Финансовый план бизнес-плана
Среди всех разделов бизнес-плана:
финансовый раздел отвечает за предоставление сводной денежной информации. В целом, все бизнес-планы могут быть написаны по разным методикам и согласно разным требованиям. Их формат будет во многом зависеть от целей проекта, его масштаба и основных характеристик. Те же различия могут присутствовать и в финансовых разделах подобных планов, однако, как правило, процесс написания данной главы может быть разделен на несколько главных этапов, а именно:
Структура финансового плана бизнес-плана
1. Расчетные нормативы
В данном пункте необходимо определить и описать следующие моменты:
2. Общепроизводственные расходы.
Данные по зарплатам коррелируют с ранее изложенной в организационном и производственном планах информацией.
Переменные, ситуативные расходы зависят от особенностей производства, товаров, услуг. Здесь могут учитываться разные факторы, к примеру, сезонность. Произвести правильные расчеты переменных расходов можно, только проанализировав объемы выпуска товара или оказания услуг и примерные уровни продаж.
Постоянные, регулярные расходы зависят от единственной переменной – времени. Данные расходы включают траты на управление бизнесом, маркетинг, поддержку помещений, обслуживание оборудование и т.д.
3. Смета затрат и подсчет себестоимости товара или услуги
Смета затрат (инвестиционные издержки) – это, по сути, перечень расходов, которые необходимо будет понести, чтобы реализовать проект, изложенный в бизнес-плане. Данный пункт должен быть описан максимально детально, так как он позволяет определить финансовую перспективность и эффективность инвестиций.
Если бизнес-проект предполагает производство определенной продукции, затраты на его организацию и осуществление должны покрываться при помощи начальных оборотных средств, которые тоже являются частью инвестиционных издержек.
Источниками таких средств могут стать инвестиции и, к примеру, кредитные средства.
Себестоимость же продукции рассчитывается исходя из информации о затратах, зарплатах, накладных расходах и т.д. При этом также нужно учитывать общие объемы производства и уровни продаж за конкретный период времени (к примеру, месяц или год).
4. Отчет о главных финансовых потоках
В данный пункт входит описание всех денежных потоков. Несомненно, этот отчет является одной из главных частей финансового плана, так как он призван показать, что проект будет финансово обеспечен на любом этапе его деятельности и что в течение проекта не будут случаться кассовые разрывы.
5. Отчет о прибылях и убытках
В этом пункте проводится финансовая оценка деятельности предприятия, описываются ее доходы, расходы, прибыли и убытки.
6. Финансовый баланс проекта
Для написания этого раздела необходимо составить прогноз баланса на основе всех предыдущих подсчетов или уже имеющихся отчетов (если предприятие уже функционирует). Данный прогноз также делится на месяцы, первый год, кварталы последующих годов и третий год ведения деятельности.
7. Анализ финансовых показателей проекта
После того, как вы составите баланс, вы сможете проанализировать главные финансовые показатели. Подобный анализ делается за весь срок реализации плана, после чего подводятся итоги, касающиеся финансовых характеристик проекта: его устойчивости, платежеспособности, рентабельности, сроков окупаемости, приведенной стоимости проекта.
9. Описания способов финансирования
В данном пункте необходимо описать, на какие средства будет реализовываться проект. Существует несколько видов финансирования, а именно акционерное, лизинговое и долговое. В качестве спонсора может выступать государство в виде субсидирования или кредитования или частные инвесторы, и это обязательно нужно указать в финансовом разделе бизнес-плана.
В этом же пункте нужно описать процесс займа и возврата заемных денег, указав источники, суммы, процентные ставки и график погашения долга.
Следует подчеркнуть, что финансовый план – это наиболее важная и сложная часть бизнес-плана. Любая допущенная ошибка может вылиться в отказ от финансирования, а значит, лучше доверить его составление человеку компетентному. Впрочем, если ваш проект прост и не подразумевает, к примеру, производство больших партий товара и их дальнейшую реализацию, вы можете составить его и самостоятельно.
