Как написать фанфик за 10 дней
Часть 1
Понятно, что для фанфика выбираются уже существующие герои, придуманные и принадлежащие настоящим правообладателям. (Если вы собираетесь размещать фанфик не только на этом сайте, не забудьте написать дисклеймер, то есть отказ от прав, чтобы публично откреститься от коммерческой выгоды и чужой интеллектуальной собственности.) Для чего же мы пишем фанфики? Чтобы поделиться своим видением или точкой зрения на те или иные События, заострить внимание на тех или иных Проблемах. Поэтому подумайте, каков ваш Главный Герой или Героиня? Чем он (она) отличается от канона? Возраст, место жительства, социальная среда, основные черты характера? Это важно. Потому что шестнадцатилетний парень, живущий в глухой деревне и с удовольствием читающий только журналы на автомобильную тематику, физически не может изъясняться как студент-выпускник литфака, если он, конечно, с детства не был гением и не воспитывался где-нибудь в английском пансионе для особо одарённых детей. Но и непроходимо тупым придурком он быть не может, потому что а) школу всё-таки посещал, б) система ценностей индейцев (речь идёт об образе Джейкоба из Сумеречной Саги) построена на чётко выверенной эмоционально-нравственной составляющей родового представления о Добре и Зле. Проще говоря, воспитанный он парень. Определите главных персонажей. Двое? Трое? Больше не берите: в первом фике это очень сложно. Каковы их взаимоотношения в самом начале фика? Они знакомы? Как познакомятся? Как будут развиваться их отношения? Дружба, любовь, ненависть, равнодушие? Главное, как изменится их характер под воздействием Обстоятельств, внутренних и внешних Конфликтов? Какими они станут? Если вы решите, что канонический вариант характера персонажа вас не устраивает, не поленитесь объяснить читателю, почему ваш Герой такой, какой он есть. Что произошло? Может, какое-то событие повлияло на его судьбу, заставив взглянуть на мир другими глазами, сделало жёстче или наоборот. Не забудьте сделать пометку о том, что характер героя изменён, чтобы не вводить в панику любителей канона. Теперь опишите своих Героев. Пусть это будут наброски портретов (меньше странички печатного текста). Имя, возраст, место, где прошло детство, кто родители, их профессия, черты их характера, их взаимоотношения и отношение к Герою, как они выглядят, их привычки и предпочтения. Внешность Героя, отличительные черты: фигура, причёска, форма губ, носа и т.д. (Возможно, это пригодится для передачи эмоционального состояния Героя. Например: «теребила своими тонкими пальцами шнуровку куртки…» В этом предложении показано волнение Героини, тонкие пальцы, нервно перебирающие шнуровку – описание внешности. В данном случае оно не столь важно и служит всего лишь для визуализации картинки, однако, читателю будет легче представить себе эпизод.) Распишите, какие фильмы любит Герой, какие книги читает, кто его друзья, как он общается, как ведёт себя с друзьями, незнакомцами, в кругу семьи. Он замкнутый флегматик или импульсивный холерик? А, может, смешанный тип холерика и сангвиника? Что заставит доминировать тот или иной психотип, какие жизненные перипетии? Вообразите себе критическую ситуацию. Сочувствующий, страдающий, аморфный, индифферентный? Как поведёт себя ваш Герой? Что сможет вывести его «из себя»? Затем нужно определить «стержень» или «костяк» произведения. Вы должны в одно предложение уложить идею фика. Например: ГГ, оставшись в одиночестве после смерти отца, старается справиться с жизненными неприятностями, попутно пытаясь разгадать тайну одноклассника, к которому испытывает непонятные чувства. (Те, кто читал «Обнажить душу», поняли, о чём я. Буду приводить примеры из собственных фиков, чтобы ненароком кого-нибудь не обидеть.) А теперь ложитесь спать. И пусть вам приснится Рэдклифф или Паттинсон, Лори или Сомерхолдер, выбирайте сами!
