Как технический прогресс повлиял на жизнь людей, не сумевших принять его? Аргументы М. А. Булгаков «Стальное горло», М. Гелприн «Свеча горела» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Современный мир стремительно развивается: появляются множество новых технологий, упрощающих нашу жизнь, в науке за последний век сделано столько различных открытий, изменивших мир и общество. Если мы говорим про технический прогресс, всегда ли это хорошо? Есть две точки зрения на этот счёт: одни считают, что технологии принесли в жизнь общества новшества, которые намного облегчили существование: транспорт, телефон, телевидение — всё это активно заполоняет мир вокруг нас, от этого никуда не денешься.
А другие люди, которые не приняли это, считают технический прогресс отрицательным последствием человеческих достижений. Так как технический прогресс повлиял на жизнь людей, не сумевших принять его? Я считаю, что во-первых эти люди застряли в своем временном отрезке, словно в каменном веке, для них не существует этого, они не хотят и не смогут принять эти технологии. Во-вторых, таким людям очень сложно выживать в современном обществе, где постоянно происходят изменения. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из литературы.
Люди, не сумевшие принять технический прогресс, могут не только морально страдать, но и физически, делая не только себе, но и окружающим плохо. В произведении М. А. Булгакова «Стальное горло» деревенские жители не хотели принимать тот факт, что всё в мире меняется, появляются новые технологии, развивается медицина и другое. Автор сравнивает жителей и врача, прибывшего из города и получившего образование. Крестьяне живут, опираясь на обычаи, и не знают новых достижений науки. Поэтому мать и бабушка довели Лиду до предсмертного состояния. Они боялись обратиться к врачу и лечили ребенка допотопными методами. И только врач, человек умный и цивилизованный, смог помочь. Ему пришлось заставлять мать и бабушку пациентки дать согласие на операцию, а они были настолько отсталыми и глупыми, что не понимали аргументов. Героини едва не отняли у Лиды последний шанс на жизнь, потому что они не принимали развития медицины и считали, что это не поможет. Таким образом, их жизнь изменилась в худшую сторону из-за того, что они не смогли впустить в жизнь достижения науки.
Технический прогресс затрагивает все институты общества. Он может не только положительно влиять на нашу жизнь, но порой он отнимает у нас самое главное — это духовность, чувства и эмоции. Негласная сделка, в которой происходит обмен творческого начала человека на удобства и комфорт. О такой «сделке» рассказывается в произведении М. Гелприна «Свеча горела». Главный герой — Андрей Петрович — человек потерявший цель своей жизни: обучать людей литературе. Технический прогресс вытеснил вещи, в которых общество больше не нуждалось: искусство и литературу. Даже будучи настолько образованным человеком, Андрей Петрович больше не был важным элементом в обществе, всё механизировалось, ему даже предлагали переучиться, чтобы продолжить свою деятельность, но он не смог принять новый мир и отказался. На этом примере, мы видим как человек становится ненужным в условиях технического прогресса, если он не принимает его.
Подводя итог, важно отметить что технический прогресс — это и хорошо, и плохо. Наука изменила наш мир, нам стало проще жить и развиваться, открылся спектр различных возможностей: мы можем общаться с людьми из любой точки мира, летать на самолёте, даже уже в магазин не приходится ходить самостоятельно. Но в условиях прогресса нет места духовности, нет места прошлым принципам и правилам, и люди, которые не могут отказаться от них, вынуждены страдать и подстраиваться под систему, даже если это очень трудно. Поэтому технический прогресс действительно влияет на жизнь не сумевших принять его людей отрицательно.
Анализ рассказа Стальное горло Булгакова
Один из своих автобиографических рассказов “Стальное горло” великий писатель Михаил Афанасьевич Булгаков включил в цикл “Записки юного врача”, печатавшийся в таких журналах, как “ Медицинский работник” и “ Красная панорама”. Данный сборник полностью состоит из отрывочных воспоминаний, впечатлений, различных, как калейдоскоп, но складывающихся в одну общую картину. Во всем своем цикле рассказов автор “на себе” показывает путь становления врача и рассказывает об участи, выпавшей на его долю — долю единственного молодого лекаря маленького села Никольского Смоленской губернии.
