Как ставить ТЗ дизайнерам. Гайд для клиентов
Командой Lemon.media собрали свой опыт и подготовили гайд, как прийти к взаимопониманию с дизайнерами. Читайте ниже:
Многие недооценивают технические задания или брифы в дизайн-студиях. И на момент между «нам нужен новый лого» и «новый лого» закладывают слишком мало времени и сил. Хотя простонародное ТЗ — это залог, что нужный вам лого вообще появится.
Поэтому сегодня разберемся, как ставить ТЗ/заполнять бриф, чтобы результат был не ХЗ.
От каких проблем убережет грамотное ТЗ
Сразу с главного: дизайнер — это исполнитель вашей задумки. Да он знает, как лучше расположить элементы и соблюсти стилистику. Но у него свой взгляд на мир.
Грамотное же техническое задание предотвращает от множества проблем. Каких именно, разберем на примерах:
1. Представьте, что вы хотите лого с парусом в верхнем левом углу. В ТЗ дизайнеру написано — на лого должен быть парус. В итоге 50/50, что он будет расположен в верхнем левом углу. И если нет, будут правки, переделки, возможно придется менять композицию и тд. Это долго и ресурсозатратно.
Поэтому необходимо углубляться в самые мелкие детали, вплоть до расположения каких-то элементов. Это бережет наши и нервы дизайнеров от нескончаемых правок и недовольства, что вас не понимают.
2. Еще момент — проблемы удваиваются, когда несколько людей согласовывают дизайн. Есть риск, что вы разойдетесь во мнении не только с дизайнером, но и с коллегами.
Здесь советуем максимально подробно обсудить с ЛПР-ами концепцию и согласовать ее. А потом так же подробно расписать все для студии/дизайнера и тд. Либо можно ограничить круг тех, кто принимает дизайн.
3. Если дело все дошло до правок — не оставляйте подробности. Замечания в духе «не зажигает»/«хочется чего-то другого» делу не помогут, нужен только конструктив. В ход можете брать все — хоть заскриньте и стрелочками подрисуйте, как подвинуть элементы, главное объясните.
На что обратить внимание
Окей, с возможными проблемами разобрались. Теперь о том, на что обратить внимание:
1. Контекст задачи
Расскажите, зачем вам этот дизайн/фирменный стиль и где планируете его использовать. Это важно, потому что дизайнер будет учитывать все возможные нюансы, которые были в его практике или просто известны.
«
Пример, как стоит ответить на вопрос в брифе
Например, вытянутый лого с витиеватым шрифтом не всегда выигрышно смотрится на спортивном худи. Хотя ранее сказано, что вам хочется чего-то в стиле барокко. Понимая контекст, исполнитель будет учитывать нюанс и подумает, как добавить барокко иначе.
2. Целевая аудитория
Сосредоточьтесь на описании целевой аудитории. Так как дизайн в первую очередь должен привлекать её. И нужно будет найти компромисс между вашим видением и тем, как будут воспринимать бренд потенциальные клиенты.
Прям распишите: возраст, пол, сферу интересов, боли, мечты.
Например: молодые мамы 20-30 лет, в детских вещах ценят качество и минимализм. Им не нравятся слишком яркие цвета игрушек, поэтому большинство магазинов детских товаров их бесит.
К сожалению, несовпадение желаний клиента и ЦА — частая проблема. И здесь стоит отойти от своих «хочу» и выбрать то, что будет эффективно и понятно аудитории.
Возвращаясь к мамам — допустим вы, как заказчик, напротив любите яркие цвета. Но ЦА, которой нужен минимализм и нюд в продукте, захочет видеть этот нюд и в дизайне упаковки/лого и тд. Ради продаж придется уступить.
3. Информация о вас
Если у вас уже есть какие-то фирменные элементы, цвета, старый логотип — прикладывайте их к заданию. А вместе с этим фото продукта, клиентов с продуктом, оформление торговой точки (если есть) и все подобное.
Также для вдохновения можно поделиться историей компании, необычными фактами об основателях или работниках. Возможно, есть какая-то интересная мелочь, из которой получится интересная метафора в дизайне, фирменных цветах или лого.
4. Форматы
Не забывайте о простых вещах, как размеры и форматы. Например, вам нужны картинки для соцсетей — пишем размеры для каждой, Инстаграм 1080х1080, Вконтакте и дальше.
Если вы планируете работать с подрядчиком долго, лучше сохраните их себе в табличке и прикладывайте каждый раз.
