Творческий портрет
Жанр творческого портрета занимает огромное место в музыкальной журналистике. Здесь объектом внимания становится не только творчество, но и сама уникальная личность художника. Элементы «портретирования» естественны и в других жанрах, когда возникает речь об авторе художественного явления. В той или иной степени он всегда присутствует в интервью, даже если тема беседы не касается личности интервьюируемого.
О популярности жанра творческого портрета свидетельствует и количество работ такого плана на всем видимом историческом пространстве, и их качественное разнообразие (подробно о жанре творческого портрета см. раздел 6).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 1. Творческий путь А. П. Рябушкина
§ 1. Творческий путь А. П. Рябушкина Андрей Петрович Рябушкин – еще один из тех художников, которых пригласил Н. И. Кутепов для иллюстрирования второго и третьего томов своего исследования по истории охоты.К середине 1890-х гг. А. П. Рябушкин был известен не только как
Творческий кризис
Творческий кризис …И поступают люди так большею частью в самый лучший период жизни, когда силы души находятся в самом расцвете, а унижающих человеческий разум привычек еще усвоено мало. Я видел, что это самый достойный выход, и хотел поступить так. Л.Н. Толстой.
Творческий кризис
Творческий кризис …И поступают люди так большею частью в самый лучший период жизни, когда силы души находятся в самом расцвете, а унижающих человеческий разум привычек еще усвоено мало. Я видел, что это самый достойный выход, и хотел поступить так. Л.Н. Толстой.
Глава 4: Хлеб насущный, или творческий подход к труду
Глава 4: Хлеб насущный, или творческий подход к труду Работа дурня любит. От работы кони дохнут. Работа не волк, в лес не убежит. Народная мудрость Замечательная это вещь, – трудовые отношения! Ведь труд, как утверждал некогда чудак Дарвин, превратил обезьяну в человека.
ЦВЕТ И КОНТРАСТ Технология и творческий выбор ВГИК
ЦВЕТ И КОНТРАСТ Технология и творческий выбор ВГИК Железняков
Творческий метод
Творческий метод В истории литературы эволюция творческих методов обычно рассматривается как целостный процесс, внутри которого общее и типическое закономерно довлеет над частным и индивидуальным. Более чем полувековой творческий путь А. М. Ремизова отобразил
Этюды и творческий процесс актера
Этюды и творческий процесс актера Итак, при помощи наших этюдов можно установить условия, вызывающие творческий процесс; условия правильного его протекания; ошибки в нем. При помощи этих этюдов становится понятно, что нужно не составлять, не выстраивать творческий
§ 1. Жизненный и творческий путь
§ 1. Жизненный и творческий путь Лев Александрович Тихомиров родился 19 января 1852 года на Кавказе (город Геленджик) в семье врача, принадлежавшего к потомственному священническому роду. Свое детство он характеризовал как время неосознанной христианской религиозности и
Творческий прием кинооператора.
Творческий прием кинооператора. Повернуть камеру!У Маяковского есть такая строфа:«И не повернувголовы кочани чувствникакихне изведав,берут,не моргнув,паспорта датчан иразныхпрочих шведов».Что же это за действие, которое не совершил господин чиновник, проверявший
Е. А. Попова. Реставрация картин «Портрет императора Петра I» и «Портрет императрицы Екатерины I»
Е. А. Попова. Реставрация картин «Портрет императора Петра I» и «Портрет императрицы Екатерины I» «Портрет императора Петра I» и «Портрет императрицы Екатерины I» кисти неизвестного художника принадлежат собранию Егорьевского историко-художественного музея.При
6. Творческая личность как объект оценки. Творческий портрет
6. Творческая личность как объект оценки. Творческий портрет Мы рождены для вдохновенья А.С.
Творческий портрет как речевой жанр
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР
Просмотр содержимого документа
«Творческий портрет как речевой жанр»
Творческий портрет как речевой жанр
Учитель музыки МБОУ СОШ № 49 г. Новокузнецка
В настоящее время существенное влияние на формирование духовного облика личности человека оказывает музыкальное искусство. Высказывание о музыке способствует формированию богатой внутренней культуры учащихся, их эстетического вкуса и гибкости межличностного общения. Подлинное произведение искусства, возникает тогда, когда замысел переплавлен силой таланта и мастерства композитора.
Творческий портрет композитора является высказыванием, сообщением о человеке, характеризующем личность и творческое наследие с целью раскрытия его индивидуальности и неповторимости.
Портрет является одним из жанров живописи, графики и скульптуры. Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего: «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать». Увековечение человека, «выявление» его существенных индивидуальных черт – одна из задач портрета.
