Как составить бизнес-план: готовые примеры
Грамотное планирование – обязательное условие успешного ведения бизнеса. Оно базируется на четком формулировании задач, стоящих перед предприятием, понимании способов их достижения и эффективном расходовании имеющихся ресурсов, а в случае необходимости – привлечении сторонних.
Одним из самых удобных и широко применяемых инструментов работы в этом направлении заслуженно считается бизнес-план. Рассмотрим определение документа, цели и правила составления, а также существующие стандарты бизнес-планирования.
Определение
Бизнес-план представляет собой документ, в котором содержится программа действий по развитию бизнеса. К числу его обязательных атрибутов относятся не только итоговые цели, сформулированные в количественном выражении, но и срок, который отводится для их достижения.
Бизнес-план одного предприятия существенно отличается от аналогичного документа другого. Это вполне логично, так как в процессе его разработки принимаются во внимание множество факторов – от специфики и масштабов конкретного бизнеса до его текущей эффективности и ресурсов, имеющихся в распоряжении. Поэтому не стоит удивляться тому, что бизнес-план крупной и успешной корпорации совсем не похож на бизнес-план стартапа.
Зачем нужно составление бизнес-плана
Разработка и последующая реализация бизнес-плана направлены на решение главной задачи – достижения целей, поставленных перед бизнесом. Рассмотрим их подробнее.
Цели бизнес-плана
Цели формулируются руководством или собственником и выражаются в разной форме. Чаще всего в подобном качестве выступают такие:
Задачи бизнес-плана
В зависимости от поставленных целей бизнес-план ориентируется либо на внутреннюю аудиторию (собственники, руководство, персонала), либо на внешнюю (партнеры, банки, финансовые организации). Для каждого из вариантов характерны свои особенности.
Сравниваемый параметр
Направленность бизнес-плана
Внутрь
Вовне
Кому адресован?
Владельцы, руководитель, персонал
Банки, финансовые организации, государственные органы, партнеры, кредиторы
Цель составления
Формулирование задач, распределение ресурсов, донесение до каждого сотрудника его роли в реализации плана
Обоснование эффективности инвестирования в бизнес. Подтверждение успешности предприятия и социальной важности его хозяйственной деятельности.
Ключевая информация
Исходные данные и целевые показатели.
Перечень реализуемых мероприятий.
Перечень имеющихся ресурсов.
Финансовые результаты работы.
Основной акцент на расчетах, которые обосновывают величину инвестиций и демонстрируют выгодность вложений в виде следующих показателей: доход, прибыль, рентабельность и окупаемость
Правила оформления
Устанавливаются внутренним распорядком. Обычно жестко не регламентируются
Зависят от основного адресата бизнес-плана. Например, банки требуют одного формата документа, органы власти – другого. В большинстве случаев используются общепринятые стандарты, описанные ниже.
Желательный результат
Понять реальность поставленных задач и определить пути достижения целевых показателей.
Получить инвестиции, кредиты, государственную помощь или найти другие источники стороннего финансирования.
Для большей наглядности можно привести примеры каждого из вариантов бизнес плана:
Принципы планирования бизнеса
Виды бизнес-планов
Особенности самых распространенных разновидностей бизнес-планов обобщены в таблице.
Вид бизнес-плана
Описание и основные особенности
Для внутреннего использования
Управленческий
Носит стратегический характер. Содержит цели предприятия в целом, каждого из подразделений, порядок взаимодействия последних. Оптимальный вариантом считается, если аналогичные задачи роли расписаны в отношении каждого сотрудника. Для крупных предприятий они указываются в бизнес-планах на уровне подразделений.
Проектный
Составляется с целью определить размер необходимых вложений, их эффективность, срок окупаемости и переход к получению чистой прибыли от реализации конкретного проекта. Обычно речь идет об отдельных направлениях работы предприятия, например, запуске товара или приобретении новой технологической линии.
Целевой
Разовый бизнес-план, дополняющий основной управленческий. Направлен на достижение одной цели, которая выражается по-разному – например, в количестве магазинов, объеме реализации или других подобных показателях.