5. Добавьте примеров
В дизайнерских кругах их еще называют референсами. И да, это обязательный пункт. Потому что наглядный пример всегда сработает лучше, чем лист подробного описания (хотя он тоже нужен).
Можно показать референсы каких-то частей. Например, здесь мне нравится кружок в углу, а тут фон и персонаж. Также можно добавлять примеры, как вам НЕ нравится. Это точно убережет от множества правок.
Где искать референсы: pinterest, behance, брендинг конкурентов или смежных областей.
Помните о сроках
На всякий случай уточним, история «мне нужен логотип через 2 часа, потому что я печатаю наклейки» — не работает.
Самый важный момент в коммуникации с заказчиком — адекватно оценивать сроки и объем задачи. А лучше сначала уточнить, за сколько возможно сделать определенную работу и после поставить дедлайны.
Если что-то срочное, можно поговорить о более быстром исполнении (скорее всего за доплату).
Ещё, когда у вас объемная задача типа — 10 страниц сайта и фирменный стиль — разбейте ее на подзадачи и обсудите дедлайны промежуточных согласований.
Это избавит от правок в духе «переделайте все» и дизайнеру будет легче распределить свое время. И вы сможете отследить все этапы, будет больше понимания, за что реально заплачено.
Как писать четкие ТЗ программистам, дизайнерам и даже себе
Составить техническое задание так, чтобы человек понял, что от него требуется и у него появилась внутренняя мотивация решить твою задачу, — это не особое искусство или магия, а конкретный скилл, который можно и нужно вырабатывать.
У меня 8-летний опыт в проектном менеджменте, работе с дизайнерами, программистами и в постановке задач для них. А последние 3 года я руковожу собственной digital-студией «Пекло». Поэтому с уверенностью говорю, что неважно, работаешь ты с придирчивым разработчиком-перфекционистом или супер-творческим десигнером, подход к формированию задачи одинаковый, за исключением нескольких мелочей.
В этой статье я поделюсь советами и приемами, которые я использую в работе сам: как составить ТЗ так, чтобы вашим коллегам, подрядчикам, партнерам было приятно и комфортно принимать и осуществлять ваши задачи. А это залог эффективной командной работы, выполненных планов, заработанных денег. Поехали!
Рекомендации выше подходят как для мелких задач, не требующих дальнейших описаний, видения решения и так далее. Также я рекомендую использовать эти правила даже для ведения личных задач, а не только для постановки коллегам.
Задача, «подкрепленная» дедлайном более приоритетная и важная к исполнению. Задача без дедлайна получает статус «ну, когда-нибудь хорошо было бы ее сделать».
Если вы ставите задачу партнерам и вы не рулите приоритетами их задач, то обязательно уточняйте, когда ее смогут выполнить.
Описание задачи необходимо для крупных и объемных задач, где нужно передать весь контекст проекта и понимание ситуации. Обычно описание задачи состоит из нескольких логичных последовательных блоков (это важно!):
Но помните, что не нужно писать летописи-лонгриды из ваших user story при описании багов. Краткость — сестра таланта. Плюс текст отформатированный, с расставленными акцентами, логично распределенный на абзацы.
Заголовок: Задать подготовленные мета-данные для страниц сайта
Мы обнаружили, что на сайте не сформулированы titles & meta descriptions. У части страниц они не заполнены, половина страниц — дубли, а оставшаяся часть сформулирована без использования ключевых слов и некликабельно. Это критическая ошибка, так как без корректных мета-данных сайт не может расти в поисковой выдаче.
Мы составили таблицу в Google Docs с прописанными мета-данными для каждой статической страницы сайта, а также с шаблонами для динамически генерируемых страниц. Ссылка на документ: . Так как у проекта нет админки, где мы могли бы все настроить своими руками, просьба вставить метаданные из документа на страницы сайта:
Просьба это сделать ASAP, так как от этого зависит вся дальнейшая работа по оптимизации. После реализации задачи, мы отправим сайт на переиндексацию и сразу получим увеличение показов и кликов в выдаче! Если в ходе работы возникнут вопросы — без проблем спрашивайте!
Пояснение: кратко описываем проблему, подготавливаем всю необходимую информацию для разработчика (таблица), далее описываем решение задачи, объясняем подводные камни с «переменными». В конце обозначаем важность задачи, желаемые сроки и профит, который будет от решенной задачи. Также мы добавляем, что мы если что рядом и готовы оперативно ответить и помочь (снижает стресс при получении незнакомой задачи).
