Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары
Одной из основных проблем начинающих рок-групп разных стилей является написание собственных песен, причем не лишь бы каких, а ярких, запоминающихся, качающих и цепляющих произведений. Конечно, можно играть кавер-версии на песни известных коллективов, и, если это и является целью вашей совместной музыкальной деятельности, все что вам нужно – это время, терпение и умение играть на гитаре.
Если же вы решили покорить слушателей собственным творчеством, придется учиться писать песни самостоятельно, и данная статья поможет вам избежать распространенных ошибок, допускаемых начинающими группами при написании собственных песен.
Первое и основное, с чем вам стоит определиться – это цель написания песни. Если вы пишете песню для себя, приготовьтесь к тому, что слушать их будете только вы, ваши родные, кошка и, волею судеб живущие рядом, соседи. В среде молодых исполнителей бытует мнение, что все, ставшие известными, группы писали песни для себя, а затем, как-то, само-собой стали популярными. Не воспринимайте такие разговоры всерьез. Каждая профессиональная группа ориентирована на конкретную аудиторию, на основании запросов которой развивается выбранное направление музыки. С течением времени стилистика рок-группы претерпевает ряд изменений, подвергается различным творческим экспериментам, но категория слушателей остается практически стабильной.
Таким образом, в самом начале творческого пути вам предстоит нелегкий выбор – играть для широкой аудитории или же для небольшого количества «истинных ценителей» искусства. Не стоит кривиться, ибо мы не призываем вас играть «попсу». Любое направление музыки от популярной до тяжелейшего метала, имеет определенное, зачастую немалое, количество благодарных слушателей. В данной публикации мы опишем основные принципы, которые помогут вам написать песню для широкого круга слушателей, и пригодятся независимо от избранного вами музыкального стиля.
Как писать текст песни?
Начнем с языка, на котором вы напишете текст песни. Несмотря на всемирную популярность англоязычных рок-групп, U-rock.com.ua советует в начале творческого пути вашей группы писать тексты песен на том языке, который без труда поймет основная часть ваших слушателей. Скорее всего, такие коллективы, как, например, Metallica, не стали бы столь популярны, в первую очередь в США, пиши они тексты на русском. То же справедливо и в отношении вас.
Даже грамотно написанный на иностранном языке текст песни будет непонятен подавляющему большинству слушателей, не говоря уж о том, что начинающие группы зачастую выступают с аппаратурой, качество звучания которой, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Все это вместе превратит слова вашей песни в непонятную никому тарабарщину и сведет на нет все усилия по написанию текста песни.
Следующий элемент написания текста песни, на который следует обратить внимание – ритмическое отношение гласных букв и основных нот вашей мелодии. Хотя сама по себе мелодия вокала – дело субъективное, явное ее отсутствие навредит песне. Высчитайте опорные ноты вашей мелодии, и приведите текст в соответствие с ними.
Не забывайте о смещении текста по долям музыкального такта. Постоянно повторяющаяся мелодия приедается, попробуйте сместить ритмику с сильной доли такта на слабую. Применяйте пение из затакта. Так же рекомендуем к прочтению статью о том, как научиться писать стихи.
Собственно, смысловая составляющая текста вашей песни остается исключительно на вашей собственной совести. Мы лишь призываем вас отнестись к ней серьезно, чтобы через несколько лет вы не испытывали чувство стыда исполняя песни собственного сочинения.
Несомненно, каждому из нас время от времени западает в голову несколько строчек чьей-нибудь песни, которые мы напеваем – когда вслух, а когда мысленно. Чтобы слушатели запоминали ваш текст, повторяйте его части. Очень хорошо, если повторяемые строки являются еще и названием песни. Здесь вы получаете широкий простор для творчества – пользуйтесь этим.
Далее обратите внимание на мелодическое завершение каждой строчки или двух, в зависимости от мелодии. Не стоит постоянно повторять одну и ту же мелодику в окончании каждой строчки куплета вашей песни. Работая над написанием текста, и мелодией песни, старайтесь варьировать концовки, например, придумайте три и разместите их в следующем порядке: первая, вторая, первая, третья. Еще один распространенный способ разнообразить куплет написанной вами песни: первая, вторая, первая и оригинальный ритмический или мелодический рисунок непосредственно перед припевом.