Начинайте писать черновой текст по заранее составленному плану. Тут я вам, к сожалению, не помощник. Однако несколько рекомендаций дам. Сначала распишите последовательность событий главы простым языком, но понятным вам. Например: Наступил на какую-то хрень в гостиной, вот блин! Разговор с дочкой – пусть разбрасыватель этой хрени выметается! Дочка говорит: «Папа ты прав, я ухожу с ним!». Облом… Пожалуюсь Кейт. А тут новое дело – странные убийства. Подозреваемого взяли, а он говорит, что он из будущего. И так далее. (Это, кстати, последняя серия «Касла», которую я посмотрела.) Помните, что каждая глава должна заканчиваться конфликтом или интригой. Такое краткое описание глав позволит сохранить динамику текста и цельность сюжетной линии. Тогда вам не придётся впадать в крайности и мучиться вопросом «О чём писать дальше», а потом от безысходности совать Героя в кому. Пишите главы, не отвлекаясь на грамматические мелочи, согласование времён или расшифровку диалогов. Этим вы займётесь позже при редактуре.
Если с утра вас ещё не тошнит от словотворчества, продолжайте расписывать главы. Отключите телефон, скажите подружкам, что уехали отдыхать, отправьте детей (если имеются) к бабушке, попросите мужа (друга) дать вам день отдыха от домашних забот. К концу вечера вы должны справиться. Ужинать и спать!
Опытные авторы уже на этом этапе начинают выкладывать первую главу в соответствующем разделе. Настоятельно рекомендую свой первый фик написать полностью. Редактура. Если вы не пользуетесь специальными программами типа yWriter, Writerscafe или другими, то просто зайдите в Wordе во вкладку «вид» и нажмите «разделить», чтобы поделить текст в окне программы на две части. Сверху пусть будут ваши корявые строчки «намётки», внизу пишите итоговой текст, соблюдая все правила русского языка, стараясь придать главам объём, динамику и ритмику. Проще всего писать от первого лица, то есть от лица Главного Героя. Это даёт возможность читателю мысленно примерить на себя «шкурку» персонажа, сопереживать и сочувствовать. Проверяйте каждую главу на «тестилку редактора». *тестилка редактора – материал взят с форумов редакторов издательств. Словоблудие и словотворчество. 1. Словарь синонимов всегда должен быть под рукой! В русском языке слово «говорить» легко заменяется: «сказать, высказаться, пробормотать, прохрипеть, пробубнить, крикнуть, выкрикнуть и даже выплюнуть»! Всё зависит от эмоциональной окраски момента, стиля повествования и т.д. 2. Эпитеты. Это просто беда, как говорят редакторы. Любой текст, даже самый неплохой, легко можно «убить» большим количеством причастий, прилагательных, наречий, нанизанных на сложно-сочинённое предложение как горсти винограда, из которых растекается по древу красный тягучий сок. Может, и вкусно первые пять минут, но вот незадача – не отстирывается! Научитесь выделять главное. Что вам необходимо в этот момент больше, сказать, что предложение должно быть удобочитаемым или про виноград поговорить? «Попробуйте взять свой самый толстый абзац и построить его образный срез, наподобие тех, которые строят в результате психологических тестов. Отложите по одной оси эмоциональные характеристики, по другой зрительные, по третьей динамические и т.п. А теперь читайте текст и, наткнувшись на эпитет, ведите карандашом в соответствующую точку диаграммы. Если полученная линия дергается из одного сектора в другой — точно так же будет дергаться и восприятие вашего читателя, и так будет продолжаться до тех пор, пока ему не надоест, и он не начнет читать ваш текст «по диагонали». (И. Голдырев. Курс молодого бойца или как стать крутым писателем. Учебник по литературе.) 3. Слова-паразиты. У каждого свои. Мои: в общем, наверное, хотя, вообще-то. Стараюсь от них избавляться. Хотя, (smile) чаще за меня это делает бета, а в реальной жизни редактор-корректор! Вычлените свои слова-паразиты и безжалостно удалите их из текста. Написали половину? Вымотались? Устали? Это понятно! Спать, завтра вас ждёт не менее тяжёлый день.