Направленный вовне
Инвесторам
Основной акцент при разработке документа делается на обосновании выгодности инвестирования в бизнес. Ключевые показатели – величина вложений, срок окупаемости, рентабельность инвестиций и перечень потенциальных рисков.
Получение кредита
В целом напоминает бизнес-план для инвесторов. Основным отличием становится проработка вопросов обеспечения взятых на себя финансовых обязательств по возврату кредита. В остальном банк принимает решение об одобрении сделка на основании тех же ключевых показателей, включая срок окупаемости и рентабельность бизнеса.
Продажа бизнеса
Целью составления бизнес-плана выступает подтверждение успешности бизнеса и объективности запрашиваемой владельцем стоимости. Главное, что интересует потенциального покупателя – время возврата вложенных средств, а также рыночная ценность актива.
Стандарты планирования бизнеса
Сегодня в России применяются пять основных стандартов бизнес-планирования. В указанное число входят:
Проще и нагляднее всего показать разницу между ними через перечисление основных разделов. Такой формат сравнения представлен в таблице.
UNIDO
ЕБРР
BFM Group
KPMG
TACIS
Резюме и идея
Анализ сегмента рынка
Правила конфиден- циальности
Описание услуги или товара
Общая стратегия бизнеса
Описание услуги или товара
Анализ сегмента рынка
Маркетинг
Общее описание компании
Общее описание компании и проекта
Производственный план
Управление и менеджмент
Управление и менеджмент
Управление и менеджмент
Управление и менеджмент
Финансовый план
Оценка и факторы риска
Расчет эффективности
Факторы риска
Пояснительная записка, расчеты, графики и
другие визуальные материалы, приложения и обеспечение проекта
Можно ли использовать готовые бизнес-планы
Да, такой вариант вполне возможен. При выполнении одного обязательного условия – привязка типового документа к потребностям и специфике конкретного предприятия. Без этого планирование окажется неэффективным, а успешная реализация бизнес-плана будет поставлена под вопрос.
Самостоятельная разработка или обращение к профессионалам
Самой трудоемкой и сложной для проведения частью бизнес-планирования выступают маркетинговые исследования. Если сегмент рынка относительно хорошо изучен, вполне реально разработка документ самостоятельно. В противном случае целесообразно прибегнуть к помощи специализированной компании, способной решить задачу быстро, профессионально и по разумной цене.
Инструменты для составления бизнес-плана
Сегодня в рамках бизнес-планирования используются разные вспомогательные инструменты, количество которых постоянно растет. К числу наиболее популярных следует отнести такие:
Приведенный список далеко не полон. Каждый из включенных в него ресурсов, как и любые дополнительные, требует более детального изучения. Здесь же нужно отметить, что эффективность их практического использования определяется квалификацией специалистов, которые занимаются на предприятии бизнес-планированием.
Правила составления схемы бизнес-плана
Примерная схема бизнес-плана приведена в описании разных стандартов документа. Не следует воспринимать ее как догму. Намного правильнее скорректировать перечень разделов с учетом специфики конкретного предприятия, выпускаемого им товара или оказываемой услуги. Также необходимо учитывать цель составления бизнес-плана и его направленность – внутрь или вовне компании.
Как превратить бизнес-план из формальности в инструкцию
Фактически, бизнес-план должен стать четкой и понятной пошаговой инструкцией по достижению поставленных целей. Для этого рекомендуется воспользоваться несколькими советами:
Распространенные ошибки разработчиков бизнес-плана
Составление бизнес-плана – непростая задача. Ее решение нередко сопровождается ошибками, которые условно делятся на три типа:
Примерами самых частых ошибок выступают:
Образцы готовых бизнес-планов
В настоящее время в интернете можно найти множество готовых бизнес-планов. Но для эффективной привязки к специфике предприятия требуется подобрать максимально близкий по содержанию документ. Примеры подобных планов, составленных на высоком уровне:
Что такое бизнес-план?
