Учусь писать диктанты. 1 класс
Тренажёр для подготовки к диктантам по русскому языку. Диктанты составлены по всем основным темам за курс 1 класса. В каждой теме представлены диктанты пяти видов. Книга поможет ребёнку научиться писать простые диктанты, состоящие из отдельных слов, записывать тексты под диктовку, выполняти грамматические задания к диктантам. Пособие может использоваться родителями при самостоятельных занятиях с ребёнком, а также будет полезно учителям, репетиторам, гувернерам, няням.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учусь писать диктанты. 1 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Учимся писать слова с заглавной буквы
Словарные диктанты (диктанты отдельных слов)
Запиши слова под диктовку.
Стол, собака, петух, Зоя, Витя, медведь, Пушок, дочка, Маша.
Запиши слова под диктовку.
Город, Волга, волк, река, Петя, Иванов, машина, Сергей Петрович.
Запиши слова под диктовку.
Погода, Илья, кошка, дрова, Иван, Москва, прохожий, Дружок, Петров.
Запиши слова под диктовку.
Ослик, петух, Илья, Викторовна, город, улица, Москва, красивая, деревня.
Запиши слова под диктовку.
Собака, Барбос, река, улица, Иванов, сквер, Пётр Романович, площадь.
Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Во второй столбик запиши все остальные слова.
Город, Москва, парус, Барбос, клён, Иван.
Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Во второй столбик запиши все остальные слова.
Мурка, корова, Роман Андреевич, друг, сосед, Матвей.
Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Во второй столбик запиши все остальные слова.
Река Лена, берег, набережная, Красная площадь, Петрова.
Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Во второй столбик запиши все остальные слова.
Край, улица Авиаторов, проспект, девочка, корова Зорька.
Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Во второй столбик запиши все остальные слова.
Деревня Пеньково, лапти, этаж, Антон Сергеевич Ильин.
Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
Дорога, город Новгород, подруга, Куликова Аня, соседка Инга, собака.
Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
Тетрадь в клетку, директор школы, Ольга Птичкина, река Ока, старая машина, кот Пушок.
Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
Пушистая кошка, собака Вента, бодливая корова, курочка Пеструшка, улица Зелёная, дорога к дому.
Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
Красная площадь, старинный город, улица Арбат, маленькая собачка, Собачкин Игорь.
Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
Собака Дружок, новый стол, корова Бурёнка, детская площадка, дедушка
Выборочно — распределительные диктанты
Запиши только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. Имена, фамилии о отчества записывай на первой строчке, а клички — на второй.
Пудель Чарли, старый кот, Антон Чижиков, подруга Аня, писатель Иванов
Запиши только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. Имена, фамилии и отчества записывай на первой строчке, а клички — на второй.
Улица Дружбы, вкусные конфеты, кот Пушок, собака Вента, Ольга Петровна.
Запиши только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. Имена, фамилии и отчества записывай на первой строчке, а клички — на второй.
Нина Дрозд, попугай Петька, моя сестра, хорошая погода, дворняжка Белка.
Запиши только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. Имена, фамилии и отчества записывай на первой строчке, а клички — на второй.
Никита Белов, жёлтая чашка, мамин сервиз, бабушка Люда, пёс Верный, старый дом.
Запиши только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. Имена, фамилии и отчества записывай на первой строчке, а клички — на второй.
Тропинка в лесу, дедушка Гена, Ирина Ивановна, кот Маркиз, петух Петя, интересная книга.
Запиши текст под диктовку и выполни задания.
У Вики кот Дымок. Он любит играть. Мама купила коту игрушку. Это мышка. Дымок рад.
1. Выпиши слова, которые пишутся с большой буквы. Раздели их на слоги.
2. Из второго предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.
3. В третьем предложении раздели слова на слоги.
4. Поставь ударение в словах: любит, купила, игрушку.
5. В словах последнего предложения подчеркни буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки.
Запиши текст под диктовку и выполни задания.
Пёс Верный сторожит дом. Дедушка Гена дал ему еду. Верный дал дедушке лапу.
1. Во втором предложении подчеркни буквы, которые обозначают гласные звуки.
2. Из третьего предложения выпиши слово, которое состоит из трёх слогов.
3. В последнем предложении подчеркни буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
4. Слова Верный, кормит, дал, лапу раздели для переноса.
5. В словах первого предложения обозначь ударение.
Запиши текст под диктовку и выполни задания.
Вот Иван. Он мамин брат. Дядя Ваня добрый и сильный. Он играет со мной и моей сестрой.