Диапазон возможностей исследования творческой личности широк. Жизнь и творчество великих музыкантов отражаются в научных монографиях, художественных романах, биографических исследованиях, критических статьях. В них рассматриваются особенности музыкального стиля композитора и созданные им произведения, личностные качества и индивидуальные манеры поведения и т.д.
Особая обстановка – урок музыки – влияет на структуру творческого портрета, который включается в содержание урока в зависимости от учебной задачи и ситуации общения. Учитель, который стремится создать эмоциональную атмосферу урока, увлечь высказыванием учеников, видит в композиторе прежде всего интересного, своеобразного человека, раскрывающегося в его поступках, дружеских отношениях, любовных переживаниях и нашедшей отражение в его произведениях. Поэтому содержание может быть воплощено следующим образом:
Содержание творческого портрета композитора
Внутреннее наполнение рассказа
биографические сведения как история становления личности, история духовной жизни;
описание внешнего вида;
речевая манера (тембр, темп речи, интонационная выразительность и др.);
свойства характера (привычки, особенности натуры).
особенности мировоззрения композитора как необходимое условие для проникновения в его творчество, особенности музыкального стиля творца;
тематика и проблематика произведений, характер индивидуального стиля;
характеристика процесса создания музыкального произведения (замысел, источник, этапы работы, редакционная правка и т.д.);
место композитора в эпохе (среди современников и в музыкальной культуре вообще, его вклад, заслуга), оценка его современниками, критиками;
цитаты из музыкальных произведений творца.
Раскрывая творческий портрет композитора, следует обрисовать наиболее типические, индивидуальные черты личности, основную устремлённость его творчества (например, творческое «credo»).
Личность композитора неотделима от его эпохи, от тех исторических событий, свидетелем и участником которых он был, поэтому, говоря о композиторе, преподаватель не просто опирается на исторические факты, а старается оживить исторические события, показать, как жизнь эпохи может быть пропущена через сердце человека.
Работу по отбору материала, который поможет связать историческую эпоху с жизнью композитора, мы предлагаем вести в следующих трёх направлениях:
Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.
Знакомство с фактами жизни композитора, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны.
Выявление связей между произведениями композитора и злободневными для России тех лет вопросами.
В зависимости от ситуации общения на уроке и поставленных учителем учебных задач можно выделить следующие разновидности творческого портрета композитора по содержанию:
обзорный – дает общее представление о жизни и творчестве композитора («Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский»);
тематический – высказывание о композиторе, раскрывающее определенную тему в его музыкальном творчестве («Композитор-драматург П.И.Чайковский»);
жанровый – характеризует личность композитора через произведения одного жанра («Оперное творчество П.И.Чайковского», «Лирические романсы П.И.Чайковского»);
монографический – творческий портрет композитора, посвященный одному произведению («Музыка П.И.Чайковского для детей. «Детский альбом»).
Характер изложения определяет степень субъективности информации о композиторе, которая проявляется в отборе материала, в особенностях его построения и подачи, в языковом оформлении.
Слово о композиторе имеет особое языковое воплощение. Обязательными при подготовке высказывания также являются стадии целенаправленного планирования речи и отбора языковых средств. Если имя композитора школьникам уже известно, произведения его изучались, то учителю приходится актуализировать уже имеющиеся сведения и открывать новую страницу жизни и творчества музыканта. В связи со стремлением передать яркую, образную, интересную информацию о творческой личности, содержание рассказа можно разделить на две части: средства эмоционального воздействия на учащихся и средства активизации внимания.
Языковые средства слова о композиторе
воздействия на учащихся
«В симфонической музыке Петр Ильич Чайковский был мастером непревзойденным»
«И невольно выступают на глазах у всех слезы. Не удержать их! Ведь страна потеряла Чайковского!»
Средства активизации внимания
«Мы с вами, ребята, отправимся в увлекательный мир музыкальных произведений П.И.Чайковского»
«Что же стоит на пути человека к счастью? Музыка Чайковского смело отвечает на этот вопрос».
Психологи выявили, что для школьников младшего возраста характерна заинтересованность человеком как носителем определенных свойств личности, появляется желание понять мотивы поведения. Поэтому для учителя важно представить яркую, неповторимую личность творца, вызвать увлеченность яркими эпизодами. Более глубокой, целостной будет характеристика творческой личности в текстах, предназначенных ученикам более старшего школьного возраста, так как они проявляют интерес к сложному внутреннему миру личности композитора, стремятся познать сущность моральных свойств, его творческое мировосприятие.
Учитывая особенности восприятия учащимися речи учителя, время звучания высказывания о композиторе в зависимости от возраста учеников может варьироваться от 5-7 до 25 минут.
Фрагменты творческого портрета могут присутствовать на разных этапах урока, но в педагогической практике наиболее распространенным является вступительный (вводный, предваряющий изучение музыкального произведения).