Бизнес-план представляет собой документ, который содержит четкую и обоснованную расчетами программу действий по достижению стоящих перед предприятием целей.
Каковы цели составления бизнес-плана?
Основной задачей разработчиков становится формулирование задач, определение ресурсов и перечня мероприятий, необходимых для их успешного решения.
Какие виды бизнес-планов особенно распространены?
Условно бизнес-планы делятся на две категории. Первая ориентирована на внутреннюю аудиторию – собственников, руководство, персонал – и решает общую задачу стратегического планирования. Вторая направлена вовне предприятия – на инвесторов, банки, партнеров или потенциальных покупателей – и используется для привлечения финансирования или продажи бизнеса.
Что входит в состав бизнес-плана?
Содержательная часть документа зависит от цели разработки и специфики бизнеса. Обычно ориентируются на существующие стандарты, в которых указаны типовые разделы.
Можно ли составить бизнес-план самостоятельно?
Да, при наличии грамотных и опытных специалистов.
В каких случаях имеет смысл обращаться к профессионалам?
Самой сложной для исполнения частью планирования выступают маркетинговые исследования рынка. Именно для их проведения обычно приглашают специализированные компании. Еще одной причиной обращения к профессионалам становится нежелание руководства отвлекать собственных сотрудников от исполнения прямых должностных обязанностей.
Как написать бизнес-план самостоятельно: пошаговая инструкция
Написать бизнес-план так, чтобы он был понятным, грамотным и с точными расчетами —для многих начинающих предпринимателей эта задача кажется невыполнимой. В статье мы доказываем, что составить бизнес-план можно и самостоятельно. Главное — знать из чего он состоит, какие должны быть в нем расчеты исходя из конкретной сферы бизнеса, учесть типичные ошибки и не повторить их.
На что обратить внимание при написании
К бизнес-планированию в предпринимательской среде неоднозначное отношение. Почему-то некоторые считают его напрасной тратой сил и времени, ведь «в реальности всё получится совсем по-другому». Бесспорно, жизнь внесёт коррективы в любой проект, и в процессе реализации он может измениться до неузнаваемости. И все же предварительная проработка проекта крайне важна. Вот почему:
Если вы готовите бизнес-план для себя, а не для банка или инвестора, то это не обязательно должен быть фолиант на 300 страниц. Достаточно тезисно осветить несколько основных разделов. Вот стандартные пункты, которые должны быть в любом бизнес-плане:
Начать работу над бизнес-планом нужно со SWOT-анализа. Почитать о нем и получить больше полезной информации о тонкостях составления бизнес-плана можно здесь.
Если вам нужен бизнес-план для инвестора или, в особенности, для банка, может быть полезно нанять консультанта. Он поможет соблюсти требования по формату и расставить правильные акценты.
Основа любого бизнес-плана — это анализ рынка и финансовая модель.
О том, как проводить маркетинговое исследование, в сети есть много открытой информации. Самые распространенные ошибки, на которых многие «спотыкаются», — это отсутствие анализа конкурентов и завышение данных по рынку. Вводные о спросе и ценах — ключевые для анализа эффективности всего проекта. Поэтому, строя расчёты на некорректных данных, вы обманываете, в первую очередь, сами себя.
В каких источниках можно искать информацию? Во-первых, различные базы данных — Росстата, Федеральной таможенной службы, государственных и муниципальных закупок, а также профильные СМИ, сайты производителей, дистрибьюторов и т.д. И конечно, полевые исследования и опросы, в зависимости от масштаба и специфики проекта.
Результатом анализа рынка и конкурентов должны стать конкретные вводные для финансовой модели проекта: объем спроса, воронка продаж, продуктовая линейка и цены.
Как считать бизнес план?
