Урок русского языка по теме «НЕ с именами существительными»
образовательные: отрабатывать навыки правописания не с именами существительными;
развивающие: формировать умение пользоваться этимологическим словарем; продолжить работу по развитию культуры речи школьников;
воспитательные: воспитывать интерес к традициям УНТ и культурным традициям русского народа.
Оборудование: Учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова, карточки с заданиями, бланки для занесения ответов, этимологические словари, мультимедийный проектор, компьютер.
Методы: практический; творческой деятельности; метод контроля.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сейчас я прочту стихотворение (стихотворение записано доске), а вы ответьте на вопрос: как это стихотворение связано с темой нашего предыдущего урока?
Витька – вьюн и непоседа.
Весь урок толкал соседа.
“Не мешай”,- сказал Серега.
Витька фыркнул: “Недотрога”.
Ученик: На предыдущем уроке мы познакомились с правописанием не с именами существительными.
Учитель: Какие слова из этого стихотворения помогли вам ответить на вопрос?
Ученик: Непоседа, недотрога.
Учитель: Объясните причину слитного написания не в этих словах.
Ученик: Эти слова пишутся с не слитно, потому что без не не употребляются.
Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним другие случаи написания не с именами существительными.
Не с существительными пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Неправда (ложь), необразованность (отсутствие образованности).
Не с существительными пишется раздельно, если является словом отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.
Не правда, а ложь. Не друг, а враг.
Учитель: Проверим домашнее задание. Надо было к предложенным словам с не подобрать синонимы и составить с каждым существительным с не по два предложения: в одном не пишется слитно, в другом – раздельно.
(Для домашнего задания были предложены слова: невнимательность, неточность, непогода).
Учитель: Теперь поработаем над упражнением 242. Два ученика – у доски (один выписывает пословицы, где не с именами существительными пишется слитно, а другой выписывает пословицы, где не с именами существительными пишется раздельно), остальные – по вариантам в тетрадях.
1. Не работа сушит, а забота. 2. Не место красит человека, а человек место. 3. Друзья в несчастье познаются. 4. В осеннее ненастье семь погод на дворе. 5. Не печь кормит, а руки.
Далее – взаимопроверка по вариантам.
Учитель: А сейчас посмотрите на доску, где записаны два слова – “невежа” и “невежда”. Обратимся к этимологическому словарю за разъяснением их значений (на каждом столе – этимологический словарь).
Ученики ищут толкование этих слов по словарю.
Невежа. Образовано в древнерусском языке посредством добавления приставки не к слову вежа – “знаток”. Буквально – “грубый, невоспитанный человек”.
Невежда. Это слово, имеющее значение “малосведущий человек”, было заимствовано из старославянского, где образовано, как и слово невежа.
Учитель: А теперь прослушайте стихотворение С.Я.Маршака и ответьте на вопрос: о каком из этих слов идет речь?
Учитель: Кто же этот ребенок – невежа или невежда?
Ученик: Этот ребенок – невежа.
Учитель: И.А.Крылов – мастер крылатых выражений, о невежах в одной из своих басен говорил: “Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк”.
А теперь вы, ребята, попробуйте сочинить пословицы, в которых бы встречались слова на изучаемое правило.
Ученики: Работа не наслаждение, а труд. Несчастье слезы выпускает. Недруг учит быть мудрее.
Учитель: Сейчас запишем предложение и выполним его синтаксический и пунктуационный разборы. ( Один – у доски, остальные в тетрадях).
Невнимание на уроке – причина многих бед.
Далее каждому ученику раздаются карточки с пословицами, где нужно раскрыть скобки, выбирая правильное написание не с существительными, и выполнить задание по схеме ЕГЭ на материале шестого класса (заранее подготовлены для каждого ученика мини-бланки, куда ребята вносят верные ответы). Проверка первой части осуществляется с помощью проектора, который проецирует на доску верное написание слов в пословицах, вторая часть задания проверяется учителем.
1.Конь (не)пахарь, (не)кузнец, (не)плотник, а первый на селе работник. (Не)место красит человека, а человек – место. Ученье – свет, а (не)ученье – тьма. Один в поле (не)воин.
Небылица; не друг, а враг; невольник, невежда, не котел варит, а стряпуха, неточность, невидимка, несерьезность, не здоровье, а болезнь. ( 1 2 1 1 2 1 1 1 2)
Домашнее задание: составить текст на школьную тему, в котором встречались бы слова на изученное правило (два слова, где не пишется слитно, и два – где не пишется раздельно).
Как правильно написать «не(работа), а забота», «не» слитно или раздельно?
Как правильно написать «не(работа), а забота», «не» слитно или раздельно?
Раздельно потому что есть противопоставление с союзом «а».
Как правильно пишется отчалил раздельно или слитно?
Как правильно пишется отчалил раздельно или слитно.
Не правильно слитно или раздельно?
Не правильно слитно или раздельно.
Как правильно написать слово не причиняло не слитно или раздельно и почему?
Как правильно написать слово не причиняло не слитно или раздельно и почему?
Как правильно написать чтобы раздельно или слитно?
Как правильно написать чтобы раздельно или слитно.
Как написать слово раздельно или слитно не знают?
Как написать слово раздельно или слитно не знают.
(В)последстви?
Ое Помогите вставить нужные буквы, и как правильно написать слитно или раздельно.
Какие буквы мне надо написать как мне писать раздельно или слитно?
Какие буквы мне надо написать как мне писать раздельно или слитно?
Как правильно написать (не)припасена слитно или раздельно?
Как правильно написать (не)припасена слитно или раздельно?
Как написать слитно или раздельно не высоко взлететь, а низко?
Как написать слитно или раздельно не высоко взлететь, а низко?
Рас приставка, сме корень, я суффикс, ть окончание. Ся постфикс, основа рассмеяся.
Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Обособляем уточнение, выраженное прилагательным с зависимыми словами.
Месяц. 2 строчка дождливый солнечный. 3 строчка наступает. Длится. Проходит. 4 строчка двенадцать месяцев в году 5 строчка календарный срок.
Солнце ночует на Юпитере. Волшебники живут в игрушках.
1)создай план 2)поищи слова в мировой паутине 3)удачи.
Добрый друг, надёжный друг, красивый друг, заботливый друг.
1. Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, двусоставное, распространенное, не осложнено. 2. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено. Как подчеркивать уже сказали.
Как правильно написать «не(работа), а забота», «не» слитно или раздельно?
Раздельно потому что есть противопоставление с союзом «а»
Учитель сказал, что слитно, так как это не противопоставление
Слитно. Потому что можно заменить синонимом без не: безделье. И это не противопоставление, потому что антоним к слову работа не забота.
Другие вопросы из категории
Читайте также
Волга- моя любимая река, которая удивляет своей красотой и величием. Как правильно написать величИем или величАем.
4) остальные наречия(раздельно):
(не)умолчно,(не)аккуратно,(не)куда,(не)везде,(не)устанно,(не)глупо,(не)когда,(не)сегодня,(не)чаянно,(не)редко,(не)где,(не)оттуда,(не)стерпимо,(не)далеко,(не)зачем,(не)по-русски.
(слитно или раздельно):3)местоименные наречия(слитно):4) остальные наречия(раздельно): (не)умолчно,(не)аккуратно,(не)куда,(не)везде,(не)устанно,(не)глупо,(не)когда,(не)сегодня,(не)чаянно,(не)редко,(не)где,(не)оттуда,(не)стерпимо,(не)далеко,(не)зачем,(не)по-русски.
Разобрать предложение не работа сушит а забота?
Разобрать предложение не работа сушит а забота.
Не работа сушит, а забота?
Не работа сушит, а забота.
Это предложение оно распространённое или нераспространённое?
Разбор предложений синтактический( по цели высказывания и т?
Разбор предложений синтактический( по цели высказывания и т.
Д) Не печь кормит, а руки.
Не работа сушит, а забота.
Разобрать письменно предложения?
Разобрать письменно предложения.
Поредел над сопками туман.
Реки и озера засверкали.
Над Москвою розовеют дали.
Утро начинается в Москве.
Я горжусь тобой, друг!
Не работа сушит, а забота.
Не печь кормит, а руки.
Как пишется не со словами в предложении : 1 Опять шумит, бушует (не)погода?
Как пишется не со словами в предложении : 1 Опять шумит, бушует (не)погода.
2. (Не)работа сушит, а забота.
Разберите письменно предложения?
Разберите письменно предложения.
Не работа сушит, а забота.
Не печь кормит, а руки.
Пример : Над Москвою розовеют дали (повеств, не воскл, простое, двусост, распр).
Не работа сушит а забота.
Не печь кормит а руки.
Не работа сушит, а забота?
Не работа сушит, а забота.
Это предложение простое или осложнённое?
Если осложнённое то чем?
Рас приставка, сме корень, я суффикс, ть окончание. Ся постфикс, основа рассмеяся.
Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Обособляем уточнение, выраженное прилагательным с зависимыми словами.
Месяц. 2 строчка дождливый солнечный. 3 строчка наступает. Длится. Проходит. 4 строчка двенадцать месяцев в году 5 строчка календарный срок.
Солнце ночует на Юпитере. Волшебники живут в игрушках.
1)создай план 2)поищи слова в мировой паутине 3)удачи.
Добрый друг, надёжный друг, красивый друг, заботливый друг.
1. Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, двусоставное, распространенное, не осложнено. 2. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено. Как подчеркивать уже сказали.