли трейлеры и выкидывали оттуда все кадры со спецэффектами, заменяли текст диктора, подавая совсем другую историю. Это, конечно, не спасло фильм, а лишь продемонстрировало простой факт – можно и нужно было действовать иначе с самого начала.
В другом случае, оперативная корректировка принесла свои плоды, но там был сериал, а не фильм.
Однако ошибка была сделана та же.
Сериал был про спорт. Дальше этого примитивного факта размышления маркетологов не зашли.
Стали продавать спорт, ведь все красивые планы были из спорта – всё дорого, замедленно и под пафосную музыку. История тоже складывалась идеально – борьба, мужество, сила.
Всё было бы замечательно, если бы зрители канала любили спорт. Но спорт, просто как явление, продаётся плохо. Продаются какие-то знаковые спортивные события – Олимпиада, Чемпионат мира по футболу и тому подобное. В общем-то, все об этом знают. Но соблазн простых стандартных решений вынудил команду работать по привычной схеме.
В итоге старт сериала провалился так, как руководители канала не могли себе представить даже в самом страшном сне.
Самое обидное, что для российского рынка, сериал был неплохой. Канал вложил в него кучу денег и рассчитывал, что он станет хитом сезона.
Именно поэтому сериал сразу не сняли с эфира, а срочно стали корректировать рекламную стратегию.
Выяснилось, что сериал не про спорт, а про любовь.
Все дорогие планы были из роликов выкинуты. На всё, связанное со спортом, был наложен строжайший запрет. Спорт в трейлерах больше не упоминался даже в намёках.
Жанр был радикально сменён со «спортивной драмы» на «молодёжную мелодраму».
Через две недели это дало эффект – сериал выправился и его рейтинги поднялись выше средней доли канала.
Исследование, проведенное специалистами Innerscope Research, показало, что бокс-офис фильма напрямую зависит от эмоциональности трейлера и реакции на него зрителей: чем она интенсивнее, тем больше вероятность, что фильм будет успешным в прокате.
Измеряя чисто физиологическую реакцию зрителей при просмотре трейлера легко сделать неверные выводы. Судя по всем, это и было сделано.
Главная задача трейлера – побудить зрителя посмотреть фильм, а не вызвать эмоцию. Об этом нельзя забывать. Эмоция может быть разной, но результат, по которому оценивают работу маркетолога – один.
На одном крупном украинском канале производили интересный эксперимент, который был посложнее приводимого в статье.
Там было два информационных канала. Один, как и у Innerscope Research, выдавал данные о физиологической эмоциональной реакции, а вот второй показывал осознанную зрительскую оценку происходящему на экране. Зритель держал в руках датчик с ручкой, которую он мог крутить влево и вправо, показывая своё отношение к тому, что он видит.
Всё это явно нуждается в дополнительных исследованиях, но ясно одно – не всякая эмоция одинаково полезная. Конечно, отрицательными эмоциями тоже можно держать рейтинги.
Многие так и делают, но всему есть предел, да и ситуации бывают разные.
Проще говоря, известно, что в одном популярном реалити-шоу самый высокий рейтинг у серии будет, если в рекламном ролике к ней вы покажете драку.
А если на том же канале в ролике кого-то, например, расчленят, то вы получите максимально возможный эмоциональный отклик у любой средней телезрительницы. Однако, как показывает практика, эта зрительница не будет смотреть фильм или передачу.
Еще одно наблюдение психологов — зритель наиболее остро реагирует на то, что показывается в самом начале и конце трейлера, поэтому психологи рекомендуют вставлять самые яркие сцены фильма в начале и финале ролика.
Я писал уже об этом в отдельной статье, но и здесь тоже упоминал, что драматическая структура рекламного ролика разваливается по краям. Говорить о классическом делении на три драматургических акта тут некорректно.
Дело тут не в ярких сценах, в самой структуре восприятия зрителем такой формы визуального произведения.
