Как пользоваться программой FL Studio (ФЛ Студио)
FL Studio – это качественная программа для работы с музыкой, которую используют большинство профессионалов в этой области. Сама программа настолько проста и удобна, что с ней вполне смогут справиться даже дилетанты. В этой статье мы разберёмся в вопросе, как пользоваться FL studio.
Программа создана разработчиком с очень понятным и простым в использовании интерфейсом. Творческие люди с лёгкостью смогут редактировать аудио и создать музыку. Давайте начнём по порядку.
Установка плагинов
Знакомство и работа с программой начинается с установкой плагинов. Ведь с ними она заиграет новыми красками и значительно расширится её функционал. После загрузки плагинов вы увидите, как увеличился ассортимент музыкальных и виртуальных инструментов.
Фл студия, как и все похожие программы DAW, работает с плагинами формата VST. За последние годы разработали плагинов великое множество. В их выборе стоит опираться лишь на свой вкус. От пользователя только требуется сделать правильный выбор и скачать их. Далее установить и подключить к рабочей программе и наслаждаться слаженной работой станции.
Как добавить сэмпл
Мы немного научились, как пользоваться ФЛ Студио. Теперь перейдём к добавлению сэмплов. Изначально программа содержит довольно обширную библиотеку звуков, а также разнообразных лупов и semple. Пользователь может не ограничиваться доступными сэмплами и добавить свои созданные. Некоторым композиторам конечно хватает заводских установок и родных сэмпл-паков.
Над сэмплами в программе ФЛ работают сотни тысяч авторов. Благодаря их работе в библиотеке вы найдёте миллионы готовых сэмпл, которые представлены в виде самостоятельных звуков и отрывков из мелодий. Не стоит забывать и о возможности разработки личных шедевров.
Создание музыки в Фл Студио
Мы подошли с вами к рождению музыки из композиций, для чего собственно и разрабатывалась эта профессиональная программа, чтобы композиторы могли создавать уникальные шедевры в мире искусства. В первую очередь фрагменты нужно записать на паттернах, а потом переместить их в плейлист. На этом этапе обработки и пригодятся сэмплы, плагины и виртуальные (физические) инструменты.
К созданным вами отрезкам, теперь надо применить метод наслаивания. Потом можно продублировать и чередовать. Потихоньку начинает создаваться готовый продукт. Когда вы нарисуете траекторию своей мелодии на паттернах, добавите ударных звуков и басов, обязательно надо их поместить в плейлист под названием “мульти трековый редактор». Путь вашей композиции теперь лежит через “сведение” и “мастеринг”. Об этом немного ниже.
Запись голоса
В FL Studio можно записать голос, если у вас есть такая необходимость и нет более подходящих для этого инструментов. Записать голос можно с микрофона, а также и посторонние звуки из окружения и инструменты, если подключить их к компу. Вашу запись потом следует почистить и доработать.
Мастеринг и Сведение
После того, как вы создали свою композицию, начинается самая важная и кропотливая работа. Это сперва “ сведение”, а потом “ мастеринг” музыки. Для работы с этими фишками, вам потребуется “ микшер”. Он предусмотрен в программе ФЛ студио. На его обработку отправляется каждая звуковая дорожка или инструмент. В программе представлены плагины и всевозможные «улучшители» звука. Когда вы пройдёте эти увлекательные процедуры, ваши звуковые дорожки соберутся воедино и зазвучат чистым, профессиональным звуком.
Также в ассортименте программы представлены доступные эквалайзеры, лимитеры, фильтры и всякие усилители. После этапа обработки всеми фильтрами, на выходе вы получите трек, который не будет уступать по качеству хитам, звучащим на радио или телевидении.
Создание ремикса
Фл Студио поможет вам сделать ремикс и «замиксовать» личные композиции или создать из готовых треков. Выбор всегда за вами. Если вы хотите получить качественный ремикс, придётся задействовать аудио дорожку от выбранного трека. Часто можно найти требуемые фрагменты мелодий у самих авторов или поискать на различных сайтах.
Заключение
Прочитав статью, вы теперь имеете представление о возможностях программы и разобрались, как пользоваться FL studio. С помощью этой профессиональной программы можно создавать свои неповторимые творения и зарабатывать приличные суммы в музыкальной индустрии.