1. В первом предложении подчеркни буквы, которые обозначают гласные звуки.
2. В третьем предложении подчеркни буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.
3. Из четвёртого предложения выпиши 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.
4. Слова мамин и играет раздели на слоги.
5. В словах второго предложения обозначь ударение.
Запиши текст под диктовку и выполни задания.
Вот книга. Её написал писатель. Его фамилия Пушкин. Александр Сергеевич написал много книг. Они все интересные.
1. Выпиши слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
2. Раздели на слоги слова, которые ты выписал.
3. Из второго предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.
4. В словах третьего предложения обозначь ударение.
5. В предпоследнем предложении подчеркни буквы, которые указывают на твёрдость согласного звука.
Запиши текст под диктовку и выполни задания.
У Светы Ивановой есть попугай Кеша. Он очень умный. Кеша знает много слов. Света и её брат Женя учат птицу новым словам.
1. Выпиши имена людей. Раздели их для переноса.
2. Выпиши кличку попугая и раздели слово на слоги.
3. Выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.
4. В третьем предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
5. В словах последнего предложения обозначь ударение.
Запиши текст под диктовку и выполни задания.
Петя Ёлккин живёт в Москве. Его бабушка живёт в деревне Горки. Она стоит на берегу реки Волги. Там очень красиво! Бабушка Ольга Петровна ждёт внука в гости.
1. Запиши фамилию мальчика.
2. выпиши из текста имена и раздели их на слоги.
3. Выпиши из текста отчество и раздели его для переноса.
4. Выпиши название реки. Обозначь ударение.
5. Выпиши из текста слово, в котором звуков больше, чем букв.
Запиши текст под диктовку и выполни задания.
Женя и Лёша играют в кубики. Собака Дружок сидит рядом. Бабушка Ирина Юрьевна готовит ужин. Сестру Леши зовут Света. Девочка ставит тарелки на стол.
1. Выпиши из текста слово, в котором звуков больше, чем букв.
2. Выпиши все имена. Обозначь ударение.
3. Подчеркни имя, которое состоит из трех слогов.
4. Выпиши отчество и раздели его для переноса.
5.Выпиши из текста слово, в котором звуков больше, чем букв.
Методика проведения диктанта в начальной школе
Методика проведения диктанта в начальной школе
Учитель должен приучать детей не бояться диктантов, не пугать их.
До начала проведения диктанта учителю следует проверить у детей наличие ручек, карандашей, линеек; попросить детей проверить, хорошо ли пишет ручка, при необходимости – поменять ее.
В процессе диктовки учитель находится на одном месте. Категорически не допускается ходьба по классу. Нельзя делать замечания детям по поводу допущения ими ошибок.
Сначала учитель читает диктант полностью в чуть замедленном темпе, выразительно. Непонятные слова или выражения детям следует разъяснить, можно с помощью учащихся. Допускается вопрос детям об орфограммах или пунктограммах, которые встречаются в диктанте.
Учитель выразительно и четко диктует каждое предложение три раза:
Первый раз – целое предложение. Дети должны понять смысл предложения и запомнить последние слова для постановки верного знака препинания. Нельзя допускать, чтобы дети начали писать в этот момент, это провоцирует большое количество ошибок на пропуск и замену слов и букв.
Второй раз – словосочетаниями и смысловыми частями. Недопустимо многократное повторение одних и тех же словосочетаний, каждое словосочетание произносится 1-2 раза.
Третий раз – после написания предложения для проверки. Следует приучать детей не глазами пробегать написанное, а прочитывать, проговаривая шепотом или про себя.
Очень важно! Учитель читает текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Если орфограмма еще не изучена, то следует произнести орфографически не всё слово, а лишь ошибкоопасное место. Недопустимо проговаривание по слогам уже изученных орфограмм. В отдельных случаях можно выписать особенно сложное в написании слово на доске.
Чтение учителя не должно быть ни подсказывающим, ни провоцирующим ошибки.
После написания диктанта учитель читает весь текст диктанта целиком, делая небольшие паузы между предложениями, чтобы дать детям возможность успеть проверить написанное.
Грамматические задания к диктанту дети не должны видеть, чтобы не отвлекаться. Следует записать их заранее и закрыть. После того, как учитель открыл задание, он дает к ним пояснения, уточняет, все ли поняли, после чего учащиеся выполняют задания самостоятельно, без помощи и подсказок учителя. В третьем-четвертом классах нужно приучать выполнять грамматические задания «на слух», чтобы написанные на доске слова не стали подсказкой для учащихся.