Другие примеры финансового раздела бизнес-плана
Если вы хотите узнать как должен выглядеть финансовый раздел именно по вашему бизнесу вы можете перейти на соответствующий вашему проекту бизнес-план по ссылке ниже либо воспользоваться поиском:
Разработка финансового плана: пошаговая инструкция
Финансовый план — это программа работы компании, представленная в конкретных цифрах. В нем зафиксировано, каких целей нужно достичь и за счет чего это можно сделать. Не просто «завоевать мир», а как: сколько потратить на рекламу, зарплату, закупку сырья и сколько получится заработать.
Содержание статьи
Этап 1 — Ставим цели
Разработка финансового плана начинается с выбора того, к чему нужно стремиться. Каждая компания сама выбирает срок финансового планирования. Итак, чего вы хотите достичь в ближайший месяц, квартал, год, пять лет? Пока не нужно себя ограничивать, просто зафиксируйте на бумаге свои желания. Поездка на Мальдивы всем коллективом на ежегодный корпоратив? Грузовик для доставки товара в магазины? Новый диван в переговорную или автомат с шоколадками в холл?
Полученный список нужно сверить с реальностью. Если в фирме один компьютер, и сотрудники работают на нем по очереди, мечтать о приобретении бизнес-центра рановато. А вот запланировать покупку оргтехники можно.
У Владимира магазин автозапчастей, налажено сотрудничество с поставщиками, есть два менеджера по продажам. Заказы идут через сайт, клиент сразу видит, есть ли детали в наличии и сколько займет доставка. Специализация — коммерческий транспорт, в основном, грузовые автомобили. Его клиентам важно, чтобы техника не простаивала, поэтому скорость доставки запчастей играет важную роль.
Какие цели выбрал Владимир для своего бизнеса?
Цель на год: покупка грузового автомобиля — 3 миллиона рублей. Доставка запчастей в районы увеличит базу клиентов.
Цель на квартал: увеличение товарных запасов на 500 тысяч рублей. Чем больше запас, тем меньше придется ждать доставки от поставщиков.
Цель на месяц: небольшой ремонт и перепланировка — 200 тысяч рублей. Она позволит создать дополнительное рабочее место для менеджера. Это должно увеличить количество оплаченных заказов с сайта — сотрудники смогут больше времени уделять консультациям.
Радмир Ганиев, генеральный директор Ganiev Financial Group:
«Планы, как маяки, мы по ним ориентируемся. Планирование помогает каждый день разумно принимать решение, как распределить поступающую выручку, держать баланс между поступлениями и расходами, принимать решения, опираясь на фактические данные. Финансовый план мы делаем на квартал и год.
Мы стараемся придерживаться плана, но бывает, что, по факту, получается совсем другая картина. Мы увидели это в 2020 году, когда начался карантин. Казалось, что в 2020 году наши детские центры не достигнут намеченных целей, но мы смогли перевести наш образовательный бизнес в онлайн-формат и к концу года опередили наши плановые показатели на 20%»
Этап 2 — Заполняем финансовую модель
На этом этапе нужно понять, какие доходы и расходы есть у компании. В этом поможет налаженный финансовый учет. Например, в сервисе ПланФакт можно посмотреть, сколько компания тратит на аренду, коммунальные платежи, налоги, какая у нее выручка и средний чек.
Эта информация вносится в финансовую модель. Мы приготовили для вас удобный шаблон, в который уже «зашиты» нужные формулы. Достаточно скачать файл и заполнить его своими данными, чтобы понять, какие траты компания может себе позволить.
Владимир внес данные по своему бизнесу в таблицу и понял, что взять деньги на ремонт сможет только во втором месяце — накопится нужная сумма, и компания избежит долгов. Наем нового менеджера должен увеличить конверсию заказов в оплату, поэтому прибыль с третьего месяца увеличится почти в три раза. Ее он планирует направить на закупку запчастей. А в декабре компания должна накопить 3 миллиона на новый грузовик.
При заполнении финансовой модели обычно ориентируются на нормальный вариант развития событий. Но нужно учитывать, что может случиться и негативный сценарий. Например, нанятый менеджер не сможет улучшить показатели, заблокируют сайт, повысят цены поставщики. На этот случай в компании должен быть предусмотрен финансовый резерв, который сможет покрыть кассовые разрывы, возникающие в процессе развития. Нельзя составлять финансовый план без учета подушки безопасности.