Я подробно описывал этот процесс в других статьях, а здесь хотел бы привести лишь один практический пример.
На одном крупном телевизионном канале каждую неделю проводились общие собрания, где весь отдел смотрел ролики и обсуждал все их недостатки.
Естественно, говорил, в основном, шеф. Шеф был очень опытным телевизионщиком и роликам часто доставалось по полной. Нескольких людей даже уволили после таких собраний.
Конечно, коллектив очень не любил эту процедуру и любыми способами старался её избежать.
Но всеми постепенно была подмечена одна закономерность – если в конце ролика стоял какой-то смешной кадр, то шеф забывал о тех недостатках, которые были у ролика в начале.
Сотрудники стали вовсю этим пользоваться. Стали ставить каких-то смешных собачек, детей или пингвинчиков даже после пэкшота. И это работало!
Вот прошёл весь ролик – шеф хмурится и хочет сказать какую-то гадость, но, хлоп – смешная собачка! Кто против смешных собачек? Правильно – никто! Нахалтуривший сотрудник спасён.
Если уж искушённый профессионал попался на эту уловку, то что уж говорить о простых зрителях.
По мнению психологов, большое значение в восприятии трейлера играет то, в каком настроении он его смотрит. Так, согласно их исследованиям, мужчинам нравится смотреть трейлер, снятый в противоположном настроении тому, в котором он пребывает. То есть если мужчина серьезен, ему нравится смотреть комедийные трейлеры. У женщин ситуация обратная: им нравится смотреть трейлеры, которые совпадают по настроению с ее внутренним состоянием. То есть грустная женщина получит большее удовольствие от просмотра драматического ролика.
Тут нечего добавить и я бы просто напомнил банальную истину, что даже самый простой утилитарный ролик, единственная цель которого продать фильм – произведение искусства, которое выполняет целый ряд других задач. Производители ролика не должны забывать, что зритель воспринимает ролик не как техническую информацию. Зритель нуждается в чём-то большем, нежели простое перечисление характеристик фильма и показ самых красивых планов под громкую музыку.
Видеомонтаж
613 постов 4.8K подписчика
Правила сообщества
Критикуй, мамкин оператор.
Классика жанра: «Как создать трейлер мирового уровня»
https://youtu.be/GJo6cXyWXVk
Фильм провалился, потому что трейлер хреновый
Для меня типичной реакцией после трейлера является мысль «Неужели на свете есть люди, которых такой набор кадров может заинтересовать?»
Лайк если не стал читать Длиннопост
Второй трейлер фильма «Анчартед: На картах не значится»
Компания Sony Pictures официально опубликовала в сети второй трейлер фильма во вселенной Uncharted, главные роли в котором сыграли Том Холланд и Марк Уолберг.
Режиссером «Анчартеда» выступил Рубен Фляйшер, снявший «Венома» и две части «Зомбилэнда». Помимо Холланда и Уолберга, в ленте также сыграли София Тейлор Али («Анатомия страсти»), Тати Габриэль («Тарантула») и Антонио Бандерас («Интервью с вампиром», «Отчаянный»).
Фильм выступит приквелом к серии игр и расскажет о становлении юного Дрейка.
В центре сюжета история о том, как из соперников Нейтан Дрейк (Холланд) и Виктор «Салли» Салливан (Уолберг) превратились в верных союзников и искателей приключений. Вместе им предстоит приоткрыть завесу над одной из величайших тайн в истории.
Премьера картины на территории России состоится 18 февраля 2022 года.
Трейлер фильма «Смерть на Ниле» / «Death on the Nile»
Кеннет Брана снова перевоплощается в знаменитого детектива Эркюля Пуаро, экранизируя очередной шедевр Агаты Кристи о приключениях бельгийского сыщика. На этот раз необходимость расследовать загадочное убийство, отвлекаясь от собственного отдыха, настигает Пуаро на борту роскошного круизного парохода, следующего вдоль по Нилу.
Премьера 10 февраля 2022 года.