Развитие сюжетов цикла открывают путь не только становления профессионала своего дела, но и путь становления Личности. Так, в рассказе «Стальное горло» две первостепенные проблемы, поставленные автором, — именно проблемы силы духа и профессионализма человека. Несмотря на свою неопытность, но опираясь на искреннее человеколюбие, главный герой берет на себя огромную ответственность, отнимая умирающую от дифтерийного крупа девочку у матери и бабки, олицетворяющих собой невежество и темноту сельского жителя революционных лет; решается на отважный поступок – делать сложную операцию «по учебнику», только лишь бы спасти этого «кукольной», «ангельской» внешности ребенка. Чисто, без задоринки проведенная трахеотомия заронила семя доверия селян молодому врачу и послужила началом его работы, накоплению профессионального опыта. На спасенную девочку стали смотреть как на чудо света, а на ее спасителя – как на героя.
Рассказ учит не только храбрости, смелости и готовности идти на риск; он раскрывает читателю сущность высшего проявления любви – любви человека к человеку; учит принципу некровного братства, взаимопомощи; учит полной самоотдаче своей профессии. Именно потому произведение заканчивается описанием дома рассказчика как «тихого, спокойного, умиротворенного» — главный герой осознал, насколько важна его миссия на Земле – спасать другие души.
Итоговое сочинение: Влияние цивилизации на человека
(392 слова) Как цивилизация влияет на человека? С одной стороны, положительно, ведь люди развиваются и становятся умнее с каждым новым поколением. Если сто лет назад грамотой владели лишь избранные, то сегодня она доступна всем. С другой стороны, есть и отрицательные стороны у прогресса: под его влиянием мы становимся более самоуверенными, ленивыми и зависимыми от новых возможностей. Чтобы рассмотреть все аспекты темы, обратимся к литературным примерам.
Вспомним рассказ М.А. Булгакова «Стальное горло». Автор невольно сравнивает деревенских жителей и врача, прибывшего из города и получившего образование. Крестьяне невежественны и суеверны, у них слишком много предрассудков, которые мешают им развиваться и преуспевать. Они живут, опираясь на обычаи, и не знают новых достижений науки. Поэтому мать и бабушка довели Лиду до предсмертного состояния. Они боялись обратиться к врачу и лечили ребенка допотопными методами. И только врач, человек умный и цивилизованный, смог помочь загубленной девочке. Ему пришлось заставлять мать и бабушку пациентки дать согласие на операцию, а они были настолько отсталыми и глупыми, что не понимали аргументов. Героини едва не отняли у Лиды последний шанс на жизнь. А врач, напротив, спас ее, потому что цивилизация повлияла на него положительно. Благодаря ей он стал рассудительным, интеллектуально развитым и умелым специалистом в своем деле.
Но есть и изнаночная сторона у прогресса. Ее показал О. Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир». Наука сделала возможными кардинальные изменения в мире. Теперь людей делали искусственными способами — в пробирках. Каждую касту программировали с рождения, чтобы обеспечить стабильность в обществе. Никто никому не завидовал, никто не злился и не обижался, ведь на своем месте герои не чувствовали ущемления. Но вот беда: они вообще ничего не чувствовали. В Эре Форда не было семей, любви, дружбы. Все социальные институты были в рамках касты и не опирались на эмоции. Биороботы слепо выполняли свои функции и создавали иллюзию единения благодаря соме. Эти существа были лишены свободы воли и зависимы от технических достижений. Без них они уже не могли выживать в природе. Это доказывает пример Линды, которая потерялась в заповеднике и не смогла встроиться в родоплеменные отношения прежних людей. Как мы видим, цивилизация развращает человека и привязывает его к благоприятным условиям, которые вытесняют в его душе все остальное.