Также, не стоит забивать голову слушателя десятком гитарных риффов, этим вы только усложните запоминаемость самой песни, и, навряд ли, добавите ей привлекательности. Вполне достаточно трех-четырех риффов на гитаре. Прослушайте несколько песен ваших любимых исполнителей – большинство из них построены именно таким образом.
В противоположность гитарным риффам, когда дело доходит до партии ударных, не стоит жадничать. Количество разных барабанных ритмов должно хотя бы в два раза превышать вариации гитарных или клавишных партий. Экспериментируйте с сильными и слабыми долями такта, темпами и размерами. Не стесняйтесь заимствовать ритмические идеи у представителей других стилей музыки.
Как написать припев песни?
Вы, конечно же, понимаете, что именно здесь придется выложиться по полной, ведь именно припев является самым запоминающимся и узнаваемым элементом песни. Представьте огромный стадион зрителей, увлеченно поющий вместе с вами конкретный припев. Если у вас это получится, то получится и у них. Старайтесь найти такой вариант, который смогут подхватить зрители. На запоминаемость припева также влияет количество его повторений. Именно здесь кроется причина многократного повторения припева любой, мало-мальски, известной «попсовой» песни. Вам необязательно следовать тем же путем. К примеру, используйте модуляцию, повысьте мелодику на тон, другой. Это прозвучит красиво, эмоционально, и, обязательно, запомнится слушателю.
Хорошо, если в вашей песне есть разнообразные мелодичные вставки, проигрыши, соло на гитаре или другом музыкальном инструменте. В то же время, важно знать меру. Сыграв получасовое соло, вы, скорее всего, побежите будить слушателей в зале или же искать их в курилке.
Отправляем песню в ротацию на радио
Очень часто начинающие исполнители слышат отказ, не формат, мол. Естественно, необходимо учитывать направление радиостанции: песню в стиле дез-метал скорее всего не примут на радио, ориентированное на блатные песни.
В то же время, если качество записи хорошее, и стилистика не противоречит звучащей на радио музыке, значит нарушена сама структура композиции – слишком затянуто вступление, соло или же проигрыш, сама песня слишком длинная. Старайтесь не превышать значение в четыре с половиной минуты. Эфирное время на станциях зачастую строго расписано, поэтому крутить вашу пятнадцатиминутную рок-оперу скорее всего не станут.
Конечно, вышеописанные правила носят скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Иногда песни становятся хитами случайно, как например «Paranoid» группы Black Sabbath. Альбом уже был готов, потребовалась одна песня, и, в результате, случайно попавшая на пластинку композиция стала хитом мирового масштаба.
В то же время, хочу отметить, что принципы написания песен, которые вы только прочли, являются результатом обобщения многолетнего опыта написания известных песен абсолютно разными музыкантами, играющими в различных направлениях. Поэтому, внимательное и своевременное их применение значительно повысит профессиональный уровень написанных вами песен и, обязательно, пойдет на пользу вам и вашим слушателям! Всех благ!
AllFrets
Как написать убийственную ритм партию?
Привет! Сегодняшний урок посвящен теме написания безбашенных ритм партий, от которых у каждого возникнет желание трясти хаером, пока мозг не расплавится. На самом деле нет никаких правил относительно того, как нужно писать ритм партии, да и вообще песни в целом. Но ни смотря на это каждый (ну и почти каждый) чувствует – вот действительно стоящий трек, а это лишь очередная, пусть и довольно неплохого качества, проходная песня. И тут же хочется вспомнить о тех группах конца восьмидесятых, которые собирали целые стадионы, не выпустив ни одного альбома, а если таковой выходил, то становился как минимум платиновым. И все это благодаря цепляющим рифам и мощному вокалу. Ты, конечно же, знаешь их названия. На их примере, а также на примере более поздних групп мы посмотрим, каким образом создаются действительно убийственные ритм партии.
В действительности – написание песни это творческий процесс. Из абсолютно одинаковых музыкальных идей у двух человек получаться совершенно разные песни. И вполне возможно, что одна из них станет хитом, а вторая затеряется среди тысяч себе подобных.
