(обратим внимание на то, что подлежащее исходного предложения в конструкциях со страдательным причастием превращается в дополнение в форме тв. п.).
Вернемся к поставленному вопросу. От каких глаголов образованы интересующие нас слова?
На отглагольные прилагательные с -ем-/-им- распространяются правила правописания имен прилагательных, а не причастий: частица не может писаться слитно с полными прилагательными такого типа и при наличии зависимых, поясняющих слов, а также с прилагательными такого типа в краткой форме: методы работы неприменимы в данных условиях, запасы солнечной энергии неистощимы, независимое от ударения написание и т.д.
Раздельно с не пишутся отглагольные прилагательные на -мый в двух случаях:
1) если от них зависят отрицательные местоимения или наречия с частицей ни (ср.: почти неизлечимая болезнь – не излечимая никакими средствами болезнь);
2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не и др. (ср. у него независимый характер – это отнюдь не зависимый показатель).
Необычно ведут себя отглагольные образования на -мый, восходящие к переходным глаголам несовершенного вида: будучи формально «законными» причастиями, в сочетании с не они ведут себя то как причастия, то как прилагательные. Они считаются причастиями и пишутся раздельно с не, когда:
1) от них зависят отрицательные местоимения и наречия с частицей ни (никем не любимый человек, нисколько не почитаемый праздник);
2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не любимая ребенком игрушка, не определяемое нами понятие – но: неопределяемое в рамках этой теории понятие).
В этом и заключается особенность страдательных причастий настоящего времени: все остальные пишутся раздельно с не при наличии любых зависимых слов (слова со значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая с детства игра – не полюбившаяся с детства игра, неопределяемое в данной теории понятие – не определенное в данной теории понятие).
Эта особенность отглагольных образований на -мый делает правило еще более запутанным. Чтобы справиться с ним, удобно воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.
Следует, однако, иметь в виду, что отглагольные прилагательные на -мый очень часто без не не употребляются и поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их список приводится ниже).
Теперь необходимо вернуться к записанным словам и выяснить, как же пишется с ними частица не.
(Не)заменимый на данной работе сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от глагола заменить совершенного вида; это отглагольное прилагательное. При слове нет отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь не. Вывод: пишу незаменимый на данной работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к отглагольному прилагательному относится отрицательное местоимение.
Вывод: пишу никем не заменимый сотрудник.
(Не)любимая ребенком игрушка: (не)любимая – слово образовано от глагола любить несовершенного вида, переходного. Это причастие на -мый. Оно пишется с не раздельно, если у него есть зависимое слово в тв. п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком – значит, пишу не любимая ребенком игрушка.
На этом этапе урока очень важно строго соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать ошибочных написаний.
После того как основное правило разграничения отглагольных образований на -мый осмыслено учащимися, полезно записать в словари исключения, то есть слова, которые пишутся с не всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный словарный запас школьников и часто употребляются ими в различных письменных работах. Не стоит требовать от учеников заучивания этих слов. Постоянная работа со словарем, включение этих слов в разного рода диктанты сформируют необходимый навык правописания. Таблица с этими словами может постоянно находиться на стенде в кабинете русского языка в качестве зрительной опоры.
На заключительном этапе урока предложим ученикам следующее упражнение:
Объясните написание не с прилагательными на -мый в данных примерах.
Никем несокрушимая сила, неразличимые невооруженным глазом детали, неуловимое для глаз движение, никем не уловимое движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не сравнимая радость, непереводимое на другой язык выражение, не нарушаемая нами тишина; не спрягаемая, а склоняемая часть речи.
В конце урока учащиеся получают домашнее задание: выучить алгоритм, внимательно перечитать слова-исключения и выполнить синтаксический разбор предложений, расставив в них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив орфограммы.
1. Многое в них было (не)понятно закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой завесой.
2. Ему самому захотелось что есть духу бежать туда где на снегу лежал этот маленький (н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг таким стойким.
На следующем уроке материал закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990. С. 140, № 302.
Богатый материал содержится и в пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник текстов для закрепления навыков орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.
Думаю, что каждый учитель отберет необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Предложенная система, проверенная в работе автора в течение нескольких лет, дает хорошие результаты и позволяет добиться устойчивого орфографического навыка.
Надеюсь, что описанный в статье опыт работы заинтересует коллег-словесников и окажет им практическую помощь в изучении трудных вопросов правописания.
Ни одному родителю не хочется признавать, что он не любит своего ребенка. Однако некоторые родители и правда не любят собственных детей. И не имеет значения, сознательная эта нелюбовь или нет.
