«Не» с деепричастиями — слитно и раздельно
«Не» с деепричастиями пишется раздельно, кроме двух случаев. Рассмотрим с примерами, когда в русском языке «не» с деепричастиями пишется слитно или раздельно.
Чтобы выяснить, в каких случаях «не» с деепричастиями пишется слитно или раздельно, вначале вспомним, что такое деепричастие.
В системе частей речи русского языка деепричастие представляет собой особую глагольную форму (часть речи), которая совмещает в себе грамматические признаки глагола и наречия.
Раздельное написание «не» с деепричастиями
Согласно правилу орфографии отрицательная частица «не» с деепричастиями пишется в основном раздельно. Это легко запомнить, если сопоставить деепричастие с глаголом, от которого оно образуется. Глаголы, как известно, пишутся раздельно с частицей «не». Аналогично в письменной речи поступаем и с деепричастиями:
Примеры
Не падая на землю, летит по ветру осенняя паутинка.
Во двор, не закрыв за собой калитку, забежала конопатая девчушка.
Не зная точного значения слова, лучше не употребляй его в своей речи.
Имеем в виду, что от деепричастий образуются слова, принадлежащие к другим частям речи, — наречия и предлоги.
Частица «не» с производными от деепричастий наречиями пишется так же раздельно, кроме наречия «нехотя».
Он грозит нам не шутя (вполне серьёзно).
Автомобиль мчится по трассе не останавливаясь (без остановок).
Старик прошел по двору не спеша (медленно).
Отличаем написание деепричастий «не смотря» и «не взирая» от слитного написания созвучных предлогов «несмотря на» и «невзирая на», которые имеют значение «вопреки чему-нибудь», «не считаясь с кем-нибудь или с чем-нибудь».
Сравним:
Даже не смотря в окно, я знаю, что уже пошел дождь.
Несмотря на дождь, я вышел с собакой на прогулку.
Не взирая на лица, мастер рубил правду-матку в глаза.
Невзирая на трудности, мы успешно продвигаемся вперед.
Отметим, что в русской орфографии существуют два случая, когда «не» пишется слитно с деепричастиями. Рассмотрим их более детально.
Слитное написание «не» с деепричастиями
1. «Не» с деепричастиями пишется слитно, если они образованы от глаголов, которые без этого начального элемента, ставшего частью корня или приставкой, не употребляются:
2. «Не» пишется слитно с деепричастиями, образованными от глаголов со сложной приставкой не-до-, обозначающей, что действие закончено, но выполнено ниже какой-то нормы:
Отличаем от раздельного написания деепричастий с приставкой до- и предшествующей частицей «не». Такие слова имеют значение, что действие не доведено до конца.
Не досказав начатого, он вдруг замолчал на полуслове.
Не дочитав первую главу, девушка захлопнула книгу и вышла из автобуса.
В контексте такие деепричастия часто управляют зависимым от него словом с предлогом «до».
Не досмотрев пьесу до конца, он вышел из зала.
Не достав багром до дна, рыбак поплыл на лодке к берегу.
Видеоурок «Написание «не» с деепричастиями. 7 класс
«Не» с деепричастиями — слитно и раздельно
«Не» с деепричастиями пишется раздельно, кроме двух случаев. Рассмотрим с примерами, когда в русском языке «не» с деепричастиями пишется слитно или раздельно.
Чтобы выяснить, в каких случаях «не» с деепричастиями пишется слитно или раздельно, вначале вспомним, что такое деепричастие.
В системе частей речи русского языка деепричастие представляет собой особую глагольную форму (часть речи), которая совмещает в себе признаки глагола и наречия.
ОпределениеДеепричастие — это неизменяемая глагольная форма, которая обозначает добавочное действие.
Раздельное написание «не» с деепричастиями
Согласно правилу орфографии отрицательная частица «не» с деепричастиями пишется в основном раздельно. Это легко запомнить, если сопоставить деепричастие с глаголом, от которого оно образуется. Глаголы, как известно, пишутся раздельно с частицей «не». Аналогично поступаем в письменной речи и с деепричастиями:
«Не» с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно.
Примеры
Не падая на землю, летит по ветру осенняя паутинка.
Во двор, не закрыв за собой калитку, забежала конопатая девчушка.
Не зная точного значения слова, лучше не употребляй его в своей речи.
Имеем в виду, что от деепричастий образуются слова, принадлежащие к другим частям речи, — наречия и предлоги.
Частица «не» с производными от деепричастий наречиями пишется так же раздельно, кроме наречия «нехотя».
Он грозит нам не шутя (вполне серьёзно).
Автомобиль мчится по трассе не останавливаясь (без остановок).
