Туча (А.С. Пушкин)
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Стихотворение «Туча», написанное Александром Пушкиным весной 1835 года, относится к позднему периоду его творчества.
История создания произведения
Дата написания Александром Сергеевичем Пушкиным стихотворения «Туча» достоверно известна: 13 апреля 1835 г. Да и когда еще, как не весной мог поэт описать природу после грозы. Известно, что на следующий день Пушкин должен был отправиться на прием к Бенкендорфу. Александр Сергеевич подал прошение на издание газеты и ждал от шефа жандармов разрешения.
Чувство неизвестности, тревожно радостное ожидание, вера, в лучший исход задуманного вылились в это замечательное произведение.
1835-37 годы – это пора творческой зрелости Пушкина как литератора. В этот период Александр Сергеевич мало пишет стихов для печати. Стихи для него становятся выражением его настроения. И тут трудно не согласиться с Белинским, который заметил, что стихотворение «Туча» — это образец «пушкинского созерцания природы». Однажды, после затяжного и освежающего дождя поэт увидел задержавшуюся на чистом небосклоне, тучку. Эта картина послужила темой для создания лирической зарисовки.
Стихотворение было впервые напечатано в «Московском наблюдателе». Журнал был создан в том же 1835 году, и Пушкин стал одним из первых его авторов. Журнал просуществовал всего 4 года.
Анализ стихотворения
Стихотворение «Туча» – это лирико-эпическое произведение, написанное в жанре послания. По тематической направленности стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Надо заметить, что в метком и точном описании природы Пушкину не было равных в русской поэзии того времени.
Композиция и построение стиха
Стихотворение «Последняя туча рассеянной бури! » состоит из трех строф-катренов, 12 строк. Рифмы парные. Первая пара строк в каждой строфе с женскими рифмами, вторая – с мужскими. Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием.
Композиционно стихотворение состоит из двух частей. В первой части Пушкин описывает тучу, говорит о ее благодатном действии. Во второй части, которая занимает всего одну строфу поэт просит ее скрыться, прогоняет тучу.
Тема и идея стихотворения
Тема и идея стихотворения «Туча» – это описание картинки природы после дождя. Здесь нет никаких скрытых идей, никаких намеков. В этом стихотворении почти нет анахронизмов (устаревших слов), придающих литературным произведениям того времени официозность и торжественность. Лишь одно слово «древес». Но при этом нежно-трогательно звучит слово «листочки», которое смягчает тяжеловесность последующего слова.
Правда, некоторые критики усматривают в этом послании к задержавшейся на небе туче, скрытую мысль. Они полагают, что автор хочет сказать о непостоянстве нашего бытия, в котором бывают и бури с грозами, и ясные солнечные дни. Может быть, Александр Пушкин ничего подобного и не подразумевал, когда писал это лирическое послание. Но всякое литературное произведение тем и замечательно, что оно будит мысль, вызывает ассоциации, заставляет размышлять и делать выводы.
Средства художественной выразительности
В стихотворении, как и в любом пейзаже обязательно присутствуют выраженные словами краски или тропы:
В первой строфе автор применил анафору. Слово «одна» повторяется в трех строках. Во второй строфе повторяется союз «и». В стихотворении «Туча» для усиления выразительности картины имеются антитезы: унылая-ликующий.
Как пишется последняя туча рассеянной бури
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Стихотворение и анализ «Туча»
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Краткое содержание
Иман Малеки. Две тучи. 2010
Стихотворение «Туча» Александр Сергеевич Пушкин написал весной 1835 года. Это был уже поздний период его творчества, и в сочинениях этой поры все меньше ощущалось влияние романтизма. Последним произведением этого направления стала поэма «Цыганы». После ее написания Пушкин окончательно утвердился в литературе, как поэт-реалист. Несмотря на это, «Тучу», все-таки, стоит рассматривать, как пейзажную лирику, выдержанную в романтическом стиле.
Этот очередной шедевр можно назвать гимном внезапно налетевшей, кратковременной летней буре. Уже в первых строках автор, словно с одушевленным существом, беседует с тучей. Он обращается к ней с упреком и обвиняет в том, что она своим присутствием затмевает ясный, погожий день. Непогода уже в прошлом, снова сияет солнце, и только туча на фоне лазурного неба омрачает жизнерадостную картину.
Во второй части автор немного смягчается. Вспоминая грозу и молнии, которые обвивались вокруг тучи, он справедливо отмечает, что она освежила воздух, «и алчную землю поила дождем». В тот момент она представляла собой величественную и жестокую повелительницу небес.
В третьем четверостишии поэт снова повышает тональность своего обращения. Он просит ее «сокрыться», потому что уже ничто не предвещает очередной грозы, и ее миссия выполнена. Даже ветер гонит ее со спокойного неба. Природа обновилась, все омыто дождем, везде царят умиротворение и покой. Поэтому туче уже не место среди этой гармонии.