В большинстве случаев для того, чтобы определить любят ребенка или нет, достаточно просто посмотреть на него. Шрамы, нанесенные безучастными родителями, зачастую читаются в глазах детей. И хотя отсутствие любви к ребенку оправдать невозможно, существуют причины, которые порой действительно приводят к отсутствию этой естественной привязанности.
Иногда ребенок является нежелательным, а иногда он рожден от нелюбимого человека. Люди могут быть просто неготовыми к роли родителей или страдать от личных и непроработанных эмоциональных травм. Если в сердце или душе родителя нет места для его ребенка, он не сможет воспитывать его и заботиться о нем так, как должен. Он может отталкивать его, быть постоянно занятым или избегать выполнения родительских обязанностей.
Независимо от причины, дети не понимают, почему так происходит. Они видят, как их сверстники купаются в родительской любви, и задаются вопросом: «Почему я?». Как правило, ребенок может начать думать, что с ним что-то не так, раз родители его отталкивают.
Мир — страшное место, особенно для детей, не знающих семейного уюта и безопасности.
Детям нужна уверенность, а равнодушные родители просто не могут ее дать. Но еще хуже, когда последние не признают тот факт, что не дают своему ребенку любви. Они могут пытаться найти себе оправдание или вообще отрицать происходящее.
Бывает и так, что родители просто не хотят «портить» ребенка любовью. Якобы их холодность призвана не навредить ему, а сделать сильным. Однако пренебрежительное воспитание не помогает детям вырасти сильными. Наоборот, оно делает их неспособными справляться с эмоциями и строить в будущем нормальные отношения. Такие дети могут стать агрессивными, будучи злыми за все то, чего недополучили в детстве.
В некоторых случаях это превращается в порочный круг, когда пережитые страдания приводят к сознательному причинению боли окружающим. Другие нелюбящие родители могут винить во всем самого ребенка. Они говорят, что не могут с ним совладать или обвиняют детей в неуправляемости и жалуются, что не знают, что с ними делать.
Но суть такова, что ребенок пытается добиться внимания. А дети, жаждущие привязанности, внимания и любви, пытаются получить их всеми возможными способами. Их незрелый разум просто неспособен понять, почему родители их не любят.
Если ребенок страдает от отсутствия родительской любви, то это найдет свое выражение в следующих вещах:
Детям может быть трудно довериться взрослым, поскольку сама основа их доверия была подорвана их же родителями. Поэтому теперь им так сложно впустить кого-либо в свое сердце.
Дети, которых никогда не любили, и которые были лишены чувства безопасности в своем же доме, вырастут неуверенными в себе и боящимися многих вещей. У них может развиться боязнь темноты, животных и определенных ситуаций. А все потому, что их никто не научил контролировать свои эмоции и справляться с чувствами. Они боятся всех и вся.
Нелюбимые дети могут стать озлобленными и обиженными. Их поступки могут диктоваться порывами гнева или обидой на других детей за то, что родители их любят.
У нелюбимых детей развивается тревожность, вызванная желанием угодить всем вокруг. Больше всего на свете они жаждут любви, а потому в своих попытках сделать людей счастливыми они могут стать перфекционистами, надеясь, что в итоге их полюбят. А поскольку они никогда не чувствовали любви к себе, то ожидают только худшего, что лишь усугубляет состояние тревожности.
Дети, выросшие в семье, где их никто не любил, могут стать импульсивными и испытывать трудности с управлением эмоциями. Они будут действовать необдуманно, потому что другому их просто не научили.
У ребенка равнодушных родителей могут быть проблемы с концентрацией внимания и успеваемостью в школе.
Без родительской любви и внимания у детей не вырабатываются адекватные навыки социализации. Как результат, они могут пытаться изолироваться или спрятаться от других людей.
Ребенок, растущий в семье равнодушных родителей, может хаотично переключаться с одного интереса на другой, пытаясь найти то, что заполнит его внутреннюю пустоту. Из-за этого таким детям приходится очень сложно во многих сферах их жизни.
Мы все нуждаемся в любви и внимании. Мы жаждем объятий и близости. Без этой любви нашу психику поражает тьма. И с результатами этого поражения приходится иметь дело до конца своих дней.
Без родительской любви ребенок не узнает, что такое любить другого человека.
Любовь – это не бонус, а неотъемлемая часть нашего роста и развития, которую можно сравнить с едой и водой.
Родители редко открыто выбирают любимых или нелюбимых детей, и многие люди могут даже не поверить с первого раза, что родители действительно могут предпочитать одних детей другим. Однако, поверьте, это происходит куда чаще, чем вам кажется.
Нелюбимого ребенка можно распознать даже во взрослом возрасте с одного взгляда на его эмоциональные шрамы. Между любимым и принимаемым ребенком и ребенком нелюбимым есть весьма ощутимая разница.