Как написать диктант по русскому языку без ошибок?
Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.
С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?
Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.
Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.
Какие существуют основные правила написания диктанта?
Важно слушать!
Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.
Сосредоточься!
Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.
Сделай проверку
Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.
Грамотность письма
Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.
Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.
Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.
Подготовка к диктанту:
Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:
Читать
Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.
Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе
Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.
Проверять себя
После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.
Повторять правила
Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».
Тренировать зрительную память
В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.
Мотивировать себя
За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.
Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?
Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.
Ведь можно не мучиться, а сэкономить время и нервы!
Тренировочные диктанты по русскому языку для 1 класса. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Тренировочные диктанты — это короткие тексты из связанных по смыслу простых предложений.
Диктанты по русскому языку для первого класса призваны развить восприятие устной речи, координацию слуха и руки, закрепить навыки чистописания.
Тексты диктантов для 1 класса просты и понятны. В принципе сочинить подобный отрывки можно и самим. Приведенные здесь тексты служат ориентиром для родителей, их можно использовать для повторения и закрепления пройденного материала в период летних каникул.
Тексты расположены в порядке возрастания сложности. Чуть сложнее диктанты по письму для второго полугодия.
Контрольные диктанты для 3 класса с заданиями выложены здесь.
Контрольные диктанты с заданиями для 4 класса здесь.
Диктанты по русскому языку для 1 класса.
Первое полугодие
У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла.
Рома мал. Он сам мыл руки. Вот куры. Иван кормит кур. Вот сок. Дана пила сок.
Ключ
Алеша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алеша пил воду.
Пролетело лето. В лесу красиво. У нас краски и кисти. Нина и Лена рисовали сосны. Антон рисовал кусты.
Летом
Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята ищут в лесу шишки.
Бобры
Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.
Рысь
Новый дом
У нас идет большая стройка. Сёма и Яша едут в новый дом. В доме пять этажей. У крыльца машины. Мальчики рады.
Слова для справок: большая, этажей, у нас.
Игрушки
У нас был урок труда. Мы сами делали игрушки. Вот конь и зайка. У Любы и Маши кукла. Коля сделал из бумаги ёлку. Хороши наши игрушки!
Слова для справок: у нас, сделал.
Шиповник
В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.
Два товарища
Ученик Юра Чайкин решал задачу. Задача была трудная. Пришёл Слава Щукин. Друзья вместе решили задачу. Так Слава помог товарищу.
Мой друг
Мы живем в новом доме. Алёша — мой друг. Он ходит в школу. Алёша любит читать. Он учит меня. Я уже знаю все буквы.
Слова для справок: друг, меня, в новом.
Наша школа
Наша школа новая. Она светлая и красивая. Около школы растут клёны и липы. Мы любим свою школу. Наши ученики живут дружно.
Слова для справок: около, растут, ученики.
Мой дядя
Утром люди идут на работу. Дядя Сёма работает на заводе. Он рабочий. На заводе делают машины. Дядя Сёма хороший рабочий.
Слова для справок: утром, завод, рабочий.
На фабрике
Тётя Нина и тётя Оля работают на фабрике. Тётя Нина вяжет пушистые шарфы. Тётя Оля вяжет тёплые кофты. Умные машины облегчают их труд.
Слова для справок: фабрика, облегчают, труд.
Ясли
Бабушка Рая водит Люду и Никиту в ясли. Малыши любят там играть. Никита строит дом. У Люды красивый шар. В яслях много разных игрушек.
Слова для справок: любят, игрушек, много.
Наш дедушка
Я и мой брат Петя жили у деда. Мы помогали деду сушить сеть. Дедушка Семён учил нас чинить сети. Я любил работать с дедом.
Дымок
У Серёжи кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист. Лапки у кота белые. Дымок ест рыбу.
Розы для мамы
В саду росли красивые кусты. Это были розы. Их вырастили Сёма и Юра. Хороши розы! Мальчики срезали три розы для мамы.
Бабушка и внуки
У Димы и Сережи была бабушка. Бабушка купила внукам букварь. Они рады. Мальчики стали учить буквы. Скоро они будут читать книги.
Книга
Я люблю читать. Тётя Люся купила мне книгу. Там картинки. Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я читаю стихи о лисе.
Слова для справок: картинки, читаю.
Я и мой брат Игорь любим маму. Наша мама добрая и ласковая. Маму все уважают. Она учит детей. Мама любит слушать музыку.
Слова для справок: уважают, ласковая, она.
