Главная » Правописание слов » Как пишется историческое сочинение

Слово Как пишется историческое сочинение - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как писать историческое сочинение в ЕГЭ-2019

Корпорация «Российский учебник» продолжает рассказывать о подготовке к ЕГЭ по истории. Отдельного внимания заслуживает историческое сочинение, поскольку оно может принести 11 баллов из 55 первичных и более 20% итоговых. Наш ведущий методист Сергей Агафонов провел разбор задания № 25 ЕГЭ по истории и дал ряд полезных рекомендаций по подготовке к экзамену.

Задание № 25 из демоверсии ЕГЭ-2019 по истории

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. — май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г.

В сочинении необходимо:

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Критерии оценивания задания № 25 ЕГЭ-2019 по истории

Чтобы верно выполнить задачу и написать сочинение на высокий балл, ученику нужно понимать, что историческое сочинение — это творческая работа по определенному алгоритму. В описании задания есть все критерии оценивания, и, самое главное, им следовать. Рассмотрим критерии подробно.

Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов)

В сочинении должны быть названы два события из выбранного периода (можно без дат). Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие — 1 балл. Последовательность изложения и связь событий между собой не учитываются. Лишнее писать не нужно, поскольку эксперт начислит 2 балла по первому критерию и оштрафует за наличие ошибки, если третье событие не относится к указанному периоду.

Критерий 2. Исторические личности и их роль

Требуется назвать два имени исторических деятелей и раскрыть их роль в указанных событиях. Если все сделано верно, эксперт ставит 2 балла, если правильно представлена только одна личность, начисляется 1 балл.

Не нужно использовать абстрактные характеристики роли личности. Неправильно: «Н. С. Хрущев проводил политику десталинизации СССР». Правильно: «Н. С. Хрущев, проводя политику десталинизации СССР, выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И. В. Сталина, в котором подверг его резкой критике».

Критерий 3. Причинно-следственные связи

Если верно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла, если одна связь — 1 балл. Как правило, половина работ не отвечают данному критерию, потому что выпускники неверно трактуют задачу. От выпускника требуется указать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина) при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Учитываются события, выходящие за границы периода.

Пример: «Одной из причин возникновения тайных обществ в России было распространение идей Великой французской революции: свобода, равенство, братство».

Критерий 4. Оценка влияния событий на дальнейшую историю России

За правильную оценку влияния событий (явлений, процессов) одного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков эксперт начисляет 1 балл. Можно представить мнение конкретного историка, назвав его имя. Также допустимо написать «по мнению историков» без конкретных имен (разумеется, если это мнение действительно существует). Лучше всего указывать факты.

Пример: «Правление Николая I, направленное на укрепление самодержавно-крепостнической Российской империи, не помогло ей выдержать испытание Крымской войной, в которой она потерпела поражение, и это, в свою очередь, побудило Александра II начать в стране либеральные реформы».

Критерий 5. Использование исторической терминологии

Корректное использование хотя бы одного исторического термина позволяет получить еще 1 балл. Исторический термин — это слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи) или исторического процесса в целом. Перечень терминов можно найти в историко-культурном стандарте.

Критерий 6. Наличие фактических ошибок

Данный критерий рассматривается экспертом в том случае, если за первые четыре критерия выпускник набрал минимум 4 балла. Если в сочинении отсутствуют фактические ошибки, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка — 1 балл. Одно из главных правил, призванное помочь выпускнику набрать максимальное количество баллов: не уверен — не пиши.

Не учитываются ошибки: стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные, если они не приводят к содержательным ошибкам (ИндустрЕализация — ИндустрИализация).

Учитываются как ошибки:

Критерий 7. Форма изложения

Если за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов и ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл.

Источник

Задание 25 (историческое сочинение) на ЕГЭ по истории

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).

Что же требуется в модели по историческим процессам?

Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:

Что же требуется в модели по историческим личностям?

Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)

Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям)

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Модель 2 – исторические личности

Петр I

В период правления Петра I, разумеется, следует отметить Северную войну между Россией и Швецией. Причиной войны была необходимость получения Россией выхода к Балтийскому морю, ведь именно от него во многом зависело экономическое развитие России, а также ее статус на мировой арене.