Создавая слово о творческой личности, учителю необходимо хорошо ориентироваться в материале и быть готовым к различным речевым ситуациям в ходе произнесения слова, излагать информацию интересно, ярко, образно. На наш взгляд, основными компетенциями учителя музыки при создании творческого портрета композитора являются следующие:
профессиональная глубина знаний о композиторе;
умение творчески перерабатывать информацию с учетом возрастных и психологических особенностей учеников-слушателей;
суггестивность, способность к внушению, к эмоциональному воздействию на слушателя;
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 324 с.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 496 с.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
Культура речи педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений /Н.Д.Десяева, Т.А.Лебедева, Л.В.Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
Творческий портрет композитора как речевой жанр
Статья «Творческий портрет композитора как речевой жанр»
Просмотр содержимого документа
«Творческий портрет композитора как речевой жанр»
Творческий портрет композитора как речевой жанр
Учитель музыки МБОУ СОШ № 49 г. Новокузнецка
В настоящее время существенное влияние на формирование духовного облика личности человека оказывает музыкальное искусство. Высказывание о музыке способствует формированию богатой внутренней культуры учащихся, их эстетического вкуса и гибкости межличностного общения. Подлинное произведение искусства, возникает тогда, когда замысел переплавлен силой таланта и мастерства композитора.
Творческий портрет композитора является высказыванием, сообщением о человеке, характеризующем личность и творческое наследие с целью раскрытия его индивидуальности и неповторимости.
Портрет является одним из жанров живописи, графики и скульптуры. Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего: «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать». Увековечение человека, «выявление» его существенных индивидуальных черт – одна из задач портрета.
Диапазон возможностей исследования творческой личности широк. Жизнь и творчество великих музыкантов отражаются в научных монографиях, художественных романах, биографических исследованиях, критических статьях. В них рассматриваются особенности музыкального стиля композитора и созданные им произведения, личностные качества и индивидуальные манеры поведения и т.д.
Особая обстановка – урок музыки – влияет на структуру творческого портрета, который включается в содержание урока в зависимости от учебной задачи и ситуации общения. Учитель, который стремится создать эмоциональную атмосферу урока, увлечь высказыванием учеников, видит в композиторе прежде всего интересного, своеобразного человека, раскрывающегося в его поступках, дружеских отношениях, любовных переживаниях и нашедшей отражение в его произведениях. Поэтому содержание может быть воплощено следующим образом:
Содержание творческого портрета композитора
Внутреннее наполнение рассказа
биографические сведения как история становления личности, история духовной жизни;
описание внешнего вида;
речевая манера (тембр, темп речи, интонационная выразительность и др.);
свойства характера (привычки, особенности натуры).
особенности мировоззрения композитора как необходимое условие для проникновения в его творчество, особенности музыкального стиля творца;
тематика и проблематика произведений, характер индивидуального стиля;
характеристика процесса создания музыкального произведения (замысел, источник, этапы работы, редакционная правка и т.д.);
место композитора в эпохе (среди современников и в музыкальной культуре вообще, его вклад, заслуга), оценка его современниками, критиками;
цитаты из музыкальных произведений творца.
Раскрывая творческий портрет композитора, следует обрисовать наиболее типические, индивидуальные черты личности, основную устремлённость его творчества (например, творческое «credo»).
Личность композитора неотделима от его эпохи, от тех исторических событий, свидетелем и участником которых он был, поэтому, говоря о композиторе, преподаватель не просто опирается на исторические факты, а старается оживить исторические события, показать, как жизнь эпохи может быть пропущена через сердце человека.
Работу по отбору материала, который поможет связать историческую эпоху с жизнью композитора, мы предлагаем вести в следующих трёх направлениях:
Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.
Знакомство с фактами жизни композитора, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны.
Выявление связей между произведениями композитора и злободневными для России тех лет вопросами.
В зависимости от ситуации общения на уроке и поставленных учителем учебных задач можно выделить следующие разновидности творческого портрета композитора по содержанию:
обзорный – дает общее представление о жизни и творчестве композитора («Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский»);
тематический – высказывание о композиторе, раскрывающее определенную тему в его музыкальном творчестве («Композитор-драматург П.И.Чайковский»);
жанровый – характеризует личность композитора через произведения одного жанра («Оперное творчество П.И.Чайковского», «Лирические романсы П.И.Чайковского»);
монографический – творческий портрет композитора, посвященный одному произведению («Музыка П.И.Чайковского для детей. «Детский альбом»).
Характер изложения определяет степень субъективности информации о композиторе, которая проявляется в отборе материала, в особенностях его построения и подачи, в языковом оформлении.