Самое важное: если решенная задача имеет конкретный результат и пользу, то у исполнителя есть мотивация ее выполнить. Если важность задачи не раскрыта и понимание того, что она даст, то и желания сделать задачу, быть причастным к ее решению тоже особого нет.
Заголовок: Разработать landing page для
К нам обратились ребята из ХХХ. Они организуют ивенты и тусовки для крупных компаний, и за два года стали лидерами. Текущий лендинг — унылое говно и не соответствует их компании.
Мы узнали собрали всю инфу и контент у клиента:
Помни: рисуем mobile-first, так как 90% трафика — мобильные устройства!
Предлагаю перед стартом работ встретиться и обсудить детали работ, я детальнее расскажу про компанию и структуру лендинга, которую мы продумали. По срокам — нужно показать макет до ХХХ, так что время на подумать есть. Контент дали хороший, заказчик адекватный — так что уверен, сможем сделать круто!
Пояснение: рассказываем о сильных сторонах клиента и о проблеме, даем всю необходимую информацию для старта работ и показываем важные технические нюансы. Из моего опыта, дезигнеры, как правило, не любят много букв, текст читают и копипастят невнимательно, поэтому с ними чаще всего нужно обсуждать задачу голосом. В конце, опять же, говорим о положительных нюансах и намерении сделать круто. Однако, жизнь, тяжелая и непредсказуемая штука: может прилететь говняный проект, и вы понимаете, что уже не отвертеться, его нужно сдать и забыть как страшный сон. В таком случае не обманывать коллегу и говорить честно: «Брат, мы должны сделать эту грязную работу!».
Некоторые из советов (вроде написания заголовков задач) вообще не требуют дополнительного времени на постановку, а вот насколько развернутые и детально описанные должны быть ТЗ — определяет контекст задачи. Перед постановкой задачи обязательно:
В результате вы сэкономите всем время, нервы, быстрее и круче решите задачу, получите каеф от гладкого процесса.
С каждым человеком у нас складываются определенные взаимоотношения и стиль общения. И чтобы задача лучше читалась и воспринималась исполнителем, можно этот нюанс учитывать и отходить от официоза, канцеляризмов и написать текст на «вашем» языке, что тоже будет комфортнее для восприятия информации
Еще небольшая фишка: когда задача уже сформулирована по феншую. Ее нужно ПРОДАТЬ исполнителю:
Прямо по канонам AIDA получается, да? 🙂
Хороший пример:
Вася, привет! В процессе аудита сайта мы обнаружили серьезную ошибку — которая мешает росту сайта. Нужна твоя помощь. Посмотри, пожалуйста, ее сегодня — <ссылка на тикет>!
Плохой пример:
Всем привет! Завели новую задачу:
Главное, сформировать у себя привычку писать задачи по феншую — это перестанет быть для вас стрессом, нагрузкой и перестанет занимать дополнительное время. Зато будет порядок в процессах и в эффективности работы!
Как сделать ТЗ на дизайн сайта бесплатно самому: подробная инструкция
Создаем подробное техническое задание для дизайнера и разработчиков с нуля буквально из ничего — бесплатно, быстро, красиво и чтобы не стыдно было показать клиенту!
Нет, данное заявление — не очередной кликбейт от маркетологов.
Команда Ant-Team.ru разработала свой способ создания подробнейшего технического задания для дизайнеров и разработчиков.
Сегодня мы делимся с вами всеми подробностями и тонкостями нашей технологии. Инструкция настолько полная, что мы уже передаем ее новичкам команды в качестве регламента!
Дисклеймер 1: если вам кажется, что какие-то этапы решения данной задачи можно сделать по-другому — пожалуйста. Описываемый процесс в большой степени является творческим, и подходить к нему можно по-разному. А мы всего лишь покажем конкретный пример, полностью подходящий под наши задачи.
Может показаться, что SEO и разработка дизайна — несвязанные области. В таком случае вы удивитесь, если мы скажем, что рано или поздно выполняем задачу такого типа практически для каждого нашего проекта!
Как так вышло и почему мы, а не кто-то другой?
Дело в том, что качественное SEO-продвижение — это комплексный подход, а не просто вливание ключевых слов в тексты, как некоторые думают. Обращаясь к хорошим сеошникам, будьте готовы, что они со своими рекомендациями дотянутся до вашего сайта и даже до вашего бизнеса со всех сторон. Именно такой подход, при условии, что работу выполняют профессионалы, поможет достичь самых крутых результатов.