Как создавать музыкальные произведения в FL Studio: интересные приемы
Сегодня я хочу рассказать о том, какие основные приемы используются при создании музыкальных произведений в программе FL Studio. Я сам пишу музыку и использую для ее обработки различные инструменты, в том числе продукты от компании Image-Line («FL Studio» и «Deckadance»), и вхожу в ее Power Users List (в этом списке я – единственный музыкант из России). В этом топике я расскажу о том, как использовать прием наслоения (на примере ударных партий и вокала), а также о том, как подготовить записанный вокал к последующей обработке.
Наслоение
Этот приём часто используется музыкальными продюсерами. Так повелось, что музыкальные продюсеры в России по сути являются менеджерами артистов, в остальном же мире продюсеры — это люди, которые создают музыку в так называемых секвенсорах (музыкальных программах по созданию музыки). Например, Lady Gaga, даже если и умеет сочинять песни, не может сама создать конечный продукт и с этим ей помогают те самые продюсеры. Один из известнейших продюсеров, работавший с ней — RedOne.
Так вот, вернемся к наслоению. Этот прием используется для того, чтобы придать полноту звучания любому из ваших инструментов, а также треку в целом. Наиболее часто он используется при создании партии ударных и вокальных партий. Сначала рассмотрим наслоение на примере партии ударных.
Также оправдано использование уже записанных заранее ударных петель. Они обычно представляют собой уже полные и готовые версии ударных и могут быть разбиты на части (например, бочки отдельно, тарелки отдельно, перкуссии отдельно, тамбурины отдельно), и если сложить их вместе, получится полноценная ударная партия. Они называются «Drum Loops» и в большом количестве представлены в интернете. Помимо прочего, существует множество программ с готовыми библиотеками ударных, ярким примером которых являются «XLN Audio Addictive Drums», «Spectrasonics StyleRMX», «Native Instruments Machine» и другие.
Рассмотрим наслоение основных бочек («kick») на указанном ниже рисунке. Для того, чтобы получить насыщенный и плотный звук бочки, я использую три их разные вариации. Студийная плотная бочка (Studio Kick), сэмпл акустической бочки из библиотеки готовых ударных (Acoustic Kick) и электронная сгенерированная бочка (Electronic Kick).
Каждая из этих бочек имеет собственное звучание, но вместе они начинают звучать намного плотнее, чем по отдельности. При совмещении различных ударных, необходимо учитывать, что они могут и не сочетаться вместе, поэтому порой приходится подвергать их эквализации. На рисунке, представленном снизу, у одной из бочек (слева) убраны низкие басовые частоты, и она создает так называемый хлопок или щелчок в верхнем диапазоне частот, а у другой акцент сделан на низкие частоты, и она заполняет собой басовую составляющую.
При комбинировании ударных, составленных из «One Shot»-сэмплов, можно использовать такие программы, как «Native Instruments Battery» или «Image-Line FPC». Там вы сможете выставить громкость каждого из инструментов, разнести их по панораме. На рисунке внизу представлены 3 бочки, совмещенные в одной ячейке программ «Image-Line FPC».
Кроме того, в музыкальном продюсировании часто используют наслоение уже готовых партий ударных петель. В своей музыкальной практике я использую оба этих подхода, а именно: сам составляю часть партии ударных из «One Shot»-сэмплов, а часть заполняю уже готовыми петлями ударных, подобранных мною из специальных библиотек или программ. На примере внизу зеленым цветом выделены 6 уровней ударных, составленных мной (3 уровня бочки, один хлопок, закрытые тарелки и металлические перкуссии), а так же 4 уровня готовых ударных петель, закрашенных синим. Все вместе они составляют полную ударную партию песни, использованную в припеве. Такой комплексный подход позволяет получить более полноценное звучание ударных.
Работа с вокалом
Начальная обработка вокала. Рассмотрим обработку вокала на начальном этапе, а затем уже поговорим о наслоении вокала. Естественно, первым делом вокал нужно записать. Для этого я использую встроенный в FL Studio плагин «Edison». Чтобы записать вокал, нужно выбрать входящий канал, к которому подключен ваш микрофон, а затем на этот же канал добавить плагин «Edison», выставить переключатели «NOW» и «IN NEW PROJECT», после нажать кнопку записи и записать ваш вокал (все указано на рисунках внизу).