Слово о композиторе имеет особое языковое воплощение. Обязательными при подготовке высказывания также являются стадии целенаправленного планирования речи и отбора языковых средств. Если имя композитора школьникам уже известно, произведения его изучались, то учителю приходится актуализировать уже имеющиеся сведения и открывать новую страницу жизни и творчества музыканта. В связи со стремлением передать яркую, образную, интересную информацию о творческой личности, содержание рассказа можно разделить на две части: средства эмоционального воздействия на учащихся и средства активизации внимания.
Языковые средства слова о композиторе
воздействия на учащихся
«В симфонической музыке Петр Ильич Чайковский был мастером непревзойденным»
«И невольно выступают на глазах у всех слезы. Не удержать их! Ведь страна потеряла Чайковского!»
Средства активизации внимания
«Мы с вами, ребята, отправимся в увлекательный мир музыкальных произведений П.И.Чайковского»
«Что же стоит на пути человека к счастью? Музыка Чайковского смело отвечает на этот вопрос».
Психологи выявили, что для школьников младшего возраста характерна заинтересованность человеком как носителем определенных свойств личности, появляется желание понять мотивы поведения. Поэтому для учителя важно представить яркую, неповторимую личность творца, вызвать увлеченность яркими эпизодами. Более глубокой, целостной будет характеристика творческой личности в текстах, предназначенных ученикам более старшего школьного возраста, так как они проявляют интерес к сложному внутреннему миру личности композитора, стремятся познать сущность моральных свойств, его творческое мировосприятие.
Учитывая особенности восприятия учащимися речи учителя, время звучания высказывания о композиторе в зависимости от возраста учеников может варьироваться от 5-7 до 25 минут.
Фрагменты творческого портрета могут присутствовать на разных этапах урока, но в педагогической практике наиболее распространенным является вступительный (вводный, предваряющий изучение музыкального произведения).
Создавая слово о творческой личности, учителю необходимо хорошо ориентироваться в материале и быть готовым к различным речевым ситуациям в ходе произнесения слова, излагать информацию интересно, ярко, образно. На наш взгляд, основными компетенциями учителя музыки при создании творческого портрета композитора являются следующие:
профессиональная глубина знаний о композиторе;
умение творчески перерабатывать информацию с учетом возрастных и психологических особенностей учеников-слушателей;
суггестивность, способность к внушению, к эмоциональному воздействию на слушателя;
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 324 с.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 496 с.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
Культура речи педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений /Н.Д.Десяева, Т.А.Лебедева, Л.В.Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
Как написать творческий портрет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кузбасская государственная педагогическая академия»
Факультет русского языка и литературы
Кафедра теории и методики преподавания русского языка и литературы
Курсовая работа по теме:
Творческий портрет композитора как коммуникативный феномен и речевой жанр
Выполнил: студент 3 курса 2 группы
доктор педагогических наук, профессор
Глава 1. Композитор как предмет речи
.1 Речевой жанр как коммуникативное явление
.2 Музыка как вид искусства и особый текст
Глава 2. Творческий портрет композитора
.1 Речь, характеризующая композитора и его творчество (основные жанровые формы)
.2 Жанр: характеристика творческого портрета композитора
портрет композитор речь жанр
Данная курсовая работа представляет собой анализ творческого портрета композитора как специфического речевого жанра.
Сегодняшний человек не может представить себя без современных технологий, которые позволяют почти мгновенно получать информацию. Однако высокий темп передачи данных не гарантирует качественности информации. Подрастающее поколение с головой окунается в интернет-мир, где, к сожалению, не всегда можно найти нужную, точную информацию. Еще нет таких программ, которые бы на 100% защитили наших детей от ненужной, а порой деструктивной информации, которую дети порой получают сами того не желая. Традиционные идеалы вытесняются современными пресловутыми героями, появившимися из шоу бизнеса. Это способствует разрушению Российской культуры, Российских традиций, Русского народа вообще.
На сегодняшний день существует огромное количество исследовательских работ и документов (М.Н. Бычков, Л.О. Акопян, А.С. Соколов и др.) на разные факты биографии разных композиторов. Существует множество разных печатных изданий о композиторах (энциклопедии, учебники, монографии и т.д.), однако мало работ, в которых бы рассматривался творческий портрет композитора. Вследствие чего данный вопрос изучен достаточно поверхностно. И. В. Журавлёва [7], Т. Л. Лейниш [8], Дж. Джонстон [6] одни из немногих кто обращался к жанру творческого портрета. Однако до сих пор точно не изучены составляющие этого жанра. В работах И.В. Журавлевой, Дж. Джонстона и других исследователей была предпринята одна из первых попыток дать генеральную классификацию биографических жанров.
Реальным подтверждением этой мысли явилось появление в 80-90-е годы на страницах искусствоведческих журналов новых рубрик: «На перекрестке искусств» (журнал «Театр»); «Музыка и литература», «Музыка и театр», «Музыка и экран» (журнал «Музыкальная жизнь») и т.п.