SEO-специалисты могут составить рекомендации для сайта с точки зрения дизайна, структуры, ассортимента, способов доставки и даже цен на продукцию. При этом они учитывают особенности ниши и решения прямых конкурентов и лидеров тематики, а также ориентируются одновременно на пользователей и на поисковые машины.
Если говорить конкретно о задаче на ТЗ для дизайнера, сеошников в меньшей степени интересуют такие дизайнерские фишки, как цветовая гамма, содержимое картинок на страницах или закорючки на шрифтах. Дизайн в этом понимании мы не трогаем и оставляем на усмотрение дизайнера и клиента. В рекомендациях же мы говорим о заполнении страницы: блоках, необходимых для повышения доверия у посетителя и поисковика. Нам не всегда важно, как они будут выглядеть, но нужно, чтобы они в принципе были. Неподготовленный человек, не знакомый с Инструкцией для асессоров Google (или хотя бы с данной статьей), по нашему опыту упускает большую часть YMYL-факторов, что в дальнейшем может сказаться на ранжировании.
Схематичный прототип же мы составляем для упрощения понимания ТЗ. По опыту мы знаем, что ТЗ в Гугл доке с перечислением блоков и примеров конкурентов очень тяжело воспринимается даже подготовленным человеком. Поэтому, чтобы избежать лишней головной боли, мы не ленимся и составляем схематичный прототип. Всего лишь час работы значительно упрощает дальнейший процесс согласования и разработки дизайна.
Начнем с подготовки к работе. Мы знаем, что никто не любит платные или трудные в использовании программы. И сегодняшний мануал рассчитан на использование исключительно простых и бесплатных инструментов:
Дисклеймер 2: любые из перечисленных инструментов вы можете заменить на ваши любимые альтернативы, кроме (!) последних двух. Если с руками и терпением у вас плохо, то лучше делегировать эту задачу более усидчивому коллеге, иначе обещанной красоты не выйдет, а ругать вы будете нас за плохую инструкцию.
В случае когда мы прорабатываем какую-то одну страницу (например, лендинг или главную) или какой-то один тип страниц (например, товарную карточку интернет-магазина), мы получаем:
Бывает необходимо проработать сайт полностью с нуля, например, при планировании перед созданием. В таком случае мы увеличиваем объем работ и получаем полный набор информации, которую можно передавать дальше — разработчикам, дизайнерам и контент-менеджерам:
В обоих случаях подход можно считать комплексным, так как в работе мы учитываем все требования SEO, такие как YMYL, E-A-T, удобство для пользователя, полнота контента, сопоставимость с конкурентами и многое другое.
В этой статье я поверхностно расскажу о более полном подходе (втором) и подробно остановлюсь именно на составлении ТЗ для дизайнера и блок-схеме (первом).
Для анализа конкурентов нужен список конкурентов, а для получения списка конкурентов нужна семантика — те запросы, по которым должен ранжироваться сайт или страница на сайте. Если ТЗ составляется для какой-то одной страницы-лендинга, то достаточно кластера (группы запросов), под который будет оптимизирована страница. Если мы составляем полное ТЗ на сайт, то нужна хотя бы какая-то поверхностная семантика по теме (примерно от 5-10 кластеров).
Важно! Как SEO-специалисты при составлении ТЗ мы в первую очередь ориентируемся именно на конкурентов из поисковой выдачи. Хотя клиент или руководитель может попросить дополнительно обратить внимание на какие-то другие сайты, и тогда это обязательно нужно сделать.
Получить семантику можно разными способами, не станем на этом подробно останавливаться, так как статья о другом.
Для примера подготовлена поверхностно собранная через Вордстат семантика для рандомно выбранной тематики “ремонт бытовой техники”.
Рисунок 1. Часть отобранных для примера ключевых фраз
Дисклеймер 3: тематика была выбрана “с потолка”, запросы в Вордстате тоже частично рандомные (по крайней мере собраны очень поверхностно), конкуренты для анализа подбирались исходя из общей логики: кто ранжируется по большему количеству отобранных запросов, тот в данной ситуации считается более крутым. Мы не ставили целью никого обидеть или, наоборот, пропиарить.
Важно! Собирать семантику и анализировать конкурентов нужно по региону продвижения. На примере все сделано по Москве.