Новый трейлер Матрица 4
Вышел второй полноценный трейлер фильма «Матрица: Воскрешение», где показали больше сюжетных подробностей.
В кино уже через 10 дней – 16 декабря
Трейлер постапокалиптического фильма «Антитела» с Джоном Малковичем
Глобальная пандемия затронула все человечество. В противостоянии оказываются главарь банды, желающий заполучить девушку с иммунитетом к вирусу, и вставший на ее защиту агент ФБР.
Премьера 6 января 2022.
Трейлер фильма Рэй Донован
Showtime возродит шоу в виде полнометражного фильма, который должен будет закрыть все сюжетные линии, оставшиеся незавершёнными в конце 7 сезона.
Фильм начнется с того места, где закончился седьмой сезон. Выход фильма состоится 14 января на SHOWTIME.
Трейлер фильма»Вальдо» с участием Мэла Гибсона и Чарли Ханнэма
ывший детектив полиции Лос-Анджелеса Чарли Уолдо поселился в лесу и ведёт простую жизнь. Однако в какой-то момент он вынужден вернуться к работе, стать частным сыщиком и расследовать убийство супруги эксцентричной звезды.
Ответ на пост «Сандра Буллок в фильме «Непрощённая» о женщине, выходящей из тюрьмы после двадцати лет заключения»
Выйдя на свободу, Рут попытается искупить свою вину и найти свою сестру, которая на момент преступления была еще ребенком. Однако общество отказывается простить женщину за совершенное ей убийство и дать ей шанс на новую жизнь.
Помимо Баллок, в «Непрощенной» снялись Виола Дэвис, Винсент Д’Онофрио, Джон Бернтал, Ричард Томас, Линда Эмонд, Эшлинг Франсиози и Роб Морган. Фильм выйдет на Netflix 10 декабря.
Трейлер боевика «Опасный» с участием Мэла Гибсона
Новый дублированный трейлер «Дюна», 2021
Я поигрался с дубляжом русскоязычного трейлера «Дюны» и моим любимым песчаным советским фильмом.
P.S. Судя по отзывам с мировой премьеры в Венеции, — Вильнев снял один из главных фильмов этого года.
Хоббит как в книге
Очень-очень давно, просили на Пикабу выложить мою версию монтажа всей трилогии Хоббита от Питера Джексона.
В ней вы не увидите Тауриель, Леголас, Галадриель, Саруман, Радагаст, Альфрид, Азог (частично остался не хочу возвращаться переделывать).
За основу брал расширенные версии так как в них были эпизоды из книги но не вошедшие в фильм. И да мотивацией стала эта картинка с желанием убрать любовную линию из сюжета.
Я не знаю можно ли прикреплять ссылку в посте, по этому пусть она будет в комментариях.
Операторская работа и монтаж
Все начинается с раскадровки, нарисованного плана съемки: какой длины будут дубли, где будут расставлены важные объекты.
Для любого видео: сериала, фильма и даже клипа, создается раскадровка — технически точная визуальная адаптация сценария. Раскадровка — необходимая часть любой съемки. Она показывает отдельные кадры в той последовательности, в которой они будут в финальном варианте, помогает заранее, до съемки, создать нужную композицию кадра. Обычно раскадровки разбиваются на сцены и выполняются на отдельных карточках, так что сцены можно менять местами.
Раскадровки бывают и очень схематичные, и чрезвычайно подробные. Хаяо Миядзаки, например, рисует подробнейшие раскадровки своих анимационных фильмов: переносит на бумагу фильм, который уже существует в его голове. Если создать слайд-шоу из его раскадровок и синхронизировать его с аудиодорожкой, то получится некий «скелет» будущего мультфильма.
Отдельные части раскадровки можно добавить на DVD с финальным фильмом в качестве бонусной удаленной сцены; это бывает очень полезно для раскрытия сюжета, если вдруг важные для повествования сцены пришлось вырезать, чтобы уложиться в отведенный хронометраж или бюджет.