Для достижения данной задачи Пётр I инициировал ряд военных реформ. Готовясь к войне со Швецией, он велел произвести рекрутский набор, которые впоследствии стали постоянными. Также Пётр с целью подготовки собственных офицерских кадров учредил Навигационную, Артиллерийскую и Инженерную школы, а также Морскую академию. В 1716 г. им был издан Воинский устав, определявший службу, права и обязанности военных. Все это позволило создать регулярную армию и победить в Северной войне.

По итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике, была провозглашена империей, а Пётр I стал императором.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (Северная война) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Петр I и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Также важным событием стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга. Причинами его строительства стали необходимость закрепиться в балтийском регионе, а также иметь порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы.

Застройкой города по европейского формату занялся архитектор Доменико Трезини. Именно по его проекту была построена Петропавловская крепость с одноименным собором, также он построил здание Двенадцати коллегий. Также важно, что им были созданы «образцовые» проекты жилых домов и проект планировки по застройке города. В результате застраивался Санкт-Петербург по регулярной планировке, были заложены основы петровского барокко.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (строительство Санкт-Петербурга) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Доменико Трезини и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К4 (дана оценка влияния указанных в сочинении событий на дальнейшую историю России)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Источник

Задание 25. Историческое сочинение. ЕГЭ 2022 по истории

Задание № 25 ЕГЭ по истории — это историческое сочинение. Данное задание подразумевает проверку знаний выпускника по определенному историческому периоду истории России. Все исторические сочинения делятся на три подгруппы, один из периодов всех трех подгрупп может попасться на экзамене, нужно будет лишь выбрать один из периодов и писать по нему сочинение.

Подгруппы исторических периодов:

Говоря об особенностях исторического сочинения, стоит упомянуть про два ключевых элемента — это критерии оценивания

и
алгоритм написания
сочинения.

Критерии исторического сочинения

Самое важное в сочинении на ЕГЭ по истории — критерии

. Именно по ним оценивается сочинение и выставляются соответствующие баллы.

Историческое сочинение включается в себя 7 критериев (Далее К1-К7) за которые в сумме можно получить 12 первичных баллов:

По критериям К6 и К7 баллы могут выставлены только в том случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме
не менее 5 баллов
.

Самыми проблемными критериями, где выпускники допускают наибольшее число ошибок — это К2,К3,К4 и К6. Это связанно прежде всего с тем, что у выпускников недостаточно знаний, связанных с детальным и углубленным изучением истории.

Ответы на частые вопросы

Вопрос: на какой срок предоставляется доступ к файлу с шаблонами?

Ответ: навсегда. После оплаты Вы получите на Ваш email ссылку на электронный документ: можете как просматривать его в онлайне, так и закачать себе на компьютер для дальнейшего использования

Вопрос: Как оплатить? Ответ: Кликаете по кнопочке вверху, далее все интуитивно понятно. Вот скриншоты:
Поделиться в соц. сетях

План написания исторического сочинения

Как правило, нигде не сказано о том, по какому алгоритму писать сочинение. Единственная официальная оговорка на этот счет говорит о том, что сочинение должно быть написано в форме связанного текста, а не плана.

Мы предлагаем вам следующую форму написания сочинения, которая свободно принимается уже не первый год. Рассмотрим на примере сочинения по периоду: 1325-1340 гг. — Правление Ивана Калиты

. Форма заключается в делении сочинения на абзацы:

— 1 абзац: Введение и краткая характеристика периода

. В этом абзаце вы указывает период, о котором пишете, к какому историческому периоду или правлению какого человека он относится, и далее даете краткую характеристику (можно указать ключевые события, процессы или явления, которые протекали в выбранные вами период)

:
«Данный период относится к правлению Ивана Калиты. Период характеризуется повышением авторитета и укреплением Московского княжества»
.

— 2 абзац и 3 абзацы: Указание событий (явлений, процессов), причинно-следственных связей, личностей и других критериев

. Данные абзацы должны содержать самую главную информацию сочинения. В каждом из них нужно указывать по 1 событию (явлению, процессу); 1 причине события; 1 личности и ее роли в указанном событии; 1 последствию. Кроме того, в одном из указанных абзацев или сразу в обоих можно указать исторический термин.