И перед тем как познакомить ребят с музыкальным произведением, учителю необходимо рассказать ребятам об идее, об истории создания произведения, о творчестве композитора. Вот тут-то и необходим жанр творческого портрета композитора.
Нередко описание человека, как пишет Седова [9], создается с целью подчеркивания его личностной (внешней и внутренней) индивидуализации. Такое описание обусловлено не утилитарно-практическим назначением, а намерением показать эстетическое, морально-этическое, духовное своеобразие и ценность человека, проявление его внешних и внутренних качеств в их соотношении и единстве… Стоит заметить, что морально-этические, духовные и иные внутренние черты композитора скрываются в его музыке.
Объектом исследования является высказывание о композиторе.
Предметов исследования является портрет композитора.
Гипотеза исследования: Наиболее ярко личность композитора может быть охарактеризована в жанре творческого портрета. Который в большей степени поможет понять и изучить творчество композитора, а вследствие и литературное произведение, которое нашло отражение в музыке.
Цель исследования: На основе анализа научной литературы и художественного материала рассказать о творческой личности. Определить жанровые особенности монолога о композиторе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть теоретические сведения о речи как о коммуникативном явлении;
· рассмотреть теоретические сведения о музыке;
· проанализировать источники информации о композиторе (биографию, монографии и т.д.);
· проанализировать творческий портрет композитора как коммуникативный жанр.
Композитор как предмет речи
Человеку, как существу общественному, необходимо общаться с другими людьми. От этого зависит общественная жизнь человека. Одним из основных способов общения является речь. Человеческая речь представляет собой определенную систему, которая включает в себя множество правил и речевых конструкций.
Кроме речи существуют и другие способы общения, например, музыка. Музыка также подчиняется определенным правилам, которые сложились в течение столетий. Музыка как произведение искусства обязана композиторству, именно композитор является адресантом тех мыслей, которые читаются в музыке.
Для решения ряда задач необходимо определить содержание ключевых понятий, поэтому мы обращаемся к изучению научной литературы по данному вопросу.
1.1 Речевой жанр как коммуникативное явление
Рассмотрение жанра речи как коммуникативного явления является актуальным направлением. Ведь речь всегда была важной составляющей социума. Одним из важных аспектов проблемы изучения речевого жанра мы (М.М. Бахтин [1], А. Вежбицкая [3]) считаем рассмотрение степени свободы языковой личности в рамках коммуникативной ситуации, соотношения в речевом поведении внутри жанра индивидуального и общепринятого. При всей повторяемости видов социального взаимодействия каждый конкретный случай общения уникален. Его единичность обусловлена неповторимой комбинацией социально-психологических элементов, определяющих характер взаимоотношений именно этой ситуации. Языковое сознание говорящего отражает накопленные в течение всей его жизни социально-психологические впечатления. По нашему мнению, рассмотрение речевого жанра с позиций традиционной лингвистики, к сожалению, не в состоянии раскрыть сущность данного явления, что ведет к необходимости в междисциплинарном анализе «речевого жанра».
Современными исследователями (В.В. Дементьев [5], О.Б. Сиротинина [11]) речевой жанр признается универсальной категорией лингвистической философии, которая должна быть положена в основу методов нового антропологического языкознания. Высказывается мнение, что именно речевые жанры, эти приводные ремни от истории общества к истории языка, становятся тем буферным пространством нашего сознания, где в одновременном существовании сливаются представления об эталонах социально значимого взаимодействия людей и о нормах речевого оформления такого взаимодействия [11].
Жанровая организация речи играет важную роль в процессах социального взаимодействия: она поддерживает социальную ориентацию коммуникантов, без которой успешность их действий едва ли была возможной. Ориентация в целях и формах общения, в распределении социальных и коммуникативных ролей, предполагаемых жанрово организованной речью, дает возможность предвидеть ход коммуникации, правильно ее планировать, адекватно реагировать на коммуникативные действия партнеров и в итоге достигать намеченных целей.
В отечественной лингвистике основы теории жанров речи были заложены М.М. Бахтиным. Ученый строит свою теорию, исходя из убеждения о том, что межличностное общение тесно связано с ситуациями, в которых оно происходит. Эти ситуации характеризуются относительной устойчивостью, образуя коммуникативные формы, которые М.М. Бахтин назвал речевыми жанрами [1].
Основная идея М.М. Бахтина отражена в его одном из наиболее часто цитируемых положений: Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам, иногда штампованным и шаблонным, иногда более гибким, пластичным и творческим. Эти речевые жанры даны нам почти так же, как дан нам родной язык [1].