Таким образом, цивилизация, конечно же, делает людей умнее, дает им массу возможностей и перспектив, которые необходимы для выживания. Но она же поощряет лень и ведомость человека, лишает его навыков самообеспечения. Технические открытия вызывают психологическую зависимость, превращая личность в слепого потребителя услуг и товаров.
Краткое содержание «Стального горла» Булгакова позволит быстро ознакомиться с интереснейшим сюжетом, который не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребёнка.
Переживания молодого врача
Рассказ написан от лица молодого врача, который на протяжении 24-х лет проживает в огромном шумном городе и уверен, что вьюга воет лишь в романах. 48 дней назад он с отличием окончил медицинский университет. Теперь его направляют в Никольское, там он будет заведовать местной лечебницей. На главного героя подобная мысль наводит настоящий ужас.
Он очень переживает, что не сможет помочь кому-то из больных из-за банального недостатка опыта или даже нанесёт вред. Вдруг, например, привезут женщину, у которой будут сложные роды, или больного с ущемлённой грыжей. Подобную операцию он наблюдал всего один раз в жизни во время своего обучения, но никогда не делал её сам.
Рассказчик хочет работать в большой больнице, чтобы рядом находились его более подкованные коллеги, с которыми всегда можно было бы посоветоваться в случае спорного вопроса. Молодой врач мечтает попасть в уездный город, где, по крайней мере, есть электричество, этот населённый пункт находится в сорока вёрстах от Никольского. Однако, к сожалению, у него нет возможности что-то изменить, к тому же он и сам прекрасно осознаёт, что это проявление малодушия. Ведь он учился в медицинском университете совсем не для этого.
Каждый день он проводит много времени за изучением медицинских справочников, нередко засыпая над учебниками.
Первый сложный случай
Однажды поздним ноябрьским вечером к нему приносят трёхлетнюю малышку по имени Лида с красивыми синими глазами. Бедняжка задыхается. Лицо матери искажено, она будто бы беззвучно плачет. Мама и бабушка утверждают, что девочке нездоровится уже 5 дней. Доктор тут же определяет, что это дифтерит, в горле у ребёнка находится что-то:
Он возмущён такой безответственностью родственников, ведь они должны были спохватиться гораздо раньше, а теперь Лиду едва ли удастся спасти, она находится при смерти.
Ребёнку срочно нужна трахеотомия, мать и бабка отказываются от неё. Они никак не могут понять, как можно разрезать горло. Врач всё им объясняет и уговаривает согласиться на эту операцию, ведь, в противном случае, бедный ребёнок умрёт уже буквально через час. В итоге родные сдаются.
Главный герой испытывает жуткий страх, ведь ему ещё ни разу не доводилось даже присутствовать на трахеотомии, не то что самостоятельно её проводить. Он бежит листать учебник. Он сильного стресса слова прыгают у него перед глазами, и он ничего не в силах понять.
Врач осознает, что уже слишком поздно что-то менять, и идёт в операционную.
Успешная операция
Доктору помогают 2 акушерки и молодой способный фельдшер. Операция проходит трудно, главному герою никак не удаётся отыскать дыхательное горло. Ему ясно, что сейчас он попросту убьёт малышку, в отчаянии он ковыряет ножом в ране. Врач делает глубокий надрез и, наконец, обнаруживает дыхательное горло. Внезапно его помощник падает в обморок, он тянет за собой горло. К счастью, девушка успевает перехватить у него инструменты.
Больной проделывают в горле отверстие и вставляют туда специальную трубочку, через которую бедняжка теперь может дышать. Малышка со свистом делает вдох, теперь она спасена. Акушерки счастливы. Врач успокаивает мать, сообщая ей, что дочка жива. Он объясняет, что пока серебряная трубка находится в горле, девочка не может разговаривать.
Молодой врач тут же приобретает славу в округе. Все говорят, что он заменил умирающему ребёнку горло на железное. Многие местные жители даже ездят поглядеть на выжившую малышку, как на настоящее чудо.