Финансовая модель — это основа любого проекта. Она помогает перевести ваши планы на язык цифр, показывает, какие именно вводные и в какой степени будут влиять на прибыль по проекту, задает целевые KPI. Финансовая модель строится на базе всех тех данных, которые были собраны в процессе работы над предыдущими разделами бизнес-плана. Рынок, план продаж, штатное расписание, расходы, налоги. Результатом расчёта должен стать прогноз денежных потоков (cash flow) и доходов/расходов по проекту. Прогноз покажет, насколько проект интересен экономически, как быстро окупятся вложения и на какую прибыль вам можно рассчитывать.
Если цифры вас не устроят — это повод пересмотреть какие-то исходные параметры. Возможно, нужно попробовать обойтись меньшим числом сотрудников, или сменить локацию, или скорректировать сам продукт. Согласитесь, лучше вносить изменения заранее, а не по факту, когда будут потрачены деньги и время.
Самый простой, удобный и доступный инструмент для создания финансовой модели — это MS Excel. Но если у вас пока нет опыта финмоделирования, можно воспользоваться готовой программой, наподобие Альт-Инвест или Project Expert. В такую программу нужно будет только внести исходные данные, а все расчёты она сделает сама.
Как написать бизнес план: пошаговая инструкция
1. Резюме проекта (введение)
В вводной части нужно описать продукт (и в целом, сферу деятельности) и ситуацию на рынке, перечислить конкурентные преимущества и недостатки, кратко представить организационную структуру и распределение финансов (инвестиционных и собственных). Также можно обозначить рентабельность и ожидаемые показатели по объему и качеству работы. То есть здесь должен быть изложен в общих чертах ваш бизнес-план и желательно, чтобы он был максимально привлекателен.
2. Маркетинговая кампания
Здесь необходимо составить подробную стратегию продвижения. В нее входят: определение целевой аудитории, а также способов и стоимости привлечения клиентов, анализ рынка и конкуренции, выявление каналов продаж, обозначение этапов и сроков завоевания рынка. Важно написать ориентировочный план ваших продаж – это поможет представить возможные объемы выручки и доходов.
3. План производства товаров и услуг
Этот пункт описывает организацию производства и особенности инфраструктуры, производственные ресурсы, площади и оборудование. В нем расписывают процесс производства и методы контроля качества. Кроме того, тут нужно представить расчет вложений и амортизации. Производственный план дает возможность понять, с какой динамикой получится увеличить производство и как лучше выстроить логистику.
4. Организация рабочего процесса
Раздел посвящен организационной структуре предприятия. Тут вы пишете пошаговое руководство для всех сотрудников с указанием задач и сроков исполнения, а также распределяете полномочия и ответственность для каждого. Выстраиваете систему контроля и расписываете ожидаемые результаты от работы.
5. Описание товара/услуги
Это нужно для того, чтобы четко понимать, какой товар/услугу вы выпускаете и ориентировочно представить, как выглядят ваши потенциальные клиенты, создать картину целевой аудитории. Перед этим важно проанализировать рынок, чтобы точно знать, что вы будете поставлять уникальный товар/услугу или же будете выгодно выделяться среди конкурентов. Тут необходимо точно обозначить: чем же вы будете лучше остальных и почему клиент захочет выбрать именно вас? Очевидно, что успех в бизнесе подразумевает вашу конкурентоспособность.
6. Финансовый план
В этом разделе должна быть представлена смета с детальными расчетами себестоимости продукта или услуги, а также прибыли и убытков. Это такое доскональное планирование бюджета предприятия. Кроме того, в нем нужно оценить затраты: единовременные – на помещение и оборудование, периодические – на зарплату, аренду и иные платежи, сырье и т.д. Здесь же указывается период инвестирования (примерный), точка безубыточности и точка окупаемости.
7. Перспективы развития и прогноз рисков
Важная часть – прогнозирование результатов. Исходя из предыдущих пунктов и денежных показателей, нужно дать оценку вашему бизнесу. Сюда входит и прогноз движения финансов, и прогноз рисков. Объективный взгляд на то, каким будет проект в реальности – поможет исправить недочеты. Еще немаловажно заранее подготовить и написать способы минимизации рисков.