Богатство и многообразие речевых жанров необозримо, т.к. неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере деятельности вырабатывается целый репертуар речевых жанров, различающийся и растущий по мере развития и усложнения данной сферы. Необходимо подчеркнуть крайнюю разнородность речевых жанров (устных и письменных). К речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалога, и бытовой рассказ, и письмо (во всех его разнообразных формах), и короткую стандартную военную команду, и развернутый и детализованный приказ, и довольно пестрый репертуар деловых документов и разнообразный мир публицистических выступлений и многое другое [1]. Как мы видим, разнородность речевых жанров так велика, что нет и не может быть единой плоскости их изучения. Так как здесь в одной плоскости изучения оказываются такие разнороднейшие явления, как однословные бытовые реплики и многотомный художественный роман, как стандартная и обязательная даже по своей интонации военная команда и глубоко индивидуальное лирическое произведение и т.п. Функциональная разнородность делает общие черты речевых жанров слишком абстрактными и пустыми. Этим, вероятно, и объясняется, что общая проблема речевых жанров по-настоящему никогда не ставилась. Изучались в основном литературные жанры. Общелингвистическая проблема высказывания и его типов почти вовсе не учитывалась. Начиная с античных времён изучались и риторические жанры. Здесь уже обращалось больше внимания на словесную природу этих жанров как высказываний, на такие, например, моменты, как отношение к слушателю и его влияние на высказывание, на специфическую словесную завершенность и др. Но все же и здесь специфика риторических жанров заслоняла их общелингвистическую природу. Изучались, наконец, и бытовые речевые жанры, и притом как раз с общелингвистической точки зрения. Но это изучение также не могло привести к правильному определению общелингвистической природы высказывания, так как оно ограничивалось спецификой устной бытовой речи, иногда прямо ориентируясь на нарочито примитивные высказывания [1]. Таким образом, четкой классификации жанров не существует, можно лишь сказать о жанровом делении на основные и факультативные жанры [6,7].
Как мы видим, монолог учителя также может включать различные речевые жанры. Также мы видим, что монолог учителя, желательно, должен быть подготовлен заранее. Творческий портрет же представляет собой заранее составленный текст, который в более свободной форме воспроизводится учителем на уроке. Вследствие подготовленности текста жанры творческого портрета резко сужаются (биографический жанр, жанр монографии, письма композитора, жанр эссе и другие).
.2 Музыка как вид искусства и особый текст
Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения. Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет музыке раскрывать не только психологические состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и «заразительном» выражении эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основано широко распространённое определение её как «языка души» [10].
В музыкальное содержание входят (как мы уже писали) также «художественные мысли», тесно связанные с эмоциями, «прочувствованные». При этом, однако, собственными средствами, без помощи слов и других внемузыкальных факторов музыка может выразить не все виды мыслей. Ей не свойственны предельно конкретные мысли-сообщения, содержащие информацию о каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций. Однако музыке вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных и психических явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональным состояниям человека [10].
Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной природы наиболее близка ей лирика. В содержании музыки в целом господствуют положительные образы. Однако уже давно, и особенно широко с эпохи романтизма, в музыку вошли также отрицательные образы (а с ними ирония, карикатура, гротеск). Всё же и после этого основное место в музыкальном содержании продолжает занимать утверждение, «воспевание», а не отрицание, обличение. Подобная органическая склонность музыки к раскрытию и подчёркиванию лучшего в человеке усиливает её значение как выразителя гуманистического начала и носителя нравственно-воспитательной функции [12].
Синтезируя со словом и действием, музыка приобретает новые выразительные способности (балет, опера, романс). Образование подобных связей позволяет нам лучше понимать и запоминать литературные, музыкальные, танцевальные шедевры, что немало важно для учителя, будь то учитель музыки или учитель литературы.
Исходя из выше написанного, мы можем сделать выводы:
· Жанры речи играют огромную роль в социальных отношениях людей, т.к. в зависимости от ситуации мы выбираем тот или иной жанр речи, который включает в себя определенные речевые формулы, клише;
· Речь представляет собой огромный перечень различных (устных и письменных, основных и факультативных, официальных и бытовых) жанров, что осложняет жанровую классификацию;
· Однако творческий портрет композитора резко сужает этот перечень, т.к. творческий портрет композитора представляет собой заранее подготовленный монологический текст, вследствие чего некоторые речевые жанры исключаются;
· Музыка представляет собой специфический текст, который является сложной, но многогранной системой, которая способна выразить или вызвать множество чувств, эмоций, впечатлений;
· Для большей выразительности музыка способна синтезировать с другими видами искусства, в том числе с литературой;
· Творческий портрет композитора и может является таким примером синтеза.
Творческий портрет композитора
Чтобы точнее сформулировать понятие о творческом портрете композитора необходимо рассмотреть основные жанровые формы, которые могут входить в творческий портрет композитора. Также необходимо проанализировать примеры этих жанровых форм и выявить их достоинства и недостатки. Исходя из полученных данных дать характеристику творческому портрету композитора.