Наш двор
Наш двор большой. Я и мой брат Алёша сделали горку. Хороша каша горка. Малыши были рады. Быстро мчат они на санках с горки.
Для друзей
Саша и Тимоша вышли из дома. Они идут гулять. Вот двор. Играют малыши. Мальчики стали делать для них горку. Малыши рады.
Трудное время
Январь открывает год. Это суровый месяц. Завывают вьюги. Снег закрыл весь корм в лесу. Птицы летят к жилью человека. Ты помоги им!
Зима в лесу
Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.
Зимой
Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега. Таня катит ком снега. Вот и снежная баба.
Слова для справок: весело, катит.
Зимой
Вот и зима. Дети рады. У Алёши дом из снега. Ваня взял санки. Петя надел лыжи. Они идут на горку. Там всем весело.
Слова для справок: весело, они.
Зимой
Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах узоры. Вот кормушка для птиц. У Зины и Лизы крошки хлеба. Они кормят птиц. Слова для справок: кормят, кормушка.
Первый снег
Выпал первый снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор. Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк.
Слова для справок: выпал, снег, во двор.
Корм для птиц
Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Старый пень весь закрыт снегом. Юра идёт в лес. В руках у мальчика корм для птиц.
Зайка
Вот и наступила зима. Кругом снег. У зайца зимой белая шкурка. Трудно лисе зайку найти. Сел он у куста и спит.
Слова для справок: снег, трудно.
Встреча
Стоит ясный день. Мы идем в лес. На лапах ели лежит снег. Ком снега упал на старый пень. Ваня заметил зайца. Зайка скрылся в кустах.
Слова для справок: стоит, заметил, лежит
Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоит ель. В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега.
Слова для справок: снег, стоит.
Розка
Миша, Таня и Петя жили в деревне. У них была собака Розка. Розка жила на дворе. У неё были щенки. Дети любили Розку. (По Л. Толстому)
На горе
У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. У Ильи и Ольги лыжи. Быстро мчат они с горы. У Юры новые сани. Он катает малышей.
Заяц и лиса
Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.
Зима
Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они пищу ищут.
Снег
С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.
Олени
Роща
Мы жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Мы ходили гулять в рощу.
Наш пёс
Рыжик любил пугать птиц. Мальчики и девочки играли в прятки. Мурка У Зои есть кошка Мурка. У Мурки пушистый хвост. Глаза зелёные. Усы большие. Зоя звала Мурку домой. Мурка пришла. Зоя и Мурка играли.
Друзья
Льёт сильный дождь. Больной Дружок лежит под крыльцом. Илья завязал ему больную лапу. Мальчик принёс ему хлеба и молока.
Москвичи
Мы живём в Москве. Наш дом стоит на улице Жукова. Летом мы были в селе Ильинском. Моя бабушка живёт в селе Степанове Там есть речка Быстрая. Мы часто ходили на речку удить рыбу.
Товарищи
Шура Лунин и Егор Чалов — товарищи. Мальчики живут дружно. Летом ребята нашли в лесу щенка. Он жалобно скулил. Шура и Егор взяли щенка домой. Щенка назвали Снежок.
Игрушки
Дети готовят украшения. Звёзды вырезает Миша Лужин. Хлопушки клеит Саша Чудин. Фонарики делает Лена Яшина. Орехи раскрашивает Аня Чайкова. Скоро ёлка.
В парке
Был ясный день. Вот парк. Тут растут пушистые ели и сосны. Лёня и Яна искали шишки. Это корм для птиц. В шишках семена. На ель прыгнула белка.
Киев
Мы живём в Киеве. Киев — столица Украины. Наш город большой и красивый. Он стоит на берегу Днепра. В Киеве много улиц, парков и площадей. Наш дом стоит на улице Артёма.
Сосна
На краю леса росла сосна. На сосне было старое гнездо. Вороны жили в нём. Пришла осень. Льют дожди. Лес стоит серый и мрачный. Тихо шумят деревья.
Слова для справок: в нём, пришла.
На лыжах
Я бегу на лыжах по лесу. На снегу следы птиц и маленьких зверьков. Зимой хорошо в лесу. На ёлках блестит снег. Большой ком снега упал с сосны.
Слова для справок: блестит.
Ёлка
В школу привезли красивую ёлку. У нас был урок труда. Мы делали игрушки. У Кати конь и зайка. У Ольги и Даши бумажные бусы. Хороши наши игрушки!
Шашки
К Коле Чайкину пришли гости. Ребята играли в шашки. Ваня Ёлкин играл с Колей. Андрей Кружин следил за игрой. Потом играли Андрей и Ваня. Бабушка Клава давала всем чай.
Яблонька
Около дома росла маленькая яблонька. Под нялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать её. Коля принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал деревце.
Слова для справок: около, яблонька, ломать, подвязал.
Дюймовочка
Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля. Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями.
Слова для справок: Дюймовочка, заметила.
Второе полугодие
Банщик, птичник, отличник, бетонщик, зеленщик, барабанщик, фонарщик и сварщик плыли в солнечный день на речном пароходе. У дочки была привычка терять ручку, колечко, гречку, овечку и Жучку. Ночная бабочка нянчит птенчика.
Тренировочный диктант на жи\ши, ча\ща
Очаровательные ежи в тишине чащи шипят на шишки. Мыши решили сшить чалму для чайки. Птичка везёт колючку на тачке. У Наташи и Гриши чаепитие. Наши малыши ищут перчатки и карандаши.
Зимой
Хлопья снега тихо падают на землю. Во дворе играют малыши. Пруд и река покрыты льдом. Ольга идёт на каток. Дядя Яша учит всех кататься на коньках.
Слова для справок: кататься.
В лесу
Слова для справок: из-под
На реке
Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Хрупкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили к дому.
Слова для справок: побежал, не упал, поспешили
Утром
Весело закружились в воздухе снежинки. Ночью выпал снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов.
Слова для справок: оставили
Ягоды
Засыпало всю землю снежком. Трудно зайцу найти пищу. А на рябине висели сочные ягоды. Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно качать рябину. Крупные ягоды упали на снег. Зайка рад. Сыт пушистый зверёк.
Слова для справок: засыпало, рябина, висели
Вот и обед
Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.
Слова для справок: отправился, заметил, обед
Во дворе
Ночью был сильный мороз. На воде — лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой.
Слова для справок: выпал, запряг, бежали
Весна
Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам.
Слова для справок: показалась, разнеслась
Лед идет
Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит. На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.
Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке
Сходит снег
Слова для справок: бегут, стоят
Настала весна
Грязь со снегом хлюпают под ногами. Но как кругом весело! Солнышко светит ярко. Тёплые лучи играют в лужах с галками и воробьями. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат. Вот и весна настала.
Слова для справок: потемнела, дышат
Первые дни весны
Настали первые дни весны. Солнышко светит и греет. Тёплые лучи рушат снежные крепости. У крыльца лужи. Всюду звенит капель. На ветках набухли душистые почки. Распустились кустики ивы. На ветку клёна села ворона. Она хрипло кричит. Галка ищет место для гнезда.
Слова для справок: крепость, звенит, кричит, ищет.
Лодочка
Пришла тёплая весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки и сделали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело кричали. Они не смотрели под ноги. Дети попали в лужу.
Утро
Вот и утро. За окном петух прокричал. Наступает новый день. Лесные опушки утопают в цветах. Громко гудят жуки. Пролетают птицы, зверьки пробегают. Летом лесная опушка — самое веселое место. Хороши летние дни!
Васька
Коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр. Лапки бархатные, стальные. Когти выпускные, глазки большие, зубки-то кривые. У Васьки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Ласкается кот, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт. Мышка попалась — не прогневайся.
Кап! Кап!
Кусты наполнились водой. На каждой ветке гирлянды капель. Сядет воробей — сверкающий дождь! Начнёт пить, и капелька из-под самого носа — кап! Воробей к другой, другая — кап! Скок, скок воробей, кап, кап капельки!
Дружная работа
Дедушка привёз воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя. На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы.
Слова для справок: привёз, складывать, помогал.
Лиса
Поехал дед на речку за рыбой. Наловил он рыбки полный воз. Едет дед домой. На дороге лежит лисичка, как мёртвая. Старик взял лису и положил её на сани.
Слова для справок: наловил, едет, положил.
Март
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.
Слова для справок: осели, царствует, засыпаны
На реке
Мы с дедушкой жили на берегу реки. У деда была лодка. Мы часто бегали на реку ловить рыбу. Пёс Шарик весело встречал нас с уловом. Он любил свежую рыбу.
Слова для справок: встречал
Дятел
Вижу, на одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!
Весна
Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу.
Слова для справок: ходить, светит
Собака Рябка
Мы жили на берегу реки. У нас была новая лодка. Я часто бегал на речку удить рыбу. У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Собачка хорошо сторожила дом. Она была хорошим другом.
Слова для справок: у нас, стояла, сторожила