Первое о чем хочется поговорить это музыкальная теория. И в этот момент некоторые по ту сторону экрана тут же скажут: «Нет! Но ведь многие композиторы, гении рок-музыки, понятия не имели о том, что такое хроматическая гамма или лидийский лад» Все верно! Но верно лишь в том, что они действительно были гениями. И если ты ставишь себя в их ряды, то на кой черт ты вообще читаешь всю эту муть, которую я здесь пишу? 🙂 На самом деле теория музыки очень важна. Знаешь ты ее или нет – она существует вне зависимости от этого. И ее законы, как и законы физики (а ведь они по сути таковым и являются) действуют везде и всегда, несмотря на наши познания о них. Некоторые руководствуются ими инстинктивно, других же инстинкты подводят. В любом случае, будь уверен – ты можешь сочинить трек, который взорвет этот мир, если захочешь! Надо лишь поднапрячь мозги и проштудировать десяток другой страниц, озаглавленных: «Сольфеджио для начинающих». Но это все не относится к теме сегодняшнего урока.
Итак, что же ты можешь использовать для того чтобы твоя ритм партия звучала по настоящему убийственно?
Palm Mute
А если объединить Pulm Mute с фригийским ладом (как в первом и втором примерах) то получится тяжелый, мрачный риф, этот лад ни с чем не спутать!
Синкопы
Синкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую. Используй его для того, чтобы придать своей ритм партии динамику. Послушай, как они звучат, и попытайся придумать что-нибудь похожее.
Как видишь, даже великий и ужасный Элис Купер использовал их.
Рваный ритм !
О, здесь ты можешь как следует поэкспериментировать. В этом плане вариантов усовершенствования твоей ритм-партии – бесконечное множество. Но все же не перестарайся иначе она превратиться в нечто неудобоваримое.
Ты можешь добавлять в такт лишние доли или убирать их, чтобы придать своей партии оттенок прогрессивности.
Брейкдауны!
Грамотный брэйкдаун (т.е. попросту перерыв между строками песни или еще чем-нибудь, заполненный башнесносящим риффом) звучит просто потрясающе. Вот тебе несколько музыкальных идей для размышления.
Хроматические ходы!
Суть в том, чтобы использовать все возможные ноты подряд, не обращая внимание на гамму, в которой ты играешь. Это еще один отличный способ разнообразить ритм партию. Да что тут говорить, Николай Римский-Корсаков целую композицию сочинил, используя только их, и она стала всемирно известной! В первом примере два хроматических хода, попробуй услышать их оба. Второй пример ты уже слышал раньше. Как видишь, можно комбинировать различные приемы усовершенствования ритм партии, для того чтобы превратить ее в шедевр. Последний пример – это кавер известной группы на известную композицию. Здесь хроматические ходы придает треку совершенно неповторимую атмосферу.
Искусственные флажолеты!
Что тут сказать? Умело и к месту сыгранный искусственный флажолет способен придать даже самой унылой ритм партии драйва. А из мощной – он сотворит шедевр, в чем ты сейчас и убедишься.
Натуральные флажолеты!
Вот несколько ритм партий, в которых натуральным флажолетам отведена не последняя роль.
Используй грязные слайды!
На мой взгляд, грязных слайдов не бывает много. Иногда они даже не выходят на первый план, но обязательно предваряют хорошую ритм партию.
Восьмые и шестнадцатые!
Первые играются даунстроком, т.е. только ударами вниз, вторые – переменным штрихом. При этом звучание риффа кардинально меняется. Рифф, сыгранный даунстроком более акцентированный (примеры ты можешь увидеть выше, в абзаце про Palm Mute ). В свою очередь риффы с шестнадцатыми нотами придают динамику всей композиции, они более быстрые.
Аккорды!
Аккорды – это огромное поле для деятельности, на котором твоя фантазия не должна знать границ. Используй арпеджио, гармонизируй аккорды, обыгрывай аккорды и делай с ними все, что только придет тебе в голову.
Kill Switch!
Еще больше примеров его использования ты сможешь найти в треках Бакетхеда и Тома Морелло.