Не спешите сохранять вокал, сразу после того как он будет записан. Для начала нужно избавиться от лишних шумов, которые обычно выдает ваш микрофон, провода, аудиокарта, а также источники звука в помещении. Для этого постарайтесь немного помолчать после записи вокала, тем самым оставив небольшой участок, с которого можно будет считать шумы, образующиеся при записи. Затем выберите данный участок и откройте «Clean Up Tool», как показано на рисунке внизу.
Затем плагину необходимо будет составить так называемую «карту шумов», которую он и будет исключать из вашего вокала. Чтобы сделать это нажмите кнопку «Acquire noise profile».
Затем закройте «Clean Up Tool» выделите весь вокал, который вы записали, снова откройте «Clean Up Tool» (зеленым будут отмечены области, где были зарегистрированы наибольшее количество шумов), выставите значение «Amount» примерно посередине и нажмите «Accept».
Затем (в окне «Edison») вы увидите и услышите, что ваш вокал заметно очистился.
Теперь разберем, как убрать из вашего вокала слишком громкие согласные «С» и «З». В производстве данный процесс называется «De-essing». Дэ-эссинг можно выполнить и с помощью плагинов (например, «AVOX Sybil» или «Fabfilter Pro-C»), но этот процесс можно провести и вручную. Это актуально потому, что многие плагины для дэ-эссинга все-таки подвергают обработке и тем самым искажают весь ваш вокал, а не только согласные, и, чтобы оставить остальные части вашей записи нетронутыми, можно использовать «ручной» подход.
Для этого загрузите ваш вокал в «Edison». Переключившись на спектральный вид (как показано внизу):
… вы увидите громкие звуки «С» и «З» (отмечены на рисунке ниже):
Затем выделите в «Edison» один из участков, где расположены согласные и откройте «Equalize», там вы увидите этот участок более подробно. Обычно звонкие согласные располагаются в диапазоне от 5K до 15K. Вырежьте эти частоты, выставьте «Mix» примерно на 50% и нажмите «Accept» (все указано на рисунке внизу).
Далее нужно проделать эту процедуру со всеми звонкими согласными «С» и «З». Также можно поступить и с громкими вдохами, только эквализировать нужно будет весь диапазон частот (по сути просто сделать их тише).
Наслоение при создании вокальных партий. Теперь рассмотрим приём наслоения, который можно и нужно использовать и при создании вокальных партий. Всем известные бэк-вокалы – это, по сути, и есть наслоение. Однако, в данном вопросе есть несколько различных подходов.
Первый подход заключается в том, что вы приглашаете бэк-вокалистов, либо сами исполняете свои бэки. Плюсы данного подхода очевидны, реальный голос пока невозможно ничем заменить. Минусы: вам понадобятся как студия записи, так и хорошие бэк-вокалисты. Далее записанный вокал добавляется к ведущему вокалу без точной подгонки во времени (то есть вокалы могут звучать немного вразнобой, но не сильно).
Второй подход заключается в том, что вы можете использовать такие программы, как «Antares Autotune» или «Image-Line Pitcher», чтобы создавать гармонические бэк-вокалы, имея только одну главную вокальную партию. Вкратце опишу процесс создания этих беков.
Сначала необходимо записать основную вокальную партию (так называемый «Lead Vocal»). Затем обработать её (про обработку вокала речь пойдет чуть ниже) и импортировать в FL Studio. Далее необходимо послать вокал на канал эффектов, где расположен Pitcher, как указано ниже.
В Pitcher необходимо выставить следующие показатели: включить кнопку «MIDI» (когда вы включите эту кнопку в левом нижнем углу появится номер порта, его необходимо запомнить), и кнопку «HARMONIZE». Также можно выставить переключатель «Replace-Mix» в одно из двух положений. Положение «Replace» полностью убирает основной вокал и оставляет только сгенерированные плагином гармоники. Как не сложно догадаться, положение Mix оставляет и ваш вокал, и сгенерированные гармоники.
Затем необходимо добавить в инструменты «MIDI out», и в его настройках указать порт, который ранее был указан в левом нижнем углу Pitcher.
Затем, открыв «Piano Roll», можно задавать гармоники для генерации (плагином). Нужно указать ноты, которые плагин будет генерировать исходя из вашего основного вокала, и расставить их во времени таким образом, чтобы они совпадали с основным вокалом и создавали правильные гармоники, например так, как указано на рисунке внизу.