Анализ
История создания
Стихотворение было написано 13 апреля 1835 года. На следующий день у поэта была назначена встреча с шефом жандармов Бенкендорфом, который должен был решить судьбу его прошения на издание газеты. Скорее всего, в период этого тревожного ожидания поэт и стал свидетелем разыгравшейся бури, и у него возникла мысль описать эту послегрозовую картину. Задержавшаяся на небе тучка стала героиней этого лирического стихотворения.
В,Г. Белинский назвал «Тучу» образцом «пушкинского созерцания природы». Оно стало одним из первых произведений, напечатанных в новом журнале «Московский наблюдатель», в 1835 году. К сожалению, судьба журнала оказалась короткой – он просуществовал всего четыре года, в отличие от стихотворения, которое живо до сих пор.
Персонажи и образы
Главные персонажи произведения – лирический герой и туча. Последняя выступает в роли незваного гостя, от которого хотят побыстрее избавиться. Герой радуется окончанию ненастья и лазурному, ясному небу. Но задержавшаяся на нем туча мешает наслаждаться умиротворенной природой.
Кроме тучи в стихотворении присутствуют образы грома, ветра, дождя, неба, при описании которых автор подразумевает, что в природе всему находится место, и все имеет свою очередность. Буря сменяется грозой, на смену которой, в свою очередь, приходит ясный, погожий день. Таким образом, герой стремится к покою и свету после разбушевавшейся стихии, что нужно понимать не иначе, как усталость от переживаний и накала страстей. Изгоняя тучу, автор избавляется от того негатива, который до сих пор омрачал его настроение.
В стихотворении вполне могло отразиться воспоминание о восстании на Сенатской площади, с момента которого прошло уже десять лет. Здесь также проходит параллель с образом тучи: несмотря на то, что она уже выполнила свою миссию и теперь выступает в роли изгнанницы, ее можно рассматривать, как важное явление. Принято считать, что на смену грозе непременно приходит ясная погода, и пример с декабристами, которые своим выступлением вызвали определенные потрясения в обществе, этому подтверждение.
Символично, что после грозы туче предстоит бесследно рассеяться, как и восстанию, которое было жестоко подавлено. Равнодушие общества к судьбе декабристов Пушкину, возможно, представлялось землей, которая получила долгожданную влагу. Но, как только буря сменилась солнечным днем, туча была изгнана в небытие в виду своей ненужности.
Композиция
Стихотворение композиционно делится на три части – три катрена (четверостишия). Первый катрен можно назвать кульминацией всего повествования. Экспрессивно окрашенное обращение героя к туче, главной героине этого вводного четверостишия, задает тон всему произведению. Второй катрен – воспоминание о буре, в котором звучит невольное восхищение тучей. Третье четверостишие наполнено спокойствием. Эмоции героя улеглись, и он просит тучу удалиться. На этом автор заканчивает повествование, финал которого оказался очень логичным.
Стихотворение относится к пейзажной лирике, три строфы-обращения к природе позволяют приобщить его к этому роду литературы. По жанру оно больше напоминает послание. Черты реализма, свойственные позднему творчеству поэта, уступают место романтическим описаниям. Таким образом, произведение можно охарактеризовать, как романтическое послание с ярко-выраженной принадлежностью к пейзажной лирике.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении автор использует четырехстопный амфибрахий, который в сочетании с большим количеством союзов обеспечивает плавное, размеренное повествование. Женские и мужские рифмы попарно чередуются друг с другом: первые две строчки каждого катрена имеют женские рифмы, следующие две – мужские.
В тексте очень много эпитетов. Одни служат для описания ненастья: «унылая тень», «рассеянная буря», «таинственный гром». Другие изображают природу в состоянии покоя: «ясная лазурь», «ликующий день», «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике.
Меткие и выразительные олицетворения помогают автору оживить природу: «молния обвивала», «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит». Особенно часто этот троп используется при описании тучи: «несешься», «наводишь», «печалишь», «облегала», «издавала», «поила».
Присутствуют в стихотворении и метафоры: «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «успокоенных небес». Антитеза «унылая – ликующий» также служит для придания большей выразительности. Стихотворение не содержит устаревших слов, которые были характерны для произведений того времени и придавали тексту официальность и торжественность. Единственным исключением здесь является слово «древес», но в сочетании с ласкательной формой существительного «листочки» оно не выполняет здесь такой функции.
Проблематика и основная идея произведения
Главная тема стихотворения – человек и природа. Герой произведения становится свидетелем происходящих в ней изменений. Сначала он наблюдает за тем, как развивается буря, затем восхищается яркой картиной обновления. Образ земли сравним с человеком, который также полон жажды покоя и стремится освободиться от тревожащих его мыслей.
Мимолетно затрагивается в тексте тема одиночества, но она не является главной – одинокая тучка прогоняется набежавшим ветерком. В целом, все стихотворение, за исключением второго катрена, проникнуто умиротворением. Так автор соотносит тему с настроением человека – негативные эмоции всегда сменяются состояние покоя.
Таким образом, это выразительное и красивое стихотворение говорит о том, что в природе ничто не может оставаться неизменным. После дождя всегда появляется солнце. То же происходит и с человеком: проходит время, и заканчиваются все проблемы и неприятности, наступает ощущение легкости, прилив жизненной энергии. Буря в природе – это те же проблемы в человеческом мире. Нужно набраться терпения и сил, чтобы переждать ее, избавиться от всего негативного и разрушительного. Наступление солнечного дня нужно воспринимать, как личную одержанную победу.