Если утро началось с головной боли, отвращения к буквам и обиды на то, что текст, на который вы вчера потратили столько сил и времени, не блещет красотой и оригинальностью – всё в порядке. Вы самокритичный автор. Выпейте кофе, потом позавтракайте, покурите, успокойтесь и снова садитесь за работу. Нужно дописать фанфик. Зато ваше мрачное настроение как нельзя кстати придётся на тяжёлые сцены развязки конфликта.
Перечитайте весь текст, внесите правки. Отредактируйте диалоги. Помните, что диалоги – это своего рода «лексические портреты», передающие эмоциональное состояние персонажа. В идеале каждый Герой должен говорить на своём языке, соответствующем его уровню развития, образованию и культуре. Вряд ли Джейкоб (Сумерки) или Рон (Поттер) в обычной речи употребляет слова «деструкция», «трансцендентальность» или «эвфемизм». Но это не значит, что он не знаком с понятиями. Так что, будьте внимательны в написании диалогов. Если они у вас выполняют исключительно информативную функцию, лучше замените их авторским текстом.
Исправьте недочёты. Попробуйте почитать вслух свой фанфик. Если предложение не укладывается в одно дыхание, смело режьте! Сохраните текст и отправьте его бете. Хорошо, если это будет человек опытный, а ещё лучше – опытный и взрослый. И не вздумайте спорить с бетой! Со стороны всегда виднее, поверьте! Вот я, вроде небезграмотный человек, но ошибки всё равно допускаю. Конечно, это связано с профессиональной деятельностью: много лет подряд интонационные паузы выделяла с помощью запятых. Необходимость исчезла, а привычка въелась в подкорку головного мозга. Мои основные ошибки – лишние запятые! Кстати, спасибо Alestinke. Специально не даю советов по поводу описания сексуальных сцен: здесь я не мастер. Возможно мои советы пригодятся начинающим авторам. Думайте, творите, пишите. Уверена, всё получится! Надеюсь, опытные фикрайтеры и филологи внесут свои дополнения и рекомендации. Всё! Удачи!
Всё о фанфиках. Кто их пишет, куда публикует и как сочинять самому
Если вы пропустили большой материал об истории возникновения фанфиков, то советуем начать с него — это отличная статья, чтобы погрузиться в контекст. Но если вы уже немного в теме, то можете остаться здесь и влиться в новую волну фактов об этом жанре. На этот раз Анастасия Плинер расскажет, почему вообще люди пишут эти фанатские истории, какие есть сайты для их публикаций, а главное — даст советы, как (и зачем) самому начать писать фанфики.
В большом взрослом интернете графомания по-прежнему считается нехорошим делом. Если ты освещаешь в своём фейсбуке общественные события или даёшь полезные рекомендации в инстаграме — ещё куда ни шло. А вот посягать на художественную литературу разрешается лишь тем, кого больше ни в какое другое хобби не взяли, и то из жалости. Усугубить это плачевное положение можно только одним способом: вляпаться в чужой выдуманный мир и писать фанфики.
В англоязычной культуре выделяют два способа фанатеть по чему-либо: кураторский, когда ты наслаждаешься сбором артефактов и информации (например, коллекционируешь световые мечи или на спор называешь всех предков Сириуса Блэка до седьмого колена), и трансформационный, когда у тебя с произведением глубокая эмоциональная связь. То есть ты скорее проведёшь психологический анализ страданий Ванды из нового сериала Marvel, нежели перечислишь все косяки относительно сюжета комиксов. Фанфикшн относится как раз ко второму способу, и это одна из причин, почему далеко не все фанаты его жалуют.
Где читать фанфики
Казалось бы, именно поэтому фанфикшн редко мелькает в лентах рекомендаций, и, если не фокусироваться на нём специально, может действительно показаться, что это крайне маргинальная сфера, не представленная в популярных соцсетях. На самом деле, всё проще. Если мы хотим найти фанфики в интернете, важно помнить, что у этого непритязательного занятия есть одно важное техническое требование: возможность размещать большие объёмы текстов. Поэтому самыми популярными площадками для фанфикшн-комьюнити были и остаются блогерские платформы.
На данный момент лучше всего фанфики на английском и нескольких других языках представлены на Tumblr и в ЖЖ: в первом случае — в основном в формате авторских блогов, а во втором — в виде сообществ и фестов (что это такое, расскажу чуть ниже).