Плюсы этого подхода заключаются в простоте и быстроте создания гармоник, а также в том, что эти гармоники будут точно копировать ваш вокал, поэтому долго подгонять его по местоположению в миксе не придётся. Ну а главным минусом такого подхода является звучание этих бэков. Как ни крути, но избавиться от синтезированного звучания не получится.
Третий путь лежит в совмещении обоих подходов. Даже имея лишь одного вокалиста (в моём случае это я сам) можно получить большие, полные и реалистичные вокальные партии. Все, что вам необходимо — это с помощью описанного выше метода создать подходящие гармоники. Затем необходимо запомнить то, как звучат ваши гармоники. Чтобы понять и услышать, как звучат только гармоники, в программе Pitcher необходимо выставить переключатель на «Replace» и запомнить звучание гармоник, а затем постараться воспроизвести их самостоятельно. Поначалу, возможно, будет непривычно петь такие бэк-вокалы, ведь нужно петь их максимально ровно на всем их протяжении и стараться убрать из своего вокала лишнюю экспрессию и «гуляние» по нотам. Если вы не попадете в ноты в каком-либо моменте, можно подправить ваши бэк-вокалы в программах «Celemony Melodyne Editor» или «Image-Line Newtone». Настоящие вокалы, даже экстремально обработанные с помощью этих плагинов, все равно будут звучать более реалистично, чем сгенерированные гармоники.
Ясно, что чем больше слоёв бэк-вокалов, тем полнее звучит вокальная партия. Но важно помнить, что каждый раз петь одинаково не получится, и порой одна фраза будет звучать длиннее другой и т.п. Поэтому, бэк-вокалы нужно расставить точно в соответствии с вашим ведущим вокалом (как указано на рисунке внизу).
Как видно, каждый бэк-вокал подогнан к другим и к ведущему вокалу. Если этого не сделать, вокальная партия целиком будет звучать как месиво. Порой, я использую до 10 слоёв вокала (например, при создании хора в песне), и поэтому для меня это вдвойне актуально. Надеюсь, мои советы окажутся для вас полезными. Результаты того, как я сам пользуюсь этими приемами, можно послушать на моем Soundcloud, а еще можно принять участие в моей кампании на Indiegogo – не сочтите за грубую рекламу и спасибо за внимание!
Принципы разработки электронной музыки в Fl Studio
Новый урок будет более насыщенным, чем первый, ведь мы попробуем разработать по-настоящему качественный трек. В первом гайде мы уже научились добавлять простенькие басы, пэды, барабаны и секвенции. Это означает, что новый урок дастся нам в разы легче. Мы не будем описывать каждую кнопку, ведь вы уже наверняка выучили значение базовых пунктов меню программы FL Studio.
Для наглядности мы будем проводить обучение в визуальном формате. Поэтому мы подготовили оригинальный flp-файл, в котором уже видно все ноты и настройки. В этой статье речь пойдет о самых основных этапах разработки базовой аранжировки. Не теряем времени, качаем и запускаем указанный файл.
Теперь активируем первую дорожку, которой у нас обозначены ударные. Рассмотрим их подробнее.
Мы использовали стандартный ритм 4 на 4. В данной ситуации мы сделали более оригинальное звучание, которого удалось достичь благодаря дополнительному удару тарелки.
Прослушаем же первый аудиоряд. Он характеризуется не идеальным, а скорее ломанным ритмом. Именно он становится основой танцевальной электронной музыки разных жанров. Барабаны же определили, что наше аудио скорее напоминает техно-стиль. Звучит трек достаточно неплохо, но все же неидеально. Поэтому попробуем добавить в барабаны немного закрытых хетов. Активируем опцию hi-hat close, после сего открываем меню piano-roll и смотрим, что у нас в итоге получилось.
Теперь же давайте просмотрим громкость нот. Учитывая то, что таких нот очень много, рациональнее немного уменьшить данный показатель, чтобы они не перебивали собой остальные музыкальные ряды. У нас громкими являются именно четыре ноты, и это весьма хороший эффект. Так тарелки имеют оригинальный нарастающий ритм, басы подчеркнуты, а ритм оригинально оживлен. Активируем режим прослушивания и прослушиваем четыре первых такта. В целом получилось неплохо, но стоит минимизировать одноканальный звук. Для этого поворачиваем панорамную ручку в левую сторону (сама ручка находится в степ-секвенсоре).