.1 Речь, характеризующая композитора и его творчество (основные жанровые формы)
Обязательные и факультативные жанры:
Биографический рассказ может хорошо представлять информацию о композиторе, однако биографический рассказ может быть сухим и отражать лишь документальную информацию. Вследствие чего детям может быть неинтересно слушать сухие даты и имена о каком-то дяденьке, который жил очень давно.
Его отец Иоганн (Johann van Beethoven, 1740-1792) был певцом, тенором в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (Maria Magdalena Keverich, 1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году.
Дед, Людвиг, (1712-1773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка «ван» перед фамилией.
(справочная статья [2])
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart.
(справочная статья [2])
Музыкальная цитата передает чьи-либо слова о музыканте или музыки. Однако она может быть сложной для восприятия детям, т.к. является оригинальной законченной мыслью. Так же она характеризуется большой субъективность, что не всегда полезно.
С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего
призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг.
Из чего сделана скрипка? Из деревяшек да из овечьих кишок. Но разве музыка становится от этого пошлее или банальней? Наоборот, благодаря этому она восхищает нас еще больше.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит своё, на общую пользу.
Критическая статья передаёт отношение критиков к композитору и его творчеству, может включать в себя музыковедческий анализ произведений. Однако тоже может быть субъективной. Также анализ музыкального произведения может быть непонятен ученикам, т.к. зачастую включает в себя массу различных музыкальных терминов и понятий.
Но не вальсовым темам в Четвёртой симфонии суждено преодолеть мрачный рок, а светлым энергичным фа-мажорным темам с мотивом нисходящего верхнего тетрахорда. Зарождаясь в середине 2 части, развиваясь в скерцо, этот мотив торжествует в ГП финала.
(Н.Я. Мясковский, Е. Орлова)
Воспоминания современников могут раскрыть характер композитора, однако они также обладают большой субъективностью.
(П.И. Чайковский о фонографе)
Письма композитора могут раскрывать его отношение с другими людьми, однако это не всегда нужная информация, также она может быть не до конца понята нами, т.к. нам доподлинно может быть неизвестно, о чем говорится в письме.
Драгоценнейший Милий Алексеевич,
Готовый к услугам Модест Мусоргский.
(Письмо М. А. Балакиреву 16 декабря 1857 г. (М.П. Мусоргский))
Однако если объединить некоторые выше описанные жанры и дополнить получившееся комментариями учителя, а также присовокупить прослушивание определенного музыкального произведения, и всё это адаптировать под определенных учеников, то получится творческий портрет композитора, который в полной мере раскроет личность и творчество композитора.
2.2 Жанр: характеристика творческого портрета композитора
Выбирая жанр, информацию для ТПК, учителю очень важно правильно выбрать информацию, как бы отфильтровать её. Т.е. определённые негативные факты из жизни композитора стоит опустить вовсе или немного затушевать. Т.к. некоторые подробности, во-первых, могут вызвать у ребят неправильные суждения или негативные эмоции, во-вторых, некоторые подробности вообще могут быть лишними, т.е. не иметь важной роли в творчестве композитора.
Анализируя музыкальные справочники, энциклопедии, учебники по истории музыки, мы обнаружили некоторые закономерности, которые необходимо учитывать при создании ТПК:
1) Выбираются те материалы, которые в полной мере раскрывают жизнь и творчество композитора (биография, критическая статья). Например: На фоне музыкальной жизни XX в. искусство К. Орфа поражает своей самобытностью. Каждое новое сочинение композитора становилось предметом споров и дискуссий ;
) ТПК должен доступно и понятно (кратко) рассказать о богатой жизни композитора. Т.е. информация должна быть понятной детям и укладываться в рамки урока.
) Создавая ТПК, учителю необходимо фильтровать информацию о жизни композитора. Например: возможно, не следует рассказывать о алкогольной зависимости композитора.
Но главным критерием в ТПК является способность текста заинтересовывать читателя (слушателя), увлекать его. Чтобы человек в дальнейшем самостоятельно обращался к изучению того или иного композитора (творца). Для этого учителю необходимо создать интересный, динамичный ТПК и так же интересно и динамично воспроизвести его. Что возможно только при хорошей риторической и методической подготовки учителя, а также при его личной заинтересованности в процессе. Жизнь композитора (творца) может стать образцом для школьников, что заметно облегчит педагогические задачи и поможет воспитать здоровое успешное поколение.
· Речь, характеризующая композитора, может включать множество жанров, как основных ( ядерных ), так и факультативных;
· Определённые жанры имеют свои плюсы и минусы, однако ни один из этих жанров не может полностью охарактеризовать творчество и жизнь композитора;
· Лишь ТПК может в полной мере может охарактеризовать композитора.