Русскому фанфикшну в этом плане не повезло. 15 лет назад, когда ваша покорная слуга только открывала для себя этот дивный новый мир, главным его пристанищем был сервис Дайри.ру. Так продолжалось примерно до середины прошлого десятилетия, после чего некогда одиозный Дайри стал вымирать, и теперь многие сообщества представляют собой памятник ушедшей эпохи. После него для фанфиков так и не нашлось уютной неспециализированной соцсети: часть авторов приютил VK, часть интегрировалась в англоязычную среду, а остальные переехали на специально созданный сайт — Фикбук.
Фикбук был создан в 2009 году (по другим источникам — в 2007-м), и до сих пор это самая крупная русскоязычная площадка для фэндомных писателей. Если верить главной странице, то сейчас там насчитывается более 25000 фэндомов, среди которых как классика (вроде Гарри Поттера или «Звёздных войн»), так и весьма специфические: компьютерные программы, антропоморфные города или жизнь режиссёров российского немого кино.
Одно из правил Фикбука — строго русскоязычные тексты. Сайт определяет свою миссию как «дать возможность авторам поделиться с миром результатами своего творчества», из-за чего он плотно оброс коммерческими инструментами: улучшенным аккаунтом без рекламы с расширенной статистикой, виртуальными подарками для любимых авторов, возможностью вывода фанфика на главную с пометкой «ждёт критики». Фикбук изо всех сил создает атмосферу комьюнити и стимулирует читателей писать и комментировать, раздавая за это награды. Те, кому наград не досталось, могут пробить себе дорогу в рейтингах инвестициями в монеты — виртуальную валюту Фикбука. За монеты можно вывести фанфик в топ, подарить награду любимому автору или приобрести улучшенный аккаунт без рекламы и с кастомизацией аватара.
За Фикбуком закрепилась репутация неразборчивого ресурса, который даёт «голос» даже самым косноязычным. Особенно поспособствовала этому группа «Шыдевры Фикбука», которая собирает скрины самых диких речевых оборотов, опубликованных на сайте. Группа появилась в 2012 году в VK, и теперь практически не уступает в популярности неповторимому оригиналу. Среди отзывов на Фикбук также часто встречаются жалобы на публикуемое «чтопопало» наряду с претензиями к коммерческой раскрутке и большому количеству слэша, зато в числе достоинств отмечают удобную навигацию, широкий спектр жанров, идей и возможность выразить себя творческому человеку.
Другой ресурс, на котором регулярно публикуют русскоязычный фанфикш — это Wattpad. Основная функция Wattpad — публиковать начинающих авторов оригинальных произведений и помогать им раскрутиться за счёт конкурсов, но и для фанатских произведений запретов нет. Однако этот сайт имеет два существенных недостатка для публикации фанфиков. Во-первых, поиск только по названию, потому что все фанфики падают в один большой жанр «фанфик». Во-вторых, Wattpad — среда совершенно не фэндомная, и большая часть читателей ищет там новые произведения, а не фантазии на мотив уже существующих.
Ещё один литературный гигант, специализирующийся именно на фанфикшне — Archive of Our Own или попросту Ao3. Это сайт с совершенно другими идеологией и целями. Он был создан в 2008 году инициативной командой «Организация Трансформационных Работ» (The Organization for Transformative Works, OWT), которой также принадлежит авторство проектов Fanlore и Fanhackers, а также сборника научных работ о фанфикшне. Заодно OWT занимается правовой поддержкой фанатского творчества в США и спасением архивов фанфикшна, которые расположены на уже не поддерживаемых серверах.
Ao3 — огромная библиотека фанфикшна на более чем двадцати языках с мощным поисковым инструментом. По сути поиск на Ao3 работает так же, как на Фикбуке: нужно выбрать фэндом, жанр, направленность и специальные метки (например, Female James T. Kirk, чтобы выбрать фанфики с Кирком-женщиной, или Tony Stark Has a Heart для работ, в которых гений-миллиардер показан чутким и любящим персонажем). Также можно отделить законченные работы от незаконченных, указать максимальное/минимальное количество слов и наличие/отсутствие предупреждений (например, о смерти главного героя).