После успешной операции врач провёл множество других операций, гораздо страшнее этой. В больницу стало обращаться больше больных. Одна из акушерок уверена, что доктор приобрёл славу благодаря трахеотомии.
Проблемы, рассматриваемые автором
«Стальное горло» — один из автобиографических рассказов Булгакова. Он был включен в цикл «Записки юного врача», который публиковался в журналах:
Сборник полностью состоит из воспоминаний и впечатлений автора, образующих одну целую картину подобно калейдоскопу. Михаил Афанасьевич показывает на самом себе путь становления медицинского специалиста и повествует о нелёгкой участи, которая выпала на долю молодого малоопытного врача, единственного в крошечной деревне.
В своём рассказе Булгаков рассматривает проблему силы духа и профессионализма человека. Невзирая на страх и отсутствие реального опыта, главный герой берёт на себя ответственность, он отнимает у мамы крошечное дитя, умирающее от дифтерийного крупа.
Мужчина демонстрирует истинное человеколюбие, а родные малышки олицетворяют невежество, ведь они могли увеличить шансы бедняжки на выздоровление, если бы обратились за врачебной помощью раньше.
Анализ произведения
Доктор решается на смелый поступок — сделать непростую операцию по книжке. Ему очень хочется помочь этому ребёнку кукольной внешности. Удачно проведённая операция способствует накоплению профессионального опыта и служит началом работы молодого врача. Местные жители воспринимают доктора как героя, а спасённую им маленькую Лиду — как настоящее чудо света.
Произведение учит читателя:
В ходе анализа «Стального горла» Булгакова становится очевидно, что произведение раскрывает суть истинного человеколюбия, напоминает о важности взаимопомощи, отзывчивости, принципа некровного братства, абсолютной профессиональной самоотдачи. Именно это объясняет то, что рассказ завершается описанием дома главного героя, который автор называет следующими словами:
Доктор понимает, какой важной является его миссия в этом мире — спасать других людей.
Если нужно написать сочинение по «Стальному горлу», можно ознакомиться с пересказом текста. Это поможет справиться с задачей и сэкономить ценное время. Конечно, в идеале следует всё же изучить и оригинальную версию рассказа, это позволит лучше понять замысел автора.
Отзывы читателей
Это произведение было написано Михаилом Афанасьевичем в 1925 году. Я всегда была убеждена, что врачебная практика — самая трудная деятельность. Этот небольшой рассказ является наглядным подтверждением.
Было бы любопытно узнать, действительно ли в жизни писателя имели место подобные события, или же это только вымысел? Мне почему-то кажется, что Булгакову довелось всё это пережить в реальности, ведь он работал врачом. Насколько мне известно, он был военным хирургом, поэтому описанный случай может быть настоящей историей. Не исключено, что сам автор делал такую операцию или же наблюдал за тем, как этим занимается кто-то из его коллег.
Я считаю, что этот маленький рассказ смело можно назвать истинным шедевром. Мне немного грустно оттого, что роман «Мастер и Маргарита» затмил остальные творения этого человека. Хочу, чтобы все знали, что у Булгакова ещё есть множество других не менее гениальных произведений, и «Стальное горло» — одно из них. Оно однозначно имеет литературный и высокоморальный вес.
С проблемой, описываемой в этом рассказе, довелось столкнуться многим начинающим докторам, и я невольно оказался в их числе. Подобно главному герою я был вынужден делать то, в чем не был специалистом. К счастью, у меня, как и у этого молодого доктора, всё завершилось успешно. Настоящему врачу всегда приятно осознавать, что от него зависят человеческие жизни и судьбы.
Не всегда всё идёт гладко, встречаются и трудности, и неожиданности, но никогда нельзя опускать руки и сдаваться. В состоянии острого стресса мозг активизируется и каким-то чудом удается вспомнить ранее изученный книжный материал. Да, у каждого врача есть своё кладбище, но в любой ситуации нужно сделать всё, что от тебя зависит. Тогда удачных случаев будет гораздо больше. Залог успешной работы врача, я считаю, — абсолютная самоотдача и понимание, что делаешь доброе дело.
