оператор if-else (C++)
Оператор if-else управляет условным ветвлением. Операторы в if-branch выполняются, только если condition результатом вычисления является ненулевое значение (или true ). Если значение condition не равно нулю, выполняется следующая инструкция, а инструкция, следующая за необязательным, else пропускается. В противном случае пропускается Следующая инструкция, и, если имеется else оператор после оператора, else выполняется инструкция.
condition выражения, принимающие ненулевые значения:
Синтаксис
init-statement :
expression-statement
simple-declaration
condition :
expression
attribute-specifier-seq attribute-specifier-seq declarator brace-or-equal-initializer
statement :
expression-statement
compound-statement
expression-statement :
expression expression
selection-statement :
if constexpr if от 17 init-statement init-statement 17 if-branch
if constexpr if от 17 init-statement init-statement 17 if-branch else else-branch
17 этот необязательный элемент доступен начиная с c++ 17.
операторы if-else
else Предложение if. else оператора связано с ближайшим предыдущим if оператором в той же области, у которой нет соответствующей else инструкции.
Пример
В этом примере кода показано if Использование нескольких использованных операторов как с, так и без него else :
Оператор If с инициализатором
Начиная с C++ 17, if оператор может также содержать init-statement выражение, которое объявляет и инициализирует именованную переменную. Используйте эту форму оператора if, если переменная необходима только в области действия оператора if. для Microsoft. эта форма доступна начиная с Visual Studio 2017 версии 15,3, и для нее требуется по крайней мере параметр компилятора.
Пример
If constexpr, операторы
Начиная с C++ 17, можно использовать if constexpr инструкцию в шаблонах функций, чтобы принимать решения о ветвлении во время компиляции без необходимости прибегать к нескольким перегрузкам функций. для Microsoft. эта форма доступна начиная с Visual Studio 2017 версии 15,3, и для нее требуется по крайней мере параметр компилятора.
Пример
В этом примере показано, как можно написать одну функцию, которая обрабатывает распаковку параметров. Никаких перегрузок с нулевым параметром не требуется:
Время чтения: 5 мин
Обновлено 20 декабря 2021
Кратко
Управляющая конструкция. В зависимости от условия выбирает, какой блок кода выполнить.
Как пишется
Как понять
Зачем нужны управляющие конструкции, читайте в статье «Порядок выполнения».
По аналогии с русским языком, конструкция содержит условие и блоки кода, которые будут выполняться в зависимости от условия. Блоки кода иногда называют ветками:
Пример ниже выведет на печать слово «Привет», если во всплывающее окно ввести «Друг» и «Я тебя не знаю» в противном случае:
Условие
Для того, чтобы хорошо понимать if, нужно разобраться с понятием условие. Условие — это выражение, которое JavaScript вычислит в значение.
Выражения в условии можно комбинировать с помощью логических операторов.
В более сложном случае условие будет вычисляться в какой-либо другой тип: число, строку, массив, объект и т.д. В этом случае JavaScript будет приводить получившееся значение к логическому типу.
Какой из блоков кода выполнится?
Чтобы понять, какой блок кода выполнится, нужно запомнить правила приведения разных типов к логическому. Важное правило:
Осталось запомнить 8 значений, которые приводятся к false :
Вариации
if без else
Если мы хотим выполнить действие, когда условие верно, но в противном случае не делать ничего, то достаточно написать только іf без блока else :
Задача может содержать больше чем два случая. Для её решения можно собирать if. else в цепочки:
Например, в зависимости от статуса пользователя менять размер скидки:
В этом случае выполнится тот блок кода, условие которого истинное и находится выше по коду. Остальные условия будут проигнорированы.
Когда условий становится много, то страдает читаемость кода. В этом случае лучше писать switch, но он подходит не всегда.
На практике
Николай Лопин
? Если нужно сохранить в переменную одно, либо другое значение, в зависимости от условия, то можно это сделать двумя путями.
С использованием тернарного оператора (короткая запись if..else ):
Тернарный оператор стоит использовать только если выражение короткое. В противном случае такой код будет плохо читаться.
Александр Леоненко
? Частый паттерн — установить значение по умолчанию, если в переменной нет значения. Можно сделать так:
Код можно сократить, воспользовавшись операцией логического ИЛИ || :
Что будет аналогично записи:
Оператор if else в Python
При изучении программирования в качестве практики часто приходится создавать «идеальные программы», которые в реальном мире работают совсем не так.
Иногда, например, нужно исполнить ряд инструкций только в том случае, если соблюдаются определенные условия. Для обработки таких ситуаций в языках программирования есть операторы управления. В дополнение к управлению потоком выполнения программы эти операторы используются для создания циклов или пропуска инструкций, когда какое-то условие истинно.
