Программа самообразования воспитателя
МАРИНА СМИРНОВА
Программа самообразования воспитателя
Чтобы выполнить большой и важный труд,
необходимы две вещи:
ясный план и ограниченное время».
План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего профессионального роста. В плане содержится программа методической деятельности на один или несколько лет
При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.
Тему предлагает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.
Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете,будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:
• Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.
• Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так,к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).
Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.
Как выглядит план самообразования воспитателя?
План работы по самообразованию,или План профессионального роста выглядит следующим образом:
Тит.Лист: Программа самообразования педагога на___год.
Программа самообразования воспитателя. Этапы работы над планом самообразования
Лариса Рыбнова
Программа самообразования воспитателя. Этапы работы над планом самообразования
Чтобы выполнить большой и важный труд,
необходимы две вещи:
ясный план и ограниченное время».
План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего профессионального роста. В плане содержится программа методической деятельности на один или несколько лет
Этапы работы над планом самообразования
План самообразования воспитателяможно разделить на несколько частей:
1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.
2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?
3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?
4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?
5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.
6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.
7. Результат работы по теме согласно диагностике.
8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?
9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.
10. Подведение итогов самообразования.
При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.
Тему предлагает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.
Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете,будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:
• Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.
• Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так,к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).
Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.
• Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
•Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
•Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
•Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».
•Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.
Как выглядит план самообразования воспитателя?
План работы по самообразованию, или Планпрофессионального роста выглядит следующим образом:
Тит.Лист: Программа самообразования педагога на___год.
(стаж педагогической работы)
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме___
• Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет);
• Разработать и реализовать___ (стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.)
• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
• Организовать работу кружка, «Семейной гостиной» и т. д.
• Оформить в группе центр активности (или мини-центр, мини-музей и т. д)
•Обобщить свой педагогический опыт и распостранить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: ___ (выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов)
Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)
• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
• Разработка и внедрение системы работы с детьми по ___
• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ. (Создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе)
• Обогащение предметно-пространственной среды
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СМООБРАЗОВАНИЮ:
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию
2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)
3. Собственные методические наработки (разработкапрактических материалов по проблеме: перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т. д)
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)
5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распостранение)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Этапы реализации программы Основные мероприятия программы Срок исполнения
1. этап 1. Составление библиографии по теме самообразования.
2 Планирование работы по самообразованию
2. Этап 1. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме___
2. Подготовка и проведение педагогической диагностики
3 этап Составление перспективных планов по ___
Разработка конспектов___
Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.
4. этап Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)
5 этап Обобщение и распространению педагогического опыта по проблеме
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
4. Выставка работ.
5. Оформление сборника консультаций для родителей.
6 Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников
Автор, название, год издания, издательство.
Отчет по теме самообразования «Организация мини-музеев в ДОО» Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя.
Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.
Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности — в деятельности.
План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.
План самообразования на 2016–2017 уч. год План самообразования на 2016-2017 уч. годТема: «Развитие мелкой моторики детей второй младшей группы».Актуальность В. А. Сухомлинский говорил:.
План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.
План самообразования воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Пугачёва Саратовской области» План самообразования воспитателя.
Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.
Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.
Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС до
Светлана Шипунова
Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС до
Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС: темы и план работы
Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС ДО?
Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.
Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.
В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.
Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.
После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.
Здесь отлично подойдёт технология SMART,по которой цели должны быть:
• S (specific) – конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
• M (measurable) – измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
• A (achievable) – достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
• R (realistic) – актуальными, соответствующими реалиям современного мира.Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
• T (Time-related) – ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.
Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.
Построение плана самообразования воспитателя
Составить план и действовать по нему – значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.
План по сообразованию воспитателя в ДОУ:
1. Постановка цели и определение задач.
3. Учебная деятельность – изучение методической литературы по выбранной теме.
4. Практическая деятельность – подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
5. Подведение итогов – заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.
Как выбрать тему для самообразования?
Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.
При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОСдошкольного образования:
Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС
В основе этого списка примерных тем лежит игра – это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОСмогут быть следующими:
• Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
• Игра как средство общения дошкольников.
• Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
• Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
• Игра как средство образовательной деятельности.
• Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
• Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
• Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
• Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
• Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
• Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.
Кроме тем по конкретному направлению,можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:
•Качество дошкольного образования: критерии оценки
• Моделирование развивающей среды в ДОУ;
• Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями.
Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.
Возможные проблемы в самообразовании и пути решения
1. Тяжело определить и сформулировать тему.
Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.
2. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.
Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.
3. Трудно осмыслить прочитанный материал.
Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия – это поможет систематизировать информацию. Ментальные карты или интеллект-карты – это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков. Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.
Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка.
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила воспитатель- Прасолова Елена.
Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов в ДОУ» Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов ДОУ». Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование.
Консультация «Самообразование педагогов в ДОУ» Советы по организации самообразования Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих.
Реализация ФГОС в работе воспитателя (из опыта работы) С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Понимая актуальность введения.
Самообразование педагогов ДОУ Советы по организации самообразования Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих.
Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.
Самообразование «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО». 1. Актуальность инклюзивного образования в ДОУ.
Самообразование воспитателя логопедической группы «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Самообразование воспитателя логопедической группы на 2018 – 2019 учебный год Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного.
Самообразование воспитателя по экологическому воспитанию в средней группе «Развитие экологических представлений у детей» Тема самообразования: «Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста». Цель: формирование экологической культуры.