Яна Ильгина, руководитель финансового направления «Юридическая компания СПАС»:
«Разработка финансового плана делает процесс управления деньгами более организованным. Еще одно чрезвычайно важное преимущество финплана — возможность сравнивать запланированные показатели с фактическими, анализировать их отклонения и оперативно корректировать процессы в компании. Вы сможете быстро понять, что ваш корабль относит куда-то не туда и повернуть штурвал в нужном направлении.
Важно помнить, что с увеличением объема выручки обязательно увеличивается часть расходов. Например, нужно нанять больше продавцов или закупить больше товара. Для расширения клиентской базы сначала придется потратиться на маркетинг. Увеличится сумма налогов, возможно, придется сменить режим налогообложения»
Этап 3 — Составляем бюджет
После выбора стратегии развития нужно разбить работу на этапы, определить целевые показатели, сроки их достижения, назначить ответственных. Когда компания маленькая, как у Владимира из нашего примера, сделать это может сам собственник. Если фирма большая, придется собрать начальников отделов или руководителей подразделений. Полученные данные вносятся в бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Результат этого этапа — сформированный финансовый план компании.
Главное правило — затраты на финансовое планирование должны быть меньше, чем эффект от него, поэтому затягивать процесс, чтобы довести план до идеала, не нужно — работа все равно внесет коррективы.
Павел Вешаев, генеральный директор FinHelp:
«Чем крупнее бизнес, тем важнее разработка финансового плана. После преодоления порога в 100-200 миллионов рублей выручки в год финансовый план обязателен, а после 500 миллионов рублей в год его отсутствие — значительный объем полученного стресса и потерянных денег. Без финансового плана бизнесу может не хватить средств, и тогда его ждут кассовые разрывы, либо в какой-то момент может не хватить ресурсов, чтобы выполнить весь объем заказов, либо собственник будет «в мыле», чтобы закрыть все финансовые обязательства.
Финансовый план — это не формальный документ, который составили один раз в год и забыли. Это инструмент, который дает понять, куда собственник ведет бизнес, что хочет от него. И уже из этого видения вырисовываются конкретные действия и шаги. Финансовый план позволяет бизнесу перестать быть белкой в колесе, когда работа делается ради работы. Он помогает идти к конкретным целям»
Этап 4 — Анализируем выполнение плана
Приступаем к выполнению финансового плана. Для контроля исполнения намечаем промежуточные точки. Раз в месяц проводятся встречи с командой, чтобы понять, куда двигается компания. На этих собраниях анализируем, достигнуты ли нужные показатели, за счет чего произошел рост или почему план не выполняется. Корректировать можно не только работу, но и сам план. Например, резко изменились условия, объявили очередную самоизоляцию. Тут речь уже пойдет не о развитии, а о выживании. А если задачи выполняются легко, плановые показатели можно увеличить.
Наш герой Владимир, отслеживая выполнение финансового плана, понял, что после найма нового менеджера количество заказов не увеличилось. На собрании с сотрудниками выяснили, что на сайте была проблема с регистрацией новых клиентов, поэтому менеджерам пришлось тратить больше времени на оформление заказа. Проблему исправили, показатели пошли вверх.
Евгений Марченко, директор E.M.FINANCE:
«Распространенная ошибка – считать свой план неизменной постоянной. Слепое следование написанному лишает бизнес гибкости.
Относитесь к финансовому плану как к маршруту, нанесенному на дорожную карту. Наметьте точку, к которой вы неизбежно должны прибыть. Распишите сроки и цифры, как вы будете туда следовать. Но в случае, если одна из дорог у вас на пути окажется заблокирована дорожными службами, вы же не вернетесь домой? Нет, вы будете искать пути объезда. Так же и с финансовым планом. Придерживайтесь его, выполняйте его и будьте готовы в случае необходимости отступить от него, но только в сторону своей цели»
Разработка финансового плана:
Как написать финансовый план проекта
Умение обращаться с деньгами — важный навык. Финансово грамотные люди знают, как увеличить доход без суровой экономии и кредитов. Они достигают таких целей, на которые у людей с аналогичным доходом «нет средств».
Первый шаг к экономической грамотности — это персональный финансовый план. Мы подготовили подробную инструкцию по его составлению.