Есть множество причин, по которым ребенок не получает от родителей любви, которой он заслуживает. Вот лишь две из них:
Как правило, дети не понимают, почему родители обращаются с ними подобным образом, обделяя их тем, в чем они острее всего нуждаются именно в этом возрасте. Нелюбимый ребенок воспринимает мир несправедливым и чувствует, будто он в нем совершенно один. В результате такой ребенок готов пойти буквально на все, чтобы изменить эти обстоятельства – и эта тенденция зачастую сохраняется и во взрослом возрасте.
Представьте, к примеру, что мама говорит: «Я так устала с ними возиться». Такое говорят очень многие мамы – из-за стресса, или, скажем, из-за того, что у них выдался плохой день. Так что это нормально, и многим из нас доводилось с подобным сталкиваться.
Но когда среди этих детей есть нелюбимый ребенок, вместо общего выражения «Я так устала с ними возиться», мама, зачастую прямо (или почти прямо) обвиняет в своей усталости такого ребенка, вызывая у него чувство вины. Как правило, на таких детей родители возлагают нереалистичные ожидания, или поручают им слишком большое количество обязанностей, в результате чего они вырабатывают навыки выживания и способны следить за собою куда раньше, чем сверстники. Многие нелюбимые дети оказываются чрезмерно молчаливыми, склонными к излишнему порядку в одежде и внешнем виде, и именно на них возлагается большая часть работы по дому.
Стоит таким детям хоть на волосок отклониться от образа «идеального» ребенка в глазах родителей (что сделать не просто, а очень просто), и родители вымещают на них свое раздражения, называя их неумехами и ни на что не способными. Мало-помалу ребенок начинает замечать, что любое его поведение может вызвать раздражение родителей, и что бы он ни делал, этого оказывается недостаточно для того, чтобы заслужить их принятие и любовь.
Естественно, что благодаря этому у них возникает и развивается сильное чувство вины и приобретенной беспомощности. Им начинает казаться, что неважно, что и как они делают, их все равно не оценят по достоинству – или, хуже того, что они ни на что не способны.
Когда ребенок чувствует себя нелюбимым, это разбивает ему сердце. Он не понимает, почему страдает, и почему родители ведут себя подобным образом. Из-за недостатка привязанности они часто обзаводятся целым букетом фобий и характерных черт поведения. Ниже вы найдете 11 наиболее распространенные признаков нелюбимого ребенка:
Все люди нуждаются в объятьях и внимании – особенно в детстве. И если вместо положительного внимания ребенок получает одну лишь критику и эмоциональную холодность, это может заставить почувствовать его нелюбимым. Поэтому всем родителям стоит крепко-накрепко усвоить, что даже если их ребенок был незапланированным, и они не были полностью готовы к его появлению, им все равно стоит попытаться сделать так, чтобы он чувствовал себя родным и любимым. Дети нуждаются в эмоциональном внимании ничуть не меньше, чем в еде или здоровом сне.
И если в детстве ребенок не получает достаточно любви и внимания, это может привести к тому, что у него не получается научиться любить самому – во многих случаях он даже не знает, что такое любовь. И потому, столкнувшись с любовью, направленной в его сторону, или, скажем, пытаясь построить романтические отношения, он чувствует себя одинокими, потерянными и «не в своей тарелке».
Если прямо сейчас вы гадаете о том, не являетесь ли вы или кто-то из вашего окружения одним из тех самых нелюбимых детей, есть определенные маркеры в поведении, позволяющие это понять. Вот они:
Когда ребенок чувствует, что его не любят и не уделяют ему достаточно внимания, ему очень непросто справиться с таким чувством, и это способно оказать крайне негативное влияние на его развитие и душевное здоровье. Поэтому родители должны делать все возможное, чтобы удостовериться в том, что этого не случится.
Именно родители во многом ответственны за формирование характера и личностных ценностей детей – так что старайтесь всегда хвалить своего ребенка за его достижения (любые достижения, даже незначительные), и открыто проявлять к нему любовь и привязанность. Кроме того, старайтесь как можно реже проявлять свою раздражительность и другие негативные чувства в присутствии детей, так как это тоже не самым лучшим способом сказывается на развитии их личности.
Запомните, если у вас есть дети, то каким будет их будущее, во многим зависит от вас. То, насколько эффективно вы контролируете собственные эмоции и как именно их проявляете, напрямую влияет на то, чему и как ваши дети научатся.
Что же касается взрослых людей, чувствующих себя нелюбимыми и одинокими, то… Порою всем нам нужно принять определенное решение и сделать сознательный выбор. Выбор любить себя так, как мы того заслуживаем, и позволить себе быть любимыми. Да, реализация этого выбора потребует от вас немалого терпения и затрат времени, но, поверьте, это более чем стоит того.