Добавляем подготовленную семантику в Key Assort и собираем данные.
Рисунок 2. Добавили фразы с ненулевой частотностью в Key Assort через “Ручное добавление фраз”
Как составить техническое задание и получить то, что нужно
Если вы заказываете у сторонних подрядчиков проект, в котором нет жестких стандартов качества, попробуйте работать по техническому заданию. Оно поможет в разработке сайта, дизайна, написании статей в блог или оказании других маркетинговых и IT-услуг. ТЗ конкретизирует пожелания.
Рассказываем, как составить ТЗ так, чтобы вас поняли, что в него стоит добавить, кто должен оформлять этот документ и какие есть нюансы и особенности.
Что такое техническое задание
Техническое задание, или ТЗ — это документ, в котором фиксируются требования к проекту. Условно ТЗ можно назвать любое поручение исполнителю, главное, чтобы в нем были ясно прописаны характеристики итогового продукта.
В первом примере мы даем поручение, которое исполнитель должен выполнить по своему усмотрению. Во втором явно указываем, что именно нам нужно. Идеальным решением во втором случае еще будет составление договора, чтобы техническое задание стало приложением к нему.
Когда стоит составлять техническое задание
Всё зависит от проекта и вашей бизнес-модели. Если проект маленький, вы доверяете исполнителю, и риск получить не то, что вы хотели, мал, можно обойтись устным поручением.
Если проект требует значительных для вас вложений, он связан со сложной IT-сферой, где много нюансов из-за особенностей технологий, или с творческой сферой, стоит зафиксировать требования в ТЗ.
Кто должен составлять техническое задание
Устоявшейся практики нет — как договоритесь с подрядчиком.
Заказчик делает сам
Например, гендиректор студии архитектурной фотографии «АрхФото» Анатолий Шостак называет идеальным заказом ситуацию, когда заказчик сразу присылает подробное ТЗ и просит оценить работы.
В таких случаях мы точно знаем, что, как и когда нужно снимать. Соответственно, можем сразу рассчитать стоимость и сроки работ. Но в большинстве случаев заказчики не имеют точного ТЗ, потому что у них нет конкретного понимания, что именно нужно требовать от исполнителя. В таких случаях мы предлагаем им заполнить форму с наводящими вопросами.
Анатолий Шостак
Гендиректор «АрхФото»
Совместная работа
Процесс может выглядеть так: заказчик формулирует все требования к будущему продукту, заполняет бриф подрядчика по образцу, а затем на интервью согласовываются нюансы.
Техзадание полностью делает исполнитель
В таких ситуациях подрядчику ставится общая задача, а требования и обязательные функции к продукту он собирает с помощью разных источников — проводит интервью сотрудников заказчика, изучает потенциальных потребителей и конкурентов.
Совместная работа по составлению ТЗ и заказ задания исполнителю отличается в первую очередь подходом. Например, вы хотите заказать интернет-магазин:
Универсального решения нет, но лучше доверять составление ТЗ представителю подрядчика — специалист лучше знает, как должен работать его проект. Но при этом не стоит отстраняться от работы — объясните подрядчику, зачем вам продукт, как вы планируете его использовать, кто и зачем им будет пользоваться, покажите примеры решений конкурентов, которые вы считаете хорошими.
Сколько стоит заказать ТЗ
Если проект сложный, с большим списком функций и требований, техническое задание можно заказать за деньги. Это практикуется при создании сайтов и мобильных приложений. С готовым ТЗ можно не искать исполнителя самостоятельно, а открыть тендер.
Основатель компании по разработке информационных систем Work Solutions Максим Мул при заказе ТЗ рекомендует ориентироваться на 10-20 % от общей стоимости разработки продукта.
Не рассчитывайте получить качественное ТЗ бесплатно. Для его составления привлекают аналитиков, которые должны сформировать функциональные требования исходя из задач бизнеса и описать их так, чтобы не было пространства для двусмысленных толкований.
При этом ТЗ — это отчуждаемый документ, с которым может работать любой исполнитель. То есть вы можете заказать ТЗ у одних разработчиков, а затем обратится к другим. Главное, чтобы в ТЗ были описаны бизнес-логика и правила работы.
Максим Мул
Основатель Work Solutions
Если речь про IT-задачи, например, интеграцию между информационными системами, внедрение CRM, разработку дополнительного функционала ПО или приложения по API, то не стоит рассчитывать на ТЗ стоимостью меньше 50 000 руб., считает гендиректор компании «Информатика и Сервис» Владимир Севрук.