Тщательно сформулированная цель — половина успеха. Вместо абстрактного «хочу больше денег» — конкретное: «хочу через 10 лет получать 100 000 рублей пассивного дохода в месяц». Такая формулировка понятна, исчислима, под нее можно подобрать финансовые инструменты.
Ваших финансовых целей, скорее всего, будет несколько. По каждой нужно оценить:
Сформулированную большую цель разделите на маленькие: посчитайте, сколько нужно откладывать ежемесячно.
Например, ваша финансовая цель — купить машину определенной модели через 2 года. Сейчас она стоит 600 000 рублей, прогноз роста цен по авторынку — 10%. Таким образом, через 2 года на покупку понадобится 726 000 рублей. Делим на 24 месяца (срок достижения большой цели) — получаем, что в месяц нужно откладывать 30 250 рублей. Остается трезво оценить, насколько для вас это приемлемо. Возможно, для достижения цели придется найти дополнительный источник дохода, сократить расходы или пересмотреть сроки ее осуществления.
Помните, что покупка машины — это покупка пассива. Бытовая техника, новый iPhone, квартира, в которой вы живете, — тоже пассивы. Они не принесут доход, а наоборот, будут дешеветь и требовать затрат на обслуживание. Подумайте: может быть, вместо пассивов стоит купить активы: ценные бумаги, квартиру под сдачу, вложить деньги в банковский вклад — чтобы они работали и приносили прибыль.
«Обычно я предлагаю своим клиентам сделать две вещи: сформулировать свои финансовые цели в конкретных суммах и оценить, насколько это достижимо. Измерять свои цели, опираться на цифры и не идти на поводу у своих сиюминутных «хочу» — это взрослая позиция по отношению к деньгам. Если мы действительно поняли и прочувствовали, что это цель достижима, что это именно то, что мы хотим, — это понимание придаст сил и замотивирует. И нам уже будет гораздо легче не разменивать свои мечты на мелкие траты»
Доход от труда – заработная плата
Как увеличить
Обсудить с начальством повышение, сменить место постоянной работы или найти дополнительную подработку.
Доход от государства
Пособия, льготы, налоговые вычеты.
Как увеличить
Изучить законодательство. Возможно, вы не используете положенные вам льготы. Например, если в текущем году вы проходили лечение в платной клинике, то можете вернуть до 13% его стоимости.
Если открыть ИИС (индивидуальный инвестиционный счет), то дополнительно к доходу от инвестиций вы сможете получить налоговый вычет — 13% от суммы, внесенной на ИИС в течение года.
Эти деньги появляются в результате не непосредственного труда, а грамотных вложений капитала. Сюда относится доход от ценных бумаг, депозитов, недвижимости, бизнеса и т. д.
Грамотно инвестировать свои средства. Чем больше прибыльных активов, тем больше приток денег в дополнение к трудовому доходу. Конечно, составление портфеля, выбор стратегии, анализ рынка также потребует усилий. Минимизировать их можно, выбрав готовую инвестиционную стратегию.
Текущие расходы
Питание, плата за квартиру, траты на транспорт, лечение, отдых. Все, что необходимо для поддержания привычного уровня жизни.
«У нас много целей, внутренних ценностей, в соответствии с которыми мы решаем, как нам тратить деньги. Поэтому очень важно с самим собой договариваться: расставить приоритеты и найти компромисс. Если просто войти в режим жесткой экономии и начать ограничивать себя во всем, срыв неминуем. Важно увидеть за нежелательными тратами свои потребности и подумать, как еще их можно удовлетворить. Часто это можно сделать совершенно бесплатно. Например, услышать себя: «я слишком много работаю, устаю» — и вместо похода на дорогую спа-процедуру уменьшить рабочую нагрузку»
Их мы платим, чтобы зарабатывать. Обслуживание счета в банке, услуги брокера, расходы на бизнес, ремонт сдаваемой в аренду квартиры и прочие. На некоторых пунктах можно сэкономить: например, у многих брокеров оформление и обслуживание брокерского счета бесплатное.
Эти расходы в конце концов приносят деньги, поэтому полностью отказываться от них не стоит. Но есть исключение — если расходы на содержание актива постоянно превышают приносимые им доходы, его лучше продать. Пример — недвижимость, которая давно простаивает без арендатора, но требует постоянных расходов на ремонт, коммунальные платежи и налоги.