Типичные ошибки при составлении бизнес плана
Напоследок приведем несколько самых частых недочётов, которые встречаются в бизнес-планах. Будет полезно учесть их при работе над вашим документом, особенно если вы собираетесь отослать его потенциальным партнерам или инвесторам:
Итак, бизнес-план будет полезен для разработки проекта любого масштаба. Он позволит превратить вашу идею в реальные цели и заранее оценить возможные риски. Удачи в планировании и реализации!
Как составить бизнес-план с нуля: полное руководство с примерами
Привет, дорогие читатели!
Стоимость бизнес-плана у специалистов – 50 000 рублей. Где взять столько денег, если вы студент, пенсионер или мама в декрете? Вы не разбираетесь в экономике и никогда не видели этот документ вживую. Вы можете сэкономить деньги, прочитав эту статью. Вы узнаете, как составить бизнес-план с нуля. А стойких читателей в конце ждет бонус – образцы для скачивания.
Что такое бизнес-план
Бизнес-план – это детальное описание проекта. Сколько денег нужно для начала, когда дело окупится, возможные риски. Он дает понять, стоит ли идея выделки или ее место в мусорном баке.
Подготовка начинается с подробных ответов на 3 вопроса:
Домохозяйкам, женщинам в декрете тяжелее всего пробиться. Но это только кажется. Есть 5 идей бизнеса на дому для женщин с вложениями до 50 000 рублей.
Зачем и кому он нужен
Кто потребует от вас бизнес-план:
Делать один бизнес-план для всех – гиблое дело. При составлении нужно отталкиваться, для кого вы пишете. Здесь всего 2 варианта:
Занимаемся SWOT-анализом
Пора озвучить возможности вслух. Что сделаете сами, без чего можете обойтись, сколько денег нужно.
Анализ можно подготовить за полчаса. Но лучше не спешить и расписать каждый пункт детально.
SWOT-анализ на примере салона оптики:
Когда закончите со SWOT-анализом, можно переходить к составлению бизнес-плана.
Как составить план: структура с примерами
Одного универсального шаблона под все виды бизнес-проектов нет. Но есть структура и образцы, от которых можно отталкиваться. Я дам пример реального бизнес-плана, чтобы вы поняли, как это работает. Он подойдет для индивидуальных предпринимателей, акционерных обществ, кооперативов, холдингов.
Рекомендации
Чтобы бизнес-план работал, нужно придерживаться следующих требований:
Титульная страница
Титульный лист – это то, с чего стоит начать. От его оформления и содержания зависит, захотят ли люди сотрудничать, давать деньги.
Меморандум конфиденциальности
Документ, запрещающий копировать, использовать, давать другим бизнес-план без разрешения автора. Он защищает вашу идею от кражи, поэтому обязательно добавьте его.
Резюме
Краткое описание проекта. По этим первым двум страницам инвесторы решают, вкладывать средства или нет.
Много думать не придется, если уже делали SWOT-анализ со мной.
На примере кадрового агентства:
Опирайтесь на факты и цифры. Уложитесь в 1-2 страницы. При прочтении оно должно заражать вашей идеей, рисовать перспективы в голове.
Если сложно ломать барьер в голове “Бизнес – это не для меня. Где я возьму денег?!”, советую попробовать бизнес-идеи с минимальными вложениями.
В этом разделе мы будем писать о том, ради чего вообще захотели стать бизнесменами. Деньги – да. Но за воздух их же не получишь. Поэтому целью мы делаем товары/услуги или деятельность. В описании не забудьте про следующие детали:
Этот раздел на примере выращивания зелени в теплицах:
Анализ отрасли
Узнайте, кто чем дышит в вашей отрасли – сделайте анализ конкурентов. Для этого не нужно отправлять шпиона. Хватит официальных источников. Сильно вдаваться в маркетинговые дебри не буду. На это уйдет часа 2, и вы заскучаете. Расскажу о важных моментах и о том, что должно быть в разделе.
Какие показатели необходимо включить:
Рассмотрим на примере выращивания лука, огурцов, помидоров.