Недавно прочитала «Стальное горло» и была поражена, это действительно замечательный рассказ, который я всем рекомендую. Работа доктора трудна и очень ответственна, её нужно уважать. По моему мнению, этот рассказ непременно стоит включить в школьную программу. Произведение читается как на одном дыхании, я его изучила всего за час, получив массу удовольствия. Мне кажется, что у меня что-то изменилось внутри после ознакомления с этой книгой.
Краткое содержание рассказа М.А. Булгакова «Стальное горло»
В цикле Булгакова «Записки юного врача» есть разные истории. Среди них можно выделить «Стальное горло», краткое содержание которого позволяет лучше понять особенности произведения. В центре рассказа – выпускник медицинского университета, который на свой страх и риск провел новую манипуляцию, позволившую спасти жизнь ребенка.
История создания
В основу «Записок юного врача» Булгаков положил реальные случаи. В цикл вошло 7 рассказов, они были опубликованы в 1925—1926 годах. Писатель сам был участником событий, изложенных в произведениях. Он немного изменил ситуации и описал их.
Главное отличие заключается в герое: Булгаков стал работать земским врачом в 25 лет и уже не был новичком на этом поприще. После публикации писатель уничтожил ранние версии цикла. Автору удалось отразить состояние деревни: малограмотное население, суеверия и стремление людей обращаться к бабкам-знахаркам, а не врачам.
В сочинении по «Стальному горлу» можно отразить страх врача и его смелость, так как он пошел на определенный риск во время проведения операции.
Основные действующие лица
Краткое содержание «Стального горла» Булгакова позволяет лучше проанализировать произведение. Писатель не упоминает имени главного героя. Ему 24 года, он закончил медицинский университет не так давно. В Никольск его отправили, чтобы мужчина мог занять место руководителя местной больницы.
О главном герое известно мало:
В рассказе есть женщина с ребенком, и именно им предстоит оказывать помощь. Булгаков назвал только имя девочки — Лида. Ей было всего 3 года, когда она заболела. Главному герою помогали акушерки и фельдшер.
Анализ «Стального горла» Булгакова дает возможность увидеть задумку автора. Он хотел показать, что начинающий врач оказывается перед нелегким выбором. Герой оказался в условиях, когда рядом не было опытных коллег и ему приходилось принимать решения на свой страх и риск.
Краткое содержание
Главный герой — заведующий больницей в Никольске. У мужчины мало практического опыта, он боится, что однажды к нему обратятся тяжелые пациенты. Страшнее всего для врача — не помочь умирающему.
Холодной ноябрьской ночью он просыпается от громкого стука в дверь. К нему привезли трехлетнюю Лиду. Девочка болела дифтерией и мать, вместо обращения в больницу, 5 дней предпочла лечить дочь народными средствами. Доктору невыносимо смотреть на задыхающуюся малышку, но он не знает, какой выход предложить матери.
Он прекрасно понимал: еще час-два и ребенок задохнется. Оставалось только одно решение — операция, которая была очень рискованной. Мама Лиды сначала отказывалась, она не понимала, как можно железными инструментами разрезать горло. В итоге герою удалось убедить женщину.
Врач сам очень боялся проводить вмешательство. Он побежал читать справочник по хирургии, так как никогда не присутствовал на трахеотомии. Однако мужчина понял: поздно что-то изучать. В процессе ему помогал молодой фельдшер и акушерки.
Врач первый раз проводил операцию и очень волновался. Он долго ковырялся инструментами в горле девочки и не мог найти нужную область. Молодой фельдшер падает в обморок и его инструменты успевает подхватить акушерка. В итоге главному герою удается найти подходящий участок и он вставляет в него стальную трубочку.
Благодаря смелому поступку врача Лида остается жива. Местные жители прозвали ее «горлач» и даже ездили на нее посмотреть. Главный герой в рассказе сначала боится брать на себя ответственность, но потом он берет все под контроль и завершает начатое.