Сборник лабораторных работ по биологии
Описание разработки
Лабораторная работа № 1.
«Устройство увеличительных приборов».
Цель:
изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.
Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.
Ход работы.
Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений.
1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
Устройство микроскопа и приемы работы с ним.
1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
Порядок работы с микроскопом.
1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.
2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
5. После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Лабораторная работа № 2.
«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
(строение клеток кожицы лука)
Цель:
изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.
Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.
Ход работы.
1. Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.
7. Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
10. Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Лабораторная работа № 3.
«Приготовление микропрепаратов и рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника.»
Цель:
приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.
Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника
Ход работы.
1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
4. Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.
5. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?
Лабораторная работа № 4.
«Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».
Цель:
приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.
Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.
Ход работы.
1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.
2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.
3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.
4. Сформулируйте вывод.
Лабораторная работа № 5.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
Цель:
рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.
Оборудование: микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.
Ход работы.
1. Настройте микроскоп.
2. Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей.
3. Отметьте особенности строения их клеток.
5. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу.
Лабораторные и практические работы по биологии 5 класс
Лабораторные и практические работы
№ 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
Цель: изучить оборудование для научных исследований
Оборудование: на столе находятся лотки с оборудованием. Отвечающему необходимо назвать его и определить, для какого метода оно используется.
Лоток №1 – будильник, песочные часы, линейка, сантиметр, тонометр, термометр
Лоток №2 – карандаш, блокнот, бинокль, лупа, микроскоп
Лоток №3 – пробирки в штативе, ступка с пестиком, ложечка для сжигания веществ, химический стаканчик, спиртовка.
Нарисовать по одному прибору различной группы.
№ 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений
с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
Цель: п роведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы
Оборудование: скрепки, кнопки, гвозди, железная стружка и т.д.
При помощи измерительных приборов определить размеры и массу любых физических тел.
Определите, какие тела (скрепки, кнопки, гвозди, железная стружка и т.д.) притягиваются магнитом, а какие нет.
Нагрейте небольшое количество воды в стакане. Сколько времени необходимо для того, чтобы довести воду до кипения?
№ 3 « Устройство ручной лупы, светового микроскопа »
Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.
Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений
2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
Устройство микроскопа и приемы работы с ним.
Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
Порядок работы с микроскопом.
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.
Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.
В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
№ 4 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Цель : изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.
Оборудование : микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.
Рассмотрите на рисунок последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.
Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
№ 5 «Определение состава семян пшеницы»
Цель: изучить состав семян
Оборудование: спиртовка, пробирка.
Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку (сухое горючее). Прогрейте пустую пробирку, затем пробирку с семенами. Что вы наблюдаете на стенках пробирки?
Продолжая нагревание, наблюдайте за изменением цвета и появления запаха. Что происходит?
Используя личный опыт (наблюдения за горением дров в костре), предположите, что произойдет дальше. Прекратите нагревание. Оформите отчет по выполнению лабораторной работы
№ 6 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»
Цель: изучение физических свойств органических веществ семени.
Оборудование: мука, вода, марля, йод, семя подсолничника.
К небольшому количеству пшеничной муки добавьте воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?
Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его. Как изменилась вода в стакане?
Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой. Как изменился цвет воды?
Капните 1-2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?
Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша. Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?
№ 7 «Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации связанных со средой обитания»
Цель: научить узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Красноярского края.
Оборудование: гербарий, иллюстрации растений и животных, муляжи грибов.
Перед вами муляжи грибов. Запишите названия
грибов в два столбца:
Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены
красочные картинки жуков, у каждого жука свой
— под каким номером изображен жук, который является вредителем с\х культур;
-как называется этот жук;
-какой культуре он приносит вред
Рассмотрите растения в гербарии. Определите к каким группам они относятся
№ 8 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»
Цель: выяснить основные экологические проблемы Красноярского края и доступные пути их решения на данном этапе.
Оборудование: рабочая тетрадь, авторучка, карандаш, линейка.
Задание: Заполни таблицы.
Парниковый эффект (потепление климата)
№ 9 «Измерение своего роста и массы тела»
Цель: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.
Оборудование: Ростомер, медицинские весы
1.Енимательно рассмотри шкалу деления
2.Определите цену деления.