Возможности предприятия в рамках отрасли
Показывает, что может ваша компания и чего добьется.
В этот раздел входят следующие пункты:
Для частного семейного предприятия по выращиванию свиней этот раздел выглядит так:
Информация о товаре или услуге
Описываем товар во всех подробностях. Желательно добавить фото.
Как стоит написать:
Маркетинговый план
Чтобы самостоятельно правильно сделать маркетинговый план, необходимо рассчитать аппетиты потребителей. Подумайте, как подогреть желание у них акциями, колебанием цен, повышением качества.
Типовой маркетинговый план включает в себя:
Объедините в своем плане 3 вещи: цену, рентабельность и качество.
Описание производства
Пишем про этапы, способы и особенности производства. В плане необходимо ответить на вопросы:
Организационный план
Содержание зависит от формы управления: кооператив, частная фирма, государственное предприятие, холдинг и т. д. Для муниципальных образований расписывают систему управления, рамки вмешательства начальства в рабочий процесс.
В случае с акционерным обществом нужно указать размер долей акционеров.
Финансы
Раздел резюмирует предыдущие в деньгах. Цифры берем не с потолка, а считаем затраты, возможную прибыль с каждой страницы. Ошибка на одной странице приведет к эффекту снежного кома и разрушит все.
Для начинающих подойдет программа Microsoft Works. В ней легко все подсчитывать. Продвинутые финансисты могут пользоваться Lotus 1-2-3, Excel, Quattro Pro.
Что содержит финансовый план:
Дарю шаблон финансового плана. Скачивайте на здоровье.
Вот так строят график безубыточности.
Возможные риски
Мы подобрались к той части, где честно сознаемся в слабостях нашего дела. Откуда брать эти самые риски? Методика проста – мозговой штурм и анализ рынка, опыта других компаний.
Описываем риски. Маша шьет дизайнерскую одежду для детей. Если поставщики загнут цену на ткани и фурнитуру, то она уйдет в минус. Конкуренты снизят стоимость, и часть покупателей уйдет к ним.
Профилактика и решение проблем. С поставщиком заключаем контракт на 5 лет. Главное условие – качество материала и фиксированная цена. Опережаем конкурентов качеством, акциями и фишками.
Приложение
Чем-то похоже на список литературы для рефератов. Здесь мы подкрепляем вышеперечисленное доказательствами:
Да, немножечко нагрузила я вас. Столько разделов. Необязательно следовать всем рекомендациям. Где-то вы можете сократить или добавить. Отталкивайтесь от типа товара/услуг и вашего стартапа.
Приложения
Грамотно создавать с нуля бизнес-план – как делать курсовую. Вроде бы и надо, но как представишь, сколько писать и вставлять, то откладываешь на потом. Я хочу упростить задачу и сэкономить время. В этих программах уже есть структура и необходимые схемы для бизнес-плана:
Вводите изначальные цифры. Остальное программа сама посчитает.
Ошибки, которые совершают все новички
Хочу уберечь и предостеречь вас. Построить бизнес с нуля и без образования можно, но нужно избежать следующих ошибок:
Перед тем как закончить бизнес-план, проверьте его на эти ошибки.
Готовые примеры
Дарю вам образцы бизнес-планов с расчетами:
Советую подстроить эти примеры под себя. Отредактировать цифры и показатели.
Заключение
Без бизнес-плана невозможно начать свое дело. Он нужен для того, чтобы вы и другие люди поверили в проект и дали деньги. На составление этого документа может уйти целая неделя. Не спешите. Обдумайте все и произведите расчеты.
А вы будете писать бизнес-план в одиночку или с кем-то? Если где-то запнетесь, смело просите помощи в комментариях. Разберемся.
С вами бывало такое, что нашли интересную статью, сайт кажется кладезем полезной информации, но потом кто-то отвлек, телефон сел, заботы, дела – и вы уже не помните, где читали это? Так вот, чтобы мы не потеряли друг друга, подпишитесь. И еженедельно получайте идеи для прокачки бизнеса и своей жизни.