Барабаны получили неплохое звучание, поэтому пока оставим их в покое. Далее нам нужно добавить басов. Так как общая дорожка у нас относится скорее к техно-стилю, басы мы будем подстраивать именно под такое направление. Мы попробуем сделать максимально качественный контент, для которого нам понадобится прогрузить синтезатор Цитрус. В качестве пресета активируем Bass > Cerbera Saw.
Обратите внимание на не менее важный и интересный момент. В данной программе пользователь может попробовать поиграть на полноценном аналоге обыкновенного синтезатора. Посмотрите на центральную панель. В программе должна подсвечиваться лампочка, отмеченная на скриншоте снизу.
В данном режиме пользователю предстоит попросту кликать по кнопкам на клавиатуре, таким образом проигрывая музыку по формату синтезатора. Данный режим отличается максимальной простотой и полноценным удобством. Сама клавиатура сможет захватить примерно две октавы, а этого вполне достаточно для разработки полифонической мелодии двумя руками. Ниже представлен скриншот, на котором отмечено несколько комбинаций, которые помогут быстрее освоиться в базовых принципах игры.
На данном этапе возвращаемся к Цитрусу и звукам басов, которые он генерирует. Кликаем по пробелу, и тестируем басы, которые появляются под звуки ударных. Для этого нужно нажать по нескольким кнопкам на выбор. Ручку громкости нужно немного отрегулировать, ибо басы воспроизводятся уж слишком громко.
На третьем паттерне активируем пиано-ролл и записываем несколько нот в стиле техно. Оптимальным вариантом станет запись всего трех нот. Получилось весьма качественное и оригинальное вступление.
Теперь же обратим внимание на то, что у нас уже есть в наличии часть музыкального трека и бас на четыре такта. Выходит, что четвертый такт можно как-то разнообразить. Если провернуть такую фишку, появится эффект взлета мелодии на четвертом такте. Этот поворот помогает избежать монотонности и однолинейности, которая очень быстро надоест.
Чтобы усовершенствовать четвертый такт, мы можем дописать в него несколько нот. Для этого смотрим на нужный паттерн, кликаем по его верхнему углу, в результате чего на экране появится новое меню.
В появившемся на экране списке активируем опцию «сделать уникальным». Так мы трансформируем наш третий паттерн в четвертый. Таким образом пропадает надобность в переписывании нот. Мы можем добавить несколько нот в четвертый паттерн на четвертом такте. Остальные такты менять не стоит. Все эти данные продемонстрированы в прилагаемом нами файле.
Как только мы создаем полноценную базовую линию, делаем наши колонки громче, встаем из-за компьютера и ходим по комнате. Важно при разработке аудиоряда периодически транслировать его в колонки или на наушники. Звук должен быть как тихим, так и громким. Музыка должна отменно звучать при любом формате проигрывания. Также она должна иметь качественный звук как на дорогой, так и на дешевой аппаратуре.
Теперь же нам понадобится создать ритм в стиле техно. По своей сути он представляет среднечастотный ритм пульсирующего типа. Однако у нас нет уверенности, что он станет оригинальным решением для нашей композиции. Попробуйте самостоятельно придумать оптимальный вариант, напойте и наиграйте музыку в своей голове. На слух нужно определить и оптимальную тональность. По сути, лучшим вариантом станет нота Ре, на которой и базируется наш бас. Ритм прослушиваем на первом музыкальном такте. Нотки ставим в пиано-ролле, доходя до нужного нам звучания.
Для удобства нам понадобится установить синтезатор Wasp, который отличается простотой в использовании. Для ритма сложный синтезатор попросту не нужен. В пресетах устанавливаем пресет Widesaw, ведь звучит он оригинально и коротко. Ноты ставим на пиано-ролле, передвигая их в нужную сторону. На воссоздание ритма у нас уйдет примерно три минуты. Ноты стоит укоротить, чтобы они стали более пульсирующими, что и присуще техно-стилю. Выделяем все нотки.
В соответствующем окне для привязок выбираем «нет». Ноты будут свободно растягиваться. Поэтому сейчас мы тянем край нот на нужное нам расстояние. В итоге получится то, что у нас получилось на картинке ниже.
После этого мы попробуем создать мелодию, которая побуждала бы к танцевальным движениям. Для этой цели заходим в синтезатор Цитрус и устанавливаем там такой пресет: Short Synth > Deformed. Чтобы у нас получилась интересная музыка, берем ноты Ля, Соль, Фа и Ре.
Вот и все, у нас получилась интересная и оригинальная танцевальная мелодия.