· ТПК представляет собой некий синтез основных и факультативных речевых жанров;
· Создавая ТПК, учителю необходимо выбирать как речевые жанры, так и информацию;
· Урок с ТПК должен включать в себя хотя бы фрагмент музыкального произведения;
· Учитель, который намерен использовать ТПК, должен иметь высокую методическую и риторическую подготовку.
Завершая данную работу, обобщим полученную информацию. Сейчас, в 21 веке детям необходимы примеры, кумиры, на которых бы они могли равняться. Такими примерами могут стать великие люди (писатели, драматурги, композиторы, философы и т.д.). Эти примеры помогут нам показать ребятам подлинные ценности и идеалы. Искусство, являясь ярчайшим примером всего человеческого, поможет нам воспитать из ребёнка полноценную личность.
Речь человека как коммуникативное явление представляет собой сложный процесс психологического и интеллектуально общения между людьми. Разговаривая, человек, сам того не подозревая, обращается к определенным формулам и клише, которые заложены в определенные речевые жанры. Однако классификация речевых жанров вызывает определенную трудность, т.к. речевых жанров много. Сейчас можно с точностью сказать лишь о крайне поверхностной классификации: устный/письменный, официальный/бытовой, основной/бытовой и т.д.
ТПК несколько сокращает перечень жанров, которые могут быть использованы в нём. Однако ТПК может синтезировать с другими видами искусства (литература, хореография), создавая при этом новые виды искусства (опера, романс), которые имеют больше выразительных возможностей, а вследствие, являются более сложными к восприятию.
Речь, характеризующая композитора, может включать различные речевые жанры. Каждый речевой жанр имеет свои плюсы и минусы. Однако соединяясь в нечто единое, они могут в полной мере охарактеризовать композитора. Это в какой-то степени и является ТПК. Однако ТПК включает в себя и прослушивание музыкальных произведений.
Создавая ТПК, учитель должен учитывать целевую аудитории. Учитель также должен точно определить для себя цель использования ТПК. При этом учителю необходимо знать музыкальный материал и базовые знания теории музыки.
Проводя исследования, мы выявили некоторые закономерности, которые необходимы для создания ТПК:
1) Выбираются те материалы, которые в полной мере раскрывают жизнь и творчество композитора;
2) ТПК композитора начинается с краткого описания деятельности и достижений композитора;
) ТПК зачастую начинается с биографических данных;
) ТПК может включать информацию о личных отношениях, если они повлияли на творчество композитора;
) Также стоит обратить внимание на то, как начинается ТПК, зачастую первые предложения несут в себе интересную увлекательную информацию, которая мотивирует читателя читать текст до конца;
) ТПК должен доступно и понятно (кратко) рассказать о богатой жизни композитора;
) Создавая ТПК, учителю необходимо фильтровать информацию о жизни композитора. Например: возможно, не следует рассказывать о алкогольной зависимости композитора;
) Однако главным критерием в создании ТПК является высокая риторическая и методическая подготовка учителя, а также его заинтересованность.
ТПК как поликодовый жанр глубже понимается и лучше запоминается. Т.к. информация, полученная через различные каналы восприятия (зрение, слух), имеет больше нейронных связей, вследствие чего лучше усваивается.
Мы, таким образом, приходим к выводу, что, готовя урок о композиторе, учитель может создать разносторонний интересный захватывающий урок. При этом пользуясь не одними текстовыми источниками (учебниками, монографиями, мемуарами, письмами, критическими статьями и т.д.), но и музыкальными записями, иллюстрациями, художественными и публицистическими произведениями, светомузыкой, в конце концов. Лишь такое глубокое погружение в творчество композитора поможет детям действительно понять его произведения, его взгляды, его проблематику, его жизнь. А в этом случае они явно не останутся безынтересны к композитору.
) Бычков М.Н. Популярный справочник. Творческие портреты композиторов М., «Музыка», 1990.
) Дементьев В.В. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. Саратов : Колледж, 1998.
) Джонстон, Дж. Монография. М.: 2005.
) Журавлёва И.В. Диссертация: творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя русского языка и литературы. Новокузнецк 2003.
) Лейниш Т. Л. Диссертация: Формирование коммуникативной компетентности учителя русского языка и литературы в процессе подготовки и использования творческого портрета художника-иллюстратора на уроках словесности. Новокузнецк 2005.
) Серов А. Н., Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, в его кн.: Избр. статьи, т. 2, М., 1957.
) Сохор А., Музыка как вид искусства, 2 изд., М., 1970.
) Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи. Саратов 1997.
) Шмелева Т.В. Модель речевого жанра М.: 1990.
Теги: Творческий портрет композитора как коммуникативный феномен и речевой жанр Курсовая работа (теория) Английский