Вот, пожалуй, и все, о чем я хотел рассказать в этом уроке. Надеюсь, мне удалось навести тебя на пару идей. Помни также, что ритм партия – это не только ритм гитара. Это еще и бас и ударные. Постоянно экспериментируй с ними, как впрочем, и со всеми остальными инструментами. Тогда твои песни приобретут уникальное, неповторимое звучание. Удачи!
Долгое время я размышлял, чем бы таким из личного опыта, я мог бы поделиться с другими пикабушниками. И тут я вспомнил, что уже не первый год занимаюсь написанием песен. Учить писать музыку вне рамок личной встречи дело сугубо бесполезное, но зато можно поделиться некоторыми лайвхаками по написанию к этой самой музыке текстов.
С текстом для песни такая хохма не пройдёт, о чём ниже.
В любом случае, если вы собрали группу из числа одноклассников, студентов универа или просто приятелей; либо же группа у вас уже есть, но вам надоело играть чужое и вы решили поработать над собственным материалом, следует из числа её участников (как вариант среди знакомых, которые сами на сцену вылезать стесняются, но согласны помочь) выбрать самого начитанного, опыт в рифмоплётстве приветствуется, но не обязателен, как по вышеуказанным причинам, так и по тому о чём я напишу прямо сейчас.
Итак, именно ты из числа участников группы (и их знакомых) самый начитанный и умеющий складно выдумывать. Теперь тебе необходимо научиться писать нечто с очень чёткой внутренней ритмикой, при этом состоящее из как можно более ёмких при этом коротких фраз, поскольку вся современная музыка родом из англоговорящих стран чей язык фонетически очень короткий т.е. большинство слов имеет два три слога и вот на такой формат тебе стоит в идеале ориентироваться.
Далее я напишу основные отличия песенных текстов от высокой поэзии:
1) О ритмике я уже говорил и можешь сам проверить, если то или иное поэтическое произведение ты можешь прочитать, так, как сочтёшь нужным, то при прочтении вслух текстов Шевчука. Кинчева, Ильи Чёрта, Горшка (выбери сам) тебе потребуются не имоверные усилия, чтобы читать вне заложенного в них внутреннего ритма т.е. читая текст вслух ты по сути поёшь, но без мелодии.
2) Во что бы то ни стало избегай более двух гласных или согласных подряд, иначе при пропевании начнётся каша (особенно если вы с приятелями играете мазафаку и текст у вас идёт скороговоркой) в идеале (почти не возможном) все слова в строке должны чередовать гласные и согласные звуки. При сочетании же двух гласных или согласных, ни в коем случае это не должны быть одинаковые гласные (согласные) иначе «Топот твари» или «Сторона окна» превратятся в «Топ от Вари» и «Сторона Кна». Лучше поищи аналоги (вот тут и пригодится твоя начитанность)
3) Так же следует избегать близкого расположения друг к другу звуков «с», «з», «ш», «щ», «ч» и «ж», если это конечно не фича. Поскольку иначе вам не избежать сыканья, зыканья, шуршания и жужжания. В идеале использовать по одному из вышеуказанных звуков на строчку, ну или сделать так, чтобы они находились друг от друга, как можно дальше (за это вам скажет большое человеческое спасибо звукач, который будет отстраивать вашу группу в клубе, а то и после того, как вы наберёте денежкав на запись в студии)
4) Старайся не пользоваться матом (если только это не задумывается, как фича группы) и не только им, но даже просто словами, которые можно использовать, как ругательные. Они являются «ударными» т.е. именно к себе притягивают наибольшее внимание, не взирая на то, какое место с твоей точки зрения им уготовано.
Иначе, когда ваш репертуар станет настолько велик, что можно будет выбирать какие из уже придуманных песен вы сыграете в очередной раз, выяснится, что песня о том, как лирический герой ходил на первое свидание с тян, размышляя что этому самому свиданию «Не помешают никакие гандоны», в представлении фанов станет песней про «Никакие гандоны»
Теперь, предположим, что ты уже знаешь все вышеописанные правила и даже разговариваешь короткими, ёмкими фразами, чередуя гласные с согласными, не злоупотребляя нехорошими звукосочетаниями и словами.
Так что перейду непосредственно к текстонаписанию, для этого существует два способа: сперва текст и сперва музыка.