Операторы управления бывают следующих типов:
В этом уроке речь пойдет о первых трех операторах управления.
Оператор if
Синтаксис оператора if следующий:
Стоит обратить внимание, что у каждой инструкции в блоке if одинаковый отступ от слова if. Многие языки, такие как C, C++, Java и PHP, используют фигурные скобки ( <> ), чтобы определять начало и конец блока, но в Python используются отступы.
Когда выполняется инструкция if, проверяется условие. Если условие истинно, тогда все инструкции в блоке if выполняются. Но если условие оказывается неверным, тогда все инструкции внутри этого блока пропускаются.
Инструкции следом за условием if, у которых нет отступов, не относятся к блоку if. Например, — это не часть блока if, поэтому она будет выполнена в любом случае.
Стоит обратить внимание, что во втором случае, когда условие не истинно, инструкция внутри блока if пропускается. В этом примере блок if состоит из одной инструкции, но их может быть сколько угодно, главное — делать отступы.
Рассмотрим следующий код:
Здесь важно обратить внимание, что только выражения на строках 3, 4 и 5 относятся к блоку if. Следовательно, они будут исполнены только в том случае, когда условие if будет истинно. Но инструкции на строках 7 и 8 выполнятся в любом случае.
Консоль Python реагирует иначе при использовании операторов управления прямо в ней. Стоит напомнить, что для разбития выражения на несколько строк используется оператор продолжение ( \ ). Но в этом нет необходимости с операторами управления. Интерпретатор Python автоматически активирует мультистрочный режим, если нажать Enter после условия if. Например:
Чтобы закончить инструкцию if, нужно добавить еще одну инструкцию в блок if:
Python не будет автоматически добавлять отступ. Это нужно сделать самостоятельно. Закончив ввод инструкции, нужно дважды нажать Enter, чтобы исполнить инструкцию. После этого консоль вернется к изначальному состоянию.
Все эти программы заканчиваются внезапно, не показывая ничего, если условие не истинно. Но в большинстве случаев пользователю нужно показать хотя бы что-нибудь. Для этого используется оператор-выражение if-else.
Оператор if-else
Оператор if-else исполняет одну порцию инструкций, если условие истинно и другое — если нет. Таким образом этот оператор предлагает два направления действий. Синтаксис оператора if-else следующий:
Пример 1: программа для расчета площади и длины окружности круга.
Теперь программа показывает корректный ответ пользователю, даже если условие if не является истинным. Это и требуется.
В инструкциях if-else нужно следить за тем, чтобы условия if и else находились на одном уровне. В противном случае программа вернет синтаксическую ошибку. Например:
Если попробовать запустить эту программу, то появится следующая ошибка:
Для исправления проблемы нужно вертикально выровнять if и else
Пример 2: программа для проверки пароля, введенного пользователем.
Вложенные операторы if и if-else
Использовать операторы if-else можно внутри других инструкций if или if-else. Это лучше объяснить на примерах:
Оператор if внутри другого if-оператора
Пример 1: программа, проверяющая, имеет ли студент право на кредит.
Здесь оператор if используется внутри другого if-оператора. Внутренним называют вложенный оператором if. В этом случае внутренний оператор if относится к внешнему блоку if, а у внутреннего блока if есть только одна инструкция, которая выводит “Поздравляем, вам выдан кредит”.
Программа не выводит ничего. Причина в том, что у вложенного оператора if нет условия else. Добавим его в следующем примере.
Пример 2: инструкция if-else внутри другого оператора if.
Эта программа работает та же, как и предыдущая. Единственное отличие — у вложенного оператора if теперь есть инструкция else. Теперь если ввести балл GRE меньше, чем 150, программа выведет: “У вас низкий кредитный лимит”
При создании вложенных операторов if или if-else, всегда важно помнить об отступах. В противном случае выйдет синтаксическая ошибка.
Оператор if-else внутри условия else
Пример 3: программа для определения оценки студента на основе введенных баллов.
Хотя вложенные операторы if-else позволяют проверять несколько условий, их довольно сложно читать и писать. Эти же программы можно сделать более читабельными и простыми с помощью if-elif-else.
Оператор if-elif-else
Оператор if-elif-else — это альтернативное представление оператора if-else, которое позволяет проверять несколько условий, вместо того чтобы писать вложенные if-else. Синтаксис этого оператора следующий:
Перепишем программу с помощью if-elif-else.