В отличие от Фикбука, Ao3 — проект абсолютно некоммерческий и существует на пожертвования, однако русскоязычная аудитория на нём представлена меньше. На момент написания этого абзаца сайт содержал 134719 русскоязычных фанфиков. Для сравнения — на Фикбуке только по фэндому «Гарри Поттера» опубликовано 105584 работы. Однако Ao3 точно можно назвать главным ресурсом для публикации фанфикшна в мире: в 2013 году он вошёл в 50 лучших сайтов по версии Time, а в 2019-м получил премию Хьюго в номинации «Лучшее нехудожественное произведение».
Что ещё есть, кроме фанфиков?
Помимо стандартной схемы «написал-прочитал» существуют иные форматы обмена творчеством: эвордсы (awards) и фесты (этимология названия здесь та же, что у Октоберфеста). Эвордсы — это стандартные конкурсы, где авторы сами заявляют свои работы, а победитель в каждой категории определяется голосованием. Возможно, я плаваю в собственной теме, но последний живой эвордс, который мне попадался в Рунете — Russian Slash/Yaoy Awards — мирно скончался в 2019 году. Англоязычное сообщество до сих пор проводит такие мероприятия, но даже там фесты — создание произведений по специальной заявке/заданию — куда популярнее.
Фесты бывают двух видов: командные, где нужно создавать контент сообща, ориентируясь на задание организаторов, и индивидуальные, где одни участники оставляют анонимные заявки, а другие выполняют их. Самый известный в Рунете командный, да и вообще, фест Фандомная битва проводится дважды в году с 2011-го. Он посвящён не только фанфикшену, но и фанатскому творчеству в принципе: артам, видеоклипам и другим формам самовыражения. По правилам каждая команда представляет конкретный фэндом и создаёт произведение на заданную организаторами тему. Все работы публикуются анонимно, а лучшая выбирается голосованием. В итоге побеждает команда, работы которой победили в самом большом количестве номинаций.
Индивидуальные фесты организованы проще, и часто проводятся ежемесячно. Как правило, первая половина месяца отводится под заявки, а вторая на их исполнение, хотя чаще всего никто не запрещает исполнить понравившуюся заявку сразу же или через три года. Обычно всё публикуется анонимно, но после очередного «тура» не возбраняется «деанон», когда автор заявки и автор исполнения появляются под своими никами.
А кто пишет все эти фанфики?
И здесь у вас может возникнуть резонный вопрос: а кто вообще эти люди, которые пишут фанфики? В уже упомянутой статье Vox встречаются два противоречивых предубеждения относительно жанра слэш: фанфики пишут только сексуально фрустрированные девочки-подростки VS. фанфики пишут мужчины-геи средних лет. И, поскольку весь фанфикшн зачастую ошибочно приравнивается к слэшу, это представление распространяется на всё фанатское творчество.
Обратимся к данным: пользовательница Ao3 centreoftheselights в 2013 году начала серию исследований половозрастного распределения любителей фанфикшна (первая статья, вторая и третья), которое показало, что большинство заинтересованных фанфикшном — гетеросексуальные женщины в возрасте от 19 до 29 лет. Никаких других численных данных нет (неоплачиваемое исследование столь же неоплачиваемой деятельности — не самое плодотворное занятие). Поэтому мы не знаем ни о среднем уровне достатка или образования, ни о самых распространённых профессиях создателей, а вернее будет сказать, создательниц фанфиков.
Образ юной девушки-фанатки, балансирующей между выдуманным и реальным миром, впервые появился в «большой литературе» в 2013 году, когда была опубликована книга Fangirl писательницы Рейнбоу Рауэлл. Эту книгу можно назвать «рассказом от первого лица», потому что сама Рауэлл когда-то тоже начинала с фанфиков по Гарри Поттеру. The New York Times назвала эту книгу одним из самых достойных произведений для подростков 2013 года, и, хотя отмечают, что фанатская культура в ней прописана не достаточно подробно, отзывы скорее положительные. А вот что касается фильма Slash, снятого в 2016 году с той же самой целью — показать жизнь типичного фаната фанфикшна — то его разгромили в пух и прах, в частности, за то, что он представляет «типичными фанатами» тех, кто в реальности представлен в этой среде очень мало — взрослых мужчин.