Первый самый лёгкий, но пользоваться им следует лишь в том случае если тот кто пишет текст, пишет и музыку, а так же сам делает аранжировки, либо же досконально знает любимый ритм барабанщика, ходку басиста и когда гитарист вздумает сыграть небольшое соло прямо во время куплета.
Выше я не однократно говорил такое страшное слово, как внутренняя ритмика. Если ты только только пробуешь свои силы в текстонаписании для начала приготовь себе ритмическую болванку т.е. напиши задуманный тобой куплет-припев на тарабарском языке, используя рандомные слова русского или вообще подходящие по размеру числа:
Скипи трипи шынана
Хрен, Редиска и укроп
или 8 10 60
и так столько строчек, сколько ты задумал. Теперь просто пиши свой текст подбирая слова, которые бы идеально в эту ритмическую заготовку уложились. В итоге должно получится что-то вроде:
Танцевали до утра
Танцевали не прогнать
Танцевали просто так
Не смогли дотанцевать
В дальнейем, после того, как ты прокачаешь свой скилл текстовика такие заготовочки будут уже не нужны, точнее ты просто будешь автоматом писать ритмизованный текст.
Однако, если музыку пишешь не ты, а весь коллектив или ты, но знаешь, что после того, как над ней посидят остальные участники она может измениться до не узнаваемости или ты вообще барабанщик и не принимаешь участия в написании мелодии, но при этом ты самый начитанный и умеющий рифмовать, а твоя тян учится на филолога (или ты втихаря спишь с учительницей родного языка), ну или ты приятель музыкантов, который сам на сцену не лезет, а с текстами помочь согласен.
В этом случае используется такая штука, как рыба. По сути это вариант вышеописанной ритмической заготовки, только придумывается она не рандомно, а подбирается под уже готовую мелодию и делает это либо автор музыки, либо, если музыка пишется всем коллективом, тот, кто ответственнен за вокальную мелодику.
Следом она передаётся тому, кто будет писать текст. В качестве примера: Давным давно, в нашей галактике, но в уже не существующей стране под названием СССР, снимали фильм про хороших милиционеров «Следствие ведут ЗнаТоКи» и этому самому фильму (который планировался, как телесериал) необходима была песня на заставку, отвечавший за написание музыки Марк Минков, передал поэту Анатолию Горохову следующую рыбу:
Это было много лет тому назад
Шёл еврей домой по улице Арбат и т.д.
на которую были написаны пафосные
Наша служба и опастна и трудна
И на первый взгляд кому-то не видна
В общем, дерзай. Да и самое главное правило, хочешь стать хорошим текстовиком, пиши, как можно чаще и по любому поводу. И пускай не всё что ты напишешь станет песнями, но зато ты набьёшь руку. Плюс, старайся писать не под кого-то из уже известных авторов, а ищи свою собственную фичу (с известными авторами тебя и без того сравнят, поскольку человеческий мозг не любит чего-то принципиально нового и всё новое сравнивает с уже услышанным))))
Текст мой, тэг моё, баянометр ругается на дядю Лёню и бабу Вангу
Лига рок-музыки
5.5K постов 20.2K подписчиков
Правила сообщества
1 Нельзя оскорблять друг друга
2 Не допускается критика каких-либо групп или исполнителей без грамотной и развернутой аргументации
3 Нельзя постить клубничку под рок-музыку.
В студенчестве, как и многие девственники духовно богатые люди, писал я стихи. И учился со мной чел, который пел в группе. Почитал он мое творчество и особенно проникся одним из «шедевров». Очень просил разрешения положить на него музыку и исполнить. Ну мне не жалко, я к своей писанине всегда относился с долей самоиронии. Пущай поёть человек, раз так понравилось.
Ну и через месяцок скинул он мне результаты. Плакать хотелось и ржать. Если и было в том стихотворении хоть что-то стоящее, оно было изнасиловано и убито отвратительным вокалом и херовой музыкой )
Вот прям молодец! Хорошо подал и по делу.
Видно, что и опыт есть и вообще молоток. От себя добавлю, что хорошо бы ещё учитывать всякие фишки с эффектами.
Например когда фраза попадает в делэй, лупиться кусок из слова, который образует другое слово при повторении. Но это так, редкость. Спасибо за хороший пост.