3. Установи большую гирю на значение 20
вправо добивайся равновесия. Если
равновесие нет, то сдвинь большую гирю
4.Продолжай такие же действия, пока не
Большая гиря показывает кг
Малая показывает г
Значит мой вес кг г
Запиши полученный результат:
5. Встань спиной к ростомеру. Плотно
прижми пятки к линейке, распрями плечи.
Опусти планку до касания головы.
Зафиксируй результат в тетрадь.
№ 10 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»
Цель: отработать навыки оказания первой медицинской помощи.
Оборудование : карточки «Виды ран», «Тины повязок», бинт, зелёнка, йод, перекись водорода.
1. Определите тип ранения по виду раны
2.Укажите, с какой целью используют данные повязки
3.выберите необходимый перевязочный материал для наложения повязки, если:
вид раны – колотая область
4.наложите повязку на область предплечья
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-115406
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лабораторные работы по биологии для 5 класса. Пасечник
к рабочей программе учебного предмета «Биология»
Лабораторная работа №1 «Изучение клеток растения с помощью лупы»
Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа №3 «Особенности строения мукора и дрожжей»
Лабораторная работа №4 «Строение цветкового растения»
Лабораторная работа №1
«Изучение клеток растения с помощью лупы»
Цель: убедиться в клеточном строении растений
Оборудование : ручная лупа, рабочая тетрадь, цветные карандаши, мякоть плодов: помело, томат, арбуз, учебник, рабочая тетрадь.
Рассмотрите мякоть плода, не используя лупу.
Рассмотрите мякоть через лупу.
Сделайте вывод по работе.
Лабораторная работа №2
«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Цель: научиться готовить микроскопический препарат, научиться пользоваться микроскопом и рассматривать микроскопический препарат, выработать понятие о клеточном строении кожицы лука.
Оборудование : на 2 учеников – штативная лупа, 2 предметных и 2 покровных стекла, 2 препаровальные иглы, стакан с водой, раствор йода, 2 безопасные бритвы, часть луковицы лука, 2 кусочка марли, 2 палочки из дерева или стекла.
1. Приготовить микропрепарат из кожицы лука:
а) вытереть марлей предметное и покровное стекла;
б) капнуть палочкой воду на середину предметного стекла;
в) снять с внутренней стороны мясистой чешуи луковицы кожицу и положить в каплю воды на стекле;
г) отрезать небольшой кусочек кожицы, расправить иглой;
д) капнуть на кожицу каплю йода;
е) покрыть кожицу покровным стеклом.
Учитель проверяет, все ли сделали микропрепарат.
2. Рассмотреть микропрепарат невооруженным глазом и в штативную лупу, зарисовать 2 – 3 клетки.
3. Изучить устройство и основные правила работы с микроскопом. Поскольку навык работы с микроскопом формируется в течение длительного времени, то перед проведением лабораторных работ с использованием микроскопов целесообразно проводить тренировочные упражнения. Микроскоп необходимо установить на столе, прямо перед собой, объект наблюдают левым глазом. С правой стороны микроскопа находятся необходимые инструменты, материалы и объекты исследования, а также альбом для зарисовок.
Подготовить микроскоп для работы:
а) установить объектив на расстоянии 1 см от предметного столика;
б) поймать свет (движением зеркала свет направляют на объектив и добиваются равномерного освещения поля зрения).
4. Рассмотреть препарат кожицы лука в микроскоп:
а) положить препарат на столик против объектива;
б) опустить объектив до предметного стекла (не менее 1 мм над препаратом);
в) смотреть в окуляр, осторожно вращая винт до получения четкого изображения клеток;
г) левой рукой медленно перемещать препарат, чтобы найти самое лучшее место.
Преподаватель проверяет, все ли ученики нашли и увидели клетку под микроскопом.
5. Зарисовать в тетради клетку кожицы лука.
Учитель проверяет рисунки, добиваясь правильного представления о клетке. Ученики отвечают на следующие вопросы: Что видели в микроскоп, когда рассматривали кожицу лука? Какую форму имеют клетки? Как располагаются клетки: с промежутками или примыкают друг к другу? Чем отделена одна клетка от другой? Что находится внутри клетки? Во сколько раз увеличивает микроскоп?