Подобное распределение характерно и для русскоязычной среды, здесь исключений нет. Однако плодовитость и популярность автора совсем не зависит от пола и возраста. Большинство произведений, которые поразили моё воображение, были написаны людьми, которых я знала лишь по нику и аватарке.
Вот ещё одно доказательство того, что фанфикшн чрезвычайно демократичен. Единственный ценный ресурс, который он требует, — это время, и единственный навык, который для него нужен, — умение складывать слова в истории так, чтобы захватывало дух. У меня нет универсальных рецептов того, как написать хороший фанфик, но есть несколько рекомендаций, с чего начать, если после всего вышеизложенного вам страсть как захотелось присоединиться к комьюнити.
Совет 1. Пишите о том, что волнует именно вас
Почему-то принято считать, что фанфики без рейтинговых сцен никому не нужны и не найдут отзыва у пользователя. И что необходим лихо закрученный сюжет, а истории в альтернативных декорациях маленьких кофеен никому не интересны (вы не поверите, но в фанфикшне действительно существует троп Coffee Shop AU).
На самом деле, можно описать в фанфике свой опыт борьбы с депрессией, или посмеяться над своими детскими страхами, или выразить своё недовольство устройством общества, не отступая от битв с драконами или межгалактических путешествий. Такие фанфики как раз выглядят «живыми», а фанфик — это всё же общение человека с человеком.
Совет 2. Забудьте всё, чему вас учили на уроках литературы
Нельзя два предложения подряд называть персонажа по имени, используйте синонимы. Предложение без эпитетов говорит о скудости речи. Сложноподчинённые предложения — вершина литературного мастерства
Из-за того, что во «внешнем интернете» за фанфиками закрепилась репутация низкопробной литературы, авторы иногда слишком гонятся за мифическим «качеством», ориентируясь на единственные критерии, которые им когда-либо озвучивали учителя литературы. И забывают, что эти требования нужны, чтобы показать, что ученик освоил правила, а вовсе не для красивого текста. Может, в 2021 году такое советовать уже не комильфо, но всё же я скажу: фанфик нужно писать таким, каким его хотелось бы прочесть лично вам, потому что вероятность, что его однажды включат в школьную программу, крайне мала (что вовсе не должно мешать вам писать фанфики по Достоевскому).
Совет 3. Вам нужен бета-ридер
Или попросту человек, который будет читать ваш сырой текст, выковыривать опечатки и указывать на места, где герой дважды снял с себя шляпу. Беты и авторы часто находят друг друга в фан-чатах Discord или группах VK, а на Фикбуке есть даже целая биржа бет. Но если вы хотите писать фанфики долго и счастливо, то имейте в виду: настоящая бета — это как напарник из полицейских сериалов, готовый прикрыть вашу спину от пуль. В том смысле, что куда приятнее, если автора и бету связывают дружеские отношения, общие вкусы и представления о фаноне (что такое фанон, я уже писала в предыдущей статье). Без беты писать фанфики, разумеется, можно. Но лучше с бетой.
Совет 4. Будьте осторожны с терминологией
Совет 5. Не позволяйте предыдущему совету вас отпугнуть
Несмотря на огромное количество странных слов и аббревиатур, субкультура вполне лояльна к тем, кто употребляет их неправильно. Как уже говорилось, самое важное здесь — не знание правил, а любовь к фэндому и готовность делиться своими фантазиями. Скорее уж вас съедят за неправильный пейринг или трагическое несовпадение в фаноне.
Совет 6. Бесконечное разнообразие в бесконечных комбинациях
Если это существует, об этом есть фанфик. Очень похоже на правило 34, правда? Фанфики пишут обо всём. Или вы что, считаете, что несовместимы Маленькие Пони и квантовая механика? Или Ланнистеры и коронавирус? Ваша тема вряд ли окажется слишком непопулярной или узко направленной. Фанфики можно писать обо всём, и на любую неожиданную комбинацию найдётся читатель, который уже лет пять ждал именно этого.