Социальные расходы
Все, что мы должны государству: налоги и штрафы.
Снова изучите законодательство: может быть, найдете более выгодную для себя схему налогообложения. Например, патент позволяет некоторым индивидуальным предпринимателям платить меньше налогов по сравнению с УСН.
Выплаты по кредитам
Как уменьшить
Рефинансировать кредит под меньшую ставку, пустить нерентабельные активы на погашение долга или увеличить период кредитования. Так вы снизите ежемесячный платеж, но общая переплата вырастет.
Посчитайте фактическую разницу между «плюсом» и «минусом» бюджета. После этого сравните с ежемесячной стоимостью всех финансовых целей: на все ли хватает? Если нет, план требует доработки.
Запишите цели по приоритетности: можно ли временно отказаться от тех, что оказались в конце списка? К ним всегда можно вернуться. Например, если увеличатся доходы или когда будет исполнена первая в списке цель.
Если все финансовые цели жизненно необходимы, то стоит рассмотреть кредитные инструменты. Но хорошо подумайте и посчитайте. Когда выплаты по кредиту составляют более 30% от дохода — это очень высокая кредитная нагрузка, опасная для выполнения финансового плана.
«Кредиты могут привносить в нашу жизнь неоправданный риск, поэтому бережное использование этого финансового инструмента — важная часть заботы о себе. Кредиты дают иллюзию больших возможностей, но на самом деле ставят возможности под угрозу. Человек оказывается в зависимости, ему сложнее принимать решения (например, о смене работы, получении образования). Кроме того, много средств уходит не на достижение целей, а на погашение долга.
С кредитами сложнее оценивать реальную финансовую ситуацию. Сколько у меня денег — 200 рублей? А банк пишет, что у меня 80 тысяч на кредитке. Это воспринимается как «спасательный круг», который на деле может оказаться неоправданно дорогим»
Инвестиции в них считаются низкорисковыми. Они дают практически 100% гарантии сохранности вашего капитала, плюс процент с дохода. К консервативным инвестициям относятся депозиты банков, страховые накопительные программы, продукты накопления пенсионного капитала, гособлигации, недвижимость, ETF.
Минус консервативного инвестирования — низкая доходность.
Если вы хотите приблизить достижение цели, а потенциальной доходности консервативных инструментов вам недостаточно, можно добавить в свой портфель агрессивные. При такой стратегии выше риски, но доходность, как правило, оказывается больше.
К подобным инструментам относятся акции, корпоративные облигации, инвестиции в стартапы, торговля валютой, фьючерсы и опционы, ПИФы.
Итак, финансовый план составлен, а все цели — достижимы. Но работа продолжается: после расчета и уточнения плана его необходимо успешно выполнить.
Как же это сделать? Используем современный вариант метода пяти конвертов. Вместо бумажных конвертов используем инвестиционные продукты.
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.
Как составить финансовый план для проекта
Если вы поняли, что хобби выходит за рамки просто любимого занятия, значит пришло время подойти к проекту как к бизнесу. Для бизнеса крайне важен финансовый план. Сколько средств нужно потратить на развитие проекта, как сделать его прибыльным, когда бизнес начнет приносить доход — на эти вопросы лучше найти ответы до того, как вы начали свое дело.
Чтобы упростить задачу по составлению финансового плана, разобьем ее на два периода: краткосрочный — 1 год, и долгосрочный — 5 лет. Каждый из периодов имеет свои особенности и ключевые моменты.
Финансовый план на 1 год
Первый год жизни проекта влияет на то, как быстро бизнес будет развиваться и как скоро вы придете к точке безубыточности. Распишите все планируемые расходы по месяцам. Это поможет вам получить четкую картину — когда и какая сумма будет нужна, чтобы решить те или иные задачи.
Рассмотрим основные пункты финансового плана.
1. Оформление юрлица и налоги. Когда оформлять юрлицо и какую форму регистрации выбрать каждый проект решает для себя самостоятельно, здесь не бывает универсального рецепта для всех. Подумайте, будете ли вы работать с другими компаниями и предоставлять акты, счета-фактуры? Большой ли планируется оборот? Потребуется ли найм сотрудников или вы самостоятельно справитесь с работой в первый год проекта? Исходя из ответов, рассчитайте, какую сумму вам нужно будет выделить на все бюрократические процедуры и уплату налогов.