Условные операторы: (if), (?:)
Курс: Основы HTML и CSS
Курс: Разработка на C#
Курс: Python-разработчик с нуля
Осваивайте профессию, начните зарабатывать, а платите через год!
Курсы Python Акция! Бесплатно!
Станьте хакером на Python за 3 дня
Веб-вёрстка. CSS, HTML и JavaScript
Станьте веб-разработчиком с нуля
Инструкция if
Выполняемая инструкций может быть представлена одной строкой или блоком кода (группой строк в фигурных скобках), например:
Примечание: Рекомендуется всегда использовать фигурные скобки, даже если нужно выполнить всего одну строку кода. Это ясно показывает, что должно быть выполнено в каждом случае и улучшает читаемость кода.
Конструкция if. else
Следующий пример выведет соответствующее окно приветствия в зависимости от текущего времени в вашем браузере:
Инструкция else if
Инструкция else if используется в случае, если требуется выполнить один из многих фрагментов кода. Формально это не JavaScript-инструкция, а лишь распространенный стиль программирования, который заключается в применении повторяющихся инструкций if/else :
Тернарный оператор (?:)
Условный оператор (?:) – это единственный тернарный (от лат. ternarius — «тройной») оператор с тремя операндами в JavaScript. Тернарный оператор возвращает свой второй или третий операнд в зависимости от значения логического выражения, заданного первым операндом.
Читается этот код так: если а больше b, то c = a, иначе c = b.
Можно записать тоже самое через if/else:
Вложенные инструкции if/else, так же можно заменить последовательностью из тернарных операторов:
В предыдущем примере оператор && сначала проверяет выполняется ли временное условие (чему равна переменная time). Если условие выполняется, то в переменную message будет записана соответствующая строка приветствия. В противном случае, в силу побочного эффекта, связанного с неполным вычислением, оператор && выведет false и т.д. Этот метод используется не очень часто, но если вам встретится нечто подобное, то вы теперь знаете, как работают подобные инструкции.
Вам даны две переменные x и y, менять их не нужно. При помощи тернарного оператора сравните их и если x больше, чем y, то выведите фразу: «x больше, чем y», иначе выведите фразу: «x не больше, чем y».
Ответ: «x больше, чем y».
Четное или нечетное число
Пользователь вводит какое-то число (num). Используя конструкцию if..else, напишите код, который делает запрос: «Введите число».
Если посетитель вводит четное число, то выводить «»Число » + num + » четное»», если нечетное: «Число » + num + » нечетное».
Суть решения заключается в том, что проверяется остаток от деления числа на 2. Если остаток равен 0, значит число чётное, иначе – нечётное. Получить остаток от деления в можно с помощью оператора %.
Сколько цифр в числе и его знак
Напишите код, который предлагает пользователю ввести целое число. Нужно вывести на экран сколько в этом числе цифр, а также положительное оно или отрицательное. Например, «Число » + num + » однозначное положительное». Достаточно будет определить, является ли число однозначным, двухзначным или трехзначным и более.
Принадлежность точки окружности
Следует рассмотреть прямоугольный треугольник, один катет которого лежит на любой оси, а другой является перпендикуляром к этой оси из заданной точки A. В этом случае длины катетов треугольника равны значениям x и y, а гипотенуза L является отрезком, соединяющим начало координат O с точкой A. Если этот отрезок L больше радиуса круга R, то значит точка лежит вне окружности.
Длина гипотенузы находится по теореме Пифагора: L = Math.sqrt(x*x + y*y).
Определить существование треугольника по трем сторонам
У треугольника сумма любых двух сторон должна быть больше третьей. Иначе две стороны просто на третью и треугольника не получится.
Пользователь вводит поочерёдно через prompt длины трех сторон. Используя конструкцию if..else, напишите код, который должен определять, может ли существовать треугольник при таких длинах. Т. е. нужно сравнить суммы двух любых строн с оставшейся третьей стороной. Чтобы треугольник существовал, сумма всегда должна быть больше отдельной стороны.
Найти максимальное число из трех
Определить какое из трех, введенных пользователем, чисел максимальное и вывести его на экран.
Пользователь вводит поочерёдно через prompt числа. Используя конструкцию if..else, напишите код, который должен определять, какое из введенных чисел является наибольшим.
Найти сумму или произведение цифр трехзначного числа
Пользователь вводит через prompt трёхзначное число. Проверить трехзначное число на четность и найти сумму его цифр, если число четное, или произведение его цифр, если число нечетное.
Чтобы извлечь первую цифру трехзначного числа, надо его разделить на 100 и округлить воспользовавшись побитовыми операторами.