Долгий план (длинный дубль)
Красота некоторых дублей в их длине.
При съемке долгим планом или длинным дублем (это взаимозаменяемые термины) актеры двигаются, взаимодействуют друг с другом, предметы перемещаются, события происходят, а при этом камера снимает происходящее одним длинным непрерывным дублем. Это сложно, дорого, иногда требует активного вмешательства монтажеров.
Проблема еще и в том, что большинство камер для съемки фильмов не рассчитаны на дубли больше пяти минут. Приходится делать дубль, и еще дубль, и еще дубль. Но если хотя бы один дубль получится удачным — режиссерский триумф, не меньше.
Раньше долгий план был невероятно сложным в исполнении операторским приемом. Сейчас стало намного проще: современные технологии позволяют снять несколько отдельных кусков и соединить их в единый, с первого взгляда бесшовный дубль.
Видеопример: очень красивый долгий план из Искупления. Еще долгими планами знамениты «Бёрдмен» и «Русский ковчег». При этом отметим разницу между этими фильмами: в «Бёрдмене» есть скрытые склейки (в переходах по темному кадру, например), а «Русский ковчег» снять единым дублем.
Еще красотой отличаются симметричные кадры «рамка в рамке». Использование «рамки в рамке» — удобная возможность делить кадр на красивые симметричные геометрические формы. Эта техника приглашает зрителя прочитать значения, заложенные в фильме между строк. Она структурирует кадр и выделяет то, что заключено в рамку. Еще это очень красиво.
— поработать над декорациями: верно расставив предметы в кадре, использовать как можно больше окон, зеркал, дверей, деревьев, проводов;
— добавить глубину: удачное сочетание помещения и съемки в глубину помещает объект в рамку из стен (как у Кубрика в Сиянии);
— не зацикливаться на прямоугольных формах: создать обрамление кадра можно с помощью и круга, и многоугольника, даже границы не обязаны быть четкими;
— использовать рамку осмысленно: с ее помощью можно создать клаустрофобный, давящий эффект на зрителя;
— воспользоваться эффектом изоляции: рамки воспринимаются как что-то, связанное с заточением, оторванностью.
Рамкой можно показать не свободу персонажа. Видеопример: «рамка в рамке» в фильме «Отель Гранд Будапешт»
Кадр в знак уважения (оммаж)
Некоторые красивые кадры не уникальны: в более новых фильмах используются к классическим фильмам.
Многие режиссеры учились в киношколах и видели сотни легендарных фильмов.
Когда они выходят из киношколы в мир кинематографа, им хочется снимать так, как делали великие режиссеры до них: использовать те же самые углы съемки, приемы композиции.
Этот троп — не пародия и не ремейк, это оммаж, дань уважения любимым мастерам и вдохновителям. В некотором смысле, молодые режиссеры, используя старые приемы и таким образом отсылая нас к старым фильмам, обобщают уже существующий, накопленный предыдущими поколениями опыт.
В ностальгическом сериале «Очень странные дела» есть множество отсылок к фильмам 70-80х годов:
Часто в ситкомах используется один и тот же операторский прием: три камеры. Замечали, что некоторые ситкомы сняты как-то одинаково? Самые большие сериаломаны вообще могут угадать жанр по кадру, гифке или 5-секундному ролику.
В чем же дело? Дело в технике съемки в три камеры: одна камера расположена прямо напротив декорации и актеров, две другие — по углам. Получается отработанная и удобная схема: декорация (чаще всего комната с тремя стенами), актеры, камеры и зрители.
Первые ситкомы вообще не показывали по телевизору, их смотрели зрители в зале. Появилось желание транслировать ситкомы — появилась необходимость расставить камеры так, чтобы они не мешали зрителям в зале.
Такая расстановка камер используется в ситкомах, ток-шоу, интервью и иногда в мыльных операх, почти не применяется при съемке более серьезных произведений. Особый расцвет съемки в три камеры случился в 70-90е, сейчас эта техника считается слегка устаревшей.