Лабораторная работа №3
«Особенности строения мукора и дрожжей»
Цель: вырастить плесневый гриб мукор и дрожжи, изучить их строение.
Оборудование: хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.
Условия проведения опыта: тепло, влажность.
Плесневый гриб мукор
2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.
4. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.
2. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.
3. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.
4. На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.
5. Сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукор и дрожжей.
Лабораторная работа № 4
«Строение цветкового растения»
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование : лупа ручная, гербарий цветкового растения.
Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 1).
Рис.1. Строение цветкового растения
2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 2). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Рис. 2. Представители разных групп растений
Лабораторные работы по биологии ФГОС. 5 класс. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием
для научных исследований
Цель : познакомиться с лабораторным оборудованием, правилами поведения и техники безопасности в кабинете биологии.
Оборудование : увеличительные приборы: лупа, микроскоп; измерительные приборы: линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр; лабораторное оборудование: пробирка, пипетка, химический стакан, колба.
1. Познакомьтесь с правилами поведения в кабинете биологии:
1) Приходить на урок за 5 минут до звонка, заходить в кабинет с разрешения учителя. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам внутреннего распорядка.
2) Садиться на закрепленное за тобой место, согласно схеме посадки, установленной классным руководителем. Приготовить к уроку свое рабочее место, проверить наличие учебника, письменных принадлежностей.
3) Во время работы соблюдать тишину, быть внимательным, аккуратным и дисциплинированным, точно выполнять указания учителя.
4) Соблюдать порядок на своем рабочем месте. Бережно относиться к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах.
5) После окончания урока дежурные должны проветрить кабинет и сделать влажную уборку (протереть пыль на подоконниках, шкафах, полках, подготовить доску к следующему уроку).
6) При выполнении практических и лабораторных работ необходимо следовать инструкциям, выполнять работу под руководством учителя.
7) Порядок действий при возникновении пожара: а) эвакуация из кабинета проходит согласно плану эвакуации кабинета; б) при выходе из класса соблюдать спокойствие.
2. Изучите технику безопасности на уроках биологии при проведении лабораторных и практических работ:
1) Приведите в порядок рабочее место. Не загромождайте проход портфелями и сумками.
2) Перед началом работы внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.
3) Точно выполняйте все указания учителя биологии.
5) По окончании работы приведите свое рабочее место в порядок, обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
3. Рассмотрите строение увеличительных приборов. Зарисуйте лупу. На чем основан принцип действия увеличительных приборов? С помощью подготовленного для вас учителем микроскопа рассмотрите объект. В учебнике более подробно ознакомьтесь со строением микроскопа и правилами работы с ним.
4. Зарисуйте лабораторное оборудование. Используя рассказ учителя, текст параграфа в учебнике, запишите, для чего необходимо это оборудование.
Вывод: Для чего необходимо изучение биологических объектов? Какое оборудование человек использует при изучении природы?
Лабораторная работа 2
Проведение наблюдений и измерений в целях конкретизации
знаний о методах изучения природы
Цель : провести наблюдения и измерения в целях конкретизации знаний о методах изучения природы.
Оборудование : увеличительные приборы: лупа, микроскоп; измерительные приборы: линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр; лабораторное оборудование: пробирка, пипетка, химический стакан, колба.
1. Вспомните правила поведения в кабинете биологии, правила техники безопасности во время практических и лабораторных работ.
2. Из курса математики вспомните правила измерения предметов. С помощью линейки измерьте: длину вашего карандаша или ручки, длину и ширину любого рисунка в учебнике, укажите страницу. Данные запишите в тетрадь.
3. Комнатные цветы должны находится на расстоянии не менее 10 см друг от друга. Укажите, сколько горшков можно разместить на подоконнике в кабинете биологии, если диаметр горшка 15 см.
4. Для чего необходим секундомер? Приведите примеры, в каких случаях секундомер может быть использован при биологических исследованиях.
5. Знаете ли вы правила измерения температуры тела при помощи термометра? Для каких измерений человек также использует термометр? Почему в инкубаторах при искусственном высиживании яиц также используется термометр?
6. Используя медицинский термометр, измерьте температуру тела.