:
«Ключевым событием данного периода является восстание в Твери 1327 года. Причиной восстания послужили карательные походы баскаков Золотой Орды, погромы и грабительские поборы. Ключевую роль в данном событии сыграл Московский князь Иван Калита, который предложил свою помощь хану Узбеку, так как Тверь являлась главным противником Москвы за объединение русских земель, после чего князь с войском хана лично отправился в Тверь и принял участие в жестоких погромах»
.

Данный пример иллюстрирует формат написания одного из абзацев. В нем содержится информация сразу по нескольким критериям: К1 — указание события восстания в Твери 1327 года; К3 — указание причины события; К2 — указание исторической личности Ивана Калиты и характеристика его роли, то есть конкретных действий в указанном событии. Кроме того, в данном абзаце присутствует исторический термин «баскак», за который мы получаем балл и по критерию К5.

Таким образом, мы получаем по 1 баллу

за критерии К1, К2, К3 и К5. Далее в 3 абзаце мы пишем по такому же образцу, но уже с другим историческим событием (процессом, явлением) и подходящими к ним личностью, причиной, и последствием. За них также выставляется по 1 баллу.

— Последний 4 абзац: Указание краткого итога, а также оценки влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России (критерий К4)

. Данный абзац лучше писать именно в том порядке, который указан выше. То есть сначала мы кратко подытоживаем исторический период, а после прописываем его влияние на дальнейшую историю России.

:
«Именно правление Ивана Калиты способствовало небывалому росту и укреплению Московского княжества, которое позволит русским землям впервые встать на борьбу с Золотой Ордой, так внук именно Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (Донской) в 1380 году разобьет основные силы Золотой Орды в Куликовской битве.»
.

Теперь давайте подробней разберемся с каждым отдельным критерием.

Требования к оформлению эссе по истории

Самым ключевым требованием, предъявляемым к тексту эссе, является отображение хороших знаний по указанному временному периоду в емком и сжатом виде.

Среди прочих требований сделаем акцент на:

– объеме – от 300 до 500 слов;

– выборе двух важных событий – отбирайте их по важности, а в качестве примеров приведем восстания, подписания документов, войны и смены строя;

– показе значимости исторических личностей – на эти роли идеально подойдут военачальники, главы государств, предводители восстаний и пр.

Критерий К3 — Причинно-следственные связи

Указанные причинно-следственные связи должны характеризовать причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. То есть это означает, что несмотря на название самого критерия, самым важным является указание именно причин событий

, однако, после каждого события стоит писать небольшой вывод (итоги, последствия).

Не нужно при указании данного критерия перечислять все известные тебе причины или последствия указанных событий (явлений, процессов). Достаточно указать только одно, но самое важное и ключевое!

За критерий К3 выставляется максимум 2 балла.

Критерий К4 — Оценка влияния данного периода на дальнейшую историю России

Данный критерий является одним из самых сложных, поэтому обратите на него особое внимание. Оценка влияния событий на дальнейшую историю России представляет собой вывод о влиянии событий (явлений, процессов) данного периода именно на последующие эпохи (То есть вы должны обязательно выйти за рамки вашего периода

Не засчитывается по данному критерию общая формулировка, не содержащая конкретных исторических связей, фактов. При указании оценки влияния на дальнейшую историю вы всегда должны прописывать связь событий выбранного вами периода с теми событиями, которые происходили в ближайшем будущем.

Теперь разберем несколько примеров неверного и правильного указания оценки влияния периода на дальнейшую историю России

Примеры неверного указания

:
«Этот период оказал положительное влияние на дальнейшую историю». «Период правления Ивана Грозного негативно сказался на событиях будущей истории».
В данных примерах указывается только факт положительного или негативно влияния периода. А в чем конкретно проявлялась положительность или отрицательность периода? Какие конкретные событие периода повлияли на положительный или отрицательный эффект? Каким образом они повлияли на те событий (явления, процессы), которые произошли в будущем? Непонятно.