Есть и противоположная техника съемки: съемка одной камерой.
Например, в три камеры были сняты Теория Большого Взрыва, Все любят Рэймонда, Друзья. Съемка с одной камеры применялась в Семейке Адамсов, Клинике, Меня зовут Эрл, Все ненавидят Криса, Сообществе, Парках и зонах отдыха. Просто обратите внимание, насколько эти сериалы отличаются визуально.
Это распределение светотени и создание сильного контраста между темным и светлым ради драматического эффекта, использование резких теней и прямого освещения отдельных персонажей и объектов.
Прием появился в живописи эпохи Ренессанса, приобрел популярность среди художников барокко, затем пришел в кино и видеоигры.
Кьяроскуро создается с помощью неосвещенного черного или коричневого фона и ярких подсвеченных деталей на нем: золото, серебро, лица и тела людей.
— создает стильное изображение;
— выделяет нужные части, помогает создать композицию;
— удачно сочетается с приемом «рамка в рамке»;
— подчеркивает неоднозначность характеров и поступков персонажей;
— удачно скрывает дешевые декорации.
Видеопример из Крестного Отца, там много этого заигрывания с тенями.
Монтаж в стиле Гиллиган
Монтаж в стиле Гиллиган чаще всего используется в комедиях. Он иллюстрирует шутки такого рода: персонаж говорит, что никогда в жизни не сделает что-то, а в следующем кадре это делает, иногда даже заявляя, что не может поверить, что это делает.
Такого монтажа существует два варианта. Первый основан на контрасте — первым кадром герой отказывается что-то делать, а вторым кадром это делает. Второй вариант шутит над планами и заданиями — первым кадром объясняется план действий, вторым кадром все идет не по плану.
Троп так назван не в честь Винса Гиллигана, создателя Во все тяжкие, а в честь американского ситкома семидесятых Остров Гиллигана. В нем было семь главных героев, которые потерпели кораблекрушение и пытаются выжить на необитаемом острове. Там очень много было такого шуточного монтажа в стиле «ожидание» и «реальность».
«Человек-муравей» — как минимум дважды. Скотт заявляет, что аферами заниматься не будет — у него есть специальность электрика. В следующем кадре он продает мороженое в «Баскин-Роббинс». Пим наотрез отказывается брать «на дело» приятелей Скотта. Смена кадра — и вот уже они пьют кофе в его доме и еще шутят на этот счет.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — Диксон успокаивает шефа тем, что пресловутые биллборды на заброшенной дороге всё равно никто не увидит. В следующем кадре мы видим телевизионщиков, которые снимают репортаж о биллбордах.
Широко известная концепция в в кинопроизводстве, созданная советским режиссером монтажа Львом Кулешовым в двадцатых годах.
Кулешов смонтировал кадры в таком порядке: тарелка супа, лицо актера, женщина в гробу, снова лицо актера, другая женщина лежит в кресле, опять лицо актера.
Публика нахваливала эту «зарисовку» и актерскую игру: своей мимикой актер почти неуловимо изобразил сначала голод, потом горе, потом похоть. На самом же деле, кадр с актером всегда был один и тот же, а нужный эффект достигался совмещением его лица с другими сюжетами. Советский кинематограф развивался «в духе времени»: денег на съемку фильмов вечно не хватало, и кинематографисты учились много раз использовать одни и те же отснятые кадры.
Таким образом, эффект Кулешова — это изменение смысла, сюжета или реакции зрителя при изменении монтажа одних и тех же отснятых кадров. Эта концепция используется и до сих пор, помогая создавать новые смыслы с помощью монтажа. Интересный пример: — HAL 9000 из Космической Одиссеи выражает множество разных эмоций, несмотря на то, что по его «лицу» (просто красная линза) прочитать какие-либо эмоции невозможно.