Чтобы составить минимально ценное для клиента и понятное разработчикам ТЗ, аналитику нужно потратить минимум одну неделю на опрос всех сотрудников клиента, уточнить возможность реализации требований с разработчиками и в итоге свести всё в один документ.
Такие затраты микро- и малый бизнес в основном не могут себе позволить — заказ ТЗ актуален для верхнего малого и среднего бизнеса, когда IT-продукт в итоге существенно сократит расходы бизнеса и это будет выгодно.
Владимир Севрук
Гендиректор компании «Информатика и Сервис»
Платные подробные ТЗ применяют и в других сферах. Например, в архитектурной фотографии.
У нас есть более сложная форма ТЗ — мы называем ее «сценарий». Для сценария мы проводим предварительные съемки, прописываем и согласовываем все ракурсы с заказчиком, прорабатываем целевую аудиторию и рассчитываем тайминг каждого кадра с учетом движения солнца. И все это ещё до начала чистовой работы.
Анатолий Шостак
Гендиректор «АрхФото»
За составление такого подробного сценария в «АрхФото» берут деньги. В зависимости от сложности проекта и требований заказчика сценарий иногда стоит дороже самой съемки. Зато благодаря ТЗ заказчик еще до начала работ понимает, что получит в итоге, говорит Анатолий Шостак.
Как написать техническое задание
Что конкретно стоит добавить в техзадание, зависит от продукта. Например, если вы заказываете партию одежды, нужно прописать особенности покроя, виды материалов и их качество, вплоть до примерной матовости поверхности пуговиц.
Если заключаете договор на разработку сайта, нужны сценарии его использования.
Пишите однозначно
Составляя ТЗ или описывая продукт подрядчику, старайтесь избегать качественных прилагательных. «Красивый» пиджак для одного человека будет приталенным, а для другого, наоборот, широкого покроя. Так и с любыми проектами: чем больше конкретики, тем лучше.
Хороший подрядчик будет конкретизировать и уточнять неоднозначные строчки в ТЗ, но это потребует дополнительного времени на переделку. Поэтому лучше стараться минимизировать недопонимание. И постараться определить для себя конкретные требования к продукту еще до разговора с исполнителем.
Бывает, что заказчик не знает, что конкретно хочет получить, причем часто сам того не осознавая. Из-за этого в ТЗ появляются расплывчатые и многословные формулировки. В итоге заказчик с исполнителем потратят значительное время на их уточнение. Эффективнее сделать ТЗ с конкретными и точными требованиями, без многословности.
Алексей Орлов
Руководитель проектов компании «Рексофт»
Стоит попробовать любые пожелания сводить к количественным требованиям.
Не подходит | Подходит |
Выводить на главной странице сайта популярные товары | Взять самые покупаемые товары за неделю и показывать их на первом экране сайта в блоке популярных товаров. С возможностью добавить товар в корзину за один клик. |
Дайте подрядчику общую информацию
Расскажите подрядчику, чем занимается компания, кто ее целевая аудитория, поделитесь нюансами работы — это поможет исполнителю лучше вникнуть в проект и избежать ошибок.
Гендиректор INOSTUDIO Максим Болотов рекомендует как минимум озвучить подрядчику идею проекта, который вы заказываете, уточнить, в чем его конкурентные преимущества и уникальность.
Расскажите подрядчику, какие задачи будет решать IT-решение. Это может быть увеличение прибыли, повышение узнаваемости бренда, лояльности пользователей. Уточните, кто будет пользователями продукта, их социальные и поведенческие характеристики, например, пол, возраст, интересы, семейное положение, потребности — это нужно, чтобы корректно и эффективно сформулировать функциональные требования к продукту.
Максим Болотов
Гендиректор INOSTUDIO
Помогите разобраться в терминах и нюансах
Подрядчик, как правило, специалист в своей отрасли, в вашей сфере он по умолчанию разбирается хуже. Поэтому помогите ему понять специфические термины или нюансы в техзадании.
Можно ввести отдельный раздел в виде словаря с расшифровкой или пояснять по ходу документа.
Покажите конкурентов
В ТЗ стоит добавить ссылки на аналогичные проекты и дополнить их описаниями: что конкретно нравится в аналогах, что стоит повторить, а чего точно стоит избегать.