Примеры правильного указания №1

:
«Проигранная Ливонская война, политика опричнины, закрепощение крестьян и отсутствие наследников у царя стали причиной ряда кризисов, которые в дальнейшем приведут к событиям Смутного времени».
В этом примере четко раскрывается взаимосвязь. Именно проигрыш в Ливонской войне, политика Ивана Грозного, династический кризис и т.д. послужили причиной начала Смутного времени. В данном примере раскрывается влияние периода правления Ивана Грозного (1533-1584) на дальнейшую историю России, то есть Смутное время (1598-1613). Таким образом, мы видим, что первый период заканчивается 1584 годом, а второй начинается 1598 годом. Это и есть выход за рамки периода.

Примеры правильного указания №2

:
«Этот период оказал огромное влияние на дальнейшую историю. Так, попытка Павла I ограничить крепостное право манифестом о трехдневной барщине 1797 года приведет к отмене Александром I крепостного права в Прибалтике, а участие России в антифранцузских коалициях — к Отечественной войне с Наполеоном 1812 года».
В этом примере рассматривается период правления Павла I (ноябрь 1796 — март 1801 гг.) и его влияние на будущий период, который пришелся на правление Александра I (март 1801 — ноябрь 1825 гг.). Здесь прослеживается связь в решении крестьянского вопроса в Российской империи, а также борьбы с Наполеоном. Именно Павел I начал политику смягчения положения крестьян, которую продолжил Александр I решением отменить крепостное право в Прибалтике. Таким образом, видна очевидная, с указанием конкретных исторических событий связь.

То же самое с борьбой против Наполеона. Россия при Павле I участвовала во II антифранцузской коалиции, вела борьбу против него. Именно это событие послужит причиной усугубления отношений с Францией в будущем, что в конечном итоге приведет к Отечественной войне 1812 года в России.

За критерий К4 выставляется максимум 1 балл.

Применение опыта из прошлого

История способна понимать прожитые периоды всего общества или отдельных людей, исследуя важные реалистичные аспекты. Это может быть отличие пропагандируемых идей, культурных практик, убеждений, их изменений под действием времени, социального статуса или национальной принадлежности.

Опыт прошлых лет невозможно переоценить, он колоссальный. Его значение для будущих поколений определяет надобность истории. Появляется возможность анализа и обдумывания событий с «перевариванием» информации, после чего уже из состоявшегося опыта решать проблемы современного мира, выстраивать планы на будущее.

Критерий К5 — Использование исторической терминологии

По ходу написания сочинения вы должны применить хотя бы один исторический термин. Под историческим термином

следует понимать слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным историческим событием, характерное для определенного исторического периода (эпохи) или всего исторического процесса в целом.

За некорректное использование термина будет выставлено 0 баллов. Например, по ходу сочинения вы используете термин “Заповедные лета”, а пишете об “Урочных летах”, то есть происходит замена термина. Раскрывать исторический термин, то есть давать ему определение, не нужно! Достаточно просто его указать в своем сочинении!

За критерий К5 выставляется максимум 1 балл.

Критерий К6 — Наличие/отсутствие фактических ошибок

По данному критерию вы уже получаете 3 балла при условии, что в вашем сочинении нет фактических ошибок! По данному критерию работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 вы набрали не менее 5 баллов.

Старайся не использовать в своем сочинении того, в чем ты не уверен, но при условии, что это необязательно. Например, указание дат в событиях, инициалов личностей и т.п.

Орфографические ошибки при написании исторического сочинения не учитываются, но при условии, что допущенная орфографическая ошибка не искажает смысл написанного.

Например: Вы написали мЕтрополия

(страна, владеющая колониями) вместо
мИтрополия
(церковная территория под управлением митрополита, например, Киевская митрополия).

Нередко фактическая ошибка может быть допущена при неверной формулировке того или иного положения. Например: “Последствием заключения Россией Тильзитского мира 1807 года стала Континентальная блокада”

В этом примере допущена фактическая ошибка, так как Континентальная блокада Англии была введена Наполеоном Бонапартом еще до заключения мира, а Россия с 1807 года только вступила в нее.