Вы вполне можете залечить раны на своей душе, если не только будете последовательно и старательно над этим работать, но еще и заручитесь помощью извне (поговорив об этом с вашими друзьями или психотерапевтом). Но в первую очередь вы должны примириться со своими внутренними демонами и начать двигаться вперед.
Вы достойны любви ничуть не меньше, чем все остальные.
Зачем мы превращаем квартиры в склады детских игрушек? Как прекратить нашествие ненужных кукол, мишек и машинок? И почему родители идут на поводу у детей, бессчетно скупая игрушки? На эти и другие вопросы ищет ответы журналист, мать двоих детей Евгения Бородина.
В детстве у меня была любимая игрушка – плюшевый заяц Бельчик, подаренный двоюродной сестрой. Мне нравилось в нем все: висячие ушки, круглый хвостик, трогательные лапки. Я обожала его больше других игрушек, которых, к слову, было не так уж много. Со временем белоснежная шерстка посерела и протерлась, но зайчик по-прежнему оставался любимцем.
Большинство современных детей из благополучных семей даже не вспомнят, с чем любили играть в раннем детстве. Множество игрушек хранится в квартирах, на балконах, на дачах. Контейнеры и ящики, набитые куклами, конструкторами, машинками, плюшевыми зверюшками, калейдоскопами, головоломками и прочим добром – примета нашего времени. Игрушки стали доступнее и покупаются без особых поводов.
Порадовать ребенка хочется уже не только в Новый год и день рождения. Как, по мнению современных родителей, обойти знаком внимания выпускной в саду, 1 сентября, болезненную прививку, первую пятерку, удачное выступление на конкурсе? Мы покупаем игрушки как награду за то, что ребенок хорошо себя вел в магазине, куда пришлось взять его с собой. Вздыхая, направляемся к кассе, потому что отпрыску понравилась мордочка этого мишки, а такой машинки у него еще не было. Игрушки приобретаются родителями, дарятся или отдаются родственниками и друзьями, выпрашиваются после просмотра мультфильмов, покупаются в качестве сувениров в поездках. Успокоить, утешить, наградить проще всего новой безделушкой. Вынужденный недостаток внимания к детям работающие родители тоже компенсируют покупкой новых игрушек.
На каком этапе приобретение игрушек перестало быть чем-то особенным? Когда потерялось ощущение праздника? Почему вещь быстро надоедает, а если ее убрать, ребенок даже не вспомнит о существовании исчезнувшей игрушки? Трудно долго радоваться машинке, если в понравившейся серии их несколько десятков. И модная кукла не будет пределом мечтаний, потому что завтра появится новая версия и дочке захочется именно ее. Популярный разноцветный конструктор, подаренный на Новый год, будоражит воображение ровно до того момента, пока в магазине или каталоге малышу не попадется на глаза следующий набор.
Современным детям бессмысленно задавать вопрос о любимой игрушке. В лучшем случае они назовут конструкторы «Лего», динозавров или слаймы. Во множественном числе. С одной стороны, это неплохо – показатель того, что малыши ни в чем не нуждаются, а мамы и папы способны их обеспечить. С другой – дети не знают цены вещам и родительским деньгам, не учатся дорожить ими, не включают воображение. Зачем пришивать хвост плюшевой собачке, если можно купить новую? Надо ли конструировать кукле оригинальный наряд, когда можно просто купить другую, в новом платье? Стоит ли придумывать свою модель машинки из разобранного конструктора, когда производители уже выпустили новый набор с инструкцией и оригинальными детальками.
Понимание того, что квартиру не стоит превращать в филиал магазина игрушек, рано или поздно приходит ко всем родителям. К этому времени уже совершены классические ошибки. Например, куплена и нещадно разодрана двухлеткой красивая коллекционная кукла. Или разбросаны и потеряны детали радиоуправляемой железной дороги, которую было бы уместнее подарить сыну не в три года, а значительно позже. Отдельная тема – своеобразное соревнование родителей, у кого из детей круче «настолки» и «развивашки».
Обычно родители берут себя в руки, когда в семье появляется второй ребенок, как это было в нашей семье. Во-первых, много игрушек остается от первенца. Во-вторых, взрослые уже научились не идти у малыша на поводу и уметь с ним договариваться. В-третьих, поскольку расходы увеличиваются, приходится разумнее подходить к тратам и исключать спонтанные покупки. Однако некоторые и тут умудряются не сбавлять темп, потому что переживают, что младший ребенок будет в чем-то обделен по сравнению со старшим.
Но счастливое детство не синоним обладания огромным количеством вещей. И добрый родитель – это не только тот, кто заваливает чадо подарками. Дети будут гораздо счастливее, если мама и папа не купят им очередной пылесборник, а найдут время для совместной игры.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется нелюбимая ребенком игрушка, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется нелюбимая ребенком игрушка", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.