Все эмоциональные эффекты связаны только с монтажом и происходящими по сюжету событиями, они не показаны на экране и «придуманы» зрителями. Чисто технически, можно снять с этой красной линзой всего один кадр и на него разные реплики накладывать.
Монтаж сквозь эпохи
Довольно популярный прием. Он заключается в том, что одни и те же персонажи занимаются одним и тем же в то время, как меняются костюмы, музыка и декорации. Во время такой сцены герои словно на машине времени возвращаются в прошлое и возвращаются в настоящее, останавливаясь на каждом десятилетии. Чаще всего речь идет о 19-21 веке.
Используется этот троп ради двух целей. Первая — показать, как быстро что-то изменилось за последнее столетие. Вторая — показать, что что-то существует намного дольше, чем мы привыкли думать.
Такой отрывок был в фильме Хранители — в одной из первых сцен показано, как супергерои менялись с сороковых и до восьмидесятых годов.
В начале фильма Шакал (1997 год) есть нарезка кадров из истории России: революция 1917 года, индустриализация, ВОВ, развал СССР.
Интересно, что этот кино прием стал популярен на Youtube: появился целый жанр видео 100 years of. — видео, где на модели показывают образы каждого десятилетия 20 века, обычно такие видео связаны с костюмом или макияжем.
Реальное время в фильме
Кино любит заигрывать со временем: пропускать скучные события, растягивать яркие моменты. Именно поэтому такая простая вещь, как всего лишь соблюдение временных рамок, становится фишкой.
В 1995 году вышел «В последний момент». По сюжету, у главного героя похитили дочь, пообещав вернуть, если он убьет губернатора. На убийство ему дали полтора часа, именно столько фильм и длится.
Очень насыщенный пример — «Таймкод» 2000 года. Это экспериментальное кино: мало того, что события фильма по длине равны экранному времени, этот фильм еще и очень необычно снят. Во-первых, он разделен на четыре отдельных экрана — фильм снят одновременно на четыре камеры. Во-вторых, все четыре камеры снимали непрерывные дубли, то есть по сути фильм состоит из четырех непрерывных долгих планов по 90 минут. Это фильм экспериментального направления «синемá веритé» — это правдивое, максимально документальное кино.
«Русский ковчег» 2001 года в некотором смысле похож на «Таймкод». Он тоже снят одним дублем. Фильм длится 1 час 27 минут и 12 секунд и не содержит ни одной монтажной склейки. Нет монтажных склеек — нет и способа изменить длительность событий.
Волшебный обратный отсчет
Не всегда речь идет о бомбе и таймере — иногда герой просто выкрикивает что-то в духе «у нас осталось всего десять секунд!». То же самое работает и с падающими предметами, и с горящими фитилями, и с летящими пулями — все эти предметы ради драмы на экране ведут себя не вполне по законам физики.
Много есть фильмов, где таймер опоздал секунд на двадцать-тридцать. Посмотрим примеры, где разница между временем по таймеру и экранным временем была в несколько раз.
— Звездные врата: последние 45 секунд таймера длятся 4 минуты.
— Бойцовский клуб: Тайлер говорит, что до взрыва осталось 60 секунд — на экране проходит 5 минут
— в фильме Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа есть издевка над этим тропом. Минута до ядерного взрыва занимает ровно минуту экранного времени — правда, не очень равномерно. Первые 45 секунд — 30 секунд экранного времени, последние 15 секунд — те же самые 30 секунд хронометража фильма.
— пример, разрушающий детство: телешоу Форт Боярд. В одной из серий британской версии одна минута испытания растянулась на четыре экранных. Наверняка, такое случалось не только в одной серии.
— пример из жизни: мы на самом деле чувствуем напряженные секунды так, как будто они длятся дольше, чем на самом деле. Гормон адреналин, который выделяется при стрессе, действительно замедляет наше восприятие времени. С другой стороны, рутинные и монотонные механические действия плохо запоминаются нашим мозгом, поэтому время идет быстрее.