Ваша фантазия не ограничена законами физики, желаниями инвесторов, отточенностью навыка или мнением ребят с района. Как я уже говорила раньше, фанфикшн — самый демократичный вид фанатского творчества.
Как написать успешный фанфик?
Как написать успешный фанфик?
Исследовательская работа, шаг 1. Определение целевой аудитории.
Прежде всего, вам необходимо понять, для кого вы будете писать: пол, возраст, социальное положение и соответствующая сфера интересов ваших читателей. Эта информация поможет вам в определении тем, которые будут понятны и близки вашей аудитории, а значит, увеличит шансы на то, что ваше литературное произведение будет иметь успех. Если вы загляните в популярные книги, бестселлеры, вы обнаружите те же правила классификации: качественная литература и тот тип литературного творчества, который оказался ближе всего большему количеству людей. Так же вы можете обнаружить, что большая часть бестселлеров посвящена теме любви, и это не случайно: она наиболее близка целевой аудитории. Опуская прочие достоинства и недостатки, можно сказать, например, что «Сумерки» адресованы девочкам, подросткам и девушкам чуть-чуть за двадцать, а ещё мальчикам с особенно тонкой душевной организацией. А «50 оттенков Серого» больше направлены на старших подростков, девушек и женщин-домохозяек с не самыми удачными отношениями, чаще всего, браком. В случае «Сумерек» девочки и девушки переживают красивые романтические отношения, в случае «50-ти оттенков» девушки и женщины чувствуют не только вовлечение в красивую романтическую связь, но и власть менять жизненные обстоятельства и мужчин по своему усмотрению. И это важно, ведь в своих жизнях они ещё не достигли или вовсе не могут достигнуть таких результатов. Иными словами, темы, поднятые в книгах, не только близки своим потенциальным читателям, но и дают им определённые положительные эмоции. Это можно считать почти что залогом успеха: способность оставить своего читателя довольным. Но для того, чтобы оставить читателя довольным, нужно сначала понять, что именно принесёт ему это удовольствие. А такие тонкости требуют изучения среды, в которой живёт читатель. Прежде, чем что-то писать, вы должны составить своеобразный психологический портрет своего потенциального читателя: кто он (мужчина, женщина, возраст, достаток, социальный статус), что ему нравится (посиделки с друзьями в кафе или походы в клубы, или всё вместе), какие люди его окружают (того ли пола, социального статуса и интересов, узкий ли круг общения). Воспринимайте своего потенциального читателя, как собственного героя, и держите в голове, что главная ваша цель — сделать его счастливым.
Исследовательская работа, шаг 2. Что нравится и не нравится моей целевой аудитории?
Исследовательская работа, шаг 3. Составляющие элементы текста.
Определившись с интересами своей целевой аудитории, вы уже должны чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы садиться за текст: уже должен появиться герой, примерно вырисоваться сюжет, но не торопитесь. Текст, как и любой художественный элемент, имеет определённую форму, которая должна так же подходить вашему читателю, как и тема. Необходимо понимать, какие тексты любит ваш потенциальный читатель, что он читает и, соответственно, что захочет прочесть, что проигронирует. Это касается размера текста, его стиля, манеры изложения и построения. Задайтесь вопросом (и найдите ответ на него в текстах, которые уже удовлетворяют интересам вашей целевой аудитории), что сможет увлечь вашего читателя. Ваш читатель любит пространственные размышления? Пишите много пространственных размышлений о темах, которые близки читателю. Читатель любит концентрированный, трудный в словах текст? Расширяйте лексикон, пишите коротко, по делу и сложно. Читатель предпочитает короткие рассказы, потому что у него забитый график, и нет времени на миди и макси? Вы знаете, что делать: пишите короткие рассказы. Как итог: составьте себе несколько списков (интересы вашего читателя, темы, которые могут быть ему близки, темы, которые лучше не трогать), составьте примерный план текста таким, каким бы он просто усвоился вашим потенциальным читателем. И только после этого принимайтесь за работу.