Если заказчик планирует создать продукт, идея которого уже есть на рынке, то имеет смысл изучить конкурентов. Выявить отличительные особенности их IT-решений, чтобы разработать собственное с уникальными преимуществами.
К документу с видением продукта рекомендуем прикладывать ссылки на аналогичные решения. С описанием функциональных блоков, которые вам понравились. Это упростит дальнейшее общение с подрядчиком.
Максим Болотов
Гендиректор INOSTUDIO
Уточните важные технические требования
Если вы делаете IT-продукт, стоит сразу согласовать все технические требования с вашим IT-специалистом и подрядчиками. Это необходимо, чтобы новое решение могло быть интегрировано в ваши имеющиеся платформы и бизнес-процессы.
Например, если вы заказываете интернет-магазин, важно, чтобы его движок мог принимать данные из всех ваших систем — не только обмениваться актуальными ценами с 1С, но и получать информацию из CRM и самописных сервисов.
О нюансах нужно предупреждать подрядчика еще во время обсуждения общего видения проекта и до составления ТЗ. Важно, чтобы исполнитель умел работать со всеми вашими технологиями.
Распишите сценарии использования продукта
Если вы делаете что-то стандартное, то так сильно погружаться в особенности продукта не стоит, это лишь запутает и добавит ТЗ многословности. Но в случае чего-то необычного попробуйте в техзадании отвечать не на вопрос «Что?», а на вопрос «Как будет делать пользователь?».
Если речь про IT-продукты, можно прописывать сценарии по такому шаблону:
Опишите требования к проверке проекта
При составлении ТЗ отталкивайтесь не от абстрактных требований к продукту, в таком случае получится многословный и неструктурированный список желаний. Попробуйте вместо этого придумать условный чек-лист, по которому вы будете проверять успешность проекта.
Например, для интернет-магазина это может быть:
Чем подробнее и длиннее чек-лист, тем лучше.
Двигайтесь от общего к частному
Старайтесь собирать требования к продукту от общего к частному. Если вы заказываете дизайн сайта, то сначала стоит рассказать про общую концепцию и пожелания по цветовой гамме. Затем рассказать, какие страницы должны быть на ресурсе. После перейти к описанию требований к каждому блоку на каждой странице. И в конце определиться с элементами в блоках: какой вид и размер шрифта должен быть у текста, как оформляются иллюстрации.
Шаблоны и примеры ТЗ
Универсального шаблона технического задания нет — требования будут отличаться в зависимости от отрасли и типа проекта.
Если вы решили составлять ТЗ самостоятельно, эффективнее попросить шаблон или пример у подрядчика. Или поискать брифы, которые предлагают заполнить исполнители у себя на сайтах — вопросы из таких форм можно использовать как разделы ТЗ.
Если планируете заказать IT-продукт, можно использовать за основу госстандарты. Например:
Эффективнее будет составлять ТЗ вместе с выбранным подрядчиком. Он будет задавать вопросы, уточнять нюансы и структурировать информацию. А вы объяснять, что же вам в итоге нужно от продукта.
Когда ТЗ не нужно
Не стоит самостоятельно составлять техническое задание для любого продукта — зачастую это излишняя работа, которая только запутает и станет бесполезной бумагой для подрядчика.
Эффективнее будет начать с общего понимания задачи — подумайте, что вам нужно от продукта, как его будут использовать, что в нем должно быть, а что, наоборот, точно стоит исключить. Опишите это с использованием не качественных, а количественных характеристик.
С этим пониманием обратитесь к подрядчику. Возможно, он предложит использовать не ТЗ, а гибкие методологии создания продукта — когда сначала делают небольшой прототип, выпускают его, а затем собирают обратную связь от первых клиентов и постоянно дополняют требования на основе этой аналитики. С таким подходом проект реализуется с учетом потребности клиента.
Вместо ТЗ выгоднее сначала сделать предпроектное обследование, изучить реальные потребности клиентов, вместе с аналитиком подрядчика. А затем решать, нужно ли ТЗ вообще.
Может быть, выгоднее и эффективнее выполнять бизнес-задачу, например, с помощью SCRUM. Действуя небольшими итерациями в 1-2 недели, анализируя результат и постепенно дополняя требования.
Владимир Севрук
Гендиректор компании «Информатика и Сервис»
Кратко — универсальные советы по составлению ТЗ
Составляя ТЗ самостоятельно или с подрядчиком, придерживайтесь следующих правил:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.