2. Зарплата сотрудников. Советуем в первый год жизни проекта обойтись минимальным количеством сотрудников, чтобы убедиться, что вы выбрали верное направление в бизнесе. Поэтому лучше, если в этой графе у вас не будет расходов или же они будут минимальными. Решили нанять работников? Не забудьте вписать этот пункт в графу «расходы» в финансовом плане!
3. Расходы на закупку материала или товара. На начальном этапе постарайтесь не закупать большое количество материалов для производства, даже если оптовая цена значительно ниже розничной. Иногда сложно спрогнозировать сколько товара будет продано, а остатки материалов потом окажутся не нужны. Закупите небольшой объем товара для тестового запуска продукта, посмотрите на спрос и продажи и далее действуйте по ситуации. Если клиенты активно покупают товары, то объем закупок можно смело увеличивать. Анализируйте интерес покупателей к товару и исходя из этого формируйте ассортимент и планируйте объем закупок. Внесите в финансовый план сумму, которая необходима для старта. Чтобы рассчитать, на сколько будут возрастать траты на материалы от месяца к месяцу на протяжении всего года, вам нужно будет проанализировать возможный объём продаж. Об этом мы расскажем ниже 🙂
4. Расходы на покупку оборудования. Если вы планируете самостоятельно изготавливать товар, то закупите только самое необходимое оборудование. Возьмите в аренду инструменты, которые требуют слишком больших вложений. Весь необходимый набор вы приобретете с ростом продаж и дохода. Не забудьте внести все предполагаемые траты в свой финансовый план!
5. Транспортные расходы. В этой графе учтите стоимость доставки материалов к вам на производство или в магазин, а также стоимость доставки товара до покупателя. Определите с какими службами доставки вы будете работать, включите ли вы стоимость доставки в цену товара или же покупатель будет оплачивать ее отдельно.
6. Аренда помещения. Когда проект начнет приносить прибыль, вы обязательно создадите офис мечты 🙂 Если есть возможность вести свой бизнес в домашних условиях, не тратьтесь на аренду помещения. Если же потребность в рабочих квадратных метрах все-таки имеется, выбирайте недорогие пространства без лишних интерьерных изысков. Такой подход на начальном этапе поможет быстрее достичь точки безубыточности.
7. Бюджет на продвижение проекта. В эту графу расходов обязательно включите бюджет на разработку фирменного стиля, сайта, упаковку товара, работу фотографа, рекламу в соцсетях и участие в маркетах. Это тот минимум, который необходим на старте каждого проекта. Многие предприниматели не учитывают эти траты при планировании, а зря: все вместе они могут составить значительную сумму.
Обязательно заложите 5-10% от общих затрат на непредвиденные расходы. Далеко не всегда всё идет по плану, и лучше, если вы будете к этому подготовлены не только морально, но и финансово.
8. Объем продаж. Это пункт один из самых сложных, так как требует от вас прогноза по количеству продаж и, конечно, стоимости продукции. Если у вас большой ассортимент товаров с разными ценами, то задача становится еще немного сложнее. Начнем с малого: сколько продаж в неделю вы планируете совершать? Будьте честными, не ставьте цифру 1000, если сейчас у вас всего 10-12 продаж в неделю. Затем умножьте прогнозируемое количество недельных продаж на четыре и вы получите объем продаж за месяц. Если вы планируете активно развивать и продвигать проект, заложите ежемесячный рост продаж около 5-10%. То есть если в июне вы планируете продать 100 единиц товара, то в июле — 110 единиц.
9. Прибыль. Самый важный пункт финансового плана, который расскажет сколько же вы заработали. Возможно, первые месяцы этот показатель будет со знаком минус.Не отчаивайтесь: далеко не каждый проект становится прибыльным в первые месяцы своего существования. На этом этапе ваша основная задача — грамотно распределить доходы и расходы.
После составления финансового плана вы увидите, какая сумма вам потребуется для старта и развития проекта. Вы сможете определиться с размером стартового капитала. Заключительный этап — определение момента, когда проект окупит вложения и начнет приносить прибыль. В финансовом плане вы увидите, в каком месяце прибыль станет со знаком плюс и с каким результатом вы придете концу года.