Вывод: Какие измерения были проведены? Какие наблюдения вы можете сделать в течение года? Для чего необходимы наблюдения, опыты и измерения?
Домашнее задание: 1) используя весы, рулетку, тонометр, в домашних условиях проведите измерения веса, роста и давления; 2) возьмите семена любого растения: тыквы, кабачков, огурцов или злаковых культур. Поместите семена в полиэтиленовые стаканчики. Для каждого семени выберите определенные условия: одно семя храните в сухом месте, другое поливайте по мере испарения воды, третье держите в воде постоянно. Контрольное семя, с которым будете сравнивать результаты, посадите во влажную землю и ухаживайте за ним. После прорастания семян сделайте вывод об условиях и результатах проделанного опыта.
Творческое задание: заведите тетрадь, начертите таблицу, состоящую из 7 столбиков.
В течение учебного года заполняйте эту тетрадь, используя данные СМИ: теле- и радиовещания, Интернета, газет. Температуру воздуха можно измерять с помощью уличного термометра. Попросите родителей установить его. В конце учебного года вместе с учителем сделайте анализ своих наблюдений.
Лабораторная работа 3. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)
Цель : изучить строение клеток живых организмов на готовых микропрепаратах; сформировать навыки работы с микроскопом при изучении натурального объекта.
Оборудование : световой микроскоп; готовые микропрепараты кожицы лука, листьев элодеи; различные виды клеток (растительная, животная); карандаш, линейка.
1. Подготовить микроскоп к работе.
1) Поставьте микроскоп штативом к себе по центру стола на расстоянии 5–7 см от края стола. Придерживая микроскоп за подставку, наклоните его за штатив на себя, для того чтобы было удобно работать, при этом не мешая соседу и не загораживая ему свет.
2) Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик, глядя в окуляр, до появления светлого пятна. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь освещения, комфортного для глаза.
3) Оставьте микроскоп в таком положении до приготовления изучаемого объекта. Не изменяйте его положения и не передвигайте его.
2. Готовый микропрепарат установите на предметный столик под зажимы напротив отверстия в нем. Опустите тубус микроскопа до микропрепарата. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку, крутя винты на себя, до появления четкого изображения.
3. Зарисуйте изображение, которое вы увидели в микроскоп. Подпишите органоиды клетки.
4. Аналогично проделайте работу с другими микропрепаратами.
Дополните предложения. Запишите вывод в тетради.
Необходимо оформить результаты ваших исследований и подготовить работу к сдаче на проверку.
Лабораторная работа 4. Определение состава семян. Определение физических свойств белков,
жиров, углеводов
Цель : изучить состав семян на примере пшеницы и подсолнечника.
Оборудование : семена подсолнечника и пшеницы, пшеничная мука, ступка, стакан с водой, марля, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пустая пробирка, три пробирки с растворами жиров, белков, углеводов.
1. Пронаблюдайте за тем, как учитель проводит опыт. Он положил сухие семена пшеницы в пробирку. Начинает постепенно ее нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что возникает на стенках в холодной части пробирки? Как объяснить запах? Что остается в пробирке после нагревания? Сделайте вывод: какие вещества можно обнаружить в семенах, используя этот опыт?
2. 1) Возьмите немного пшеничной муки, положите ее в ступку. Добавьте воды, размешайте – получится небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой. Как изменится вода в стакане? Что с ней происходит?
2) В стакан с водой добавьте две капли раствора йода. Как изменяется окраска раствора? Чем можно это объяснить? Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите внутри марли клейковину – это тягучая клейкая масса. Клейковина – это растительный белок.
3. Возьмите семя подсолнечника, очистите от кожуры. Заверните семя в лист белой бумаги. Надавите на семя тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, что осталось на бумаге.
4. В пробирки с растворами белков, углеводов, жиров, приготовленные учителем, налейте небольшое количество воды. Понаблюдайте, что происходит. Сделайте вывод о растворимости этих веществ в воде.
Вывод: 1) Чему научились, выполняя эту работу?
2) Из каких веществ состоят семена? Как можно доказать их присутствие в семенах?
3) Что вы можете сказать о физических свойствах белков, углеводов и жиров?