Поэтому, верным было бы положение: «Последствием заключения Тильзитского мира 1807 года между Александром I и Наполеоном стало присоединение России к континентальной блокаде Англии

За критерий К6 выставляется максимум 3 балла.

Необходимость в изучении предмета

Сегодняшний день неотделим от вчерашнего. Абсолютно все народы живут и развиваются благодаря истории. Так, человечество пользуется языками, пришедшими из прошлых веков, существует с применением сложных и многогранных культур, унаследованных из древности.

Повсеместно внедряются на практике технологии, разработанные и усовершенствованные людьми прожитых лет. Человеческое современное бытие можно понять только в результате изучения связи прошлого с настоящим. Становится понятным, почему так важно знать историю для правильного развития и становления как личности.

Большое значение имеет знакомство с прошлым, что представлено самым правильным путем к самопознанию, написать эссе по такой теме представляется очень интересным заданием. История дает возможность познавать истоки актуальных политических и социальных проблем. Она является главным источником при исследовании поведенческой составляющей в определенных социальных условиях. Именно история показывает, что в прошлом люди не просто разделялись на плохих и хороших, они мотивировались противоречивых и сложных обстоятельствах не хуже настоящего времени.

Взгляд на окружающий мир формируется у каждого человека исходя из индивидуального опыта и навыков, а также опыта общества, являющегося средой обитания.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется историческое сочинение, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется историческое сочинение", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется историческое сочинение:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн словарь однокоренных слов русского языка.
В рамках выбранного процесса произошли такие важные события как битва на реке Воже 1378 г., Куликовская битва 1380 г. и нападение Тохтамыша на Москву 1382 г. По К1 – 2 балла, т.к. верно названо 2 или более событий
Рассмотрим более подробно битву на реке Воже. Ее причиной были успешные набеги хана Арапши на пограничные княжества Руси, после чего Мамай решил направить свои войска на Московское княжество и на Дмитрия Ивановича. Большую роль в данном событии сыграл московский князь Дмитрий Иванович, который смог успешно перекрыть брод, по которому ордынцы собирались перейти реку. Благодаря этому он смог занять удобную боевую позицию на холме. Это привело к первой серьезной победе русских войск над ордынцами.
Также в данном процессе произошла Куликовская битва. Ее причиной было стремление Москвы стать независимым от Орды княжеством и победа на реке Воже. В данном процессе большую роль сыграл Сергей Радонежский, который, по преданию, благословил Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. Это способствовало поднятию духа русских войск. Еще большую роль в данном событии сыграл сам Дмитрий Донской, который расположил засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Боброком Волынским, который вступил в бой и переломил ход сражения. Это привело к победе русских войск над ордынцами.
Еще немаловажным событием стал набег Тохтамыша на Москву. Большую роль в данном событии сыграл сам хан Тохтамыш, который пообещал, что если москвичи откроют ворота, то с ними не случится ничего дурного. Москва сдалась, но Тохтамыш разорил её. Это привело к тому, что Москва вновь начала выплачивать дань Орде (но в меньшем размере).
Рассмотренный процесс сыграл большую роль в истории России. Благодаря победе на Куликовом поле, Москва становится окончательным центром объединения русских княжеств, а также повышается её международный авторитет. Дмитрий Донской пишет свою духовную грамоту, в которой он передает власть сыновьям без согласия Орды на выдачу ярлыка на великое княжение, а также дает понять, что Русь перестает быть политически зависимой от ордынцев. Все эти события привели к ослаблению Орды, появлению идеи о возможности полного освобождения от ордынской зависимости. Но сохранялась экономическая зависимость – нужно было платить выход Орде.
Благодаря победе в Северной войне вырос международный авторитет страны (Россия стала одной из ведущих морских держав), активно развивалась экономика (благодаря активизации морской торговли через Санкт-Петербург и построенным мануфактурам по инициативе Петра I), была заложена новая система управления (созданные Сенат, Синод, губернии, «Табель о рангах» и пр. во многом просуществуют до 1917 г.) Однако указ Петра I о престолонаследии нарушил сложившийся порядок наследования власти, что привело впоследствии к дворцовым переворотам из-за отсутствия распоряжения императора о наследнике престола.