в произведении может не быть ни ритма, ни рифмы, ни смысла и. даже слов. С текстом для песни такая хохма не пройдёт
Что такое авторская песня.
[Исполнять на произвольную мелодию]
Что такое авторская песня?
Я сейчас хочу об этом спеть.
Если вдруг кому неинтересно,
Полчаса придется потерпеть.
Значит, так. Сперва нужна гитара.
Без гитары петь нельзя никак.
Быть должна гитара очень старой,
Битой и без третьего колка.
Чтобы виртуозною игрою
Публику случайно не спугнуть,
Струны хорошо чуть-чуть расстроить.
Впрочем, лучше даже не чуть-чуть.
Также в песне нужно много текста
С рифмой, а желательно с двумя,
Но не больше, так как, если честно,
Рифмы только уши утомят.
В тексте нужно что-то про походы,
Про дожди и вольные ветра,
Про погоду или непогоду,
Про друзей и вечер у костра.
А еще следить за смыслом важно,
Чтобы в песне не было его,
Чтоб никто из слушателей ваших
И не вздумал думать ничего.
На гитаре надо брать аккорды.
Как известно, их бывает три.
Струны можно жать не очень твердо,
Что придаст особый колорит.
Можно на мелодию накласть.
То есть чисто в ноту не попасть.
Стыдно петь без хрипов и без вдохов
И блистать вокальною красой,
Потому что это очень плохо,
Так как называется попсой.
А попса бездарна, как известно,
Так как нам не нравится она.
Нам по нраву авторская песня,
А кому-то даже не одна.
Вообще, если сомневаешься, лучше писать блюзы. Там можно обойтись парой строк. Причем структура может быть простейшей. Важней эмоциональность.
Ехал всю ночь, чтобы бежать
Ехал всю ночь, чтобы бежать
Ехал всю ночь, всё утро и день
Обгоняя свою собственную тень
Ехал всю ночь, чтобы бежать.
И норм. Можно пилить соло)
Или Бригада С с песней «Скорый поезд придет ровно в 6 часов». Да много хороших песен в блюзе написаны буквально парой строк. Часто используется прием постепенного раскрытия темы.
А как получился стошаговназад?
Топот твари» или «Сторона окна» превратятся в «Топ от Вари» и «Сторона Кна»
Так это же вордплеи получились)
И где советы о том, что рифмовать на глаголы не комильфо?
Я иду по улице.
золотая осень.
я вчера тебе соврал
что курить я бросил
медууузааа
Меня пугают тексты от пож-та в блестящей рубашке, жилетке и бабочке.
Добрый КиШ
Жила когда-то девушка с губами алыми как кровь и звали ее Элиза Дэй. Однажды она повстречала мужчину, который, глядя ей прямо в глаза, позвал ее с собой в место, где растут дикие розы. Он отвел ее на берег реки, и там оглушил тяжелым камнем. Наклонившись над ней, мужчина вложил в ее уста красную розу, прошептал “Красота должна умереть” и спустил тело в реку.
В 1995 году Кайли Миноуг, принцессе поп-музыки, только исполнилось 27 лет. Ее песни стабильно занимали первые места в топ-чартах. Чтобы сосредоточиться на карьере певицы, она ушла из ситкома “Соседи”, который сделал ее знаменитой. Она встречалась с солистом популярной инди-группы INXS. Все было прекрасно. И тут в один день она получила письмо от Ника Кейва: музыкант написал для нее песню об убийстве и хотел, чтобы Кайли спела в ней партию.
Ник Кейв позвал Кайли исполнить роль Элизы Дэй. Фактически он пригласил ее туда, где выросли бы дикие розы. Агенты и продюсеры Кайли убеждали ее, что с ним не стоит связываться и письмо надо оставить без ответа. Но своенравная девушка ответила музыканту на следующий день: она была согласна. Красавица отправлялась в логово Чудовища. Если бы это была готическая сказка или шекспировская трагедия, сердце читателя бы тревожно сжалось.
Но все обошлось. Вместо трагической развязки героев ждала теплая дружба в течение долгих лет. Кайли после этой встречи хотела заняться инди-музыкой, но Ник сказал, что Кайли должна и дальше писать поп-песни.