Чтобы извлечь вторую цифру трехзначного числа, можно пойти разными способами. Например, найти остаток от деления на 100, потом разделить на 10 и снова округлить.
Последняя цифра любого числа, обозначающая единицы, извлекается путем нахождения остатка от деления на 10: n % 10.
Проверить число на четность. Найти остаток от деления числа на 2. Для этого использовать оператор %. Если результат равен нулю, значит число четное. Иначе – нечетное.
C Урок 8. Условные операторы if, else, else if
На данном уроке мы познакомимся с условными операторами. Иногда их называют «операторами ветвлений».
Данные операторы существуют для того, чтобы мы могли заставить нашу программу выполнять определённые участки кода только при определённых условиях.
У нас было что-то похожее при применении цикла, но в случае использования условных операторов при соблюдении условия код будет выполняться только один раз.
Рассмотрим самый простой вариант условия, когда применяется только один оператор if, который с английского переводится как если.
В данном случае, если условие, находящееся в скобках будет выполняться, то мы попадаем в тело данной конструкции и выполняем находящийся в нём код. А в противном случае мы этот код пропускаем и проваливаемся ниже закрывающей фигурной скобки.
Теперь конструкция немного усложнится. Мы применим два оператора — if и else. Else с английского переводится иначе.
Образно мы можем данную конструкцию разделить на две части. Первая часть — это оператор if с условием и телом, а вторая — оператор else только с телом.
В данном случае код в теле первой части выполняется, если выполняется условие в скобках, а тело второй части, наоборот, — если данное условие не выполняется.
То есть если условие в скобках выполняется, мы попадаем в тело первого оператора if и выполняем код внутри него. Как только код в этом теле выполнился, то мы уже не попадаем в тело оператора else и пропускаем его.
А если условие в скобках ложное, то есть оно не выполняется, то мы перепрыгиваем тело первой части, а в тело второй части с оператором else мы попадаем и выполняем код, находящийся в нём.
Переходим к изучению ещё одного оператора — else if. Поэтому наша конструкция ещё немного усложняется
Здесь у нас получилось три части. Во второй части мы видим оператор else if. Сейчас постараюсь объяснить его значение.
Начнём с того, что условие в первой части с оператором if у нас выполнилось. Тогда мы, как и прежде, попадаем в его тело, выполняем там весь код и уже больше ни в какие тела нашей конструкции не попадаем и проваливаемся вниз.
Следующий вариант будет таким, что условие в первой части с оператором if у нас не выполнилось. Тогда мы, конечно же, в тело этой части не попадаем. Провалившись ниже, мы уже проверяем условие во второй части с оператором else if. Если это условие выполняется, то мы попадаем в его тело и выполняем там код, а в тело третьей части с оператором else мы уже не попадем. То есть получается что выполнится код только второй части.
Третий вариант будет такой, что ни первое, не второе условие у нас не выполняется. Тогда мы пропускаем тела первой и второй части и попадаем в тело третьей части с оператором else и выполняем его код.
Вот такая вот интересная конструкция получилась. Думаю, что все поняли. Ну, а кто не понял, обязательно поймёт, когда будем заниматься практикой и писать реальный код.
Операторов else if с телом может быть несколько
В этом случае выполняется код тела того оператора, условие которого выполняется. Причем если выполняются условия нескольких операторов, то попадаем мы только в тело того оператора, который встретится интерпретатору первым, а интерпретатор, как известно просматривает код сверху вниз. Никакие другие тела не выполняются. Причем если выполняются условия нескольких операторов, то попадаем мы только в тело того оператора, который встретится интерпретатору первым, а интерпретатор, как известно просматривает код сверху вниз. Если не выполняется ни одно условие, то выполняется тело оператора else.
То есть во всех этих конструкциях, рассмотренных нами, выполняется всегда код только одного тела.
Также могут быть вложенные условия. Когда в теле одного из операторов будут ещё подобные конструкции. Но не будем пока этим забивать себе голову, там будет приблизительно всё так же, и увидим мы это в дальнейших уроках, когда будем писать наши коды. Также все данные конструкции могут быть и в телах циклов и в любых других телах, не обязательно в корне тела функции.
Давайте теперь приступим к практической проработке наших конструкций, так как много теории — это хорошо, но знания никогда не отложатся в наших головах, пока мы их не подтвердим на практике.
Проект сделан из проекта MYPROG07 прошлого занятия и имя ему было присвоено MYPROG08.
Откроем файл main.c и в функции main(), как обычно, удалим весь код тела кроме возврата нуля, останется от него вот это
int main()
return 0 ; //Return an integer from a function
Объявим для начала целочисленную переменную