Александр Пушкин — Туча: Стих
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Анализ стихотворения «Туча» Пушкина
Стихотворение «Туча» (1835 г.) является блестящим образцом пейзажной лирики Пушкина. В нем он использует прием олицетворения, обращаясь к туче, как к живому существу. Благодаря этому стихотворение обладает большой выразительностью и художественной красотой.
По поводу скрытого смысла произведения существует две точки зрения. Первая связана с романтическим толкованием образа тучи. Поэты-романтики считали тучи символами житейских проблем и несчастий, которые собираются над головой человека. Сгущение туч означало непосредственную опасность. Буря с громом и молнией символизировала борьбу романтического героя с враждебными силами. Также непогода связывалась с отрицательными эмоциями, захлестывающими душу человека. Но погода – быстро меняющееся явление. На смену буре приходит ясный солнечный день. Так же и человек находит в себе силы, чтобы справиться со своими проблемами. Изгнав из своего сердца страх и ненависть, он вновь испытывает радостные и светлые чувства. В нем просыпаются новые жизненные силы. После прошедшего урагана все человеческие ощущения наполняются особой свежестью восприятия.
Согласно другой точке зрения стихотворение посвящено десятилетию со дня восстания декабристов («рассеянная буря»). Декабристы рассматриваются в качестве необходимого обществу сотрясения. Поэт полностью разделял взгляды восставших, поэтому туча «издавала таинственный гром» и «поила дождем» истосковавшуюся по влаге землю. «Таинственный гром» и «дождь» — идеи декабристов о справедливом общественном устройстве. Они должны были повлиять на человеческое общество («алчную землю»), направить его на правильный путь. Восстание провалилось, и декабристы, подобно тучам, были рассеяны. Общество успокоилось, и вновь воцарилось мнимое благополучие. Идеалы декабристов и их мятеж подверглись осуждению. Пушкин остается верен этим идеалам, поэтому сравнивает себя с последней тучей. Он испытывал неудовлетворение, поэтому среди беззаботного общества («ликующий день») казался странно и подозрительно задумчивым («наводишь унылую тень»).
Независимо от того, какой смысл вкладывал в стихотворение сам Пушкин, оно является прекрасным произведением, посвященным природе. Кроме олицетворения поэт удачно применяет антитезу, противопоставляя картину грозной бури спокойному дню. Очень ярко выглядит образ именно последней тучи, которая становится пограничным явлением между двумя противоположными состояниями природы.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Туча»
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Сочетание этих согласных очень удачно. Благодаря этому приему читателю кажется, что лирический герой произносит эти слова легко, нараспев; они словно музыка льются из его сердца.
Своеобразен синтаксис стихотворения. В первых двух абзацах наблюдаем анафору:
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день…
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Анафора «одна ты» задает стихотворению определенный ритм. За троекратным повтором слов звучит упрек и негодование. Анафора на «И» показывает нанизывание простых предложений в составе сложного. Такая стилистическая фигура называется многосоюзием. Троекратное употребление союза здесь не случайно, а намеренно. Благодаря этому приему речь замедляется вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
В тексте два восклицательных предложения, причем первое из них номинативное. Это предложение-обращение «Последняя туча рассеянной бури!». Второе – побудительное восклицательное предложение «Довольно, сокройся!». Риторическое обращение и риторическое восклицание создают содержательный центр произведения, передают настроение поэта, испытывающего чувство негодования по отношению к тем, кто лишает его возможности свободно творить.
Предложения первого абзаца построены четко и лаконично, по определенной схеме: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены (определение – дополнение).
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Такая же строгость в построение предложений наблюдается и в последней строфе: подлежащее-сказуемое:
… Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась…
Целостность текста достигается благодаря сочинительным союзам «и», а также бессоюзным предложениям, соединенным по смыслу.
В тексте присутствуют эпитеты, обозначающие внутреннее состояние: «последняя туча», « рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «с успокоенных небес». Своеобразен эпитет «алчную землю». Чтобы усилить впечатление читателя, поэт использует гиперболизированное слово «алчную». Перед нами предстает преувеличенная жадность, желание, что-либо поглотить. Неожиданная сочетаемость лексико-семантических слов ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром наполняет их новым содержанием.
Одушевленность тучи проступает не только в четком пейзажно-символическом характере стихотворения, но и в наличии олицетворений «ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты облегала», «молния. обвивала», «ты издавала… поила», «ветер… гонит», «земля освежилась», «пора миновалась». Туча – это живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.
Таким образом, эта лирическая миниатюра – возможность поговорить о мире человека, его душе. Проанализировав текст, нетрудно заметить, что в основе стихотворения лежит прием иносказания – аллегория. В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту. Лексические средства, синтаксические конструкции, морфологические особенности, средства выразительности содействуют этому, делают текст более богатым и неповторимым. Метрика, рифма и тип рифмовки вводят в стихотворение элемент философского размышления.