Старик прошел по двору не спеша (медленно).
Отличаем написание деепричастий «не смотря» и «не взирая» от слитного написания созвучных предлогов «несмотря на» и «невзирая на», которые имеют значение «вопреки чему-нибудь», «не считаясь с кем-нибудь или с чем-нибудь».
Сравним:
Даже не смотря в окно, я знаю, что уже пошел дождь.
Несмотря на дождь, я вышел с собакой на прогулку.
Не взирая на лица, мастер рубил правду-матку в глаза.
Невзирая на трудности, мы успешно продвигаемся вперед.
Отметим, что в русской орфографии существуют два случая, когда «не» пишется слитно с деепричастиями. Рассмотрим их более детально.
Слитное написание «не» с деепричастиями
1. «Не» с деепричастиями пишется слитно, если они образованы от глаголов, которые без этого начального элемента, ставшего частью корня или приставкой, не употребляются:
2. «Не» пишется слитно с деепричастиями, образованными от глаголов со сложной приставкой не-до-, обозначающей, что действие закончено, но выполнено ниже какой-то нормы:
Отличаем от раздельного написания деепричастий с приставкой до- и предшествующей частицей «не». Такие слова имеют значение, что действие не доведено до конца.
Не досказав начатого, он вдруг замолчал на полуслове.
Не дочитав первую главу, девушка захлопнула книгу и вышла из автобуса.
В контексте такие деепричастия часто управляют зависимым от него словом с предлогом «до».
Не досмотрев пьесу до конца, он вышел из зала.
Не достав багром до дна, рыбак поплыл на лодке к берегу.
Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями
Особенности написания НЕ с деепричастиями
Деепричастие — это неизменяемая глагольная форма, имеющая признаки как глагола, так и наречия. Отвечает на вопросы: «Что делая?», «Что сделав?» (играя, слушая, сказав, решив и т.д.).
Слитное или раздельное написание частицы «НЕ» с деепричастиями определяем по правилу, известному с начальной школы: «НЕ с глаголом пишется раздельно». НО в каждом правиле есть исключения.
Как пишется, раздельно или слитно
НЕ с деепричастиями пишется раздельно
Практически во всех случаях. Легко запомнить, если понять, от какого глагола образовано деепричастие. Пример определения алгоритма:
Применяя это правило, рассуждаем следующим образом.
(Не)работая, сыт не будешь.
(НЕ) работая — это деепричастие, образует деепричастный оборот, без НЕ употребляется (можно сказать «работая»), поэтому пишем раздельно.
Слитное написание НЕ с деепричастиями
Относится к категории исключений. Деепричастия пишутся слитно с НЕ в двух случаях:
Правило | Пример |
Если деепричастие образовано от глагола, который не употребляется без НЕ. | Ненавидя, негодуя, невзлюбив (образованы от глаголов: ненавидеть, негодовать, невзлюбить — все эти глаголы не употребляются без НЕ). |
Обратить внимание, не образовано ли деепричастие от глагола со сложной приставкой НЕДО (по своему значению она указывает на несоответствие норме). Если да, пишем слитно. | Недоедая, недосмотрев, недосолив, недослушав, недолюбливая. |
Не перепутать деепричастия с приставкой НЕДО- с деепричастиями с приставкой ДО- и отрицательной частицей НЕ! КАК это сделать? Обращаем внимание на смысл: если действие не доведено до конца, то деепричастие пишем раздельно:
не дописав курсовую, он положил ручку, вышел из-за стола и пошел спать (значение — оставил курсовую);
преподаватель замолчал, не договорив до конца фразу.
Тяжелый случай: деепричастие, наречие или предлог
Правописание наречных сочетаний с частицей НЕ: не глядя, не шутя и т.п. — пишутся раздельно.
В предложении они, как и наречия, обозначают признак действия. Их легко можно заменить синонимами без НЕ:
меня умиляло, как мои старенькие родители не спеша гуляли по парку (не спеша — медленно);
он говорил не шутя, так, что черные глаза, казалось, искрились от злости (не шутя — серьезно);
прошел час, а папин приятель болтал не останавливаясь (т.е. безостановочно);
Не перепутайте деепричастия с производными предлогами. Наличие сочетаний «несмотря на» и «невзирая на» со значением уступки в русском языке подталкивает к ошибкам в правописании. В отличие от деепричастий они обозначают отвлеченный предмет и пишутся слитно.
Если же мы употребляем деепричастие в прямом значении, то предмет, на который «не смотрят» или «не взирают», является материальным. Правильным вариантом в таком случае будет раздельное написание «НЕ».
Слитное написание деепричастий с «не»: возможно ли такое?