Чтобы добиться успеха, очень важно создать правильного главного героя и правильно же его подать. Нетрудно заметить тенденцию обычных японских школьников и американских подростков — конечно, никакие они не обычные, а обладают такими способностями, обстоятельствами, чертами, которые читатели хотели бы видеть у себя и в своей жизни. Открыв почти любой бестселлер, вы обнаружите этого обычного, ничем не примечательного, на первый взгляд, персонажа. Это потому, что все мы в жизни мало чем выделяемся. И, как у нас, у главного героя есть ряд обстоятельств, которые выделяют его из толпы. Это стремление придать герою «обычность» — для того, чтобы ещё больше приблизить героя к читателю, настолько близко, чтобы читатель смог почувствовать себя им и встать на его место. И получить всё, что получает герой. Если концепция такого главного героя вас устраивает, описывайте его общими словами, прописывайте его положение в обществе таким же, какое имеет ваш потенциальный читатель: постарайтесь сделать всё, чтобы максимально приблизить их друг к другу. По такому же принципу персонажи, окружающие главного героя, должны по максимуму соответствовать возможному окружению вашего потенциального читателя.
Совет, как сделать ваш будущий текст лучше и приятнее.
Для того, чтобы ваш текст не был скучным и не оригинальным, постарайтесь переработать весь опыт, полученный в ходе исследовательской работы. Вы прочитали несколько работ популярных авторов, почерпнули интересные сюжетные ходы, черты героев, возможно, какие-то ключевые выражения. Не переносите их в свой текст буквально, постарайтесь обыграть их, перефразировать, повернуть по-своему. Это придаст вашему произведению индивидуальность и разнообразит череду похожих друг на друга текстов, приятно выделит вас из массы авторов, стремящихся к популярности. Совет номер два: детали. Уделяйте внимание деталям, ведь именно они лучше всего погружают в текст, именно они придают наибольшую достоверность происходящему. Детали порой могут сказать о персонаже, о его переживаниях, о ситуации намного больше, чем сухая констатация. Сказать «он был влюблён» не то же самое, что описать признаки влюблённости персонажа. Второе всегда интереснее.
Ещё одно обязательное условие.
Очень важно, чтобы ваш фанфик, даже если он относится к теме стимпанка или художественному произведению стилистики Древней Греции, отвечал актуальным вопросам сегодняшнего дня. Даже если вы пишете не оригинальное произведение, а описываете события столетней, семисотлетней давности, темы, которые подняты в вашем тексте, должны соответствовать современной действительности. Например, наш век считается веком развития технологий, так что в своём тексте вы можете поднять эту тему, соответственно времени, о котором пишете. Ведь во все времена были открытия, изобретения, научное творчество. И создавали не меньший переполох. Когда-то они поощрялись, когда-то осуждались: упомяните это. Связь со злободневными событиями и новостями сделает ваше произведение по-настоящему актуальным, а значит, уменьшит шансы читателя остаться равнодушным. Подытоживая, хотелось бы сказать, что работа, написанная в соответствии со всеми критериями данной рекомендации, уже может считаться неплохой — просто потому, что автор предпринял достаточно усилий по изучению и обработке информации. Но все эти рекомендации представляют собой только простой путь к популярности. По-настоящему хорошие работы не обязательно отвечают этим критериям и всё равно популярны — потому что они действительно хороши. Они могут завораживать слогом, оригинальностью, нестандартностью взглядов и множеством других вещей. Хорошие литературные произведения пишутся по несколько иному принципу, но, что немаловажно, не могут игнорировать и эти правила построения. По-настоящему хорошей литературой считается классическая литература, и не зря: она смогла пройти через время, а для этого должна была поразить своих современников достаточно, чтобы они её сохранили и передали в века. Конечно, для такого уровня одного соответствия интересам публики мало, необходима сильная идея, действительно хорошая проработка сюжета и героев, правильная подача всего, оттачивание слога. То, что смогло бы действительно поразить, приобщить к чему-то великому. Но если вы не собрались писать роман, который останется в веках, или хотите, для начала, хотя бы прославиться, смело пользуйтесь рекомендацией. Творческих вам успехов и удачи!