Согласно правилам русского языка, в большинстве случаев отрицательная частица «не» пишется с деепричастиями раздельно. Например:
Но существует деепричастия-исключения, с которыми «не» пишется слитно. Рассмотрим их и приведём примеры.
Правила
Случай №1
«Не» с деепричастием пишется слитно, если деепричастие и глагол, от которого оно образовано, без «не» не употребляются. В таких словах «не» является частью корня или приставкой (не-):
Случай №2
«Не» с деепричастием пишется слитно, если глагол, от которого оно образовано, имеет в своём составе приставку недо-:
Обратите внимание! Приставка должна находиться в значении недостаточности действия по сравнению с какой-либо нормой, быть синонимична слову «мало». При этом описываемое действие завершить невозможно.
Не стоит путать эту приставку с «не до», где «не» – отрицательная частица, а до- – приставка. Это сочетание употребляется в другом значении: «сделал не до конца». При этом действие можно завершить (через какой-то промежуток времени). Например:
Примеры предложений
Приведём примеры предложений, в которых не- с деепричастием пишется слитно:
Сложный случай
Как правильно писать «не смотря» или «несмотря»? Оба варианта возможны. Чтобы определить правильное написание в каждом конкретном случае, необходимо запомнить следующее правило.
«Не смотря» пишется с «не» раздельно, если это деепричастие с отрицательной частицей. «Несмотря на» пишется слитно, если это производный предлог.
Здесь «не смотря» употребляется в буквальном значении. Следовательно, это деепричастие с отрицательной частицей. Пишется раздельно согласно правилам орфографии.
Здесь «несмотря на» употребляется в косвенном значении, в предложении выступает как обособленное обстоятельство со значением уступки. Легко заменяется на предлог «хотя». Например: Хотя у неё было плохое настроение, Дарья пыталась развеселить других и помочь им.
Следовательно, это производный предлог. Пишется слитно.
Урок русского языка в 7-м классе «Раздельное написание НЕ с деепричастиями»
Оборудование: доска, технические средства обучения (проектор).
I. Организационный момент(учитель контролирует готовность учащихся к уроку, консультанты сообщают о выполнении домашнего задания).
II. Повторение правописания НЕ с глаголами и причастиями
Составление опорной схемы по правописанию НЕ с глаголами и причастиями, на каждое правило школьники записывают свой пример, схема проецируется на доске. (Приложение, слайд 1).
(правильный вариант графического диктанта – слайд 2).
III. Объяснение нового материала (на доске проецируются слова, записанные в два столбика – слайд 3).
НЕ с деепричастиями
не_ задумываясь ненавидя
не_думая негодуя
не_прочитав недоумевая
не_двигаясь невзлюбив
Вопросы и задание:
– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.
Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).
Вывод проецируется на доске. (Cлайд 3)
Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.
– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами)
Проецирование итоговой таблицы (Cлайд 4)
IV. Закрепление нового материала
Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.
Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):
Упражнение №171 устно (обсуждаются лишь слова с орфограммой, изучаемой на уроке).
Упражнение-игра «Четвертый лишний» (задание проецируется на доске, варианты ответов заносятся в контрольный лист, проводится взаимопроверка по готовым ответам на доске, ставится оценка, только потом обсуждаются варианты ответов слайд №5).
V. Домашнее задание: параграф №28, упражнение №173.
VI. Физкультурная минутка
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!
(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»
Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».
VII. Работа с текстом и подготовленный диктант
1. На доске проецируется текст и читается учителе (Слайд 6)
– Докажите, что перед нами текст(предложения связаны по смыслу и грамматически).
– Озаглавьте текст (на доске появляется один из вариантов)
– Определите стиль текста (художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи).
– Определите тип речи (повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций).
2. Словарная орфоэпическая работа (запись в словари).
Постановка ударения в деепричастиях: подняв (поняв, начав, клевеща, щебеча, щекоча).
Постановка ударения в глаголе: поднялись (довольно часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начались, принялись).
Постановка ударения в существительных в косвенных падежах множественного числа: когда в И.п.ед.ч. и в И.п.мн.ч. ударение в существительном на основе, то в косвенных падежах мн.ч. оно падает на окончание (волк, волки-волков, волкам, вор, воры-воров, ворам).
Прочитаем выразительно текст.
– Найдите орфографические ошибки, допущенные автором в тексте.
(Учащиеся выпишут 4 деепричастия с НЕ, которые в тексте написаны с НЕ слитно, и графически обозначат орфограмму).
– А нет ли в тексте пунктуационных ошибок? (В тексте пропущены 5 запятых, объяснить их постановку).
(Текст убирается с доски, школьники пишут подготовленный диктант).
VIII. Подведение итогов урока
– От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием?